Теория международной торговли

Курсовая работа

Внешнеторговая политика в настоящее время существенным образом воздействует на экономическую жизнь каждой страны. Воздействие это различно и зависит от степени включения данной страны и ее регионов в международное разделение труда. О роли, которую играет внешняя торговля, свидетельствует ее влияние на развитие основных экономических процессов, особенно в условиях разворачивающегося процесса мирохозяйственной глобализации. Для многих стран мира динамичное развитие внешнеторговых отношений выступает катализатором внутреннего экономического роста.

Одним из главных признаков современной экономики является расширяющийся масштаб внешнеэкономической деятельности, развитие разнообразных ее форм, изменение участников внешнеэкономической деятельности в сторону увеличения доли частных предприятий.

Сегодня внешнеторговая деятельность страны — это вопрос как экономический, так и политический. Внешнеторговая деятельность всегда связана с аспектами международного сотрудничества и главная задача страны — умело его построить. В работе была предпринята попытка изучения основных аспектов и теорий международной торговли и внешнеторговой политики стран, в том числе проанализировать инструменты внешнеторговой политики наиболее развитых стран. В заключительной главе работы были проанализированы показатели внешней торговли России и сделаны выводы.

Существование суверенных государств обусловливает различие между национальными рынками отдельных стран и мировым рынком, которому присущ ряд особенностей. На мировой рынок значительное влияние оказывает внешнеэкономическая политика государств. Необходимо учитывать и наличие самостоятельных национальных интересов. Существуют различия в степени свободы перемещения товаров и факторов производства внутри страны и между странами. При ведении международной торговли используются разные валюты. Для мирового рынка характерно существование особой системы цен — мировых цен на товары.

Значительный вклад в развитие теории международной торговли внесли такие ученые, как Р. Вернон, П. Кругман, М. Кэмп, В. Леонтьев, А. Маршалл, Т. Мэн, Б. Олин, М. Познер, М. Портер, Д. Рикардо, А. Смит, Г. Хафбауер, Э. Хекшер и другие.

Актуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью изучения и анализа внешнеторговой политики стран на современном этапе.

Целью написания данной работ является рассмотрение теории международной торговли и внешнеторговой политики.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач, определивших логику работы:

6 стр., 2910 слов

Условия развития международного трансфера технологий в России

... декларированием необходимости развития международного сотрудничества в научно-технической сфере. Данный закон исходит из представления о гипертрофированной роли государства как субъекта научно-технической политики и не регламентирует специальные механизмы экспортного трансфера. Акцент ставится ...

  • определить сущность и роль внешней торговли в экономике страны;
  • изучение внешнеторговую политику России;
  • рассмотреть возможности развития внешнеторговой политики страны.

Объектом работы выступает экономика России.

Предметом исследования является влияние политических интересов и задач государства на внешнеэкономическую политику и внешнеэкономическую деятельность стран в условиях глобализации мировой торговли.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных исследователей о развитии международных экономических отншений, в частности, Авдевичева М.А, Григоряна С.А., Данильцева А.В., Дюмулена И.И., Загашвили В.С., Королева И.С., Мартынова А.А., Медведкова М.Ю., Пахомова А.М., Преснякова В.Ю., Поляков В.В., Сабельникова Л.В., Фаминского И.П., а также Брама Дж., Линдерта П., Стивенсона К., Стюарта Т., Шмиттгоффа К., Джексона Д., Требилкока M., Хауса Р.

Информационную базу исследования составили факты, выводы и положения, опубликованные в научной литературе и экономических изданиях России и других стран, статистические и аналитические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, данные информационной сети Интернет.

Международная торговля представляет собой одну из главных форм международных экономических отношений.

Под внешней (международной) торговлей понимают обмен товарами и услугами между разными странами. Международная торговля базируется на международном разделении труда. Вследствие углубления международного разделения труда объемы международной торговли растут быстрее, чем мировая экономика в целом.

Международная торговля складывается в основном из экспортно-импортных операций.

Под экспортом понимается вывоз за границу товаров, технологий, услуг для их реализации на внешнем рынке.

Предметами экспорта могут быть: товары, произведенные в стране; товары, ввезенные в страну и переработанные в ней. Особой формой экспорта является реэкспорт, то есть вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране.

Импорт представляет собой ввоз товаров, технологий, услуг для их реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. В объем импорта включается обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров (реимпорт).

Факт экспорта и импорта товаров фиксируется в момент пересечения границы и отражается в таможенной и внешнеэкономической статистике.

Внешняя торговля возникла в глубокой древности и содействовала росту товарного производства и товарно-денежных отношений в докапиталистических формациях. В рабовладельческой и феодальной эпохи, когда производство носило в основном натуральный характер, внешняя торговля охватывала незначительную часть продуктов производства и обслуживала преимущественно личное потребление господствующих классов в период разложения феодализма развития внешней торговли и зарождения мирового рынка способствовали утверждению капиталистического способа производства. Наиболее широкое развитие внешняя торговля получила в эпоху капитализма, особенно на стадии крупной машинной промышленности.

3 стр., 1072 слов

Таможенная статистика внешней торговли товарами

... торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза. Целью Единой методологии таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза (далее – Методология) является определение порядка формирования, ведения и распространения таможенной статистики внешней торговли государств – членов Таможенного союза с третьими странами ...

Участниками внешнеэкономической политики, носителями соответствующих экономических и политических интересов могут быть:

  • государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти (в соответствии с объемом закрепленных за ними полномочий в соответствующей сфере);
  • негосударственные институты.

Они представлены организациями деловых кругов (союзами предпринимателей, экспортеров, торгово-промышленными палатами), а также политическими партиями и общественными организациями, которые участвуют в формировании и осуществлении внешнеторговой политики предусмотренными законом средствами и методами (через представительства в парламенте и правительстве, различных законосовещательных органах и т.д.);

  • субъекты международного права (иностранные государства, международные организации), принимающие участие в формировании внешнеторговой политики через международно-правовой договорный механизм и интеграционные структуры;

— сами участники внешнеэкономической деятельности. Правительство должно проводить такую политику, чтобы страна получала выгоду от внешнеэкономических связей. Национально-экономические интересы могут не совпадать с интересами отдельных фирм, граждан. Элементом управления внешнеэкономическими связями является таможенная система, включающая таможенные органы и таможенное законодательство.

Странами с развитой экономикой считаются такие государства, для которых характерно наличие рыночных отношений в экономике, высокий уровень прав и гражданских свобод в общественной и политической жизни. Все страны с развитой экономикой относятся к капиталистической модели развития, правда характер развития капиталистических отношений имеет здесь серьезные различия.

Уровень ВВП на душу населения практически во всех развитых странах не ниже 15 тыс. долларов в год (не менее 12 тыс. долл. по ППС), на достаточно высоком уровне гарантируемый государством уровень социальной защиты (пенсии, пособия по безработице, обязательное медицинское страхование), продолжительность жизни, качество образования и медицинского обслуживания, уровень развития культуры.

Развитые страны прошли аграрную и индустриальную стадию развития с преобладающим значением и вкладом в создание ВВП сельского хозяйства и промышленности.

Сейчас эти страны находятся на стадии постиндустриализма, для которого характерна ведущая роль в национальном хозяйстве сферы нематериального производства, создающей от 60% до 80% ВВП, эффективным производством товаров и услуг, высоким потребительским спросом, постоянным прогрессом в науке и технике, усилением социальной политики государства.

К группе стран с развитой экономикой МВФ относит прежде всего ведущие капиталистические страны, называемые Большой семеркой (G7), куда входят США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада.

Данные государства занимают доминирующее положение в мировом хозяйстве, прежде всего по причине своего мощного экономического, научно-технического и военного потенциала, большой численности населения, высокого уровня совокупного и удельного ВВП.

8 стр., 3962 слов

Таможенная политика Московского централизованного государства

... вокруг Москвы, образование централизованного государства сопровождалось разработкой и проведением единой торговой и таможенной политики на его территории. ... через Московское государство. “Его царское величество, - говорил Курменен, - есть начальник над восточною страною и ... обогащало казну местного князя торговыми пошлинами. Основным источником таможенного права становятся издаваемые великими князьями ...

Далее к группе развитых стран относятся относительно небольшие в сравнении с потенциалом G7, но высокоразвитые в экономическом и научно-техническом отношении страны Западной Европы, Австралия и Новая Зеландия.

В 1997 г. экономически развитыми стали считаться такие государства как Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань (так называемые страны-«драконы» Юго-Восточной Азии) и Израиль. Их включение в группу развитых стран стало заслугой за бурный прогресс в экономическом развитии в послевоенный период. Это действительно уникальный пример в мировой истории, когда абсолютно ничего из себя не представляющие еще в 1950-е гг. страны захватили мировое экономическое первенство по целому ряду позиций и превратились в важные мировые промышленные, научно-технические и финансовые центры. Уровень ВВП на душу населения, качество жизни в странах-«драконах» и в Израиле вплотную приблизились к показателям ведущих развитых стран и в ряде случаев (Гонконг, Сингапур) даже превосходят большинство государств Большой семерки. Тем не менее, в рассматриваемой подгруппе есть определенные проблемы с развитием свободного рынка в его западном понимании, здесь действует своя философия становления капиталистических отношений.

ООН включает в число развитых стран ЮАР, а Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит к их числу также Турцию и Мексику, которые являются членами этой организации, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в Североамериканское соглашение о свободной торговле — НАФТА).

Таким образом, в число развитых стран включают около 30 стран и территорий. Вероятно, что после официального

Развитые страны являются главной группой стран в мировом хозяйстве. В конце 90-х гг. на них приходилось 55% мирового ВВП (если его подсчитывать по ППС), 71% мировой торговли и большая часть международного движения капитала. На страны «Семерки» приходится более 44% мирового ВВП, в том числе на США — 21, Японию — 7, Германию — 5%. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз — ЕС (20% мирового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной торговле — НАФТА (24%).

международный политика внешний торговля

Все государства мира имеют в своем арсенале механизмы, позволяющие им поддерживать свои торговые связи с одними странами и ограничивать импорт из других стран.

Эти механизмы иначе называются инструментами торговой политики.

Все инструменты торговой политики можно классифицировать на несколько основных групп:

  • тарифы или таможенные пошлины;
  • импортные квоты;
  • нетарифные барьеры;
  • добровольные экспортные ограничения;
  • экспортные субсидии и компенсационные пошлины;
  • демпинг, антидемпинговые мероприятия.

Теперь остановимся более подробно на каждом из этих инструментов. Тариф или таможенная пошлина представляет собой наиболее часто используемый инструмент в торговой политике.

11 стр., 5271 слов

Экологическая политика правительства Российской Федерации при ...

... регулирующих экологическую политику Российской Федерации. С ними можно ознакомиться в списке источников литературы. Объектом исследования являются методы и функции государственного управления экологической политикой при выпуске ввозимой продукции на таможенную территорию Российской Федерации. Предмет ...

Сущность этого инструмента выражается в акцизном налоге на импортируемый товар. Тариф может вводиться для того, чтобы обеспечить взимание средств в казну государства, такой тариф называют фискальным.

В отдельных случаях тариф или таможенную пошлину вводят для того, чтобы ограничить, или свести к минимуму ввоз отдельных импортных товаров, в данном случае можно говорить о наличии протекционистского тарифа.

При этом налог на импорт может взиматься различными способами: в виде стоимостного тарифа и специфической пошлины.

Стоимостной тариф представляет собой налог, выраженный в виде процента от стоимости товара. Специфическая пошлина взимается в соответствии с физической величиной импорта.

Следующим инструментом торговой политики является импортная квота. Этот инструмент протекционистской политики государства обеспечивает установление максимально возможных объемов импорта по отдельным товарам и за определенный период времени.

Эксперты в сфере мировой экономики считают импортную квоту одним из самых эффективных инструментов сдерживания международной торговли. Это обусловлено тем, что она полностью запрещает импорт товара сверх определенного лимита.

Нетарифные барьеры представляют собой ограничения международной торговли с помощью системы лицензирования, то есть приобретения лицензий на торговлю определенным товаром.

Повышая цену лицензий, а также ограничивая их количество, государство может в оптимальных границах ограничивать импорт того или иного товара.

К нетарифным барьерам можно отнести и протекционистские инструменты, которые связанны с жестким бюрократическим контролем («административными рогатками») в таможенных процедурах. Достаточно серьезные ограничения для импорта создают завышенные требования к качеству товаров и их безопасности.

Добровольные экспортные ограничения представляют собой инструмент ограничения экспорта на добровольных началах.

Цель таких добровольных ограничений это стремление избежать введения более жестких барьеров в отношении импорта.

Экспортные субсидии и компенсационные пошлины — это нетарифные инструменты торговой политики, с помощью которых стимулируется экспорт товаров с использованием государственных дотаций и льгот.

Демпинг — это серьезный инструмент проведения протекционистской политики, сущность этого способа заключается в международной ценовой дискриминации.

Демпинг относится к так называемым запрещенным приемам ведения торговой политики. Особенную опасность представляет долговременный демпинг.

Для борьбы с этим инструментом могут вводиться антидемпинговые пошлины. Эти пошлины приносят существенные выгоды импортирующей стране, заставляя импортера еще больше снижать цену.

Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей может быть односторонним, когда инструменты внешнеэкономического регулирования используются той или иной страной в одностороннем порядке, без согласования с торговыми партнерами; двусторонним, когда государственному регулированию предшествует согласование со страной партнером; а также многосторонним, когда торговая политика регулируется многосторонними соглашениями.

3 стр., 1332 слов

Транспортная политика России в современных условиях

... экологической безопасности. транспортный политика государственный Экономические аспекты Транспортная политика должна обеспечивать: обеспечение свободного обмена товарами по всей ... оптимальность степени государственного вмешательства в производственную деятельность с учетом особенностей каждого вида ... Федеральная целевая программа (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России". В ней по каждому виду ...

Развитие инструментов регулирования внешнеэкономических связей шло как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов, т.е. выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Международные режимы, содержащие общепринятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на национальное регулирование. Их можно использовать как ориентир при реформировании национальной экономики, ее законов и норм. Это особенно актуально для России, в которой происходит болезненный процесс приспособления к универсальной системе прав и обязанностей, сложившихся в мировом хозяйстве.

Проанализируем инструменты государственного контроля за внешнеторговой деятельностью в России.

Переход к рыночной экономике в России обусловил ее открытость для внешнего мира, включая снятия ограничений на ВЭД. Главными целями реформы ВЭД являются: отмена монополии государства на внешнюю торговлю и переход к экономическим методам ее регулирования; обеспечение поэтапной конвертируемости рубля; сближение структуры внутренних и мировых цен, последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение импортного тарифа.

Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо жесткому воздействию и контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление. Но и в странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономических связей проявляется ощутимым образом. Внешнеэкономическая функция государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме.

Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы и требующих государственного участия.

В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.

Для выхода на внешний рынок предприятию надо знать организации, которые могут оказать реальную помощь на первых, самых сложных этапах.

Система управления ВЭД находится в стадии дальнейшего становления. В соответствии с Конституцией РФ государство оставило за собой право устанавливать ВЭО лишь на уровне государства. Субъекты федерации, предприятия имеют право самостоятельно устанавливать ВЭС в пределах полномочий, оговоренных законодательством.

Самостоятельность низовых хозяйственных звеньев не беспредельна, а регулируется и координируется государством и органами его управления.

Система органов государственной власти РФ включает: законодательную; исполнительную; судебную ветви власти.

К ведению законодательной власти относится принятие законов, в том числе по ВЭД. Законы могут быть как общеэкономического характера (налоги НДС, акциз), так и конкретно по ВЭД (ТК; Закон о таможенном тарифе и др.).

Наряду с Законами издаются Указы Президента, Постановления Правительства РФ.

Судебная система (применительно к ВЭД) должна обеспечить защиту прав и интересов участников ВЭС, причем не только отечественных, но и зарубежных. Суд независим и подчиняется только закону.

К исполнительной власти относят Президента РФ и Правительство РФ, в том числе Министерства.

Таким образом, управление ВЭД осуществляется целой системой органов государственной власти. Наиболее разнообразны органы в составе исполнительной ветви. Наибольшее значение имеют: Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ); Министерство финансов; Министерство транспорта и связи; Центральный банк России; федеральная таможенная служба.

Сложившаяся структура органов управления ВЭД отражает те изменения, которые произошли и результате либерализации экономики и разработки новой внешнеэкономической политики в России. В соответствии с Конституцией Российской Федерации руководство ВЭД в рамках внешнеэкономической политики осуществляет Президент Российской Федерации, а исполнение — Правительство Российской Федерации. Федеральное устройство России предполагает распределение полномочий между центральными и местными органами, обеспечивающее единство и целостность внешнеэкономической политики.

Федеральный уровень управления ВЭД обеспечивают центральные органы исполнительной власти.

Министерство внешних экономических связей Российской Федерации (МВЭС) участвует в формировании внешнеэкономической политики и контроле за ее реализацией, разработке механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами, подготавливает предложения о заключении международных договоров, обеспечивает их реализацию, осуществляет оперативное нетарифное регулирование ВЭД: выдает в установленном порядке лицензии на экспорт и импорт товаров, контролирует экспорт товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования, и др.

Министерство экономики Российской Федерации разрабатывает экономическую и внешнеэкономическую стратегию и формирует механизм ее реализации: привлечение иностранных инвестиций, осуществление совместных программ и проектов, использование иностранных кредитов, участие в установлении экспортных и импортных пошлин и др.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет руководство валютными резервами страны.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет валютный контроль и определяет правила валютных операций.

Государственный таможенный комитет (ГТК) Российской Федерации участвует в разработке и реализации таможенной политики России: разрабатывает ставки таможенных пошлин, товарную номенклатуру ВЭД, организует работу таможенных органов, взимает таможенные пошлины, проводит таможенное оформление и др.

Федеральная служба по валютному и экспортному контролю Российской Федерации координирует межотраслевые вопросы контроля над ВЭД: надзор за порядком квотирования и лицензирования, поступлением выручки от проведения валютных операций, аудиторская проверка участников ВЭД.

Внешэкономбанк ведет учет по активам и пассивам всех внешних и внутренних долгов России и осуществляет их реструктуризацию, занимается укреплением дисциплины международных расчетов.

Российский экспортно-импортный банк является банком — агентом Правительства РФ и осуществляет функции но финансированию экспорта.

Представительства Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам проводят работу по осуществлению в странах пребывания внешнеэкономической политики, изучают общие экономические условия, планы, программы, конъюнктуру рынков, выдают разрешения на транзит товаров через территорию России, свидетельства о происхождении товаров.

Региональный уровень управления ВЭД. В соответствии с законодательством субъекты Российской Федерации — республики, края, области — могут осуществлять внешнеэкономическую деятельность в пределах своей компетенции: формировать и реализовывать программы ВЭД, предоставлять дополнительные финансовые гарантии участникам ВЭД за счет региональных бюджетов, создавать страховые фонды. МВЭС в соответствии с Положением об уполномоченных МВЭС Российской Федерации делегирует часть своих прав уполномоченным на местах. В крупных административных регионах при главах местной администрации созданы управления международных и внешнеэкономических связей. Примером реализации таких прав является создание свободной экономической зоны в Калининградской области, Центра международного бизнеса «Ингушетия».

ВЭД (внешнеэкономическая деятельность) — совокупность организационно-экономических, производственно-хозяйственных и оперативно-коммерческих функций экспортоориентированных предприятий с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке

В соответствии с законодательством РФ под определением внешнеэкономическая деятельность понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

ВЭД осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений и т. д.) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнёра, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнёрами.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

Исходным принципом ВЭД предприятий служит коммерческий расчёт на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учётом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Различают следующие виды ВЭД:

  • внешнеторговая деятельность;
  • международное разделение труда;
  • производственная кооперация;
  • международное инвестиционное сотрудничество;
  • валютные и финансово-кредитные операции;
  • отношения с международными организациями.

1. Внешнеторговая деятельность.

Внешнеторговая деятельность — это предпринимательство в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.

  • Международное разделение труда.

Предпосылки и условия международного разделения труда в значительных масштабах возникли в эпоху развития капитализма благодаря промышленному перевороту, появлению машинной индустрии, специализации производства. Спрос на отдельные виды товаров в различных странах, которые не могли добывать и производить их в достаточном количестве, стимулировали развитие внешней торговли дефицитными товарами. Торговля и излучаемые от нее выгоды подталкивали страны к расширению производства таких товаров, в результате чего труд в этих странах сосредотачивался на производстве определенных видов экономического продукта.

  • Производственная кооперация.

Производственная кооперация в составе ВЭД предприятий и фирм также представляет одну из форм сотрудничества между иностранными партнёрами в различных, но конструктивно связанных между собой процессах технологического разделения труда. Сам технологический процесс разделения труда означает распределение его участников в цепи создания и реализации продукции по основным его фазам, от изучения потребностей на внутренних и внешних рынках до доведения её до конечных потребителей. Производственная кооперация характерна для однородных сфер производства и обращения, для научно-технической, инвестиционной и сервисной областей, например, для обрабатывающей промышленности.

Согласованность действий партнёров в рамках производственной кооперации достигается путём:

  • взаимного планирования экспортной и импортозамещающей продукции;
  • прогнозирования и совместного ведения научных разработок, обеспечения их необходимой аппаратурой, приборами и материалами, испытательными стендами и научно-технической информацией;
  • организации процесса подготовки кадров.

При этом собственность кооперантов не обособляется, а сотрудничество обеспечивается на возмездной основе и строится по принципу прямых связей между производителями однородной продукции.

  • Международное инвестиционное сотрудничество.

Международное инвестиционное сотрудничество предполагает одну из форм взаимодействия с иностранными партнерами на основе объединения усилий финансового и материально-технического характера. Целями такого сотрудничества являются расширение базы развития и выпуска экспортной продукции, ее систематическое обновление на основе критериев конкурентоспособности и облегчение процессов ее реализации на внешнем рынке. Подобные задачи могут быть решены за счет организации, например, совместного производства. Совместное предпринимательство возможно прежде всего на базе обмена технологиями, услугами с последующим распределением программ выпуска продукции и ее реализации, а также в форме образования и функционирования концессий, консорциумов, акционерных компаний, международных неправительственных организаций и т. п.

  • Валютные и финансово-кредитные операции.

Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида ВЭД предприятии и фирм следует рассматривать в первую очередь как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанных с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.

  • Отношения с международными организациями.

Немаловажным сектором внешнеэкономического комплекса является участие в международных организациях, будь то правительственных или не правительственных. В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета, государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющая постоянные органы и действующая в общих интересах государств — членов при уважении их суверенитета.

Внешнеторговый оборот России, по данным Банка России, в 2012 году составил 468,4 млрд. долл., что на 27% больше, чем в 2011 г, в том числе со странами дальнего зарубежья — 399,7 млрд. долл. (рост на 27,5%), со странами СНГ — 68,7 млрд. долл. (рост на 24 процента).

В общем объеме товарооборота на долю экспорта приходилось 65%, импорта — 35 процентов.

Теория международной торговли 1

Рис. 1. Динамика важнейших показателей внешнеторговой деятельности Российской Федерации в 2009- 2012 гг. (в млрд.долл.США)

Доля стран дальнего зарубежья в товарообороте увеличилась с 85% до 85,3%, стран СНГ — снизилась с 15% до 14,7 процентов.

Покрытие импорта экспортом со странами дальнего зарубежья уменьшилось с 203% до 188,3%, со странами СНГ напротив повысилось с 153,5% до 172 процентов.

В 2012 году платежный баланс страны оставался устойчивым. Были произведены не только плановые, но и досрочные платежи по внешней задолженности. Дополнительно аккумулировано в составе валютных резервов 107,5 млрд. долл. США, чему способствовала благоприятная внешнеторговая конъюнктура, а также масштабный приток иностранного капитала в частный сектор.

Профицит счета текущих операций достиг очередного исторического максимума в 95,6 млрд. долл. (83,3 млрд. долл. в предыдущем году).

Стоимость экспорта товаров и услуг увеличилась на 23,9%, импорта — на 26,7 процента.

Впервые экспорт товаров превысил 300 млрд. долл. (рост на 24,1% против 32,9% в 2011 году).

Падение темпов роста экспорта было обусловлено более медленным, чем годом ранее, повышением цен на топливно-энергетические товары — 28,4% и 44,9% соответственно.

На сырую нефть, нефтепродукты и природный газ пришлось 63% его общей стоимости, в 2011 году доля этих товаров в экспорте составляла 61 процент.

Быстрее, чем годом ранее, наращивались поставки за рубеж прочих товаров — на 17% (14%).

При этом опережающими темпами увеличивался экспорт цветных металлов, а также машин, оборудования и транспортных средств.

Темп роста импорта товаров, как и в 2011 году, оставался высоким — 29,8 процента.

Таблица 1

Влияние отдельных факторов на изменение торгового баланса России в 2012 году, млрд. долл.

Теория международной торговли 2

Отрицательное сальдо операций с международными услугами (15,8 млрд. долл.) превысило в абсолютном выражении соответствующий показатель базового периода на 1 млрд. долл. Сказался ускоренный рост импорта строительных и транспортных услуг.

Дефицит баланса инвестиционных доходов увеличился до 22,7 млрд. долл. вследствие массированного притока иностранного капитала в частный сектор.

Иностранные финансовые обязательства экономики увеличились на 69,8 млрд. долл., в предыдущем году — на 55,3 млрд. долларов.

Внешние пассивы банков возросли на 48,5 млрд. долл. (на 19,2 млрд. долл. в 2011 году), прочих экономических агентов частного сектора — на 57,1 млрд. долл. (на 54,4 млрд. долл.).

Госсектор и органы денежно-кредитного регулирования снизили свои иностранные обязательства на 35,8 млрд. долл. Последнее стало возможным, в том числе по причине досрочного погашения задолженности перед Парижским клубом кредиторов (22,6 млрд. долларов).

По состоянию на 1 октября 2012 года внешняя задолженность экономики составила 268,6 млрд. долл. (увеличилась по сравнению с началом 2012 года на 4,4%), при этом внешний долг госсектора и органов денежно-кредитного регулирования сократился почти на 33,5% (до 54,7 млрд. долларов).

Географическая структура внешнеэкономической деятельности России со странами — основными партнерами России в 2012 году в основном не претерпела значительных изменений. Однако за этот период отмечено существенное увеличение доли товарооборота со странами Азии.

Таблица 2

Внешняя торговля России со странами — основными партнерами

Доля в товарообороте в 2011 году

Доля в товарообороте в 2012 году

Всего

100,0

100,0

Германия

9,7

9,8

Индия

0,9

0,9

Италия

6,9

7,0

Китай

6,0

6,5

Нидерланды

7,8

8,8

Польша

3,3

3,4

США

3,2

3,5

Турция

3,7

3,9

Финляндия

3,2

3,0

Южная Корея

1,9

2,1

Япония

2,8

2,8

СНГ

15,2

14,7

Беларусь

4,7

4,5

Казахстан

2,9

2,9

Украина

5,9

5,5

В 2012г. существенное развитие получили торгово-экономические связи России с Японией. Товарооборот увеличился на 30% до 12,4 млрд.долл., в том числе экспорт — на 24,9% до 4,6 млрд.долл., импорт — на 33,4% до 7,8 млрд. долл. Расширение товарооборота обеспечивалось прежде всего за счет высоких темпов японского импорта машинно-технических изделий, в том числе потребительских товаров — автомобилей и бытовой техники, а также промышленного оборудования — строительной техники, оборудования связи и др. Российский экспорт продолжал увеличиваться за счет товаров традиционного вывоза, в особенности по группе «Металлы и изделия из них».

Также отмечалось заметное увеличение взаимной торговли с одним из ведущих партнеров России — Китаем. По данным таможенной статистики товарооборот двух стран вырос на 41% до 28,6 млрд. долл., в т.ч. экспорт — на 20,7% до 15,7 млрд. долл., импорт — на 77,4% до 12,9 млрд. долл.

Рост российского экспорта обеспечивался поставками минерального топлива, прежде всего нефти и нефтепродуктов, а также древесиной и целлюлозно-бумажными изделиями. В это же время по группе машинно-технической продукции продолжилось снижение, в том числе по таким товарам как «летательные аппараты» и «энергетическое оборудование». Китайский импорт увеличивался по широкой номенклатуре товаров, особенно по машинно-техническим изделиям (транспортные средства, бытовая электротехника и электроника).

Опережающими темпами увеличивался объем торговли с Россией приграничных провинций и автономных районов КНР.

Товарооборот между Россией и Южной Кореей формировался в основном за счет импорта из Южной Кореи — 72,8%, на долю экспорта приходится немногим более четверти товарооборота. Основными статьями российского импорта из Республики Корея являлись транспортные средства и автозапчасти, машины и оборудование, радиоэлектроника и бытовая техника, металлы и изделия из них, продукция химической промышленности, продовольственные товары, то есть продукция с высокой добавленной стоимостью. В ближайшие годы российский импорт из Республики Корея, по некоторым оценкам, сохранит темпы роста на уровне 20-30%. Следует отметить, что доля машинно-технической продукции будет составлять около 60% всех поставок в Россию. На основании имеющихся данных можно сделать вывод о сохраняющейся тенденции увеличения товарооборота между Россией и Республикой Кореей при опережающих темпах роста импорта. В структуре российского экспорта в Республику Корея по — прежнему преобладают сырьевые товары. Основными статьями являются топливно-энергетические товары: (нефть, уголь), древесина, морепродукты, металлы и металлолом, химическая продукция, продукция военно-технического назначения.

Вместе с тем, доля машинно-технической продукции из России может быть увеличена за счет поставок вооружения и военной техники в счет погашения российского долга в рамках проекта «Пульгом-3» («Черный медведь-3»), перспективы которого в настоящее время зависят от решения корейской стороны, а также за счет программы Внешэкономбанка Росси по льготному финансированию российских экспортеров высокотехнологичной продукции.

Во внешней торговле между Россией и Украиной наблюдается замедление темпов роста и экспорта, и импорта в стоимостном выражении. Российский экспорт и импорт росли только за счет роста цен. Тогда как физические объемы экспорта товливно-энергетических товаров значительно сократились, а физические объемы импорта из Украины практически не росли при некотором их снижении по группам продовольственные товары и продукция химической промышленности.

Главным направлением работы в области торговой политики явилось обеспечение с помощью экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности стабильности и предсказуемости режима экспорта и импорта, поддержки конкурентоспособности российских товаров и допуска их на внешние рынки, эффективного уровня защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, присоединение России к ВТО и расширение сотрудничества с другими международными организациями.

Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие:

  • крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;
  • наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;
  • многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
  • крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.

В конкретных условиях начала переходного периода сравнительные преимущества российской экономики либо использовались ограничено и малоэффективно, либо вообще не использовались. Кризис привел к тому, что имевшиеся конкурентные преимущества шаг за шагом утрачивались. Были отмечены критически низкий прирост разведанных геологических запасов, отток за рубеж научно-технических заделов и кадров НИОКР, уход профессионалов из сферы производства в коммерческий бизнес, завышенный уровень оплаты труда в монополизированных отраслях и соответствующее снижение международной конкурентоспособности. Ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущее к их выбытию или аварийному состоянию. Утеряны позиции на ряде освоенных ранее рынков зарубежья.

Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

Международная торговля является сложным видом деятельности, требующим специальных знаний. Любые нарушения правил и обычаев её проведения могут привести к длительным переговорам, дополнительным издержкам и даже судебному разбирательству. Банки, которые играют все большую роль во внешней торговле, осуществляя платежи по внешнеторговым сделкам или предоставляя дополнительное финансирование, являются участниками расчетов, не будучи при этом участниками непосредственно торговых операций.

Внешняя торговля имеет важное значение в экономике России, так как страна импортирует широкий спектр товаров, необходимых ей для жизни (продовольственных товары, товары народного потребления, машины и оборудование, промышленное сырье, химическую продукцию и многое другое), оплачивая их за счет своего экспорта (нефть, газ, металл, продукция химической промышленности и т.д.).

Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ:

  • крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;
  • наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;
  • многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
  • крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.

1. Аникин А.В. Международные экономические отношения. — М.: Велби, 2011. — 269с.

  • Архипов А.Ю. Международные экономические отношения. — М.: Феникс, 2009. — 263с.

3. Булатов А.С., Ливенцев Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. — М.: Магистр, 2011. — 456с.

  • Волков Г.Ю., Солодков Г.П. Международная торговля. — М.: Феникс, 2011. — 288с.
  • Гладков И.

С., Пилоян М. Г. История мировой экономики. — М.: Бином, 2011.

  • Ермаков В. История международных отношений ХХ века. — М.: Соларт, 2011. — 172с.
  • Ломакин В.К.

Мировая экономика. — М.: Юнити, 2011. — 378с.

  • Морозова Н.А., Короткевич Л.М. Международные экономические отношения. — М.: ТетраСистемс, 2011. — 166с.
  • Повалихина Т.

И. История мировой экономики и международных экономических отношений. — М.: Евразия, 2011. — 374с.

  • Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник — 2-е изд., испр. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 336 с.
  • Рыбалкин В.Е.

Международные экономические отношения. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 480с.

  • Симионов Ю.Ф., Лыкова О.А. Международная экономика и международные экономические отношения. — М.: Феникс, 2011. — 423с.
  • Суэтин А.А.

Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика. Гриф УМО МО РФ. — М.: КноРус, 2011. — 548с.

  • Трухачев В.И., Лякишева И.Н., Ерохин В.Л. Международная торговля: Учебное пособие для вузов. — М.: АГРУС, 2011. — 224с.
  • Фейгин Г.Ф.

Национальные экономики в эпоху глобализации: перспективы России. — СПб.: СПбГУП, 2011. — 306с.

  • Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. — М.: Гардарики, 2012. — 194с.
  • Цыпин И.С., Веснин В.Р.

Мировая экономика. — М.: Проспект, 2012. — 258с.

  • Шишкин А. Ф., Шишкина Н. В., Фалькович Е. Б. Мировая экономика. — М.: Академический проект, 2012. — 421с.

Приложение 1

Показатели экспорта Российской Федерации

(по данным таможенной статистики, включая данные Республики Беларусь)*

Наименование товара

в % к итогу

темпы роста, в %

стои- мости

физич. объема

цены

2011 г.

2012 г.

Всего

100,0

100,0

133,0

96,8

137,4

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), в т.ч.

2,6

2,0

103,3

90,7

112,2

пшеница и меслин

1,0

0,6

79,4

81,1

98,0

Топливно-энергетические товары, в т.ч.

64,2

68,6

142,1

96,7

147,1

нефть сырая

34,5

34,4

132,6

94,0

141,1

нефтепродукты

14,8

17,1

152,8

105,0

145,5

газ природный

12,7

14,8

154,1

101,8

151,3

Продукция химической промышленности, каучук, в т.ч.

5,9

6,5

145,5

84,9

171,5

удобрения

1,6

2,6

209,8

94,1

222,9

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия, в т.ч.

3,5

2,5

94,3

81,9

114,2

лесоматериалы необработанные

1,2

0,7

84,4

74,5

113,3

лесоматериалы обработанные

0,9

0,6

87,0

82,2

105,8

Металлы и изделия из них, в т.ч.

14,0

11,7

111,7

99,0

111,4

черные металлы

6,4

6,5

136,4

96,5

141,4

медь рафинированная

0,5

0,3

66,0

72,2

91,4

никель необработанный

2,5

1,1

57,5

99,0

58,1

алюминий необработанный

1,9

115,5

107,8

107,1

Машины, оборудование и транспортные средства, в т.ч.

5,6

4,9

117,0

109,5

105,4

автомобили легковые

0,2

0,2

112,3

100,8

111,3

автомобили грузовые

0,2

0,2

94,0

80,8

116,3

Другие товары

4,2

3,8

119,5

* по оценке Минэкономразвития России

Приложение 2

Показатели импорта Российской Федерации

(по данным таможенной статистики, включая данные Республики Беларусь)*

Наименование товара

в % к итогу

темпы роста, в %

стои- мости

физич. объема

цены

2011 г.

2012 г.

Всего

100,0

100,0

133,6

113,5

117,8

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), в т.ч.

13,8

13,2

127,3

105,4

120,8

мясо свежее и мороженное

1,8

2,0

144,6

114,9

125,9

рыба свежая и мороженная, филе рыб

0,7

0,6

117,3

101,2

115,9

молоко, сливки сгущенные

0,2

0,1

117,7

122,6

96,0

зерновые культуры

0,1

0,2

156,9

89,9

174,5

масло подсолнечное

0,1

0,1

133,0

84,8

156,9

Минеральные продукты

2,3

3,1

177,3

143,1

125,1

Продукция химической промышленности, каучук, в т.ч.

13,8

13,1

127,4

109,5

116,6

медикаменты

2,8

2,8

135,3

110,6

122,4

Текстиль, текстильные изделия и обувь, в т.ч.

4,3

4,4

134,9

129,1

106,1

одежда

1,6

1,7

146,2

обувь кожаная

0,7

0,7

131,9

126,4

104,3

Металлы и изделия из них, в т.ч.

7,9

7,0

117,4

94,8

123,6

черные металлы

3,1

2,6

111,9

79,1

141,4

трубы

1,2

0,7

75,4

65,2

115,6

Машины, оборудование и транспортные средства, в т.ч.

50,9

52,7

138,4

119,0

117,0

автомобили легковые

10,7

11,3

141,8

124,7

113,8

автомобили грузовые

1,8

1,8

139,5

110,5

126,3

Другие товары

7,0

6,5

126,6

* по оценке Минэкономразвития России