Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО «Федеральная пассажирская компания»

Отчет по практике

1. Имущественный комплекс;

2. Операционная деятельность;

3. Международная деятельность;

4. Инвестиционная программа;

5. Научно-техническое развитие;

6. Управление рисками [5].

Имущественный комплекс Компании сформирован при создании ОАО «ФПК» в соответствии с договором о создании от 2 декабря 2009 года № 2009-01 с учетом ведения дополнительной эмиссии акций в 2011 году.

Недвижимое имущество ОАО «ФПК» по состоянию на 31 декабря исследуемого года с учетом выбывшего имущества включает в себя 2815 объектов, рыночная стоимость которых составляет 36,52 млрд. руб., в том числе производственные площади вагонных депо, ремонтные цеха, вагоноремонтные комплексы и другие вспомогательные объекты, используемые для производства работ по экипировке, техническому обслуживанию и ремонту вагонов.

В настоящее время все новые пассажирские вагоны производства Тверского вагоностроительного завода изготавливаются с кузовом из нержавеющей стали. Срок службы таких вагонов 28-40 лет.

Все новые пассажирские вагоны оснащены установками кондиционирования воздуха и экологически чистыми туалетными комплексами. Вагоны оборудованы системами контроля безопасности и связи поезда, накопления и передачи диагностической информации, контроля, управления доступом и охраны пассажирского поезда.

Операционная деятельность:

— безопасность движения поездов: за исследуемый год структурными подразделениями филиалов ОАО «ФПК» достигнуто снижение более чем на 20% количества событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, допущено 31 событие.

В целях повышения уровня безопасности движения, своевременного выявления рисков и угроз устойчивой работы подвижного состава были разработаны и утверждены «организационно-технические мероприятия по повышению уровня профилактической работы, направленной на предупреждение нарушений безопасности движения в ОАО «ФПК» на расчетный год».

  • корпоративная и транспортная безопасность: деятельность ОАО «ФПК» по обеспечению корпоративной безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
  • а) Обеспечение экономической безопасности и контроля корпоративны связей;
  • б) Обеспечение информационной и внутренней безопасности;
  • в) Обеспечение физической и технической охраны объектов.
  • качество перевозок: обслуживание пассажиров в пути следования включает в себя четыре основных процесса:
  • а) Организация работы персонала поездных бригад;
  • б) Подготовка и экипировка вагонов в рейс;
  • в) Работа с «особыми» продуктами, такими как фирменные, международные поезда, поезда класса «Премиум»;
  • г) Предоставление пассажирам дополнительных сервисных услуг.

— совершенствование техпроцессов: опыт ОАО «ФПК» в сфере ремонта подвижного состава, использование более современных и технологичных материалов и запасных частей, поэтапная модернизация вагонного парка и глубокий анализ случаев отказов в работе технических средств позволили внести изменения в периодичность проведения технических обслуживаний и всех видов ремонтов вагонов. Новые нормативы увеличили гарантийные пробеги вагонов на 10%, а межремонтные сроки на 15%.

5 стр., 2122 слов

Экипировка пассажирских вагонов

... состава на «мойку» проводник вагона должен проверить плотность закрытия окон и дверей. пассажирский поезд вагон экипировка Экипировка пассажирских вагонов Согласно существующей технологии подготовки составов пассажирских поездов на станции Свердловск - пассажирский экипировка постельными принадлежностями, предметами чайной ...

Международная деятельность: в исследуемом году международная деятельность компании была направлена на повышение эффективности международных пассажирских железнодорожных перевозок и позиционирование ОАО «ФПК» на международном транспортном рынке.

Для достижения поставленных целей специалисты Компании принимали активное участие в заседаниях различных международных комиссий и рабочих групп. В частности, в исследуемом году Компания стала ассоциированным членом Организации сотрудничества железных дорог с правом участия во всех комиссиях, комитетах и рабочих группах ОСЖД, работающих в области пассажирского хозяйства. Кроме того, в расчетном году ОАО «ФПК» принято в качестве полноправного члена Международного союза железных дорог (МСЖД).

Инвестиционная программа: в исследуемом году были предусмотрены инвестиционные вложения в размере 30,3 млрд. руб. основное направление инвестиционной программы Компании в исследуемом году — обновление парка пассажирских вагонов.

Управление рисками:

  • риски по основной деятельности:
  • а) Сезонность спроса;
  • б) Обеспечение безопасности перевозок;
  • репутационные риски;
  • конкуренция;
  • правовые риски:
  • а) Антимонопольные риски;
  • б) Административные риски;
  • в) Международные риски;
  • финансовые риски:
  • а) Имущественные риски;
  • б) Кредитные риски;
  • в) Процентные риски;
  • г) Риск потери ликвидности [6].

Сегодня ОАО «ФПК» — это высокоэффективная, финансово-устойчивая, инновационная и динамично развивающаяся компания, ориентированная на увеличение акционерной стоимости [5].

ОАО «ФПК» с полным основанием заявляет, что она видит себя:

1. Национальным перевозчиком, осуществляющим пассажирские перевозки по России и странам ближнего и дальнего зарубежья;

2. Клиентоориентированной компанией — лидером по качеству обслуживания и объемам перевозок пассажиров, обеспечивающим удобство и комфорт пассажиров в пути, включая стыковки с другими видами транспорта и мультимодальные перевозки;

3. Социально ориентированной компанией, решающей по заказу государства задачу по обеспечению всех слоев населения страны возможностью передвижения и доступными перевозками экологичным видом транспорта;

4. Узнаваемым международным брендом и надежным партнером на евразийском пространстве.

Для того чтобы сохранить за собой статус открытой, клиентоориентированной, социально ответственной компании, надежного бизнес-партнера и безусловного лидера на рынке пассажирских перевозок России, компания стремится использовать самые лучшие методы и интеллектуальные ресурсы, как в текущей деятельности, так и при разработке пути долгосрочного развития Компании.

4 стр., 1607 слов

Классификация маршрутов грузовых перевозок. Себестоимость перевозок

... перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 ткм грузооборота, себестоимость пассажирских перевозок - как величину эксплуатационных расходов по перевозкам ... делая свою компанию конкурентоспособной. Данный вид перевозки грузов является ... маршрутам. Участковые маршруты применяются при организации междугородних и международных перевозок грузов ... перевозки и обеспечить своевременное внесение соответст

ОАО «ФПК» принадлежит 1 место в Европе по пассажирообороту в дальнем следовании.

ОАО «ФПК» занимает 1 место в Европе по величине парка пассажирских вагонов.

ОАО «ФПК» — крупнейшее дочернее предприятие Холдинга «РЖД» по величине уставного капитала и численности работников.

ОАО «ФПК» осуществляет железнодорожные пассажирские перевозки в дальнем следовании по железнодорожной инфраструктуре ОАО «РЖД» протяженностью около 86 тыс. км, охватывает 75 из 83 субъектов РФ, в которых проживает 140 млн. человек или 98% населения страны.

16 филиалов ОАО «ФПК» расположены в крупнейших городах и областных центрах России: Калининград, Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Нижний Новгород, Саратов, Воронеж, Самара, Ростов-на-Дону, Челябинск, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Чита, Хабаровск.

В состав филиалов входят 38 пассажирских вагонных депо, 36 вагонных участков, 15 железнодорожных агентств, 2 дирекции багажных перевозок, 4 дирекции по организации питания [4].

1. Обеспечить получение прибыли по дерегулированным видам бизнеса и как минимум безубыточность в регулируемом сегменте за счет реализации кластерной стратегии оказания услуг по перевозке. Повысить «внутреннюю эффективность» видов деятельности Компании;

2. Обеспечить проведение мероприятий по интеграции в европейскую транспортную систему для обеспечения высокого уровня качества перевозок по международным маршрутам и привлечения инвесторов;

3. Обеспечить выполнение мероприятий, направленных на развитие железнодорожного туризма во внутригосударственном и международном сообщении;

4. Обновить продуктивную линейку ОАО «ФПК» по перевозке пассажиров в дальнем следовании с однородным набором потребительских характеристик. Обеспечить улучшение качества подвижного состава в соответствии с новой продуктивной линейкой;

5. Разработать программу поэтапного повышения скоростей движения пассажирских поездов дальнего следования;

6. Обеспечить возможность применения новой технологии перевозки багажа в составе пассажирского поезда. Реализовать комплекс мер для осуществления перевозок багажа и грузобагажа на безубыточной для ОАО «ФПК» основе, в том числе создать на полигоне ОАО «ФПК» дочернее общество в сфере перевозок грузобагажа;

7. Обеспечить переход на новую форму электронного билета на железнодорожном транспорте и поэтапную реализацию информационной технологии электронного билета в период 2012-2014 годов;

8. Обеспечить поэтапное обновление и улучшение структуры вагонного парка ОАО «ФПК»;

9. Обеспечить предоставление услуги широкополосного доступа к сети Интернет и мультимедийным сервисам в поездах ОАО «ФПК»;

10. Обеспечить оптимизацию маршрутов и расписания курсирования поездов формирования ОАО «ФПК» с целью сокращения времени в пути, повышения эффективности использования подвижного состава, увеличения пассажиропотока [1].

1. Пересмотр состава услуг вагонов повышенной комфортности;

5 стр., 2246 слов

Электрооборудование пассажирских вагонов

... подобные, электрооборудование вагонов получает питание от вагона-электростанции по трехфазной магистрали напряжением 380/220 В частотой 50 Гц. Системы электроснабжения Системы электроснабжения служат для обеспечения электроэнергией всех потребителей пассажирских вагонов, ...

2. Ввод дополнительных фирменных поездов;

3. Развитие мультимодальных перевозок;

4. Внедрение системы динамического ценообразования и начало расширения практики его использования;

5. Частичная оптимизация каналов продаж: замена 300 касс электронными терминалами, передача в ОАО «ФПК» функций управления интернет-сайтом по продаже билетов;

6. Внедрение системы управления эффективностью;

7. Осуществление ключевых организационных изменений: выделение подразделений по видам деятельности, реорганизация ключевых бизнес-процессов.

Этап 2 (2013-2016): на данном этапе ОАО «ФПК» сфокусирует усилия на реализации среднесрочных стратегических проектов, связанных с переоценкой рыночной эффективности отдельных групп маршрутов и выстраиванием работы компании в соответствии с результатами проведенного анализа, в том числе:

1. Оптимизация маршрутной сети;

2. Оптимизация инвестиций в подвижной состав;

3. Замена одноэтажных вагонов купе двухэтажными;

4. Расширение практики использования динамического ценообразования.

Этап 3 (2016-2030): на третьем этапе реализации стратегии ОАО «ФПК» завершит реализацию долгосрочных стратегических проектов, таких как:

1. Оптимизация продуктового предложения в масштабах всей страны;

2. Замена плацкартных вагонов вагонами с местами для сидения на коротких маршрутах.

Сроки и содержание этапов являются индикативными и могут быть скорректированы для достижения максимального соответствия рыночным условиям.

Динамичное развитие российского рынка пассажирских перевозок и устойчивый рост объемов перевозок конкурирующими видами транспорта диктуют необходимость ОАО «ФПК» проводить анализ и при необходимости актуализацию настоящей стратегии не реже в год.

Стратегия ОАО «ФПК» направлена на развитие и реализацию ее огромного потенциала в условиях, которые предоставляет рынок пассажирских перевозок сегодня. Воплотив в жизнь стратегические проекты, ОАО «ФПК» поднимет на качественно новый уровень представление о пассажирских перевозках как о части жизни людей. Время, проведенное в пути с ОАО «ФПК», будет рассматриваться пассажирами так же, как и время, проведенное в привычных комфортных условиях, когда можно отдыхать, работать, общаться.

Стратегия будет обновляться и наполняться новыми проектами, направленными на развитие Компании и улучшение жизни людей.

Реализация стратегии — это исторический шанс создать великую компанию, которой могли бы гордиться не только сотрудники и клиенты, но и вся страна. Оставаясь лидером российского рынка пассажирских перевозок, его надежным фундаментом, ОАО «ФПК» должно сделать следующий шаг в направлении своего развития и стать одной из лучших международных пассажирских компаний, чтобы внести свой вклад в формирование глобальной транспортной системы 21 века [3].

В 2013 году впервые с момента образования Компания была вынуждена строить свою работу в условиях снижения объемов перевозок пассажиров. Объем пассажирских перевозок 2013 года составил 107,0 млрд. пасс.-км и сократился на 6,1 % к уровню 2012 года.

Для улучшения финансовых показателей Компания сократила курсирование короткосоставных и низконаполняемых поездов (за исключением социально значимых).

10 стр., 4513 слов

Сервис в пассажирских перевозках

... современных вагонов, без соответствующего технического и технологического сервиса немыслимо конкурентное с другими видами транспорта сервисное обслуживание населения на железнодорожном транспорте. Основная роль в сервисном обслуживании пассажиров при перевозках возлагается на пассажирские компании ...

В целях улучшения качества обслуживания пассажиров, предоставления более широкого выбора мест, реализации программ лояльности и динамического ценообразования в Компании была принята политика формирования поездов по фиксированной схеме, не подразумевающая дополнительных прицепок или отцепок вагонов. Эта технология позволила повысить показатель доходности на пассажиро-место, несмотря на снижение общей заполненности поездов до 71,5 %, что на 2,4 % ниже уровня прошлого года.

За отчетный период пассажирооборот в поездах формирования стран СНГ и Балтии составил 10,1 млрд. пасс.-км, или 94,2 % к уровню прошлого года.

В целях дополнительного привлечения пассажиров реализовывались меры по максимально возможному удовлетворению спроса, в связи с чем вагонокилометровая работа за отчетный период снижена только 2,8 % к аналогичному периоду 2012 года и составила 3,5 млрд. ваг.-км.

Средний состав пассажирского поезда ОАО «ФПК» за отчетный период составил 13,3 вагона.

В структуре пассажирооборота поездов формирования ОАО «ФПК» по типам поездов наибольшая доля приходится на скорые поезда круглогодичного обращения — 59,0 % пассажирооборота ОАО «ФПК» в 2013 году, при этом доля скорых поездов в 2013 году увеличилась на 4,3 %.

Доля пассажирооборота в плацкартных вагонах в 2013 году увеличилась на 0,6 п. п. и составила 71,8 %, в купейных вагонах — снизилась на 0,6 п. п. до 26,4 %, в общих вагонах — 0,8 %, что равняется уровню 2012 года, в СВ — увеличилась на 0,2 п. п. до 1,1 %.

Основными пассажирообразующими маршрутами (более 0,8 млн пассажиров в год) стали направления от Москвы до Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Ярославля, Казани, Саратова, Воронежа, Рузаевки, Брянска, Самары, Орла и Курска [2].

С целью поддержания действующих производственных мощностей и внедрения инноваций ОАО «ФПК» в 2013 году израсходовало 1,4 млрд. руб., в том числе на оснащение пассажирских вагонов обеззараживателями воздуха — 0,1 млрд. руб.

В 2013 году существенно изменена технология ремонта и технического обслуживания пассажирских вагонов за счет применения более прочных и износостойких механизмов и запасных частей, что существенно уменьшит объемы деповского ремонта и технического обслуживания и позволило сократить ежегодные затраты на 2,1 млрд. руб.

В 2013 году ОАО «ФПК», затратив 0,9 млрд. руб., реализовало проект «Модернизация пассажирского подвижного состава», включавший в себя:

  • капитально-восстановительный ремонт 9 вагонов — 0,1 млрд. руб.;
  • оборудование вагонов обеззараживателями воздуха и котлами на пеллетном топливе — 0,2 млрд. руб.;
  • установку новых рам и надрессорных балок тележек колеи 1520 мм — 0,1 млрд. руб.;
  • проведение модернизационных работ — 0,5 млрд. руб.

На обновление деповского хозяйства было направлено 1,9 млрд. руб., в том числе:

  • для решения задач обеспечения соответствия основных фондов новым техническим требованиям израсходовано 0,6 млрд. руб.;
  • на реконструкцию производственных мощностей для обслуживания подвижного состава Talgo и RIC направлено 0,3 млрд.

руб., других основных фондов — 0,4 млрд. руб.;

16 стр., 7617 слов

Ремонт и техническое обслуживание пассажирских вагонов

... поездов, своевременное обеспечение перевозок техники исправным подвижным составом, эффективность использования транспортных средств. .1 Техническое обслуживание и экипировка пассажирских вагонов Особенности эксплуатации и технического обслуживания пассажирских вагонов С 1985 г. подразделения по ремонту, ...

  • на реконструкцию вагономоечных и дробеструйно-покрасочных комплексов за счет привлеченных инвестиций ЗАО «Вагон-Сервис» — 0,6 млрд. руб.