Введение
Структурная реформа на железнодорожном транспорте предусматривает постепенный переход от преимущественного функционально-территориального принципа организации деятельности железнодорожного транспорта к функциональному принципу, что нашло отражение в выделении вертикалей управления ОАО «Российские железные дороги». Как субъект хозяйственной деятельности, оно формирует стратегию развития, направленную на решение таких важнейших стратегических задач как обновление и техническое перевооружение отрасли, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, позволяющих улучшить финансово-экономическое состояние отрасли и повысить уровень ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
При этом основным видом деятельности являются грузовые перевозки, осуществление которых происходит на основе разработки плана-прогноза перевозок грузов и плана работы подвижного состава.
Организация эксплуатационной работы должна соответствовать корпоративным интересам холдинга РЖД: повышению доходности перевозок, сокращению издержек на перевозки грузов, повышению экономической ответственности и заинтересованности всех структурных подразделений в улучшении финансово-экономических результатов работы ОАО «РЖД» и холдинга в целом, ориентации на качественное транспортное обслуживание клиентов.
В первом разделе курсового проекта разрабатывается план-прогноз пере-возок грузов на условной дороге (отдельно по двум родам грузов и общий).
Определяются следующие показатели плана перевозок грузов: отправление, прибытие, прием, дача, перевозки, грузооборот, средняя дальность перевозки, средняя густота перевозки. Второй раздел курсового проекта посвящен разработке плана работы подвижного состава. На основе данных, полученных в первом разделе, и с помощью норм, приведенных в задании, определяются объемные и качественные показатели плана работы, а также парки подвижного состава (вагонов и локомотивов).
1. Прогнозирование и планирование перевозок
Прогнозирование и планирование перевозок грузов осуществляется на основе изучения районов тяготения железных дорог и их маркетинговых исследований.
Для этого разрабатываются схемы грузопотоков на дороге в тыс. тонн:
Правила приема груза к перевозке железнодорожным транспортом
... подачу вагонов под погрузку, прием груза к перевозке, определение массы груза железнодорожным транспортом, погрузку грузов на грузовом дворе, расчеты за перевозку груза . Подготовка груза к перевозке. Груз к перевозке должен быть подготовлен таким ... предусмотрен в Правилах и Технических условиях. Устав железных дорог обязывает соблюдать требования стандарта при упаковке груза отправителем, который ...
- по сухогрузам;
- по наливным грузам;
- по всем грузам.
На схемах участковые станции дороги обозначены прямоугольниками, в которых показан объем отправления груза (числитель дроби) и объем его прибытия (знаменатель дроби).
Прием груза на станцию и сдача груза на участок записываются в правопутном порядке соответственно перед станцией и после нее. Объем отправления и прибытия груза на промежуточных станциях участка не выделяется, а записывается суммарно для всего участка, при этом считается, что грузовая работа выполняется в центре участка. Размеры приема грузов с других дорог и его сдачи на другие дороги записываются по стыковым станциям дорог по ходу движения. Груженым считается направление потоков с юга на север. Схемы грузопотоков представлен на рис.1.1.
Сухогрузы |
Нефтяные грузы |
Всего |
||||||||||||
14280 |
17874 |
0 |
396 |
14280 |
18270 |
|||||||||
Москва |
Москва |
Москва |
||||||||||||
3822 |
0 |
3822 |
||||||||||||
7856 |
264 |
8120 |
||||||||||||
17094 |
24722 |
0 |
660 |
17094 |
25382 |
|||||||||
882 |
672 |
0 |
0 |
882 |
672 |
|||||||||
588 |
756 |
0 |
264 |
588 |
1020 |
|||||||||
17388 |
24806 |
0 |
924 |
17388 |
25730 |
|||||||||
Тула |
Тула |
Тула |
||||||||||||
2058 |
0 |
2058 |
||||||||||||
2184 |
0 |
2184 |
||||||||||||
19236 |
26780 |
0 |
924 |
19236 |
27704 |
|||||||||
294 |
462 |
0 |
0 |
294 |
462 |
|||||||||
210 |
294 |
0 |
176 |
210 |
470 |
|||||||||
19320 |
26612 |
0 |
1100 |
19320 |
27712 |
|||||||||
Курск |
Курск |
Курск |
||||||||||||
546 |
0 |
546 |
||||||||||||
3876 |
220 |
4096 |
||||||||||||
18858 |
29480 |
0 |
1320 |
18858 |
30800 |
|||||||||
Густота на участках: |
Густота на участках: |
Густота на участках: |
||||||||||||
Москва-Тула |
17241 |
Курск-Тула |
26696 |
Москва-Тула |
0 |
Курск-Тула |
1012 |
Москва-Тула |
17241 |
Курск-Тула |
27708 |
|||
Тула-Курск |
19278 |
Тула-Москва |
24764 |
Тула-Курск |
0 |
Тула-Москва |
792 |
Тула-Курск |
19278 |
Тула-Москва |
25556 |
Рис.1.1.Схема грузопотоков по участкам дороги, тыс.т.
В плане-прогнозе перевозок можно выделить объемные и качественные показатели.
К первой группе относятся: ·отправление,
·прием, ·прибытие, ·сдача, ·перевозки, ·грузооборот.
Качественными считаются показатели:
- средняя густота перевозок.
- средняя дальность перевозки,
Отправление (погрузка), измеряется в тоннах или тысячах тонн. Определяется суммированием ожидаемых размеров отправления (погрузки) по всем станциям и участкам дороги.
Прием грузов с других дорог рассчитывается также суммированием прогнозируемых размеров приема грузов с других дорог по всем стыковым пунктам. Измеряется в тоннах или тысячах тонн.
Прибытие (выгрузка) определяется суммированием ожидаемых размеров прибытия (выгрузки) по всем станциям и участкам дороги. Измеряется также в тоннах или тысячах тонн.
Сдача грузов по дроге определяется суммированием прогнозируемых размеров сдачи грузов на другие дороги по всем стыковым пунктам. Измеряется в тоннах или тысячах тонн.
Перевозки — показатель, определяющий объем продукции транспорта. Их можно определить двумя способами: как сумму собственного отправления и приема с других дорог или как сумму прибытия в пределах дороги и сдачи на
другие дороги сети железных дорог. Измеряется в тоннах или тысячах тонн. Перевозки распределяются по видам сообщения:
- местное — перевозки между станциями внутри дороги;
- вывоз — отправление грузов на другие дороги (определяется как разность между отправлением и местным сообщением);
- ввоз — прибытие грузов с других дорог (определяется как разность между прибытием и местным сообщением);
— транзит — перевозка, грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие структурные единицы сети железных дорог. Транзит можно определить несколькими способами: из приема вычесть ввоз, либо из сдачи вычесть вывоз. В отдельных случаях транзит определяют, вычитая из общей суммы перевозок общие размеры ввоза, вывоза и местного сообщения.
Перевозки по ввозу, вывозу и транзиту называются перевозками в прямом сообщении. В их осуществлении участвуют две или более дороги.
Планирование перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета оборота вагонов, а также эксплуатационных расходов и доходов дороги, потому что каждая дорога выполняет неодинаковое количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях.
Грузооборот нетто дороги определяется как сумма произведений густоты перевозок каждого участка на его протяженность:
åPL =åГij * lij ,
где: åPL – грузооборот дороги,
Гij – густота грузопотока на участке “i-j”, тыс. т. на км. в год; lij – протяженность участка “i-j”, км.
26696*267/1000=7127,83 млн.ткм в направлении – Туда по первому участку дороги Курск — Тула
24764*218/1000=5398,55 млн.т км в направлении – Туда по второму участку дороги Тула – Москва
Грузооборот нетто – важный показатель плана перевозок, так как он характеризует полезную работу по перевозкам. Данные в таблице 1.1.
Таблица 1.1 |
||||||||||||||||
Густота движения и грузооборот дороги |
||||||||||||||||
Участок на дороге |
Протяженность участка,км |
Густота грузопотока на участке,тыс.т. |
Грузооборот на участке,млн.ткм |
|||||||||||||
Туда |
Обратно |
Туда |
Обратно |
Всего |
||||||||||||
сх/гр |
н/гр |
Всего |
сх/гр |
н/гр |
Всего |
сх/гр |
н/гр |
Всего |
сх/гр |
н/гр |
Всего |
сх/гр |
н/гр |
Всего |
||
Курск-Тула |
267 |
26696 |
1012 |
27708 |
19278 |
0 |
19278 |
7127,83 |
270,20 |
7398,04 |
5147,23 |
0 |
5147,23 |
12275,06 |
270,20 |
12545,26 |
Тула-Москва |
218 |
24764 |
792 |
25556 |
17241 |
0 |
17241 |
5398,55 |
172,66 |
5571,21 |
3758,54 |
0 |
3758,54 |
9157,09 |
172,66 |
9329,75 |
Итого по дороге за год |
485 |
25827,60 |
913,11 |
26740,71 |
18,36 |
0 |
18,36 |
12526,38 |
442,86 |
12969,24 |
8905,76 |
0 |
8905,76 |
21432,15 |
442,86 |
21875,01 |
Средняя густота перевозок или средняя грузонапряженность — это средний грузопоток, проходящий через единицу длины железнодорожной линии в единицу времени (год).
Она равна грузообороту нетто дороги, деленному на эксплуатационную длину дороги. Измеряется средняя густота перевозок обычно в тонно-километрах (тыс. или млн.) на один километр железнодорожной линии в год.
Гнод = åPL /Lэ
21432,15/485=44,19 млн.ткм/км
Средняя дальность перевозки — это среднее расстояние следования одной тонны груза в пределах дороги. Она может определяться делением грузооборота нетто на размеры перевозок по дороге. Единица измерения средней дальности – километры.
L = åPL /(åPотпр+ åPпр)
21432,15/(8736+43760)*1000=
Рассчитанные по конкретной дороге показатели плана-прогноза перевозок грузов сведено в таблицу 1.2.
2. Прогнозирование и планирование эксплуатационной работы дороги.
План-прогноз эксплуатационной работы представляет собой часть общего плана-прогноза работы железнодорожного транспорта. Задачей этого раздела является определение объема работы подвижного состава, парков вагонов и локомотивов, необходимых для освоения намеченного грузооборота при наиболее рациональном использовании технических средств транспорта, максимальной производительности труда и наименьших издержках.
Основными исходными данными для расчета показателей работы подвижного состава на железной дороге является план перевозок (рассчитанный в первом разделе) и технические нормы использования подвижного состава.
План работы подвижного состава в грузовом движении разрабатывается на основе прогноза спроса на перевозки и размеров грузовых потоков по участкам и направлениям в следующем порядке:
- прогнозируют величины нагрузки вагонов по родам грузов и размеры погрузки, выгрузки, приема и сдачи грузов в вагонах;
- густоту перевозок в тоннах пересчитывают в вагоны и определяют пробег груженых вагонов;
- составляют баланс порожних вагонов по станциям и участкам;
- пункты выгрузки и избытка порожних вагонов прикрепляют к пунктам погрузки и недостатка порожних вагонов с учетом потребных типов вагонов;
- строят схему регулирования порожних вагонов и определяют порожний, а затем и общий пробег вагонов;
- рассчитывают тонно-километры брутто по участкам;
- исходя из длины приемоотправочных станционных путей и принятых норм массы груженых поездов и длины составов порожних поездов, устанавливают пробеги поездов и густоту их движения по участкам;
- определяют линейный пробег локомотивов исходя из установленного числа пар поездов по участкам, размещения пунктов подталкивания и участков двойной тяги;