Проект реконструкции участка ТО и ремонта на СТО ЗАО «Лаура»

Дипломная работа
Содержание скрыть

Введение

Реконструируемая станция технического обслуживания и является предприятием автосервиса и относится к малым станциям мощностью до пяти рабочих постов и выполняет очень ограниченное число услуг, но которые достаточно востребованы, что позволяет станции быть конкурентоспособной на рынке автосервисных услуг.

Основным предприятием в автосервисе является СТО, которые в зависимости от мощности и размеров выполняют большинство функций автосервиса.

Городские СТО предназначены для обслуживания в основном парка автомобилей населения, проживающего в городах и поселках городского типа, дорожные станции для оказания технической помощи всем автомобилям, находящимся в пути. Такое разделение определяет разницу в технологическом оснащении станций, Так, имеющиеся на городских станциях участки кузовных и окрасочных работ на дорожных станциях могут отсутствовать.

Городские станции обслуживания по характеру оказываемых услуг могут быть универсальными (для обслуживания и ремонта нескольких марок автомобилей) и специализированными (для обслуживания одной марки).

Городские станции обслуживания в зависимости от числа рабочих постов и вида выполняемых работ можно разделить на три основных типа: малые, средние и большие.

Малые станции (до 5 рабочих постов) выполняют в основном следующие работы: моечно-уборочные, экспресс-диагностирование, техническое обслуживание, смазку, шиномонтажные, подзаряд аккумуляторов, ремонт на базе замены деталей, продажу запасных частей, автопринадлежностей и эксплуатационных материалов.

Средние станции (6-15 постов) выполняют те же работы, что и малые станции, Кроме того, на средних станциях проводится полное диагностирование технического состояния автомобилей и его агрегатов, ремонт приборов системы питания, ремонт электрооборудования, медницкие, сварочные, кузовные и окрасочные работы, замена агрегатов, а также возможна продажа автомобилей.

Большие станции (более 15 постов) выполняют все виды обслуживания и ремонта, также как и средние станции в полном объеме. На больших станциях могут быть участки для проведения капитального ремонта агрегатов и узлов, а также осуществляться продажа и предпродажная подготовка автомобилей.

24 стр., 11870 слов

Техническое обслуживание легкового автомобиля

... также изменением ряда их свойств (упругости, пластичности и др.). Изменение технического состояния автомобиля обусловлено работой его узлов и механизмов, воздействием внешних условий и ... время, усиливающие коррозию), а также транспортные условия (загрузка автомобиля). Основными мероприятиями, уменьшающими темпы износа деталей при эксплуатации автомобиля являются: своевременные контроль и замена ...

Однако, такое распределение работ на сто достаточно условно, так как перечень выполняемых услуг зависит не только от размеров станции, но и других факторов (спроса на различные услуги, финансовых возможностей, технических и технологических возможностей станции)

Реконструируемая СТО ЗАО «Лаура» по своему назначению является универсальной городской СТО, осуществляющей ТО и ремонт различных марок автомобилей и, но различных моделей. Кадров иметь высокие профессиональные умения и навыки и за счёт этого, а также достаточного оснащения инструментом и оборудованием, СТО поддерживает высокое качество обслуживания и ремонта автомобилей. Как отечественного производства, так и иномарок, оснащённых электронными системами впрыска топлива, а также оснащённые множеством электронных систем.

Характеристика СТО. Производственный процесс и структура СТО

СТО ЗАО «Лаура», относящаяся к средним городским, универсальным станциям автосервиса и организует производственный процесс в соответствии с требованиями технологии ТО и ремонта заводов изготовителей и в соответствии со своими техническими и технологическими возможностями.

Для анализа производственного процесса, определения его соответствия современным требованиям необходимо проанализировать его соответствие утверждённым и принятым требованиям к организации производственного процесса.

На городских станциях обслуживания автомобили, прибывающие на станцию для проведения ТО и ремонта, проходят мойку и поступают на участок приемки для определения технического состояния, необходимого объема работ и их стоимости. Если на станции обслуживания производится продажа автомобилей, то поступающие на СТО автомобили направляются в зону хранения, а затем на участок предпродажной подготовки в магазин. Организация технологического процесса на СТО осуществляется в соответствии с рисунком 1.

Рисунок 1 — Схема технологического процесса СТО

После приемки автомобиль при необходимости направляют на пост диагностики и , после согласования с заказчиком видов работ на соответствующий пост производственной зоны. В случае занятости рабочих постов, на которых должны выполняться работы согласно наряду-заказу, автомобиль поступает на автомобиле-места ожидания или хранения, а оттуда, по мере освобождения постов, направляется на тот или иной производственный участок. После завершения работ автомобиль поступает на участок выдачи.

В структуру СТО в зависимости от их мощности входят следующие производственные участки; приемки и выдачи автомобилей, мойки, диагностирования, ТО, Р, зарядки аккумуляторов, ремонта электрооборудования, ремонта топливной аппаратуры, агрегатно-механический, шиномонтажный, кузовной, окрасочный и предпродажной подготовки автомобилей (для СТО с магазином).

На небольших СТО некоторые однородные виды работ могут объединять и выполняться на одном участке.

Производственные участки (зоны) ТО и ТР с рабочими постами являются основными, а участки, специализированные на выполнении работ по ремонту топливной аппаратуры, электрооборудования, и другие, — вспомогательными, обеспечивающими работы основных участков. На большинстве средних станций эти работы (свойственны вспомогательным участкам) выполняется на специальных постах на участке ТО и ТР, где посты совмещают и весь комплекс работ по ТО и ремонте автомобилей, выполняется на данной СТО.

25 стр., 12205 слов

Организация работы вагоносборочного участка ремонтного депо пассажирских вагонов

... ЧАСТЬ 2.1 Назначение и характеристика проектируемого участка Вагоносборочный участок (ВСУ) служит для производства разборочных и ремонтно-сборочных работ на вагоне, которые выполняются в соответствующих ... 1.1 Назначение, состав и характеристика проектируемого депо Проектируемое вагонное депо предназначено для выполнения деповского ремонта пассажирских вагонов, ремонта и комплектовки вагонных узлов ...

Для определения соответствия организации производственного процесса на реконструируемой СТО ЗАО «Лаура», рассмотрим наиболее характерные для СТО участки, имеющие специфику в организации и технологии работ.

Участок приема и выдачи автомобилей. При приемке автомобиля производится: проверка агрегатов и узлов, на неисправность которых указывает владелец; проверка агрегатов, узлов и систем, влияющих на безопасность движения; проверка технического состояния автомобиля для выявления дефектов, не заявленных владельцем; ориентировочное определение стоимости и сроков выполнения работ и согласование их с владельцем; оформление приемочных документов.

При необходимости для установления причины неисправности мастер-приемщик направляет автомобиль на посты диагностирования или делает пробный выезд автомобиля.

При оформлении заказа на ТО по требованию владельца автомобиля СТО выполняют неполный объем работ. После установления объема работ мастер-приемщик, используя нормативы трудоемкости и стоимость нормо-часа заполняет наряд-заказ и определяет общую стоимость работ. При этом в наряд-заказ вносятся только те работы, на которые согласен заказчик.

После окончания приемки автомобиль устанавливается на рабочий пост или автомобиле-место ожидания. Время, затрачиваемое на прием автомобилей, может составлять 20-30 мин. На реконструируемой СТО практически все работы по приёму и выдачи автомобилей осуществляется непосредственно на рабочих постах.

После проведения всех необходимых работ автомобиль может направляется на пост (участок) выдачи, где контролируют качество работ, выполненных в соответствии с нарядом-заказом, производят внешний осмотр, проверку комплектности автомобиля и выдачу его владельцу или перегоняют в зону хранения готовых для выдачи автомобилей. При получении машин владелец удостоверяет подписью в наряде-заказе отсутствие претензий, а приемщик, проверив правильность оплаты, оформляет пропуск на выезд. Современные СТО оснащаются необходимым диагностическим оборудованием. Диагностирование автомобилей производится: по заявкам владельцев как самостоятельный вид услуг; при приемке на станцию (по мере необходимости); при ТО и ТР; перед выдачей автомобилей владельцу для проверки качества обслуживания. Включение диагностирования в технологический процесс СТО осуществляется в соответствии с рисунком 2.

Основные маршруты

Возможные маршруты

Рисунок 2 — Схема включения диагностирования в технологический процесс СТО

Наибольшее число заявок владельцев автомобилей приходится на диагностические работы по проверке и регулировке углов установки управляемых колес, балансировке колес, по системам электрооборудования и питания двигателя, особенно для впрысковых систем питания, объективно проверить возможно только на соответствующих диагностических приборах. Это объясняется тем, что работы указанных узлов и систем во многом определяют затраты на эксплуатацию автомобиля, связанные с износом шин и топливной экономичностью.

Значительная часть контрольно-регулировочных работ с применением диагностических средств проводится непосредственно в процессе ТО и ТР автомобилей. В основном это касается работ по обслуживанию и ремонту двигателей, электрооборудования и ходовой части, которые выполняют, как правило, с применением переносных приборов непосредственно на постах ТО и ТР, что достаточно широко используется на реконструируемой СТО ЗАО «Лаура»

5 стр., 2108 слов

Разборка автомобилей и агрегатов

... от общей трудоемкости? 5. Составьте последовательность разборки автомобиля. Тест 1. Трудоемкость разборочных работ в процессе КР автомобилей и агрегатов составляет ……. от общей трудоемкости ремонта. ... которые направляют на соответствующие участки для дальнейшей разборки и мойки). После снятия с автомобиля агрегатов гидросистемы, электрооборудования, топливной аппаратуры, пневмосистемы, отправляют на ...

Введу отсутствия приборов диагностирования, что исключает проведения инструментальной диагностики, но контрольно- осмотровые работы, которые производятся дежурным мастером- приёмником позволяют практически определить все недостатки и отказы узлов, механизмов и агрегатов автомобиля и при том принятом на реконструируемой станции перечне услуг, с успехом решать вопросы, которые ставятся перед диагностикой и контрольно- осмотровыми работами. Таким образом, показанная на рисунке 2 схема, на практике будет выглядеть как распределение работ участка (поста) диагностирования участка (поста) приёмки и выдачи автомобиля, тем более, что эти посты (приёма и выдачи) совмещены на реконструируемой СТО с рабочими постами, что соответствует положению на малых СТО. Участок (зона) постовых работ ТО и ТР. Поступающие на станцию автомобили требуют проведения самых различных по наименованию и объему работ ТО и ТР, и поэтому организация производства станции должна и обеспечивает выполнение любого их сочетания, то есть обладать достаточной гибкостью технологического процесса ТО и ТР.

В связи со случайным характером требуемых технических воздействий для автомобилей, поступающих на СТО, возможны следующие варианты сочетания работ ТО с работами ТР; ТО в полном объеме; выборочный комплекс работ ТО (регулировочные, смазочные и др.); полный объем ТО совместно с работами ТР, выявленными в процессе диагностирования; выборочный комплекс работ ТО с работами ТР, выполненными в процессе диагностирования. При этом вначале выполняются работы по ТР, а затем уже ТО.

В зависимости от того или иного сочетания требуемых видов работ выбираются рациональная технологическая схема и организация производства.

На уборочно-моечном участке могут выполняться уборочно-моечные работы не только перед ТО и ТР, но и как самостоятельный вид услуг (коммерческая мойка).

Мелкие неисправности устраняют непосредственно на постах ТР, а дефектные агрегаты, узлы и механизмы, снятые с автомобилей, направляют на соответствующие специализированные предприятия или , рабочие места на СТО для проведения необходимых работ, после чего они поступают на участок ТР и устанавливаются на автомобиль. Большей частью реконструируемой СТО работает на замену агрегатов приобретённых в магазине или на самой СТО

В основном работы по ТО и ТР проводятся на универсальных или специализированных постах. Учитывая специфику работ, выполняемых на СТО, примерно 70% рабочих постов оснащаются подъемниками.

Организация и технология работ на специализированных участках ТР (агрегатно-механическом, ремонта электрооборудования, ремонта топливной аппаратуры и др.) в основном аналогичны работам, выполняемым на АТП для легковых автомобилей.

Помимо работ по ТО и ТР, на крупных СТО может производиться и капитальный ремонт агрегатов. КР агрегатов на станциях, как правило, выполняется индивидуальным методом.

Участок предпродажной подготовки. На станциях обслуживания, на которых предусмотрены магазины по продаже автомобилей, проводится и предпродажная подготовка автомобилей, которая включает: снятие временного противокоррозийного покрытия и проведение уборочно-моечных операций; проверку соответствия сопроводительных документов номерам двигателя и кузова автомобиля; проверку наличия и установку комплектующих изделий и принадлежностей; проверку работы агрегатов, систем, узлов и автомобиля в целом; устранение обнаруженных дефектов и неисправностей. На небольших СТО предпродажная подготовка проводится на постах зоны ТО и ТР.

На крупных станциях имеются отдельные участки предпродажной подготовки.

Опыт строительства и эксплуатации в стране СТО легковых автомобилей говорит о том, что вводится в эксплуатацию небольшие станции до 5 постов и эта тенденция будет наблюдаться в дальнейшем, приближая услуги к потребителям.

За рубежом 50% СТО имеют 3-9 автомобиле-мест. Средняя численность работающих на СТО в США — 4,2 чел., Франции — 4,5 чел., Италии — 5,2 чел.

На реконструируемой станции проводится только очень ограниченный, но наиболее востребованный перечень работ ТО и ремонта, поэтому по принятой организации производственного процесса нет необходимости иметь не только пост диагностики, но и участки (посты) по ремонту узлов, агрегатов, пост диагностирования углов управляемых колёс. Все посты, оборудованные подъёмниками универсальны по принятому перечню услуг. А введу того, что станция не реализует автомобили, отпадает необходимость в предпровдажной подготовке и автомобиле мест ожидания для этого. Довольно серьёзным недостатком реконструируемой станции является недостаток специального инструмента и приспособлений, из-за недостатка подъёмников простаивают автомобили и мастера, когда автомобили на подъёмнике остаётся в ожидании запчастей и агрегатов. А мастера в свою очередь в ожидании рабочего поста с подъёмником простаивают.

Анализ организации технологического процесса на участке

Основные требования к организации производственного процесса в зоне ТО и ремонта изложены выше.

Реконструируемая станция ЗАО «Лаура» располагается в корпусе из кирпича и железобетона площадью примерно 1300 кв.м, где расположено 9 подъёмников и 4 напольных поста, два из которых используются для электротехнических работ. Введу того, что работы по ТО и ремонту автомобилей производятся на универсальных постах, то, такая организация в основном отвечает требованиям технологического процесса. Отличительной особенностью планировки станции является то, что посты ТО и ремонта очень хорошо сообщены для работающих на СТО возможны перестановки автомобилей, хорошая связь с накопительной площадкой станции с мойкой. Такая компоновка положительно влияет на организацию технологического процесса, в этом плане возникают хорошие возможности в решении различных технологических и организационных вопросов, то есть СТО ЗАО «Лаура» технологично для внедрения передовых технологий как в производстве так и в организации.

Обоснование необходимости реконструкции участка

Любой коммерческий проект стремится к расширению, увеличению получаемой прибыли. Реконструируемая СТО, проведя маркетинговые исследования, видит свою деятельность в значительном расширении своего присутствия на рынке сервисных услуг и создания своих СТО в других районах города. Фирменная марка на рынке услуг довольно известна, высоко конкурентоспобна. Экономическая стабильность работы СТО ЗАО «Лаура» позволяет не только ставить, но и решать такие задачи.

На реконструируемой СТО, когда задача расширения производства ТО и ремонта решается за счёт создания новых СТО в других районах, существующее производство реально должно сконцентрироваться на совершенствование технологии работ, внедрений технологий повышающих производительность и качество работ, новых технологий по ТО и ремонту новейших и более совершенных электронных систем автомобилей по электрооборудованию, систем питания, АБС. Для этой цели необходимо внедрить дополнительно специализированный инструмент, как более производительный, так и позволяющий расширить и качественно улучшить работы, технологические специальные и универсальные приспособления, дополнительно оборудовать участок ТО и ремонта подъёмниками, поднимая процент оснащения СТО ЗАО «Лаура» постами с подъёмниками до 80 %.

Анализ исходных данных

отличительной особенностью технологического расчета станций обслуживания от расчета АТП является то, что заезды автомобилей на СТО для выполнения всех видов работ носят вероятностный характер. На АТП к таким работам относится только ТР, а ЕО, ТО-1 и ТО-2 планируются в соответствии с производственной программой, определяемой режимами ТО.

Так как для СТО программа по всем видам технических воздействий является величиной случайной, то она обычно задается числом обслуженных автомобилей на станции в течение года, или устанавливается на основе маркетинговых исследований.

Для городских СТО производственная программа характеризуется числом автомобиле-заездов или числом условных комплексно обслуживаемых на СТО автомобилей в год, то есть автомобилей, которым на станции выполняется весь комплекс (группа) работ по поддержанию их в технически исправном состоянии в течении года, что является определенным допущением данного расчета.

В результате технологического расчета определяются необходимые данные (численность работающих, количество рабочих постов и автомобиле-мест, площади помещений и т.д.) для разработки планировочного решения СТО и организации технологического процесса ТО и ремонта автомобилей.

Последовательность технологического расчета и выбор исходных данных зависят от задач поставленных в задании на проектирование.

В общем виде структура технологического расчета включает следующие этапы:

  • выбор исходных данных;
  • выбор перечня услуг (работ) выполняемых станцией;
  • расчет годовых объемов работ;
  • расчет численности работающих;
  • расчет числа рабочих постов и автомобиле-мест;
  • подбор технологического оборудования;
  • определение состава и площадей.

Исходные данные для разработки проекта по реконструкции СТО ЗАО «Лаура» содержатся в задании на дипломное проектирование.

Таблица 3.1 — Исходные данные для разработки проекта

Наименование показателя

Значение показателя

Тип СТО

городская

Годовое количество автомобилей заездов

по маркам

Не задается

Годовое количество условных комплексно обслуживаемых автомобилей по маркам

Opel Vectra C

1600

Niva Chevrolet

3200

Количество продаваемых автомобилей в год

Автомобили СТО не продает

Среднегодовые пробеги автомобилей по маркам в год, км

Opel Vectra C

18000

Niva Chevrolet

15000

Число рабочих дней СТО в году

305 дн

Продолжительность смены, ч

13 (2 через 2, воскресенье выходной)

Число смен

1,5

Климатический район

Умеренный (СПБ)

Таким образом СТО работает 6 дней в неделю с режимом 13 часов (8.00 — 22.00 ч.) Имеются 2 скользящих перерыва на обед по 0,5 ч для работающих. , Выбор перечня услуг,

Перечень услуг зависит от входящего потока требований (автомобиле-заездов), который характеризуется частотой спроса на различные виды работ и трудоемкостью их выполнения. Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что поток заездов автомобилей на СТО в зависимости от трудоемкости заезда можно выделить в группы.

1-я группа включает работы, для которых характерна большая частота спроса и малая трудоемкость их выполнения (смазочные работы, регулировка углов установки управляемых колес, ТР на базе замены деталей, регулировки приборов систем электрооборудования и питания и т.п.).

средняя удельная трудоемкость на один автомобиле-заезд по данной группе работ не более 2 чел.ч, их удельный вес в общей структуре расчётной трудоёмкости автомобилей на станцию обслуживания составляет около 60%. Таким образом, среднюю удельную трудоемкость одного заезда на СТО выполняющей работы по первой группе (по всем группам перечня услуг, для целей проектирования принимаем большее значение трудоемкости) t 3ср = 2 чел.ч

2-ю группу работ составляют работы с меньшей частотой спроса, но более трудоёмкие (ТО в полном объёме, поэлементное диагностирование, ТР узлов и агрегатов, приборов электрооборудования и питания, тормозной системы, шиномонтажные работы и др.) t ЗСР ? 4 чел.ч, а удельный вес 20%.

30ю группу работ составляют работы с t ЗСР ?8 чел.ч ( мелкие и средние кузовные работы, подкраска и полная окраска кузова автомобилей обойные и арматурные работы ) удельный вес 13%

4-я группа — это наиболее трудоёмкие и наимение часто выполняемые работы ( послеаварийный ремонт автомобилей, ремонт двигателей и других агрегатов в полном объёме) t ЗСР > 8 чел.ч, удельный вес7%

В дальнейшем, для определения коэффициента услуг на реконструируемой СТО приведём перечень тех услуг, которые фактически осуществляются на станции и которые приведены в отчёте по преддипломной практике. На СТО производятся работы по замене моторного и трансмиссионного масла, смазочные работы, работы по ТО тормозов, ремонтные работы по системе тормозов с заменой всех деталей, узлов тормозов и привода тормозов, частично двигателя при его ТО, сцепления, системы охлаждения и отопления, ТО других узлов и механизмов и прежде всего по ходовой части автомобилей.

Выполняются работы по инструментальной диагностике, аккумуляторные, электротехнические и по приборам системы питания, шиномонтажные, не в полном объёме осуществляются ремонт узлов, систем и агрегатов. Ремонтные воздействия в основном осуществляются на базе приобретаемых узлов и агрегатов, только часть агрегатов ремонтируются на как на универсальных, так и специализированных постах. Выполняются и кузовные работы, без покраски, общие и арматурные работы. Работы четвёртой группы практически не выполняются.

Таким образом из перечня первой группы выполняется примерно 90% работ от трудоёмкости этого перечня для станций до 15 постов. По второй группе также 85 — 90% работ, по третей группе около 35 — 40%, по четвёртой не выполняются.

Для расчёта времени заезда в среднем, т.е трудоёмкости заезда, чел.ч

T ЗСР = (3.2)

где %У — процент услуг по группам работ

t- трудоёмкость заезда по группам работ, чел.ч

У%у- сумма % видов услуг, оказываемых на СТО, %

Среднее значение трудоёмкости заезда для реконструируемого СТО, т.е. t зср ,чел.ч

T зср =3,27 чел.ч

Расчет годового объема работ СТО

годовой объем работ станции обслуживания может включать услуги по ТО и ТР, уборочно-моечные работы, работы по приемке, выдаче и предпродажной подготовке автомобилей, работы по противокоррозионной обработке кузова.

Годовой объем работ по ТО и ТР для заданного числа условно комплексно обслуживаемых автомобилей, чел.ч

Т ТО-ТР = NСТО ·LГ ·tТО-ТР /1000, (3.1)

где N СТО — число комплексного обслуживаемых СТО автомобилей в год по маркам;

L Г — среднегодовой пробег автомобиля по маркам, км;

t ТО-ТР — удельная трудоемкость работ по ТО и ТР для заданной марки автомобиля, чел.ч/1000 км.

В соответствии с Отраслевыми нормами технологического проектирования предприятия автомобильного транспорта (ОНТП-01-91) удельная трудоемкость ТО и ТР, выполняемых на СТО установлена в зависимости от класса автомобиля и приведена в таблице 3.2.

Таблица 3

Тип СТО и подвижного состава

Удельная трудоемкость ТО и ТР без уборочно-моечных работ и противокоррозионной обработки, чел.ч/1000 км

Разовая трудоемкость на один заезд по видам работ, чел.ч

ТО и ТР

Мойка и уборка (при ручной шланговой мойке t УМ = 0,5 чел.ч)

Приемка и выдача

Пред продаж ная подго товка

Противо корро зионная обра ботка

Городские СТО легковых автомобилей:

— особо малого класса

2,0

0,15

0,15

3,5

3,0

— малого класса

2,3

0,20

0,20

3,5

3,0

— среднего класса

2,7

0,25

0,25

3,5

3,0

По заданию на проектирование автомобилей с объёмом двигателя до 1,8л относятся к легковым автомобилям малого класса.

Нормативная трудоемкость ТО и ТР корректируется в зависимости от размера СТО (числа рабочих постов) и климатического района, перечня услуг проектируемой (реконструируемой) СТО, объема работ фактически выполняемых на СТО.

Значение коэффициентов корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости от числа рабочих постов составляет (Кn ):

До 5

1,05

Свыше 5 до 10

1,00

Свыше 10 до 15

0,95

Свыше 15 до 25

0,90

Свыше 25 до 35

0,85

Свыше 35

0,80

На реконструируемой станции считаем, что число постов будет

в дальнейшем, после получения расчетного числа постов, необходимо уточнить Кn и если он принят ошибочно, то пересчитать фактический годовой объем работ на СТО.

Значения коэффициентов корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости от климатического района (К К ) принимаются как для корректировки ТР подвижного состава АТП. Для города и области принимаем КК = 1,0

Значение коэффициента перечня услуг (К

Тогда К У =0,6*0,9+0,2*0,9+0,13*0,4=0,772

Принимаем К, Фактический годовой объем ТО и ТР на СТО, чел.ч

Т ТО-ТРФ = ТТО-ТР ·Кn

  • КК
  • КУ
  • КФ , (3.2)

где К n — коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от числа постов;

К К — коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от климатического района;

К У — коэффициент корректирования трудоемкости в зависимости от перечня услуг оказываемых СТО.

К Ф — коэффициент корректирования объема выполнения работ на СТО.КФ =0,25-0,35 при обслуживании отечественных автомобилей

Кф = 0,8 — 0,9 при обслуживании СТО

К Ф(OPELVECTRA) принимаем 0.8

К Ф(NIVACHEVROLET) принимаем наибольшее значение для отечественных автомобилей — 0,35

Расчёт представлен в таблице 3.3, Таблица 3

Обозначение показателя

Расчетная формула

Расчет.

Р азмерность, чел. ч

Т ТО-ТРOPEL

1600·18000·2,3/1000= 66240

Т ТО-ТРNIVA

3200·15000·2,3/1000= 110400

Т ТО-ТРOPEL

66240·0,95·1,0·0,77·0,86= 38763

Т ТО-ТРФNIVA

110400·0,954·1,0·0,77·0,35= 28265

ТТО-ТР ФOPELТО-ТРФNIVA

38769 + 28265= 67028

Для дальнейших расчетов трудоемкостей работ (по уборке и мойке, приему и выдаче, предпродажной подготовки, противокоррозионной обработке) на СТО необходимо определить (рассчитать) число заездов.

Число заездов в год на СТО для выполнения расчетной общей трудоемкости работ по ТО и ТР определяется по формуле

, (3.3)

где — рассчитанная ранее фактическая трудоемкость работ по ТО и ТР на станции по всем маркам автомобилей, чел.ч;

t ср3 — средняя трудоемкость заезда автомобиля на СТО, чел.ч.

Среднюю трудоемкость заезда можно обосновать при выборе перечня услуг (работ), как трудоемкость выбранного перечня, т.е. исходная по перечню выполненных работ t зср =3,27 чел.ч

Рассчитанная общая фактическая трудоемкость нашего примера

Тогда число заездов за год

По классу заданные в проекте автомобили не отличаются, поэтому для дальнейших расчётов можно применять общее число заездов автомобилей на СТО для обоих марок.

Годовой объем уборочно-моечных работ Т

Т УМ = N3

  • tУМ (3.4)

Т УМ = N3

  • tУМ = 20498
  • 0,5 = 10249 чел. ч

Необходимо, Годовой объем работ по приемке и выдаче автомобилей в чел.ч (Т

Т ПВ = N3

  • tПВ (3.5)

Т ПВ = N3

  • tПВ = 20498 ·0,2 = 4099,6 чел. ч

СТО производит противокоррозионную обработку автомобилей, Трудоёмкость противокоррозионной обработки, чел.ч

Т ПК =NПК *t.ПК = NЗ *(0,2-0,3)*tПК чел.ч (3.6)

где (0,2-0,3) частота противокоррозионной обработки от числа заездов

t ПК — трудоёмкость противокоррозионной обработки, чел.ч

Принимаем по таблице 3.2 t ПК = 3 чел.ч

T ПК = NЗ * 0,25 * tПК = 20498*0,25*3= 15373,5 чел.ч

Согласно заданию, проектируемая СТО автомобили не реализует, поэтому предпродажную подготовку не осуществляет.

Производственная программа СТО автомобилей

Т= УФТО-ТР + ТУМ + ТПВ + TПК (3.7)

Т=У ФТО-ТР + ТУМ + ТПВ +TПК = = 9675 чел. ч

Без учёта уборочно-моечных работ и работ по приёму и выдачи автомобилей ,т.е. учитывая только работы выполняемые на постах и участках производственных, т.е. ТО и ремонта

Примерное распределение трудоемкости по, Таблица 3

Вид работ

Распределение объема работ в зависимости от числа рабочих постов, %

д о 5

о т 6 до 10

о т 11 до 20

о т 21 до 30

с выше 30

диагностические

6

5

4

4

3

ТО в полном объеме

35

2 5

1 5

1 0

6

Смазочные

5

4

3

2

2

Регулировочные по установке углов передних колес

1 0

5

4

4

3

Ремонт и регулировка тормозов

1 0

5

3

3

2

Аккумуляторные

1

2

2

2

2

По приборам системы питания

5

5

4

4

3

электротехнические

5

5

4

4

3

Шиномонтажные

7

5

2

1

1

Ремонт узлов, систем и агрегатов

1 6

1 0

8

8

8

Кузовные и арматурные (жестяницкие, медницкие, сварочные)

10

2 5

2 8

35

Окрасочные и противокоррозионные

10

16

20

25

Слесарно-механические

8

7

7

5

Примерное распределение

Виды работ

Распределение объёма работ в зависимости от числа рабочих постов, %

До 5

От 6 до 10

От 11 до 20

От 21 до 30

Свыше 30

Обойные

1

3

3

2

Итого

100

100

100

100

100

Прежде чем заполнять таблицу распределения трудоемкости ТО и ТР по видам работ реконструируемой СТО, необходимо проанализировать таблицу примерного распределения, приведенную в ОНТП-01-91 с целью со ответствия данных задачам проекта.

Анализируя, Общий % должен быть 100%., Таблица 3

Вид работ

% трудоемкости

Трудоемкость, чел.ч

диагностические

5

4120

ТО в полном объеме

25

20434

Смазочные

5

4120

Ремонт и регулировка тормозов

6

4944

Аккумуляторные

По приборам системы питания

5

4120

Электротехнические

6

4944

Распределение трудоёмкости по

Вид работ

% трудоемкости

Трудоемкость, чел.ч

Шиномонтажные

4

3296

Ремонт систем, узлов, агрегатов

8

6592

Кузовные арматурные

8

6592

Противокоррозионные

18

15000

Слесарномеханические

4

3296

Итого

100

82402

Распределение объемов работ ТО и ТР на постовые и участковые следует принимать по таблице, Таблица 3

Вид работ

Распределение объема работ по месту их выполнения

постовые

участковые

диагностические

100

ТО в полном объёме

100

Смазочные

100

Ремонт и регулировка тормозов

100

Регулировочные по установке углов передних колёс

100

По приборам системы питания

70

30

Электротехнические

80

20

Шиномонтажные

30

70

Ремонт систем, узлов, агрегатов

50

50

Кузовные

75

25

Противокоррозионные

100

Слесарномеханические

100

Распределение объема работ по месту их выполнения на реконструируемой СТО, Таблица 3

Вид работ

Распределение работ по месту проведения, чел

Постовые

Участковые

%

чел.ч

%

чел.ч

диагностические

100

4120

ТО в полном объеме

100

20434

Смазочные

100

4120

Ремонт и регулировка тормозов

100

4944

Регулировочные по установке углов передних колёс

100

4944

По приборам системы питания

70

2884

30

1236

Электротехнические

80

3955

20

989

Шиномонтажные

30

989

70

2307

Ремонт узлов, систем, агрегатов

50

3296

50

3296

Кузовные

75

4944

25

1648

Противокоррозионные

100

1500

Слесарномеханические

100

3296

Уборочно-моечные

100

10249

По приёму и выдачи автомобилей

100

4100

Итого

83979

12772

Расчёт численности производственных и вспомогательных рабочих

К производственным рабочим относятся рабочие зон и участков, непосредственно выполняющие работы по ТО и ТР автомобилей. Различают технологически необходимое (явочное) и штатное число рабочих.

Технологически необходимое число рабочих, чел

РТ = Т/Ф Т , (3.8)

где Т — годовой фонд (номинальный) времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, ч.

Фонд (Ф Т ) определяется продолжительностью смены (в зависимости от продолжительности рабочей недели) и числом рабочих дней в году.

Для расчета технологически необходимого числа рабочих по нормативам годовой фонд времени (Ф Т ) принимают равным 2020 ч для производства с нормальными условиями труда и 1780 ч для производств с вредными условиями труда..

Р Т = Т/ФТ = 96750/2020= 48 чел

Штатное число рабочих, чел

Р Ш = Т/ФШ , (3.9)

где Ф Ш — годовой (эффективный) фонд времени штатного рабочего ч.

Годовой фонд времени штатного рабочего определяет фактическое время, отработанное исполнителем непосредственно на рабочем месте, фонд времени штатного рабочего меньше фонда времени технологически необходимого рабочего, за счет предоставления рабочим отпусков и невыходов по уважительным причинам (по болезни и др.).

Для расчета штатного количества рабочих Ф Ш = 1770 ч для производства с нормальными условиями труда и ФШ = 1560 ч для производств с вредными условиями труда (по нормам проектирования)

Р Ш = Т/ФШ = 96750/1770= 54,7 чел

К вспомогательным рабочим относятся рабочие, осуществляющие обслуживание и ремонт технологического и инженерного оборудования, коммуникаций и другие виды работ.

Численность вспомогательных рабочих (Р В ) согласно ОНТП-01-91 устанавливается в процентном отношении от штатной численности производственных рабочих (15-20%).

Численность административного персонала (ИТР и служащих) (РА ) принимается в процентном отношении от штатной численности производственных рабочих (20-25%).

Р В = (0,15 ?0,20)

  • РШ = 0,15 ·54,7= 8 чел (3.10)

Р А = (0,20 ?0,25)

  • РШ = 0,2 ·54,2 = 10 чел (3.11)

Р асчёт числа постов и автомобиле мест

Посты и автомобиле-места по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие, вспомогательные и автомобиле-места ожидания и хранения.

Рабочие посты — это автомобиле-места, оснащенные соответствующим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты мойки, диагностирование ТО, ТР, ремонта кузовов и окрасочные).

Вспомогательные посты — это автомобиле места, оснащенные или не оснащенные оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (по приемке и выдаче автомобилей, контроля после проведения ТО и ТР, сушки на участке уборочно-моечных работ, подготовки и сушки на участке окраски).

Годовой фонд времени поста, ч

Ф П = Драб.г.

  • ТСМ
  • С ·з , (3.12)

где Д раб.г — число дней работы в году станции обслуживания, дн;

Т СМ — продолжительность смены, ч;

  • С — число смен;

з=0,9 — коэффициент использования рабочего времени поста.

Годовой фонд времени поста, ч

Ф П = Драб.г.

  • ТСМ
  • С ·з = 305 ·13 ·1,0
  • 0,9 = 3568,5 ч

Количество рабочих постов ТО, ТР, а также вспомогательных постов для приема и выдачи автомобилей определяется по формуле, ед

Х = Т П ц/(ФП Рср ) , (3.13)

где Т П — годовой объем постовых работ, чел.ч;

ц- коэффициент неравномерности загрузки постов;

Р ср — среднее число рабочих, одновременно работающих на посту.

Согласно ОНТП среднее число рабочих на одном посту ТО и ТР принимается 1-2 чел , а коэффициент неравномерности загрузки постов ц = 1,15.

Число рабочих постов Х = ТПР ц/(ФП Рср ) = 82402 ·1,15/3568,5 ·2 = 13,3

Принимаем, Число вспомогательных постов приёма и выдачи автомобилей.

Х Вn = ТВn ц/ФП Рср = 4110

— 1,15/3568,5 = 1,3 Принимаем 2 т.к при данном фонде поста, рассчитываемого на два приёмщика а, хотя по технологии за приёмку должен отвечать один приёмщик принимаем увеличенное число постов т.е. 2. Однако, совместим работы по приёму и выдачи с работами на рабочих постах, что соответствует организации работ на ЗАО «Лаура»

Расчет общего числа постов по приведенной формуле можно считать примерным.

При общем числе постов 14, 10 постов оборудованыв подъёмниками будет составлять 71%; что можно посчитать достаточным (рекомендуемое значение 70 — 80 %).

Обще е число автомобиле-мест для хранения автомобилей, ожидающих обслуживание и готовых к выдаче, принимается из расчета три автомобиле-места на один рабочий пост (ОНТП), т.е. для реконструируемой СТО их должно быть 42.

Реконструируемая станция их имеет окол

Выбор технологического оборудования

Перечень и количество оборудования устанавливается на основе выполненных на станции видов услуг (работ).

При подборе оборудования используются различные справочники и каталоги выпускаемого (продаваемого) оборудования.

Подбор технологического оборудования осуществляется в основном по Табелю технологического оборудования с учетом вновь выпускаемого оборудования и в зависимости от размера СТО с учетом специализации станции по маркам автомобилей или видам работ.

Количественно технологическое оборудование определяется в зависимости от мощности предприятия, производственной программы, типа обслуживаемых автомобилей, количество смен работы постов. Чем больше времени работает пост, зона тем меньше необходимо однотипного оборудования, тем лучше используются фонды.

Необходимое оборудование для проведения работ по ТО и ремонту на СТО, для нашего, Таблица 3.8

Наименование

Тип,

модель

Габаритные

размеры, мм

Мощность

электро

потребления

кВт

Изгото

витель

Кол-во

Площадь,

м2

Цена

единицы,

руб.

Подъёмник 2х стоичный

Электро-

механи

ческий

MASCOT 1/32

3530-2400х

2690.

2,2

Фирма Mostcot

7

4,94

128000

Подъёмник 4хстоичный

Электромеханический

STENHOJ AUOLIFT

5000×3000

3*4

Дания

3

15

160000

Домкрат

гидравлический

П-310

2030х280х

755

Кочубеевский з-д

«Автоспец

оборудование»

1

0,568

8000

Верстак слесарный с

тисками

ПШ-17

1200х800

З-д

«ГАРО»

5

0,96

5000

Шкаф с

инструментом

800х500

Собственного

изготовления

14

0,4

3000

Пресс

гидравлический

Р-324

500х300

Казанский з-д

«Автоспец

оборудование»

1

0,15

5500

Электро-заточной станок

ИЭ 9307

500х315

0,350

Чистопольский

з-д

«Автоспец

оборудование»

1

0,16

3700

Стойка гидравлическая

FMG-300

Импорт

Германия

2

13600

Комплект

инструмента

М-2446

Казанский з-д

«Автоспец

оборудование»

14

2700

Электро

гайковёрт

Пистолетный

ИЭ-3111

0,400

З-д

«спец

ооборудование

4

2800

Ящик для ветоши

500х400

Собственного

изготовления

3

Огнетушитель

ОХП-10

4

540

Ящик с песком

700х500

Собственного

изготовления

3

0,35

1000

Щит пожарный

Настенный

1500х1500

Собственного

изготовления

3

800

Ванна для мойки

деталей

700х300х

300

Собственного

изготовления

1

0,21

1200

Настольный сверлильный

станок

Р-175

710х390х

980

0,75

Чистопольский

з-д

«Автоспец

оборудование»

5600

Тележка транспортная

ОПТ-7353

1000х700

Кочубеевский з-д

«Автоспец

оборудование»

1

0,7

2500

Ларь для отходов

500х400

Собственного

изготовления

4

В ведомости технологического оборудования, оснастки и производственного, В настоящее время она имеет

С доведением до 14 (как показан расчёт), необходимо будет снести часть помещения для мастеров в размере 3х метров по фронту и на 7 метров в глубину, т.е. увеличить зону ТО и ТР на 21 м2 и оборудовать пост подъёмником двух стоичным, с соответствующим оборудованием рабочего места слесарным верстаком с тисками, дополнительным номиналом инструмента модели М-2426 в раздвижном передвижном шкафу инструментом и приспособлением, щитом пожарным, ящиком с песком, огнетушителем, ящиком для ветоши, двумя электро-гайковёртами, стойку гидравлическую-2, огнетушитель

Если проводить работы, Перечень дополните

Та блица 3.9 — Перечень внедряемого оборудования

Наименование оборудования

Тип, модель

Количество единиц

Цена единицы, руб

Общая стоимость, руб

Цель внедрения

Подъемник

Mascot 1/32

1

128000

128000

Снижение трудоемкости ТО и ТР, улучшение условий труда (вспомогательных работ, монтажных, регулировочных)

Стойка гидравли-ческая

FMG-300

1

13600

13600

Снижение трудоемкости работ ТО и ТР (постовых работ по демонтажу и монтажу агрегатов, крепежных работ)

Комплект специального инструмента

Передвижной в ящике

М-2426

2

3500

7000

Снижение трудоемкости работ ТО и ТР (крепежных, регулировочных, ремонта и регулировки тормозов, по приборам системы питания)

Электро-

Гайковерт

Пистоле

тный

ИЭ-3111

1

3700