Состояние и проблемы транспортного комплекса Республики Казахстан

Дипломная работа

В современном мире значение транспортной отрасли в экономике каждого государства возрастает, так как уровень развития транспорта напрямую влияет на конкурентоспособность экономики и безопасность страны. Транспорт является важнейшим сектором внутренней экономики Казахстана, занимающим весомую долю в структуре ВВП.

Значительная территория республики и низкая плотность населения, достигнутые в последние годы высокие темпы экономического развития Казахстана формируют растущий спрос на транспорт. В результате движение населения и товаропотоки в рамках межхозяйственных связей, экономического развития и взаимодействия регионов Казахстана с каждым годом становится все более востребованной услугой.

Помимо экономической функции транспорт выполняет социальную функцию, обеспечивает контакты населения внутри семьи, дружеское общение, участвует в организации отдыха, образования, культурного развития, а также в решении различных социальных проблем.

Казахстан удален от основных мировых рынков. По этой причине экономика Казахстана характеризуется высокой нагрузкой. Более 80% грузоперевозок приходится на сухопутный транспорт. Транспорт играет важную роль в реализации межгосударственных отношений. Их интенсивный рост создает новые и повышенные потребности в развитии транспортного комплекса, от состояния которого во многом зависят результаты развития внутренней экономики республики и международного сотрудничества.

Сектор имеет значительный международный потенциал, который еще не полностью освоен. Мировая торговля быстро росла за последние два десятилетия.

Годовой товарооборот между Европой и Азией на данном этапе составляет около 400 миллиардов долларов., к 2015 г. может достичь $1 трлн. В связи с этим целесообразно использовать выгодное географическое положение Казахстана для прохождения товарных потоков между Европой и Азией, что способствует увеличению поступлений в бюджеты транспортных компаний и в государственный бюджет Казахстана. В 2015 году Министерство транспорта и коммуникаций (МТК) РК планирует увеличить объем транзита грузов до 25 млн. тонн, а общий доход от транзита составит $1,5 млрд. [1]

Помимо пользы, которую дает обществу развитая транспортная сеть, ее развитие сопровождается и негативными последствиями: негативным воздействием транспорта на окружающую среду. Парковка является практически основным источником загрязнения окружающей среды, а также одним из источников, создающих высокий уровень шума и вибраций. Экологический ущерб от эксплуатации автотранспортных средств обусловлен токсичными выбросами, Ежегодно автотранспортными средствами выбрасывается в атмосферу более 12 миллионов тонн различных загрязняющих веществ: окиси углерода, окислов азота и серы, углеводородов, сажи и других.

17 стр., 8310 слов

Транспортная логистика Казахстана

... находится развитие международной транспортной системы, особенно, проблемы ее государственного регулирования в условиях перехода экономики Казахстана на рыночные отношения. Глава 1. Роль транспортной лОгистики в экономике Республики Казахстан 1.1 Место транспорта в жизнеобеспечении производства и населения Формирование экономики государства в ...

Во многих крупных городах на автомобили приходится 70% и более общих выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Транспортные средства, являясь крупнейшим потребителем ископаемого топлива, оказывают значительное влияние на повышение концентрации углекислого газа в атмосфере и, следовательно, на процесс глобального потепления в мире. [2]

Ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают сотни миллионов тонн вредных веществ; автомобиль — один из главных факторов шумового загрязнения; под дорожную сеть, особенно вблизи городских агломераций, отводится значительное количество ценных сельскохозяйственных земель. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоёмы, страдает растительный и животный мир.

В то же время стремительное развитие автомобилизации сопровождается рядом серьезных социальных проблем. Наблюдаемая мировая тенденция увеличения количества автомобилей создает трудности в борьбе против загрязнения атмосферы, почвы, водоемов, уменьшения уровня шума, обеспечения безопасности движения и пр. городах. В современных городах, где количество автомобильного транспорта постоянно растет, изучение влияния автопарка является актуальной задачей. Целью данной работы является рассмотрение степени воздействия автомобильного транспорта на городскую среду. В ходе изучения данной проблемы были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть спектр вредных воздействий автомобильного транспорта;
  • рассмотреть степень влияния автомобильного транспорта на атмосферу;
  • изучить влияние автомобильного шума на окружающую среду и организм человека;


Состояние транспортного комплекса Казахстана находится в зоне повышенного внимания отечественных и зарубежных специалистов, которые выявили его основные недостатки. Среди них — неудовлетворительная организация международных перевозок, устаревшие технологии на транспорте и низкий уровень транспортных услуг. Логистика, которая в развитых странах дает большую часть преимуществ оптимизации транспортных потоков, их оптимального взаимодействия, в Казахстане находится на ранней стадии развития.

Период экономического кризиса выявил дисбалансы и проблемы транспортного комплекса республики, снижающие маневренность в структурной перестройке экономики. В результате, благодаря кризису, правительство страны и руководство регионов стали уделять гораздо больше внимания современному и перспективному развитию транспорта в Казахстане. Это подтверждается целями и задачами, а также ходом реализации государственных программ развития, каждая из которых предусматривает конкретные задачи по совершенствованию транспортного комплекса в целом и его отдельных параметров. Основным документом, на основании которого на данном этапе ведется работа по реструктуризации и дальнейшему развитию отрасли, является «Программа развития транспортной инфраструктуры Республики Казахстан на 2010-2014 годы».

17 стр., 8320 слов

Экологические проблемы развития автомобильного транспорта

... вещества находятся практически в зоне дыхания человека. Поэтому автомобильный транспорт сле­дует отнести к категории наиболее опасных ... транспортного загрязнения почвы и водоемов на тер­ритории прилегающей к дороге, необходим при проектировании дорог 1 и 2 экологического ... была более адек­ватной его полезности. I. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ . 1. Автотранспорт как основной источник загрязнения атмосфер ...

В настоящее время в республике существуют серьезные проблемы с качеством ремонта дорог и обновлением автотранспортных средств, обеспеченностью транспортного комплекса квалифицированными кадрами и научными учреждениями транспортного профиля. Проблемы снижают эффективность работы транспорта в Казахстане по сравнению с развитыми странами и влияют на снижение безопасности грузовых и пассажирских перевозок.

Транспортная система в ее нынешнем состоянии не может полностью удовлетворить потребности экономики, учитывая огромную территорию Казахстана и амбициозные планы правительства по долгосрочному развитию экономического потенциала республики. Задачи предстоящего этапа развития транспортной отрасли Казахстана предусматривают повышение эффективности деятельности, новое строительство объектов транспортной инфраструктуры, модернизацию действующей инфраструктуры, ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек, повышение безопасности и устойчивости деятельности отрасли, а также доступности транспортных услуг для населения.

Казахстан развивает международное сотрудничество в области транспорта, благодаря чему в страну предоставляется новое оборудование и технологии, внедряется международный опыт.

Государственные и частные инвестиции привлекаются к реализации проектов, предусмотренных Государственными программами, направленных на развитие и улучшение инфраструктуры, строительство новых транспортных сооружений и восстановление существующих транспортных сетей.

Всего на реализацию программ развития транспортной системы страны предполагается направить 2,8 трлн. тенге на период до 2014 года. Планируется довести до хорошего и удовлетворительного уровня 85% автодорог республиканской и 70% дорог местной сети, повысить скорость грузового сообщения по железным дорогам на 15-20%, в том числе, по международным коридорам — на Транспорт Казахстана — сложная отрасль, осуществляющая свою деятельность во взаимодействии со всеми отраслями и экономическими секторами республики.

Управление различными видами транспорта осуществляется в рамках разных министерств и ведомств, что предполагает тесную координацию и гарантию методологического единства подходов к стратегии развития.

Насыщение отрасли разнообразными транспортными средствами, повышение скорости движения, перевозки опасных грузов предопределяют усиление в рамках социальной и образовательной политики пропаганды обеспечения безопасного движения транспорта, предотвращения аварийности, тем самым сбережение человеческих жизней и здоровья, снижение экономических потерь конкретных граждан и их семей, общества в целом.

Снижение негативного воздействия на окружающую среду занимает особое место в обеспечении безопасной эксплуатации транспорта. Автомобильный, воздушный и железнодорожный транспорт в основном загрязняют воздушный бассейн, водный и газопроводный транспорт в большей степени связан с риском загрязнения воды и почвы.

Прогресс в реализации отраслевой программы развития транспортной инфраструктуры Республики Казахстан на 2010 — 2014 годы показывает, что ведется активная работа по ее совершенствованию. Однако количество устаревшей и неисправной дорожной техники остается высоким.

Существующие проблемы снижают эффективность работы транспорта Казахстана по сравнению с развитыми странами и влияют на снижение безопасности грузового и пассажирского транспорта.

Экологическая ситуация становится все более значимым фактором развития, влияющим на уровень экономического благосостояния государства. Казахстан имеет сложные многообразные экологические проблемы. В СНГ по выбросам вредных веществ в атмосферу от стационарных источников РК находится в лидирующей тройке (после России и Украины).

В связи с этим предъявляются повышенные требования к экологически безопасной эксплуатации транспорта.

Техническое состояние и количественный размер автопарка ухудшают экологию крупных городов республики.

Для ограничения негативного влияния транспорта на окружающую среду в РК инициировано внедрение международных технических и экологических стандартов «Евро»*. В настоящее время доля АТС, соответствующих требованиям «Евро-2», составляет по оценкам экспертов 63%. Экологические требования уровня Евро 3 вступают в силу с 1 января 2012 года, а Евро 4 — с 1 января 2014 года. Введение стандартов «евро» предусматривает запрет на ввоз и производство в стране автомобилей, не соответствующих требованиям. При этом правила Технического регламента не коснутся уже находящихся в обращении автомобилей, которые будут использоваться до полного истощения.

Деятельность автозаправочных станций (АЗС) требует соблюдения особых мер безопасности, которые в Казахстане не всегда соблюдаются. На основании выявленных фактов деятельность автозаправочных станций, нарушающих экологические нормы и правила техники безопасности, приостанавливается или прекращается.

Современные проблемы экологической ситуации в Казахстане и значительный вклад транспорта в ее обострение требуют системного подхода к решению.


Транспорт не является экологически нейтральным, но виды транспорта в разной степени влияют на окружающую среду. Выбросы транспортных средств значительно более токсичны, чем стационарные выбросы. Гоночный автомобиль выбрасывает в окружающую среду более 200 токсичных веществ и соединений. Среди них следует выделить оксид азота, углеводороды, оксиды тяжелых металлов и диоксид серы.

Следует отметить, что каждый из этих загрязнителей имеет свою специфику с точки зрения воздействия на здоровье человека.

Так, например, концентрация окиси углерода, превышающая предельно допустимую, приводит к ухудшению остроты зрения, нарушению определенных психомоторных функций головного мозга, изменению активности сердца и легких. Степень воздействия угарного газа на организм зависит не только от его концентрации, но и от времени, в течение которого человек находится в загрязненном CO.

Диоксид серы и диоксид серы в сочетании с взвешенными частицами и влажностью являются наиболее разрушительными последствиями для человека, живых организмов и материальных ценностей. Соединения усиливают симптомы затрудненного дыхания и заболеваний легких.

Оксид азота раздражает верхние дыхательные пути, бронхит, способствует развитию анемии и ухудшает течение сердечных заболеваний.

Свинец имеет долговременное негативное влияние на здоровье человека. Вызывает нарушение процессов кроветворения, поражение печени, почек и иммунной системы. Опасность свинца определяется его значительной токсичностью и способностью накапливаться в организме.

Альдегиды могут повышать восприимчивость организма к вирусным заболеваниям, раздражать легкие и вызывать бронхит и пневмонию.

Около 70 болезней вызывается выхлопными газами автомобилей, однако, наибольшее опасение вызывает то, что в час пик вдыхание этого «коктейля» вызывает легочный шок.

Даже летом на улицах с интенсивным движением происходит особое атмосферное явление: фотосмог. — процесс, при котором ядовитые оксиды при ультрафиолетовом облучении в жару образуют летучие соединения в приземном слое — еще более опасный озон, дышать которым просто вредно.

Выхлопные газы автомобилей — один из важнейших факторов, способствующих развитию тяжелых приступов астмы у детей, предрасположенных к бронхиальной астме. К такому выводу пришли английские пульмонологи, изучавшие влияние различных экзогенных факторов на течение этого заболевания.

Здоровье человека определяется не только наследственностью и образом жизни, но и качеством окружающей среды. Сегодня ухудшение здоровья населения с экологической точки зрения — это, прежде всего, следствие загрязнения атмосферного воздуха.

Автотранспорт приводит к образованию твердых отходов, загрязнению воздуха и почвы, захламлению больших территорий, вибрации, электромагнитным излучениям, отчуждению земель под строительство объектов транспортной инфраструктуры и хранению автотранспортных средств, соответствующим ландшафтным изменениям, загрязнению природных сред, связанному с авариями при транспортировке опасных грузов и т.д.

Транспортное средство является источником повышенной опасности для здоровья и жизни людей из-за возможного вовлечения в дорожно-транспортные происшествия, загрязнения окружающей среды вредными выбросами, транспортного дискомфорта, потребления природных ресурсов, но вместе с тем несет положительные социально-экономические и морально-психологические эффекты (таблица 2.1).

Таблица 2.1 — Влияние автомобилизации на окружающую среду

Позитивные аспекты

Негативные аспекты

1

2

Развитие торговли, политических, культурных связей, расширение контрактов

Нарушение газового и энергетического равновесия в атмосфере

Стимулирование научно-технического прогресса, предоставление рабочих мест

Истощение ресурсов атмосферы, полезных ископаемых, пресной воды

Включение транспорта в производственные процессы и сокращение инновационных циклов при производстве товаров

Уничтожение живых организмов в дорожно-транспортных происшествиях

Ощущение свободы и независимости индивида

Отравление биологических ресурсов, в том числе растений, животных, человека

Расширение возможностей для проживания в благоприятных условиях

Усиление стрессовых нагрузок участников движения

Расширение жизненного пространства для отдельного индивида

Уменьшение жизненного пространства за счет отчуждения площадей территорий

Повышение доступности социально-бытовых услуг для потребителей

Сокращение биологической продуктивности ландшафта

Удовлетворение потребности на широкий ассортимент товаров, свежие продукты

Нарушение гармонии городских застроек и сельских ландшафтов

Ощущение радости от быстрой езды, комфорта и удобства в неблагоприятных погодных условиях

Рост налогов и затрат, связанных с автотранспортом. Изменение структуры семейного бюджета

Противоречия, из которых «соткана» машина, пожалуй, нигде не проявляются так отчетливо, как в охране природы. С одной стороны, это облегчило человеку жизнь, с другой — отравляет его в прямом смысле этого слова.

Во многих крупных городах мира очень остро стоит проблема городского транспорта. Транспортные потоки растут вместе с ростом городов из-за стихийного, не подчинённого рациональному планированию размещения жилых и промышленных зон. Распространение пригородного образа жизни приводит к увеличению количества личных автомобилей.

Существует множество технических приемов и методов планирования, позволяющих сбалансировать нагрузку трафика на опорную сеть города. Прежде всего, следует равномерно размещать основные зоны приложения труда и жилые районы, а также места отдыха и центры культурно-бытового обслуживания. Одновременно наиболее загруженные участки транспортной сети можно дублировать новыми линиями.

При строительстве и реконструкции городов проектировщики стремятся ограничить количество автомобилей, въезжающих в городские центры, разрабатывают новые системы регулирования уличного движения, сводящих к минимуму возможность образования транспортных пробок. Это очень важно, потому что, останавливаясь и потом, снова набирая скорость, автомобиль выбрасывает в воздух в несколько раз больше вредных веществ, чем при равномерном движении. Эффективными профилактическими мероприятиями являются расширение улиц, создание между проезжей частью дорог и жилыми домами фильтров — стен и зелёных насаждений.

Для снижения вредного влияния автомобильного транспорта требуется вынос из городской черты грузовых транзитных потоков. Требование это зафиксировано в действующих строительных нормах и правилах, но практически соблюдается редко.

«Город без автомобиля» мыслится как сочетание широких транспортных магистралей, где предоставляется простор для автомобильного движения, с микрорайонами, куда въезд транспорта запрещён или предельно ограничен и где люди ходят только пешком.

Эффективным мероприятием по снижению вредного влияния автомобильного транспорта на горожан является организация пешеходных зон с полным запретом въезда транспортных средств на жилые улицы. Менее эффективное, но более реальное мероприятие — это введение системы пропусков, дающих право на въезд в пешеходную зону только специальным автомобилям, владельцы которых живут в конкретной зоне жилой застройки. При этом должен быть полностью исключён сквозной проезд автотранспорта через жилой квартал.

Под загрязнением понимается процесс привнесения в воздух или образование в нём физических агентов, химических веществ или организмов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или наносящих урон материальным ценностям. В определённом смысле загрязнением можно считать и изъятие из воздуха отдельных газовых ингредиентов (в частности кислорода) крупными технологическими объектами, в данном случае, технологическим объектом является автомобильный транспорт. Загрязняющие и ядовитые вещества переносятся на большие расстояния, попадают с осадками в почву, поверхностные и подземные воды, в океаны, отравляют окружающую среду, отрицательно сказывается на получении растительной биомассы и включаются в круговороты многих элементов биосферы. Циркуляция атмосферных потоков влияет на местные климатические условия, а через них — на режим рек, почвенно-растительный покров и на процесс рельефообразования. Следовательно, не смотря на то, что масса внешней оболочки биосферы (атмосферы) ничтожно мала по сравнению с массой планеты, ее роль во всех природных процессах огромна. Наличие вокруг земного шара атмосферы определяет общий тепловой режим поверхности Земли. Современный газовый состав атмосферы является результатом длительного исторического развития природы и, как известно, слагается из азота (78, 09 %), кислорода (20, 95 %), аргона (0, 93 %), углекислого газа (0, 03 %), неона и других газов и паров воды. Кроме того, газовый состав содержит различные вещества, выделяемые природными и техногенными источниками, такие как пыль, имеющая растительное, вулканическое, космическое, почвенное и техногенное происхождение; капельножидкая вода (туман); частицы морской соли; газы, образующиеся во время лесных и степных пожаров; различные продукты растительного, животного или микробиологического происхождения.

Загрязнение воздушного бассейна является ключевым фактором, оказывающим негативное воздействие на состояние природной среды города. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) от 40 до 50% заболеваний человека в наше время могут быть связаны с изменением окружающей среды и, в первую очередь, с загрязнением атмосферы.

В настоящее время автомобильный транспорт является одним из основных источников выброса вредных веществ в атмосферу, поэтому их негативное воздействие на окружающую природу и здоровье людей достигло значительных масштабов.

Основными факторами, влияющими на загрязнение атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта, являются значительный рост автомобильного парка и увеличение объемов международных автоперевозок, медленное развитие транспортной инфраструктуры, недостатки в организации движения, отставание эксплуатационной базы, низкие экологические характеристики производимых в стране автомобилей, несоответствие качества используемого моторного топлива современным требованиям.

Усугубляет экологическую обстановку в стране и отсутствие комплексности в решении проблемы, устаревшая нормативно-правовая база в производстве и эксплуатации автомобильного транспорта, неэффективность административных и экономических мер.

В среднем при пробеге 15 тыс. км за год каждый автомобиль сжигает 2 т топлива и около 26 — 30 т воздуха, в том числе 4,5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека.

При этом автомобиль выбрасывает в атмосферу (кг/год): угарного газа — 700, диоксида азота — 40, несгоревших углеводородов — 230 и твердых веществ — 2 — 5. Кроме того, выбрасывается много соединений свинца из-за применения в большинстве своем этилированного бензина. Наблюдения показали, что в домах, расположенных рядом с большой дорогой (до 10 м), жители болеют раком в 3 — 4 раза чаще, чем в домах, удаленных от дороги на расстояние 50 м. Транспорт отравляет также водоемы, почву и растения.

Токсичными выбросами двигателей внутреннего сгорания (ДВС) являются отработавшие и картерные газы, пары топлива из карбюратора и топливного бака. Основная доля токсичных примесей поступает в атмосферу с отработавшими газами ДВС. С картерными газами и парами топлива в атмосферу поступает приблизительно 45 % углеводородов от их общего выброса. Автомобиль является низким источником, то есть выбросы загрязняющих веществ производятся на уровне дыхания человека, что способствует быстрому проникновению их в органы дыхания и усугубляет, тем самым, их вредное воздействие на организм человека.

Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца. Около 70 % свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в виде соединений в атмосферу с отработавшими газами, из них 30 % оседает на земле сразу за срезом выпускной трубы автомобиля, 40 % остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5.3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине. Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина неэтилированным.

Количество вредных веществ, поступающих в атмосферу в составе отработавших газов, зависит от общего технического состояния автомобилей и, особенно, от двигателя — источника наибольшего загрязнения, поэтому улучшение их экологичности является первоочередной задачей.

Автомобильный транспорт, наряду с промышленностью, является одним из основных источников загрязнения атмосферы. Доля автотранспорта в общих выбросах вредных веществ в городах может достигать 60-80%. Более 80 % всех выбросов в атмосферу составляют выбросы оксидов углерода, двуокиси серы, азота, углеводородов, твёрдых веществ. Автомобили сжигают огромное количество ценных нефтепродуктов, нанося одновременно ощутимый вред окружающей среде, главным образом, атмосфере. Отходящие газы двигателей содержат сложную смесь, их более чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов, а применение шипованных шин влечет за собой повышенный износ асфальтового покрытия автомобильных дорог, что увеличивает в свою очередь количество взвешенной в воздухе и осевшей на её поверхности пыли.

Также, на значения выбросов вредных веществ в отработавших газах автотранспорта зависят от целого ряда факторов: отношения в смеси воздуха и топлива, режимов движения автотранспорта, рельефа и качества дорог, технического состояния автотранспорта и др.

Основными источниками загрязнения воздушного бассейна при эксплуатации автотранспорта являются двигатели внутреннего сгорания (ДВС), которые выбрасывают в атмосферу отработавшие газы и топливные испарения. При этом 95 — 99% выбросов приходится на отработавшие газы (ОГ) представляющие собой аэрозоль сложного состава, зависящего от режима работы двигателя. В отработавших газах обнаружено около 280 компонентов продуктов полного и неполного сгорания нефтяных топлив, а также неорганические соединения тех или иных веществ присутствующих в топливе. Интервал возможных концентраций загрязнений может изменится от 10 до 10 мг/м3, а полидисперсные системы характеризуются, как правило, еще и широким спектром размеров частиц от 10 до 10 мкм.

Из газообразных загрязняющих веществ в наибольших количествах выбрасываются окислы углерода, углекислый газ, угарный газ, образующиеся преимущественно при сгорании топлива. В больших количествах в атмосферу выбрасываются и оксиды серы: сернистый газ, сернистый ангидрид, сероуглерод, сероводород и другие. Самый многочисленным классом веществ, загрязняющих воздух крупных городов, являются углеводороды. К числу постоянных ингредиентов газового загрязнения атмосферы относятся также свободный хлор его соединения и другие.

Образование токсичных веществ — продуктов неполного сгорания и окислов азота в двигателе в процессе сгорания происходит принципиально различными путями. Первая группа токсичных веществ связана с химическими реакциями окисления топлива, протекающими как в предпламенный период, так и в процессе сгорания — расширения. Вторая группа токсичных веществ образуется при соединении азота и избыточного кислорода в продуктах сгорания. Реакция образования окислов азота носит термический характер и не связана непосредственно с реакциями окисления топлива. В общем случае в составе отработавших газов двигателей могут содержаться следующие нетоксичные и токсичные компоненты: О, О2 , О3 , С, СО, СО2 , СН4 , Cn Hm , Cn Hm О, NO, NO2 , N, N2 , NH3 , HNO3 , HCN, H, H2 , OH, H2 O. Основными токсичными веществами — продуктами неполного сгорания являются сажа, окись углерода, углеводороды, альдегиды. Вредные токсичные выбросы можно разделить на регламентированные и нерегламентированные. Вредные токсичные выбросы: СО, NOX , CX HY , RX CHO, SO2 , сажа, дым.

Главным загрязнителем атмосферного воздуха свинцом в РК в настоящее время является автотранспорт, использующий этилированный бензин: от 70 до 87 % общей эмиссии свинца по различным оценкам. РbО (оксиды свинца) — возникают в карбюраторных двигателях, когда используется этилированный бензин, чтобы увеличить октановое число для уменьшения детонации. При сжигании одной тонны этилированного бензина в атмосферу выбрасывается приблизительно 0,5.0,85 кг оксидов свинца. По предварительным данным, проблема загрязнения окружающей среды свинцом от выбросов автотранспорта становится значимой в городах с населением свыше 100 000 человек и для локальных участков вдоль автотрасс с интенсивным движением. Радикальный метод борьбы с загрязнением окружающей среды свинцом выбросами автомобильного транспорта — отказ от использования этилированных бензинов. Загрязнение воздуха идет по трем каналам:

) отходящие газы, выбрасываемые через выхлопную трубу (65%);

2) картерные газы (20%);

) углеводороды в результате испарения топлива из бака, карбюратора и трубопроводов (15%).

Автомобильные выбросы распространяются и трансформируются в атмосфере по определенным закономерностям.

Так, твердые частицы размером более 0,1 мм оседают на подстилающих поверхностях в основном из-за действия гравитационных сил.

Частицы, размер которых менее 0,1 мм, a также газовые примеси в виде CO, СХ НУ , NOX , SOX распространяются в атмосфере под воздействием процессов диффузии. Они вступают в процессы физико-химического взаимодействия между собой и с компонентами атмосферы, и их действие проявляется на локальных территориях в пределах определенных регионов.

В этом случае рассеивание примесей в атмосфере является неотъемлемой частью процесса загрязнения и зависит от многих факторов.

Степень загрязнения атмосферного воздуха выбросами зависит от возможности переноса рассматриваемых загрязняющих веществ на значительные расстояния, уровня их химической активности, метеорологических условий распространения.

Компоненты вредных выбросов с повышенной реакционной способностью, попадая в свободную атмосферу, взаимодействуют между собой и компонентами атмосферного воздуха. При этом различают физическое, химическое и фотохимическое взаимодействия.

Примеры физического реагирования: конденсация паров кислот во влажном воздухе с образованием аэрозоля, уменьшение размеров капель жидкости в результате испарения в сухом теплом воздухе. Жидкие и твердые частицы могут объединяться, адсорбировать или растворять газообразные вещества.

Реакции синтеза и распада, окисления и восстановления осуществляются между газообразными компонентами загрязняющих веществ и атмосферным воздухом. Некоторые процессы химических преобразований начинаются непосредственно с момента поступления выбросов в атмосферу, другие — при появлении для этого благоприятных условий — необходимых реагентов, солнечного излучения, других факторов.

При выполнении транспортной работы существенным является выброс соединений углерода в виде CO и СХ НУ .

Моноксид углерода в атмосфере быстро диффундирует и обычно не создает высокой концентрации. Его интенсивно поглощают почвенные микроорганизмы; в атмосфере он может окисляться до СО2 при наличии примесей — сильных окислителей (О, Оз), перекисных соединений и свободных радикалов.

Углеводороды в атмосфере подвергаются различным превращениям (окислению, полимеризации), взаимодействуя с другими атмосферными загрязнениями, прежде всего под действием солнечной радиации. В результате этих реакций образуются перекиси, свободные радикалы, соединения с оксидами азота и серы.

В свободной атмосфере сернистый газ (SО2 ) через некоторое время окисляется до сернистого ангидрида (SОз) или вступает во взаимодействие с другими соединениями, в частности углеводородами. Окисление сернистого ангидрида в серный происходит в свободной атмосфере при фотохимических и каталитических реакциях. В обоих случаях конечным продуктом является аэрозоль или раствор серной кислоты в дождевой воде.сухом воздухе окисление сернистого газа происходит крайне медленно. В темноте окисления SO2 не наблюдается. При наличии в воздухе оксидов азота скорость окисления сернистого ангидрида увеличивается независимо от влажности воздуха.

Сероводород и сероуглерод при взаимодействии с другими загрязнителями подвергаются в свободной атмосфере медленному окислению до серного ангидрида. Сернистый ангидрид может адсорбироваться на поверхности твердых частиц из окислов металлов, гидрооксидов или карбонатов и окисляться до сульфата.

Соединения азота, поступающие в атмосферу от объектов АТК, представлены в основном NO и NO2 . Выделяемый в атмосферу моноксид азота под воздействием солнечного света интенсивно окисляется атмосферным кислородом до диоксида азота. Кинетика дальнейших превращений диоксида азота определяется его способностью поглощать ультрафиолетовые лучи и диссоциировать на моноксид азота и атомарный кислород в процессах фотохимического смога.

Фотохимический смог — это комплексная смесь, образующаяся при воздействии солнечного света из двух основных компонентов выбросов автомобильных двигателей — NO и углеводородных соединений. Другие вещества (SO2 ), твердые частицы также могут участвовать в смоге, но не являются основными носителями высокого уровня окислительной активности, характерной для смога. Стабильные метеорологические условия благоприятствуют развитию смога:

городские эмиссии удерживаются в атмосфере в результате инверсии,

служащей своеобразной крышкой на сосуде с реактивами,

увеличивая продолжительность контакта и реакции,

препятствуя рассеиванию (новые реакции добавляются к первоначальным).

Формирование смога и образование оксиданта обычно останавливается при прекращении солнечной радиации в темное время суток и дисперсии реагентов и продуктов реакции.

Под загрязнением водоемов понимают снижение их биосферных функций и экологического значения в результате поступления в них вредных веществ (Криксунов, 1995).

Загрязнение вод транспортными отходами проявляется в изменении физических и органолептических свойств (нарушение прозрачности, окраски, запахов, вкуса), увеличении содержания сульфатов, хлоридов, нитратов, токсичных тяжелых металлов, сокращении растворенного в воде кислорода воздуха, появлении радиоактивных элементов. Установлено, что более 400 видов веществ, выделяемых при работе автотранспорта, могут вызвать загрязнение вод. В случае превышения допустимой нормы хотя бы по одному из трех показателей вредности: санитарно-токсикологическому, общесанитарному или органолептическому, вода считается загрязненной.

Интенсивное загрязнение гидросферы автотранспортом происходит вследствие следующих факторов. Одним из них является отсутствие гаражей для тысяч индивидуальных автомобилей, хранящихся на открытых площадках, во дворах жилых застроек. Положение усугубляется ещё и тем, что сеть ремонтных служб для автомобилей личного пользования недостаточно развита. Это вынуждает их владельцев производить ремонт и техническое обслуживание своими силами, что они и делают, конечно, без учёта экологических последствий. Примером могут служить частные мойки или несанкционированные площадки для мойки автомобилей: из-за отсутствия моечных пунктов эту операцию зачастую выполняют на берегу реки, озера или пруда. Между тем автолюбители всё в больших объёмах пользуются синтетическими моющими средствами, которые представляют определённую опасность для водоёмов.

Ливневые сточные воды с поверхности автомагистралей, площадок АЗС, с территории автотранспортных и авторемонтных предприятий также являются мощным источником загрязнения водных бассейнов в городской местности нефтепродуктами, фенолами и легкоокисляющимися органическими веществами. Поступление со стоками тяжелых металлов и токсичных веществ резко ограничивает потребление и использование водных ресурсов.

Для снижения загрязнения поверхностных вод открытых водоемов необходимо создание бессточной системы водоснабжения на участках, используемых для мытья автомобилей, а также строительство локальных очистных сооружений с последующим разбавлением остаточного количества загрязняющих веществ. Практика показала, что существующие технологические процессы по обезвреживанию сточных вод способствуют удалению 95-99% органических веществ и 40-99% взвешенных веществ. Однако они практически не снижают содержание в них солей, из которых наибольшую опасность представляют токсические вещества, в том числе канцерогенные, к которым относится один из наиболее токсичных — тетроэтилсвинец.

Один из основных источников шума в городе — автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт. Наибольшие уровни шума 90-95 дБ отмечаются на магистральных улицах городов со средней интенсивностью движения 2-3 тыс. и более транспортных единиц в час.

Уровень уличных шумов обуславливается интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока. Кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зелёных насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ.

В промышленном городе обычно высок процент грузового транспорта на магистралях. Увеличение в общем потоке автотранспорта грузовых автомобилей, особенно большегрузных с дизельными двигателями, приводит к повышению уровней шума. В целом грузовые и легковые автомобили создают на территории городов тяжёлый шумовой режим.

Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется не только на примагистральную территорию, но и вглубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействия шума находятся части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значения (эквивалентные уровни шума от 67,4 до 76,8 дБ).

Уровни шума, замеренные в жилых комнатах при открытых окнах, ориентированных на указанные магистрали, всего на 10-15 дБ ниже.

Акустическая характеристика транспортного потока определяется показателями шумности автомобильности. Шум, производимый отдельными транспортными экипажами, зависит от многих факторов: мощности и режима работы двигателя, технического состояния экипажа, качества дорожного покрытия, скорости движения. Кроме того, уровень шума, как и экономичность эксплуатации автомобиля, зависит от квалификации водителя. Шум от двигателя резко возрастает в момент его запуска и прогревания (до 10 дБ).

Движение автомобиля на первой скорости (до 40 км/ч) вызывает излишний расход топлива, при этом шум двигателя в 2 раза превышает шум, создаваемый им на второй скорости. Значительный шум вызывает резкое торможение автомобиля при движении на большой скорости. Шум заметно снижается, если скорость движения гасится за счёт торможения двигателем до момента включения ножного тормоза.

За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12-14 дБ. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает всё большую остроту.

В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ.

Ущерб, который причиняет слуху сильный шум, зависит от спектра звуковых колебаний и характера их изменения. Опасность возможной потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые теряют слух даже после короткого воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, другие могут работать при сильном шуме почти всю жизнь без сколько-нибудь заметной утраты слуха. Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия — звон в ушах, головокружение, головную боль, повышенную усталость.

Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение колеблется в пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.

Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет — 57%, в возрасте 38-57 лет — 62%, а в возрасте 58 лет и старше — 72%. Большое число жалоб на шум у пожилых людей, очевидно, связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы этой группы населения.

Наблюдается зависимость между числом жалоб и характером выполняемой работы. Данные опроса показывают, что беспокоящее действие шума отражается больше на людях, занятых умственным трудом, по сравнению с людьми, выполняющими физическую работу (соответственно 60% и 55%).

Более частые жалобы лиц умственного труда, по-видимому, связаны с большим утомлением нервной системы.

Массовые физиолого-гигиенические обследования населения, подвергающегося воздействию транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности, выявили определённые изменения в состоянии здоровья людей. При этом изменения функционального состояния центральной нервной и сердечно-сосудистой систем, слуховой чувствительности зависели от уровня воздействующей звуковой энергии, от пола и возраста обследованных. Наиболее выраженные изменения выявлены у лиц, испытывающих шумовое воздействие в условиях, как труда, так и быта, по сравнению с лицами, проживающими и работающими в условиях отсутствия шума.

Высокие уровни шума в городской среде, являющиеся одним из агрессивных раздражителей центральной нервной системы, способны вызвать её перенапряжение. Городской шум оказывает неблагоприятное влияние и на сердечно-сосудистую систему. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышенное содержание холестерина в крови встречаются чаще у лиц, проживающих в шумных районах.

Шум в значительной мере нарушает сон. Крайне неблагоприятно действуют прерывистые, внезапно возникающие шумы, особенно в вечерние и ночные часы, на только что заснувшего человека. Внезапно возникающий во время сна шум (например, грохот грузовика) нередко вызывает сильный испуг, особенно у больных людей и у детей. Шум уменьшает продолжительность и глубину сна. Под влиянием шума уровнем 50 дБ срок засыпания увеличивается на час и более, сон становится поверхностным, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль, а нередко и сердцебиение.

Отсутствие нормального отдыха после трудового дня приводит к тому, что естественно развивающееся в процессе работы утомление не исчезает, а постепенно переходит в хроническое переутомление, которое способствует развитию ряда заболеваний, таких как расстройство центральной нервной системы, гипертоническая болезнь.

Для защиты людей от вредного влияния городского шума необходима регламентация его интенсивности, спектрального состава, времени действия и других параметров. При гигиеническом нормировании в качестве допустимого устанавливают такой уровень шума, влияние которого в течение длительного времени не вызывает изменений во всём комплексе физиологических показателей, отражающих реакции наиболее чувствительных к шуму систем организма.

В основу гигиенически допустимых уровней шума для населения положены фундаментальные физиологические исследования по определению действующих и пороговых уровней шума. В настоящее время шумы для условий городской застройки нормируют в соответствии с Санитарными нормами допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки (№ 3077-84) и Строительными нормами и правилами II.12-77 «Защита от шума». Санитарные нормы обязательны для всех министерств, ведомств и организаций, проектирующих, строящих и эксплуатирующих жильё и общественные здания, разрабатывающих проекты планировки и застройки городов, микрорайонов, жилых домов, кварталов, коммуникаций и т.д., а также для организаций, проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих транспортные средства, технологическое и инженерное оборудование зданий и бытовые приборы. Эти организации обязаны предусматривать и осуществлять необходимые меры по снижению шума до уровней, установленных нормами.

Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта.

ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений» устанавливает шумовые характеристики, методы их измерения и допустимые уровни шума автомобилей (мотоциклов) всех образцов, принятых на государственные, межведомственные, ведомственные и периодические контрольные испытания. В качестве основной характеристики внешнего шума принят уровень звука, который не должен превышать для легковых автомобилей и автобусов 85-92 дБ, мотоциклов — 80-86 дБ. Для внутреннего шума приведены ориентировочные значения допустимых уровней звукового давления в октавных полосах частот: уровни звука составляют для легковых автомобилей 80 дБ, кабин или рабочих мест водителей грузовых автомобилей, автобусов — 85 дБ, пассажирских помещений автобусов — 75-80 дБ.

Санитарные нормы допустимого шума обуславливают необходимость разработки технических, архитектурно-планировочных и административных мероприятий, направленных на создание отвечающего гигиеническим требованиям шумового режима, как в городской застройке, так и в зданиях различного назначения, позволяют сохранить здоровье и работоспособность населения.

Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счёт уменьшения шумности транспортных средств.

К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приёмов планировки, рационального размещения микрорайонов. Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др.


Рудный имеет хорошо развитые транспортные связи. Железнодорожно транспортная связь осуществляется транспортной линией Костанай-Рудный-Лисаковск-Житикара и Рудный-Качар. Территория г. Рудного имеет три четко выделенные архитектурно-планировочные зоны, размещение которых продиктовано преобладающими юго-западными ветрами.

В условиях интенсивной антропогенной нагрузки экологическая безопасность окружающей среды представляется актуальнейшей проблемой, весьма далёкой от разрешения. Всё отчётливее проявляются последствия урбанизации. Существенной особенностью загрязнения воздушной среды городов являются выхлопные газы автотранспорта. В ряде городов Казахстана, особенно в крупных административных и промышленных центрах, выхлопные газы автомобильного транспорта составляют 60-80% общих выбросов.

Автомобильные двигатели загрязняют атмосферу вредными веществами, которые представляют собой сложную смесь из более, чем двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенных. Основные виды выбросов загрязняющих веществ от мобильных источников приведены в таблице 3.1.

Таблица 3.1 — Основные виды выбросов загрязняющих веществ от мобильных источников

Тип двигателя

Топливо

Основные виды загрязнений

Примеры

Четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания

Бензин

Углеводороды, оксид углерода, оксиды азота, свинец

Автомобили, автобусы, самолёты, мотоциклы

Двухтактный двигатель внутреннего сгорания