Таможенный контроль

Курсовая работа

В современных условиях интеграции России в мировую экономику возрастает необходимость сокращения сроков таможенного оформления, в то время как обязанность соблюдать таможенное законодательство повышает важность таможенного контроля.

Эффективность таможенного контроля заключается в обеспечении перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами, определяемыми таможенным законодательством России. Гарантию соблюдения этих правил при обращении с товарами дает только достаточно комплексный таможенный контроль. Вместе с тем упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, и сокращение времени таможенного оформления не позволяют осуществлять достаточно полный таможенный контроль непосредственно при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. В этих условиях возрастает роль таможенного контроля после выпуска товаров.

Существенную роль в пост-выпускном контроле играет контроль их таможенной стоимости. именно он на данный момент является самым слабым звеном в системе таможенного контроля, улучшение которой зависит от полноты поступлений в федеральный бюджет. Контроль за поступлением доходов федерального бюджета приобретает особое значение в современных условиях экономического кризиса, когда таможенные платежи обеспечивают поступление 50% доходов федерального бюджета. Это приводит к необходимости улучшения контроля таможенной стоимости после выпуска товаров.

Осуществление таможенного контроля после выпуска товаров — одна из наиболее перспективных мер для таможенной службы России по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, одно из приоритетных направлений совершенствования таможенного администрирования. Это должно способствовать упрощению и ускорению таможенных формальностей, поскольку влечет за собой установление контроля при выпуске товаров. Тем самым решаются такие задачи как рациональное использование ресурсов таможенных органов, что позволяет справиться с постоянно возрастающим объемом перемещения товаров, создание благоприятных условий для участников внешней торговли, снижение издержек по хранению товаров под таможенным контролем и т.д.

Объектом исследования является совокупность регулируемых нормами таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации общественных отношений, возникающих в результате осуществления таможенного контроля после выпуска товаров.

21 стр., 10117 слов

Контроль таможенных органов после выпуска товаров

... хранению товаров под таможенным контролем и т.д. Таможенный контроль после выпуска товаров – это комплекс мер, которые осуществляют таможенные органы после выпуска товаров и при обороте товаров ввезенных на таможенную территорию, с помощью таможенных проверок, системы управления рисками, иных форм таможенного контроля, и ...

Предмет исследования — таможенный контроль после выпуска товаров.

Цель работы — изучение института таможенного контроля после выпуска товаров.

Задачами работы являются:

1. Раскрыть понятие и сущность таможенного контроля после выпуска товаров;

2. Изучить правовую основу таможенного контроля после выпуска товаров;

3. Рассмотреть особенности таможенного контроля после выпуска товаров;

4. Проанализировать проблемы и перспективы таможенного контроля после выпуска товаров.

В литературе представлены многочисленные научные исследования по теме этой работы. Среди них труды таких видных ученых, как Габричидзе Б.Н, Шамахова В. А, Халипова С.В, Истомина С.И. и др.

1. Теоретические основы таможенного контроля после выпуска товаров

1.1 Понятие и сущность таможенного контроля после выпуска товаров

Под таможенным контролем понимается комплекс мер, принимаемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации.

Таможенный контроль есть действенное средство выявления и предупреждения преступлений и иных нарушений таможенного законодательства[1].

Субъектами таможенного контроля после оформления являются таможенные органы Российской Федерации.

Объект таможенного контроля после выпуска — правоотношения, возникающие в сфере контроля за соблюдением таможенного законодательства после выпуска товаров и (или) транспортных средств.

Предмет таможенного контроля после выпуска — товары и (или) транспортные средства, перемещённые через таможенную границу Российской Федерации.

Пост-выпускной таможенный контроль основан на принципах законности, объективности, независимости и избирательности.

Статьей 161 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[2].

установлено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.

В целях повышения эффективности таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими государственными регулирующими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. таможенный контроль правовой товар

8 стр., 3662 слов

Порядок исчисления и уплаты таможенных пошлин на импортные товары

... уплате таможенных пошлин, налогов, доплата сумм таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее дня подачи таможенной декларации. Пени на указанные суммы не начисляются и уплате не подлежат. При выпуске товаров до подачи таможенной декларации (статья 150) таможенные пошлины, ...

Объекты таможенного контроля и места его проведения определены статьей 95 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС)[3].

Таможенный контроль осуществляется таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

  • товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС;
  • таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;
  • деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;
  • лиц, пересекающих таможенную границу.

Таможенный контроль осуществляется в зоне таможенного контроля, а также в иных местах, определенных таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие информацию о них, в том числе в электронном виде.

Статьей 99 ТК ТС «Таможенный контроль после выпуска товаров» определено, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем[4].

Законодательством государств-членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и 19 ТК ТС.

Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.

Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обоснованно запросить в письменной форме дополнительные документы и информацию для проверки сведений, содержащихся в таможенных документах.

Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено ТК ТС.

При совершении таможенных операций в соответствии с ТК ТС должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц, их представителей, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающими полномочиями в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

13 стр., 6363 слов

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза ...

... нормативно-правовое регулирование перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза; подробно исследовать понятие и сущность незаконного перемещения товаров; раскрыть способы незаконного перемещения товаров и транспортных средств. 1. Правовое регулирование ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Верное представление объективной ...

Получение объяснений — получение должностными лицами таможни перевозчиков, регистрантов и иных лиц, обладающих информацией об обстоятельствах, важных для осуществления таможенного контроля, необходимой информации в области таможенного дела.

Разъяснения предоставляются в письменной форме, установленной решением Комиссии Таможенного союза.

Если необходимо вызвать лицо для объяснения, таможенный орган составляет письменное уведомление, которое вручается вызываемому лицу.

Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, пользующиеся специальными упрощениями, а также пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах, а также о совершенных таможенных операциях.

Форма и порядок представления отчетов определяются законодательством государств-членов таможенного союза.

Проверка системы учета товаров как форма таможенного контроля проводится:

  • при применении специальных упрощений в соответствии с настоящим Кодексом;
  • в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
  • в отношении товаров, помещенных под таможенные процедуры, предусматривающие в соответствии с настоящим Кодексом или законодательством государств — членов таможенного союза ведение учета таких товаров.

Порядок проверки системы учета товаров определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза[5].

Таможенная проверка проводится таможенным органом государства-члена таможенного союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза.

Под проверяемыми лицами понимаются:

  • декларант;
  • таможенный представитель;
  • перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
  • лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
  • лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
  • владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
  • уполномоченный экономический оператор;
  • иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
  • лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.

При таможенной проверке таможенными органами проверяются:

  • факт помещения товаров под таможенную процедуру;
  • достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
  • соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
  • соблюдение требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
  • соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
  • соблюдение установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров таможенного союза;
  • соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза.

Таможенная проверка проводится путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

37 стр., 18049 слов

Таможенный контроль после выпуска товара: проблемы и перспектива развития

... таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза. Субъект таможенного контроля после выпуска — таможенные органы Российской Федерации. Объект таможенного контроля после выпуска — правоотношения, возникающие в сфере контроля за соблюдением таможенного законодательства после выпуска товаров и (или) транспортных средств. Предмет таможенного контроля после выпуска — товары ...

При проведении таможенной проверки могут использоваться иные формы таможенного контроля, установленные статьей 110 ТК ТС.

Таможенному контролю должна предшествовать подготовительная работа, в ходе которой определяется перечень вопросов, подлежащих проверке, и при необходимости разрабатывается программа ее реализации.

Таможенный досмотр осуществляется в форме очного таможенного досмотра или выездного таможенного досмотра.

Для участия в таможенном досмотре могут быть привлечены должностные лица иных государственных регулирующих органов государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.

При обнаружении признаков правонарушения или административного правонарушения при таможенном досмотре таможенные органы принимают меры в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.

Порядок проведения таможенной проверки определяется главой 19 ТК ТС.

Результаты таможенного досмотра оформляются в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза.

Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенное наблюдение — гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Таможенный кодекс отводит высокую значимость пост таможенному контролю, что вполне соответствует международной практике. Перенос бремени таможенного контроля на пост контроль способствует ускорению процесса таможенного оформления и создает условия для решения таких проблем, как, например, очереди на границе.

22 стр., 10655 слов

Информационные системы и технологии таможенных органов

... раскрываются понятие информационных систем, информационных технологий и средства их обеспечения, а так же Таможенные операции, совершаемые с помощью информационных систем и информационных технологий. Во втором разделе рассматриваются Информационные ресурсы Таможенных органов. В главе ...

Таможенный контроль товаров, после того как они были выпущены в обращение в соответствии с заявленным в отношении них таможенным режимом, направлен на определение достоверности сведений, заявленных при декларировании, в частности[6]:

  • подтверждение правильности заявленной таможенной стоимости товаров;
  • проведение мероприятий, направленных на выявление фактов уклонения от таможенных платежей и недостоверного заявления страны происхождения товаров;
  • осуществление проверки соблюдения запретов и ограничений в отношении выпущенных товаров, установленных в соответствии с заявленным таможенным режимом;
  • выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела.?

1.2 Правовая основа таможенного контроля после выпуска товаров

В целях создания единых правовых основ таможенного регулирования на таможенной территории таможенного союза был разработан Таможенный кодекс таможенного союза, который был принят путем подписания Договора «О Таможенном кодексе таможенного союза» Главами союзных государств 27 ноября 2009 года.

При осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Таможенного Союза, Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ.С вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза расширились полномочия таможенных органов в части осуществления контроля после выпуска товара. Принципиальным нововведением в Закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» является увеличение срока таможенного контроля с одного года до трех лет, в течение которого таможенные органы могут осуществлять контроль после выпуска товаров в соответствии с заявленной процедурой.

В связи с этим таможенным законодательством установлено, что документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться декларантами и иными заинтересованными лицами не менее трех календарных лет. Эти меры позволят упростить процесс таможенного оформления на этапе ввоза или вывоза товара, но обеспечат контроль за достоверностью заявленных сведений на этапе постконтроля.

С принятием Таможенного кодекса Таможенного союза были значительно сокращены сроки оформления: товар выпускается таможенным органом в течение 2 дней со дня регистрации декларации, а товар, не облагаемый вывозными пошлинами, в течение 4 часов. Закон «О таможенном регулировании» развивает этот подход и сокращает перечень документов, необходимых для предоставления в таможенный орган при декларировании товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

В целях усиления таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств, создания эффективного механизма таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств, обеспечивающего сбалансированность мер по обеспечению экономической безопасности государства и содействию международной торговле, утверждена Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее — Концепция)[7].

Концепция развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств определяет цель, основные задачи и направления развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств.

30 стр., 14966 слов

Особенности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности ...

... таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации на сегодняшний день остаются нераскрытыми. Цель работы Для достижения указанной цели в работе ... на выпуске современной ... регулировании со стороны государства нуждается и внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД), которая в централизованной экономике подвержена особому государственному воздействию и контролю ...

Целью Концепции является разработка эффективного механизма таможенного контроля после выпуска, обеспечивающего сбалансированность мер по обеспечению экономической безопасности государства и содействию международной торговле.

Данный механизм должен соответствовать международным стандартам, основанным на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий.

Достижение цели Концепции обеспечивается путём решения следующих задач:

  • законодательное и нормативное правовое обеспечение таможенного контроля после выпуска;
  • обеспечение единообразного применения таможенного законодательства при таможенном контроле после выпуска;
  • усиление контроля, проводимого таможенными органами, за соблюдением законодательства и международных договоров Российской Федерации лицами, имеющими отношение к перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации,
  • усиление таможенного контроля в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе, направленного на выявление незаконно ввезённых товаров, находящихся в обращении на таможенной территории Российской Федерации;

-создание условий, при которых незаконная деятельность по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и обращению ввезённых товаров на таможенной территории Российской Федерации была бы сопряжена с высокой степенью риска и станет экономически нецелесообразна.

Развитие таможенного контроля после выпуска заключается в совершенствовании нормативного правового, в том числе законодательного регулирования.

Совершенствование действующих законодательных актов Российской Федерации предполагает:

  • увеличение срока проверки достоверности сведений после выпуска товаров, с учётом международного опыта осуществления таможенного контроля после выпуска, а также по аналогии с налоговыми проверками, проводимыми в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • законодательное закрепление возможности признания незаконно ввезёнными иностранных товаров, в отношении которых отсутствуют сведения, свидетельствующие об их выпуске товаров, либо установлена недостоверность этих сведений;

-расширение перечня лиц, у которых может проводиться специальная таможенная ревизия. Закрепление возможности проведения специальной таможенной ревизии у лиц, осуществляющих операции с товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, не ограничивая их лицами, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезёнными товарами.

Под нормативным правовым регулированием подразумевается комплексная разработка нормативных и иных правовых актов в части организации и проведения таможенного контроля у лиц, имеющих отношение к перемещению товаров через таможенную границу, и лиц, участвующих в обращении товаров, ввезённых на таможенную территорию Российской Федерации.

Основная стратегия нормативного правового регулирования заключается в формировании правовых предпосылок совершенствования механизмов таможенного контроля после выпуска, предусматривающего согласованные действия должностных лиц, осуществляющих выбор форм таможенного контроля и его проведение, обеспечивающего преемственность таможенного контроля.

8 стр., 3589 слов

Зарубежный опыт организации таможенного дела и его использование ...

... 3. 2. Использование зарубежного опыта в организации таможенного дела в России Современным общепринятым механизмом эффективной организации таможенного контроля считается система управления рисками (СУР). Она основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения ...

Основой обеспечения данной стратегии является более тесное взаимодействие подразделений таможенной инспекции с другими подразделениями таможенных органов.?

2. Порядок и формы таможенного контроля после выпуска товаров

2.1 Особенности таможенного контроля после выпуска товаров

Таможенный контроль после выпуска — комплекс мер, осуществляемых после выпуска товаров, проводимых в целях проверки факта выпуска, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении.

Таможенный контроль после выпуска осуществляется соответствующими структурными подразделениями таможенных органов по своему направлению деятельности.

Деятельность по таможенному контролю после выпуска должна координироваться одним подразделением таможенных органов, а именно таможенной инспекцией.

При проведении таможенного контроля после выпуска должны применяться методы аудита, заключающиеся в сопоставлении сведений, заявленных при таможенном оформлении с данными бухгалтерского учёта и отчётности и коммерческой документации.

ФТС России издало приказ от 26 апреля 2010 года № 845 «О внесении изменений в штатное расписание центрального аппарата ФТС России»[8].

Функции таможенного контроля после выпуска товаров переданы Главному управлению федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР ФТС России).

Управление таможенной инспекции ликвидируется.

В составе ГУФТДиТР ФТС России создается пять новых отделов: таможенных проверок после выпуска товаров, контроля деятельности лиц, включенных в реестры, методологии и практики применения таможенного законодательства Российской Федерации при таможенном контроле после выпуска товаров, регионального курирования и контроля, мониторинга и анализа соблюдения таможенного законодательства в области начисления и взимания таможенных платежей.

Изменения в структуре центрального аппарата ФТС России проводятся за счет перераспределения имеющейся штатной численности. Приказ вступил в силу со 2 июля 2010 г. Оптимизация организационно-штатной структуры ФТС России позволяет, в том числе, усилить контроль за законностью, обоснованностью и проведением проверочных мероприятий, повысить их эффективность, а также осуществлять выработку комплексных мер по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений в области таможенного дела, в том числе со стороны должностных лиц при производстве таможенного оформления и контроля. Она также направлена на усиление контроля за неукоснительным соблюдением должностными лицами таможенных органов требований законодательства Российской Федерации о государственной службе.

Главой 16 ТК ТС установлены следующие формы таможенного контроля[1]:

  • проверка документов и сведений;
  • устный опрос;
  • получение объяснений;
  • таможенное наблюдение;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • проверка системы учета товаров и отчетности по ним;
  • таможенная проверка.

Дополнительной гарантией соблюдения прав лиц при проведении таможенными органами таможенного контроля является недопустимость причинение вреда перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, владельцам таможенных складов, иным заинтересованным лицам, а также товарам и транспортным средствам. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

7 стр., 3497 слов

Выпуск товаров до подачи таможенной декларации

... могут быть предоставлены после выпуска товаров, уплачивает таможенные, платежи или обеспечивает их уплату. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации допускается при предоставлении декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и предоставлении необходимых документов ...

За причинение лицам убытков таможенные органы либо их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами.

При этом убытки, причиненные лицам правомерными решениями, действиями должностных лиц таможенных органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливать срок их представления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов и сведений. Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, на которые в соответствии с ТК ТС возложена обязанность по совершению таможенных операций, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков.

В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать (п.4 ст. 98 ТК ТС)[8] и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, — также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами. Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств — членов таможенного союза. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции. (п. 5 ст. 98 ТК ТС)

Федеральная таможенная служба Приказом от 25.08.2009 N 1560 утвердила Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, в т.ч. условного выпуска[6].

Порядок устанавливает единые требования к действиям должностных лиц таможенных органов при проведении проверки документов и сведений после выпуска товаров и транспортных средств в соответствии со ст. 367 ТК РФ.

Проверка достоверности сведений осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в т.ч. по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными российским законодательством.

Проверяться могут:

  • правильность классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД);
  • правильность определения страны происхождения товаров;
  • достоверность заявленной таможенной стоимости;
  • соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;
  • обеспечение защиты интеллектуальной собственности;
  • обеспечение соблюдения валютного законодательства Российской Федерации;
  • соблюдение условий помещения под заявленную таможенную процедуру;
  • соблюдение условий применения упрощенных процедур таможенного оформления;
  • правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей и др.

Основаниями для проведения проверки являются:

  • поручение вышестоящего таможенного органа;
  • информация из правоохранительных и иных контролирующих органов, указывающая на вероятность нарушений законодательства Российской Федерации;
  • указания о применении соответствующих мер по минимизации рисков, содержащихся в профилях рисков;
  • результаты проведенного анализа, свидетельствующего о возможных нарушениях таможенного законодательства;
  • информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа;
  • материалы, информация, поступившие из других таможенных органов Российской Федерации;
  • сообщения средств массовой информации, сообщения и заявления российских и иностранных юридических и физических лиц.

Если в ходе проверки выяснится, что документы и сведения не являются достоверными, это может служить поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях и уголовных дел, проведения таможенного контроля в иных формах или ведомственного контроля, принятия решения о проведении служебной проверки, а также иных мер.

Результаты мероприятий по таможенному контролю в обязательном порядке должны быть оформлены документально. Приказом утверждены формы акта проверки, журнала учета проверок и журнала регистрации актов проверки. Установлен порядок хранения документов и их уничтожения.

Результаты проведения Проверки оформляются актом проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств (далее — Акт).

Датой окончания проведения Проверки является дата подписания Акта. В случае выявления фактов заявления недостоверных сведений декларанту или иному лицу, имеющему отношение к операциям с товарами, в отношении которых проведена Проверка, направляется копия акта проведения Проверки.

Не позднее одного дня, следующего за днем составления Акта, структурное подразделение направляет докладную записку на имя начальника таможенного органа либо заместителя начальника таможенного органа по направлению деятельности, в которой излагает выводы и предложения по результатам проверки. К докладной записке прикладывается Акт.

Начальник таможенного органа рассматривает представленную информацию и принимает соответствующее решение.

Информация о Проверке отражается в журнале учета проверок документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств и в журнале регистрации актов проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств. Все документы, имеющие отношение к проведению Проверки, нумеруются и подшиваются в отдельное дело, которое хранится в структурном подразделении таможенного органа, проводившем Проверку.

Дела хранятся в течение пяти лет. После истечения установленного срока хранения дела уничтожаются в установленном порядке.

Дело содержит:

  • лист ознакомления с материалами Проверки;
  • внутреннюю опись материалов дела;
  • решение о проведении Проверки;
  • Акт;
  • документы, полученные в ходе проведения Проверки, с копиями соответствующих запросов;
  • лист-заверитель дела.

Номер дела должен соответствовать номеру Акта. При этом в порядковом номере дела в элементе 4 проставляется символ «Д».?

2.2 Проблемы и перспективы таможенного контроля после выпуска товаров

В настоящее время вероятность выявления нарушений таможенного законодательства в сфере оформления товаров с использованием методов, не соответствующих законодательству Российской Федерации, достаточно высока, и эта тенденция будет только возрастать. Федеральная таможенная служба уделяет особое внимание развитию так называемой системы пост таможенного контроля, то есть организации таможенного контроля после выпуска товаров в соответствии с заявленным режимом.

Уже сейчас таможенные органы в полной мере в рамках действующего законодательства, осуществляют таможенный контроль за товарами, выпущенными в свободное обращение на территории Российской Федерации. Как известно, проведение такого контроля может осуществляться в течение года со дня выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенной процедурой. То есть деятельность каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя, связанная с оборотом импортных товаров, включая оптовую и розничную торговлю ими, становится потенциальным объектом проверки таможенных органов на предмет соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации[12,c.130c].

В целях обеспечения единообразного применения таможенного законодательства Российской Федерации при таможенном контроле после выпуска необходима разработка методик, направленных на повышение эффективности таможенного контроля после выпуска.

Важным направлением развития таможенного контроля после выпуска товаров является совершенствование оценки эффективности мер, применяемых при таможенном контроле после выпуска, предусматривающее использование показателей правоохранительной деятельности.

Для успешной реализации концептуальных задач необходимо:

  • усилить системное взаимодействие таможенных органов с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами Российской Федерации, таможенными службами иностранных государств, позволяющее обеспечить сквозной контроль на всём пути перемещения и оборота товаров;
  • разработать систему управления и контроля, позволяющую обеспечить проверку правильности, всесторонности, полноты и объективности решений, принимаемых при проведении таможенного контроля после выпуска, а также повысить персональную ответственность должностных лиц таможенных органов за принимаемые решения;
  • создать единую систему планирования деятельности по таможенному кош ролю после выпуска, учитывающую трудозатраты, эффективное распределение ресурсов таможенных органов и прогнозирование результатов;
  • улучшить материально-техническую базу, обеспечивающую проведение таможенного контроля после выпуска, а также расширить спектр используемых информационных ресурсов;

-провести работу по кадровому обеспечению, в рамках которой особое внимание уделить качеству профессиональной подготовки кадров, совершенствованию их знаний и навыков, усилению служебной дисциплины. Одним из ключевых аспектов совершенствования таможенного контроля после выпуска является развитие аналитической работы.

Такая работа должна основываться на исследовании с применением методов анализа и обобщении информации, имеющейся в распоряжении таможенных органов. Применение комплексного анализа позволит производить выбор объектов и предметов таможенного контроля после выпуска, устанавливать категории участников внешнеэкономической деятельности, выявлять лиц, в отношении которых таможенный контроль после выпуска невозможен.

Заключение

Таможенный контроль после выпуска — комплекс мер, осуществляемых после выпуска товаров, проводимых в целях проверки факта выпуска, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении.

Субъектами таможенного контроля после оформления являются таможенные органы Российской Федерации.

Объект таможенного контроля после выпуска — правоотношения, возникающие в сфере контроля за соблюдением таможенного законодательства после выпуска товаров и (или) транспортных средств.

Предмет таможенного контроля после выпуска — товары и (или) транспортные средства, перемещённые через таможенную границу Российской Федерации.

Пост-выпускной таможенный контроль основан на принципах законности, объективности, независимости и избирательности.

Статьей 99 ТК ТС «Таможенный контроль после выпуска товаров» определено, что таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

Законодательством государств-членов таможенного союза может быть установлен более продолжительный срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров, который не может превышать 5 (пяти) лет.

Таможенный контроль после выпуска товаров проводится в формах и порядке, которые установлены главами 16 и 19 ТК ТС.

При осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Таможенного Союза, Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ.

Таможенный контроль после выпуска осуществляется соответствующими структурными подразделениями таможенных органов по своему направлению деятельности.

Таможенный контроль после выпуска товаров осуществляется в целях подтверждения достоверности заявленной таможенной стоимости, соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обеспечения защиты интеллектуальной собственности, обеспечения соблюдения валютного законодательства Российской Федерации, соблюдения условий помещения под заявленную таможенную процедуру, соблюдения условий применения упрощенных процедур таможенного оформления, правильности исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей и др.

Федеральная таможенная служба Приказом от 25.08.2009 N 1560 утвердила Порядок проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, в т.ч. условного выпуска.

Порядок устанавливает единые требования к действиям должностных лиц таможенных органов при проведении проверки документов и сведений после выпуска товаров и транспортных средств в соответствии со ст. 367 ТК РФ.

Проверка достоверности сведений осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в т.ч. по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными российским законодательством.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tamojennyiy-kontrol-posle-vyipuska-tovarov-2/

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010)/ [Электронный ресурс] — Режим открытого доступа // http://www.tsouz.ru/Docs/Kodeks3

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.11.2010)// «Российская газета», № 269, 29.11.2010

3. О некоторых вопросах применения таможенных процедур: Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375// «Таможенный вестник», октябрь 2010 г., № 20, ноябрь 2010 г., № 21

4. О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 48 (вместе с «Протоколом об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза» от 05.07.2010)// «Собрание законодательства РФ», 19.09.2011, № 38, ст. 5323 (Протокол)

5. О порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» (вместе с «Положением о порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года») Постановление Правительства РФ от 17.10.2009 N 815// «Собрание законодательства РФ», 26.10.2009, N 43, ст. 5065

6. Об утверждении Концепции развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств» Приказ ФТС РФ от 07.12.2007 N 1516// «Таможенный вестник», N 1, 2008

7. Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (ред. от 22.06.2011) (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары»)// «Таможенный вестник», №№ 12-17, июнь-сентябрь, 2010

8. Бакаева, О. Ю. Таможенное право: курс лекций /О.Ю. Бакаева, Г.В. Матвиенко. — М.: РАП, Эксмо, 2010.-272 с.

9. Габричидзе Б.Н. Таможенное право. 2-е изд., исправл. и доп. — Л.: Закон и право, 2011. — 500 с.

10. Драганов В.Г. Основы таможенного дела: Учебник: Российская таможенная академия при ГТК РФ. М.: 2010. — 327 с.

11. Истомин С.И. Таможенное оформление и применение таможенных режимов./ С.И. Истомин. — М.: Деловой двор, 2011.- 130 с.

12. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. — М.: 2012. — 321 с.

13. Макрусев В. В., Дианова В. Ю. Таможенный менеджмент: Учебное пособие. — М.: Изд-во РТА, 2010

14. Покровская В.В. Таможенное дело: учебник. — М.: Юрайт, 2011, — 731 с.

15. Прокушев Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. 8-е изд. — М.: Издательский дом «Дашков и К», 2011. — 500 с.

16. Таможенное право Учебник для вузов / Под ред. Х.А. Андриашина. — М.: ЗАО «Юстицинформ», 2010. — 264 с.

17. Таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили. — 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -416 с.

18. Таможенный аудит: готовимся к проверке// «Таможенное обозрение», 2011, № 1

19. Таможенный контроль после выпуска товаров: итоги прошедшего года и новые перспективы// Корпоративный юрист №4, 2010

20. Таможенный контроль: Учебник / Под общей редакцией В.А. Шамахова. — М.: Софт Издат, 2012. — 312 с.

21. Тимошенко, И.В. Таможенное право России: Учебник./И.В. Тимошенко. — Санкт-Петербург: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2011. — 420 с.

22. Толковый словарь таможенного права / Под редакцией А.Н. Козырина. — М.: ОАО «Издательский дом «Городец», 2010. — 389 с.

23. Толкушкин А. Таможенное дело: учебник. — М.: Издательство: Высшее образование, 2010. — 506 с.

24. Халипов С.В. Таможенное право: вопросы и ответы. — М.: ИД «Юриспруденция», 2011. — 176 с.