Реформирование железнодорожного транспорта и особенности корпоративного управления (на примере Дирекции по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО «РЖД»)

Контрольная работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Московский государственный университет путей сообщения

Институт экономики и финансов

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

Зачётное задание по дисциплине:

«Современные проблемы экономики железнодорожного транспорта»

Реформирование железнодорожного транспорта и особенности корпоративного управления (на примере Дирекции по ремонту тягового подвижного состава — филиала ОАО «РЖД»)

Магистрант Афонасьева Юлия Александровна

Москва 2015

Правовые и экономические предпосылки реформирования отрасли были заложены программой структурной реформы на железнодорожном транспорте. Структурная реформа железнодорожного транспорта — это комплексное воздействие на объект преобразования, включая его подсистемы, направленное на прогрессивное развитие путем привнесения в существующее рациональное ядро принципиально новых для него элементов, способных в комплексе обеспечить достижение широкого спектра синергетических эффектов. Осуществление масштабной реформы железнодорожного транспорта началось с 2000-х годов. Главная задача реформы — создание развитого конкурентного рынка грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок.

Железнодорожный транспорт является одним из основных в Российской Федерации, однако в современных условия его состояние недостаточно стабильное. Это определяется тем, что в России продолжается процесс естественного старения тягового подвижного состава (износ 70-80%).

Данную проблему можно было бы решить приобретением новых локомотивов, но из-за недостатка средств, основной акцент делается на текущий и капитальный ремонт. Так, в рамках структурной реформы реализуется проект, частью которого стало формирование производственных вертикалей по эксплуатации и ремонту локомотивов. Предполагается, что создание таких вертикалей позволит обеспечить экстерриториальность и единоначалие во всех функциональных областях — от планирования до анализа выполненной работы, а также реализовать новые технологические решения в управлении процессами ремонта локомотивов. Реорганизация локомотивного комплекса проводится в рамках постановления Правительства РФ о структурной реформе на железнодорожном транспорте от 18.05.2001 года и внутренних документов компании, которые предусматривают совершенствование системы управления компании и разделение эксплуатационной и ремонтной сфер деятельности для обеспечения эффективности хозяйственно-экономической деятельности холдинга ОАО «РЖД».

12 стр., 5859 слов

Структурная реформа железнодорожного транспорта России

... по структурной реформе железнодорожного транспорта. Будет осуществлена подготовка законодательных и иных нормативных и методических документов, необходимых для реализации структурной реформы, включая: проекты федеральных законов о внесении изменений в Федеральные законы "О федеральном железнодорожном транспорте", "Транспортный ...

В июле 2009 г. Совет директоров ОАО «Российские железные дороги» одобрил создание на базе локомотивного хозяйства компании Дирекцию по ремонту тягового подвижного состава в качестве филиала ОАО «РЖД», что являлось первым этапом программы реформирования локомотивного хозяйства Октябрьской дороги, предусматривающей разделение локомотивных депо на эксплуатационные и ремонтные. На данном этапе в состав Дирекции вошли шесть ремонтных локомотивных депо: Тверь, Малая Вишера, Санкт-Петербург — Сортировочный — Московский, Санкт — Петербург — Сортировочный — Витебский, Петрозаводск и Кандалакша.

1 июля в 2008 г. на втором этапе реформирования в состав дирекции по ремонту тягового подвижного состава вошли еще шесть образованных ремонтных локомотивных депо: Дно, Великие Луки, Санкт-Петербург-пассажирский-Московский, Кемь, Волховстрой, Хвойная.

Непрофильные виды деятельности (дома отдыха локомотивных бригад, котельные, очистные сооружения, пескосушилки) были переданы с балансов локомотивных депо на баланс дистанций гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения (НГЧ) в рамках реформирования, что позволило оптимизировать затраты на их эксплуатацию.

Отделение ремонтных депо от эксплуатационных позволило улучшить техническое состояние локомотивного парка. Улучшение произошло за счёт введения независимого контроля проведения ремонтов, специализации имеющихся кадров, а также организации лучшей их подготовки к определённому виду деятельности. Реформирование уменьшило число уровней управления и повысило его эффективность.

Цель создания дирекции — необходимость снижения эксплуатационных расходов, обеспечения уровня надежности тягового подвижного состава.

Миссия дирекции — улучшение технического состояния и надежности тягового подвижного состава.

Основные задачи Дирекции:

  • разработка комплексной программы повышения эксплуатационной надежности тягового подвижного состава и снижение на ее основе количества отказов локомотивов;
  • проведение мероприятий по внедрению новой технологии заводского ремонта локомотивов;
  • внедрение полигонной технологии ремонта локомотивов;
  • сокращение непроизводительных потерь рабочего времени локомотивных бригад.

Дирекцией разработан ряд комплексных технологических программ для поддержания уровня безопасности движения поездов, безаварийной работы и совершенствования качества ремонта тягового подвижного состава.

  • Оптимизированная система для обслуживания и ремонта
  • Метод бережливого производства
  • «Комплексная программа»
  • Управление надежностью и диагностирование
  • Развитие и внедрение системы АСУ ЦТР

Оптимизированная система для обслуживания и ремонта необходима для организации работы по совершенствованию системы ремонта локомотивов на базе оптимизации ресурсных параметров оборудования в локомотиворемонтном комплексе ведется широкий эксперимент по корректировке межремонтных пробегов.

Метод бережливого производства применяется для оптимизации производства и повышения конкурентоспособности.

16 стр., 7617 слов

Ремонт и техническое обслуживание пассажирских вагонов

... пассажирских вагонов С 1985 г. подразделения по ремонту, ТО и экипировке пассажирских вагонов переданы в состав департамента пассажирских перевозок МПС. Однако, до сих пор сохраняется кооперация грузовых и пассажирских депо по ремонту ... частей. После прицепки локомотива производится полная проба тормозов с оформлением справки. Техническое обслуживание пассажирских вагонов на промежуточных станциях ...

С целью повышения эксплуатационной надежности локомотивов Дирекцией разработан проект «Комплексной программы» по выполнению дополнительных работ при производстве заводских и деповских видов ремонта.

Одной из важнейших задач по повышению эксплуатационной надежности локомотивов является внедрение средств технического диагностирования и автоматизированных систем контроля и управления. Наряду с текущими проблемами повышения надежности локомотивов необходимо решать перспективные задачи комплексного использования функциональности микропроцессорных систем управления (МСУ) локомотивов.

Создание АСУ ЦТР на сети железных дорог позволит: сократить простой локомотивов в ремонте за счет повышения ритмичности производства; сократить простой локомотивов в ожидании ремонта и отправки в эксплуатационные депо; автоматизировать и оптимизировать процесс заказа и снабжения материалами и запасными частями; сократить время простоя локомотивов в неисправном состоянии в процессе ведения рекламационной работы; отказаться от услуг поставщиков некачественной продукции; автоматизировать процессы технологического документооборота и исключить многократный ввод однотипной информации; сократить трудозатраты на подготовку оперативных и аналитических справок и материалов. железнодорожный транспорт корпоративный управление

В состав Дирекции по ремонту тягового подвижного состава вошли 15 территориальных дирекций и 110 ремонтных локомотивных депо, перед которыми поставлены такие стратегические цели, как обеспечение качества всех процессов, безопасности перевозок, а также повышение эффективности производственно-экономической деятельности.

Наибольшее количество ремонтов приходится на депо Московской, Горьковской, Куйбышевской, Приволжской, Свердловской и Северной железных дорог. В 2009 году в депо проведено свыше 230 тыс. приведенных единиц ремонта, что на 40 тыс. единиц меньше, чем в 2008-м. Программа ремонтов разрабатывается на основании прогнозируемых объемов перевозок и заявок от сторонних организаций.

Цели дирекции:

  • обеспечение технически исправного состояния локомотивного парка и устойчивой работы локомотивов в эксплуатации;
  • содержание в работе заданного количества локомотивов в соответствии с объемом эксплуатационной работы и выполнение установленных норм простоя локомотивов на техническом и профилактическом осмотрах, в экипировке и ремонте;
  • производство деповского ремонта локомотивов в соответствии с действующими правилами и положениями;
  • обеспечение исправными грузоподъемными кранами на железнодорожном ходу предприятий и организаций дороги для производства погрузочно-разгрузочных работ;
  • развитие, содержание в исправном состоянии и рациональное использование деповских обустройств и оборудования;
  • обеспечение безопасности движения поездов, точного выполнения Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, приказов, указаний и инструкций ОАО «РЖД», заместителя начальника железной дороги по безопасности движения,
  • разработка и осуществление мероприятий по предупреждению несоответствий в работе и др.
  • организация сервисного обслуживания блоков устройства безопасности для улучшения технического состояния устройств безопасности, повышения уровня безопасности движения и надежности устройств безопасности.
  • организация обучения на заводе-изготовителе персонала, причастного к обслуживанию и ремонту устройства безопасности
  • заключение договоров с заводом-изготовителем на ремонт блоков устройства безопасности
  • заключение договоров на приобретение запасных частей, инструмента и принадлежностей для обслуживания и ремонта блоков устройств безопасности в ремонтных локомотивных депо и Центрах по ремонту и обслуживанию устройств безопасности

Для реализации основных целей был выполнен ряд пунктов:

11 стр., 5437 слов

Технологический процесс текущего отцепочного ремонта вагонов

... и планирование работы участка ТОР Общее руководство участком текущего отцепочного ремонта вагонов (ТОР) осуществляется начальником вагонного депо и его заместителями. Они контролируют выполнение работниками ... жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения, или загрязнения окружающей природной ...

  • сформирована программа обучения на заводе-изготовителе персонала, причастного к обслуживанию и ремонту устройства безопасности.
  • подготовлены проекты договоров на ремонт блоков устройства безопасности на заводе-изготовителе.
  • подготовлены проекты договоров для обучения на заводе-изготовителе персонала, причастного к обслуживанию и ремонту устройства безопасности.

В 2012 г. Дирекцией по ремонту тягового подвижного состава при реализации проектов улучшений получен экономический эффект более 30 млн. руб. Непроизводительные потери рабочего времени сокращены на 5600 ч., на транспортировку запасных частей — 2600 ч, а лишние перемещения персонала снижены на 381 тыс. м.

В целом по Дирекции по сравнению с 2011 г. производительность труда увеличилась на 3,22 %, количество случаев производственного травматизма сократилось на 5,5 %, простой тепловозов на ТР-3 и количество отказов снижены, соответственно, на 23,4 и 9 %.

В заключение хочется отметить, что решение задач, стоящих перед дирекцией по ремонту тягового подвижного состава до сих пор продолжаются. Так как, существует цель снизить эксплуатационные расходы, обеспечить уровень надежности технических средств, а особенно наиболее ответственных узлов, необходимо совершенствование существующей системы ремонта и технического содержания тягового подвижного состава. В ближайшие 3-5 лет ожидается увеличение роста грузовых перевозок, все это повлечёт за собой рост потребности в новом высокоэффективном тяговом подвижном составе.