Экономика железнодорожного транспорта

Курсовая работа

Введение

Структурная реформа на железнодорожном транспорте предусматривает постепенный переход от преимущественного функционально-территориального принципа организации деятельности железнодорожного транспорта к функциональному принципу, что нашло отражение в выделении вертикалей управления ОАО «Российские железные дороги». Как субъект хозяйственной деятельности, оно формирует стратегию развития, направленную на решение таких важнейших стратегических задач как обновление и техническое перевооружение отрасли, повышение эффективности использования имеющихся ресурсов, позволяющих улучшить финансово-экономическое состояние отрасли и повысить уровень ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

При этом основным видом деятельности являются грузовые перевозки, осуществление которых происходит на основе разработки плана-прогноза перевозок грузов и плана работы подвижного состава.

Организация эксплуатационной работы должна соответствовать корпоративным интересам холдинга РЖД: повышению доходности перевозок, сокращению издержек на перевозки грузов, повышению экономической ответственности и заинтересованности всех структурных подразделений в улучшении финансово-экономических результатов работы ОАО «РЖД» и холдинга в целом, ориентации на качественное транспортное обслуживание клиентов.

В первом разделе курсового проекта разрабатывается план-прогноз пере-возок грузов на условной дороге (отдельно по двум родам грузов и общий).

Определяются следующие показатели плана перевозок грузов: отправление, прибытие, прием, дача, перевозки, грузооборот, средняя дальность перевозки, средняя густота перевозки. Второй раздел курсового проекта посвящен разработке плана работы подвижного состава. На основе данных, полученных в первом разделе, и с помощью норм, приведенных в задании, определяются объемные и качественные показатели плана работы, а также парки подвижного состава (вагонов и локомотивов).

1. Прогнозирование и планирование перевозок

Прогнозирование и планирование перевозок грузов осуществляется на основе изучения районов тяготения железных дорог и их маркетинговых исследований.

Для этого разрабатываются схемы грузопотоков на дороге в тыс. тонн:

4 стр., 1679 слов

Правила приема груза к перевозке железнодорожным транспортом

... подачу вагонов под погрузку, прием груза к перевозке, определение массы груза железнодорожным транспортом, погрузку грузов на грузовом дворе, расчеты за перевозку груза . Подготовка груза к перевозке. Груз к перевозке должен быть подготовлен таким ... предусмотрен в Правилах и Технических условиях. Устав железных дорог обязывает соблюдать требования стандарта при упаковке груза отправителем, который ...

  • по сухогрузам;
  • по наливным грузам;
  • по всем грузам.

На схемах участковые станции дороги обозначены прямоугольниками, в которых показан объем отправления груза (числитель дроби) и объем его прибытия (знаменатель дроби).

Прием груза на станцию и сдача груза на участок записываются в правопутном порядке соответственно перед станцией и после нее. Объем отправления и прибытия груза на промежуточных станциях участка не выделяется, а записывается суммарно для всего участка, при этом считается, что грузовая работа выполняется в центре участка. Размеры приема грузов с других дорог и его сдачи на другие дороги записываются по стыковым станциям дорог по ходу движения. Груженым считается направление потоков с юга на север. Схемы грузопотоков представлен на рис.1.1.

Сухогрузы

Нефтяные грузы

Всего

14280

17874

0

396

14280

18270

Москва

Москва

Москва

3822

0

3822

7856

264

8120

17094

24722

0

660

17094

25382

882

672

0

0

882

672

588

756

0

264

588

1020

17388

24806

0

924

17388

25730

Тула

Тула

Тула

2058

0

2058

2184

0

2184

19236

26780

0

924

19236

27704

294

462

0

0

294

462

210

294

0

176

210

470

19320

26612

0

1100

19320

27712

Курск

Курск

Курск

546

0

546

3876

220

4096

18858

29480

0

1320

18858

30800

Густота на участках:

Густота на участках:

Густота на участках:

Москва-Тула

17241

Курск-Тула

26696

Москва-Тула

0

Курск-Тула

1012

Москва-Тула

17241

Курск-Тула

27708

Тула-Курск

19278

Тула-Москва

24764

Тула-Курск

0

Тула-Москва

792

Тула-Курск

19278

Тула-Москва

25556

Рис.1.1.Схема грузопотоков по участкам дороги, тыс.т.

В плане-прогнозе перевозок можно выделить объемные и качественные показатели.

К первой группе относятся: ·отправление,

·прием, ·прибытие, ·сдача, ·перевозки, ·грузооборот.

Качественными считаются показатели:

  • средняя густота перевозок.
  • средняя дальность перевозки,

Отправление (погрузка), измеряется в тоннах или тысячах тонн. Определяется суммированием ожидаемых размеров отправления (погрузки) по всем станциям и участкам дороги.

Прием грузов с других дорог рассчитывается также суммированием прогнозируемых размеров приема грузов с других дорог по всем стыковым пунктам. Измеряется в тоннах или тысячах тонн.

Прибытие (выгрузка) определяется суммированием ожидаемых размеров прибытия (выгрузки) по всем станциям и участкам дороги. Измеряется также в тоннах или тысячах тонн.

Сдача грузов по дроге определяется суммированием прогнозируемых размеров сдачи грузов на другие дороги по всем стыковым пунктам. Измеряется в тоннах или тысячах тонн.

Перевозки — показатель, определяющий объем продукции транспорта. Их можно определить двумя способами: как сумму собственного отправления и приема с других дорог или как сумму прибытия в пределах дороги и сдачи на

другие дороги сети железных дорог. Измеряется в тоннах или тысячах тонн. Перевозки распределяются по видам сообщения:

  • местное — перевозки между станциями внутри дороги;
  • вывоз — отправление грузов на другие дороги (определяется как разность между отправлением и местным сообщением);
  • ввоз — прибытие грузов с других дорог (определяется как разность между прибытием и местным сообщением);

— транзит — перевозка, грузов, поступающих с других дорог и следующих через данную дорогу на другие структурные единицы сети железных дорог. Транзит можно определить несколькими способами: из приема вычесть ввоз, либо из сдачи вычесть вывоз. В отдельных случаях транзит определяют, вычитая из общей суммы перевозок общие размеры ввоза, вывоза и местного сообщения.

Перевозки по ввозу, вывозу и транзиту называются перевозками в прямом сообщении. В их осуществлении участвуют две или более дороги.

Планирование перевозок по видам сообщений необходимо для правильного расчета оборота вагонов, а также эксплуатационных расходов и доходов дороги, потому что каждая дорога выполняет неодинаковое количество операций, связанных с перевозками грузов в разных сообщениях.

Грузооборот нетто дороги определяется как сумма произведений густоты перевозок каждого участка на его протяженность:

åPL =åГij * lij ,

где: åPL – грузооборот дороги,

Гij – густота грузопотока на участке “i-j”, тыс. т. на км. в год; lij – протяженность участка “i-j”, км.

26696*267/1000=7127,83 млн.ткм в направлении – Туда по первому участку дороги Курск — Тула

24764*218/1000=5398,55 млн.т км в направлении – Туда по второму участку дороги Тула – Москва

Грузооборот нетто – важный показатель плана перевозок, так как он характеризует полезную работу по перевозкам. Данные в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Густота движения и грузооборот дороги

Участок на дороге

Протяженность участка,км

Густота грузопотока на участке,тыс.т.

Грузооборот на участке,млн.ткм

Туда

Обратно

Туда

Обратно

Всего

сх/гр

н/гр

Всего

сх/гр

н/гр

Всего

сх/гр

н/гр

Всего

сх/гр

н/гр

Всего

сх/гр

н/гр

Всего

Курск-Тула

267

26696

1012

27708

19278

0

19278

7127,83

270,20

7398,04

5147,23

0

5147,23

12275,06

270,20

12545,26

Тула-Москва

218

24764

792

25556

17241

0

17241

5398,55

172,66

5571,21

3758,54

0

3758,54

9157,09

172,66

9329,75

Итого по дороге за год

485

25827,60

913,11

26740,71

18,36

0

18,36

12526,38

442,86

12969,24

8905,76

0

8905,76

21432,15

442,86

21875,01

Средняя густота перевозок или средняя грузонапряженность — это средний грузопоток, проходящий через единицу длины железнодорожной линии в единицу времени (год).

Она равна грузообороту нетто дороги, деленному на эксплуатационную длину дороги. Измеряется средняя густота перевозок обычно в тонно-километрах (тыс. или млн.) на один километр железнодорожной линии в год.

Гнод = åPL /Lэ

21432,15/485=44,19 млн.ткм/км

Средняя дальность перевозки — это среднее расстояние следования одной тонны груза в пределах дороги. Она может определяться делением грузооборота нетто на размеры перевозок по дороге. Единица измерения средней дальности – километры.

L = åPL /(åPотпр+ åPпр)

21432,15/(8736+43760)*1000= 408,26 км

Рассчитанные по конкретной дороге показатели плана-прогноза перевозок грузов сведено в таблицу 1.2.

2. Прогнозирование и планирование эксплуатационной работы дороги.

План-прогноз эксплуатационной работы представляет собой часть общего плана-прогноза работы железнодорожного транспорта. Задачей этого раздела является определение объема работы подвижного состава, парков вагонов и локомотивов, необходимых для освоения намеченного грузооборота при наиболее рациональном использовании технических средств транспорта, максимальной производительности труда и наименьших издержках.

Основными исходными данными для расчета показателей работы подвижного состава на железной дороге является план перевозок (рассчитанный в первом разделе) и технические нормы использования подвижного состава.

План работы подвижного состава в грузовом движении разрабатывается на основе прогноза спроса на перевозки и размеров грузовых потоков по участкам и направлениям в следующем порядке:

  • прогнозируют величины нагрузки вагонов по родам грузов и размеры погрузки, выгрузки, приема и сдачи грузов в вагонах;
  • густоту перевозок в тоннах пересчитывают в вагоны и определяют пробег груженых вагонов;
  • составляют баланс порожних вагонов по станциям и участкам;
  • пункты выгрузки и избытка порожних вагонов прикрепляют к пунктам погрузки и недостатка порожних вагонов с учетом потребных типов вагонов;
  • строят схему регулирования порожних вагонов и определяют порожний, а затем и общий пробег вагонов;
  • рассчитывают тонно-километры брутто по участкам;
  • исходя из длины приемоотправочных станционных путей и принятых норм массы груженых поездов и длины составов порожних поездов, устанавливают пробеги поездов и густоту их движения по участкам;
  • определяют линейный пробег локомотивов исходя из установленного числа пар поездов по участкам, размещения пунктов подталкивания и участков двойной тяги;