Роль транспорта в экономике страны

Курсовая работа

Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ведущее положение в городских и пригородных перевозках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и от них — к потребителям.

Недостаточная густота автомобильных дорог в России сдерживает сближение уровней социально- экономического развития регионов. Отсутствие связей северных областей страны с опорной сетью дорог общего пользования обуславливает дополнительные затраты на обеспечение северного завоза. Неразвитость региональных и муниципальных автомобильных дорог усугубляет проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания медицинской помощи, низкой транспортной доступности образовательных учреждений и объектов культурно-бытового назначения.

Роль морского транспорта велика в перевозках экспортно-импортных грузов, в транспортном обслуживании районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и других районов, имеющих выход к морям.В составе перевозок морским транспортом преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров морским транспортом (особенно дальних) невысока. Их основная часть приходится на пригородные перевозки.

Таблица 1. Перевозки грузов и грузооборот по видам транспорта

2000

2005

2008

2009

2010

2011

Перевозки грузов, млн. т

Транспорт — всего

7907

9167

9451

7469

7750

8337

в том числе:

железнодорожный 1)

1047

1273

1304

1109

1312

1382

автомобильный

5878

6685

6893

5240

5236

5663

трубопроводный-всего

829

1048

1067

985

1061

1131

в том числе:

Газ

511

566

579

480

537

555

Нефть

295

454

456

474

492

544

нефтепродукты

23

28

32

31

33

32

Морской

35

26

35

37

37

34

внутренний водный

117

134

151

97

102

126

воздушный 1)

0,8

0,8

1,0

0,9

1,1

1,2

Грузооборот, млрд. т•км

Транспорт — всего

3638

4676

4948

4446

4752

4916

в том числе:

железнодорожный 1)

1373

1858

2116

1865

2011

2128

автомобильный

153

194

216

180

199

223

трубопроводный

1916

2474

2464

2246

2382

2422

в том числе:

Газ

1171

1317

1351

1123

1259

1302

Нефть

718

1123

1077

1087

1084

1083

нефтепродукты

27

33

36

36

39

38

Морской

122

60

84

98

100

78

внутренний водный

71

87

64

53

54

59

воздушный 1)

2,5

2,8

3,7

3,6

4,7

5,0

1) По данным ОАО «РЖД», Росавиации.8

Речной транспорт— один из старейших. В структуре перевозок грузов по рекам велика также доля нефти и нефтепродуктов, каменного угля, зерна и руды. Пассажирские перевозки речным транспортом осуществляются в основном в виде пригородных и внутригородских сообщений по туристическим и эксплуатационным линиям.

Воздушный транспорт выполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны он уступает только железнодорожному и автомобильному, но значительно превосходит все остальные. Объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик, в их составе преобладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты 1/5.

Трубопроводный транспорт среди других видов транспорта страны самый молодой, но по объему выполняемой работы (по грузообороту) — ведущий. Доля трубопроводного транспорта в грузообороте страны с каждым годом растет, что обусловлено рядом его эксплуатационных преимуществ (надежность в эксплуатации, высокая пропускная способность, низкая себестоимость перевозок и др.), освоением месторождений нефтяных и газовых ресурсов и своеобразием их размещения относительно основных потребителей нефти и газа на внутреннем и внешнем рынке. 9

В целом в России сохраняется довольно высокая степень износа основных фондов организаций транспорта (см. Таблицу 2)

Таблица 2. Основные фонды и степень износа основных фондов

организаций транспорта 10

(на конец года)

Основные фонды (по полной учетной стоимости),

млрд. руб.

Степень износа основных

фондов, процентов

2005

2010

2011

2005

2010

2011

Транспорт — всего

3812,1

8633,2

9971,6

22,9

32,9

34,7

из него по видам деятельности:

железнодорожный транспорт

1936,4

3322,7

3712,2

14,4

28,9

30,4

автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию

46,5

76,8

88,5

47,8

52,7

55,3

городской электрический транспорт

660,7

1148,5

1264,8

13,4

14,3

15,6

автомобильный грузовой транспорт

31,4

65,9

88,4

50,1

45,9

42,1

транспортирование по трубопроводам

670,0

2523,5

3113,2

41,9

48,0

50,1

морской транспорт

30,3

62,2

59,1

55,0

32,1

34,7

внутренний водный транспорт

30,5

40,7

57,6

60,9

60,9

50,7

воздушный транспорт

81,7

147,2

176,8

50,9

47,7

45,0

Помимо указанных общих проблем, имеются также специфические проблемы развития отдельных видов транспорта. Износ основных производственных фондов железнодорожного транспорта превысил 65%, особенно высоким является износ подвижного состава (см. Рисунок 1).

Сплошным «проблемным местом» железных дорог становятся подходы к морским портам и пограничные пункты пропуска; недостаточен уровень взаимодействия с другими видами транспорта, и прежде всего с морским. Износ подсчитан и как определяемый на основе стоимости и амортизации основных средств, так и на основе натуральных показателей внутренней статистической отчетности. Натуральные показатели в данном случае представляют больший интерес.

Рисунок 1 – Расчетный и отчетный износ по группам основных средств ОАО «РЖД» на 31.12.2010 г. 11

По всем удельным показателям развития сеть автомобильных дорог общего пользования значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны. Не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны. Не обеспечена связь по автодорогам с твердым покрытием около 50 тыс. населенных пунктов.

Парк воздушных судов гражданской авиации морально и физически устарел, его основу составляют воздушные суда, отстающие по своим характеристикам от зарубежных аналогов. Состояние объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры характеризуется значительным износом, особенно объектов, находящихся в федеральной собственности, — взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянок самолетов, светосигнального оборудования. Нестабильно функционируют аэропорты в ряде районов, где авиация является основным или безальтернативным видом транспорта.

Доля морского флота под российским флагом в общем тоннаже флота, контролируемого Россией, составляет менее 50%, что совершенно недостаточно. Обновление этого флота осуществляется низкими темпами — средний возраст судов превышает 20 лет; сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходного бизнеса за рубежом. Доля отечественного флота в перевозках российских грузов также остается крайне низкой.

Ряд судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях находится в неудовлетворительном состоянии и создает потенциальную угрозу возникновения техногенных катастроф.12

Минестерство транспорта РФ разработало «Транспортную стратегию Российской федерации на период до 2030 года». Основными целями реализации данной стратегии были названы: формирование единого транспортного пространства России; обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны, обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами; интеграцию в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны; повышение уровня безопасности транспортной системы; снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.

Однако принятые Россией обязательства по проведению Олимпиады в Сочи в 2014 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году с большой долей вероятности приведут к оттягиванию средств, которые могли бы быть использованы для развития транспортной инфраструктуры, что ставит под вопрос достижение целей, намеченных на период до 2030 года Транспортной стратегией РФ и Стратегией развития транспорта.

Глава 2. Железнодорожный транспорт в экономике России

§2.1. Текущее состояние в сфере железнодорожного транспорта

Для транспортной системы России железнодорожный транспорт является одним из ее ключевых видов, обеспечивая свыше 80% транспортной работы (без учета трубопроводного транспорта).

Для большинства грузовладельцев железнодорожный транспорт является безальтернативным видом транспорта, перевозя 70-90% массовых грузов.

Грузооборот железнодорожного транспорта в 2010 году составил 2,01 трлн т-км, при этом более 40% – перевозки российских грузов на экспорт, около 3% – транзитные перевозки. Среднее расстояние перевозки превышает 1300 км.

Железнодорожным транспортом перевозится около 40% всех пассажиров в дальнем следовании и около 44% пассажиров пригородном сообщении. При этом особенностью железнодорожного транспорта России является использование одной и той же инфраструктуры для осуществления всех видов перевозок: грузовых, пассажирских в дальнем следовании и пригородных пассажирских.

В связи с отставанием развития автомобильных дорог в Российской Федерации железнодорожная сеть является основой транспортной инфраструктуры.При этом недостаточность развития железнодорожной сети компенсируется в других странах большим развитием автодорожной сети. В отличие от России, это приводит к наличию альтернативы у потребителей транспортных услуг в этих странах.

Объемы инвестиций на железнодорожном транспорте в 1,4-1,6 раз ниже объемов инвестиций в других естественно-монопольных секторах экономики (см. Рисунок 2).

При этом, несмотря на существенно большую капиталоемкость инфраструктурногокомплекса и локомотивного парка по сравнению с грузовыми вагонами, их доля в инвестициях на железнодорожном транспорте составляет менее 65%.

Рисунок 2. Объемы инвестиций в естественно-монопольных секторах экономики в 2010 г., млрд руб. 13

Существующие программы развития железнодорожного транспорта (Стратегия развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, Федеральная программа «Развитие транспортной системы на период 2010-2015 гг.») не подкреплены достаточными источниками финансирования, в них не определены условия возврата частных инвестиций для инвесторов, непонятна долгосрочная тарифная политика для грузовладельцев-инвесторов и т.д.

Однако, без развития железнодорожной сети, снятия инфраструктурных ограничений невозможен рост экономики до запланированных Правительством Российской Федерации значений.

§2.2. Основные проблемы отрасли железнодорожного транспорта

Рост объемов перевозок грузов, увеличение интенсивности использования магистральной инфраструктуры происходит на фоне ее продолжающегося старения.

Количество просроченных капитальным ремонтом путей остается значительным – более 20% (более 20 тыс. км на конец 2010 г.) от общей протяженности железнодорожных линий. Доля протяженности контактной сети, превысившей нормативный срок службы, постоянно растет. В настоящее время свыше 50% контактной сети на электрофицированных линиях с высокой интенсивностью перевозок эксплуатируется с превышением срока службы (более 40 лет).

Доля стрелочных переводов за пределом нормативного срока службы остается высокой и превышает 20%.

Количество локомотивов в действующем парке достаточно для выполнения существующего и прогнозного объема перевозок. Однако требуется замена устаревших и выработавших свой срок службы локомотивов на современные

высокопроизводительные модели. Так, доля магистральных тепловозов с истекшим сроком службы в период 2004-2010 гг. выросла в 9,7 раз, аналогичная доля в парке маневровых локомотивов выросла в 1,5 раза. В результате в локомотивном хозяйстве около 13% электровозов, 20% магистральных тепловозов и 30% маневровых тепловозов выработали свой срок службы.

Топология железнодорожной сети не соответствует современным требованиям потребителей ее услуг. За последние 20 лет произошли существенные перемены в экономике: изменилась промышленная карта страны, возникли новые промышленные центры, а часть старых центров снизила свой потенциал; изменились кооперационные связи промышленных

предприятий как внутри России, так и с зарубежными партнерами; увеличилось количество товаров, поставляемых на внешние рынки сбыта, а также поставки сырья и материалов из-за рубежа. За это время железнодорожная инфраструктура практически никак не изменилась географически и лишь незначительно изменились ее пропускные способности на некоторых направлениях перевозок.