Основные показатели объема работ на воздушном транспорте

Курсовой проект

Воздушный транспорт — это самый быстрый вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта — пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров.Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка.

Гражданская авиация — это авиация, используемая в целях воздушных перевозок населения и грузов. Гражданская авиация располагает парком самолетов и вертолетов,аэропортов, аэродромов, ремонтно-техническими базами, учебными заведениями.

Началом Гражданской авиации в СССР можно считать принятый 17 января 1921 декрет «0 воздушных передвижениях». Положения декрета легли в основу Воздушного кодекса СССР.

9 февраля 1923г.- официальная дата рождения Гражданской авиации СССР. При своем дальнейшем развитии авиатранспорту СССР пришлось преодолевать немало трудностей, связанных в основном с его технической базой. В середине 30-х годов на воздушных линиях Союза летало мало и к тому же уже устаревших самолетов, уступавших своим мировым аналогам по всем параметрам. Определенное влияние на усовершенствование авиапарка ГУГВФ оказало налаживание производства по купленной у США лицензии прототипа 24-местного «Дугласа DC-3».

В 1881 году был запатентован первый в России и один из первых в мире самолётов, построенных в натуральную величину, а также, возможно, первый в мире самолёт, кратковременно отделившийся от земли с человеком на борту в 1884 году.

В 90-е года наше государство переходило от планового хозяйства к рынку, и Гражданская авиация — одна из отраслей, которая очень болезненно перенесла этот переход. Пассажиры и грузы большей частью перешли на морской, железнодорожный и автомобильный транспорт.

В тяжелом положении находилось и аэродромное хозяйство страны. Несмотря на то, что аэродромы были созданы чуть ли не в каждом областном и краевом центре страны, а некоторые из них имели даже статус международных, их уровень был несравнимо ниже европейских аналогов. К 1940 году часть проблем аэропортов удалось решить. В это время СССР насчитывалось 150 крупных аэропортов. Парк ГА СССР пополнился новыми самолётами ПС-35. имелась большая сеть местных линий во всех районах страны. В 1940 было перевезено 410 тыс. пасс., 475 тыс. т. грузов, 14,6 тыс. тонн почты.

В 1954 г. конструкторы Туполев, Ильюшин и Антонов получили конкретные задания на новые пассажирские самолеты, конкурентоспособные с западными образцами. Появились самолеты Ил-18, Ан-10 и Ан24, а также для своего времени самый большой в мире авиалайнер Ту-114.

3 стр., 1390 слов

СССР в предвоенные годы

... страны к выводу о том, что в СССР в основном построено социалистическое общество. Как я уже отмечала, изменения в развитии страны были закреплены в Конституции СССР ... своего укрепления и функционирования в образе врага, система в 1928 - 1941 гг. проводит кампании массовых репрессий. ... дел в стране, несовпадение партийных идеалов и проводимой политики, сама атмосфера подавления свободной мысли. В этом ...

В 80-е гг. созданы пассажирские самолёты нового поколения — широкофюзеляжный дальний магистральный самолёт Ил-96-300, средний магистральный самолёт Ту-204, самолёт Ил-114 для местных воздушных линий и другие.

К концу 80-х гг. «Аэрофлот» перевозил ежегодно более 120 млн. пассажиров, около 3 тыс. т грузов, свыше 400 тыс. тонн почты. На долю воздушного транспорта приходилось до 20% общего пассажирооборота СССР, а на дальних магистралях (4 тыс. км и более)— св. 80%. Доля авиаперевозок в грузообороте страны была невелика (менее 0,1%).

Самолёты Гражданской авиации СССР выполняли регулярные полёты в 4000 городов и населенных пунктов Советского Союза и в аэропорты почти 100 зарубежных государств. Значительно возросли скорость перевозок, производительность полётов и их эффективность. Расширялось применение Гражданской авиации в сельском хозяйстве, энергетическом строительстве, лесной промышленности и в др. отраслях.

После распада СССР в 1992 году крупнейшая в мире авиакомпания, к концу 1980-х годов перевозившая до 130 миллионов пассажиров, распалась на более чем 300 отдельных авиакомпаний. Некоторые из этих компаний были настолько малы, что их парк не превышал 1—2 самолётов.

В 1994 году «Аэрофлот» был реорганизован в открытое акционерное общество и подвергся частичной приватизации. 51 % акций остался за государством. Сравнивая показатели работ по количеству перевезенных пассажиров, видно, что пик подъема приходиться на конец 80-х начало 90-х годов, как раз перед распадом Советского Союза, тогда количество перевезенных пассажиров достигало до 137 миллионов пассажиров ежегодно. Чуть позже в 1992 году эта цифра резко падает приближенно до 50 миллионов, и с каждым годом до начала 21 века постепенно уменьшается. Так в 1994 году было перевезено 30 миллионов человек, в 1996 году-27миллионов, а в 1998году всего 22 миллионов человек. На 2000 год эта цифра составляла 20 миллионов, и начинает увеличиваться до 24 миллионов в 2002году, 30 миллионов в 2004 году, 40 миллионов в 2008году, 64 миллионов в 2012году, и на конец 2015года составила 84 миллиона человек.

Одна из основных проблем гражданской авиации — состояние парка воздушных судов. Эксплуатируемая техника не соответствует ни экономическим, ни техническим требованиям сегодняшнего дня. Парк гражданской авиации России является одним из самых устаревших среди развитых стран мира. Ежегодно из его состава выбывают в среднем 115 самолетов, а пополнение новой техникой ничтожно мало. В настоящее время численность аэродромов остается в 1,5 раза меньше, чем была в 2000 году.

И тем не менее положение нельзя считать безнадежным. Наметились положительные тенденции роста пассажирских перевозок. Государство принимает меры по поддержке отечественной авиапромышленности.

В то же время продолжаются работы по реконструкции аэродромной сети, что постепенно приводит к повышению качества аэропортового обслуживания. Также подвергнута масштабной модернизации аэронавигационная система России, что позволяет поэтапно внедрять современные технологии навигации.

1. Показатели объёма работ аэропорта

Аэропорт — комплекс зданий и сооружений, предназначенный для приёма, отправки и базирования воздушных судов, а также обслуживания воздушных перевозок, имеющих для этих целей аэровокзал, аэродром и другие необходимые наземные сооружения и авиационный персонал и других работников.

Классификация аэропортов:

В зависимости от объема воздушных перевозок:

Класс аэропорта

Годовой объём пассажирских перевозок

I

II

III

IV

V

7 — 10 миллионов человек

4 — 7 миллионов человек

2 — 4 миллионов человек

0,5 — 2 миллионов человек

100 — 500 тысяч человек

Аэропорты с годовым объёмом пассажирских перевозок более 10 млн чел относятся к внеклассовым, а менее 100 тыс чел — к неклассифицированным.

В зависимости от статуса аэропорты подразделяются на:

1)федерального значения;

2)регионального значения;

3)местных воздушных линий

4)международных воздушных линий

Главной составляющей аэропорта является аэродром. Аэродром — это участок земли или поверхности воды, с расположенными на нём зданиями и сооружениями, и оборудования, предназначенные для взлёта, посадки, руления и стоянки. Следующие составляющие это пассажирский терминал и грузовой комплекс.

Важнейшим элементом аэродрома является перрон, связывающий аэровокзал с взлетно-посадочной полосой. Он предназначен для кратковременной стоянки самолетов при посадке и высадке пассажиров, погрузки и разгрузки почты и грузов и выполнения оперативного технического обслуживания. Также неотъемлемой частью аэропорта является аэровокзал. Аэровокзал — это место, где базируются большинство служб, обслуживающих пассажиров от момента входа на территорию аэропорта до вылета и от момента подачи трапа к самолёту до покидания аэропорта. К некоторым из этих служб относятся: представительства авиакомпаний, служба организации пассажирских перевозок, службы безопасности, службы пограничного иммиграционного и таможенного контроля, а также различные организации и предприятия.

Сегодня гражданская авиация ежегодно увеличивает объемы авиаперевозок в среднем на 10% . Это значительно выше среднемировых показателей и, казалось бы, позволяет говорить об успешном развитии отрасли.

Показатели работы аэропорта подразделяются на:

1) количество ВС по типам

2) суммарная взлетная масса обслуживаемых ВС

3) количество обслуженных и отправленных пассажиров, грузов, почты

4) общий тоннаж отправок (Ообщ)

Количество взлетно-посадочных операций по типам ВС. Руководит ими диспетчерская служба. При взлетно-посадочных операциях используются: ВПП, РД, перрон.

Суммарная взлетная масса обслуженных ВС: вес пустого самолета + снаряжение + загрузка(экипаж, бортпроводники, бортовое питание, топливо, пассажиры, груз).

Чем больше взлетная масса, тем больше фактическая коммерческая загрузка ВС. Еще одним из способов увеличения коммерческой загрузки на рейс является увеличение массы топлива, а также пунктов промежуточных посадок, следовательно будет увеличение количества взлетно-посадочных операций.

Такой показатель, как общий тоннаж отправок рассчитывается независимо от принадлежности самолётно-вертолётного парка (СВП) данному предприятию.

Общий тоннаж отправок подразделяется на отправку по видам и отправку по месту возникновения. В свою очередь, отправка по видам перевозок делится на пассажирские, грузовые и почтовые; а отправка по месту возникновения бывает первоначальная и транзитная.

Общий тоннаж отправок можно рассчитать по формуле:

Ообщ =Оpax + Огр + Опочт

Gpах = Npax* 0,09т

Практическое задание №1.

Рассчитать среднюю коммерческую загрузку самолёта Airbus A-320 на первую декаду месяца; рассчитать общий объём отправок самолёта Airbus A-320 на первую декаду месяца.

Количество пассажирских кресел — 150 человек

Максимальная коммерческая загрузка — 18600 кг

Дата

№ рейса

Коммерческая загрузка за рейс

Pax, чел.

Почта, кг

Груз, кг

Всего кг

01.11.16

U6-111

90

50

700

8850

02.11.16

U6-112

110

70

500

10470

03.11.16

U6-113

95

40

600

9190

04.11.16

U6-114

80

66

400

7666

05.11.16

U6-115

60

30

200

5630

06.11.16

U6-116

120

400

11200

07.11.16

U6-117

75

100

300

7150

08.09.16

U6-118

89

55

800

8865

09.09.16

U6-119

100

750

9750

10.09.16

U6-120

130

35

900

12635

Всего, т

85,41

0,446

5,55

9140,6

Формулы для расчетов:

Gрейс= Gpax + Gгруз + Gпочта

Gpax= Npax * 90 кг

k=

Ообщ=Орах+Огруз+Опочта

Орах=Npax * 0,09 т

01.11.16

Gрах = 90pax * 90кг =1800кг

Gрейс = 1800кг + 50кг + 700кг = 8850кг

02.11.16

Gрах = 110pax * 90кг = 9900кг

Gрейс = 9900кг + 70кг + 500кг = 10470кг

03.11.16

Gрах = 95pax *90кг = 8550кг

Gрейс = 8550кг + 40кг + 600кг = 4670кг

04.09.16

Gрах = 80pax * 90кг = 7200кг

Gрах = 7200кг + 66кг + 400кг = 7666кг

05.11.16

Gрах = 60pax * 90кг = 5400кг

Gрейс = 5400кг + 30кг + 200 = 5630кг

06.11.16

Gрах = 120pax * 90кг = 10800кг

Gрейс = 10800кг + 400кг = 11200кг

07.11.16

Gрах = 75pax * 90кг = 6750кг

Gрейс = 6750кг + 100кг + 300кг = 7150кг

08.11.16

Gрах = 89pax * 90кг = 8010кг

Gрейс = 8010кг + 55кг + 800кг = 8865кг

09.11.16

Gрах = 100pax * 90кг = 9000кг

Gрах = 9000кг + 750кг = 9750кг

10.11.16

Gрах = 130pax * 90кг = 11700кг

Gрейс = 11700кг + 35кг + 900кг = 12635кг

Оpax = 90pax + 110pax + 95pax + 80pax + 60pax + 120pax + 75pax + 89pax + 100pax + 130pax * 0,09т = 85,41т

Опочт = 446кг = 0,446т

Огруза = 5550кг = 5,55т

Ообщ = 85,41т + 0,446т + 5,55т = 91,406т

Gк = (8850кг + 10470кг + 9190кг+ 7666кг+ 5630кг + 11200кг + 7150кг + 8865кг + 9750кг + 12635кг) / 10 = 9140,6кг

18600кг — 100% 150 — 100%

9140,6кг — х% 85,41 — х%

х = 49,14 х = 56,94

Ответ:

Средняя коммерческая загрузка самолета Airbus A-320 на первую декаду месяца составила 9140,6кг, что составляет 49% использования по полезной грузоподъемности самолета, степень использования пассажирских кресел составляет 57%. Рейс рентабельный, но использование пассажирских кресел составляет 57%, что не выгодно для перевозки.

2. Показатели объёма работ авиакомпании

Авиакомпания — организация, производящая пассажирские и грузовые воздушные перевозки, авиационные работы. В советский период использовался синоним авиапредприятие (авиационное предприятие).

Самой известной авиакомпанией в России является «Аэрофлот», которая базируется в аэропорту Шереметьево.

Перевозчик — это эксплуатант, осуществляющий воздушны перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты и имеющий лицензию на осуществление лицензированного вида деятельности в области авиации.

По форме собственности авиакомпании делятся на:

1) государственные — полностью принадлежат государству, либо оно просто владеет контрольным пакетом акций (как правило, 51%-75%);

2)частные — принадлежат одному лицу, либо семье;

3) корпоративные — владельцами являются акционеры. При этом контрольный пакет акций может принадлежать одному лицу, который фактически управляет авиакомпанией;

4) смешанные — совместные предприятия с участием иностранного капитала

По дальности и направлению полётов а/к бывают:

1) магистральные (международные и внутренние перевозки на 3000 км и более);

2) региональные (международные и внутренние перевозки не более 3000 км);

3) местные (внутренние перевозки не более 1000 км).

Рейс — это полёт ВС по расписанию или вне расписания, выполняющийся в одном направлении от начального до конечного пункта маршрута.

Рейсы бывают : регулярные, дополнительные, чартерные.

Регулярный рейс — рейс, выполняемый по маршруту в соответствии с установленным расписанием.

Дополнительный рейс — рейс, выполняемый дополнительно к расписанию по тому же маршруту, что и регулярный.

Чартерные рейс — рейс, выполненный на условиях договора заказного рейса, заключённого заказчиком по доставке пассажиров, груза в пункт назначения.

Показатели работы авиакомпании на транспортных работах:

  • перевозка пассажиров, которая включает в себя всех пассажиров, груз и почту;
  • пассажирооборот (ПО) — показатель отражения объёма перевозок пассажиров в пассажирокилометрах (пкм), исчисляемый как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок.
  • тоннокилометраж (R) — единица измерения, применяемая при перевозке грузов и объединяющая два показателя:
  • количество тонн груза;
  • расстояние в километрах.

Показатели на работах в отраслях народного хозяйства (ПАНХ):

  • на авиационных хозяйственных работах (АХР)- гектары обработанной площади
  • на аэрофотосъёмке (АФС)- квадратные километры отснятой площади
  • налёт часов (пожары, аварийно-спасательные операции).

«ПАНХ» образована в 1964 году и в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся авиационных компаний России. В состав компании «ПАНХ» входит научно-исследовательский центр гражданской авиации, именно он позволяет применять инновационные технологии собственных разработок в вертолетных работах. Основная специализация центра — научные изыскания и исследовательские работы:

  • исследования и обоснования требований к объектам выполнения авиационных работ в отраслях экономики;
  • оценка показателей ВС для выполнения авиаработ и проведения их испытаний;
  • испытания и исследования технических средств и специального оборудования для выполнения работ;
  • испытания и исследования для разработки или отработки технологий выполнения авиаработ для различных ВС;
  • разработка и исследования технических средств и технологических приемов по обеспечению и обслуживанию ВС и оборудования для авиаработ;
  • специальные виды испытаний и исследований по эколого-гигиенической безопасности авиаработ;
  • анализ вопросов выполнения авиаработ и разработки нормативно-правовых и иных документов.

В компании «ПАНХ» создана уникальная материально-техническая база и созданы отличные условия для решения специальных вопросов, в том числе:

  • научные отделы по направлениям деятельности;
  • посадочная площадка, располагающая собственным парком ВС;
  • полигон, оборудованный для проведения летных испытаний;
  • лабораторная база для исследования специальных физических и химических процессов выполнения работ;
  • система организации и выполнения НИР и летных испытаний, в т.ч.

действующие научно-технические и летно-методические советы.

Учеными центра разработано и внедрено около 40 видов технических средств и более 200 авиационных технологий, многие из которых защищены патентами на изобретения. Многие разработки компании широко используются в производстве и неоднократно награждались на международных выставках и салонах в Женеве, Брюсселе, Сеуле и др.

Практическое задание к разделу №2.

Рассчитать общий эксплуатационный тоннокилометраж для рейса туда и обратно; рассчитать эксплуатационный пассажирооборот по рейсу туда и обратно, если расстояние между аэропортами составляет АБ-1750 км, БВ-1200 км, ВГ-1400 км.

Вид загрузки

В прямом направлении

В обратном направлении

«А-Б»

«Б-В»

«В-Г»

«Г-В»

«В-Б»

«Б-А»

Пассажиры, чел.

71

58

46

65

55

40

Почта, кг.

150

400

500

100

200

300

Груз, кг.

600

700

400

600

800

ПОобщ -? ; Rобщ -?

Формулы для расчёта:

ПО= Npax * б

R = Gобщ * б

Gрах = Nрах * 0,09 т

Gобщ = Gрах + Gгруз + Gпочта

Расчёт:

В прямом направлении:

«А-Б»

ПОАБ = 71pax * 1750км = 124250пкм

GРАХ = 71pax * 0,09т = 6,39т

GАБ = 6,39т + 0,15т = 6,54т

RАБ = 6,54т * 1750км = 11445ткм

«Б-В»

ПОБВ = 58pax * 1200км = 69600пкм

GРАХ = 58pax * 0,09т = 5,22т

GБВ = 5,22т + 0,4т + 0,6т = 6,22т

RБВ = 6,22т * 1200км = 7464ткм

«В-Г»

ПОВГ = 46pax * 1400км = 64400пкм

GРАХ = 46pax * 0,09т = 4,14т

GВГ = 4,14т + 0,5т + 0,7т = 5,34т

RВГ = 5,34т * 1400км = 7476ткм

ПО = ПОАБ + ПОБВ + ПОВГ

ПО = 124250пкм + 69600пкм + 64400пкм = 258250пкм

R = RАБ + RБВ + RВГ

R = 11445ткм + 7464ткм + 7476ткм = 26385ткм

В обратном направлении:

«Г-В»

ПОГВ = 65pax * 1400км = 91000пкм

GРАХ = 65pax * 0,09т = 5,85т

GГВ = 5,85т + 0,1т + 0,4т = 6,35т

RГВ = 6,35т * 1400км = 8890ткм

«В-Б»

ПОВБ = 55pax * 1200км = 66000пкм

GРАХ = 55pax * 0,09т = 4,95т

GВБ = 4,95т + 0,2т + 0,6т = 5,75т

RВБ = 5,75т * 1200км = 6900ткм

«Б-А»

ПОБА = 40pax * 1750км = 70000пкм

GРАХ = 40pax * 0,09т = 3,6т

GБА = 3,6т + 0,3т + 0,8т = 4,7т

RБА = 4,7т * 1750км = 8225ткм

ПО = ПОГВ + ПОВБ + ПОБА

ПО = 91000пкм + 66000пкм + 70000пкм = 227000пкм

R = RГВ + RВБ + RБА

R = 8890ткм + 6900ткм + 8225ткм = 24015ткм

За рей с (туда — обратно):

ПО = 258250 пкм + 227000пкм = 485250пкм

R = 26385ткм + 24015ткм = 50400ткм

Исходя из произведенных мною расчетов в практических заданиях, можно сделать вывод, что общий объем отправок рассчитывается авиакомпанией для определения процента выполнения плана по коммерческой загрузке самолетно — вертолетного парка, также авиакомпанией производятся расчеты тонно-километража и пассажирооборота, в совокупности все эти данные позволяют определить рациональность использования данного воздушного судна.

3. Государственное регулирование в Гражданской авиации. Роль государства

Государственное регулирование экономики— комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов. Государство отвечает за:

1) Фискальную политику(бюджет, налоги)

2) Монетарную политику( денежные средства, регулирование кредитного рынка)

3) Регулирование внешней торговли

4) Регулирование распределения доходов

Государственное регулирование деятельности в области гражданской авиации осуществляется уполномоченным органом области гражданской авиации, в пределах, установленных этим органом, его структурными подразделениями и территориальными органами. Организация деятельности в области государственной авиации и оперативное управление этой деятельностью осуществляются соответствующими уполномоченными органами, имеющими подразделения государственной авиации.

Основным документом, регулирующим развитие авиации (или даже, если точнее, развитие авиационного потенциала) является Федеральный закон от 8 января 1998г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», посвящённый, в том числе, и государственной поддержке авиастроительной отрасли и авиационного сектора науки. В данном законе под понятием «государственное регулирование развития авиации» понимается «система экономического и правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники». Без целенаправленной государственной поддержки Россия уже в ближайшие 3-5 лет может утратить свой потенциал в этой области. Это создаст серьезную угрозу национальной безопасности РФ. Концепция развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации (далее именуется — Концепция) определяет основные цели, задачи и принципы государственного регулирования гражданской авиационной деятельности Российской Федерации. Она призвана определить роль государства и границы его вмешательства в процессы регулирования этой деятельности без нарушения принципов рыночной экономики.

Государственному регулированию подлежат:

1) Развитие и техническое совершенствование авиапромышленной и авиатранспортной инфраструктур

2) Осуществление структурных преобразований в области авиапромышленного комплекса и гражданской авиации

3) Обеспечение технологической и экологической безопасности при осуществлении авиационной деятельности

4) Обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности в Гражданской авиации

5) Формирование и функционирование рынка транспортных услуг, а также международная деятельность

6) Обеспечение мобилизационной готовности Гражданской авиации

Главная цель государственного регулирования гражданской авиации — сохранение экономической и технологической безопасности страны — состоит в выводе из кризисного состояния и обеспечения устойчивого функционирования системы воздушного транспорта России путем содействия коренной реструктуризации всех ее основных составляющих и создания объективных предпосылок для дальнейшего развития.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) экономически обоснованное укрупнение авиационных компаний и предприятий по использованию воздушного пространства и управлению воздушны движением

2) обеспечение необходимого уровня государственного регулирования в рамках каждого элемента системы гражданской авиации

3) создание необходимых условий для привлечения инвестиций в интересах обновления материально-технической базы отрасли

4) содействие переходу на эксплуатацию новой, экономически эффективной и высоконадежной авиационной техники преимущественно российского производства;

5) содействие внедрению качественно новых отечественных систем продажи и бронирования авиационных перевозок и сопутствующих услуг, а также совершенствование системы взаиморасчетов за проданные авиационные перевозки и оказанные услуги, включая аэронавигационное обслуживание;

6) завершение приватизации и акционирования объединенных авиационных предприятий при условии разделения авиакомпаний и аэропортов на независимые хозяйствующие субъекты.

Тем не менее, нельзя не отметить, что активная разработка законодательных актов, касающихся инновационной деятельности в авиационном кластере, а также все большее количество проектов и разработок, курируемых государственными структурами и ведомствами, говорит о положительной динамике в сфере инновационного развития авиационной сферы. Мировой опыт показывает, что именно поддержка и финансирование инноваций способствуют устойчивому развитию данного сегмента общественной жизни. Достижение намеченной цели было невозможно без решения поставленных задач. Поступательный переход от задачи к задаче показал, что государственная поддержка инновационного процесса в авиационной сфере является одним из ключевых направлений деятельности государства, так как содействие инновационному развитию с точки зрения новых структурных разработок и нововведений способствует коренной перестройке как в сфере предоставления авиационных услуг, так и в сфере их потребления. Такие усовершенствования и преобразования не могут не оказать положительного влияния на развитие научно-технического сегмента нашей страны. аэропорт самолет гражданский авиация

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovoy/osnovnyie-pokazateli-obyema-rabot-na-vozdushnom-transporte-kursovaya/

1. Конспект «Экономика отрасли»;

2. Конспект «Аэропорты»;

3.История отечественной гражданской авиации. — М.: «Воздушный транспорт», 1996.

4.Костромина Е.В. — «Экономика авиакомпаний в условиях рынка» Издательство Авиабизнес Москва 2005

5.Котин В.Ф. Гражданская авиация в 1970-1980е годы, на рубеже 1980-1990х годов в период «перестройки» и после нее // Аэропорты.