Перевозка опасных грузов

Курсовая работа

К опасным грузам относятся любые вещества, материалы, изделия, отходы производственной и иной деятельности, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при их перевозке создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

Подавляющее большинство опасных грузов по территории Российской Федерации перевозится автомобильным и железнодорожным транспортом (около 95% всех перевозок опасных грузов).

Гораздо меньшая доля выпадает на водный и воздушный транспорт. В то же время автомобильные дороги и железнодорожные ветки естественным образом сконцентрированы в наиболее густонаселенных территориях. Таким образом, большая часть всех перевозимых опасных грузов сосредоточена в таких местах, где любая их утечка или иная авария может привести к значительному материальному, экологическому ущербу или человеческим жертвам. Поэтому во всех развитых странах разработаны строгие правила, направленные на обеспечение безопасности перевозок опасных веществ и снижение последствий возможных аварийных ситуаций при их транспортировке. Более того, в связи с большим количеством международных грузоперевозок и возможными глобальными масштабами последствий аварий с опасными веществами, существуют различные международные соглашения, регулирующие такие перевозки. Как пример, можно привести следующие документы: «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ), «Соглашение о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов» (заключили бывшие советские республики, кроме Прибалтики), «Рекомендации по перевозке опасных грузов» ООН и другие документы. Надо также отметить, что большинство международных перевозок опасных грузов регламентируется именно международными соглашениями и рекомендациями ООН, а в дополнение – документами тех стран, по территории которых осуществляется перевозка.

На территории Российской Федерации основные требования к организации перевозок опасных грузов определяются как международными соглашениями, нормами и стандартами, так и собственными законодательными документами. На автомобильном транспорте это «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом», утвержденные Министерством транспорта России от 08.08.1995 №73, на железной дороге – «Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом», утвержденные Госгортехнадзора России 16.08.1994 №50. Существует также целый ряд документов, регулирующих перевозки опасных грузов речным, морским и авиационным транспортом.

3 стр., 1336 слов

Классификации опасных грузов на железнодорожном транспорте

... указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц ответственных за перевозку и (или) лиц, охраняющих груз в .пути следования. Перевозка “особо опасных грузов” допускается при надлежащей охране ...

Согласно ГОСТ 19433—88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ опасные вещества разделяются на классы, подклассы, категории и группы в соответствии с их физико-химическими свойствами, видами и степенью опасности при транспортировании. Также для классификации опасных грузов используют номера по списку ООН – четырехзначные номера, присвоенные Комитетом экспертов ООН по перевозке опасных грузов для обозначения вещества или группы веществ.

На основании описанного выше я сделал вывод об актуальности темы «Перевозка опасных грузов. Соглашение ДОПОГ . » в настоящее время и поэтому выбрал эту тему для раскрытия в своей курсовой работе.

Курсовая работа состоит из введения, семи глав, заключения и библиографии.

В первой главе я постараюсь раскрыть определение опасных грузов, что к ним относится и какие последствия могут быть, при не соблюдении условий перевозки или в дорожно транспортной ситуации.

Вторая, третья и четвертая главы будут о: упаковке и маркировки опасных грузов – какие виды маркировки бывают (для каждого вида упаковки устанавливается перечень испытаний, общепринятым среди которых является испытание на удар при свободном падении); требования предъявляемые к транспортным средствам — опасные грузы должны перевозиться только специальными и (или) специально приспособленными для этих целей транспортными средствами, которые должны быть изготовлены в соответствии с действующими нормативными документами; транспортно-сопроводительные документы.

В пятой главе я постараюсь подробно описать организацию перевозки опасных грузов, т.к. считаю, что это является неотъемлемой частью данной темы.

Шестая глава моей работы посвящена обязанностям и ответственности водителей и других участников перевозки опасных грузов.

В седьмой главе я рассмотрю, а точнее изложу ДОПОГ — Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Свою курсовую работу я завершу заключением.

  1. Опасный груз, транспортная опасность

Что же такое опасный груз? По ГОСТ 19433-88: “К опасным грузам относят вещества и предметы, которые при транспортировании, выполнении погрузочно-разгрузочных работ, хранении могут послужить причиной взрыва, пожара или повреждения транспортных средств, складов, устройств, зданий и сооружений, а также гибели, увечья, отравления, ожогов, облучения или заболевания людей и животных“. В более общем виде, опасный груз можно определить как груз, физические, химические и биологические свойства которого способны оказать отрицательное или катастрофическое воздействие на людей, технику, сооружения и окружающую среду.

Транспортную опасность в значительной степени предопределяют три основных элемента перевозок опасных грузов: объем перевозок, маршрут перевозок, технология перевозок. Каждый из этих элементов влияет на транспортную опасность, а их параметры и различные количественные и качественные сочетания между собой определяют ее уровень и степень.

31 стр., 15168 слов

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

... виды договоров перевозки; охарактеризовать заключение и выполнение договора перевозок; исследовать права и обязанности сторон по договору перевозки автомобильным транспортом; проанализировать практику рассмотрения споров арбитражными судами дел, вытекающих из транспортных перевозок. Методами выпускной квалификационной работы ...

Классифицировать транспортную опасность целесообразно по степени опасности, определяемой при выборе и оценке применяемых технологических процессов перевозки с точки зрения вероятности возникновения инцидента. Таким образом, определим степень транспортной опасности как величину математического ожидания ущерба, который может быть нанесен народному хозяйству в результате перевозки опасных грузов при фиксированных значениях параметров, от которых зависит вероятность инцидента. В настоящее время нет возможности, ввиду отсутствия необходимых статистических данных дать четкую количественную оценку различных классов транспортной опасности. Качественную степень опасности перевозимых грузов в зависимости от тяжести последствий можно оценить в соответствии со следующей классификацией.

1. Гибель людей.

2. Тяжкие телесные повреждения и тяжелые формы заболевания, приводящие к инвалидности людей. Разрушение технических средств, сооружений и дорог. Загрязнение окружающей среды стойкими (плохо разлагающимися при обычных условиях) вредными веществами.

3. Телесные повреждения и заболевания средней тяжести, приводящие к временной потере трудоспособности на срок до 1 года без последующей инвалидности. Временный выход из строя технических средств, сооружений и дорог. Загрязнение окружающей среды вредными веществами, разлагающимися в течение 1 месяца.

4. Лёгкие телесные повреждения и заболевания людей с временной потерей трудоспособности. Повреждение технических средств, сооружений и дорог, а также загрязнение окружающей среды, устраняемое на месте инцидента без привлечения специальных подразделений.

5. Инциденты, не влекущие за собой потерю трудоспособности людей, повреждение транспортных средств, сооружений, дорог и загрязнение окружающей среды.

На практике для определения транспортной опасности конкретных видов опасных грузов, перевозимых по определенным технологическим процессам, широко применяют экспертные оценки.

2. Упаковка и маркировка опасных грузов

До 1993 года в России было два стандарта на упаковку: внутренний и экспортный. Принципиальным отличием международных стандартов и соответствующего им экспортного ГОСТа заключалось в том, что они регламентировали перечень и количественные критерии испытаний, которые должна успешно проходить упаковка каждого вида, в то время, как внутренний ГОСТ регламентировал технологию изготовления упаковок.

Ныне действующий ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка» [10] соответствует международным требованиям. Однако, введение этого стандарта практически не отразилось на качестве упаковки опасных грузов, поскольку, в настоящее время большинство упаковок для опасных грузов не соответствует стандарту. Основной причиной такого положения является отсутствие контроля за качеством упаковки для опасных грузов, что происходит по причине несоответствия Российской транспортно-сопроводительной документации международным требованиям. Вместо государственного сертификата на упаковку применяется так называемый сертификат соответствия, который подписывается самим грузоотправителем. Естественно, для того, чтобы отправить груз грузоотправитель всегда формально заполняет сертификат соответствия, а ГИБДД во время контроля перевозок не имеет права проверять такое соответствие, так как данный вопрос находится вне их компетенции.

13 стр., 6317 слов

Виды опасного груза; правила их перевозок

... ценностей. Подавляющее большинство опасных грузов по территории Российской Федерации перевозится автомобильным и железнодорожным транспортом (около 95% всех перевозок опасных грузов). Гораздо меньшая доля выпадает на водный и воздушный транспорт. В то же ...

Для каждого вида упаковки устанавливается перечень испытаний, общепринятым среди которых является испытание на удар при свободном падении. Критерием успешного прохождения испытания является отсутствие утечки вещества из упаковки. По результатам испытаний на каждый тип упаковки выдаётся сертификат Госстандарта.

Подтверждением соответствия упаковки действующим стандартам является маркировка упаковки (рис. 1)., Рис. 1. Маркировка упаковки для опасных грузов, Маркировка упаковки включает в себя:

1) код упаковки (первая арабская цифра обозначает тип упаковки, латинские буквы обозначают материалы, из которых изготовлена упаковка, вторая цифра обозначает конструктивные особенности упаковки);

2) буквы, обозначающей группу(ы) упаковки (X – 1,2 и 3; Y – 2 и 3; Z – 3) и: величины относительной плотности, округленной до первого десятичного знака для жидкостей или максимальной массы брутто в килограммах;

3) букву «S», указывающую, что упаковка предназначена для перевозки твердых веществ или внутренней тары, либо величину испытательного давления, в кПа, округленную до 10 кПа;

4) две последние цифры года изготовления упаковки;

5) международный автомобильный код государства, санкционировавшего нанесение маркировки;

6) наименование изготовителя или его кодовое обозначение.

Обозначение типа упаковки для опасных грузов.

1. Барабаны – тара цилиндрической формы с плоскими или выпуклыми днищами, изготовленная из металла, фибрового картона, фанеры или других соответствующих материалов (включая сужающуюся или расширяющуюся тару в виде конуса).

2. Бочки деревянные – тара из натуральной древесины, с поперечным сечением в форме круга, с выпуклыми стенками, состоящая из скрепленной обручами клепок и днищ.

3. пластмассовая тара, имеющая в поперечном сечении форму прямоугольника или многоугольника.

4. Ящики – тара со сплошными прямоугольными или многоугольными стенками, изготовленная из металла, древесины, фанеры, древесного материала, фибрового картона, пластмассы или других соответствующих материалов. Небольшие отверстия, для удобства перегрузки, открытия или необходимые связи с классификационными предписаниями допускаются в том случае, если они не влияют на целостность упаковки при перевозке.

5. Мешки – мягкая тара, изготовленная из бумаги, полимерной пленки, текстиля, тканного материала или других соответствующих материалов.

6. Тара комбинированная – тара, состоящая из наружной тары и внутреннего сосуда (емкости), сконструированная так, что внутренний сосуд и наружная тара образуют единое изделие. В собранном виде оно остается неделимой единицей, которая наполняется, хранится, перевозится и опорожняется как таковая.