Особенности совершения таможенных операций и производства таможенного контроля легковых автомобилей, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Перемещение автомобилей через таможенную границу традиционно является одним из проблемных направлений таможенной деятельности. Особенно это касается ввоза легковых автомобилей физическими лицами. Поэтому в таможенном законодательстве Таможенного союза значительное место отведено регулированию порядка перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, а также вопросам осуществления таможенных операций в отношении этих товаров. Уяснение особенностей перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного Союза и таможенных операций, совершаемых в ходе такого перемещения, является предпосылкой правильного понимания процесса и, как следствие, соблюдения физическими лицами непосредственно таможенных правил, законодательства РФ и международных договоров РФ в области таможенного дела.

Постоянный рост пассажиропотока через таможенную границу Таможенного союза, наблюдаемый в последние годы, требует сокращения времени, затрачиваемого на таможенные операции, связанные с товарами, и особенно с их группой, такой как автомобили. Вместе с тем представляется, что уменьшение времени на проведение таможенных операций неблагоприятно скажется на эффективности контрольных мер . В связи с этим очень актуальной представляется проблема разработки системы таможенного контроля ввозимых транспортных средств с одновременным упрощением таможенных операций и сокращением сроков их реализации.

Под термином «транспортные средств», в данном случае, как правило, понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования. Все приведенные выше аргументы определяют актуальность аргументации данного тезиса.

Целью данной работы является анализ особенностей таможенного декларирования и таможенного контроля автомобилей, ввозимых на территорию Таможенного союза.

Задачи работы, вытекающие из поставленной в работе цели, следующие: транспортный ввоз таможенный автомобиль

  • анализ нормативно-правового регулирования таможенного декларирования и таможенного контроля легковых автомобилей, ввозимых на территорию Таможенного Союза.
  • изучение организации таможенного контроля за ввозом легковых автомобилей и рассмотрение особенностей его совершения на территории Таможенного союза
  • выразить методы по совершенствованию таможенных операций и производства таможенного контроля за ввозом легковых автомобилей на территорию Таможенного Союза

Объект исследования — теоретический анализ законодательства, регулирующего деятельность таможенных органов в области таможенного оформления и таможенного контроля автотранспортных средств.

45 стр., 22053 слов

Таможенный контроль

... способы и формы таможенного контроля; изучить СУР. Объектом исследования данной дипломной работы являются особенности таможенного контроля, его формы, призванные способствовать повышению эффективности таможенных органов. Предметом исследования дипломной работы является сам процесс таможенного контроля, как важный ...

Объектом исследования работы является система таможенного оформления и таможенного контроля легковых автомобилей органов ФТС ТС

Методологическую основу работы составляют современные методы теории познания, в том числе: исторический, логико-правовой, системно-структурный, формально-логический и другие.

Нормативную базу исследования составили законные и подзаконные нормативно-правовые акты, отраслевое (административное) законодательство. В работе также использованы нормативные акты таможенных органов по рассматриваемому вопросу.

ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВВОЗА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ НА ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

1.1 Понятие и классификация транспортных средств

Общее понятие «транспортное средство» определено пп. 39 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Транспортное средство

Вместе с тем в соответствии со статьей 351 ТК ТС под транспортным средством для личного пользования понимается авто, мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.

Под товарами для личного пользования понимаются, прежде всего, товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Кроме того, понятие автотранспортного и мототранспортного средства для личного пользования определено ст. 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском». В соответствии с ним дано определение транспортным средствам:

1. автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные, главным образом, для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, за исключением указанных в следующем абзаце;

  • квадроциклы, снегоходы и иные легковые транспортные средства, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
  • мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ТС;

— моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ТС, моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн, классифицируемые в товарных позициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ТС.

5 стр., 2021 слов

Товаросопроводительная документация как средство информации о ...

... зависит сохранность грузов и выполнение сроков поставки потребителю. Другой товаросопроводительный документ — дорожная ведомость, которая имеет расчетно-финансовое значение. Она ... аппаратура, антенные комплексы индивидуального пользования, электробытовые машины и приборы, телефонные аппараты общего применения; транспортные средства индивидуального пользования, включая легковые автомобили, автомобили ...

Анализируя вышеизложенное, мы можем сделать вывод, что это определение делит понятие автомобиля на четыре группы, самая крупная и самая распространенная из которых — автомобильная группа.

Подвижной состав автомобильного транспорта в настоящее время представляет собой широкий спектр транспортных средств, различающихся по техническим характеристикам и назначению. Чтобы упростить классификацию транспортных средств, были приняты некоторые критерии, которые определяют их характерные особенности. По этим характеристикам автомобили делятся на группы, имеющие общие свойства и характеристики. Для того, чтобы выделить область транспортных средств, подлежащих данной классификации, был определен термин «дорожный транспорт», выделивший из всей гаммы транспортных средств те, которые эксплуатируются в основном на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий. Помимо этой классификации, существуют и другие колесные гусеничные машины, которые в силу своих массогабаритных характеристик не предназначены для движения по дорогам общего пользования. Это, например, карьерный транспорт, вездеходы, аэродромные и шахтные тягачи и т.п

Согласно действующим Правилам дорожного движения в РФ в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:

  • по высоте — не более 4 м от поверхности дороги
  • по длине — не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса
  • по ширине — не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств

В настоящее время используются два типа классификации: по типу и по категории транспортных средств. Классификация по типам является наиболее распространенной в нашей стране, многие годы применялась на территории СССР, продолжает использоваться во многих нормативных документах, относящихся к транспортным средствам (государственных стандартах, правилах дорожного движения и т.п.).

Кроме того, эта классификация применяется при регистрации транспортного средства.

Наличие двигателя используется как критерий для более общего подразделения транспортных средств. При этом автомобили делятся на механические, оснащенные двигателем, и буксируемые, не оснащенные двигателем.

Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать в совокупности комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.

Механические транспортные средства подразделяются:

  • на автомобили
  • на мототранспортные средства
  • на тракторы

Автомобиль

Под снаряженной массой понимается ничто иное как полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.

11 стр., 5226 слов

Морские пути. Современные средства морских пассажирских перевозок

... паромные перевозки. Отметим еще один возможный вид морского путешествия для индивидуальных туристов. Количество морских грузовых перевозок во много раз превышает ... 2. Современные средства морских пассажирских перевозок Средства морских пассажирских перевозок можно ... совершающие регулярные грузопассажирские перевозки; суда для перевозки специальных категорий пассажиров, например, паломников ...

Мототранспортное средство

Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.

Буксируемые транспортные средства подразделяются:

  • на прицепы
  • на полуприцепы

Прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.

Полуприцеп

Особенностью автомобильного подразделения является их основное предназначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).

Пассажирский автомобиль

Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.

Для перевозки грузов также используются тягачи и транспортные средства, которые выполняют свою функцию буксировкой прицепов и полуприцепов.

Есть несколько типов промежуточных транспортных средств с особенностями. Так, например, одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом; автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским; прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.

Несмотря на эти спецификации типов транспортных средств, они по-прежнему относятся к типам автобусов, грузовиков и прицепов соответственно.

Классификация транспортных средств по категориям является более определенной в плане четкости разделения транспорта по критериям и соответствует «Сводной резолюции конструкции транспортных средств» ЕЭК ООН. именно по этой классификации к транспортным средствам предъявляются требования международных нормативных актов.

На категории транспортные средства делятся следующим образом:

  • категория L — механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес:
  • категория L1 — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L2 — трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L3 — мотоцикл — двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория L4 — мотоцикл с коляской — транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);
  • категория L5 — трицикл — транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;

— категория L6 — легкий квадроцикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:

4 стр., 1665 слов

Расположение транспортных средств на проезжей части

... на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3, или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. ... налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2.5 т – только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для ...

a) при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или

b) при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или

c) при установке электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;

  • категория L7 — квадроцикл — четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг — для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;
  • категория М — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров:
  • категория М1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;
  • категория М2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышет 5 т;
  • категория N — механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов:
  • категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
  • категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
  • категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;
  • категория О — прицепы (включая полуприцепы):
  • категория О1 — прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
  • категория О2 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
  • категория О3 — прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
  • категория О4 — прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

В этой классификации возникают некоторые трудности с разъяснением требований, согласно которым транспортные средства категории M1 могут быть отнесены к категории. Это может быть сделано при выполнении следующих условий:

15 стр., 7053 слов

Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

... либо ввести товары или транспортные средства. Правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений основных принципов перемещения товаров и транспортных средств. К таким принципам относятся: ...

  • число мест для сидения не превышает шести, при этом считается, что место для сидения имеется, если транспортное средство оборудовано «доступными» креплениями для сидений. «Доступные» относятся к опорам, которые можно использовать для крепления сидений. Для того чтобы крепления не были «доступными», изготовитель должен воспрепятствовать возможности их использования, например путем приваривания на них стыковых накладок или установки аналогичных неподвижно закрепленных деталей, которые не могут быть сняты с помощью обычных инструментов;
  • обеспечивается условие Р- (М + N 68) >
  • N 68, где Р — технически допустимая масса транспортного средства, кг;
  • М — масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг;
  • N — число мест для сидения, помимо места водителя.

Поскольку 68 кг — средняя расчетная масса пассажира без багажа, последнее условие следует понимать таким образом: грузоподъемность транспортного средства должна более чем в два раза превышать массу всех находящихся на его борту пассажиров или максимальная разрешенная масса груза, находящегося на борту транспортного средства при полной загрузке его пассажирами, должна быть больше суммарной массы всех находящихся на его борту пассажиров.

Технически допустимой максимальной массой является максимальная масса снаряженного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

Все мы знаем, что Армения относительно недавно присоединилась к Таможенному союзу и является его полноправным членом. Закон республики Армения от 8 декабря 2010 года №ЗР-171 Статья 27. «Классификация транспортных средств и право на управление ими» подробно раскрывает нам классификацию транспортных средств.

Механические транспортные средства подразделяются на следующие категории и подкатегории:

1. подкатегория «А1» — мотоциклы (легкие мотоциклы) с рабочим объемом двигателя не более 125 кубических см, и максимальной мощностью двигателя не более 11 кВт (или 15 лошадиных сил);

2. категория «A» — мотоциклы, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «А1»;

3. подкатегория «B1» — трициклы и квадроциклы;

4. категория «В»:

a) автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3500 кг или с числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8-ми, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «A», или

b) автомобиль с разрешенной максимальной массой не более 3500 кг или с числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8-ми, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «A», или

13 стр., 6172 слов

Международная система и принципы определения таможенной стоимости

... общее понятие таможенной стоимости; 2. рассмотреть основные принципы и методы определения таможенной стоимости; 3. рассмотреть международную систему определения таможенной стоимости. 1. Понятие и содержание таможенной стоимости Таможенная стоимость -- стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, ...

c) автомобиль с разрешенной максимальной массой не более 3500 кг или с числом сидячих мест, помимо сиденья водителя, не более 8-ми, сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без снаряжения, а разрешенная максимальная масса такого подвижного состава не превышает 3500 кг, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «A»;

5. подкатегория «С1»:

a) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «D», или

b) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, но не превышает 7500 кг, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750кг, за исключением транспортных средств, относящихся к подкатегории «D»;

6. категория «С»:

a) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «D», или

b) а также грузовые автомобили категории «C», разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750кг, за исключением транспортных средств, относящихся к категории «D»;

7. подкатегория «D1»:

a) автомобили (автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8-ми, но не более 16-ти сидячих мест, помимо сиденья водителя, или

b) автомобили (автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8-ми, но не более 16-ти сидячих мест, помимо сиденья водителя, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750кг;

8. категория «D»:

a) автомобили (автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8-ми сидячих мест, помимо сиденья водителя, или

b) автомобили (автобусы), предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8-ми сидячих мест, помимо сиденья водителя, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;

9. категория «ВЕ»:

a) автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки, или

b) автомобиль категории «B», сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, а общая разрешенная максимальная масса такого подвижного состава превышает 3500 кг;

10. подкатегория «С1Е» — автомобиль подкатегории «C1», сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого подвижного состава не превышает 12000 кг;

11. категория «CE» — автомобиль категории «C», сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;

5 стр., 2275 слов

Таможенные процедуры в отношении транспортных средств международной перевозки

... таможенного органа на основании представленных перевозчиком документов. Также необходимо отметить, что в соответствии ч. 2 п. 2 Инструкции о порядке заполнения удостоверения ввоза транспортного средства международной перевозки, ... документально подтвердить законность нахождения на таможенной территории Республики Беларусь каждого транспортного средства, что и осуществляется путем представления ...

12. подкатегория «D1E» — автомобиль подкатегории «D1», сцепленный с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, а общая разрешенная максимальная масса такого подвижного состава не превышает 12 000 кг;

13. категория «DE» — автомобиль (автобус) категории «D», сцепленный с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;

14. категория «T» — троллейбус.

1.2 Нормативно-правовое регулирование ввоза транспортных средств на территорию Таможенного союза

Транспортные средства, ввозимые в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования, могут иметь статус:

  • иностранные транспортные средства;
  • транспортные средства Таможенного союза.

Определение для таможенных целей статуса транспортных средств, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования (иностранное транспортное средство или транспортное средство Таможенного союза), осуществляется таможенными органами Российской Федерации на основании информации, содержащейся в электронных базах данных, представленных таможенными органами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан, с учетом зависимости от представленных физическим лицом документов.

При отсутствии информации об автомобиле в электронной базе данных таможенные органы Российской Федерации направляют соответствующий запрос в таможенный орган страны, из которой ввозится автомобиль.

Перевозя автомобиль через границу, на таможне необходимо:

  • представить таможенному органу документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • предъявить декларируемые товары по требованию должностного лица таможенного органа;
  • уплатить причитающиеся таможенные платежи или обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, установленных ТК ТС и Соглашением;
  • выполнять иные требования, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что для таможенного декларирования транспортных средств, перемещаемых лицами для личного пользования, требуется отдельная процедура в связи со спецификой товаров и необходимостью их государственной регистрации. С началом функционирования Таможенного союза появились некоторые особенности перемещения товаров в том числе и транспортных средств, для личного пользования регулируемые законодательством Таможенного союза и национальным законодательством РФ. Так, например, в ст. 8 Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 освещен порядок декларирования товаров для личного пользования, осуществляемый физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.

При таможенном декларировании перемещаемых транспортных средств для личного пользования в письменной форме декларант обязан:

Подать в таможенные органы документы, на основании которых оформляется таможенная декларация, в том числе подтверждающие уплату таможенных платежей или гарантирующие уплату таможенных пошлин, налогов.

9 стр., 4173 слов

Таможенное декларирование товаров и транспортных средств

... и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Выполняет следующие функции: обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах; служит подтверждением законности совершаемых декларантом ...

Уплатить причитающиеся таможенные платежи или обеспечить уплату таможенных пошлин, налогов в случаях, установленных ТК ТС и (или) Соглашением.

Соблюдать иные требования таможенного законодательства Таможенного союза.

Декларирование товаров для личного пользования производится декларантом или таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Ко всему прочему в ст. 9 Соглашения оговаривается порядок помещения транспортного средства для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита, а порядок временного ввоза на таможенную территорию Таможенного союза регламентируется статьей 358 ТК ТС.

Данная статья предусматривает полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, временно ввозимых на территорию иностранными физическими лицами, при условии, что эти товары ввозятся исключительно для личного пользования этими лицами на период их временного пребывания на таможенной территории.

В ст. 10 Соглашения говорится о порядке выпуска товаров для личного пользования, а в Приложении 6 установлены ставки таможенных пошлин на транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» (далее — Постановление) устанавливаются ставки таможенных сборов за таможенные операции (размеры ставок раскрыты в главе 2 ,п.1.1.1).

При таможенном декларировании автомобилей легковых, классифицируемых в товарных позициях 8702 и 8703 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ТС, перемещаемых через таможенную границу ТС физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в соответствии с пунктом 1 постановления (размеры ставок раскрыты в главе 2 п.п. 1.1.1).

В инструкции «О порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем» (далее — Инструкция) раскрывается алгоритм действий декларанта и должностных лиц в момент совершения таможенных операций в отношении транспортных средств для личного пользования. В п. 2 Инструкции говорится об оборудовании мест совершения таможенных операций и их оснащении информационными стендами. Информационное письмо Федеральной таможенной службы России от 2 августа 2010 г. «О перемещении транспортных средств для личного пользования по территории Таможенного союза» разъясняет порядок таможенного контроля транспортных средств для личного пользования.

Следует отметить, что при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу необходимо соблюдать все требования и условия, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и государств-членов.

Нормативно-правовая база, регулирующая порядок обращения автомобилей в торговлю.

Торговый оборот служит продвижению товаров от производителей к потребителям. Объекты торгового оборота обозначаются единым понятием — «товары».

Объектами коммерческого оборота являются материальные и нематериальные блага, в отношении которых субъекты коммерческого права вступают в частные правоотношения.

К видам объектов гражданских можно отнести вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информацию; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).

Формулировку понятия «легковой автомобиль» можно найти в разных источниках. Так, например, понятие раскрыто в Советской Энциклопедии: «легковой автомобиль» — автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек (включая водителя).

Наиболее распространены 4-5-местные автомобили с закрытым кузовом.

Легковой автомобиль классифицируются по рабочему объёму цилиндров двигателя: особо малый до 1,2 л, малый от 1,2 до 1,8 л, средний от 1,8 до 3,5 л, большой свыше 3,5 л. За рубежом легковой автомобиль с рабочим объёмом двигателя до 0,85 л называется микролитражным автомобилем, а от 0,85 до 1,5 л. — малолитражным автомобилем. Несмотря на давность издания, данное определение актуально до сих пор.

Транспортные средство международной перевозки — транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

В таможенных целях автомобили в торговом обороте классифицируются по ряду признаков: тип двигателя, его объем, мощность, и т.д.

Все легковые автомобили в зависимости от типа установленного двигателя можно разделить на следующие категории: работающие на бензине либо работающие на дизельном топливе (бензиновые и дизельные), а также имеющие электродвигатель. Дизельным топливом является обыкновенная солярка, на которой в том числе работают тракторы и другая сельхозтехника, военная техника, дизель-поезда, и др. Данные классификации определены в Едином Таможенном Тарифе Внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в товарной группе 87. Ставки таможенных пошлин также определяются для каждого из них в зависимости от года выпуска.

При классификации бывших в употреблении транспортных средств, ранее отнесенных к товарным позициям 8701, 8702, 8703, 8704, 8705 товарной номенклатуры таможенного союза для внешнеэкономической деятельности, необходимо соблюдать следующее.

Моментом выпуска транспортного средства считается дата его изготовления , которая может быть указана на транспортном средстве и в регистрационных документах транспортного средства (например: технический паспорт, свидетельство о регистрации и аналогичные им регистрационные документы, выдаваемые уполномоченными органом страны-экспортера (продавца).

Если на ТС и в регистрационных документах указан только месяц выпуска, то этим днем ​​считается 15 число этого месяца, если указан только год — 1 июля этого года. При отсутствии даты изготовления транспортного средства в регистрационных документах год выпуска определяется по производственному коду, указанному в его идентификационном номере, а полный год выпуска исчисляется с 1 июля года выпуска на транспортном средстве. При этом в случае если в идентификационном номере отсутствует информация о годе выпуска, то моментом выпуска считается дата первой регистрации транспортного средства, отраженная в документе, выдаваемом уполномоченным органом страны-экспортера (продавца).

Если дата изготовления транспортного средства не указана на транспортном средстве и не представлены регистрационные документы, или сведения о дате изготовления, указанной на транспортном средстве и в регистрационных документах, расходятся, то может быть использована любая достоверная информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, позволяющая определить дату изготовления, в том числе и информация, полученная от официальных представительств заводов-изготовителей транспортного средства в Российской Федерации. В случае невозможности определить дату изготовления (момент выпуска) транспортного средства, классифицируемого в группе 87 ТН ВЭД ТС, такой датой необходимо считать год официального начала производства данной марки (модели/модификации) транспортного средства.

Общий порядок перемещения, сроки, внесение обеспечения, места проведения таможенного контроля таких транспортных средств регламентируются ТК ТС и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Порядок заполнения таможенной декларации определен Решением комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. (в ред. от 31.01.2013 г.) № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций». Инструкция раскрывает понятие товарной партии при ввозе товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза (далее — таможенная территория).

Товарная партия — это товары, перевозимые от одного и того же отправителя в адрес одного и того же получателя по таможенной территории в рамках исполнения обязательств по одному документу, подтверждающему совершение внешнеэкономической сделки (или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки), или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки, а также если такие товары в пределах сроков, предусмотренных статьей 185 ТК ТС, предъявлены одному и тому же таможенному органу в месте прибытия на таможенную территорию или в месте доставки, если применялась таможенная процедура таможенного транзита, и находятся в одном месте временного хранения (если товары помещались на временное хранение), либо выпущены в сроки, установленные для подачи ДТ в соответствии со статьей 197 ТК ТС.

Решением комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций» введен перечень классификаторов, указанных в Приложениях. Классификатор необходим для правильного заполнения таможенной декларации на товары.

При использовании транспортного средства в качестве транспортного средства для международных перевозок необходимо руководствоваться главой 48 Таможенного кодекса ТС, в которой полностью описан порядок перемещения таких транспортных средств, сроки временного ввоза и порядок их декларирования.

Решением комиссии Таможенного союза от 14 октября 2010 г. № 422 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и инструкции и порядке ее заполнения» определяется порядок и правила заполнения таможенной декларации на транспортное средство международной перевозки. Согласно Постановлению ПДТС заполняется прописными буквами с помощью печатных устройств или вручную печатными буквами, разборчиво, не должно содержать стираний, помарок и исправлений. Номера транспортных средств международной перевозки (далее — ТСМП) указываются на языке оригинала, в том числе с использованием букв латинского алфавита. ТДТС может быть подана на состав ТСМП, если все остальные сведения, за исключением сведений о транспортном средстве, относятся ко всему составу, то в графе 3 «Транспортное средство» сведения о каждом транспортном средстве указываются с новой строки.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что основные направления совершения таможенных операций перемещения транспортных средств в торговом обороте и направления совершения таможенных операций перемещения транспортных средств физическими лицами для личного пользования закреплены в ТК ТС и Федеральном законе № 311-ФЗ, а это значительно упрощает понимание нормативно-правовой базы в целом.

1.3 Таможенные операции и таможенный контроль по оформлению ввоза легковых автомобилей на территории Таможенного союза

В соответствии с решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 № 17 с 1 июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее — ТК ТС).

Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, ввозимых физическими лицами для личного пользования, ярко выражены положениями главы 49 ТК ТС, а также Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее — Соглашение).

Согласно ч. 3 ст. 3 Соглашения к товарам, не отнесенным к товарам, перемещаемым для личного пользования, положения Соглашения не применяются.

Статьей 10 Соглашения установлено, что таможенные операции, связанные с выпуском транспортных средств для личного пользования, не зарегистрированных на территории иностранного государства и таможенной территории таможенного союза, перемещаемых следующими на них физическими лицами, осуществляются в местах прибытия на территории государства — члена которого постоянно или временно проживает физическое лицо, либо в таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо.

Согласно п. 1 ст. 17 Соглашения предусмотрено, что автомобили, ввезенные после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных в Российской Федерации (согласно приложению 5 к Соглашению), признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, установленным в РФ согласно Приложению 5 к Соглашению, или до 01.01.2013.

Определение для таможенных целей статуса автомобилей осуществляется таможенными органами при условии представления физическими лицами, их перемещающими, следующих документов:

  • документов, оформленных на таможенной границе Таможенного союза при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, или

— свидетельства о регистрации транспортного средства или технического паспорта транспортного средства с отметками о снятии автомобиля с регистрационного учета, заверенного подписью начальника регистрационного подразделения (или иного уполномоченного должностного лица) и печатью этого подразделения, или документов, подтверждающих дату ввоза на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан (при необходимости — уплату таможенных пошлин, налогов).

Если свидетельство о регистрации транспортного средства на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан (включая содержащее отметку о снятии автомобиля с регистрационного учета) выдано на автомобиль до 1 января 2010 года, такой автомобиль считается товаром Таможенного союза.

Если свидетельство о регистрации транспортного средства на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан (включая содержащее отметку о снятии автомобиля с регистрационного учета) выдано на автомобиль после 1 января 2010 года, физическим лицом, перемещающим такой автомобиль, представляются документы, подтверждающие дату ввоза на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан.

В случае ввоза автомобиля на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан после 1 января 2010 года предоставляются документы, подтверждающие уплату таможенных пошлин, налогов. Таможенные пошлины, налоги уплачиваются по единым ставкам, указанным в Приложении 5 к Соглашению, либо таможенные пошлины уплачиваются по ставкам, установленным Единым таможенным тарифом Таможенного союза.

Документом, подтверждающим дату ввоза на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан и уплату таможенных пошлин, налогов на территории Республики Беларусь или Республики Казахстан, может быть:

  • оригинал ГТД или ее копия, заверенная печатью таможенного органа Республики Беларусь или Республики Казахстан;
  • оригинал ТПО или его копия, заверенная печатью таможенного органа Республики Казахстан, либо оригинал ТПО или удостоверения формы ТС-25в или их копий, заверенные печатью таможенного органа Республики Беларусь;
  • для транспортных средств, таможенное оформление которых осуществлялось в таможенных органах Республики Беларусь до 1 января 2010 года, — письмо Минской центральной таможни (МЦТ) или таможни, проводившей таможенное оформление, по форме: «Транспортное средство (марка, N кузова/N шасси), оформлено (дата) в таможенных органах Республики Беларусь с целью постоянного размещения на таможенной территории Республики Беларусь.

Таможенные пошлины, налоги взимаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь, действующим на дату таможенного оформления.»;

— для транспортных средств, таможенное оформление (выпуск) которых осуществлялось в таможенных органах Республики Беларусь после 1 января 2010 года, — письмо таможни, проводившей таможенное оформление (выпуск), по форме: «Транспортное средство (марка, N кузова/N шасси), оформлено (дата) в таможенных органах Республики Беларусь с целью постоянного размещения на территории Республики Беларусь. Уплачены таможенные платежи (вид платежа: таможенные пошлины, налоги по единым ставкам или таможенная пошлина по ставкам ЕТТ ТС) в сумме (указывается уплаченная сумма таможенных пошлин, налогов по единым ставкам либо сумма таможенных пошлин по ставкам ЕТТ ТС).

Такие сертификаты могут быть выданы MCT только лицам, от имени которых было сделано такое заявление, и только в отношении транспортных средств, ввезенных до 1 января 2010 года. Данная справка заверяется гербовой печатью МЦТ.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

Таможенный контроль осуществляется в зоне таможенного контроля, а также в иных местах, определенных таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие информацию о них, в том числе в электронном формате.

Главой 16 ТК ТС установлены следующие формы таможенного контроля:

1) проверка документов и сведений;

2) устный опрос;

3) получение объяснений;

4) таможенное наблюдение;

5) таможенный осмотр;

6) таможенный досмотр;

7) личный таможенный досмотр;

8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

9) таможенный осмотр помещений и территорий;

10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

11) проверка системы учета товаров и отчетности по ним;

12) таможенная проверка.

При этом таможенный контроль в отношении автомобилей, которые признаются иностранными товарами, производится таможенными органами, в регионе деятельности которых находятся места пересечения и (или) пункты пропуска на российско-белорусском и российско-казахстанском участках границы Российской Федерации, а при необходимости уплаты таможенных платежей таможенные операции совершаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Совершение таможенных операций в отношении транспортных средств, предназначенных для личного пользования, которые считаются товарами Таможенного союза, таможенным законодательством не требуется.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2005 № 609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территорию Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (далее — Технический регламент) установлены требования к экологическому классу автомобилей, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, и установленные на них двигатели внутреннего сгорания в части выбросов. В соответствии с требованием Технического регламента, с 01.01.2010 введен в действие технический норматив выбросов в отношении автомобильной техники, соответствующий экологическому классу 4 (ЕВРО 4).

Таможенные органы при выдаче паспорта транспортного средства (далее — ПТС) осуществляют контроль соответствия экологического класса транспортных средств на основании информации, представленной Минпромэнерго России, а в случае её отсутствия рекомендуют заинтересованным лицам подтверждать экологический класс автотранспортных средств сертификатами соответствия, выдаваемыми органами по сертификации, аккредитованными Ростехрегулированием.

Составление строки «Экологический класс» ПТС осуществляется таможенными органами при выдаче ПТС на основании сведений, содержащихся в сертификатах соответствия, «Утверждении типа транспортного средства» и «Заключении о соответствии шасси с требованиями».

В соответствии с п. 57 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного совместным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 № 496/192/134 (далее — Положение) (зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2005 № 6842), ПТС выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.1 Анализ таможенного оформления и таможенного контроля транспортных средств, перемещаемых физическими лицами

Все транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, подлежат таможенному контролю со стороны таможенного органа.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами

Транспортное средство для личного пользования — автотранспортное или мототранспортное средство, прицеп, водное или воздушное судно вместе с запасными частями к нему и его обычными принадлежностями и оборудованием, содержащимися в его обычных баках горюче-смазочными материалами и топливом, находящиеся в собственности или владении физического лица, перемещающего эти транспортные средства через таможенную границу исключительно в личных целях, а не для транспортировки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой транспортировки товаров за вознаграждение или бесплатно.