Международная система и принципы определения таможенной стоимости

Курсовая работа
  • Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что таможенная стоимость товаров имеет большое значение в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Определение стоимости товаров — одна из наиболее сложных процедур таможенной практики. Система определения таможенной стоимости товара основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товар, ввозимый на таможенную территорию Республики Беларусь.
  • В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Таможенном тарифе» Совет Министров Республики Беларусь устанавливает порядок применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь — порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимого товара. Президент Республики Беларусь — порядок определения таможенной стоимости товара, вывозимого с таможенной территории Республики Беларусь.
  • Объект исследования — таможенная стоимость.

    Предметом — международная система и принципы определения таможенной стоимости.

  • Основной целью курсовой работы является исследование международной системы и принципов определения таможенной стоимости. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
  • 1. рассмотреть общее понятие таможенной стоимости;
  • 2. рассмотреть основные принципы и методы определения таможенной стоимости;
  • 3. рассмотреть международную систему определения таможенной стоимости.
  • 1. Понятие и содержание таможенной стоимости
  • Таможенная стоимость — стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС).

    Фактически является налоговой базой. Она применяется в качестве основы для обложения товаров таможенными пошлинами и налогами, исчисляемыми по адвалорной ставке либо адвалорной составляющей комбинированной ставки таможенных пошлин и налогов.[14]

  • Используется также для применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства. таможенный стоимость декларация товар
  • В соответствии со ст.4 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.2008г. (далее Соглашение), таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза/
  • Определение таможенной стоимости товаров производится для:
  • а) обложения товара таможенной пошлиной;
  • б) ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
  • в) применения иных мер государственного регулирования внешней торговли, связанных со стоимостью товара, включая осуществление валютного контроля.
  • Система определения таможенной стоимости товара, используемая в Таможенном союзе, основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товар, ввозимый на таможенную территорию Таможенного союза.
  • Основу правового регулирования определения таможенной стоимости товаров в Таможенном союзе формируют следующие нормативно-правовые акты:

1) Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.2008г.

21 стр., 10259 слов

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости ...

... также может производить таможенную оценку товара. В-третьих, таможенная оценка применяется к товару. В-четвертых, таможенная оценка производится в целях определения таможенной стоимости товара. Термин «таможенная стоимость» имеет гораздо большее количество определений, нежели термин «таможенная оценка». В международной практике ...

2) Таможенный кодекс Таможенного союза (далее ТК ТС)[13]

3) Решения Комиссии Таможенного союза

Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, установлена Соглашением. Указанное Соглашение вступило в силу с момента вступления в силу Таможенного Кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС).

Основу правового регулирования определения таможенной стоимости товаров в Таможенном союзе формируют следующие нормативно-правовые акты:

4) Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.2008г.

5) Таможенный кодекс Таможенного союза [13]

6) Решения Комиссии Таможенного союза

Система определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, установлена Соглашением от 25.01.2008 г., вступившим в силу с 1 июля 2010 г. Соглашение от 25 янв. 2008 г. детально описывает методы определения таможенной стоимости товаров. ТК ТС гл.8 установлены общие нормы по вопросам таможенной стоимости, в том числе в отношении декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров.[11]

В соответствии с ТК ТС, установление конкретных норм и порядков по вопросам декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров отнесено к компетенции Комиссии ТС.

Основным решением Комиссии Таможенного союза в сфере таможенной стоимости является решение от 20.09.2010г. №376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров».

В соответствии с указанным решением, таможенная стоимость ввозимого товара заявляется в валюте государства, в котором производится таможенное декларирование товаров в декларации таможенной стоимости или в таможенной декларации. Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости (далее — ДТС) и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

4 стр., 1530 слов

Таможенные органы Республики Беларусь

... поставленных перед ними задач. Деятельность таможенных органов и организаций таможенной службы должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия ...

ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары

Таможенная стоимость заявляется в таможенной декларации (без заполнения декларации таможенной стоимости) в следующих случаях, когда:

  • В отношении декларируемого товара по ряду причин (товары не помещаются под таможенные процедуры, не предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов;
  • товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами) не уплачиваются таможенные пошлины и налоги;
  • Таможенная стоимость ввозимой партии товаров не превышает суммы, которая может быть установлена в государстве — члене Таможенного союза и не должна превышать сумму, эквивалентную 10000 долларов США, за исключением многоразовых (два и более раза) поставок в рамках одного договора, а также повторяющихся поставок одних и тех же товаров одним отправителем в адрес одного и того же получателя по различным договорам;
  • Товар был ранее помещен под одну из таможенных процедур, при помещении под которую таможенная стоимость товара была определена и принята Таможенным союзом.

В соответствии с ТК ТС установление конкретных норм и порядков по вопросам декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров отнесено к компетенции Комиссии таможенного союза. [7]

Проект решения Комиссии таможенного союза «О Порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» разработан экспертами государств — членов таможенного союза. До вступления в силу указанного решения Комиссии таможенного союза применяется законодательство Республики Беларусь, в частности:

  • декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 25.07.2008 № 60;

— контроль таможенной стоимости, в том числе проведение дополнительной проверки, осуществляется в соответствии с Положением о порядке применения системы определения таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Республики Беларусь, и контроля за правильностью определения такой стоимости, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2008 № 1246 (далее — Постановление № 1246).

Используемая в Таможенном Союзе (далее ТС) система определения таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию ТС. [9]

Кроме того, следует указать, что в соответствии со ст.64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории ТС, определяется в соответствии с законодательством государства-члена ТС таможенному органу, в котором производится таможенное декларирование товаров. В этой связи, в случае декларирования вывозимых товаров из Республики Беларусь, их таможенная стоимость должна определяться в соответствии с указом Президента Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. №144 «О порядке определения таможенной стоимости товаров», постановлением ГТК Республики Беларусь от 12 октября 2006 г. №96 « О таможенной стоимости товаров, вывозимых с тер. РБ» и о внесении дополнений и изменений в приказ ГТК Республики Беларусь от 10 февраля 1999 №55-ОД. [10]

15 стр., 7187 слов

Таможенная стоимость товаров

... порядке определения таможенной стоимости товаров", а также Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12.10.2006г. № 96 "О таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь, и внесении дополнений и изменения в приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь ...

Ранее в Республике Беларусь система определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь, была установлена Законом Республики Беларусь от 03.02.1993 № 2151-XII «О Таможенном тарифе».

В Беларуси принципы таможенной оценки товаров приведены в соответствие с требованиями ВТО.

Основополагающие принципы таможенной оценки товаров в Беларуси приведены в полное соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) в вопросах определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию республики.

При определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь в рамках осуществления внешнеэкономических сделок по договорам финансовой аренды (лизинга), необходимо учитывать отдельные аспекты, связанные с необходимостью включения в таможенную стоимость (возможностью исключения из таможенной стоимости) таких товаров тех либо иных платежей, осуществляемых лизингополучателем в адрес лизингодателя, исходя из природы таких платежей, особенностей ценообразования объекта аренды (предмета лизинга), а также иных факторов.

Продолжительный период времени методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены ФОБ (от англ, free of board — свободно на борту судна) — в международной торговле означает такую цену, когда продавец несет лишь часть расходов по транспортировке и страхованию, а именно — только до момента доставки товара на борт судна. Это означает, что экспортер несет все расходы по транспортировке и погрузке товара на борт судна либо на другие международные транспортные средства, а также по его страхованию до завершения погрузки. Поэтому экспортер, т. е. продавец данного товара должен обеспечить покупателя, т. е. импортера данного товара транспортной лицензией, оплатить экспортные налоги и пошлины. После же доставки товара на борт судна все дальнейшие расходы, связанные с перевозкой и разгрузкой товаров в порту назначения, несет исключительно импортер, т.е. покупатель данного товара. В торговом балансе той или иной страны в ценах ФОБ выражается экспорт; В этих же ценах выражается в платежном балансе счет движения товаров и услуг, т. е. поступления от экспорта и платежи по импорту.[16]

В других же странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены СИФ (от англ, cost, insurance, freight — стоимость, страхование, груз) — в международной торговле означает такую цену, при которой все расходы по перевозке груза, оплате таможенных сборов и страхованию вместе с риском гибели либо порчи товара до пересечения им борта судна в порту покупателя несет исключительно продавец данного товара. Это означает, что экспортер несет все расходы по доставке товара в порт отгрузки, его страхованию, погрузке, фрахту до порта назначения. В торговом балансе той или иной страны в ценах СИФ выражается импорт (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%).

3 стр., 1433 слов

Сущность и практика применения резервного метода определения ...

е. зависят от той стоимости товара, которая используется в качестве базы налогового обложения. Но основной целью моей курсовой работы является исследование сущности резервного метода определения таможенной стоимости и практики его применения. В ...

Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции. [17]

Оставляя неизменной ставку ввозной пошлины, государство-импортер только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости может в значительной мере повысить фактический уровень таможенно-тарифной защиты.

Целями расчета таможенной стоимости согласно ст. 47 ТК ТС являются:

  • обложение товаров пошлиной;
  • проведение экономической политики государства при импорте/экспорте товаров свободного обращения;
  • сбор статистических данных касательно состояния, тенденций и динамики внешней торговли страны-участницы Таможенного союза;
  • контроль за поступлением в государственную казну пошлин;
  • определения платежного и торгового баланса.[13]

2. Принципы и методы определения таможенной стоимости

Как было уже указанно выше, определение стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу, с целью расчета взимаемых таможенных пошлин — одна из наиболее сложных процедур таможенной практики, развитие международной торговли обусловило стремление государств и коммерческих кругов к унификации методов определения таможенной стоимости товаров.

Существуют определённые принципы определения таможенной стоимости товаров.

К основным принципам определения таможенной стоимости импортируемых товаров относятся следующие:

1. Основание на действительной стоимости ввезенного товара.

Оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках.

2. Принцип гласности и стабильности правил определения таможенной стоимости.

Реализация на практике этих принципов позволяет коммерсантам «определить с разумной степенью точности стоимость товаров для таможенных целей».[8]

3. Полный перечень методов определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой. Данный перечень является исчерпывающим.

4. Закрепление в качестве первоосновы для таможенной стоимости товаров стоимости сделки.

Закон о таможенном тарифе устанавливает принятую Соглашением о применении ст. VII ГАТТ стоимость сделки в качестве основы таможенной оценки товаров. Таким образом, таможенной стоимостью товара должна выступать стоимость, реально уплаченная за импортируемые товары, или, другими словами, цена товара, определенная внешнеторговым договором (сделки купли-продажи) с учетом дополнительных расходов (издержек), понесенных покупателем при подготовке и исполнении конкретной сделки купли-продажи.

Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в страну-импортер, становится таможенной стоимостью при соблюдении каждого из следующих требований:

  • цена сделки или реализация самой сделки не могут зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара;
  • экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы;
  • импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли;
  • не должно существовать ограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов:

1) ограничений, предусмотренных законодательством государства-импортера;

15 стр., 7196 слов

Контроль таможенной стоимости

... внешнеэкономической деятельности, видов товаров, видов сделок, в рамках которых осуществляется перемещение товаров, и т.д. При декларировании товаров контроль таможенной стоимости осуществляется путем проведения следующих операций: контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости, т.е. соответствует ли ...

2) ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы;

3) ограничений, не влияющих существенно на контрактную цену.

Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородного товара).

При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара. [9]

5. Строгая последовательность использования методов определения таможенной стоимости.

Методы определения таможенной стоимости товаров применяются в той последовательности, в которой они перечислены в Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза, от 25.01.2008. Каждый последующий метод используется, если таможенная стоимость товаров не может быть рассчитана с использованием предыдущего метода.

Методы определения таможенной стоимости товаров являются взаимозаменяемыми, т.е. переход от одного метода к последующему имеет своей целью произвести объективный расчет экономически значимой величины (таможенной стоимости товаров) и не направлен на поиск метода для расчета заниженной (что в интересах участника внешнеэкономической деятельности) или завышенной (в интересах государства) налогооблагаемой базы.

6. Объективность определения таможенной стоимости товаров.

Соглашении о применении ст. 7 ГАТТ в качестве общего правила указано, что таможенная стоимость товаров устанавливается на основании информации, доступной в стране импорта. Любая расчетная база требует создания определенного порядка исчисления таможенного налогообложения.

Поэтому порядок установления таможенной стоимости, с одной стороны, должен быть общенациональным, увязанным (скоординированным) с общей налоговой системой, порядком ведения бухгалтерского учета и другими отраслями национального законодательства, а с другой стороны, он должен соответствовать международным нормам.[12]

Чтобы величина таможенной стоимости товаров отражала истинное значение, следует использовать количественно определяемую и документально подтвержденную достоверную информацию.

В качестве примера количественно определяемой информации можно привести количество товара, контрактную цену за единицу товара и другие сведения, которые влияют на искомую величину таможенной стоимости товара.

Документальное подтверждение информации предполагает наличие соответствующих документов (например, внешнеторговых контрактов, счетов-фактур, спецификаций).

7. Общеприменимость процедуры определения таможенной стоимости товаров.

14 стр., 6951 слов

Порядок прохождения государственной службы в таможенных органах ...

На сегодняшний день государственная служба делится на три вида: Военная служба. Государственная гражданская служба. Иная служба. Служба в таможенных органах раньше входила в состав правоохранительной службы, а на сегодняшний день ...

Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров.

Это означает, что порядок установления таможенной стоимости товаров един и не зависит от вида товаров, страны-экспортера, специфичности участника внешнеэкономической деятельности, выступающего импортером, целей осуществления внешнеэкономической сделки и непосредственно характера этой сделки (например, купля-продажа, бартер и т.д.).

8. Наделение таможенных органов полномочиями по проверке в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Республики Беларусь, подлинности документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверности содержащихся в них сведений.

В соответствии со ст. 17 Соглашения о применении ст. VII ГАТТ «ничто в настоящем Соглашении не должно быть истолковано как ограничивающее или ставящее под сомнение права таможенных администраций убеждаться в правдивости или точности любого заявления, документа или декларации, представленных для целей таможенной оценки». Данный принцип предусматривает возможность консультаций между импортерами и таможенными органами на условиях соблюдения конфиденциальности для установления истинной основы определения таможенной стоимости товаров. [12]

9. Невозможность использования произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

Этот принцип закрепляет необходимость использования количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации о таможенных стоимостях товаров, но уже не импортерами, а таможенными органами в процессе контроля правильности установления таможенной стоимости и ее корректировки. Следование данному принципу требуется во избежание необоснованного использования таможенными органами иных методов определения таможенной стоимости товаров, чем предложенные в каждом конкретном случае участником внешнеэкономической деятельности, и применения к конкретным товарам безадресных (ориентировочных) среднеконтрактных цен на товары, обобщенные по группам.

Конечно же нельзя недооценивать выбор конкретного метода определения таможенной стоимости так как от него зависит не только размер рассчитываемой в таможенных целях цены пересекающего границу товара, но и величина платежей, базой для расчета которых выступает таможенная стоимость. Оставляя неизменной ставку ввозной таможенной пошлины государство-импортёр только за счёт манипуляций со способами расчета таможенной стоимости может в значительной мере повысить уровень таможенно-тарифной защиты. В современном Таможенном тарифе Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь № 699 от 31 декабря 2007 года, преобладающее место занимают адвалорные ставки пошлин, т.е. ставки, исчисляемые в процентах от таможенной стоимости товара (82,2% от общего количества примененных в тарифе ставок, а с учетом с комбинированных ставок пошлин, где одной из ее составляющих также является адвалорная — 96,4%).

Основной составляющей налогооблагаемой базы при исчислении налога на добавленную стоимость, а в отношении ряда товаров — акцизов, также является таможенная стоимость.

В этой связи вопрос методологии определения таможенной стоимости и ее регламентации в национальном законодательстве приобретает особую значимость. [5]

Методы определения таможенной стоимости, используемые в Таможенном союзе, перечислены и детально описаны в Соглашении от 25.01.2008г. Определение таможенной стоимости товара, ввозимого на таможенную территорию Таможенного союза, производится путём применения следующих методов:

9 стр., 4312 слов

Основы управления в таможенных органах

... таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов. принципами управления В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы. Общие принципы управления Системность — ведущий принцип управления. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и ...

  • по цене сделки с ввозимым товаром

Основа таможенной стоимости: цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар.

Условия применения метода:

  • а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на распоряжение оцениваемым товаром или на его использование;
  • б) поставка товара в Республику Беларусь осуществляется по сделке купли-продажи;
  • в) отсутствуют условия, оказавшие влияние на продажу или цену сделки, которые невозможно исчислить;

г) участники сделки не являются взаимосвязанными лицами и цена сделки может быть приемлемой в качестве основы для определения таможенной стоимости товара-

  • по цене сделки с идентичным товаром

Основа таможенной стоимости: таможенная стоимость идентичного товара, определенная по 1-му методу и принятая таможенным органом Республики Беларусь.

Условия применения метода: а) идентичность товаров, т.е. одинаковые с оцениваемым товаром, в том числе физическим характеристикам, качеству и репутации на рынке;

б) товар:

  • продан для ввоза на территорию Республики Беларусь;
  • ввезен одновременно с оцениваемым товаром или не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемого.
  • по цене сделки с однородным товаром

Основа таможенной стоимости: таможенная стоимость однородного товара, определенная по I-му методу и принятая таможенным органом Республики Беларусь.

Условия применения метода: а) однородность товаров, т.е. обладают сходными характеристики и состоит из схожих компонентов, что позволяет быть коммерчески взаимозаменяемыми. При этом учитываются наличие товарного знака, качество и репутация на рынке.

б) товар:

  • продан для ввоза на территорию Республики Беларусь;
  • ввезен одновременно с оцениваемым товаром или не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемого товара;
  • ввезен примерно в том же количестве и на том же коммерческом уровне (оптом, в розницу).

  • на основании вычитания стоимости

Основа таможенной стоимости: цена единицы товара, по которой оцениваемый, идентичный или однородный товар продается в наибольшем совокупном количестве.

Условия применения метода: продажа оцениваемого, идентичного или однородного товара осуществляется в Республике Беларусь:

  • без изменения исходного состояния
  • одновременно с ввозом оцениваемого товара, но не позднее 90 календарных дней с даты ввоза оцениваемого товара:
  • лицам, не являющимся взаимосвязанными с продавцом.
  • на основании сложения стоимости

Основа таможенной стоимости: цена товара, рассчитанная путем сложения: стоимости материалов, издержек, прибыли и общих расходов изготовителя.

Условия применения метода: а) представление изготовителем товара или уполномоченным им лицом документального подтверждения слагаемых величин, связанных с производством оцениваемого товара

б) представление подтверждения компетентного учетного органа страны — производителя товара о соответствии представляемых данных общепринятой практике (принципам) ведения учета в стране производства оцениваемого товара.

12 стр., 5908 слов

«Таможенное дело» Основные направления борьбы с коррупцией в таможенных органах

... Структура данной работы состоит из введения, двух глав, семь подглав, заключения и списка использованной литературы. 5 6 Глава 1. Понятие коррупции в таможенных органах 1.1 Понятие ... лиц, политических деятелей. В современной научной и учебной литературе существуют различные определения коррупции. Так, А.И. Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью ...

  • резервного метода

Основа таможенной стоимости: VI с элементами методов I-V

Условия применения метода: Цена сделки (единицы товара) соответствующего элемента метода . При этом в качестве основы для определения таможенной стоимости товара не могут быть использованы:

1) цена товара на внутреннем рынке Республики Беларусь;

2) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

3) цена на внутреннем рынке Республики Беларусь на товары отечественного происхождения;

4) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара. [6]

В случае невозможности применения основного метода определения таможенной стоимости товара последовательно применяются остальные методы. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость товара не может быть определена путем применения предыдущего метода. По заявлению декларанта методы на основе вычитания стоимости и на основе сложения стоимости применяются в обратной последовательности.

Информация для определения таможенной стоимости товара путем применения какого-либо из методов, должна быть подготовлена способом, соответствующим принципам бухгалтерского учета, принятым в Республике Беларусь.

В международной торговле контрактную цену товара называют базисной ценой, а применяемые общепризнанные договорные стандарты (термины) условий поставок товаров — базисными условиями поставок. Международные правила толкования торговых терминов именуются Инкотермс. Нося рекомендательный характер, положения Инкотермс (в настоящее время действует седьмая его редакция 2000 года — Инкотермс 2000) при наличии прямого указания в тексте договора купли-продажи на их использование, становятся юридически обязательными. Однако при несовпадении условий договора и положений Инкотермс приоритет отдается условиям договора.

Таким образом, зная порядок формирования базисной цены товара и элементы затрат, составляющие таможенную стоимость, можно безошибочно определить последнюю начисляя либо исключая из выбранной основы конкретные составляющие.

Здесь следует еще раз отметить, что расходы участников сделки, учитываемые при формировании базиса поставки товара — это еще не все элементы, подлежащие включению в таможенную стоимость. Определение таможенной стоимости вывозимых товаров строится на 3-х способах. При этом должна соблюдаться строгая последовательность их применения с первого по третий. [4]

3. Международная система определения таможенной стоимости

Оценка стоимости импортного товара с целью определения размера уплаты пошлины представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики, поскольку, если менять способы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размер взимаемой пошлины.

Методология определения таможенной стоимости товара в разных государствах может значительно отличаться.

В настоящее время, как известно, сложились две международные системы по определению таможенной стоимости. Первая установлена Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15 декабря 1950 года, вступила в силу 28 июля 1953 года), вторая регламентирована Соглашением о порядке применения статьи 7 ГАТТ 1979 года. В основе обеих систем, по сути, лежит положение, наиболее чётко воспроизведенное в статье 7 ГАТТ, что предполагает отсутствие принципиальных, существенных расхождений между ними. Однако существенные различия проявляются на уровне понятийного аппарата.

В соответствии с Брюссельской Конвенцией основой для определения стоимости товаров является нормальная цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимым продавцом и покупателем. Источником нормальной цены является некая рыночная константа и на нее не оказывают влияние никакие коммерческие, финансовые и иные отношения.

Мировая практика считает, что Соглашение 1979 г. отличается большой обстоятельностью и разработкой данной категории вопроса по сравнению с Брюссельской системой оценки. Поэтому декларации Всемирной таможенной организации содержат призыв к государствам о необходимости присоединения к соглашению по применению статьи 7 ГАТТ.

Безусловно, любая расчетная база требует создания определенного порядка исчисления таможенного налогообложения. Поэтому методика определения таможенной стоимости, с одной стороны, должна быть общенациональной, увязанной (скоординированной) с общей налоговой системой, порядком ведения бухучета и другими отраслями национального законодательства, а с другой стороны, она должна соответствовать международным нормам.

В практике одних государств распространена система взимания пошлин с цены СИФ, что увеличивает платежи на 5 — 10%. В ряде других стран возможно исчисление пошлин как с цены, указанной экспортером товара в товаросопроводительных документах, так и с цены, по которой аналогичные товары продаются на мировом рынке. Во многих случаях экспортер товара заранее не знает, какой метод определения таможенной стоимости будет к нему применяться, и поэтому невозможно определить конечную цену товара. Методология таможенной оценки товара квалифицируется во многих документах ЮНКТАД и ВТО как дополнительный протекционистский барьер.

Рост международной торговли вызвал необходимость создания унифицированной методологии определения таможенной стоимости товара и технических норм, регулирующих таможенные формальности. Первые попытки регламентирования правил определения таможенной стоимости проявились в тексте статьи 7 соглашения ГАТТ во второй половине 40-х годов.

В этой статье говорилось, что таможенная стоимость товара должна основываться на его «фактической стоимости» и не должна определяться на базе произвольных или фиктивных оценок, а также на базе стоимости товара отечественного происхождения. В дальнейшем был сделан второй шаг в вопросе создания унифицированной методологии оценки товаров в таможенных целях.

В декабре 1950 года в Брюсселе была подписана Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров. Эта Конвенция получила название «Брюссельской» и определяла таможенную стоимость товара как «нормальную цену товара, по которой товар может быть продан в страну назначения в момент подачи таможенной декларации». Брюссельская конвенция рассматривает таможенную стоимость как цену СИФ в том месте, где товар пересекает таможенную границу страны назначения, и включает следующее важное условие: «нормальная цена — это цена, складывающаяся на открытом рынке, между независимыми друг от друга продавцом и покупателем».

Конвенция о таможенной стоимости по существу унифицировала технические стороны определения таможенной стоимости. Однако США и Канада не подписали Конвенцию и не применяют ее положение в своей таможенной практике.

В дальнейшем методология определения таможенной стоимости развивалась за счет включения в нее сферы услуг, а именно дополнительного учета расходов по транспортировке и страхованию при таможенной оценке товара. Более того, третья статья Брюссельской конвенции говорила о том, что в «нормальную цену» товара должны быть включены расходы, связанные с покупкой патентов и торговых марок. Таможенное законодательство некоторых стран дополнительно включает в «нормальную цену» также и расходы, связанные с рекламой товаров. Таким образом, действие таможенного законодательства распространяется на операции в сфере услуг — это позволяет расширять регулирующие функции пошлин. [3]

Таким образом, в настоящее время сложились две международные системы по определению таможенной стоимости. Первая установлена Брюссельской конвенцией по оценке товаров в таможенных целях (подписана 15 декабря 1950 г., вступила в силу 28 июля 1953 г.).

Вторая регламентирована Соглашением о порядке применения статьи VII ГАТТ 1979 г. (иначе именуемое Кодексом по определению таможенной стоимости).

Статья 15 (§ 1а) Соглашения определяет таможенную стоимость импортируемых товаров как «стоимость в целях обложения товаров адвалорными пошлинами».

В основе обеих систем лежит статья VII ГАТТ, что говорит об отсутствии существенных расхождений между ними. Различия проявляются на уровне определений и понятийного аппарата.

В соответствии с Брюссельской конвенцией основой для определения стоимости является «нормальная» цена, под которой понимается цена товара в условиях свободной конкуренции между независимыми продавцом и покупателем. Предполагается, что «нормальная» цена является единственным встречным удовлетворением и что на нее не оказывают влияния никакие коммерческие, финансовые или иные отношения.

Принцип таможенной оценки, положенный в основу Соглашения, заключается в использовании так называемой «цены сделки». Цена сделки, основной метод таможенной оценки, — это цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за импортируемый товар. В эту цену может включаться целый ряд дополнительных расходов покупателя: комиссионные и брокерские расходы, расходы на лицензирование, стоимость упаковки и маркировки товара, стоимость контейнеров и т.п. Условия, которым должна отвечать цена сделки, достаточно регламентированы в Соглашении. Однако Соглашение оставляет открытым для каждой страны вопрос о том, включать ли стоимость фрахта и страхования в таможенную стоимость товара.

Таможенные администрации могут не признавать стоимость сделки, если у них есть серьезные основания сомневаться в достоверности цены сделки. Таможенные администрации и импортер в этом случае должны проводить консультации, в ходе которых импортер может доказать справедливость указанной им цены.[1]

Согласно Кодексу о таможенной стоимости в дальнейшем таможенные администрации последовательно используют (при консультации с импортером) пять методов определения таможенной стоимости:

1) таможенная стоимость идентичных товаров, уже прошедших таможенную очистку примерно в то же время. Товары считаются идентичными, если они во всех отношениях идентичны, включая качество, физические характеристики и репутацию;

2) таможенная стоимость подобных товаров, также прошедших таможенную очистку примерно в то же время. Товары считаются подобными, если они близко соответствуют оцениваемым товарам по материалу, компонентам, характеристикам, могут выполнять те же функции и в коммерческом плане быть взаимозаменяемыми. Товары, для того чтобы считаться идентичными и подобными, должны быть произведены в той же стране и тем же производителем, что и оцениваемый товар;

3) таможенная стоимость, определенная на основе единичной стоимости, по которой идентичные или подобные товары продаются в наибольшем количестве на внутреннем рынке одновременно или почти одновременно с импортом товаров, подлежащих оценке. При этом из подобной цены должны быть исключены: прибыль, таможенные пошлины и сборы, транспортные расходы, страховые сборы и другие расходы, с которыми связана продажа на внутреннем рынке;

4) расчетная стоимость, определяемая как сумма издержек производства товаров, являющихся предметом оценки, с добавлением прибыли и общих расходов, которые обычно включаются в стоимость товаров в стране экспорта их производителем;

5) если таможенная стоимость не может быть определена любым из названных выше методов, она может быть определена гибким и разумным использованием любых из названных выше методов на основе данных, имеющихся в стране импорта, при условии, что используемые критерии совместимы с положениями Соглашения и статьи VII ГАТТ.

При этом таможенная стоимость не может определяться на основе:

  • продажной цены товаров, производимых в стране импорта;
  • цены товаров на внутреннем рынке страны экспорта;
  • цены товаров для экспорта в страну иную, чем страна импорта;
  • минимальных таможенных стоимостей;
  • произвольных или фиктивных стоимостей.

При этом Соглашение устанавливает одно общее условие: все названные методы должны использовать информацию, доступную в стране импорта.

В отношении метода расчетной стоимости Соглашение предполагает его использование только в случаях, когда покупатель и продавец взаимосвязаны и производитель товара готов представить необходимые сведения.

В Соглашении сделана попытка применения для таможенных целей так называемых «трансфертных цен», т.е. цен, которые образуются при обмене товаров между предприятиями, входящими в одну транснациональную компанию. Ст. 1 (§ 2а) говорит о том, что один факт того, что сделка совершена между связанными лицами, не дает основания для непризнания цены сделки в качестве основы для таможенной оценки. Но если у таможенной администрации есть информация, что взаимосвязь между экспортером и импортером повлияла на цену сделки, то администрация должна сообщить об этом импортеру.

Импортеру в дальнейшем предоставляется возможность доказать приемлемость цены для таможенной оценки товара. Участники контракта считаются связанными, если они являются юридически признанными партнерами в бизнесе, одно из них прямо контролирует другое или оба контролируются третьим лицом, а также являются работодателями и служащими или членами одной семьи. Эти вопросы подробно регламентированы в статье 15 (4) Кодекса таможенной стоимости. Для того чтобы процедура оценки таможенной стоимости товара не превратилась в скрытый барьер в международной торговле, существует статья 13, которая устанавливает, что если процесс определения таможенной стоимости затягивается, то импортер может получить товар под гарантию оплаты пошлины. Причем в статье подчеркивается, что в законодательстве каждого члена ВТО должны содержаться подобные положения.

Если таможенная администрация имеет основание сомневаться в точности или достоверности декларируемой стоимости, то ответственность за доказательство справедливости таможенной цены лежит на импортере товара.

Надо отметить, что Соглашение имеет сложный в техническом и методологическом плане характер. Однако с 1995 года около 120 стран используют его положение для определения таможенной стоимости товара.[2]

Заключение

Таможенно-тарифное регулирование — это один из базовых институтов любой экономики. Особенно важна его роль в государствах, которые осуществляют переход от централизованной экономики к рыночной.

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

В ходе данной курсовой работы мною были решены поставленные задачи. Таможенная стоимость — стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС).

Фактически является налоговой базой. Она применяется в качестве основы для обложения товаров таможенными пошлинами и налогами, исчисляемыми по адвалорной ставке либо адвалорной составляющей комбинированной ставки таможенных пошлин и налогов.

Основными принципами определения таможенной стоимости являются:

1. Основание на действительной стоимости ввезенного товара.

2. Принцип гласности и стабильности правило определения таможенной стоимости.

3. Полный перечень методов определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой.

4. Закрепление в качестве первоосновы для таможенной стоимости товаров стоимости

5. Строгая последовательность использования методов определения таможенной стоимости.

6. Объективность определения таможенной стоимости товаров.

7. Общеприменимость процедуры определения таможенной стоимости товаров.

8. Наделение таможенных органов полномочиями по проверке в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Республики Беларусь, подлинности документов, представленных декларантом в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверности содержащихся в них сведений.

9. Невозможность использования произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.

Были изучены методы определения таможенной стоимости. К основным методам относятся:

  • по цене сделки с ввозимым товаром
  • по цене сделки с идентичным товаром
  • по цене сделки с однородным товаром
  • на основании вычитания стоимости
  • на основании сложения стоимости
  • резервного метода

В данной курсовой работе была рассмотрена международная система определения таможенной стоимости. В ходе изучения темы данной курсовой работы мною была изучена Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров, которая была подписана в декабре 1950 года. Эта Конвенция получила название «Брюссельской» и определяла таможенную стоимость товара как «нормальную цену товара, по которой товар может быть продан в страну назначения в момент подачи таможенной декларации». Брюссельская конвенция рассматривает таможенную стоимость как цену СИФ в том месте, где товар пересекает таможенную границу страны назначения, и включает следующее важное условие: «нормальная цена — это цена, складывающаяся на открытом рынке, между независимыми друг от друга продавцом и покупателем».

В заключение своей курсовой работы хотелось бы отметить, что грамотное применение методов, а также соответствие всем принципам определение таможенной стоимости товаров играет очень важную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенная стоимость используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Контроль таможенной стоимости товаров и таможенная оценка являются одними из наиболее значимых видов деятельности таможенных органов государств-членов Таможенного Союза.

Именно поэтому так важно правильно определять величину таможенной стоимости, пользуясь при этом установленными правилами и принципами определения таможенной стоимости товаров.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/mejdunarodnyie-sistemyi-opredeleniya-tamojennoy-stoimosti/

1. Актуальные вопросы правоприменительной практики по оценке таможенной стоимости товаров официальный сборник докладов Международного Форума «ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ 2010: Первые итоги и перспективы» Автор: Константин Леонидович Курочкин, Руководитель Коллегии адвокатов «ТАМОЖЕННЫЙ АДВОКАТ»// Коллегия адвокатов «Таможенный адвокат» [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://www.customs-advocate.ru/ru/publications/sendvalues/21/ — Дата доступа: 9.11.2013.

2. Брюссельская конвенция // Юридический портал [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: Дата доступа: 7.11.2013.

3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) 1947 года //

[Электронный ресурс]. — 1947. — Режим доступа: http://www.customs-union.com/документы/генеральное-соглашение-по-тарифам-и-то-0. — Дата доступа: 2.11.2013.

4. Денисов, С.А. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности : учебное пособие / С.А. Денисов. — СПб. :ИД «Троицкий мост», 2013.-220 с.

5. Кащеев, В.В. Контроль таможенной стоимости : учебное пособие / В.В. Кащеев, К.А. Летюшова, И.А. Смирнова.- СПб. :ИД «Троицкий мост», 2013.- 227 с.

6. Методы определения таможенной стоимости // Информационный транспортный портал [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://www.transportall.ru/info/tamojnya/306/2204.html . — Дата доступа: 5.11.2013.

7. О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: Решение Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 18 от 27 ноября 2009 года.

8. Определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь // Гродненская региональная таможня [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: . — Дата доступа: 5.11.2013.

9. Пекутько, П.Н. Курс лекций по Таможенно-тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической деятельности. / П.Н. Пекутько. — 2013.- 32 с.

10. Постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 12.10.2006 № 96 «О таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Республики Беларусь, и внесении дополнений и изменения в приказ Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 10 февраля 1999 г. № 56-ОД».

11. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»// Информационно- правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. — 2010. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/custom_eaes/ — Дата доступа:2.11.2013.

12. Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (Марракеш, 15 апреля 1994 года) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — 1994. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=INT;n=16462;dst=0. — Дата доступа: 2.11.2013.

13. Таможенный кодекс Таможенного Союза. — М. :Эксмо, 2010.- 288c.

14. Таможенная стоимость // Википедия [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Таможенная_стоимость. — Дата доступа: 2.11.2013.

15. Указ Президента Республики Беларусь от 31.07.2006 № 474 » О порядке определения таможенной стоимости товаров » // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2006. — Режим доступа:http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P30600474&p2={NRPA} — Дата доступа: 3.11.2013.

16. Цена ФОБ // Экономический словарь [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/oaia_oia.html .- Дата доступа: 2.11.2013.

17. Цена СИФ // Экономический словарь [Электронный ресурс]. — 2013. — Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/oaia_neo.html .- Дата доступа: 2.11.2013.