Железнодорожный транспорт. Перевозка грузов

Курсовая работа

В условиях современной рыночной экономики отношения, связанные с транспортом, имеют чрезвычайно важное значение. Отличительная особенность транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что он не создает новых материальных ценностей и потому не увеличивает богатства общества. Его продукция — деятельность по территориальному перемещению грузов или людей.

Транспорт является связующим звеном экономики страны, охватывающим все виды общественного производства, распределения и обмена. От регулярной, четкой работы транспортных предприятий, своевременной перевозки грузов и пассажиров зависит ритмичная работа промышленности, торговли и т.д.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что железнодорожный транспорт занимает ведущее место среди всех видов транспорта. На сегодняшний день, несмотря на интенсивное развитие других видов транспорта, улучшение сервиса, железная дорога остается основным средством обеспечения массовых перевозок грузов и населения как во внутреннем, так и в международном сообщении. Железнодорожный транспорт помимо хозяйственных, экономических и стратегических функций выполняет также социальную роль. Снижение доходов предприятий и жизненного уровня населения произошло одновременно с повышением стоимости перевозок на всех видах транспорта. Поэтому предприятия, организации и частные лица сейчас в большей степени руководствуются низкой стоимостью, нежели высоким качеством транспортировки. Однако себестоимость услуг железных дорог осталась относительно низкой, что позволит железным дорогам в ближайшее время оставаться ведущим видом транспорта.

Целью данной работы является рассмотрение механизма и особенностей организации железнодорожных перевозок в России.

Цель исследования достигается в результате решения определенного взаимосвязанного набора задач:

Объектом исследования являются грузовые перевозки в России.

Предмет исследования – механизм и особенности организации грузовых перевозок в России.

Курсовая работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы из 7 источников, изложена на 38 листах машинописного текста.

3 стр., 1471 слов

Особенности перевозки сельскохозяйственных грузов

... в весенне-осенний период; низкий объемный вес сельскохозяйственных грузов, не дающих полностью использовать грузоподъемность подвижного состава. Сложность организации перевозки сельскохозяйственных грузов заключается в: большой номенклатуре грузов (выше 75); изменчивости их механических свойств ...

Первая глава посвящена характеристике теоретических аспектов организации ж/д перевозок.

Вторая глава содержит исследование о том, каковы особенности организации грузовых перевозок, осуществляемых в РФ; динамика их объемов; конкурентная среда, реализуемая на российском транспортном рынке; меры по повышению качества и эффективности транспортного обслуживания.

  1. Теоретические аспекты организации ж/д перевозок грузов

В настоящее время, когда в мире происходят интеграционные процессы, железнодорожный транспорт становится инструментом международного разделения труда и вместе с тем сам является объектом влияния глобализации. Железнодорожный транспорт — наукоемкая отрасль экономики. Удержание позиций и совершенствование железных дорог происходят за счет потребления новейших научно-технических и технологических достижений. Ежегодно железные дороги наращивают до 8 тыс. км протяженности, на сегодняшний день общая длина железнодорожных путей достигла почти 1,5 млн. км.

Международные железнодорожные перевозки осуществляются на основании двусторонних и многосторонних соглашений, которые заключаются соответствующими министерствами государств — участников соглашения. Основным документом, которым оформляется железнодорожная перевозка грузов, является железнодорожная накладная. Тарифы на железнодорожные перевозки регулируются соответствующими национальными органами.

Крупнейшими по объемам перевозок грузов являются железные дороги Китая, США и России, по грузообороту — США, Китая и России, по перевозкам пассажиров — Японии, Индии и России, по эксплуатационной длине железных дорог — США и Россия, по протяженности электрифицированных

Ведущая роль железных дорог на транспортном рынке страны объясняется следующими преимуществами:

  • массовостью перевозок и высокой провозной способностью железных дорог;
  • независимостью от климатических условий, что обеспечивает ритмичность перевозок и регулярность отправок;
  • большой грузоподъемностью и вместимостью подвижного состава;
  • универсальностью подвижного состава для перевозок различных родов грузов;
  • наличием специализированного подвижного состава для перевозки массовых грузов (вагоны-ковши для жидкого металла, шлака, битума и других грузов, требующих предварительного подогрева перед разгрузкой; цистерны для перевозки пылевидных грузов, полувагоны с разгрузкой через донные люки и др.);
  • возможностью прямой схемы физического распределения «от двери до двери» для крупных промышленных и перерабатывающих предприятий;
  • относительно невысокой стоимостью транспортировки.

Но железнодорожный транспорт наряду с массой преимуществ имеет и свои недостатки:

  • высокую стоимость погрузочно-разгрузочных работ;
  • низкую маневренность и мобильность — перевозка мелких партий груза требует доставки автомобильным видом транспорта;
  • высокую капиталоемкость основных средств производства.

Предприниматели-грузовладельцы должны при планировании перевозок обосновать технико-экономическую эффективность использования транспортных средств. В частности, не рекомендуются:

  • встречные перевозки — перевозки одинаковых или однородных грузов в направлениях, встречных основному потоку этих грузов;
  • излишне дальние перевозки, т.е. перевозки на расстояния, превышающие установленные схемы;
  • перевозки, которые целесообразно осуществлять водным, автомобильным, трубопроводным транспортом или в смешанном сообщении;
  • повторные перевозки однородных (взаимозаменяемых) грузов, за исключением перевозок таких грузов с баз длительного хранения, с баз подгруппировки или предприятий, выполняющих эти функции.

Регулированием международных железнодорожных перевозок и согласованием тарифов занимается Центральное бюро международного железнодорожного транспорта (Central Office of International Railway Transport) со штаб-квартирой в Берне (Швейцария).

39 стр., 19149 слов

Пассажирские перевозки на железных дорогах

... пассажиропотоком. Пассажиропоток может быть и в прямом направлении, и в обратном направлении. Пассажирские перевозки на железных дорогах в зависимости от дальности следования пассажиров характеризуются тремя видами сообщений: прямое ...

Наиболее универсальными многосторонними соглашениями о международных железнодорожных сообщениях являются Бернские конвенции о перевозке грузов и пассажиров, первоначально заключенные в конце прошлого века. В дальнейшем они неоднократно пересматривались. В настоящее время действует единая Конвенция о международных железнодорожных перевозках в редакции 1980г., содержащая объединенный текст Бернских конвенций.

В РФ, железнодорожные перевозки регламентируются Уставом Железнодорожного транспорта РФ. Главным органом является Министерство путей сообщения (МПС).

Функции МПС достаточно разнообразны. В частности, МПС имеет право с участием заинтересованных ведомств разрабатывать и утверждать нормативные акты, действующие на железнодорожном транспорте и регламентирующие отдельные аспекты работы данной отрасли. Так, в разное время были разработаны и утверждены:

  • Правила перевозок грузов,
  • Технические условия погрузки и крепления грузов,
  • Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и железнодорожно-автомобильном сообщении,
  • Правила перевозок экспортно-импортных грузов.
  • Нормы точности взвешивания;
  • Сроки доставки грузов;
  • Правила хранения грузов;
  • Правила передачи и переадресовки грузов;
  • Правила предъявления и рассмотрения претензий.

Все они имеют силу закона и являются обязательными для железных дорог, грузоотправителей и грузополучателей. Так же следует отметить, что действующим законодательством в первую очередь защищаются государственные интересы.

Основными условиями перевозок грузов по железной дороге в международном сообщении являются следующие:

  • грузы принимаются к перевозке по внутренним правилам страны отправления;
  • отправление грузов может осуществляться как в перегрузочном, так и в бесперегрузочном сообщениях;
  • грузы, транспортируемые на особых условиях, не оговоренных в соглашении между сторонами, могут отправляться только по предварительному соглашению сторон;
  • для прямого международного сообщения каждая страна может открыть не все станции, а лишь некоторые из них. Списки открытых станций называются в соответствующем соглашении;
  • провозная плата для транспортировки по территории каждой из стран исчисляется по их внутренним тарифам и правилам. Во всех соглашениях устанавливается, что при отсутствии в их тексте необходимых указаний, следует руководствоваться внутренним законодательством;
  • договор перевозки оформляется соответствующей накладной, которая заполняется на русском языке и языке страны-партнера.

Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте подразделяются

4 стр., 1632 слов

Договор перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом

... билета и т.д. 2 В соответствии с правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, ... договора перевозки пассажира: цена; дата, время отправления; пункт отправления; пункт назначения; дата, время прибытия в пункт назначения; номер поезда, вагона, места; фамилия и инициалы пассажира; тип и ...

  • местное сообщение — в пределах одной железной дороги;
  • прямое сообщение — в пределах одной или нескольких железных дорог по одному перевозочному документу;
  • прямое смешанное сообщение — при перевозке комбинируется несколько видов транспорта (железнодорожно-водное, железнодорожно-автомобильное, железнодорожно-водно-автомобильное и др.);
  • прямое международное сообщение — осуществляется при перевозке с участием дорог двух и более государств, но по одному перевозочному документу.

Железнодорожные перевозки грузов также различаются по скорости доставки: грузовой скоростью перевозят большую часть номенклатуры грузов, не требующих особых условий доставки; пассажирской скоростью (в багажном отделе) перевозят, как правило, почту, периодическую печать и вещи пассажиров; большой скоростью перевозят скоропортящийся груз, требующий оперативной транспортировки.

1.2. Материально-техническая база железнодорожного транспорта

Материально-техническая база железных дорог состоит из следующих элементов: путь и путевое хозяйство; хозяйство электроснабжения; хозяйство СЦБ и связи; вагоны и вагонное хозяйство; локомотивы и локомотивное хозяйство; станции; товарные конторы; грузовое и весовое хозяйство.

Перевозка товаров по железной дороге производится в вагонах. В некоторых случаях для осуществления коммерческой деятельности предприятию более выгодно иметь собственный парк вагонов. В любом случае для более рационального использования железнодорожного подвижного состава предприниматель должен знать основные характеристики вагонов. Вагоны — основные перевозочные средства железных дорог. Различают грузовые, пассажирские и специальные вагоны. Совокупность вагонов называют парком. Грузовой парк вагонов состоит из 5 основных видов (родов) вагонов:

  • крытые вагоны используются для перевозки широкой номенклатуры грузов, требующих защиты от воздействий окружающей природной среды;
  • платформы — вагоны с низкими бортами или без бортов, предназначены для перевозки длинномерных и громоздких грузов, не требующих особых мер безопасности перевозки (лесных и строительных грузов, труб, рельсов, некоторых видов машин и агрегатов);
  • полувагоны — вагоны с бортами и без крыши, используются для перевозки навалочных и сыпучих грузов (уголь, руда, зерно и т.п.);
  • цистерны используются при транспортировке массовых жидких грузов (преимущественно нефти и нефтепродуктов, а также химических и пищевых грузов);
  • изотермические вагоны (рефрижераторы) — вагоны со специальным термоизолированным кузовом и устройствами, обеспечивающими стабильность заданных отрицательных (летом) и положительных (зимой) температур для перевозки скоропортящихся грузов.