Цель работы
Сравнение различных видов транспорта и выбор наиболее экономного варианта производится на основе сопоставления приведенных расходов (представляющих сумму эксплутационных расходов и установленной доли капитальных вложений), необходимых для выполнения заданных перевозок.
Приведенные расходы для каждого вида транспорта определяются по формуле:
C = [C пв + Cпр + См + Спот +(Eн * Kм ) + Соб ]* Ki
где:
С пв — затраты на подвоз груза автомобильным транспортом к железнодорожной станции, речному порту или другому пункту отправления и, соответственно на вывоз этого груза автомобилями в пункт назначения.
С пр – затраты на перегрузочные операции с автомобилей в железнодорожные вагоны или другие транспортные средства в пункте отправления и, соответственно из вагонов в автомобили в пункте назначения;
С м – затраты на транспортировку груза магистральным видом транспорта (железной дорогой, речным транспортом, автомобильным транспортом и т.п.) из пункта отправления в пункт назначения, включая расходы на так называемые начально-конечные операции, осуществляемые на магистральных видах транспорта (например, на железных дорогах: маневры по уборке вагонов от фронтов погрузки, формирование поездов и др.; на речном транспорте: формирование речных составов и т.п.);
С пот – стоимость потерь грузов при перевозке (главным образом при перегрузке) по каждому варианту транспортировки;
Е н – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, принимаемый обычно (Ен = 0,15);
К м – капитальные затраты на приобретение нового подвижного состава, необходимого для выполнения заданных перевозок, а также на строительство или реконструкцию автомобильной дороги, железной дороги или речного пути. В случаях, когда сравнимые виды транспорта имеют достаточные резервы пропускной способности, дополнительные капитальные вложения на реконструкцию постоянных сооружений не учитываются;
Маркировка грузов
... перевозке, использовании. Маркировка должна включать общие сведения о грузе: наименование производителя; наименование отправителя (поставщика) груза; наименование получателя груза; пункт назначения; пункт отправления; общие сведения о грузе; номер ... 1,2 м-в крытом и 0,7 м при транспортировании воздушным транспортом. 3.6 При перевозке грузов транспортными пакетами на каждом из них должны быть ...
С об – общая стоимость грузов, постоянно находящихся на транспорте в процессе обращения («стоимость грузовой массы»);
К i — коэффициент инфляции, (Кi = 30);
— После получения частных результатов, относящихся соответственно к железнодорожному, речному, автомобильному или другим видам транспорта, они (результаты) сравниваются между собой для определения эффективного вида транспорта.
Исходные данные
Матрица расстояний Li [км]
Вариант_ | |||
Расстояния | А | Ж | Р |
L1 | 75 | 70 | 85 |
L2 | 95 | 90 | 115 |
L3 | 150 | 140 | 180 |
L4 | 300 | 350 | 420 |
L5 | 30 | 25 | 40 |
Матрица грузопотоков Q [тыс. т./год]
|
А | Б | В | Г | Д | Е | S | ||||||||||||
ИЗ | О | Ц | О | Ц | О | Ц | О | Ц | О | Ц | О | Ц | О | Ц | |||||
А | – | – | 200 | 30 | 140 | 15 | 75 | 30 | 70 | 30 | 250 | 40 | 735 | 145 | |||||
Б | 180 | 20 | – | – | 80 | 15 | 50 | 10 | 10 | 8 | 120 | 22 | 440 | 75 | |||||
В | 300 | 125 | 200 | 90 | – | – | 600 | 250 | 60 | 50 | 800 | 200 | 1960 | 715 | |||||
Г | 65 | – | 15 | 5 | 50 | 35 | – | – | 30 | 10 | 100 | 20 | 260 | 70 | |||||
Д | 40 | 25 | 18 | 10 | 10 | – | 20 | – | – | – | 10 | 50 | 98 | 85 | |||||
Е | 200 | 35 | 90 | 20 | 40 | 15 | 80 | 15 | 15 | 10 | – | – | 425 | 95 | |||||
S | 785 | 205 | 523 | 155 | 320 | 80 | 825 | 305 | 185 | 108 | 1280 | 332 | 3918 | 1185 | |||||
S | 5103 |
Матрица нормативов затрат на подвоз груза от склада отправителя к станции отправления магистрального вида транспорта и вывоза от станции назначения к получателю S пв [коп/10 т.км]
Расстояние подвоза (вывоза) | Вар. _06 _ |
До 1 км | 120 |
2 | 115 |
3 | 110 |
4 | 105 |
5 | 100 |
6 | 95 |
|
Схема доставки груза в смешанном сообщении
1 – Склад отправителя. 3 – Станция назначения
2 – Станция отправления. 4 – Склад получателя.
Если для доставки груза используется два и более видов транспорта, то такая перевозка называется смешанной (мультимодальной).
На схеме 1 – 2 – 3 – 4. Чаще всего по этой схеме работает речной и железнодорожный вид транспорта.
Если для подвоза (вывоза) груза используется автомобили малой и средней грузоподъемности, а для переброски между станциями магистрального транспорта автомобили большой грузоподъемности, то такая перевозка называется терминальной. На схеме 1–2–3–4. Терминальную систему доставки груза могут использовать все виды магистрального транспорта, взаимодействуя между собой. Такие системы называют интермодальные. В них груз доставляется в специальной супертаре и больше не перегружается, а перегрузку осуществляют супертары с одного вида транспорта на другой. Второе название такой транспортировки называется – бесперегрузочные системы доставки груза.
Расстояния подвоза груза автомобилями от склада отправителя к основным пунктам магистрального транспорта и вывоза груза к складам получателя в пунктах назначения L пв [км]
ПУНКТЫ | ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ | РЕЧНОЙ ПОРТ | ||
L п | L в | L п | L в | |
А | 3 | 4 | 4 | 6 |
Б | 1 | 3 | 1 | 2 |
В | 2 | 5 | 3 | 4 |
Г | 4 | 6 | 3 | 6 |
Д | 3 | 2 | 3 | 2 |
Е | 5 | 1 | 6 | 1 |
С пв – затраты на подвоз груза автомобильным транспортом к железнодорожной станции, речному порту или другому пункту отправлению и, соответственно на вывоз этого груза автомобилями в пункт назначения;
С пв = Сп + Св [руб.]
C п = Pп * Sпв [руб.]
C в = Рв * Sпв [руб.]
Р п = Qп * Lп [ткм]
P в = Qв * Lв [ткм]
C п , Св – затраты на подвоз (вывоза) груза [руб.]
Р п , Рв – транспортная работа на подвоз (вывоза) груза [ткм]
Q п , Qв – объем подвозимого (вывозимого) груза [т]
Q п – сумма всех грузов обычных и ценных по строке;
Q в – сумма всех грузов обычных и ценных по столбцу
Единицы измерения:
[1000 т * км * коп]
[– = руб.]
[10 ткм]
С пв – затраты на подвоз груза автомобильным транспортом к железнодорожной станции
Пункты | Q п | I п | P п | C п | Q в | I в | P в | C в | C пв |
А | 880 | 3 | 2640 | 290400 | 990 | 4 | 3960 | 415800 | 706200 |
Б | 515 | 1 | 515 | 61800 | 678 | 3 | 2034 | 223740 | 285540 |
В | 2675 | 2 | 5350 | 615250 | 400 | 5 | 2000 | 200000 | 815520 |
Г | 330 | 4 | 1320 | 138600 | 1130 | 6 | 6780 | 644100 | 782700 |
Д | 183 | 3 | 549 | 60390 | 293 | 2 | 586 | 67390 | 127780 |
Е | 520 | 5 | 2600 | 260000 | 1612 | 1 | 1612 | 193440 | 453440 |
S | 3170910 |
С пв – затраты на подвоз груза автомобильным транспортом к речному порту
Пункты | Q п | I п | P п | C п | Q в | I в | P в | C в | C пв |
А | 880 | 4 | 3520 | 369600 | 990 | 6 | 5940 | 564300 | 933900 |
Б | 515 | 1 | 515 | 61800 | 678 | 2 | 1356 | 155940 | 217740 |
В | 2675 | 3 | 8025 | 882750 | 400 | 4 | 1600 | 168000 | 1050750 |
Г | 330 | 3 | 990 | 108900 | 1130 | 6 | 6780 | 644100 | 753000 |
Д | 183 | 3 | 549 | 60390 | 293 | 2 | 586 | 67390 | 127780 |
Е | 520 | 6 | 3120 | 296400 | 1612 | 1 | 1612 | 193440 | 489840 |
S | 3573010 |
С пр – затраты на перегрузочные операции с автомобилей в железнодорожные вагоны, речные суда в пункте отправления и, соответственно, из вагонов или судов в автомобили в пункте назначения;
С пр = Спро + Спрц
С про = (Qпро + Qобро ) * Nпро
С прц = (Qпрц + Qобрц ) * Nпрц
где: Q пр , Qобр – объем груза в прямом и обратном направлении перегрузки соответственно обычного и ценного вида груза.
Единицы измерения:
[1000 т * коп]
[– = 10 * РУБ]
[т]
Рассмотрев единицы измерения необходимо сделать вывод о том, чтобы ответ получить в рублях необходимо полученный результат умножить на десять.
Нормативы затрат на выполнение перегрузочных операций с автомобилей в железнодорожные вагоны или суда в пункте отправления и, соответственно, из вагонов или судов в автомобили в пункте назначения N пр (коп. за 1 тонну-операцию).
Способ производства Операций |
При общем объеме переработки грузов в год, тыс. т. | ||||
до 100 |
от 100 до 250 |
от 250 до 500 |
от 500 до 1000 |
Свыше 1000 | |
Механизированная перегрузка в вагоны или выгрузка из вагонов в автомобили | 15 | 13 | 12 | 11 | 10 |
То же в речные суда и, соответственно из судов | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 |
Ручная перегрузка грузов из автомобилей в подвижной состав других видов транспорта и, соответственно, обратно | 65 | 60 | 55 | 50 | 45 |
С пр – затраты на перегрузочные операции с автомобилей в железнодорожные вагоны
Пункты | Q про | Q обро | SQ о | C про | Q прц | Q обрц | SQ ц | C прц | C пр |
А | 735 | 785 | 1520 | 15200 | 145 | 205 | 350 | 19250 | 34450 |
Б | 440 | 523 | 963 | 10593 | 75 | 155 | 230 | 13800 | 24393 |
В | 1960 | 320 | 2280 | 22800 | 715 | 80 | 795 | 39750 | 62550 |
Г | 260 | 825 | 1085 | 10850 | 70 | 305 | 375 | 20625 | 31475 |
Д | 98 | 185 | 283 | 3396 | 85 | 108 | 193 | 11580 | 14976 |
Е | 425 | 1280 | 1705 | 17050 | 95 | 332 | 427 | 23485 | 40535 |
S*10 | 2083790 |
С пр – затраты на перегрузочные операции с автомобилей в речные суда
Пункты | Q про | Q обро | SQ о | C про | Q прц | Q обрц | SQ ц | C прц | C пр |
А | 735 | 785 | 1520 | 12160 | 145 | 205 | 350 | 19250 | 31410 |
Б | 440 | 523 | 963 | 8667 | 75 | 155 | 230 | 13800 | 22467 |
В | 1960 | 320 | 2280 | 18420 | 715 | 80 | 795 | 39750 | 57990 |
Г | 260 | 825 | 1085 | 8680 | 70 | 305 | 375 | 20625 | 29305 |
Д | 98 | 185 | 283 | 3113 | 85 | 108 | 193 | 11580 | 14693 |
Е | 425 | 1280 | 1705 | 13640 | 95 | 332 | 427 | 23485 | 37125 |
S*10 | 1929900 |
С м – затраты на транспортировку груза магистральным видом транспорта (железной дорогой, речным транспортом, автомобильным транспортом и т.п.) из пункта отправления в пункт назначения
Для того чтобы приступить к расчету данного показателя, необходимо рассмотреть заданную транспортную сеть региона, проанализировать ее и произвести трансформацию сети по заданным критериям.
Схема транспортной сети
Схема транспортной сети региона состоит из 6 пунктов переработки грузов. Однопутная железная дорога соединяет все 6 пунктов. Автомобильная дорога 2 категории соединяет 4 пункта (А-В-Г-Е) следовательно вне сети автомобильных дорог 2 пункта (Б; Д).
Судоходный участок реки соединяет 4 пункта (А-Г-Д-Е) и вне сети речного транспорта 2 пункта (В; Б).
После предварительного анализа транспортной сети можно сказать, что требование магистрального вида транспорта выдерживает только один железнодорожный. Для автомобильного и речного необходимо новое строительство путей сообщения, т.е. трансформация сети по 1 критерию, после чего они тоже будут магистральными видами транспорта.
Критерии трансформации сети., Для нового строительства, Для реконструкции, Рассмотрим автомобильный вид транспорта
_75
Вне сети автомобильных дорог находится пункт Д. Возможных вариантов строительства автомобильной дороги два. Рассчитаем оба случая. 1-й строим новую дорогу из пункта Г в пункт Д. Длина новой автодороги будет L 5 (__30 ___).
2-й: строим новую дорогу из пункта Е в пункт Д. Длина новой дороги будет (L 4 + L 5 )/2 (__165 ___).
Рассчитываем, сравниваем и более выгодный вариант наносим на трансформированную магистральную транспортную сеть региона. Расстояния L 4 и L 5 берем из исходных данных соответственно для автомобильного транспорта.
Рассмотрим речной транспорт.
Вне речной системы находится пункт В. Рядом с ним протекает река. Есть предложение оборудовать в пункте В порт.
Вне речной системы находится пункт Б. Возможных вариантов строительства каналов два. Рассчитаем оба случая. 1-й строим новый канал из пункта В в пункт Б. Длина нового канала будет L 1 (___85 ___).
2-й: строим новый канал из пункта А в пункт Б. Длина нового канала будет (L 1 + L 2 )/2 (____100 ____).
Рассчитываем, сравниваем и более выгодный вариант наносим на трансформированную магистральную транспортную сеть региона. Расстояния L 1 и L 2 берем из исходных данных соответственно для речного транспорта.
Схема трансформированной магистральной транспортной сети.
После трансформации сети мы теперь можем рассчитать все расстояния перевозки груза в магистральном сообщении. Соответственно длина перегонов берется из исходных данных для каждого вида транспорта. Пример: расстояния перевозки груза между парой пунктов А и Е.
Автомобильный транспорт L м = L2 + L3 + L4
Железнодорожный транспорт L м = L2 + L3 + L4
Речной транспорт L м = L2 + L3 + L5 +(L5 + L4 )/2
|
Схема перевозки груза в прямом и обратном направлении
Нормативы затрат, связанных непосредственно с транспортировкой груза от пункта отправления к пункту назначения магистральным транспортом N м (в коп. за 10 тонно-километров).
Вид магистрального Транспорта |
Расстояние перевозки в километрах, I м | |||||
до 10 | От 10 До 20 | от 20 до 40 | от 40 до 80 | от 80 до 150 | от 150 до 200 | |
Железная дорога | 15 | 10 | 8 | 6 | 5 | 4 |
Речной транспорт | 12 | 9 | 7 | 5,5 | 4 | 3,5 |
Автомобильный тр-т | 50 | 40 | 35 | 33 | 31 | 30 |
Вид магистрального Транспорта |
I м | |||||
от 200 до 300 |
от 300 до 400 |
от 400 до 500 |
||||
Железная дорога | 3,5 | 3 | 2,8 | |||
Речной транспорт | 3,2 | 2,9 | 2,7 | |||
Автомобильный тр-т | 29,5 | 29 | 28,5 |
С m = Pm * Nm
P m = (Qпр + Qобр ) * Lm
[1000 т * км * коп]
- = руб.]
[10 т * км]
С м Затраты на перевозку железнодорожным транспортом в магистральном сообщении.
Пункты | Q пр | Q обр | SQ | L m | P m | C m |
1 А-Б-А | 230 | 200 | 430 | 160 | 68800 | 275200 |
2 А-В-А | 155 | 425 | 580 | 90 | 52200 | 261000 |
3 А-Г-А | 105 | 65 | 170 | 230 | 39100 | 136850 |
4 А-Д-А | 100 | 65 | 165 | 255 | 42075 | 147262,5 |
5 А-Е-А | 290 | 235 | 525 | 580 | 304500 | 852600 |
6 Б-В-Б | 95 | 200 | 295 | 70 | 20650 | 123900 |
7 Б-Г-Б | 60 | 20 | 80 | 210 | 16800 | 58800 |
8 Б-Д-Б | 18 | 28 | 46 | 235 | 10810 | 37835 |
9 Б-Е-Б | 142 | 110 | 252 | 560 | 141120 | 395136 |
10 В-Г-В | 850 | 85 | 935 | 140 | 130900 | 654500 |
11 В-Д-В | 110 | 10 | 120 | 165 | 19800 | 79200 |
12 В-Е-В | 1000 | 55 | 1055 | 490 | 516950 | 1447460 |
13 Г.-Д-Г | 40 | 20 | 60 | 25 | 1500 | 12000 |
14 Г.-Е-Г | 120 | 95 | 215 | 350 | 75250 | 225750 |
15 Д-Е-Д | 60 | 25 | 85 | 375 | 31875 | 95625 |
1472330 | 4803118,5 |
С м Затраты на перевозку речным транспортом в магистральном сообщении
Пункты | Q пр | Q обр | SQ | L m | P m | C m |
1 А-Б-А | 230 | 200 | 430 | 200 | 86000 | 275200 |
2 А-В-А | 155 | 425 | 580 | 115 | 66700 | 266800 |
3 А-Г-А | 105 | 65 | 170 | 295 | 50150 | 160480 |
4 А-Д-А | 100 | 65 | 165 | 325 | 53625 | 155512,5 |
5 А-Е-А | 290 | 235 | 525 | 565 | 296625 | 800887,5 |
6 Б-В-Б | 95 | 200 | 295 | 85 | 25075 | 100300 |
7 Б-Г-Б | 60 | 20 | 80 | 265 | 21200 | 67840 |
8 Б-Д-Б | 18 | 28 | 46 | 305 | 14030 | 40687 |
9 Б-Е-Б | 142 | 110 | 252 | 535 | 134820 | 364014 |
10 В-Г-В | 850 | 85 | 935 | 180 | 168300 | 589050 |
11 В-Д-В | 110 | 10 | 120 | 220 | 26400 | 84480 |
12 В-Е-В | 1000 | 55 | 1055 | 450 | 474750 | 1281825 |
13 Г.-Д-Г | 40 | 20 | 60 | 40 | 2400 | 13200 |
14 Г.-Е-Г | 120 | 95 | 215 | 270 | 58050 | 185760 |
15 Д-Е-Д | 60 | 25 | 85 | 210 | 17850 | 57120 |
1495975 | 4443156 |
С м Затраты на перевозку автомобильным транспортом в магистральном сообщении
Пункты | Q пр | Q обр | SQ | L m | P m | C m |
1 А-Б-А | 230 | 200 | 430 | 170 | 73100 | 2193000 |
2 А-В-А | 155 | 425 | 580 | 95 | 55100 | 1708100 |
3 А-Г-А | 105 | 65 | 170 | 245 | 41650 | 1228675 |
4 А-Д-А | 100 | 65 | 165 | 275 | 45375 | 1338562,5 |
5 А-Е-А | 290 | 235 | 525 | 545 | 286125 | 8154562,5 |
6 Б-В-Б | 95 | 200 | 295 | 75 | 22125 | 730125 |
7 Б-Г-Б | 60 | 20 | 80 | 225 | 18000 | 531000 |
8 Б-Д-Б | 18 | 28 | 46 | 265 | 12190 | 359605 |
9 Б-Е-Б | 142 | 110 | 252 | 525 | 132300 | 3770550 |
10 В-Г-В | 850 | 85 | 935 | 150 | 140250 | 4207500 |
11 В-Д-В | 110 | 10 | 120 | 180 | 21600 | 648000 |
12 В-Е-В | 1000 | 55 | 1055 | 450 | 474750 | 13530375 |
13 Г.-Д-Г | 40 | 20 | 60 | 30 | 1800 | 63000 |
14 Г.-Е-Г | 120 | 95 | 215 | 300 | 64500 | 1870500 |
15 Д-Е-Д | 60 | 25 | 85 | 330 | 28050 | 813450 |
1416915 | 41147005 |
С пот – стоимость потерь грузов при перевозке (главным образом при перегрузке) по каждому варианту транспортировки;
С пот = [(SQo * Noпот *Цо1 т ) + (SQц *Nцпот *Цц1 т )]
Потери груза при перевозке возникают по двум основным причинам. Первая прямые криминальные потери. Вторая из-за физико-химических свойств каждого груза. Таких как, температурный режим перевозки, сыпучесть, хрупкость, влажность, и.т.д.
Чтобы ответ получить в рублях, необходимо итог умножить на 1000.
К обычным грузам относятся: каменный уголь, железная руда,
необработанный лес, цемент, минеральные удобрения
N oпот = 5 * 10-3 Цо1т = 100 [руб./т]
К ценным грузам относятся: радиоэлектроника, приборы, высококачественный текстиль
N цпот = 0,5 * 10-3 Цц1т = 5000 [руб./т]
С пот = (3918 * 5 * 10–3 * 100) + (1185 * 0,5 * 10–3 * 5000) = 4921,5 = 4921500 рублей.
К м капитальные затраты на приобретение нового подвижного состава, необходимого для выполнения заданных перевозок, а также на строительство и реконструкцию автомобильной дороги, железной дороги или речного пути. В случаях, когда сравниваемые виды транспорта имеют достаточные резервы пропускной способности, дополнительные капитальные вложения на реконструкцию постоянных сооружений не учитываются;
Средняя расчетная производительность единицы подвижного состава на магистральных видах транспорта S i [ткм/сутки].
Тип подвижного состава | Суточная производительность |
Вагон грузоподъемностью 60–63 т Локомотив Речное самоходное судно 1500 т Речное самоходное судно 5000 т Речное несамоходное судно 1000 Речной буксир мощностью 800 л.с Автомобиль на одну среднесписочную тонну |
10000–12000 500000–600000 250000–300000 500000–600000 50000–60000 150000–500000 300–400 |
Оптовые цены на подвижной состав различных видов транспорта
Ц пс [руб.]
Вид подвижного состава | Цена в руб. |
Автомобиль ЗИЛ-130 5 т Автомобиль МАЗ-500 7,5 т Автомобильный прицеп МАПЗ-754В 7,5 т (АП1) Автомобильный прицеп МАЗ-5243 8 т (АП2) Автомобильный тягач МАЗ-504В 20 т Автомобильный полуприцеп ЧМЗАП-9985 20 т Крытый 4-осный вагон 63 т Платформа 4-осный вагон 63 т Полувагон 4-осный вагон 63 т Локомотив /тепловоз ТЭ-10/ Речное самоходное судно 1500 т Речное самоходное судно 5000 т Речное несамоходное судно 1000 т Речной буксир мощностью 800 л.с. |
3140 5860 1060 1870 8132 4317 7100 6300 6400 179000 455000 1509000 71000 515000 |
Средняя расчетная стоимость реконструкции или постройка 1 км железной дороги, речного пути или автомобильной дороги со всеми необходимыми постоянными сооружениями (но без подвижного состава), задаваемая в виде примерной таблицы S p , Sнс [1000 руб./км]
Вид транспортной магистрали |
Условная стоимость за 1 км в тыс. руб. |
|
Реконструкция | новое строит. | |
Железная дорога однопутная с пропускной способностью 24–36 пар поездов Железная дорога двухпутная с пропускной способностью 60–90 пар поездов Речной путь Автомобильная дорога: 1 категория 2 категория 3 категория 4 категория |
300–400 500–600 70–80 250–300 100–200 70–100 50–60 |
500–600 800–1000 90–100 650–750 300–560 150–300 100–200 |
К м = Кпс + Кр[нс]
|
P год * 1,2
К пс = – * Цпс
365 * S i
К р[нс] = Lp * Sp + Lнс * Sнс Где:
К пс капитальные затраты на покупку нового подвижного состава
К р[нс] капитальные затраты на реконструкцию и новое строительство путей сообщения
P год Годовая транспортная работа = S Рм соответственно для каждого вида транспорта не забываем, что расчет происходит в тысячах ткм.