Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом

Курсовая работа

Закон Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» от 6 января 1999 года № 237−3 с изменениями и дополнениями определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности железнодорожного транспорта Республики Беларусь, регламентирует его взаимоотношения с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, потребителями работ и услуг железнодорожного транспорта и другими видами транспорта.

В соответствии с вышеназванным законом железнодорожный транспорт призван во взаимодействии с другими видами транспорта обеспечивать потребности экономики и населения в перевозках и связанных с ними работах и услугах, безопасность движения транспортных средств, охрану окружающей среды, формирование рынка транспортных работ и услуг.

Отношения, возникающие между Белорусской железной дорогой, её организациями и грузоотправителями, грузополучателями, другими физическими и юридическими лицами при пользовании ими услугами железнодорожного транспорта общего пользования регулируются Уставом железнодорожного транспорта общего пользования, который утверждён постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999г. № 1196.

Железнодорожный транспорт общего пользования находится в собственности Республики Беларусь. Функции по управлению объектами государственной собственности железнодорожного транспорта общего пользования осуществляются Белорусской железной дорогой.

В Беларуси железнодорожный транспорт играет основополагающую роль в перевозках грузов, именно на него возложена основная транспортная нагрузка. Сегодня железнодорожный транспорт – это не только транспорт общего пользования, но и подъездные пути предприятий и организаций, их вагоны и локомотивы.

Перевозки, осуществляемые железнодорожным транспортом, обеспечивают единство экономического и стратегического пространства страны. В новых социально-экономических условиях основной задачей железнодорожного транспорта является транспортное обслуживание грузоотправителей, грузополучателей, населения, других физических и юридических лиц.

В настоящее время требуется не только перевезти груз и выдержать срок его доставки, но и осуществлять транспортное обслуживание по различным классам качества, минимизируя потери при перевозке и затраты на них. Для этих целей необходимо применять удобные для грузоотправителей и грузополучателей технологии перевозочного процесса, осуществлять перевозки с повышенными скоростями, оптимально согласовывать ритмы работы поставщиков, потребителей, железнодорожного транспорта и время доставки грузов для конкретных грузоотправителей и грузополучателей, обеспечивать полноту и качество предоставляемых услуг.

10 стр., 4924 слов

Организация международных железнодорожных перевозок грузов в ...

... организации в РБ, а также проведение сравнительного анализа эффективности железнодорожных и автомобильных грузоперевозок. Задачи исследования: раскрыть содержание понятия «международные железнодорожные перевозки», проанализировать экспорт железнодорожных услуг РБ, провести сравнение эффективности использования железнодорожного автомобильного и железнодорожного транспорта ...

Тема курсовой работы была исследована на материалах предприятия за 2009−2011 годы.

Объектом исследования курсовой работы является организация перевозок грузов железнодорожным транспортом на ОАО «Гомельстройматериалы».

Целью курсового исследования является изучение организации перевозок грузов железнодорожным транспортом и разработка направлений по её совершенствованию.

Задачами курсовой работы являются:

  • основы организации перевозок грузов железнодорожным транспортом;
  • технико-экономическая характеристика ОАО «Гомельстройматери-алы»;
  • организация перевозок грузов железнодорожным транспортом на предприятии;
  • оценка перевозок грузов железнодорожным транспортом на предприятии;
  • совершенствование организации перевозок грузов железнодорожным транспортом на ОАО «Гомельстройматериалы».

1 Основы организации перевозок грузов железнодорожным транспортом

1.1 Содержание организации перевозок грузов

Грузами являются материальные ценности, принятые для доставки железнодорожным транспортом в пункт назначения по договору перевозки [1, с. 4].

Участниками перевозочного процесса являются: грузоотправитель, грузополучатель и железная дорога.

Грузоотправителем является юридическое лицо, отправляющее груз и указанное в перевозочных документах.

Грузополучателем является юридическое лицо, уполномоченное на получение груза и указанное в перевозочных документах.

Железная дорога представлена предприятиями, железнодорожными станциями, которые имеют собственные вагоны, контейнеры и другие виды подвижного состава, необходимые для осуществления перевозочного процесса.

Вагоны, используемые для перевозки грузов, делятся на две группы:

  • общего назначения: крытые, полувагоны, платформы для перевозки массовых грузов;
  • специализированные: изотермические, цистерны, думпкары, цементо-возы, зерновые вагоны и т.д., предназначенные для перевозки грузов, требующих специфических условий [2, с. 215].

Конструкция вагонов грузового парка оказывает влияние на сохранность грузов, скорость выполнения грузовых операций, эффективность перевозок, безопасность движения поездов, максимальное использование грузоподъемности и вместимости, обеспечение комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и сокращение простоя вагонов под грузовыми операциями.

Выбирая вид подвижного состава для перевозки грузов, необходимо ориентироваться на снижение себестоимости перевозки, обеспечение сохранности груза и полное использование грузоподъёмности вагонов.

Перевозки могут осуществляться в местном (между станциями одной дороги) и в прямом (между станциями двух и более дорог) сообщениях. Перевозки с участием различных видов транспорта выполняются в прямом смешанном (железнодорожно-водном, железнодорожно-автомобильном) сообщении. Перевозки с участием нескольких государств, которые выполняются только по железным дорогам разных стран, относятся к прямому международному железнодорожному сообщению, а если выполняются разными видами транспорта – к прямому международному смешанному сообщению [3, с. 24].

4 стр., 1621 слов

Организация перевозки железнодорожным транспортом в войсках ПВО СВ

... Организация перевозки железнодорожным транспортом. Воинским поездом считается поезд, имеющий в своём составе 20 и более вагонов ( в двухосном исчислении), занятых воинскими подразделениями, командами или воинскими грузами. ... километрах от места погрузки и выгрузки. В районе ожидания (сбора) подразделения ПВО может развёртываться на стартовых позициях. Время прибывания в районе ожидания используется ...

Количество груза, предъявляемое к перевозке по одной накладной, называется отправкой.

Перевозки грузов осуществляются маршрутными, групповыми, повагонными, контейнерными, сборными повагонными, мелкими и малотоннажными отправками.

Под маршрутной отправкой понимается предъявление к перевозке по одной накладной груза, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или длине.

Групповой отправкой считается предъявление к перевозке по одной накладной груза, для перевозки которого требуется предоставить более одного вагона, но менее маршрутной отправки.

Повагонной отправкой считается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для перевозки которого предоставляется отдельный вагон.

Контейнерной отправкой признаётся предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление одного контейнера.

Сборной повагонной отправкой называется предъявляемый по одной накладной груз разных наименований, допускаемых к совместной перевозке, в адрес одного грузополучателя.

Под мелкой отправкой понимается предъявляемый по одной транспортной накладной груз, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера. При этом общая масса предъявленного к перевозке груза не должна превышать 20 тонн, а его количество не превышать по объёму более одной трети вместимости контейнера по внутреннему объёму.

Малотоннажной отправкой считается предъявляемый по одной накладной груз массой от 10 до 20 тонн, занимающий не более полвины объёма четырёхосного вагона [4, с. 159].

Грузы могут перевозиться грузовой и большой скоростью с оплатой по повышенному тарифу. К перевозке большой скоростью принимаются грузы в направлениях, устанавливаемых Начальником Белорусской железной дороги.

Скорость перевозки определяет и указывает в накладной грузоотправитель. Если перевозка данного груза допускается только определенной скоростью, грузоотправитель должен указать ее в накладной.

Отдельные грузы (скоропортящиеся в изотермических вагонах, живность) принимаются к перевозке только большой скоростью.

В зависимости от состояния упаковки, способа приёма, погрузки и транспортировки грузы делят на следующие виды:

  • штучные – принимаются к перевозке по количеству единиц (крупно-габаритная техника, автомашины и др.);
  • тарно-упаковочные – грузы в упакованном виде, обеспечивающем их сохранность (ящики, кипы, мешки, бочки, бидоны и т.п.);
  • навалочные – перевозятся без тары, преимущественно в открытых вагонах (уголь);
  • насыпные – перевозятся без затаривания в крытых вагонах (зерно);
  • наливные – обычно перевозятся наливом в цистернах (нефть) [5, с. 44].

Перевозка грузов железнодорожным транспортом организуется на договорных началах. По договору на перевозку груза железная дорога обязуется доставить груз в пункт назначения и выдать его грузоотправителю, а грузоотправитель – оплатить перевозку.

37 стр., 18456 слов

Перевозка грузов Ж.Д. транспортом

... перевозок Перевозка грузов малой скоростью по железной дороге может осущевстляться контейнерами, мелкими, малотоннажными, повагонными, групповыми и маршрутными отправками. Пассажирской скоростью отправка производится грузобагажом. Мелкой отправкой считается отгружаемая по одной накладной ...

Белорусская железная дорога, её организации не имеют права отказать в приёме заявки на перевозку грузов при наличии возможности для их транспортирования. Организации Белорусской железной дороги обязаны обеспечивать своевременную подачу вагонов железной дороги на все пункты погрузки в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов [6, с. 6].

Оперативное планирование осуществляется на основании месячных и дополнительных заявок, являющихся основой грузоперевозочной деятельности железнодорожного транспорта. Формы заявок на перевозки грузов, порядок заполнения, представления, приема этих заявок, их выполнения и учета устанавливаются правилами перевозок грузов. По договоренности с грузоотправителем Белорусская железная дорога может устанавливать иной порядок представления заявок на перевозку грузов.

На основании месячных заявок грузоотправителей Белорусская железная дорога, ее организации определяют потребность в подвижном железнодорожном составе на предстоящий календарный месяц. В них указываются: род груза, его количество, маршрут, потребное количество подвижного состава, вид транспортных средств (вагон, контейнер, рефрижераторная секция и т.д.) [7, с. 183].

Начальник железнодорожной станции совместно с грузоотправителем не позднее трёх дней до начала выполнения заявки на перевозку грузов уточняет количество необходимых вагонов, контейнеров по дням, родам грузов, а при перевозке в международном железнодорожном сообщении — и по железным дорогам назначения.

Указанные данные заносятся в учётную карточку выполнения плана перевозки, заводимую на каждого грузоотправителя, где отмечается и выполнение заявки.

Учётная карточка содержит

  • название станции железной дороги;
  • род груза;
  • отправитель, его адрес, расчётный счёт в Национальном банке.

Ежедневно отмечаются следующие данные: план, подано, погружено (в вагонах, контейнерах, танах), причины недогруза (отсутствие вагонов, снежные заносы, отсутствие груза и т.д.).

Организации Белорусской железной дороги в случае неподачи по их вине вагонов, контейнеров железной дороги для выполнения заявки на перевозку грузов обязаны по требованию грузоотправителей выделить их для восполнения недогруза в течение следующего месяца. При нарушении согласованного порядка восполнения недогрузов организации Белорусской железной дороги за неподачу вагонов, контейнеров железной дороги и грузоотправитель за непредъявление грузов к перевозке несут имущественную ответственность.

По согласованию с грузоотправителем подача вагонов (контейнеров) железной дорогой может увеличиваться по сравнению с заявкой.

Предоставление вагонов, контейнеров под погрузку по дополнительным заявкам (сверх месячных) осуществляется за плату в соответствии с Прейскурантом №10−01 на грузовые железнодорожные перевозки во внутриреспубликанском сообщении (Тарифное руководство № 1 Белорусской железной дороги), утвержденным постановлением Министерства экономики от 8 января 2002 г. № 3. Начальник Белорусской железной дороги по ходатайствам грузоотправителей имеет право в зависимости от наличия транспортных средств осуществлять выделение вагонов, контейнеров под погрузку по дополнительным заявкам без взимания платы за их предоставление [8, с. 17].

7 стр., 3049 слов

«Железные дороги России»

... перспективное видение развития железнодорожного транспорта. Компания подготовила проект документа: «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года», в котором изложены основные моменты будущего роста и развития российских железных дорог. ОАО ...

1.2 Операции, выполняемые в процессе перевозок грузов

До предъявления груза к перевозке грузоотправитель должен выполнить ряд подготовительных операций: груз должен быть приведён в транспортабельное состояние, обеспечивающее его сохранность, безопасность движения, рациональное использование и сохранность транспортных средств и контейнеров при перевозке, а также возможность осуществления технологических операций с товаром, погрузочно-разгрузочных работ.

Грузоотправитель должен предъявлять к перевозке груз в пакетированном виде.

Выполнив подготовительные операции, грузоотправитель и железная дорога обязаны нанести маркировку грузов в соответствии с Межгосударственным стандартом (ГОСТ 14192−96), принятым Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, введенным в действие Госстандартом Республики Беларусь с 1 октября 1998 г [9, с. 3].