Микроэкономика : «Естественные монополии в России: история, перспективы развития и реформирования»

Курсовая работа

Географические факторы, такие как огромные размеры, разнообразные климатические условий и достаточный объем сырьевой базы на прямую влияют на характер развития экономики нашей страны. В экономике Российской Федерации одним их важнейших элементов являются естественные монополии, которые распространяют свое действие на всю территорию и даже выходят за ее пределы, что способствует поддержанию единого экономического пространства. В настоящее время основные Естественные монополии России представлены следующими компаниями ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Аэропорт Внуково», ОАО «Мосводоканал», ФГУП «Почта России», ОАО «Ростелеком», ОАО «Мосэнерго», ОАО Газпром и другие. Естественные монополии являются подспорьем государства в оживлении и развитии отечественной легкой и тяжелой промышленности, сельского хозяйства и реального сектора экономики. Однако, являясь монополистами, субъекты могут воспользоваться своим положением для собственных выгод и в ущерб другим хозяйствующим субъектам, а также потребителям. Именно поэтому тема курсовой работы приобретает актуальность ввиду необходимости изучения функционирования естественных монополий и возможностей их государственного регулирования. Предметом исследования данной курсовой работы являются отрасли естественных монополий и их государственное регулирование. Объектом ОАО «Российские железные дороги». Целью представленной курсовой работы — это изучение особенностей функционирования и развития естественных монополий в России и их государственного регулирования. 3

4 Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть сущность и признаки естественных монополий; Выделить основные сферы деятельности, а также положительные и отрицательные моменты в отраслях естественных монополий; Изучить особенности государственного регулирования естественных монополий в России; Проанализировать состояние и перспективы развития и реформирования естественных монополий на примере ОАО «РЖД». При написании данной курсовой работы использовалась теория и наблюдения, представленные в статьях и монограммах Малинникова Е.В., Айвазова В.А., Корольковой Е.И., Щербанина Ю. А., Федеральный закон «О естественных монополиях», и периодические издания «Ведомости», «РБК» и «Гудок». 4

17 стр., 8246 слов

Электроэнергетика России и ее значение для экономики страны

... естественных энергомонополий. Пересматриваются сложившиеся системы государственного регулирования ... энергетику западноевропейских инвестиций, позволят получить крупный синергетический эффект от интеграции нацио- нальных энергосистем и региональных объединений европейских стран. Очевидно, что Россия ... и опытно-конструкторских работ в электроэнергетической ... Осуществляются меры по либерализации национальных ...

5 ГЛАВА 1. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ: СУЩНОСТЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ 1.1. Природа естественных монополий: определение, признаки, сфера деятельности, плюсы и минусы В отдельных отраслях экономики более эффективна организация производства на основе единственной фирмы, а не нескольких фирмконкурентов. Согласно статье 3 Федерального закона РФ «О естественных монополиях» естественная монополия — это «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров». Основными признаками естественной монополии: 1. Деятельность субъектов естественных монополий эффективнее в отсутствии конкуренции, из-за существенной экономией на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками; 5

6 2. Высокие барьеры входа на рынок; 3. Низкая эластичность спроса, потому что производимая естественной монополией продукция удовлетворяет важнейшие потребности населения или других отраслей промышленности и является незаменимой, отсюда следует, что спрос на данные блага в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции. 4. Сетевой характер организации деятельности естественной монополии, охватывающей все пространство страны. Существуют два типа естественных монополий: а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба. В случае естественной монополии производство любого объема продукции в рамках единственной фирмы обходится дешевле, чем в нескольких фирмах-конкурентах. Такая эффективность объясняется ростом масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя становятся минимальными и продолжают сохранятся на низком уровне в течении продолжительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции, работ и услуг. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объемах производства. В отрасли естественной монополии самый эффективный объем производства товаров, работ и услуг близок к тому, на который рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для возмещения издержек 6

7 производства. Одна фирма целиком может обеспечивать весь спрос, предъявляемый на ее продукцию. Обстоятельства с естественной монополией порождаются технологией, использующей значительный объем неизменного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на объемах производства товаров, работ и услуг. Если в данной ситуации разделить выпуск на две и больше фирм, то масштабы производства каждой будут маленькими, а издержки будут расти. Конкуренция невозможна также потому что крупная фирма обладает преимуществом по издержкам перед более мелкими конкурентами фирмами. К отраслям естественной монополии относятся большая часть предприятий общественного пользования, которые осуществляют коммунальное обслуживание, обеспечивают телефонную связь, транспортировку. В статье 4 Федерального закона РФ «О естественных монополиях» представлены сферы деятельности субъектов естественных монополий, это: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов; 7

15 стр., 7490 слов

Анализ транспортных услуг в РФ

... производства страны и регионов, то его изучение является важной задачей для статистики. Целью данной работы является проведение статистического анализа рынка транспортных услуг в ... уточнения приоритетов развития транспортной системы России и новой стратегии повышения конкурентоспособности и эффективности транспортной отрасли. В течение многих лет транспортная инфраструктура развивалась без ...

8 водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры; ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути. Не маловажно, что в пункте 2 указанной статья сказано, что в соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Данные производства принято выделять в отдельную группу в силу значимости фактора экономики от масштаба при распределении услуг. Подобным предприятиям несложно расширить число своих потребителей в обслуживающем регионе. Создание же новой компании с аналогичными функциями, в случае увеличения спроса на услуги, обойдется слишком дорого. Например, в электроэнергетике экономия от масштаба может быть существенной при всех объемах производства. В частности, системы водоснабжения или электроснабжения требуют больших постоянных издержек из-за стоимости основного оборудования. В случае уменьшения объемов предоставления благ на аналогичных производственных мощностях постоянные издержки не снизятся, потому что капиталовложения уже осуществлены, но при этом возрастут средние издержки. Если в данной отрасли будет действовать не одна фирма, то весь объем производства разделится между ними и производство каждой из них будет меньшим. В этом случае (при условии неизменного объема постоянных издержек на оборудование) средние издержки не снизятся до минимального уровня. 8

9 Поэтому, дешевле использовать одну линию электропередач, чем тянуть две параллельных, перекрывающих друг друга. Схожая ситуация касается трубопроводов для транспортировки нефти или газа. Естественная монополия как форма экономической организации неоднозначна и противоречива, и в ее деятельности имеются как положительные, так и отрицательные моменты. Плюсы естественной монополии: использование эффекта от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции; мобилизация больших финансовых ресурсов для поддержки производства при необходимости, а также его развития; применение последних достижений научного и технического прогресса единолично, особенно, если они разрабатываются в монополии; соблюдение единых стандартов на производимую продукцию и предоставляемые услуги; замена рыночного механизма или рыночной экономической организации; внутрифирменная иерархия и система контрактных отношений, что позволяет уменьшить потери, которые связанны с риском и неопределенностью. Минусы естественной монополии: возможность устанавливать уровень цены продажи, таким образом переложить издержки в большей степени на конечного потребителя, который не в может влиять на производителя; вероятность препятствовать или замедлять технический и научный прогресс; 9

3 стр., 1396 слов

Правовое регулирование деятельности в области Таможенного дела

... законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации".[4] Правовые отношения в области таможенного дела в Российской Федерации могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение федеральных законов в области таможенного дела в Российской Федерации, ...

10 «экономия» за счет ухудшения качества выпускаемой продукции, работ или услуг; использование формы административного диктата, подменяющего экономический механизм Возможности государственного регулирования естественных монополий Поскольку отрасли естественной монополии необходим только один эффективный производитель, то данный производитель приобретает огромную рыночную власть. Предоставление какой-либо компании исключительных прав на поставки потребителям электро-, водо-, газоресурсов или на транспортное обслуживание на определённой территории или в масштабах всего государства порождает необходимость установления государственного контроля и регулирования над деятельностью таких естественных монополий ввиду устранения вероятных злоупотреблений властью над рынком и негативных последствий для потребителей и государства от монопольного положения основных поставщиков. Государственное регулирование деятельности естественных монополий осуществляется в соответствии с уже упоминаемым ранее Федеральным законом «О естественных монополиях» от г. Далее будут приведены основные выдержки из данного закона. Для регулирования и контроля деятельности естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий. 10

11 Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен, установления тарифов или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения. Перечень товаров, работ и услуг естественных монополий, цены или тарифы на которые регулируются государством, и порядок их государственного регулирования на производимые блага, включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации. Органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль за: любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства ил реализации товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ; инвестициями субъекта естественной монополии в производство или реализацию товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ; продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право 11

13 стр., 6321 слов

Таможенное регулирование в России

... позиций. Цель курсовой работы - раскрыть действующую систему налогообложения внешнеторговой деятельности в Российской Федерации, рассмотреть виды таможенных платежей, их классификацию и роль, основные цели и инструменты осуществления таможенного регулирования, а также ...

12 собственности либо владения и пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства или реализации товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим ФЗ; установлением и применением цен или тарифов в сферах деятельности субъектов естественных монополий; соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий. Обязанности естественных монополий: 1. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство или реализацию товаров, при наличии у субъекта естественной монополии данной возможности. 2. Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии: текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии; проекты планов капитальных вложений. 3. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и производить или реализовывать товары и услуги на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. 4. Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности. 12

13 5. В целях обеспечения прозрачности, открытости регулирования деятельности и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности. К информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относятся следующие сведения: сведения о ценах или тарифах на товары, работы и услуги естественных монополий; сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат на реализацию регулируемых товаров, работ и услуг; сведения об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров, работ и услуг субъектов естественных монополий и их соответствии установленным требованиям; информация о наличии или отсутствии технической возможности доступа к регулируемым товарам, работам и услугам субъектов естественных монополий и информация о регистрации; информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров, работ и услуг субъектами естественных монополий; порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к инфраструктуре субъектов естественных монополий; сведения об инвестиционных программах и отчеты об их реализации; 13

14 сведения о способах приобретения, стоимости и об объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров. Органам регулирования необходимо соблюдать баланс между интересами потребителей, для которых важны приемлемые и доступные цены на товары, работы или услуги, и экономической жизнеспособностью производителя, в нашем случае, естественного монополиста. Если поддерживать позиции только потребителей и устанавливать цены ниже уровня издержек производства, то это, как правило, приведет к разорению и банкротству производителя или же вызовет необходимость государственного субсидирования для покрытия образовавшихся убытков. Таким образом, важнейшие правила регулирования естественных монополий заключаются в следующем. Цены должны устанавливаться на уровне, максимально приближенном к предельным издержкам. Большие отклонения цен от долгосрочных предельных издержек обуславливают рост чистых потерь общества. В некоторых отраслях естественных монополий для этого используют двухкомпонентный или гибкий тариф, который представляет собой систему ценообразования, когда пользователи платят фиксированную сумму за возможность обслуживания или за получение минимального набора социальных услуг, а также с них берется плата за потребление каждой дополнительной единицы произведенного блага. Примером использования такого ценообразования служат компании, предоставляющие телефонную связь или электроэнергию. Например, может быть установлена определенная плата за подключение к электрической сети, а дополнительно измеряемая по счетчику за каждый потребленный киловаттчас электроэнергии. 14

13 стр., 6272 слов

Таможенные пошлины как инструмент государственного регулирования ...

... таможенных платежей к душевому валовому внутреннему продукту, то его размер абсолютно не сопоставим с аналогичным показателем в европейских странах. В России ... эффективность таможенной деятельности государства. Для обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана был разработан единый Таможенный кодекс Таможенного союза ...

15 Прибыль естественной монополии не должна быть больше нормальной прибыли на вложенный капитал. Для того, чтобы естественная монополия была безубыточной, все затраты должны быть возмещены, таким образом, прибыль предприятия должна обеспечивать как минимум нормальный доход на вложенный капитал, включающий явные издержки производства и альтернативную стоимость инвестиционного капитала. Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства. Когда цены установлены на определенном уровне, при котором отрасль естественной монополии возмещает свои затраты и получает нормальную прибыль, то она не стремится минимизировать свои издержек. Одним из стимулов для снижения средних издержек является установление и сохранение постоянных цен в течение длительного периода времени. В результате этого уменьшение издержек приводит к увеличению прибыли до момента пересмотра тарифов. Государственное регулирование цен естественного монополиста может привести к сокращению издержек производства товара за счет ухудшения качества продукции, работ или услуг, потому что у фирмы снижаются стимулы к его улучшению. Для контроля уровня качества возможны два варианта: включение показателей в определяемую цену или компенсация потребителям за счет фирмы в случае ухудшения товара или услуги ниже допустимого уровня. Одним из способов ликвидации или уменьшения рыночной власти естественного монополиста является «внедрение» рыночной конкуренции посредством снижения государством барьеров для входа в отрасль. Иногда данный путь желателен даже в том случае, если приходится жертвовать частью экономии на масштабе производства. 15

16 В тех отраслях естественных монополий, где деление монопольного производства на несколько фирм невозможно или нежелательно, еще одним способом усиления конкуренции является конкуренция не внутри отрасли, а конкуренция за право входа в отрасль, за возможность быть единственным поставщиком товара, работ или услуг. Подобный способ используется в отраслях добычи нефти, грузовых перевозках, телевидение и радиовещание. 16

12 стр., 5883 слов

«ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО, ...

... Железнодорожного Транспорта, ст. 2 Устава Автомобильного Транспорта). Именно с отправителем перевозчик заключает договор перевозки груза, между отправителем и перевозчиком возникает соответствующее обязательство по ... его продукцией является упорядоченная деятельность по территориальному перемещению грузов или людей. Транспорт является связующим звеном экономики России, которое охватывает все виды ...

17 ГЛАВА 2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ 2.1. Особенности развития и основные проблемы отраслей естественных монополий В Российской Федерации естественным монополистом в транспортной отрасли является ОАО «Российские железные дороги». Железнодорожный комплекс несет большое стратегическое значение для России. Он является связующим элементом единой экономической системы, обеспечивает стабильное функционирование промышленных предприятий, своевременную доставку важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным и безопасным видом транспортом для граждан страны. В середине 1990-х годов рентабельность железнодорожных перевозок Министерства Путей Сообщения снизилась до отрицательных значений, а бюрократизация его деятельности подвергалась публичной критике, что стало поводом для начала преобразований. Вскоре президентом была одобрена идея реформы железнодорожного транспорта, согласно которой все хозяйственные функции на железной дороге должны быть переданы акционерному обществу со 100%-м участием государства. Началом преобразований стало создание ОАО «РЖД» в октябре 2003 года, получившей свыше 95 % активов, ранее относившихся МПС РФ. Рассматриваемая компания-монополист была создана путем приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, осуществленной в соответствии с законодательством Российской Федерации в 2003 году. В процессе приватизации был создан единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального 17

18 железнодорожного транспорта и внесения его в уставной капитал ОАО «РЖД». Государство является единственным акционером компании, полномочия которого осуществляет Правительство Российской Федерации. В настоящее время ОАО «РЖД» входит в число крупнейших транспортных компаний мира и является одним из самых крупных предприятий в России. ОАО «РЖД» оказывает полный спектр услуг в таких сферах как грузовые перевозки, предоставление услуг локомотивной тяги и инфраструктуры; ремонт подвижного состава; пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщении; контейнерные перевозки, логистические, инжиниринговые услуги; научно-исследовательские и опытноконструкторские работы; а также прочие виды деятельности. Основные факты: ОАО «РЖД» Естественная монополия, в собственности которой находится третья в мире по протяженности железнодорожная сеть (более 85,2 тыс. км на 31 декабря 2013 г.) и смежная инфраструктура в России. ОАО «РЖД» является лидером рынка в сегментах грузовых железнодорожных перевозок, занимая третье место в мире по грузообороту. В собственности компании находятся почти все локомотивы в России, на 31 декабря 2013 года эксплуатируемый парк локомотивов составил единиц. ОАО «РЖД» совместно с дочерними компаниями является ведущим российским владелецем, оператором и лизингодателем грузового подвижного состава, насчитывающим более 252,9 тыс. единиц техники. 18

19 Одна из крупнейших в России компаний по объему активов: на 31 декабря 2013 года в соответствии с финансовой отчетностью Компании по РСБУ их стоимость оценивалась примерно в 4,3 трлн. руб. Один из лидеров по размеру вклада в экономику России (около 1,6 % ВВП по итогам 2013 года); в 2013 году доходы по всем видам деятельности составили 1 376,6 млрд. рублей. Холдинг РЖД — крупнейший работодатель в России: в компании и ее дочерних обществах работают около 902,7 тыс. человек по данным на конец 2013 года. ОАО «РЖД» руководствуется принципами социальной ответственности: объем инвестиций в проекты социального развития в 2013 году составил 104 млрд. рублей За все время функционирования естественная монополия ОАО «РЖД» столкнулась с рядом сложных и многозадачных проблем, от успешного решения которых во многом зависит будущее направление развития как всего холдинга, так и железнодорожного транспорта России. К основным проблемам ОАО «РЖД» можно отнести: Замедление роста или спад объемов внутрироссийских перевозок изза торможения промышленного производства в стране; Тарифные ограничения, недостаточные компенсации из бюджетов всех уровней, неопределенность тарифной политики государства в отношении железнодорожного транспорта; Снижение пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры вследствие роста порожнего пробега приватных вагонов на основных направлениях сети; Сокращение расходов государственного бюджета на поддержку развития и функционирования железнодорожного транспорта, ведущее к снижению пропускной способности инфраструктуры в 19

18 стр., 8815 слов

Договор перевозки грузов на железнодорожном транспорте

... практически ежедневно пользуются железнодорожным транспортом. Местные перевозки выполняются, в основном, железнодорожным транспортом и автобусами. Транспортный рынок ... сельской местности. Железнодорожный транспорт обеспечивает единство экономического и стратегического пространства России, является ... Потребность населения в перевозках связана как с производственной деятельностью (поездки к месту ...

20 условиях высокого износа и наличия значительного количества «узких мест»; Усиление конкуренции в традиционных и развивающихся потенциально доходных сегментах внутреннего транспортного рынка и за рубежом. Усиление конкуренции со стороны автомобильного, трубопроводного и водного транспорта; Нарушение технологических связей в результате продажи контрольных (блокирующих) пакетов акций ДЗО ОАО «РЖД». Снижение инвестиционной и деловой активности; Низкий темп модернизации отрасли в целом, в т. ч. за счет ускоренного внедрения инноваций; Высокий уровень износа основных фондов Реформирование и перспективы развития естественных монополий России Со времени создания ОАО «РЖД» холдинг прошел несколько этапов реформирования с целью повышения устойчивости и эффективности деятельности железнодорожного транспорта страны. На первом этапе хозяйственное управление системой железных дорог полностью перешло к единому хозяйствующему субъекту ОАО «РЖД. На втором этапе реформирования были созданы дочерние и зависимые общества с целью осуществления конкурентных видов деятельности (перевозка грузов, пригородные пассажирские перевозки, телекоммуникации и пр.).

20

21 На третьем этапе особое внимание было уделено развитию грузовых перевозок и передачи соответствующим компаниям парка грузового подвижного состава в частную собственность, также сформировались компании, осуществляющие пассажирские перевозки дальнего и ближнего следования. Продавались акции созданных дочерних обществ ОАО «РЖД» с целью привлечения дополнительных инвестиций в производство. В настоящее время заканчивается четвертый этап реформ в сфере железнодорожного транспорта. Основные направления преобразований касаются грузовых и пассажирских перевозок, а также инфраструктуры общего пользования. Негативные тенденции развития мировой и российской экономики требуют от Холдинга повышения эффективности управления финансовыми и операционными рисками и подготовки комплекса мер для противодействия их последствиям. Учитывая сложность ситуации и высокую степень неопределенности и нестабильности в развитии внешней и внутренней среды фирмы, деятельность ОАО «РЖД» в 2015 году направлена на выполнении приоритетных задач организации: Обеспечение финансово-экономической стабильности посредством повышения доходности, эффективности, оптимизации издержек и роста производительности труда; Завершение формирования современной системы корпоративного управления холдинга «РЖД» на основе показателей эффективности с четким определением места региональных центров корпоративного управления и повышения ими уровня координации деятельности региональных подразделений; Обеспечение осуществления планов по основным инвестиционным проектам государственной значимости (БАМ, Транссиб и прочее); 21

12 стр., 5859 слов

Структурная реформа железнодорожного транспорта России

... благоприятной среды для их деятельности; регулирование деятельности монопольных поставщиков ресурсов для естественных монополий практически отсутствует; несовершенна нормативная база функционирования железнодорожного транспорта. 4. Высокая степень износа основных фондов отрасли в условиях прогнозируемого ...

22 Реализация стратегически важных проектов Северный широтный ход и ВСМ Москва Казань; Обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти по принятию федерального закона об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения и компенсации выпадающих доходов; Улучшение технологической безопасности железнодорожного транспорта; Повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта благодаря клиентоориентированности; Поддержание социальной стабильности в трудовых коллективах. По факту в 2015 году были проиндексированы тарифы по грузоперевозкам на 10%, а также продлены льготы по налогу на имущество. Тем не менее по итогам 9 месяцев в отрасли естественной монополии наблюдается убыток в размере 8,88 млрд рублей, а на конец 2015 года прогнозируют чистые убытки в размере до 99,4 млрд рублей. Основными факторами снижения доходности компании выступают рост расходов от перевозок, сокращение субсидий, ростр курса валют, увеличение резервов и процентов к уплате. В ноябре 2015 года Правительство РФ одобрило инвестиционную программу ОАО «РЖД» на будущий 2016 год на сумму 432 млрд рублей (+10% к 2015 г.).

Источники финансовых ресурсов это амортизация, инфраструктурные облигации, господдержка и продажа акций ДЗО. Данные средства будут прежде всего направлены на модернизацию и развитие инфраструктуры (Транссиб, БАМ, Московский транспортный узел и пр.), а также на обновление вагонного парка или закупку локомотивов. Ставка налога на имущество для компании сохранится на уровне 2015 г. 1%, а не повысится до уровня 1,3%, как рассматривалось ранее. Для пассажирских перевозок дальнего следования налог на добавленную 22

23 стоимость снизится до 10%. Все это позволит компании обойтись меньшей суммой государственный субсидий, а также направить высвобожденные средства на модернизацию основных производственных фондов естественной монополии. Тарифы на основные виды деятельности хаолдинга будут в очередной раз проиндексированы: грузовые перевозки на 9%, пассажирские на 4%. Это в свою очередь по плану увеличит доходы от перевозочной деятельности в будущем году по сравнению с 2015 г. на 10,5%. По данным издательства «Интерфакс», в настоящее время основная задача президента ОАО «РЖД» является снижение издержек компании и привлечение инвестиций, а глава государства подчеркивает необходимость дальнейшей либерализации и демонополизации железнодорожной отрасли. 23

24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Отрасли естественных монополий обладают огромной социальной значимостью, поскольку оказывают влияние на граждан страны и общество в целом. Практически весь объем продукции, работ и услуг естественных монополий потребляется на внутреннем рынке (исключением является газовая отрасль), поэтому их место в экономике Российской Федерации продолжает оставаться ключевым. Невозможно однозначно оценить эффективность рассмотренного в курсовой «состояния товарного рынка», поскольку на ряду с такими плюсами, как экономия издержек на единицу продукции, мобилизация ресурсов и следование единым стандартам производства, имеются и явные минусы естественной монополии это установление цены, замедление НТП, ухудшение качества продукции, работ и услуг, а также диктат. Государственное регулирование деятельности отраслей естественных монополий осуществляется на основе ФЗ «О естественных монополиях» Правительством Российской Федерации. В данном законе сформулировано понятие естественной монополии, а также сферы деятельности. Помимо этого, описаны основные моменты государственного регулирования, органы, осуществляющие регулирование, и ответственность за нарушение данного федерального закона. В своей курсовой работе в качестве примера естественной монополии в России я рассмотрела компанию ОАО «РЖД». Для нее характерен значительный и непрерывный грузопоток и пассажиропоток, тысячи километров инфраструктуры, большое количество рабочих мест, а также инвестиционные проекты развития отрасли. ОАО «РЖД», определенно, вносит огромный вклад в развитие экономики России. 24

25 Безусловно в организации с такими необъятными масштабами деятельности имеют место сложно решаемые проблемы, влияние которых сказывается, как на отрасли, так и на всей системе хозяйства страны в целом. Убыточность грузовых и пассажирских перевозок, высокий износ основных производственных фондов, снижение пропускной и перерабатывающей способности инфраструктуры — все это открытые вопросы, ответы на которые можно найти только с помощью системного подхода, поэтапного реформирования и взаимодействия с населением государства. Применима ли подобное «состояние товарного рынка» как естественная монополия в экономике России? Да, но ее отраслям непросто эффективно функционировать поскольку они оказывают услуги или производят продукцию, не имеющую аналогов, и потому строго контролируются государством. Железнодорожная транспортная отрасль России нуждается в развитии логистической и инфраструктурной составляющей, но она может пока обходиться без субсидий со стороны государства. 25

26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. О естественных монополиях: Федеральный закон от N 147- ФЗ/// Собрание законодательства РФ N 34, ст Айвазов, В. А. Развитие государственного регулирования естественных монополий в России XXI века / В.А. Айвазов. Саратов: Наука, 2014 г. 171 с. 3. Акулов, В.Б. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / В.Б. Акулов, М.Н. Рудаков. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002 г. 142 с. 4. Чепурина, М.Н. Курс экономической теории / М.Н. Чепурина, Е.А. Киселева. Киров: «АСА», с. 5. Королькова, Лекционные методические материалы: Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция / Е.И. Королькова // Экономический журнал ВЭШ г. 39 с. 6. Щербанин, Ю. А. Институт народнохозяйственного прогнозирования: Научные труды «Естественные монополии: возможность создания конкурентной среды?» / Ю. А. Щербанин. Москва, 2013 г. 7. Малинников, Е. В. Естественные монополии в экономике России: проблемы, противоречия и первые итоги / Е. В. Малинников. // Экономический журнал ВЭШ г. 20 с. 8. Штанов, В. Правительство согласилось с РЖД / В. Штанов. // Ведомости г. 9. Хусаинов, Ф. Почему надо продолжать реформу РЖД / Ф. Хусаинов // Forbes г. 26