Таможенная стоимость товара: сущность, функции

Курсовая работа

В современных условиях возрастает важность эффективности инструментов защиты национальных интересов на внешних и внутренних рынках.

Во всех странах мира внешняя торговля регулируется государством. Глубина и строгость этого законодательства, а также способ его реализации варьируются от страны к стране. Однако есть одно общее: государство защищает свою национальную экономику, защищает интересы своих экспортеров за рубежом, а также экономические интересы отечественных производителей и потребителей товаров и услуг на внутреннем рынке.

Одним из наиболее частых нарушений таможенного законодательства является декларирование участниками ВЭД недостоверных сведений о товаре и его стоимости. При этом зачастую используются фиктивные внешнеторговые документы. Прямые последствия такой практики — недополучение государством значительного объема таможенных платежей, снижение эффективности тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и искажение информации о стоимости внешней торговли. Косвенные последствия — негативное влияние на развитие цивилизованного внутреннего рынка, вызванное недобросовестной ценовой конкуренцией, легализацией средств, полученных незаконным путем, незаконным выводом средств за границу.

Поэтому влияние государства на внешнеэкономическую деятельность — это фактор развития страны, благосостояния нации. Бесконтрольная деятельность организаций, самостоятельно выходящих на внешний рынок, может привести к негативным последствиям для всей экономики страны.

В настоящее время российское законодательство детально регулирует процесс определения и декларирования таможенной стоимости, однако понятие «таможенная стоимость» недостаточно разработано.

Между тем понятие «таможенная стоимость» имеет глубокое содержание, сложную структуру и двойственную природу: экономическую (стоимостной показатель, величина, используемая в качестве налоговой базы при исчислении таможенных платежей) и правовую (таможенно-правовая категория, характеризующая товар как предмет публично-правовых отношений).

Функции таможенной стоимости, ее назначение, задачи и принципы определения таможенной стоимости товаров представляют научный интерес.

Объектом исследования является система отношений, возникающих при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Объектом исследования являются положения законодательных актов, регулирующих рассматриваемые отношения, научная и юридическая литература, посвященная анализируемой проблеме.

15 стр., 7431 слов

Таможенный контроль товаров и транспортных средств при осуществлении ...

... всего, это статус товаров и транспортных средств, которые находятся под таможенным контролем (п. 4 ч. 1 ст. 11, ст. 360 ТК РФ). Интересно отметить, что определение товаров, находящихся под таможенным контролем, по ст. 360 ...

Целью работы является исследование и анализ теоретических и нормативных положений о таможенной стоимости товаров.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • определить понятие и элементы таможенной стоимости товаров;
  • выявить функции таможенной стоимости;
  • раскрыть принципы определения таможенной стоимости товаров;
  • рассмотреть методы определения таможенной стоимости.

При написании работы были использованы научные методы познания действительности: системно-структурный, статистический, анализ и синтез, логический и др.

Информационную базу исследования составили законодательные и другие нормативные акты, научная литература по анализируемой проблеме, статистические данные.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

1. Общая характеристика таможенной стоимости товаров

декларирование таможенный стоимость товар

1.1 Понятие и элементы таможенной стоимости товаров

Категории цены, стоимости, стоимости товаров имеют принципиальное значение для экономики таможенного предприятия. На основании этой категории таможенные органы определяют рыночную цену декларируемых товаров, размер которой, в свою очередь, зависит от размера взимаемой пошлины. Любое неверное определение количественной оценки цены и таможенной стоимости товаров приводит к экономическим потерям как для государственных, так и для частных компаний.

Определение понятия «таможенная стоимость» в отечественной научной литературе, как правило, ограничивается воспроизведением положений законодательства Российской Федерации, международных норм о таможенной оценке и таможенной оценке товаров.

Таможенная стоимость может быть определена как цена товара, которую участник внешнеэкономической деятельности предъявляет сотруднику таможенного органа при пересечении товарами таможенной границы таможенного союза. Фактически она является налоговой базой Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2011. — С. 205..

Таможенную стоимость определяется в целях:

  • исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС);
  • ведения таможенной и внешнеэкономической статистики;
  • применения других мер по регулированию торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров.

Согласно ст. 75 Таможенного кодекса Таможенного союза Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — N 50. — Ст. 6615. (далее — ТК ТС) объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

Элементами таможенной стоимости являются Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / А.И. Дралин, С.Г. Михнева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2010. — С. 73.:

13 стр., 6172 слов

Международная система и принципы определения таможенной стоимости

... рассмотреть общее понятие таможенной стоимости; 2. рассмотреть основные принципы и методы определения таможенной стоимости; 3. рассмотреть международную систему определения таможенной стоимости. 1. Понятие и содержание таможенной стоимости Таможенная стоимость -- стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, ...

  • цена товара, согласованная при заключении внешнеторгового контракта;
  • расходы по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию ТС (стоимость транспортировки, погрузки, выгрузки или перегрузки товара, затраты на страхование);
  • расходы, понесенные покупателем при осуществлении внешнеэкономической сделки (комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке и др.);
  • стоимость услуг или товаров, предоставленных покупателем продавцу для производства или продажи ввозимых товаров (сырье, материалы, комплектующие; инструменты, штампы и т.

п. предметы, используемые при изготовлении оцениваемых изделий смазочные материалы, топливо и пр.; стоимость инженерной проработки, чертежей, эскизов и др. работ, выполненных вне территории ТС);

  • лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;
  • доход продавца от любых последующих перепродаж или использования товара на территории ТС, который должен быть выплачен покупателем продавцу.

Таким образом, таможенная стоимость напрямую влияет на стоимость таможенного оформления товаров, так как таможенные пошлины, налоги и таможенный НДС уплачиваются в зависимости от величины таможенной стоимости товаров.

Следует отметить, что для материальных товаров, имеющих материальную форму, часто легче определить таможенную стоимость с небольшой погрешностью, чем для нематериальных товаров. Например, для таких товаров, как нефть, газ, металлы, сахар, пшеница, достаточно знать соответствующие обменные курсы в данный момент. Цены, сформированные на крупнейших международных биржах, считаются мировыми.

Для товаров, которые не торгуются на бирже, определение таможенной стоимости затруднено, поскольку цены контрактов во многом зависят от согласия сторон. Если цены сделок купли-продажи товаров, пересекающих таможенные границы государства, значительно отличаются от цен основной массы экспортеров и импортеров, таможенные органы вмешиваются в данный процесс и при необходимости самостоятельно определяют цены сделок по своей методике.

Помимо фактической стоимости товаров, пересекающих государственную таможенную границу, таможенные органы должны учитывать стоимость услуг и работ, связанных с транспортировкой, погрузкой и разгрузкой, охраной и страхованием груза. Таким образом, формируется итоговая таможенная стоимость, по результатам расчета которой взимаются налоги и сборы, а также рассчитываются налоги за таможенное оформление товаров.

Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Он используется в качестве основы для расчета таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходным значением для получения информации о стоимости внешней торговли.

Государство заинтересовано в получении платежей от введения импортных, экспортных и транзитных пошлин, которые идут в доход государственного бюджета. При определении конкретных значений таможенных пошлин также учитываются меры по защите внутреннего рынка от экспансии иностранных товаров, потребности сектора экономики в иностранном оборудовании и зарубежных технологиях, не имеющих отечественных аналогов. Государственные интересы часто включают помощь развивающимся странам или союзникам.

13 стр., 6321 слов

Таможенное регулирование в России

... международного характера: § участие в разработке и выполнении международных договоров РФ; § сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного регулирования. [3,c.15] Термин «таможенное регулирование» в его современном понимании ...

Кроме того, величина ставки таможенной пошлины оказывает прямое влияние на формирование цен для конечных потребителей — населения и предприятий. Высокий тариф увеличивает стоимость иностранных товаров, юридические и физические лица вынуждены платить за них больше, что снижает их благосостояние. очевидно, что данная категория потребителей заинтересована в низких таможенных пошлинах.

Определяя конкретное значение ставки таможенной пошлины, государство учитывает весь комплекс экономических и политических факторов, что находит отражение в оптимизации и гармонизации баланса интересов. Тонкие расчеты, связанные с учетом баланса всех экономических интересов, могут быть сброшены на нет неправильной оценкой таможенной стоимости и цен товаров, пересекающих таможенную границу страны. И завышение, и занижение пошлин весьма нежелательно.

Внедрение четких норм и правил определения таможенной стоимости ввозимых товаров обеспечивает (со стороны государства в лице его соответствующих структур) организацию эффективной системы контроля за их соблюдением. Это необходимо для обеспечения полноты поступлений от сбора таможенных платежей в госбюджет за счет правильного расчета налоговой базы по ввозимым товарам.

1.2 Функции таможенной стоимости

Таможенная стоимость достигает своей основной цели и своих основных задач посредством выполнения определенных функций, выражающих ее сущность. Основными функциями таможенной стоимости являются фискальные и регулирующие, а также статистические и контрольные.

Фискальная функция таможенной стоимости должна быть основой для расчета таможенных платежей. Это своего рода налоговая база для исчисления таможенных пошлин по адвалорной ставке, сбора за таможенное оформление товаров, а также основным элементом налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость и акциза по адвалорной ставке для подакцизных товаров. Следовательно, важность фискальной функции таможенной стоимости обусловлена ​​тем, что она обеспечивает фискальные поступления в бюджет.

Следует отметить, что в связи со сложной экономической и внешнеполитической ситуацией, связанной с событиями на Украине, войной санкций, произошло существенное снижение собираемости таможенных пошлин. Несмотря на то, что в 2015 году сумма доходов от внешнеэкономической деятельности, связанной с администрированием таможенных органов, в федеральном бюджете составила 4910,7 млрд руб., что несколько выше планового задания (на 30,3 млрд руб.), повода для гордости нет, так как плановое значение в течение года неоднократно менялось. По сравнению с 2014 годом, когда было собрано 7008,14 млрд руб., объем поступлений сократился на 30 %, что представляется весьма не утешительным. На рис. 1.1 приведены данные ФТС РФ по динамике поступлений в федеральный бюджет http://www.tamognia.ru..

Рисунок 1.1. Динамика фактических и плановых поступлении в федеральный бюджет (млрд руб.)

В отдельные месяцы в 2015 г. таможня перечисляла платежи и вовсе вполовину меньше, чем в 2014 г., например, спад в апреле и мае составлял более 45% (см. рис. 1.2).

Рисунок 1.2 Динамика поступлении в федеральный бюджет от таможенных органов в январе-декабре 2014/2015 гг. (млрд руб.)

В 2015 году произошло и сильное сокращение объемов декларирования. По данным ФТС РФ, с января по декабрь 2015 года количество поданных деклараций на товары сократилось с 4,27 млн до 3,9 млн по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, и особенно сильный спад помимо января наметился в ноябре, хотя ещё несколькими годами ранее именно на осенние месяцы приходился рост активности в сфере ВЭД (рис. 1.3).

3 стр., 1433 слов

Сущность и практика применения резервного метода определения ...

е. зависят от той стоимости товара, которая используется в качестве базы налогового обложения. Но основной целью моей курсовой работы является исследование сущности резервного метода определения таможенной стоимости и практики его применения. В ...

Рисунок 1.3 Динамика объемов декларирования в апреле 2014 — декабре 2015 гг. (число поданных деклараций).

Конечно, причиной тому стало сокращение производства многих видов товаров, уход с российского рынка крупных автопроизводителей, ухудшение отношений с Украиной и другими странами, санкции и многое другое.

Следующей функцией таможенной стоимости является регулирующая. Через него осуществляется регулирование торгово-экономических отношений, касающихся стоимости товаров. В рыночной экономике (и не только) государство обязано осуществлять регулирование внешнеэкономической деятельности. Это необходимо для обеспечения безопасности страны и защиты национальных интересов. Задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности подчинены решению стратегических задач государства как во внешнеэкономических связях в целом, так и в развитии национальной экономики. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Во внешнеэкономической политике реализуются два основных ее направления: протекционизм и либерализация внешнеэкономической деятельности. Протекционизм состоит в защите отечественного предпринимательства и внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции и (или) поддержке отечественных производителей в их экспансии на рынках зарубежных государств. Либерализация связана с устранением различного рода барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Обычно понятие либерализации внешнеэкономической деятельности связывают с концепцией открытости национальных экономик.

Статистическая функция таможенной стоимости заключается в:

  • обеспечении полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте государства;
  • анализе основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков государства вместе с анализом ее макроэкономической ситуации;
  • информационном обеспечении высших органов государственной власти и управления при принятии ими решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли;
  • анализе рынка государства;
  • представлении данных таможенной статистики для составления торгового и отдельных статей платежного балансов государства;
  • содействии в осуществлении государствами взаимного обмена информацией с таможенной статистики внешней торговли;
  • решении других задач, обусловленных национальной таможенной политики.

Большое значение имеет контрольная функция таможенной стоимости. Например, он используется для проверки исчисления таможенных платежей, валютного контроля внешнеэкономических операций и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства. Таможенные органы осуществляют контроль таможенной стоимости товаров с целью проверки соблюдения декларантом требований, установленных таможенным законодательством в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

15 стр., 7187 слов

Таможенная стоимость товаров

... курсовой работе раскрыто понятие и содержание таможенной стоимости, методы определения таможенной стоимости, а так же направления совершенствования таможенной оценки ввозимых товаров. Для курсового исследования, главным образом, использовались следующие источники: Соглашение «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" ...

Контроль таможенной стоимости товаров регулируется ст. ст. 66-69 ТК ТС, Порядком декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров. Кроме того, важные разъяснения о некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ТС, дал Пленум ВАС в Постановлении от 25.12.2013 N 96 Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» // Вестник ВАС РФ. — 2014. — N 3..

Таможенная стоимость выполняет правоохранительную функцию, так как она является основой для применения санкций за нарушение таможенных правил, в частности за действия, направленные на неправомерное занижение (или освобождение) таможенных платежей.

Из анализа судебной практики по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела вытекает, что наиболее распространенными составами административных правонарушений, за которые таможенные органы привлекают к административной ответственности, на протяжении длительного времени остаются не декларирование (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 1 (ч. 1).

— Ст. 1.) и недостоверное декларирование товаров, в результате которого возникла неуплата таможенных платежей или занижение их размера (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ) См.: Особенности судебной практики по делам, вытекающим из таможенных правоотношений. Выпуск II. Сборник материалов межвузовского конкурса научных работ студентов / Под общ. ред. С.Н. Гамидуллаева. — СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2015. — С. 28..

В соответствии с законодательством заявленная таможенная стоимость товаров и предоставленная информация, касающаяся ее определения, должны основываться на достоверной, поддающейся количественной оценке и документально подтвержденной информации. При выявлении признаков, указывающих на то, что заявленные в декларации на товары сведения о таможенной стоимости товаров должным образом не подтверждены, таможенный орган вправе потребовать представления дополнительную документацию, подтверждающую указанные сведения о таможенной стоимости товаров. В том случае если будет выявлено, что в декларации таможенной стоимости указаны недостоверные сведения, то декларант, либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность по ч. 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в которой указано, что за указание недостоверных сведений, а в данном случае, таможенной стоимости товара, влечет наложение административного штрафа.

Добросовестные участники внешнеэкономической деятельности, когда самостоятельно обнаруживают неверные данные в декларации товаров, часто готовы внести изменения в такую ​​декларацию и уплатить недостающую сумму таможенных платежей.

В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное ч. 2 ст. 16.2 KoAП РФ, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности следующие условия (рис. 1.4):

14 стр., 6919 слов

Информационное обеспечение управления деятельностью таможенных органов

... определение общего понятия об информационном обеспечении управления. 2) Определить особенности управления в таможенных органах. 3) Охарактеризовать процесс автоматизации управления таможенными органами. Объектом курсовой работы является информационное обеспечение управления деятельности ... системах оформлениях, контроля перемещения, способов сокрытия товаров и т.п., информация о реализации ранее ...

Рисунок 1.4 Условия освобождения от административной ответственности

С помощью таможенной стоимости осуществляется проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках:

  • контроль за эквивалентностью встречных товарных отправлений;
  • валютный контроль при проведении экспортно-импортных операций;
  • контроль за соблюдением установленных стоимостных квот.

В связи с тем, что процедура определения и контроля таможенной стоимости связана с внешнеторговой деятельностью, особое значение приобретает унификация таможенного законодательства торгующих сторон, трансформация национальных законодательств по определению таможенной стоимости и организации его контроля на основе международных принципов. Все это значительно облегчает организацию экспортно-импортных операций для участников внешнеэкономической деятельности и упрощает таможенное оформление товаров.

2. Система определения таможенной стоимости товаров

2.1 Принципы определения таможенной стоимости товаров

Основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, базируются на международных нормах, применяемых Всемирной торговой организацией, а именно на Соглашении о применении статьи VII ГАТТ 1994 Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года [рус., англ.] (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // http://www.pravo.gov.ru..

Идея этого Соглашения в том, что в целях таможенной оценки должна использоваться действительная цена товара, т.е. цена товара, складывающаяся в условиях свободной конкуренции в соответствии с обычной торговой практикой при обычном течении торговли.

Вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — N 32. — Ст. 4471. (далее — Соглашение).

Оно было разработано ТК ТС, но вступило в действие одновременно с ним. Настоящее Соглашение устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров для целей применения ЕТТ Таможенного союза, а также применения иных мер, помимо таможенно-тарифного регулирования.

13 стр., 6253 слов

Особенности совершения таможенных операций и производства таможенного ...

... порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском". В соответствии с ним дано определение транспортным средствам: 1. автомобили легковые ...

Система определения таможенной стоимости распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию и вывозимые с нее.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением, регулирующим определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства См.. напр.: Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.11.2015) «О таможенном тарифе» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — N 23. — Ст. 821; Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — N 48. — Ст. 6252. — члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (п. 1 ст. 64 ТК ТС).

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных ТК ТС. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4 ТК ТС декларант — это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Таможенный представитель, согласно п. 34 ст. 64 ТК ТС, — это юридическое лицо государства — члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Действующее законодательство РФ предусматривает четкий порядок определения таможенной стоимости — в законе указывается исчерпывающий перечень методов и последовательность их применения (по цене сделки с ввозимыми, идентичными, однородными товарами, метод вычитания, сложения стоимости, резервный метод), о чем будет сказано в следующем параграфе.

Общая структура таможенной стоимости включает в себя:

  • цену сделки, уплаченную или подлежащую уплате при пересечении товаром таможенной границы ТС (до порта или иного места ввоза),
  • расходы, понесенные дополнительно в связи с перемещением, производством или продажей ввозимого товара.

Из анализа различных теоретических подходов к категории ценности следует, что это понятие не имеет однозначно определенных границ. Эти границы могут довольно широко варьироваться в зависимости от критериев, используемых в качестве основы для оценки ценности: работа, полезность, предпринимательские способности. Соответственно, разной оказывается и денежная оценка стоимости. Для тарифного и таможенного регулирования это обстоятельство создает значительные трудности, так как для объективной оценки стоимости требуется единообразное толкование.

Следует отметить, что проблема точного определения таможенной стоимости является одной из самых острых. На практике существует ряд проблем, связанных с неправильным определением таможенной стоимости товаров, например, манипулирование таможенной стоимостью, а также трудности с применением установленных законодательством методов расчета.

Наличие общедоступной методики и установленных правил определения таможенной стоимости ставит всех участников ВЭД в равные условия и позволяет существенно повысить степень определенности при организации внешнеторговых операций, заранее просчитать все необходимые экономические параметры заключаемых сделок.

24 стр., 11969 слов

Система таможенного права

... права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную ...

2.2 Методы определения таможенной стоимости товаров

Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB, в других — с цены CIF. Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции.

В настоящее время для определения таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию ТС, используется несколько методов, основанных на различных подходах и методиках подсчета. Различия в способах исчисления объясняются тем, что во внешнеэкономических операциях используются разные схемы поставок и способов взаиморасчетов, разные по своим свойствам и назначению товары (в том числе товары рыночной новизны и уникальные товары, не имеющие близких аналогов).Отдельные контрагенты сделок не используют денежных взаиморасчетов, применяя товарообменные (бартерные) операции, другим удобны вексельные расчеты, третьим выгодны контракты ввоза продукции с последующей доработкой и реимпортом готовых изделий. Не исключается также использование давальческих схем, при которых переработка сырья за границей оплачивается не валютой, а частью поставляемого продукта.

Большое влияние на цены товаров, пересекающих таможенную границу, оказывают также отношения между контрагентами внешнеэкономических сделок, которые могут характеризоваться как взаимодействие между независимыми хозяйствующими субъектами, так и аффилированными (взаимозависимыми) лицами. К числу последних относятся родственные связи, лица, выступающие совладельцами бизнеса (имеющими доли и пакеты акций свыше 5% уставного капитала), холдинговые структуры.

Все перечисленные особенности находят свое отражение в дифференциации способов исчисления таможенной стоимости, которые оперируют с теми или иными группами товаров, а также затратами и условиями поставки товаров.

На сегодняшний день существует шесть методов определения таможенной стоимости:

  • по стоимости сделки с ввозимыми товарами,
  • по стоимости сделки с идентичными товарами,
  • по стоимости сделки с однородными товарами,
  • методом вычитания стоимости,
  • методом сложения стоимости,
  • резервным методом.

Рассмотрим их подробнее.

Основным и наиболее часто применяемым методом определения таможенной стоимости является определение по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары на момент пересечения товаром таможенной границы. На практике данный метод применяют более 90 % промышленных и торговых предприятий, ввозящих на территорию Таможенного союза импортное сырье, материалы, товары. Большинство внешнеэкономических сделок имеют стоимостную основу, а расчеты по контрактам осуществляются посредством денежных средств, соответственно, указанные цены составляют основу для определения таможенной стоимости товаров по данному методу. В таможенную стоимость включаются затраты на транспортировку, страхование, лицензирование и другие, фактически понесенные декларантом к моменту пересечения таможенной границы См.: Особенности судебной практики по делам, вытекающим из таможенных правоотношений. — С. 134..

Условия применения метода оценки по цене сделки в ввозимыми товарами (п. 1 ст. 4 Соглашения):

1) нет ограничений прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений:

  • установленных совместным решением органов таможенного союза;
  • географического региона;
  • существенно не влияющих на цену товара.

2) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей.

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления.

4) нет условий, количественное влияние которых на цену товара не может быть определено.

Если стоимостные показатели сделки между участниками внешнеэкономической деятельности не зафиксированы в контракте, то для исчисления таможенной стоимости применяются другие методы, опирающиеся на идентичные (очень похожие) или однородные (весьма похожие) по своим техническим, физическим, качественным, имиджевым характеристикам и стране-производителю товаров. В качестве критерия оценки закладывается меновая стоимость товара, лежащая в основе эквивалентности экономических обменов. Данный параметр дополняется уточнением временного фактора, так как ценность товара меняется с течением времени.

По стоимости сделки с идентичными товарами — определение таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами. Метод применяется в том случае, когда нельзя использовать основной метод. Стоимость сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:

  • проданы для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза;
  • ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

— ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях. В случае, если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу её обоснованность.

В случае, если при применении этого метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

По стоимости сделки с однородными товарами — формально его применение не отличается от второго метода, за исключением понятия однородные товары — товары, которые не являются полностью идентичными, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять такие же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются следующие их характеристики:

  • назначение и характеристики;
  • качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
  • страна происхождения.

На основе вычитания стоимости — базируется на цене, по которой ввозимые (оцениваемые) или идентичные, или однородные товары были проданы наибольшей агрегированной партией на таможенной территории Таможенного союза в неизменном состоянии. Из цены при этом вычитаются затраты, характерные только для внутреннего рынка, которые не должны быть включены в таможенную стоимость (таможенные пошлины, вознаграждение посреднику, обычные расходы в связи с транспортировкой и продажей и пр.).

Сложность в применении метода на основе вычитания стоимости состоит в недостаточной информации. Для определения величины тех расходов, которые необходимо вычесть из внутренней цены товара, нужно владеть статистической информацией о средней величине этих расходов в данном регионе. Чтобы обеспечить возможность применения метода на основе вычитания стоимости, необходимо наладить взаимодействие таможенных статистических органов по сбору и анализу информации.

На основе сложения стоимости — на основе учета издержек производства этих товаров, к которым добавляется сумма прибыли и расходов, характерных для продажи оцениваемых товаров в ТС.

Расчет стоимости получается путем сложения следующих компонентов:

  • себестоимости товара при его производстве в стране экспорта;
  • суммы прибыли при продаже этого товара в ТС;
  • затрат на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, страхование, понесенные до места ввоза товара на территорию ТС.

Данный метод требует особо тщательного таможенного наблюдения, так как получение подобной информации от изготовителя товаров зачастую затруднено, а в случае её предоставления для проверки фактически не все документы и сведения могут быть представлены таможенным органам.

Как правило, необходимую информацию об издержках производства оцениваемых товаров можно получить только за пределами страны ввоза. В этой связи использование метода сложения при определении таможенной стоимости ограничено теми случаями, в которых покупатель и продавец являются взаимозависимыми, и производитель готов представить властям страны ввоза необходимые данные об издержках производства и облегчить дальнейшую их проверку, если возникнет такая необходимость.

Иногда возникают ситуации, когда ни один из вариантов определения таможенной стоимости не может быть использован. Чаще всего это случаи, когда товары ввозятся временно или не перепродаются в стране-импортере, либо в случаях, когда изготовитель неизвестен или отказывается предоставить данные об издержках производства, либо предоставленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом. В таких случаях применяется резервный метод. Он основан на расчетах и экспертных оценках, при этом оценки базируются в максимально возможной степени на стоимости сделки ввезенных товаров; используется стоимость, основанная на фактических оценках, то есть ценах, по которым ввезенные товары продаются в стране при обычном ходе торговли в условиях конкуренции.

Таможенная стоимость товаров не должна быть определена на основе:

  • цены товара на внутреннем рынке товаров, произведённых на территории ТС;
  • системы, предусматривающей принятие более высокой альтернативной стоимости;
  • цены товара на внутреннем рынке страны его вывоза;
  • цены товаров, поставляемых из страны вывоза на территорию третьих стран;
  • минимальной таможенной стоимости;
  • произвольной либо фиктивной стоимости товара.

Для определения таможенной стоимости по данному методу в качестве ценовой базы не может быть использована информация:

  • о ценах товаров на внутреннем рынке ТС без соответствующей корректировки на размер затрат, понесенных в связи с импортом;
  • о ценах товаров, поставляемых из страны вывоза в третьи страны;
  • о ценах на товары ТС;
  • о произвольно установленных и документально не подтвержденных ценах.

Эти методы применяются декларантом в порядке их перечисления (в случае невозможности применения предыдущего метода), за исключением методов 4 и 5, которые могут применяться в обратном порядке.

Следует отметить, что зачастую таможенные органы неоправданно используют неосновные методы оценки товара, нарушая установленную законом очередность. По этому поводу арбитражный апелляционный суд в своем постановлении дал разъяснение о том, что правило последовательного применения методов определения таможенной стоимости при невозможности использования основного метода заключается в том, что каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 N 15АП-15434/2012 по делу N А32-10763/2012 // http://base.consultant.ru (документ опубликован не был)..

Если по результатам проведенного таможенного контроля обнаружено, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость ввозимых товаров, таможенными органами принимается решение о корректировке таможенной стоимости. Нередко результатом такого процесса является доначисление таможенных платежей.

При принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант обязан осуществить корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный ст. 196 ТК ТС. Если декларант указанные действия не осуществил, таможенный орган отказывает в выпуске товаров. Поэтому независимо от того, согласно предприятие с проведенной таможней корректировкой таможенной стоимости или нет, оно должно уплатить налоги и пошлины исходя из скорректированной стоимости, а позднее вправе обжаловать решение таможни в суде.

Заключение

В настоящей работе на основе проведенного теоретического и правового исследования были рассмотрены наиболее важные аспекты сущности таможенной стоимости товара, ее целей и функций. Обобщая результаты, полученные в ходе исследования, сформулируем основные выводы.

Таможенная стоимость — это стоимостная величина, используемая для при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, в этом заключается ее основное функциональное назначение. Посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины. Одновременно с этим таможенная стоимость выполняет также важную регулирующую функцию.

Таким образом, таможенная стоимость используется в рамках тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, а также в «прикладных» целях, в частности, как критерий определения налогонеоблагаемого минимума, для таможенной статистики, иногда — при определении размеров административных штрафов, назначаемых за совершение административных правонарушений в области таможенного дела.

Нормативная правовая база Российской Федерации по таможенной стоимости состоит из двух частей. Первая включает акты Таможенного союза и охватывает такие вопросы, как определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза; декларирование, контроль, корректировка таможенной стоимости. Но вопросы определения таможенной стоимости вывозимых товаров отнесены пока к компетенции национального законодательства и решаются в каждом государстве — члене Таможенного союза самостоятельно.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tamojennaya-stoimost-tovara-suschnost-funktsii/

Нормативные правовые акты

1 Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — N 50. — Ст. 6615.

2 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — N 32. — Ст. 4471.

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. — N 1 (ч. 1).

— Ст. 1.

4 Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.11.2015) «О таможенном тарифе» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — N 23. — Ст. 821.

5 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — N 48. — Ст. 6252.

Специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tamojennaya-stoimost-tovara-suschnost-funktsii/

1 Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / А.И. Дралин, С.Г. Михнева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2010. — 127 с.

2 Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2011. — 448 с.

3 Особенности судебной практики по делам, вытекающим из таможенных правоотношений. Выпуск II. Сборник материалов межвузовского конкурса научных работ студентов / Под общ. ред. С.Н. Гамидуллаева. — СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2015. — С. 28.

Материалы юридической практики

1 Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» // Вестник ВАС РФ. — 2014. — N 3.