Грузовая единица. Понятие, роль в логистике, основные характеристики. Пакетирование грузовых единиц

Контрольная работа

Логистика — это планирование, организация и контролирование всех видов деятельности по перемещению и складированию, которые обеспечивают прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления.

Груз — объект перевозки транспортными средствами, принимаемый грузоперевозчиком в установленном порядке, за своевременность доставки и сохранность которого он несет ответственность в соответствии с транспортным законодательством РФ.

Тема данной контрольной работы: «Грузовая единица. Понятие, роль в логистике, основные характеристики. Пакетирование грузовых единиц».

Основной целью данной контрольной работы является рассмотрение грузовой единицы, как элемента логистического процесса.

В соответствии с целью были сформулированы

  1. Рассмотреть понятие и роль грузовой единицы в логистике;

2) изучить основные характеристики грузовых единиц;

3) рассмотреть пакетирование грузовых единиц.

Анализируя выбранную тему и связь её с сегодняшним днём, можно сказать, что в современном обществе изучение выбранной темы необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.

Актуальность данной работы заключается в том, что при изучении грузовой единицы в современных условиях на первый план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек, благодаря эффективному использованию материально-технической базы участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока. Логистика позволяет связать экономические интересы производителя продукции и ее потребителя.

1 Понятие грузовой единицы и её роль в логистике

Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица — это некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица — это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое. Формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.

Правильное решение по выбору грузовой единицы при проектировании логистического процесса обеспечивает:

  • единовременное транспортирование большего количества товара;
  • эффективное использование площади и объема склада;
  • возможность использования стандартного оборудования при погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских (ПРТС) работах;
  • ускорение ПРТС работ;
  • минимизацию риска повреждения товара;
  • повышение безопасности логистических процессов.

Грузовая единица или единичный груз – некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу, т.е. это объединение продукции в стандартных упаковках. Грузовая единица – это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы частников логистического процесса в единое целое.1

13 стр., 6064 слов

Информационные технологии в транспортном обеспечении логистических процессов

... исследования: Логистические информационные системы России. Предмет исследования: Информационные технологии в логистики. Раздел 1. Теоретические основы информационных технологий в транспортной логистике 1.1 Информационные технологии и логистическая информационная система Термин «информационные технологии» вошёл в научный лексикон около 20 лет назад. В отечественных энциклопедиях, изданных в 70-е ...

Существенными характеристиками грузовой единицы являются:

  • размеры грузовой единицы;
  • способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

2 Характеристики грузовых единиц

2.1 Размер грузовых единиц

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

Наиболее распространенным является использование паллет ( деревянных поддонов со стандартным размером 1,2 х 1 м, используемых для более удобного перемещения продукции) и контейнеров (металлических коробов обычно длиной 6,5 м или 13 м для перемещения самых разных товаров).

Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары. Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой.

В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Базовый модуль – прямоугольник со сторонами 600×400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т.п.

На рисунке 1 приведена схема использования единого базового модуля. Данное использование позволяет согласовать размеры материально-технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.

Рис. 1. Схема использования основного модуля на разных стадиях логистического процесса

Перевозка стандартных грузов гораздо легче, чем обработка грузов самых разных размеров и форм. Одно из очевидных преимуществ стандартного упаковывания – более легкая грузопереработка. Если компания всегда использует грузы стандартных размеров, она может намного эффективнее применять оборудование для грузопереработки. Размещение всех видов продукции в контейнерах означает, что компании приходится перемещать только контейнеры, а не заниматься перемещением каждого груза отдельно.

41 стр., 20050 слов

Экономическое обоснование мероприятий по снижению себестоимости ...

... себестоимость перевозок определяется для отдельных видов транспортной работы, за единицу которой принимаются: по перевозкам на грузовых ... тарифным группам с целью установления размера транспортных расходов. Расшифровка этого понятия ... является наиболее ресурсоемким транспортным сектором. Снижение затрат на основе оптимизации затрат ... должна развиваться и искать свой путь развития. Чтобы развиваться, оно ...

Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути движения.

На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.

Рис. 2. Размещение транспортной тары различного размера на поддоне 1200х800 мм: а) тары прямоугольного сечения; б) тары круглого сечения

Можно выделить два основных вида грузовых единиц:

  • первичная грузовая единица — груз в транспортной таре, например, в ящиках, бочках, мешках и т.п.,
  • укрупненная грузовая единица — грузовой пакет, сформированный на поддоне из первичных грузовых единиц, то есть грузов в транспортной таре.

Первичная грузовая единица проходит каналы товародвижения, как правило, без переформирования, т. е. ящик из гофрированного картона с конфетами, упакованный на кондитерской фабрике, скорее всего, пройдет всех оптовиков и дойдет до магазина нераспечатанным. Укрупненная грузовая единица, сформированная из ящиков с конфетами на этой же фабрике, на какой либо стадии товародвижения, скорее всего, будет расформирована, возможно, при подборе ассортимента у первого же оптовика.1

Расформирование грузовой единицы ведет к дополнительным издержкам. Поскольку вероятность расформирования прямо пропорциональна ее размерам, то, очевидно, что сокращение размеров снижает издержки данного вида.

С другой стороны, известно, что расходы, связанные с погрузкой, разгрузкой и транспортировкой грузовой единицы обратно пропорциональны ее массе и, соответственно, размеру. Таким образом, при выборе размеров грузовой единицы необходим поиск компромисса.

Задача выбора размера грузовой единицы может решаться как на уровне склада отдельного предприятия, так и при формировании сквозной логистической цепи. При этом следует принимать во внимание тенденцию укрупнения грузовых единиц в перевозках.

2.2 Пакетирование грузовых единиц

Способность грузовых единиц сохранять целостность и первоначальную геометрическую форму в процессе выполнения разнообразных логистических операций достигается пакетированием.

Пакетирование – это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Пакетирование обеспечивает:

  • сохранность продукта на пути движения к потребителю;
  • повышение эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;
  • максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта за счет повышения плотности хранения;
  • возможность перегрузки без переформирования;
  • безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой; пакетирование с помощью термоусадочной пленки и др.1

8 стр., 3603 слов

Пакетирование. Пакетный способ перевозки грузов

... грузовых мест из пакета без нарушения крепления и контрольных знаков. Контрольными знаками являются пломба с наименованием отправителя, контрольная лента, скрепленная в замок, усадочная пленка. Предъявление к перевозке грузов ...

Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Метод основан на способности полимерной пленки сокращаться под воздействием температуры, превышающей температуру размягчения полимера, не менее чем на 20%. На поддоне (или без него) формируют грузовой пакет из штучных грузов, который обертывают или обандероливают полимерной пленкой. После кратковременного нагревания пленка остывает, ее поверхность сокращается (температура усадки пленки — 250º С, выдержка — 40 секунд).

Усадка пленки вызывает ее натяжение вокруг груза, что способствует сохранности геометрической формы пакета в процессе совершения с ним различных операций.

Применяется полиэтиленовая, поливинилхлоридная, полипропиленовая или полистироловая пленка, толщиной от 0,015 до 0,2 мм с усадкой до 80%

Преимущества метода пакетирования с помощью термоусадочной пленки:

1. Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость к вибрации и сотрясениям при транспортировке и перегрузках. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов (рис. 3).

В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом.

Рис. 3.Повышенная устойчивость грузового пакета, упакованного термоусадочной плёнкой

Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.

2. Возможность пакетирования грузов различных по размеру и по форме.

Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.

3. Сравнительно низкие затраты труда.

При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3 — 4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.

Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также даст экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.

Возможности пакетирования с помощью термоусадочной пленки образно охарактеризовал, американский инженер и ученый Т. Аллегри: «На одном из предприятий автор демонстрировал отливку картера двигателя, которая была упакована в усадочную пленку толщиной 150 мкм (0,15 мм).

Вилочный погрузчик, оборудованный поворотным грузозахватным приспособлением, поднял картер от земли и перевернул его на 180 градусов без всякого ущерба для груза.»

Наряду с преимуществами, необходимо отметить и недостатки пакетирования с помощью термоусадочной пленки:

  • невозможность пакетирования замороженных продуктов;
  • отсутствие защиты продукции от механических повреждений при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских операций (особенно важно для продукции, упакованной в стеклянную тару).
    17 стр., 8201 слов

    Организация перевозок грузов

    ... на груз, креплений, проверить соблюдение габаритности погрузки: вычертить эскиз погрузки груза 1.1 Классификация, характеристика и организация перевозок массового груза Исходные данные: Груз ... и складских операциях. Предназначены для пакетирования тарно-штучных грузов, сыпучих материалов и изделий, сельскохозяйственной продукции и других грузов. Стандартами установлены типы, основные параметры и ...

Заключение

Объектом изучения логистики являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Актуальность дисциплины и возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводяших систем, которые открывает использование логистического подхода. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.