Ученые БелГУ совершили прорыв в материаловедении

Специалисты Белгородского государственного национального исследовательского университета (НИУ "БелГУ") представили уникальный высокоэнтропийный металлический сплав, сочетающий рекордную прочность и пластичность. Новая разработка открывает перспективы для производства газотурбинных установок следующего поколения в авиастроении.
Вызовы современного двигателестроения
Эксперты отмечают, что традиционные никелевые и титановые сплавы достигли предела энергоэффективности. Выходом могут стать тугоплавкие высокоэнтропийные материалы, сохраняющие свойства при экстремальных температурах. Однако их низкая пластичность при комнатных условиях долгое время оставалась проблемой.
Рецепт успеха: многокомпонентный подход
Уникальность разработки НИИ материаловедения и инновационных технологий БелГУ заключается в оптимизированном составе из титана, ниобия, гафния и алюминия. Многокомпонентная структура позволяет регулировать свойства материала через простую термическую обработку. «Высокотемпературный отжиг увеличивает пластичность, а последующий нагрев при меньших температурах поднимает прочность на 50%», — объясняет научный сотрудник Никита Юрченко.
Программируемые характеристики материала
Сложное взаимодействие элементов сплава обеспечивает беспрецедентное сочетание качеств. Уникальная технология термообработки позволяет точно калибровать механические свойства без использования сложных производственных процессов.
Перспективы авиационной промышленности
Новый материал уже рассматривается для изготовления критически важных компонентов двигателей — турбинных лопаток и дисков. «Наши текущие исследования направлены на детальное изучение эксплуатационного потенциала сплава, что позволит ускорить его внедрение в промышленность», — подчеркивает Юрченко. Разработка команды БелГУ обещает стать важным шагом в создании более эффективных и надежных авиационных технологий.
Источник: scientificrussia.ru