Технологическое проектирование участка по техническому обслуживанию и ремонту двигателей грузовых автомобилей

Курсовой проект

Наименование показателя

Значение показателя

Марка подвижного состава

Количество автомобилей

Среднесуточный пробег, км

Пробег автомобилей с начала эксплуатации тыс. км.

Рабочих дней в неделю

Продолжительность смены час.

Количество смен

Число работы СТО в году дней

Число дней работы в году(Драб.г)

Проектируемый участок

Число работы СТО в году дней

Число дней работы в году(Драб.г)

ГАЗ-3307

10

112

75

5

8

2

255

365

Ремонт грузовых автомобилей

255

365

ЗИЛ-5301

15

83

393

5

8

2

255

365

255

365

КАМАЗ-5410

25

94

358

5

8

2

255

365

255

365

Категория условий эксплуатации 3, асфальтобетонное покрытие, равнинный тип местности

Климатические условия эксплуатации: климат умеренный

Марка автомобиля

Периодичность ТО- 1

Периодичность ТО- 2

ВАЗ-2110

5000

20000

ГАЗ-3110, 3102

5000

20000

УАЗ-31512

4000

16000

ГАЗ-3302, 2705, 2752

10000

20000

УАЗ-3741, 3962,3303,3909

4000

16000

УАЗ-2206

4000

16000

ГАЗ-32213

10000

20000

ГАЗ-3307, 3309

5000

20000

ГАЗ-66-11

5000

20000

ЗИЛ-5301,431410,433100

4000

16000

УРАЛ-4320,5557

4000

16000

КАМАЗ-5320,53212,55102,5410,54112

4000

12000

КРАЗ-6510

4000

16000

ЗИЛ-131Н

4000

16000

МАЗ-5551

5000

20000

МАЗ-53371,533360

8000

24000

МАЗ-5432,6422

5000

20000

МАЗ-54322,54323

8000

24000

МАЗ-64227,64229

8000

24000

ОДАЗ-9370 (полуприцеп к КАМАЗ-5410)

4000

12000

Периодичность ТО-1 и ТО-2 в км для автотранспортных средств, не вошедших в таблицу 1 (более ранних выпусков), регламентируются Положением о ТО и ремонте (1 часть) и приведена ниже:

Легковые автомобили

4000

16000

автобусы

3500

14000

Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей

3000

12000

Условия корректирования нормативов

Значение коэффициентов, корректирующих пробег до КР

Ресурс или пробег до КР

Периодичность ТО-1, ТО -2

Простой в ТО-1 и ТР

Трудоемкость

ЕО

ТО-1,ТО-2

ТР

Коэффициент К 1

Условия эксплуатации 3

0,8

0,8

1,2

КоэффициентК 2

Базовая модель

1,0

1,1

1,25

1,25

1,25

Коэффициент К 3

Климат умеренный

1,0

1,0

1,0

Коэффициент К 4

Количество подвижного состава от 50 до 100

1,19

1,19

Коэффициент К 5

Условия хранения подвижного состава

1,0

Тип подвижного состава

Порстой в ТО и ТР на автопредприятии Дто, тр дней/ 1000км

Простой в КР на специализированном ремонтном предприятии Дкр, дней

Легковые автомобили

0,3 — 0,4

18

Автобусы особо малого, среднего класса

0,4 — 0,5

20

Автобусы большого класса

0, 5 — 0,6

20

ОТ 5т и более

0,5 — 0,6

22

Прицепы и полуприцепы

0,1 — 0,15

Модель — представитель

Ресурс или пробег до КР не менее тыс. км

Нормативная трудоёмкость

ЕОс чел.час

ТО-1 чел.ч

ТО — 2 чел.ч

ТР чел.ч/1000км

Легковые (малого класса)

150

0,2

2,6

10,5

1,8

Легковые (среднего класса)

400

0,25

3,4

13,5

2,1

Автобусы (особо малого класса)

350

0,25

4,5

18,0

2,8

Автобусы (малого класса)

400

0,30

6,0

24,0

3,0

Автобусы (среднего класса)

500

0,40

7,5

30,0

3,8

Автобусы большого класса)

500

0,50

9,0

36,0

4,2

0,5 -1,0

150

0,20

1,8

7,2

1,55

1,0-3,0

175

0,30

3,0

12,0

2,0

3,0-5,0

300

0,30

3,6

14,4

3.0

5,0-8,0

450

0,30

3,6

14,4

3,4

6,0-8,0 дизели

300

0,35

5,7

21,6

5,0

8,0-10,0

300

0,40

7,5

24,0

5,5

10,0-16,0

300

0,50

7,8

31,2

6,1

Одноосные до 12

300

0,10

2,1

8,4

1,15

Двухосные до 14

300

0,15

2,2

8,8

1,25

Многоосные свыше 20

320

0,15

3,0

12,0

1,70

С целью обеспечения высокого качества выполнения профилактических работ в установленном объеме, равномерной загрузки исполнителей и повышения производительности труда объем сопутствующих работ, проводимых при техническом обслуживании, ограничивается. Суммарная трудоемкость операций сопутствующего ремонта не должна превышать 20% от трудоемкости соответствующего вида технического обслуживания.

Годовой объем работ сопутствующего ремонта:

Тсоп г = 0,2 * (Тто-1 г + Тто-2 г), (16)

Тсоп г =0,2 * (2916,85+5268.16)=1637 чел.ч

Распределение годового объема работ сопутствующего ремонта по соответствующим видам ТО:

Тто-1 соп г = 0,2 * Тсоп г, (17)

Тто-2 соп г = 0,8 * Тсоп г, (18)

Тто-1 соп г =0,2*1637=327,4 чел.ч

Тто-2 соп г =0,8*1637=1309,6 чел.ч

ремонт двигатель грузовой автомобиль

Организация текущего ремонта подвижного состава является одной из наиболее актуальных задач АТО. Простои автомобилей в ремонте и ожидании его очень высоки, вследствие чего до 25% автомобильного парка ежедневно не выпускается на линию. Снижение качества ТР вследствие его слабой организации ведет к уменьшению межремонтных пробегов и, следовательно, к росту объема ТР. На рисунке 1 представлена схема процесса ТР автомобилей.

Следовательно, важнейшей задачей организации ремонта является снижение времени простоя автомобилей в ТР и его ожидании.

В обеспечении качества ТР особую роль играет установление прямой связи между результатами труда и заработной платы персонала. Кроме того, дополнительным условием своевременного выполнения ТР является наличие на складах АТО фонда оборотных агрегатов, узлов и механизмов, а также необходимых материалов, деталей и приборов.

Текущий ремонт автомобиля производится одним из двух методов: агрегатным или индивидуальным.

При агрегатном методе ремонт автомобилей производится путем замены неисправных агрегатов исправными.

Неисправные агрегаты после ремонта поступают в оборотный фонд. В том случае, когда неисправность агрегата, узла, механизма или детали целесообразнее устранить непосредственно на автомобиле в межсменное время (когда для производства ремонта достаточно межсменного времени).

замены обычно не производят.

Агрегатный метод позволяет сократить время простоя автомобиля в ремонте, поскольку замена неисправных агрегатов и узлов на исправные, как правило, требует меньшего времени, чем демонтажно-монтажные работы, производимые без обезличивания агрегатов и узлов.

При агрегатном методе ремонта возможно, а часто и целесообразно ремонт агрегатов, механизмов, узлов и систем производить вне данной организации, в специализированных ремонтных организациях (или АТО).

При индивидуальном методе ремонта агрегаты не обезличиваются. Снятые с автомобиля неисправные агрегаты (узлы) после восстановления ставят на тот же автомобиль. При этом время простоя автомобиля в ТР больше, чем при агрегатном методе. В этом случае ресурс агрегатов, утлой и деталей используется в большей мере, так как достигается лучшая соосность и подгонка в посадочных местах.

Организация производства в зонах ТР АТО возможна на основе двух методов: универсальных и специализированных постов.

Метод универсальных постов предусматривает выполнение работ на одном посту рабочими-универсалами высокой квалификации.

Метод специализированных постов предусматривает выполнение работ на нескольких, специализированных для выполнения определенного вида работ (по двигателю, трансмиссии и д.р.) постах.

Рисунок 1 — Схема процесса текущего ремонта автомобилей

Универсальный пост ТР обычно представляет собой осмотровую канаву, оснащенную оборудованием, обеспечивающим выполнение любых работ ТР на автомобиле.

Каждый специализированный пост оснащается оборудованием в соответствии с характером выполняемых на нем работ. Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребности в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих, повысить качество работ и производительность труда на 20…40 %.

Рабочие места для замены и ТР двигателей грузовых автомобилей, как правило, организуют на изолированных стандартных осмотровых тупиковых канавах.

Специализированные рабочие посты для ТР двигателей могут быть двух типов: для снятия и установки двигателей и для ТР двигателей на автомобилях. Они различаются оснащением и числом одновременно работающих исполнителей.

Рабочий пост для ТР двигателей целесообразно размещать вблизи моторного (агрегатного) участка, рядом с участком комплектования, проверки и обкатки двигателей. Пост целесообразно оснастить диагностическим оборудованием для обеспечения- контроля и регулировки после проведения работ ТР. Узлы и детали двигателя, снимаемые при текущем ремонте (головка блока, водяной насос, клапаны, пружины и т.д.), очищают и ремонтируют в моторном (агрегатном) участке.

Рабочие посты, специализированные по ремонту других агрегатов и систем, организуют аналогично универсальным постам, но со специализацией оборудования. Специфика ТР газовой аппаратуры требует создания специализированных постов и организации работы на них специальных ремонтных рабочих.

В числе специализированных постов создаются и оснащаются посты

для производства ряда диагностических и регулировочных работ. Необходимость их организации вызвана применением при выполнении работ текущего ремонта специального диагностического оборудования.

К таким постам, организуемым исходя из экономических соображений и повышения качества работ, относятся:

  • посты диагностики и регулировки тормозов автомобилей, оборудованные роликовыми тормозными стендами;
  • посты диагностики и регулирования углов установки колес автомобилей, оборудуемые оптическими стендами.

При организации технологических процессов на производственных участках учитывают следующие принципы:

1) специализация производственных участков производится по технологии работ (слесарные, кузнечные, сварочные, малярные и т.д.) и по группам агрегатов, узлов, деталей автомобиля (агрегатные, электротехнические, аккумуляторные и т.д.);

2) обеспечение коротких производственных связей между зоной ТР и каждым производственным участком (складами запасных частей, агрегатов и участками), которых стремятся добиться при организации производственных участков;

3) обеспечение технологической последовательности операций текущего ремонта автомобилей.

Организация работы в каждом производственном участке производится в соответствии с технологической последовательностью операций ТР. Принятая технологическая последовательность определяет выработку организационных и планировочных решений производственных участков по ТР автомобилей. Примеры решений далее представлены по участкам и отделениям.

Перед началом работы под автомобилем, установленном на посту технического обслуживания, на видном месте вынести табличку с надписью «Двигатель не пускать, работают люди». Под колёса установить упоры, а автомобиль установить на низшую передачу. Необходимо проверить нет утечки масла, топлива, электролита и охлаждающей жидкости.

При любых работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей-самосвалов с поднятым кузовом необходимо ставить упоры, предохраняющие кузов от самовольного опускания. Работать не выполнив этого требования категорически запрещается.

Во время работы не класть инструмент и детали на раму, подножки и другие части автомобиля, откуда они могут упасть на работающего. Находясь под автомобилем, не курит и не зажигать и не пользоваться открытым огня.

Шиномонтажные работы необходимо выполнять только в установленных местах, строго соблюдать правила техники безопасности. Накачивать смонтированную шину воздухом обязательно в ограждении, предохраняющем от ушиба при срыве замочного кольца.

Тормозную систему проверять на специально отведённой площадке.

При работе с бензином и охлаждающей жидкостью необходимо помнить, что бензин — это огнеопасное вещество. Особую осторожность нужно соблюдать с тарой, так как при соприкосновении с открытым огнём, имеющиеся в таре пары бензина воспламеняются и вызывают взрыв. Содержащийся тетраэтил свинец в бензине является сильным ядом. В случае попадания этилированного бензина на кожу необходимо это место промыть вначале керосином, а затем тёплой водой с мылом.

Пролитые на пол топливо, масло и прочие горюче — смазочные материалы необходимо сразу убрать на случай возникновения пожара, засыпают песком или опилками после чего его удаляют.

Рабочее место слесаря по ремонту автомобилей должно быть достаточно освещено. Но освещение должно быть расположено таким образом, чтобы не ослеплял рабочего.

Запрещается наращивать ключи трубами и прочими подручными средствами. При сборочных работах запрещается проверять совпадения отверстий пальцем, для этого не обходимо использовать специальные бородки, ломики или монтажные крючки. Необходимо при ремонтных работах пользоваться только исправным инструментом. Запрещается использовать молотки с трещинами на рукоятках, зубила со сколами и т.д.

Во время разборки и сборки узлов, агрегатов следует применять специальные ключи и съёмники. Трудно отворачиваемые гайки нужно сначала смочить керосином а затем отвернуть ключом.

Также необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.