Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации

Курсовая работа

Нынешняя система государственной службы в России сформировалась в начале 90-х годов этого века в связи с преобразованием государственной системы профсоюзного типа в федеративную республику.

Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года, а также ряда федеральных законов по вопросам государственной службы, значительно изменили подход к этому понятию, закрепив много новых принципиальных положений, ассимилировав часть предыдущих знаний по данному вопросу в современную теорию государственного управления. В целом прогрессивные для своего времени нормы сейчас несколько устарели.

Некоторые правила, регулирующие деятельность специальной службы, так называемой «военизированной государственной службы», отсутствуют. Действующий на сегодняшний день Федеральный Закон № 119 от 31 июля 1995г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» не распространяется на лиц, занимающих государственные должности, не включенные в Реестр государственных должностей государственной службы РФ, являющийся частью Реестра государственных должностей РФ.

При этом не существует и самого Реестра государственных должностей РФ. Таким образом, за пределами правового регулирования данного Федерального закона остается огромная армия государственных служащих, являющихся таковыми по сути, но не по определению, данному в нем. Особое место среди них занимают сотрудники таможенных органов. Это нарушает единство государственной службы в Российской Федерации и вынуждает регулировать этот вид службы специальным законодательством.

Эти обстоятельства требуют создания научно обоснованной системы регулирования таможенной службы в Российской Федерации, основанной на эффективно действующей системе правовых норм, соблюдении законности и правопорядка. Текущие реформы таможенной службы в Российской Федерации влекут за собой необходимость проведения соответствующих научных исследований.

Поэтому целью данной курсовой работы является изучение особенностей государственной службы в таможенных органах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • дать определение понятию государственной службы;
  • рассмотреть нормативно — правовое регулирование государственной службы;
  • определить правовой статус Федеральной таможенной службы;
  • охарактеризовать структуру Федеральной таможенной службы;
  • изучить функции Федеральной таможенной службы;
  • составить схему поступления на государственную службу в таможенные органы Российской Федерации;
  • выявить систему прохождения государственной службы в таможенных органах Российской Федерации;
  • представить схему и порядок увольнения с государственной службы в таможенных органах Российской Федерации.

Предметом данного курса является государственная служба, предметом — государственная служба в таможенных органах Российской Федерации.

2 стр., 791 слов

Российская таможенная академия

... Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике»; Уставом Государственного казённого образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская таможенная академия»; Положением по организации и планированию научно-исследовательской работы в Российской таможенной академии ... все студенты вузов. Написание рефератов, курсовых, дипломных работ невозможно ...

При написании статьи были использованы работы российских и зарубежных авторов.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 Понятие государственной службы

Понять сущность и выявить основные черты государственной службы невозможно без предварительного определения видов общественно полезной деятельности людей, которая может осуществляться в следующих формах[11]:

производство товаров, материальных ценностей, предоставление услуг;

создание нематериальных благ (духовных ценностей):написание книг, статей, постановка театральных спектаклей, разработка сценария, съемки фильма;

социально-культурная деятельность (образование, здравоохранение и т.д.);

государственная служба, функционирующая практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества, т.е. таких, как:

а) управление социально-культурной сферой (образованием, здравоохранением, наукой, социальной защитой населения);

б) управление экономикой (промышленностью, сельским хозяйством, использованием и охраной природных ресурсов, торговлей, финансами и кредитом, внешнеэкономической деятельностью);

в) управление административно-политической сферой (обороной, безопасностью, внутренними и иностранными делами, юстицией);

служба в общественных объединениях, негосударственных, религиозных, международных, иностранных организациях;

общественная деятельность в целях удовлетворения индивидуального интереса в различных сферах жизни общества на безвозмезднойоснове

Как подчеркивает В.М. Манохина, понятие, основные характеристики, задачи и функции государственной службы можно определить путем выявления взаимосвязи и взаимозависимости государственной службы с задачами, функциями, формами деятельности государства. При осуществлении служебной деятельности служащие различных органов и организаций вступают в специфические отношения, содержание которых зависит от вида службы и от организации (органа), в которой (котором) она осуществляется [7].

Так, служебными отношениями являются государственно-служебные правовые отношения, служебные отношения в общественных объединениях и иных негосударственных организациях (частных, коммерческих), в органах местного самоуправления. Специфика услуги как вида деятельности в различных организациях определяет установление в каждом конкретном случае особого статуса сотрудника.

Под государственной службой можно понимать любую работу, выполняемую в государственных органах и отличную по содержанию и форме от работы рабочих. Такой подход к государственной службе основывается на выделении двух основных форм трудовой деятельности людей: непосредственное создание материальных ценностей, товаров (рабочие) и осуществление функций по руководству, управлению, контролю, надзору, учету (служащие).

22 стр., 10934 слов

Государственная служба в таможенных органах

... принципах и условиях государственной службы, а кадровый состав образуют федеральные государственные служащие. Важность и значимость законодательного признания службы в таможенных органах видом федеральной государственной службы состоит: В подтверждении места таможенных органов в системе органов государственной власти как государственной структуры, деятельность которой ...

В последнем случае люди создают духовные ценности или выполняют функции государственных органов.

В зависимости от того, какую должность служащие занимают или в какой организации они исполняют обязанности и осуществляют функции, можно выделить следующие виды этой категории работников [9]:

) служащие государственных органов;

) служащие государственных учреждений, предприятий, организаций и объединений;

) муниципальные служащие (служащие, занимающие должности в органах местного самоуправления);

) служащие негосударственных организаций;

) служащие общественных объединений;

) служащие органов управления международных, иностранных и смешанных организаций.

Государственная и муниципальная служба может быть теоретически представлена и рассмотрена в следующих аспектах:

социальном, т.е. «государственная служба как социальная категория — это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях»;

политическом — как деятельность по реализации государственной политики, достижению выработанных всеми политическими силами государственно-политических целей и задач в обществе и государстве;

социологическом — это практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов; в этом смысле важно выявление степени эффективности государственной службы, практики и проблем ее функционирования;

правовом — юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих и компетенции государственных органов. Государственная и муниципальная служба — сложный социально-правовой институт, изучение которого требует тщательного анализа его социальных и правовых основ. Этот институт представляет собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений.

Государственная служба — комплексный правовой институт, состоящий из норм различных отраслей права и включающий в себя множество пединститутов [7]:

организационном — государственная служба связывается со структурно-функциональными элементами государственного аппарата;

государственная служба — правовая основа, позволяющая укрепить государство, усилить государственную власть и обеспечить нормальное функционирование гражданского общества;

4 стр., 1628 слов

Особенности территориальной организации транспортной системы ...

... и т.п. Уровень развития транспортной системы Российской Федерации различается по районам. Обеспеченность путями сообщения как по общей длине, так и по плотности (километров пути на 1000 км площади) отличается в десять и ...

нравственном — рассмотрение этических основ государственной и муниципальной службы

таможенный государственный правовой увольнение

1.2Нормативное правовое регулирование государственной службы

Нормативное правовое регулирование системы государственной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Государственно — служебные отношения, возникающие при реализации гражданином Российской Федерации конституционного права на равный доступ к государственной службе и ее прохождение, становятся предметом регулирования федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о государственной службе[13].

Основой обеспечения целостности системы государственной службы станут федеральные законы о системе государственной службы и государственной гражданской службе Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование государственной службы в отдельных государственных органах осуществляется посредством разработки и принятия федерального закона о дипломатической службе и федеральных законов, регламентирующих особенности прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации, органах юстиции Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно — исполнительной системы Минюста России, а также путем внесения изменений и дополнений в действующие федеральные законы о воинской обязанности и военной службе, о прокуратуре, о налоговой полиции, о таможенной службе и другие.

Законодательство субъектов Российской Федерации о государственной службе приведено в соответствие с федеральным законодательством.

Законодательство Российской Федерации, в том числе трудовое, будет применяться на основе субсидиарности по отношению к законодательству о государственной службе.

Преобразования, происходящие в системе административного права России, во многом связаны с судебной, правовой и административной реформами, проводимыми в нашей стране. Ученые продолжают обсуждать вопросы взаимосвязи государственной службы и гражданского общества[11], а также общие вопросы реформирования государственно-служебного законодательства[12].

Государственная служба — важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» по обеспечению «движения» государственного управления. Исследование теоретических проблем российской государственной службы происходило в постсоветское время в условиях стремительно развивающегося законодательства о государственной службе, появления новых доктрин, публикации множества научных трудов[14].

5 стр., 2377 слов

Федеральный закон Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

... взаимоотношения. Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) регулирует отношения, возникающие между ... объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, железнодорожные билетные ... перевозок, на железнодорожные пути, являющиеся частью инфраструктуры; управление движением ...

Реформа государственной службы не является самоцелью, ее реализация направлена ​​на обеспечение процессов строительства, формирования демократического правового государства. И в этой связи чрезвычайно важными представляются вопросы достаточной открытости, прозрачности деятельности государственных органов и дебюрократизации публичной функции.

Следовательно, государственная служба должна быть основана на принципах законности, открытости, обязательности, ответственности, а деятельность государственных органов должна осуществляться на основе нормативных актов, обеспечивающих эффективное функционирование государственного аппарата. В свою очередь, установление четких юридических процедур в функционировании государственных органов может окончательно инициировать устранение таких негативных явлений, как бюрократизм, бюрократизм, формализм и безответственность.

. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ, ЕЁ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

.1 Правовой статус Федеральной таможенной службы

Раскрывая основные элементы правового статуса Федеральной таможенной службы, определяя ее место в системе исполнительной власти в России, следует указать, что исполнительная власть осуществляется той совокупностью органов, которая закреплена в Конституции Российской Федерации, а именно: Правительством России, образуемыми в виде министерств, служб и агентств федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, важно охарактеризовать деятельность Федеральной таможенной службы — ФТС РФ как исполнительного органа — определение этой власти как проявления реализованных и применяемых свойств государственной власти.

Правовой статус ФТС определен Указом и Положением «О Федеральной таможенной службе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21августа 2004 г. № 429, а также Таможенным кодексом Российской Федерации[5].

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 Государственный таможенный комитет Российской Федерации преобразован в Федеральную таможенную службу, а его функции принятия нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации.

Содержание правового статуса ФТС как федерального органа исполнительной власти заключается в ее полномочиях по осуществлению контрольных и надзорных функций в области таможенного дела. Данные функции выражены в контроле над исполнением субъектами таможенных правоотношений требований таможенного законодательства и надзоре за ним, в выдаче разрешений (лицензий) на осуществление деятельности в области таможенного дела.

Будучи федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, Федеральная таможенная служба (ФТС России) осуществляет в соответствии с законодательством функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

5 стр., 2473 слов

Основные методы управления персоналом в таможенных органах

... результативность всего процесса управления персоналом. 1.1. Базовая модель системы управления в таможенных органах Конкретизация элементов и связей в модели управления Так, по отношению к Правительству Российской Федерации ФТС России является управляемой системой. В то же время ...

Будучи федеральным органом исполнительной власти, ФТС в своей деятельности обязана руководствоваться Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства, международными договорами России, нормативными правовыми актами Минэкономразвития России, Минфина России и Центрального банка, а также Положением о ФТС[16].

В рамках правового статуса ФТС России осуществляет свою деятельность непосредственно через таможенные органы и свои зарубежные представительства во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, Центральным банком, общественными объединениями и иными организациями. ФТС России может вступать в непосредственные отношения и с должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, с физическими лицами (например, когда должностные лица ФТС проводят дознание по факту контрабанды и во многих других случаях).

Таким образом, можно сделать следующий вывод: правовой статус Федеральной таможенной службы Российской Федерации определен Таможенным кодексом Российской Федерации 2003 г., Указом Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 и Положением о Федеральной таможенной службе 2004 г.

Содержание правового статуса ФТС состоит из надзорных и надзорных полномочий в экономической сфере, которые носят межотраслевой характер.

.2 Структура Федеральной таможенной службы

Федеральная таможенная служба в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику и правовое регулирование в области таможенного дела, а также осуществляет контрольно-надзорные функции в этой сфере.

ФТС России выполняет функции агента валютного контроля, а также специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями[9].

Федеральная таможенная служба напрямую подчиняется Правительству Российской Федерации.

Руководитель — Бельянинов Андрей Юрьевич.

Первый заместитель — Малинин Владимир Михайлович.

Заместитель — Завражнов Игорь Антонович.

Заместитель — Голендеева Татьяна Николаевна.

Заместитель — Шохин Сергей Олегович.

Заместитель — Шорников Леонид Иванович.

Главное организационно-инспекторское управление.

Главное финансово-экономическое управление.

Главное управление по борьбе с контрабандой.

Главное управление информационных технологий.

Главное управление тылового обеспечения.

Главное управление таможенных расследований и дознания.

13 стр., 6436 слов

Основы и организация таможенного дела в Российской Федерации

... масштабной таможенной реформы в Российской Федерации. Уход от административного и фискального давления в сторону всемерного содействия участникам ВЭД, отказ от тотального таможенного контроля и переход к работе на основании анализа и управления рисками, ...

Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования.

Головной офис по организации таможенного оформления и таможенного контроля.

Управление делами.

Аналитическое управление.

Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля.

Управление товарной номенклатуры.

Управление государственной службы и кадров.

Правовое управление.

Управление правового обеспечения законопроектной деятельности.

Управление собственной безопасности.

Управление таможенной статистики и анализа.

Управление таможенной инспекции.

Управление таможенного сотрудничества.

Контрольно-ревизионное управление.

Управление по связям с общественностью.

Областное таможенное управление по организации службы безопасности.

Государственным таможенным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по занимаемой им должности в таможенных органах и организациях таможенной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета, и которому в порядке, предусмотренном законом, присвоено специальное звание.

Под положением следует понимать отдельную и закрепленную часть в официальных документах организационной структуры таможенного органа с соответствующей частью компетенции этого таможенного органа, предоставляемой лицу — должностному лицу с целью ее практической реализации.

Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного таможенника, требования к его профессиональной подготовке и квалификации. Она отображает содержание выполняемой таможенным служащим работы и определяет его правовое положение в общей системе государственной таможенной службы [12].

.3 Функции Федеральной таможенной службы

Деятельность таможенных органов как органов исполнительной власти выражается в выполнении функций, возложенных на них государством.

Под функциями органа исполнительной власти следует понимать комплекс взаимосвязанных, определенных в статусе органа и основанных на непрерывном обмене информацией организационно-правовых воздействий органа, его структурных подразделений, служащих, которые обеспечивают объекты управления политической, экономической, методической ориентацией, материальными, техническими, трудовыми и другими ресурсами, направленными на достижение целей, стоящих перед системой управления в целом. Функции органа исполнительной власти производны от функций государства, они отражают материальное содержание управленческой деятельности, перечень их содержится в актах, регулирующих правовое положение органа в общей системе государственных органов[10].

18 стр., 8701 слов

Порядок и условия поступления на службу в таможенные органы Российской Федерации

... 1 Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации 1 Поступление на государственную службу в таможенные органы Российской Федерации Статья 21 Закона о государственной гражданской службе устанавливает наиболее общие требования к кандидатам на замещение должности государственной гражданской службы. К ним ...

Классификация функций управления в научной и дидактической литературе проводится разными авторами не однозначно. Основными критериями классификации являются объект и объект управления.

Объектом управления применительно к деятельности таможенных органов являются правовые, экономические и организационные основы таможенного дела, направленные на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности России, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.

Субъектами управления в сфере таможенного дела являются таможенные органы России, составляющие единую систему, в которую входят[15]:

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России).

Региональные таможенные управления Российской Федерации.

Таможни Российской Федерации.

Таможенные посты Российской Федерации.

Единство системы таможенных органов определяется единством их целей и задач по реализации единой таможенной политики на единой таможенной территории Российской Федерации.

Функции, осуществляемые субъектами управления, подразделяются на основные (отраслевые) и обеспечивающие (функциональные).

Основные функции таможенных органов России[7]:

.Участие в разработке и реализации таможенной политики, а также участие в разработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через границу России.

.Защищать экономические интересы и гарантировать в пределах своей компетенции экономическую безопасность государства, которая является экономической основой суверенитета России.

.Содействие в реализации мер по защите безопасности государства, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите интересов российских потребителей импортных товаров.

.Применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений, взимания таможенных пошлин, налогов и других таможенных платежей, обеспечение разрешительной процедуры перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

.Осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, а также создание благоприятных условий для ускорения оборота товаров.

.Ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

14 стр., 6962 слов

Служба в таможенных органах

... Российской Федерации. Специальные звания и должности сотрудников таможенных органов 1. Гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов (далее - специальные звания): 1) прапорщик таможенной службы; 2) старший прапорщик таможенной службы; 3) младший лейтенант таможенной службы; ...

.Осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

.Борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу России.

.Пресечение незаконного оборота наркотиков, оружия, предметов художественного, исторического и археологического наследия народов России и зарубежных стран, интеллектуальной собственности, исчезающих видов животных и растений.

.Содействие в борьбе с международным терроризмом.

.Соблюдение международных таможенных обязательств России.

.Участие в разработке международных договоров, касающихся таможенной деятельности.

.Сотрудничество с другими органами, занимающимися таможенными вопросами.

Вспомогательные функции таможенных органов включают персонал, финансовое планирование, материально-технические и другие организационные функции.

Возложенные на них функции осуществляются таможенными органами как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государственными органами, компаниями, учреждениями и организациями, а также с гражданами. При этом государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам в выполнении возложенных на них задач, в том числе путем создания для этого соответствующих условий. Это касается, прежде всего, финансовых и налоговых органов, органов пограничной службы, транспортных органов и многих других, которые тесно связаны в функциональном отношении с таможенными органами[14].

Содержание деятельности таможенных органов — выполнение ими своих функций по осуществлению таможенных пошлин в стране. Способов реализации этих функций много, поэтому форму деятельности нужно характеризовать, прежде всего, как часть, точнее сказать — одну из частей, на которые можно разделить деятельность таможенных органов по реализации возложенных на них функций. Причем эта часть деятельности, во-первых, должна быть как-то объективно выражена, а во-вторых, должна отличаться от других подобных форм деятельности.

. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

.1 Поступление на государственную службу в таможенные органы Российской Федерации

Процедура конкурсного отбора в таможенных органах установлена приказом ФТС РФ от 08.09.2006 № 858 «Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядке и сроках работы конкурсных комиссий в таможенных органах Российской Федерации».

Гражданин, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган необходимые документы[13]:

) заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

) паспорт;

) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации;

) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

) документ об образовании;

) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Информация, представленная гражданином руководителю государственного органа, подлежит проверке в соответствии с федеральным законом.

Документы для участия в конкурсе представляются в таможенные органы в течение одного месяца со дня объявления о приеме.

Для проведения конкурса актом уполномоченного государственного органа формируется конкурсная комиссия. Конкурсная комиссия состоит из президента, вице-президента, секретаря и членов комиссии. В ее состав входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (представители кадровой службы; представители юридической (правовой) службы; а также гражданские служащие из подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы).

В состав конкурсной комиссии обязательно должны входить независимые эксперты. Количество независимых экспертов должно составлять не менее четверти от общего количества членов конкурсной комиссии. В качестве независимых экспертов могут выступать представители научных и образовательных учреждений либо других организаций, которые являются специалистами по вопросам, связанным с гражданской службой[8].

При проведении конкурса документов комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, переходе на государственную службу и другой трудовой деятельности.

Соревнования завершаются государственным квалификационным экзаменом, который проводит конкурсная комиссия.

При проведении конкурса могут использоваться индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей и иные не противоречащие действующему законодательству методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов.

Решение конкурсной (государственной конкурсной) комиссии принимается в отсутствие кандидата. Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если в нем участвует не менее двух третей ее состава. Решения комиссии принимаются тайным или открытым голосованием простым большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на собрании. При равенстве голосов членов конкурсной (государственной конкурсной) комиссии при тайном голосовании проводится повторное, открытое голосование. В случае равенства голосов между членами конкурсной комиссии при открытом голосовании мнение ее председателя является решающим.

Сотрудниками таможенных органов в соответствии со статьей 6 Закона о службе в таможенных органах могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы.

Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством Российской Федерации[9].

Испытательный срок до шести месяцев может быть установлен для гражданина, поступающего на службу в таможенные органы, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки и должности, на которую он поступает. В этом случае гражданин назначается на соответствующую должность стажером без присвоения ему специального звания.

Продолжительность теста указывается в порядке записи. Срок испытательного срока может быть сокращен по решению руководителя таможенного органа, назначившего указанного гражданина на должность.

Порядок и условия прохождения испытания устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы.

Для выпускников образовательных учреждений Федеральной таможенной службы, а также для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе, испытание не устанавливается.

.2 Прохождение государственной службы в таможенных органах Российской Федерации

Рассмотрим признаки служебного контракта, определяющие его специфику как особого вида трудового соглашения.

Во-первых, сторонами служебного контракта являются представитель нанимателя и гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу.

Во-вторых, служебный контракт — это соглашение о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы, т.е. о выполнении специфической трудовой функции. Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя и является составной частью административного регламента государственного органа. Закон запрещает требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом[14].

В соответствие со служебным контрактом представитель нанимателя обязуется: предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы и замещения определенной должности гражданской службы; своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание; предоставить ему государственные социальные гарантии.

Другая сторона служебного контракта — гражданин, поступающий на гражданскую службу, принимает на себя обязанности: исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; и соблюдать установленный в государственном органе служебный распорядок.

Служебный контракт должен содержать наименования его сторон.

Перечень существенных или необходимых условий служебного контракта[15]:

) во-первых, к таким условиям законодатель относит наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. Трудовая функция гражданского служащего в служебном контракте определяется замещаемой им должностью;

) во-вторых, к числу существенных условий служебного контракта отнесено условие о дате начала исполнения должностных обязанностей. Если в служебном контракте не оговорен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу, который вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем;

) существенным условием служебного контракта также являются права, обязанности гражданского служащего и должностной регламент;

) к числу существенных условий служебного контракта виды и условия медицинского страхования гражданского служащего, а также иные виды его страхования;

) существенным условием служебного контракта являются также права и обязанности представителя нанимателя;

) к числу существенных условий служебного контракта относятся и условия профессиональной служебной деятельности, а также компенсации и льготы, предусмотренные за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

) условие о режиме служебного времени и времени отдыха необходимо включать в служебный контракт только в том случае, если он для конкретного гражданского служащего отличается от служебного распорядка, установленного в государственном органе;

) безусловно относятся к существенным условия оплаты труда гражданского служащего. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из[6]:

а) месячного оклада по занимаемой должности (должностной оклад);

б) месячного оклада в соответствии классным чином гражданского служащего (оклад за классный чин);

в) ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Закон запрещает одностороннее изменение условий служебного контракта. Это правило относится к любым условиям, т.е. как существенные, так и дополнительные условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон в письменной форме.

Служебный контракт может быть срочным и заключенным на неопределенный срок.

Максимальный срок действия срочного служебного контракта не должен превышать пяти лет, минимальный срок служебного контракта — один год.

Обязанности сотрудника таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией. Порядок разработки и утверждения должностных инструкций устанавливается руководителем Федеральной таможенной службы[5].

Сотрудник таможенного органа, допустивший нарушение должностных обязанностей, может быть временно, не более чем на один месяц, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного довольствия.

За нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов.

Права, обязанности и ответственность начальника таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются Дисциплинарным уставом таможенной службы, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Сотрудники таможенных органов в целях представительства и защиты прав и законных интересов, связанных с исполнением своих обязанностей, могут объединяться или вступать в профсоюзы.

.3 Увольнение с государственной службы в таможенных органах Российской Федерации

Статья 33 Закона о гражданской госслужбе закрепляет перечень общих оснований прекращения служебного контракта с гражданским служащим, освобождения его от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы. Понятие «прекращение служебного контракта» используется законодателем в тексте данной статьи наряду с близким по смыслу, но не тождественным понятием «расторжение служебного контракта».

Термин «расторжение служебного контракта» используется при случаях прекращения служебного контракта по инициативе одной из его сторон — гражданского служащего либо представителя нанимателя (либо по соглашению сторон).

Понятие «прекращение служебного контракта» является более широким и охватывает все случаи окончания его действия, в том числе смерть работника и другие обстоятельства, независящие от воли сторон этого контракта. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности означает прекращение исполнения им служебных обязанностей по соответствующей должности гражданской службы. Это понятие в свою очередь следует разграничивать с термином «увольнение с гражданской службы». В ряде случаев освобождение от замещаемой должности не влечет за собой увольнения с государственной гражданской службы[11].

Нужно отметить, что данная статья закрепляет лишь общий перечень оснований прекращения служебного контракта, а порядок условия его прекращения по каждому конкретному основанию устанавливается другими нормами Закона. В этой связи положения данной статьи носят отсылочный характер[19]:

) прежде всего служебный контракт с гражданским служащим может быть расторгнут по соглашению его сторон;

) другим основанием прекращения служебного контракта является расторжение по инициативе гражданского служащего;

) в строго определенных законом случаях служебный контракт может расторгаться и по инициативе представителя нанимателя;

) в случае перевода гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида служебный контракт с ним прекращается по соответствующему основанию, а на новом месте службы — заключается новый контракт;

) прекращение служебного контракта может иметь место в связи с сокращением должностей гражданской службы или ликвидации государственного органа;

) в соответствии со статьей 29 Закона условия служебного контракта (за исключением должностных обязанностей гражданского служащего) могут изменяться представителем нанимателя в одностороннем порядке в случаях изменения существенных условий служебной деятельности в целом;

) перевод на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением осуществляется согласно правилам статьи 28 Закона;

) служебный контракт может прекращаться в связи с отказом гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

) служебный контракт с гражданским служащим может прекращаться по обстоятельствам, независящим от воли сторон;

) отдельно выделяется прекращение служебного контракта в связи с нарушением установленных действующим законодательством обязательных правил заключения служебного контракта;

) дополнительные основания прекращения служебного контракта с гражданским служащим;

) другим специальным основанием прекращения служебного контракта с гражданским служащим является несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных на государственной гражданской службе;

) в качестве отдельного основания прекращения служебного контракта Закон называет нарушение запретов, связанных с гражданской службой;

) служебный контракт с гражданским служащим прекращается в связи с отказом от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

Сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по следующим основаниям[10]:

) по собственному желанию до истечения срока контракта;

) по достижении предельного возраста;

) по выслуге срока службы, дающего право на пенсию;

) по окончании срока службы, предусмотренного контрактом;

) в связи с проведением организационно-штатных мероприятий;

) в связи с переводом в другой государственный орган.

) в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

) по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах;

) по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах;

) в связи с признанием аттестационной комиссией указанного сотрудника не соответствующим занимаемой должности;

) за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины.

Перечень грубых нарушений служебной дисциплины, а также определение понятия «систематические нарушения служебной дисциплины» даются в Дисциплинарном уставе таможенной службы;

) в связи с осуждением за преступление на основании вступившего в законную силу приговора суда;

) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основаниям, перечисленным пунктами 2, 5, 8 — 13, осуществляется по инициативе начальника соответствующего таможенного органа.

Не допускается увольнение со службы сотрудника таможенного органа по инициативе начальника таможенного органа в период нахождения указанного сотрудника в очередном отпуске или в период болезни[11].

Увольнение со службы сотрудника таможенного органа по основанию, предусмотренному пунктом 3, осуществляется по инициативе сотрудника таможенного органа или с его согласия.

Сотрудники таможенных органов могут состоять на службе в таможенных органах до достижения ими возраста:

) прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы, младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы — 50 лет;

) майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы — 55 лет;

) генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации — 60 лет.

Сотрудники таможенных органов — женщины по своему желанию могут состоять на службе в таможенных органах на пять лет меньше срока, указанного выше[18].

Срок пребывания на службе в таможенных органах сотрудников таможенных органов, достигших предельного возраста, может быть продлен руководителем Федеральной таможенной службы в каждом конкретном случае до пяти лет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Достижение роста российской экономики требуют поиска новых подходов к исполнению возложенных на таможенную службу функций.

Система таможенных органов регулируется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, — Федеральной таможенной службой России.

Она входит в структуру федеральных органов исполнительной власти.

Под прохождением государственной таможенной службы следует понимать совокупность юридических фактов, характеризующих служебно-правовое положение государственных таможенных служащих и его динамику. К таким фактам относится: поступление на таможенную службу, назначение на должность, присвоение специального звания, заключение контракта, служебная аттестация, перемещение по службе и др.

Понятие «прохождение службы» следует рассматривать в двух аспектах: временном и содержательном. Временной аспект прохождения службы охватывает период времени, начинающийся с момента поступления на таможенную службу и заканчивающийся прекращением служебных отношений, т. е. оставлением службы.

Содержательный аспект прохождения службы характеризует динамику служебно-правового положения таможенного служащего в указанный временной период, иными словами — этапы прохождения таможенной службы. Причем каждый этап прохождения службы должен быть тщательно регламентирован в нормативных актах.

Иначе не возможно будет обеспечить высокий уровень организации таможенной службы и ее эффективность.

Таким образом, в ходе написания данной курсовой работы была достигнута поставленная цель — изучены особенности государственной службы в таможенных органах.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

дано определение понятию государственной службы;

рассмотрено нормативно — правовое регулирование государственной службы;

определен правовой статус Федеральной таможенной службы;

охарактеризована структура Федеральной таможенной службы;

изучены функции Федеральной таможенной службы;

составлена схема поступления на государственную службу в таможенные органы Российской Федерации;

выявлена система прохождения государственной службы в таможенных органах Российской Федерации;

представлена схема и порядок увольнения с государственной службы в таможенных органах Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/po-rabote-v-tamojennyih-organah/

1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации. 26.01.2009.№4.Ст.445.

.Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ с изм. 17.09.2009 [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 22.

.О службе в таможенных органах Российской Федерации: Федеральный закон от 21.07.1997 № 114 — ФЗ с изм. 09.02.2009 [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации. — 2007. — № 30. — Ст. 3586.

.Аверченко Л., Богдан Н. К государственному управлению — по конкурсу. М., 2011. — 226 с.

.Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Д.Н. Бахрах. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2011. — 607 с.

.Бородин С.С. Административное право. Общая и особенная часть / С.С. Бородин; С.С. Громыко.-СПб.;ГУАП, 2011- 432с.

.Габричидзе Б. Н., Коланда В. М. Принцип профессионализма в государственной службе//ГиП. 2011. — 169 с.

.Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы//ЖРП. 1998. №7. М., — С.24-36: Контракт; Инфра-М., 2008 — 254 с.

.Гришковец А.А. Проблемы реформы государственной службы в РФ//ГиП. 2011. — 401 с.

.Зотова Е. Практика применения законодательства о государственной гражданской службе. М., 2010. — 331 с.

.Лазарев Б.М. Государственная служба./М.М. Славин.- М.:Инс-т гос-ва и права РАН, 2013. -216с.

.Максимова Л. О государственной гражданской службе. М., 2010. — 247 с.

.МанохинВ.М.Советская государственная служба /В.М. Манохин.- М.: Юрид. лит, 2009.-195с.

.Овсянко, Д.М. Государственная служба Российской Федерации: Учеб.пособие. — М.: Юристъ, 2010 — 301 с.

.Старилов Ю.Н. Государственная служба РФ: теоретико-правовое исследование. — Воронеж изд-во ВГУ, 2009 — 456с.

.Столярова В. Проблемы государственной гражданской службы. М., 2009. — 119 с.

.Чиканова Л.А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе. М., 2010. — 251 с.

.Харитонова О. Итоги таможенной реформы. М., 2010. — 228 с.