Пассажирские перевозки на железных дорогах

Курсовая работа
Содержание скрыть

Пассажирские перевозки — это перемещение людей и багажа средствами транспорта. В работе железнодорожного транспорта пассажирские перевозки занимают значительное место. Первые на железнодорожном транспорте пассажирские перевозки начали осуществляться 15 сентября 1830 г. в Великобритании. В России пассажирские перевозки были открыты на Царскосельской железной дороге в 1837 г, а затем в 1851 на магистральной Петербург-Московской железной дороге. В настоящее время железнодорожный транспорт остается привлекательным для пассажиров, так как обеспечивает:

  • регулярность перевозок (по расписанию, круглый год и круглые сутки);
  • высокую скорость и надежность (крушения поездов происходят значительно реже, чем аварии на дорогах или падения самолетов);
  • доступные затраты на приобретение проездных документов (по сравнению с авиа транспортом);
  • возможность получения интересной информации в путешествии (о городах, реках и пр).

Пассажирские перевозки на железных дорогах в зависимости от дальности следования пассажиров характеризуются видами сообщений: прямое, местное, пригородное, международное, смешанное

Пассажирские поезда в зависимости от вида сообщения делят на: дальние — следующие на расстояние свыше 700 км; местные — от 200 до 700 км; пригородные — до 200 км.

Все пассажирские и скорые поезда бывают круглогодичного обращения и сезонные.

В зависимости от скорости и удобств, предоставляемых пассажирам, дальние и местные поезда делятся на скорые и пассажирские.

В пассажирском движении величина пассажиропотока (пассажиропоток — число пассажиров, проследовавших в единицу времени по определенному участку) определяется на основе анализа отчетных данных и влияния основных факторов, к которым относятся: подвижность населения, развитие промышленности и сельского хозяйства, изменения в размещении промышленных центров, сеть курортов, санаториев, домов отдыха, развитие других видов транспорта и туризма, изменение технического оснащения железных дорог и строительство новых. На основе этих данных составляется план перевозок, который представляет собой косу таблицу, содержащую сведения о числе пассажиров, следующих из одного пункта в другой в любом направлении.

На основании плана перевозок разрабатывается технический план. Техническое планирование позволяет составить план формирования и схемы обращения пассажирских поездов, на основе которых разрабатывают график движения поездов и составляют расписание.

24 стр., 11725 слов

Организация пассажирских перевозок

... участка А-Б. 1. Организация пассажирских перевозок 1.1 Определение густот движения пассажиров по участкам заданного полигона Густота движения пассажиров по участкам рассчитывается на основе ... транспорте движение поездов осуществляется по графику. График движения поездов выражает план всей эксплуатационной работы железных дорог и является основой организации перевозок. Движение поездов по графику ...

Корреспонденции пассажиропотоков между отдельными пунктами позволяют установить участки обращения пассажирских поездов, а величина пассажиропотоков — их размеры движения. При установлении участков обращения предусматривают обслуживание основного потока пассажиров беспересадочными сообщениями и в то же время стремятся обеспечить рациональное использование подвижного состава.

Исходные данные

А. Дальнее и местное пассажирское движение

Таблица 1

Расстояние между станциями на направлении А-Д

Наименование участков

Длина участков

А-Б

859

Б-В

1050

В-Г

1357

Г-Д

1550

таблица 2

Среднесуточные плановые пассажиропотоки на направлении А-Д

До

Из

Количество пассажиров, следующих по данному участку за сутки, пасс

А

Б

358

В

857

Г

1406

Д

450

Б

В

405

Г

804

Д

553

В

Г

1611

Д

450

Г

Д

1550

Время на разгон скорых и пассажирских поездов в курсовом проекте принять равным 1 минуте; время на торможение (замедление) также 1 минута.

Таблица 3

Показатели пассажирского движения

Показатель

Значение

Ходовая скорость скорых поездов, км/ч

110

Ходовая скорость пассажирских поездов, км/ч

60

Время нахождения составов в пунктах оборота, ч

4

Число вагонов в составе скорого поезда, ваг

11

Число вагонов в составе пассажирского поезда, ваг

18

Б. Пригородное пассажирское движение

Таблица 4

Расстояние между станциями на участке А-ф

Наименование перегонов

Длина участков, км

А-к

8

К-л

3

л-м

7

м-н

2,5

н-о

6

о-п

6

п-р

2,5

р-с

7

с-т

4,5

т-у

3

у-ф

2,5

Таблица 5

Среднесуточные пригородные пассажиропотоки на участке А-ф

Наименование станций

Количество пассажиров, прибывших на станцию за сутки, пасс

К

790

Л

630

М

3770

Н

1080

О

2200

П

900

Р

5000

С

4670

Т

570

У

3900

Ф

1040

Количество пассажиров, отправленных со станции за сутки, пасс

М

140

О

280

Р

200

С

410

у

220

Таблица 6

Показатели пригородного движения

Показатель

Значение

Ходовая скорость пригородных поездов, км/ч

90

Время нахождения составов в пунктах оборота, ч

17

Норматив использования предложенных мест, %

73

Коэффициент перенаселенности пригородного состава

1,15

Время на разгон и замедление пригородных поездов в курсовом проекте принять равным 0,5 минут; время на торможение (замедление) также 0,5 минут.

Таблица 7

Распределение пригородного пассажиропотока по часам суток по станции А (в процентах) по прибытию

Часы прибытия пригородных

поездов на станцию А

Количество пассажиров, прибывши

на станцию А в час, пасс

5-6

1

6-7

11

7-8

14

8-9

12

9-10

4

10-11

5

11-12

3

12-13

2

13-14

3

14-15

2

15-16

6

16-17

5,5

17-18

6

18-19

2

19-20

6

20-21

5

21-22

4

22-23

4

23-24

2,5

24-1

2

Таблица 8

Распределение пригородного пассажиропотока по часам суток по станции А (в процентах) по отправлению

Часы отправления пригородных поездов со станции А

Количество пассажиров, отправленных со станции А в час, пасс

5-6

6

6-7

5,5

7-8

5

8-9

2

9-10

6

10-11

4

11-12

3

12-13

4

13-14

3,5

14-15

3

15-16

4

16-17

7

17-18

14

18-19

15

19-20

5

20-21

3

21-22

3

22-23

2

23-24

3

24-1

2

1. Организация дальних и местных пассажирских перевозок

1.1 Основы организации дальних и местных пассажирских перевозок

Движение пассажиров в одном направлении маршрута называется пассажиропотоком. Пассажиропоток может быть и в прямом направлении, и в обратном направлении. Пассажирские перевозки на железных дорогах в зависимости от дальности следования пассажиров характеризуются тремя видами сообщений:

  • прямое — в пределах двух и более дорог;
  • местное — в пределах одной дороги;
  • пригородное — в пределах пригородных участков линий, примыкающих к крупным населенным пунктам.

Пассажирские поезда в зависимости от вида сообщения делят на:

  • дальние — следующие на расстояние свыше 700 км;
  • местные — от 200 до 700 км;
  • пригородные — до 200 км.

Все пассажирские и скорые поезда бывают круглогодичного обращения и сезонные.

В зависимости от скорости и удобств, предоставляемых пассажирам, дальние и местные поезда делятся на скорые и пассажирские.

Скорые поезда формируются из вагонов повышенной комфортабельности, имеют меньшую массу и населенность поезда, следуют с более высокими скоростями, безостановочно 200-300 км с меньшей затратой времени на остановку. Фирменные скорые поезда обычно следуют между крупными городами, промышленными и курортными центрами. Фирменный поезд —одна из категорий пассажирских поездов дальнего следования повышенной комфортности. В отличие от пассажирских поездов дальнего следования других категорий фирменные поезда имеют индивидуальные названия (“Байкал”, “Россия”), которое указывается на маршрутных досках боковых или стенах вагонов. Пассажирские поезда формируют из вагонов меньшей комфортабельности, чем скорые, имеют большую массу и меньшую маршрутную скорость из-за более частых остановок. Пригородные поезда имеют меньшую массу. Большую населенность и частые остановки в пригородных зонах.

Туристско-экскурсионные поезда формируются из вагонов одной категории и могут следовать в любом сообщении.

Грузопассажирские поезда формируются из вагонов пассажирского и грузового парка на участках с незначительными пассажиропотоками.

Почтово-багажные поезда — из почтовых и багажных вагонов.

Людские поезда предназначаются для перевозки пассажиров в грузовых вагонах, имеющих для этого необходимое оборудование.

Таблица 1.1

Нумерация пассажирских поездов

Скорые пассажирские в международном, дальнем и местном сообщении круглогодичного обращения

1-150

Скорые разового и сезонного обращения в международном дальнем и местном сообщениях

151-298

Пассажирские дальние круглогодичного обращения

301-450

Пассажирские дальние сезонного разового назначения и детские

451-598

Пассажирские в международном, дальнем и местном сообщении круглогодичного обращения

601-698

Пассажирские скоростные поезда (до 200 км/ч)

701-750

Пассажирские высокоскоростные

751-788

Диапазон выделен для тестирования системы “Экспресс-3”.

791-798

Скорые, обслуживаемые моторвагонным подвижным составом

801-898

Пассажирские служебного (специального) назначения

901-920

Туристические (коммерческие)

921-940

Людские поезда

941-960

Грузопассажирские

961-970

Почтово-багажные

971-998

Пригородные, приграничные пригородные

6001-6998

Скорые пригородные с резервированием мест

7001-7098

Скорые пригородные и городские

7101-7598

Пригородные служебного (специального) назначения.

7601-7628

Моторвагонный подвижной состав, следующий со станций высадки (посадки) пассажиров в депо приписки и обратно

7631-7898

Моторвагонный подвижной состав, используемый в пригородном сообщении, следующий на вагоноремонтные предприятия и обратно

7901-7988

Моторвагонный подвижной состав, используемый в дальнем сообщении, следующий до вагоноремонтного депо для ремонта и обратно

7989-7998

1.2 Определение размеров движения и составление плана формирования пассажирских поездов

На железнодорожных направлениях между пассажирскими станциями происходит возникновение и погашение пассажиропотоков, следующих от начальной до конечной станции или обращающихся внутри этого направления. В связи с этим возможны различные варианты схем обращения дальних и местных пассажирских поездов. Для определения схемы обращения пассажирских поездов на данном направлении необходимо:

  • а) определить густоту пассажиропотока на каждом участке данного направления;
  • б) выбрать композицию составов пассажирских поездов;
  • в) установить размеры движения дальних и местных пассажирских поездов;
  • и построить оптимальный план формирования пассажирских поездов.

1.2.1 Определение густоты пассажиропотоков

Количество пассажиров на каждом участке определяется из диаграммы пассажиропотоков. Для построения диаграммы используются данные о корреспонденциях пассажиропотоков и схема направления.

Рисунок 1.1 — Схема направления

Таблица 1.2

Корреспонденция пассажиропотоков на направлении А-Д

На

Из

Б

В

Г

Д

Итого

А

358

857

1406

405

3026

Б

405

804

553

1762

В

1611

450

2061

Г

1550

1550

Итого

358

1262

3821

2958

8399

Рисунок 1.2 — Диаграмма пассажиропотоков

Таким, образом, густота пассажиропотока определится, как сумма всех пассажиров, следующих по каждому участку, независимо от станции отправления.

А А-Б =3026 пассажиров;

А Б-В =2668+1762=4430 пассажиров;

А В-Г =1811+1357+2061=5229 пассажиров;

А Г-Д =405+553+450+1550=2958 пассажиров.

Полученные значения сводим в таблицу 1.3.

Таблица 1.3

Густота пассажиропотока

Участок

Длина участка, км

Густота пассажиропотока на участке, пасс/сут

обозначение

значение

А-Б

859

А А-Б

3026

Б-В

1050

А Б-В

4430

В-Г

1357

А В-Г

5229

Г-Д

1550

А Г-Д

2958

Итого

4816

1.2.2 Выбор композиции пассажирских составов

Размещение различных типов вагонов в составе пассажирского поезда определенной категории называется композицией пассажирского состава.

При выборе композиции пассажирских составов учитываются типы включаемых в состав вагонов, мощность и характер корреспонденции пассажиропотоков, а также обеспечение наибольших удобств для пассажиров.

При составлении композиции пассажирского состава дальнего пассажирского, дальнего скорого, местного поездов за основу принимается схема формирования составов действующих поездов в соответствии со служебным расписанием. Составим композиции составов скорого и пассажирского поезда со следующими условными обозначениями:

  • ПВ — почтовый вагон;
  • К — жёсткий купейный вагон с местами для лежания;
  • СВ — мягкий с местами для лежания;
  • П — жесткий плацкартный с местами для лежания;
  • O — общий жесткий с местами для сидения;
  • ВР — вагон-ресторан;
  • ШВ — штабной вагон.

Таблица 1.4

Композиции составов скорого и пассажирского поезда

Скорый

Пассажирский

Категория ваг.

Число мест

Категория ваг.

Число мест

ПВ

ПВ

Б

Б

1

К

36

1

О

81

2

К

36

2

К

36

3

К

36

3

К

36

4

К

36

4

К

36

5

СВ

18

5

К

36

ВР

6

К

36

6

ШВ

12

7

К

36

7

Пл

54

8

К

36

8

Пл

54

9

СВ

18

9

Пл

54

ВР

10

Пл

54

10

ШВ

12

11

Пл

54

11

Пл

54

12

Пл

54

13

Пл

54

14

Пл

54

15

Пл

54

16

Пл

54

17

Пл

54

18

О

81

Итого

11/14

а ск =498

Итого

18/21

а пс =822

На основании разработанной композиции пассажирского состава поезда данной категории можно судить о количестве мест в поезде, что соответствует его расчётной вместимости (а), которая необходима для определения размеров движения.

1.2.3 Определение размеров движения дальних и местных поездов и составление плана формирования

Исходя из полученных значений густоты пассажиропотока и выбранной композиции составов пассажирского и скорого поездов, можно рассчитать размеры движения дальних и местных пассажирских поездов.

Размеры движения дальних и местных пассажирских поездов определяются по формулам:

  • для скорых поездов:

поездов (1.1)

  • для пассажирских поездов:

поездов (1.2)

где А i — густота пассажиропотока i-го участка;

a пс , аск — вместимость соответственно пассажирского и скорого поездов;

  • y — коэффициент, учитывающий суточную неравномерность пассажиропотоков (0,9-0,95);

b ск — доля пассажиропотока, перевозимого в поездах (скорый — 0,7, пассажирский — 0,3).

  • для скорых поездов:
  • поезда;
  • для пассажирских поездов:
  • поезда;
  • поездов;
  • поездов;
  • поезда.

Зная необходимое число скорых и пассажирских поездов для освоения заданного пассажиропотока, необходимо рассмотреть различные варианты плана формирования, а, следовательно, и обращения дольних и местных пассажирских поездов на данном направлении. Для этого необходимо построить 2-3 конкурентоспособных варианта плана формирования и выбрать оптимальный, удовлетворяющий следующим требованиям:

1) наибольшее обеспечение пассажиропотоков беспересадочным сообщением;

2) наименьшее число станций формирования;

3) рациональное использование подвижного состава.

B соответствии с рассчитанными размерами движения составлен оптимальный план формирования поездов:

Рисунок 1.3 — Варианты плана формирования поездов

Оптимальным является I вариант.

1.3 Определение потребного количества и времени оборота пассажирских составов

Для обеспечения перевозок пассажиров по каждому назначению оптимального плана формирования необходимо определить число составов для обслуживания одного поезда.

Потребное количество составов определяется по формуле:

составов (1.3)

где Q — время оборота пассажирских и скорых составов соответствующего назначения, сут;

Ni — количество пассажирских и скорых поездов, определенных планом формирования.

Оборот состава ( Q ) — это время, которое затрачивается на выполнение операций, производимых с момента отправления состава в рейс со станции формирования (приписки) до момента его отправления с этой же станции в следующий рейс.

Время оборота состава определяется по формуле:

суток (1.4)

где Т’ х , Т 2 х — время хода поезда соответственно в прямом и обратном направлении;

t пр , t об — технологическое время простоя состава соответственно на станции приписки и оборота.

Время хода определяется по формуле:

ч (1.5)

где t тех — время стоянки поезда на технической станции;

t пв — время стоянки поезда под посадкой и высадкой пассажиров;

К тех — количество технических станций;

L i — протяженность участка;

l ост — среднее расстояние между остановками поезда для посадки и высадки пассажиров;

V х — ходовая скорость.

Определение времени хода для скорых поездов:

Определение времени хода для пассажирских поездов:

Определение времени оборота для скорых поездов:

Определение времени оборота для пассажирских поездов:

Результаты расчета сводятся в таблицу 1.6

Таблица 1.6

Расчет потребного числа составов

Категория поезда

Маршрут следования

Время на станции формирования, час

Время на станции оборота, час

Время хода, час

Оборот состава, сут

Число поездов

Потребное количество составов

Скорый

А-Д

5

4

45,73

4,18

4

17

Пассажирский

А-Д

5

4

85,7

7,51

2

16

Пассажирский

Б-Г

5

4

88,55

7,75

1

8

Пассажирский

В-Г

5

4

23,96

2,37

0,5

2

Итого

7,5

43

1.4 Построение схематического графика оборота пассажирских составов

График оборота составов дальних и местных пассажирских поездов разрабатывается для выбранного варианта плана формирования. Количество суток в графике оборота зависит от максимального времени оборота, округленного в большую сторону. Если по плану формирования есть поезда, которые отправляются со станции формирования через сутки, то число суток, на которые строится график, должно быть четным.

При построение графика оборота пассажирских составов нужно выполнять следующие требования:

  • отправление скорых поездов с начального пункта должно по возможности осуществляться с 6 до 11 утра и с 17 до 23 вечером, а прибытие на конечный пункт — желательно не в ночное время;
  • между прибытием и отправлением пассажирских поездов должны соблюдаться технологические нормы времени, необходимые для обработки составов на станции прицепки или оборота, или незначительно превышать эти нормы;
  • потребное число составов, полученное в результате построения на графике, не должно превышать их расчетного количества.

Таблица 1.7

Расписание движения пассажирских поездов

№ поезда

Время отправления со станции формирования

Прибытие на станцию оборота

Отправление со станции оборота

Прибытие на станцию формирования

9/10

11/12

301/302

303/304

13/14

15/16

307/308

601/602

9:00

10:00

6:00

23:00

17:00

18:00

17:00

9:00

6:44

7:44

19:42

12:42

14:44

15:44

9:33

8:58

10:44

11:44

23:42

16:42

18:44

19:44

13:33

12:58

8:28

9:28

13:24

6:24

16:28

17:28

6:06

12:56

Для уменьшения потребного числа составов на графике оборота допускается их взаимная увязка на станции формирования. При этом составы с одинаковой композицией будут применяться для обслуживания поездов различных назначений.

График оборота пассажирских составов представлен в приложении А.

1.5 Расчет показателей дальнего и местного пассажирского движения

Для анализа работы железнодорожного транспорта а области пассажирских перевозок применяется система показателей пассажирских перевозок, которая включает количественные, качественные и экономические показатели.

К количественным показателям относятся:

Количество перевезенных (отправленных) пассажиров:

(1.6)

где А 1, А2 , Аn — количество пассажиров, отправляющихся соответственно с 1-ой, 2-ой, n-ой станции.

2(3026+4430+5229+2958)=31286 пасс.

Пассажирооборот:

пасс-км (1.7)

где А 1 , А2 ,… Аn — густота пассажиропотоков соответственно на участках протяженностью l1 , l2 …ln .

Средняя дальность поездки:

, км (1.8)

Поездо-километры:

(1.9)

где N 1 , N2 …Nn — количество пар поездов, следующих соответственно на расстоянии l1 , l2 ,…ln .

Вагоно-километры:

(1.10)

где m 1 , m2 , mn — состав поезда (в вагонах) соответствующего назначения.

Пассажиро-место-километры:

(1.11)

где а 1 , а2 , аn — число мест в составе поезда соответствующего назначения.

Средний состав поезда:

(1.12)

Средняя густота пассажиропотоков:

пасс (1.13)

где L — протяженность направления.

К качественным показателям относятся:

Потребный парк составов:

(1.14)

где — суммарное число составов, необходимое для обслуживания расчетных размеров движения соответственно скорых и пассажирских поездов.

Потребный парк вагонов:

(1.15)

Среднесуточный пробег состава:

(1.16)

Среднесуточный пробег вагона:

(1.17)

Средняя населенность состава:

(1.18)

Коэффициент использования вместимости состава:

(1.19)

Средняя маршрутная скорость поездов:

  • скорых:

(1.20)

где -поездо-км скорых поездов

Для пассажирских поездов определяется аналогично:

  • всех поездов:

(1.21)

2. Организация пригородного пассажирского движения

2.1 Характеристика пригородных перевозок

Особенностями пригородных перевозок, оказывающими влияние на организацию движения пригородных поездов, являются:

  • концентрация пригородных перевозок в крупных центрах страны;
  • массовость перевозок с большим числом поездок на одного пассажира в год;
  • перевозки осуществляются на короткие расстояния;
  • резкое падение пассажиропотока на участке по мере удаления от головной станции;
  • неравномерность перевозок по сезонам года, дням недели, часам суток.

Эти особенности предъявляют следующие требования к организации пригородного движения:

  • установление достаточных размеров движения поездов как в целом за сутки, так и по часам суток;
  • удобное распределение поездов по времени;
  • обеспечение достаточной частоты и в то же время высокой участковой скорости движения поездов;
  • необходимость устройства зонных станций оборота пригородных составов;
  • организация посадки — высадки пассажиров, как на станциях, так и на остановочных пассажирских платформах.

2.2 Определение густоты пригородных пассажиропотоков

Густота пассажиропотока на каждом перегоне пригородного участка определяется на основании данных о прибытии и отправлении пассажиров по всем остановочным пунктам. При этом густота пассажиропотока на первом перегоне равна числу пассажиров, отправляющихся с головной станции На каждом последующем перегоне густота пассажиропотока определяется из выражений:

(2.1)

где A 1, A2 , An-1 — густота пассажиропотока на первом, втором и n-ом пер.;

A 2пр, А3прnпр — количество прибывающих пассажиров на попутные ст.;

A 2от, А3отnот — количество отправленных пассажиров с попутных ст.;

  • Для наглядности и удобства расчетов пригородные пассажиропотоки представляются в виде диаграммы.

Таблица 2.1

Данные о прибытии и отправлении пассажиров по каждому

остановочному пункту на участке А-Ф.

Станции

А

к

Л

М

н

О

п

р

С

т

у

Ф

Прибытие

790

630

3770

1080

2200

900

5000

4670

570

3900

1040

Отправление

23300

140

280

200

410

220

На основе данных из таблицы 2.1 строится диаграмма пригородных пассажиропотоков.

Рисунок 2.1 — Диаграмма пригородных пассажиропотоков

2.3 Определение числа мест и расположения зонных станций

В пригородном движении существует необходимость разделения пригородных участков на зоны. Это происходит из-за значительного спада пассажиропотока по мере удаления от головной станции. В пунктах резкого изменения пассажиропотока устраивают зонные станции, на которых погашается часть пригородных поездов. Зонные станции являются станциями оборота пригородных составов.

Число и расположение зонных станций на пригородном участке влияют на качество обслуживания пассажиров и эффективность использования подвижного состава.

Для каждого варианта расположения зонных станций рассчитываются размеры движения пригородных поездов. В курсовом проекте размеры движения определяются для непараллельного графика:

Зона 1:

(2.2)

Зоны 2:

(2.3)

Зона 3:

(2.4)

1 вариант (2 зонные станции): А-Р; А-С; А-Ф.

2 вариант (3 зонные станции): А-Р; А-С; А-У; А-Ф.

Рисунок 2.3.1 — Схемы вариантов

Определяем число поездов по каждой зоне:

1 вариант:

2 вариант:

Для каждой зонной станции устанавливаются размеры засылки пригородных составов. засылка позволяет обеспечить размеры движения по часам суток без увеличения общего потребного парка пригородных составов. Необходимые размеры засылки составов для каждой зоны определяются по формуле:

N зi= (?Япр -?Яот -max?Япр )Ni/100, (2.5)

где ?Я пр — суммарный процент прибытия пассажиров на головную станцию за период от начала движения до конца утреннего пика (с 6:00 до 9:00) ?Япр =12+13+10=35;

от — суммарный процент отправления пассажиров на головную станцию за период от начала движения до конца утреннего пика (с 6:00 до 9:00) ?Яот =15+13+3=31;

max?Я пр — максимальный процент прибытия пассажиров. Прибывающих за время оборота состава по i-й зоне в утренний пик, max?Япр =13.

Засылки считаем для каждой зоны по двум вариантам:

1 вариант:

N з1 =(37-12,5-14)*10/100=1,05=2 поезда;

N з2 =(37-12,5-14)*5/100=0,525=1 поезд;

N з3 =(37-12,5-14)*6/100=0,63=1 поезд.

2 вариант:

N з1 =(37-12,5-14)*10/100=1,05=2 поезда;

N з2 =(37-12,5-14)*5/100=0,525=1 поезд;

N з3 =(37-12,5-14)*5/100=0,525=1 поезд;

N з4 =(37-12,5-14)*2/100=0,21=1 поезд.

Для каждого варианта расположения зонных станций на пригородном участке рассчитываются фактические затраты поездо-километров и определяются по формуле:

(2.6)

где N 1 , N 2, N n — размеры движения пригородных поездов;

N з1, N з2 , N з n — размеры засылки по каждой зоне;

L 1, L 2 , L n — прояженность соответственно 1-й, 2-й, n-1 зон.

1 вариант:

Nl ф =[(10+2)35+(5+1)42+(6+1)52]=1036 поездо-км

2 вариант:

Nl ф =[(10+2)35+(5+1)42+(5+1)49,5+(2+1)52]=1125 поездо-км

?Al- пассажирооборот на пригородном участке, определяется:

пасс-км (2.7)

где А 1 , А2 ,… Аn — густота пассажиропотоков соответственно на участках протяженностью;

l 1 , l2 …ln — длина соответственно 1-го, 2-го, n-го перегонов,км.

? Al =(23300*8+22510*3+21880*7+18250*2,5+17170*6+15250*6+14350*2,5+9550*7+5290*4,5+4790*3+1040*2,5)=753850 пасс-км

Для заданной населенности состава определяется затрата поездо-километров на участке по формуле:

, (2.8)

Выбираем оптимальный вариант конкретного расположения зонных станций на участке путем сравнения заданных поездо-километров и фактических поездо-километров:

(2.9)

1 вариант:

2 вариант:

Первый вариант расположения зонных станций оптимальный, так как

  • 31< -120.

2.4 Распределение пригородных поездов по зонам и часам суток

С учетом неравномерности отправления и прибытия пригородных пассажиров с головной станции в течение суток можно составить процентное отношение распределения пассажиропотока по часам суток. Основой для распределения пригородных поездов по часам суток служат данные о процентном распределении прибывающего и отправляющего пассажиропотока с головной станции.

Расчётное количество поездов на каждый час определяется из выражения

, (2.9)

где — процент прибытия или отправления пригородного пассажиропотока головной станции, приходящегося на данный час суток;

  • общее число поездов i-той зоны;
  • Назначение поезда в каждый час осуществляется по мере накопления расчётного количества поездов не менее чем до одного состава.

Полученные данные сводятся в таблицу распределения пригородного движения по зонам и часам суток (табл. 2.2).

2.5 Определение потребного числа и времени оборота составов пригородных поездов

Общее число составов для обслуживания каждой пригородной зоны определяется из выражения:

, составов (2.10)

где — потребное число составов для соответствующих зон.

, составов (2.11)

где — максимальный процент пассажиров, прибывающих за время оборота состава по i -ой зоне в утренний пик.

Отсюда определяется общее число составов для обслуживания каждой пригородной зоны:

Для более точного определения потребного числа составов применяется графический метод в виде построения графика оборота пригородных составов.

Для его построения необходимо рассчитать время оборота пригородных составов.

Время оборота состава по зоне определяется по формуле

, ч (2.12)

где ? время нахождения поезда в пути соответственно от головной станции до зонной и в обратном направлении; ? минимальное время стоянки состава соответственно на головной и зонной станциях.

Время хода пригородных составов определяется для каждого зонного участка из выражения:

, ч (2.13)

где ? протяжённость i-ого зонного участка;

  • ? ходовая скорость пригородного поезда();
  • ? время на разгон();
  • ? время на замедление();
  • ? время на стоянку.

1 зона:

2 зона:

3 зона:

Таблица 2.5.1

Расписание движения нечетных пригородных поездов

№ поезда

ст.

отправления

Время

отправления

ст. прибытия

время прибытия

номер маршрута

6001

6003

6005

6007

6009

6011

6013

6015

6017

6019

6021

6023

6025

6027

6029

6031

6033

6035

6037

6039

6041

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

5:30

5:40

6:16

9:08

9:43

9:18

12:20

13:43

14:34

15:06

16:06

17:10

17:38

17:48

18:24

18:04

18:14

19:38

21:00

23:10

00:16

Р

Ф

Р

Р

С

Ф

Р

Ф

С

Р

Р

Р

С

Ф

Р

С

Ф

Р

Р

С

Ф

6:18

7:02

7:04

9:56

10:39

10:32

13:08

14:57

15:30

15:54

16:54

17:58

18:34

19:02

19:12

19:00

19:28

20:26

21:48

00:06

1:30

Таблица 2.5.2

Расписание движения четных пригородных поездов

№ поезда

ст. отправления

время отправления

ст.

прибытия

Время

прибытия

номер маршрута

6000

6002

6004

6006

6008

6010

6012

6014

6016

6018

6020

6022

6024

6026

6028

6030

6032

6034

6036

6038

6040

Ф

Р

Р

С

Ф

Р

С

Ф

Р

С

Р

Р

Ф

С

Р

Р

Ф

Р

С

Р

Ф

5:14

6:36

7:50

7:12

7:34

8:10

8:57

9:06

10:32

10:44

11:10

15:28

15:22

16:24

17:46

19:00

19:10

20:22

20:34

23:18

0:28

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

А

6:28

7:24

8:38

8:08

8:48

8:58

9:53

10:20

11:20

11:40

11:58

16:16

16:36

17:20

18:34

19:48

20:06

21:10

21:30

00:06

1:42

2.6 Построение схематического графика оборота пригородных составов

Построение графика оборота необходимо для определения режима работы составов на пригородном участке, места и времени их экипировки, потребного количества бригад и среднего пробега составов.

График оборота пригородных составов строится на одни сутки с 5 часов утра до 1 часа ночи на основе данных таблицы 2.2.

В курсовом проекте при построении графика оборота пригородных составов руководствуются следующими требованиями:

  • обеспечить наименьшее количество составов для обслуживания пригородного движения (при правильном построении графика оборота общее число составов не должно превышать их расчетного значения, определенного по формуле (2.11);
  • предусматривать один раз в сутки полную экипировку составов, их межпоездной ремонт, влажную уборку и периодический профилактический осмотр на головной станции;
  • допускать передвижку пригородных поездов из одного часа в другой на небольшой промежуток времени, сохраняя при этом расчетные размеры движения в целом за сутки;
  • увязывать на головной станции составы, следующие с дальних зон, с составами, обслуживающими ближние зоны, для сокращения времени стоянки и потребного числа составов;
  • использовать расчетное число засылки составов в утренние и вечерние часы “пик”, что также позволит не увеличивать потребное число составов.

2.7 Расчет показателей пригородного движения

Для определения объема выполненной работы и качества использования подвижного состава производят расчет показателей пригородного движения. В курсовом проекте необходимо определить количественные и качественные показатели для оптимального варианта числа и расположения зонных станций на пригородном участке.

К количественным показателям пригородного движения относятся:

Количество отправленных пассажиров:

, поездов (2.14)

где А 2от , ?Аотпс — количество пассажиров, отправленных соответственно с головной и промежуточных (попутных) станций участка (принимается равным густоте пассажиропотока на 1-ом, 2-м, n-ь перегонах пригородного участка (А1 , А2, …, Аn ).

Пассажирооборот:

(2.15)

где — густота пассажиропотока на участках.

? Al =(23300*8+22510*3+21880*7+18250*2,5+17170*6+15250*6+14350*2,5+

+9550*7+5290*4,5+4790*3+1040*2,5)=753850 пасс-км

Средняя дальность поездки пассажиров:

(2.16)

Поездо-километры:

(2.17)

Вагоно-километры:

(2.18)

где m 1 , m2, mn — число вагонов в составах пригородных поездов соответственно 1-й, 2-й, n-й зон (принять равным 10 вагонам).

Средняя густота пригородных пассажиропотоков:

(2.19)

Пассажиро-место-километры:

пасс-место-км

Средний состав поезда:

(2.21)

К качественным показателям пригородного движения относятся:

Средняя населённость поезда:

(2.22)

Процент использования предложенных мест:

(2.23)

Среднесуточный пробег составов:

(2.24)

3. Устройства и технология работы пассажирской и пассажирской технической станции

3.1 Классификация, устройства и выбор схемы пассажирской станции

Пассажирская станция — это станция, основная работа которой состоит из обслуживания пассажиров. Пассажирские станции располагают в административных и промышленных центрах, в курортных районах, в районах с морскими, речными и аэропортами. По назначению пассажирские станции делятся на:

  • собственно пассажирские — основной вид обслуживания дальнего, местного, пригородного сообщения;
  • пассажирские станции, обслуживающие только пригородное движение (головные станции, зонные);
  • объединенные пассажирские станции — обслуживание пассажирского и грузового движения;
  • пассажирские технические станции — для подготовки пассажирских составов в рейс.

По характеру эксплуатационной работы:

  • конечные — головные или пункты оборота состава, где начинают и заканчивают свое следование все пассажирские поезда;
  • транзитные — на которых поезда имеют остановку и следуют дальше по маршруту;
  • смешанные — станции, где одни пассажирские поезда начинают и заканчивают следования, а другие проходят транзитом.

По объему выполняемой работы:

  • крупные — станции более 10 пар дальних и местных поездов в сутки или более 200 пар пригородных;
  • средние — станции, принимающие и отправляющие 5-9 пар дальних и местных поездов в сутки или более 200 пар пригородных;
  • малые — небольшие станции, обслуживающие 2-4 пары дальних и местных поездов или до 100 пар пригородных.

По количеству отправляемых поездов и пассажиров, а также площади вокзальных помещений пассажирские станции делят на классы:

  • внеклассные (более 85 баллов);
  • первого класса (35-85 баллов);
  • второго класса (25-35 баллов);
  • третьего класса (до 25 баллов);
  • четвертого и пятого класса.

На пассажирской станции к маневровым средствам относятся:

  • вытяжные пути;
  • маневровые локомотивы;
  • электролебедки — станционные установки, перемещающие вагоны вдоль пути с помощью…