Среда, 21 января, 2026
ГлавнаяКультураНикита Михалков в «Мастерской «12» сделал жуткие открытия о Брехте

Никита Михалков в «Мастерской «12» сделал жуткие открытия о Брехте


Решимость бороться за свет
Фото: vm.ru

Премьера «Перед рассветом» в «Мастерской «12» Никиты Михалкова стала первым его обращением к театру после легендарных «12». Основой послужили фрагменты из эмигрантской пьесы Бертольда Брехта «Страх и отчаяние в Третьей империи», созданной в 1930-е годы на документальных свидетельствах и прессе.

Публицистика и контр-миф

Режиссер сохранил острую документальную суть: девять бытовых эпизодов, сплетенных идеологией и позицией обывателя. Каждый – деталь пазла, формирующего образ распада социума. Собственную оценку Михалков вкладывает в зонги! Это короткие музыкальные интерлюдии, где актеры в масках с иронией воспроизводят темы «классового врага» из брехтовского «Барабанного марша». Однако режиссер добавляет ключевую фигуру – Очарованного странника, юношу с украинской речью. Его финальное оболванивание «милыми арийками» вскрывает главную цель спектакля: исследование расчеловечивания и трагедию Украины.

Мрачные тона ожившего прошлого

Сценографическое решение Юрия Купера – миражи забытого зеркала времени. Выцветшие желто-коричневые и глубокие темные тона, блеклые костюмы создают мощный эффект архива, тревожно ожившего прямо на сцене.

Игра в узнаваемых символах

Фирменный михалковский почерк проявился у исполнителей. В сцене «Жена еврейка» Сергей Радченко, воплощая мужа, поразительно копирует пластику и интонации мастера. Александр Ведменский в «Нагорной проповеди» играет юношу, разрываемого гормонами; его ирония придает образу непредсказуемость.

Зловещее лицо революции

Полина Борунова («Работодатели») мастерски воплотила любимый типаж Михалкова-публициста: «божий одуванчик», оборачивающийся безжалостным монстром. Созданный ею образ старушки стал моделью революции «лайт»: власть захватывают тихие и никем не замеченные, чтобы позже страну захлестнуло море крови. Наблюдайте за соседкой Боруновой – ее обаяние мастерски прикрывает клыки.

Михалков бьет в набат! Он призывает зрителя к бдительности, вспоминая афоризм Антония Сурожского, который послужил смысловой точкой постановки: «Между гибнущим грешником и спасающимся святым – лишь решимость бороться за свет!»

Источник: vm.ru

Познавательное