Особенности рабочего времени работников транспорта

Контрольная работа

Развитие рыночных отношений увеличивает ответственность и самостоятельность компаний в разработке и принятии управленческих решений по безопасности и эффективности их работы. Это требует экономически грамотного управления своей деятельностью, что во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, углубляются и систематически изучаются факторы изменения результатов деятельности, мотивируются планы и решения управления. Осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия и составляется стратегия его развития. Эффективное управление персоналом невозможно без адекватной информации. Поэтому в процессе деятельности предприятия регулярно собираются данные, характеризующие различные аспекты состояния трудовых ресурсов, и проводится их детальный анализ. В нем рассматривается информация о различных сторонах управления трудовыми ресурсами предприятия — производительности, издержках на рабочую силу, профессиональном обучении, динамике рабочей силы и т.д.

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объём и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин механизмов и как результат — объём производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Задача экономического анализа трудовых ресурсов — выявить параметры более тонкого развития этой системы, что особенно важно в рыночных условиях. Ведь выживание фирмы в сложной конкурентной борьбе зависит от возможности быстрой реорганизации производства, в которой трудовые ресурсы фирмы играют важнейшую роль.

Актуальность темы курсовой работы определяет роль эффективного использования рабочего времени, обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, выявление непроизводительных затрат рабочего времени, эффективности использования трудовых ресурсов, выявление резервов рабочего времени.

1. ПОНЯТИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ

Режим рабочего времени — это порядок распределения нормы рабочего времени работника в конкретной организации в течение определенного календарного периода (сутки, неделя, месяц и т.д.).

Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, — трудовым договором (ст. 100 ТК РФ).

14 стр., 6597 слов

Оперативное управление транспортным цехом предприятия. Оценка ...

... исследования являются работы отечественных ученых в области экономической теории и вопросов менеджмента, связанные с финансово-экономической деятельностью предприятия и оперативного управления. 1. Оперативное управление транспортным цехом предприятия. Оценка эффективности управления 1.1 Методологические основы управления транспортным цехом предприятия. Особенность ...

Видами режима рабочего времени являются:

  • ненормированный рабочий день;
  • работа в режиме гибкого рабочего времени;
  • сменная работа;
  • разделение рабочего дня на части.

Режим рабочего времени в соответствии с ч. 1 ст. 100 ТК РФ может устанавливаться следующими документами:

  • правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с коллективным договором и (или) иными соглашениями;
  • трудовым договором, если режим работы работника отличается от общего режима в организации.

Нерегулярный рабочий день — это особый режим работы, при котором отдельные работники могут по распоряжению работодателя, если это необходимо, время от времени привлекаться к выполнению своих рабочих функций вне установленного рабочего времени. Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников (ст. 101 ТК РФ).

Привлекать к работе работника, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания (письмо Роструда от 07.06.2008 N 1316-6-1).

Перечень должностей, которым установлен ненормированный рабочий день, работодатель вправе определить самостоятельно, зафиксировав в локальном нормативном акте (ст. 101 ТК РФ).

С актом необходимо ознакомить работников под роспись.

Установление определенным категориям работников ненормированного рабочего дня, помимо локальных нормативных актов работодателя, регулируется также иными нормами, например:

  • п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15);
  • п.

37 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов (утв. Приказом МПС России от 05.03.2004 N 7).

В трудовой договор с работником, которому устанавливается ненормированный рабочий день, необходимо включать условие о таком режиме работы (абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон (ст. 102 ТК РФ).

Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других).

13 стр., 6133 слов

Особенности регулирования труда работников транспорта

... ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА Поскольку транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности, трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых ...

Установление такого режима должно быть закреплено в локальном нормативном акте (ст. 100 ТК РФ) и (или) в трудовом договоре с работником.

Основным элементом такого режима являются скользящие (гибкие) графики работ. В соответствии с п. 2.1 Рекомендаций по применению режимов такие графики включают в себя:

  • фиксированное время (в течение которого работник обязан находиться на рабочем месте);
  • переменное (гибкое) время в начале и конце рабочего дня (в течение которого работник самостоятельно решает, когда приступить к работе или окончить ее);
  • перерыв для питания и отдыха (не включается в рабочее время);
  • продолжительность учетного периода (в течение которого работник должен отработать норму рабочего времени, установленную для данной категории лиц).

При использовании режима гибкого рабочего времени применяется суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ), а на работодателя возлагается обязанность по организации условий для отработки работником суммарного количества рабочих часов. При введении суммированного учета работник должен отработать в течение учетного периода (рабочего дня, недели, месяца, квартала, но не более чем одного года) установленное законом для данной категории работников суммарное количество часов.

При необходимости гибкий режим рабочего времени может быть введен после заключения трудового договора, например, после обращения работника с просьбой о его установлении.

При согласии работодателя заключается дополнительное соглашение с указанием составных элементов гибкого режима рабочего времени.

Сменная работа — работа в две, три или четыре смены — вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При посменной работе каждая группа рабочих должна выполнять работу в течение установленной продолжительности рабочего времени согласно сменному графику.

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. График смен, как правило, является приложением к коллективному договору.

Графики смен доводятся до сотрудников не позднее, чем за месяц до их вступления в силу.

Работа в течение двух смен подряд запрещается (ст. 103 ТК РФ).

2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА

Транспортные средства представляют собой источники повышенной опасности, поэтому трудовое законодательство предъявляет особые требования к приему на работу, рабочему времени, времени отдыха и дисциплине труда лиц, работа которых непосредственно связана с движением транспортных средств. Целью этих требований является минимизация возможности причинения вреда людям с использованием транспортных средств, другим людям и окружающей среде. Необходимостью обеспечения круглосуточной деятельности соответствующих служб, разъездным характером работы, невозможностью ежедневного возвращения к месту постоянного жительства, а также особенностями условий труда обусловлено введение особых режимов труда для данной категории работников.

5 стр., 2116 слов

Страхование средств воздушного транспорта

... транспортные средства, здания, сооружения, постройки, включая имущество физических и юридических лиц, сельскохозяйственные угодья, животных и т.д.) и багажа, принадлежащего третьим лицам (реальный ущерб). По экипажу: Договор страхования, ... к полетам) и зарегистрированные в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации; воздушные суда любых видов и типов (самолеты, вертолеты ...

В законодательстве отсутствует понятие работы, непосредственно связанной с обращением транспортных средств. Чаще всего под работой, связанной с движением транспортных средств, понимается работа, состоящая в управлении транспортным средством либо техническом обслуживании транспортного средства, относящегося к железнодорожному, автомобильному, водному, воздушному транспорту или городскому электротранспорту.

Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утверждается федеральными органами исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /под ред. Ф.Н. Филиной.- М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.-С.153..

Порядок профессионального отбора и повышения квалификации работников, принимаемых на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, определяется федеральным органом исполнительной власти в отрасли соответствующего вида транспорта.

В частности, порядок профессиональной подготовки водителей автомобильного транспорта определяется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10 декабря 1995 №196-ФЗ [ред. от 30.12.2008] //СЗ РФ.-1995.- №50.- ст.4873; СЗ РФ.-2009.- №1.- ст.21..

Для железнодорожного транспорта порядок профессионального отбора, определения психофизиологических качеств, профессиональной пригодности устанавливается положением о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств на право управления локомотивом и многоместным подвижным составом на железных дорогах России. Вопросы профессионального отбора и обучения работников воздушного транспорта регулируются Воздушным кодексом Российской Федерации и системой законодательных актов, изданных в развитие положений Кодекса.

Работодатель обязан при приеме на работу, связанную с обращением транспортных средств, запросить у работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки. Таким документом может быть диплом, удостоверение, свидетельство.

Обязательным условием заключения трудового договора с лицами, нанятыми для работы, непосредственно связанной с обращением транспортных средств, является обязательное предварительное медицинское обследование работника, в соответствии со статьями 69, 213 ТК РФ.

Лица, не прошедшие в установленном порядке предварительный медицинский осмотр, не могут быть допущены к работе непосредственно в связи с движением транспортных средств.

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ РАБОТНИКОВ ТРАНСПОРТА

В соответствии со ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени при выполнении работ, непосредственно связанных с движением транспорта, а также с вредными и (или) опасными условиями труда.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. Однако установление этих особенностей не может ухудшать положение работников транспорта по сравнению с ТК РФ.

6 стр., 2913 слов

Гравитационные и пневматические транспортные установки подземного транспорта

... вертикальных выработках (рудоспусках). Гравитационный транспорт характеризуется динамичностью грузопотока, ... затворами движение руды при загрузке ее в транспортные ... сводообразованию. Если несколько рабочих горизонтов обслуживаются одним ... средством т, ля снижения действия сил внутреннего трения. Чем больше наклон, тем выше производительность, но при наклоне более 20° возможно самопроизвольное движение ...

Постановлением Минтруда РФ N 16 от 25 июня 1999 года утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, которое действует с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Минтруда РФ от 23 октября 2001 года N 77. В нем имеются условия, которые создают более благоприятные условия труда, чем предусмотрены ТК РФ. В соответствии с п. 7 данного Положения работодатель не может произвольно вводить суммированный учет рабочего времени.

Сводный учет рабочего времени автомобилиста может быть внесен работодателем по согласованию с профсоюзным органом организации, а в его отсутствие — по согласованию с работником.

Решение работодателя о введении суммарного рабочего времени должно быть мотивированным, оно может быть обжаловано работниками, их представителями в лице профсоюзов в суде.

Как правило, сводный учет рабочего времени автомобилистов вводится за календарный месяц.

Исключение из этого правила составляют случаи перевозки пассажиров на туристическом курорте в летне-осенний период и на другом транспорте, относящемся к сезонным работам. Для сезонных работ отчетный период может быть установлен до шести месяцев. Тогда как в соответствии со ст. 104 ТК РФ учетный период может устанавливаться сроком до одного года. Следовательно, в данном случае должно применяться специальное правило, которое создает более благоприятные условия для автомобилистов, чем общее правило.

В п. 8 названного Положения установлено правило о том, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. В исключительных случаях, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если время в пути превышает 12 часов, на рейс необходимо отправить двух водителей.

В соответствии с п. 11 рассматриваемого Положения ненормированный рабочий день может быть установлен водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных работах, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях. Решение о введении ненормированного рабочего дня должно приниматься работодателем по согласованию с профсоюзом, действующим в организации, а в его отсутствие — по согласованию с работником.

Таким образом, решение работодателя о введении ненормированного рабочего дня может быть принято только по отношению к водителям, занятым на перечисленных в п. 11 Положения работах, и только по согласованию с представителями работников, а при их отсутствии — по согласованию непосредственно с работниками. Работники и их представители в лице профсоюзов могут обжаловать решение работодателя о введении ненормированного рабочего дня в суде.

В свою очередь, ст. 101 ТК РФ условие о ненормированном рабочем дне позволяет установить по отношению ко всем работникам организации соглашением, коллективными договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Конечно, общее правило не распространяется и на автомобилистов, поскольку специальное правило предусматривает более благоприятные условия для рабочих, чем общее.

22 стр., 10871 слов

Организация работы автобусов на городском маршруте

... маршруты для путешественников и туристов. Цель написания курсового проекта является организация работы автобуса на городском маршруте «Луговая-3-я Рабочая ... 86% перевозок пассажиров в городах. Городской транспорт в городах России получил ... и отправления и помогают водителям определять правильный маршрут даже за границей. ... интервалы движения даже в непиковые периоды. Высокая проходимость пассажиров на ...

В состав рабочего времени водителей включаются следующие периоды:

1) время управления автомобилем, которое не должно превышать 9 часов в день;

2) периоды остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных остановках продолжительностью не менее 15 минут;

3) время, необходимое для подготовительно-заключительных работ перед выездом на линию и после возвращения с нее;

4) периоды медицинских осмотров перед выездом водителей на линию и после возвращения с линии;

5) периоды стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

6) периоды простоев не по вине водителя, например при отсутствии горюче-смазочных материалов;

7) периоды по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

8) периоды охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены в трудовом договоре, заключенном с водителем.

В соответствии со ст. 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, помимо ТК РФ регламентируется положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами. Для достижения перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей, в частности для обеспечения жизни и здоровья других людей, по отношению к работникам, выполняющим работу, непосредственно связанную с движением транспорта, могут быть предусмотрены дополнительные меры дисциплинарной ответственности, например перевод с их согласия на другую работу, которая не связана с движением транспорта.

Отличительным критерием правового регулирования труда транспортников является особенность выполняемой ими трудовой функции. Рабочие обязанности этих работников связаны с выполнением действий, которые создают большую опасность для окружающих. В целях защиты их прав трудовым законодательством предусмотрены особые условия для выполнения работ, непосредственно связанных с передвижением транспортных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

рабочее время правовой трудовой

Резюмируя данную работу, можно сделать следующие выводы:

Обязательным условием заключения трудового договора с лицами, нанятыми для работы, непосредственно связанной с обращением транспортных средств, является обязательное предварительное медицинское обследование работника.

В трудовом договоре, заключаемом с водителем автотранспортного средства, сторонам необходимо предусмотреть: будет ли он работать на автомобиле определенной грузоподъемности или на любом автомобиле из числа имеющихся с учетом наличия у водителя прав на управление соответствующими транспортными средствами.

30 стр., 14559 слов

Курсовая работа оценка транспортных средств

... объектов, которые относятся к движимому имуществу. Целью курсовой работы является изучение теоретических и методологических основ оценки стоимости машин, оборудования и транспортных средств. Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. ...

В ч. 2 ст. 328 ТК РФ в качестве обязательного требования приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, установлено прохождение предварительного медицинского осмотра.

Трудовым кодексом РФ (ст. 213) установлено, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. Лица младше 21 года должны ежегодно проходить медицинские осмотры.

Одним из ключевых факторов обеспечения безопасности дорожного движения является здоровье водителя.

Необходимо строго соблюдать режим труда и отдыха водителей ТС. Правильная организация работы сотрудников, управляющих транспортным средством, — одно из ключевых звеньев предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

При заключении трудовых договоров с работниками необходимо учитывать правила, устанавливающие режим работы и отдыха водителей.

Работодатель несет ответственность за своевременное и качественное обучение и обучение сотрудников безопасным приемам и методам работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kontrolnaya/osobennosti-rabochego-vremeni-rabotnikov-transporta/

Нормативные акты

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от 30.12.2001 N 195-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 1 (ч. 1).

— ст. 1; Собрание законодательства РФ. — 2009. — N 1. — ст. 17.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ [ред. от 30.12.2008] //СЗ РФ.-2002.- №1 (ч.1).- ст.3; Российская газета.-2008.- 31 дек.

О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10 декабря 1995 №196-ФЗ [ред. от 30.12.2008] //СЗ РФ.-1995.- №50.- ст.4873; СЗ РФ.-2009.- №1.- ст.21.

О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения: ФЗ от 24.07.1998 N 127-ФЗ [ред. от 30.12.2008] // Собрание законодательства РФ. — 1998. — N 31. — ст. 3805; Собрание законодательства РФ. — 2009. — N 1. — ст. 17.

О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии: приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 [ред. от 06.02.2001] // Здравоохранение. — 1996. — N 11; Здравоохранение. — 2001. — N 4.

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей: приказ Министерства транспорта РФ от 20.08.2004.№15 //Российская газета.-2004.- 21 авг.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kontrolnaya/osobennosti-rabochego-vremeni-rabotnikov-transporta/

Анисимов, Л.Н. Новое в трудовом законодательстве /Л.Н. Анисимов.- М.: Юстицинформ, 2007.-187 с.

Батяев, А.А. 1001 договор на все случаи бизнеса /А.А. Батяев и [др.].-М.: ИД РАВНОВЕСИЕ, 2008.-237 с.

Бриллиантова, Н.А. Необходимые условия трудового договора: проблемы их отражения в трудовом договоре /Н.А. Бриллиантова, В.В. Архипов // Современное право. — 2007. — N 4.-С.9-12.

16 стр., 7613 слов

Особенности применения административной ответственности за правонарушения ...

... транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность”. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях введен ...

Егоров, В.И. Трудовой договор: учебное пособие /В.И. Егоров, Ю.В. Харитонова.-М.: КНОРУС, 2007.-395 с.

Ершова, Е.А. Трудовое право в России /Е.А. Ершова.- М.: Статут, 2007.- 405с.

Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) /под ред. Е.Н. Сидоренко.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Юрайт-Издат, 2005.- 264 с.

Корнийчук, Г.А. Организация работы с кадрами на предприятиях автотранспорта /Г.А. Корнийчук.- М.: Статут, 2007.-154 с.