Административные правонарушения в сфере таможенного дела

Курсовая работа

Важнейшая роль в обеспечении экономических интересов Российской Федерации принадлежит Федеральной таможенной службе, одному из базовых институтов экономики.

Участвуя в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности и выполняя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует оздоровлению экономики страны и повышению благосостояния населения.

В соответствии с пунктом ж) статьи 71 Конституции Российской Федерации таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации.

Пунктом 1 “Положения о Федеральной таможенной службе”, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 “О Федеральной таможенной службе” закреплено, что “Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

В связи с введением в действие с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), и введением в действие с 1 июля 2002 года Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) вопросы возбуждения, производства и рассмотрения дел об административных правонарушениях в области таможенного дела до сих пор является актуальными.

“Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.”

В 2005 году в целом ФТС России было возбуждено 64 852 дела об АП. Из них по статье 16.1 КоАП РФ – 19 657 дел об АП, что составляет около 30% от общего числа возбужденных дел об АП в 2005 году. Из 64 852 дел AP было завершено производство, и 50 251 дело AP было осуждено на сумму 11,3 миллиарда долларов. рублей, что является немаловажным вкладом в пополнение Федерального бюджета Российской Федерации.

Целью курсовой работы явилось освящение правовой базы, регулирующей вопросы, связанные с одним из основных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации – борьбе с незаконным перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России, понятие и виды административных правонарушений в данной сфере.

4 стр., 1731 слов

Таможенная территория Российской Федерации

... режима таможенной территории Российской Федерации, включая свободные экономические зоны и Таможенный союз. Целью данной работы является рассмотрение сущности таможенной территории, свободной экономической зоны и таможенного союза. Задачи: Изучения понятий таможенная территория, свободная экономическая зона и таможенный союз; Рассмотреть ...

Целью курсовой работы является углубление правовых основ административной ответственности за нарушение норм таможенного права и административно-правового статуса субъектов административной ответственности в области таможенного права.

Глава 1. Понятие и основание административной ответственности в области таможенного дела

1.1. Правовые основы административной ответственности за нарушение норм в области таможенного дела

Ответственность в широком смысле понимается как «категория, отражающая объективный, исторически конкретный характер отношений между индивидом, коллективом, обществом с точки зрения реализации навязываемых им взаимных потребностей”.

В юридической науке под ответственностью понимается форма воздействия на лицо, нарушившее установленные правила и нормы, выражающаяся в обязанности лица, совершившего противоправные действия, понести определенные негативные последствия.

Отличительной особенностью юридической ответственности является принуждение правонарушителя к соблюдению требований закона со стороны государства.

Различают четыре основных вида юридической ответственности, которые соответствуют основным видам правонарушений: уголовная ответственность; административная ответственность; дисциплинарная ответственность; гражданско-правовая ответственность.

Основанием для привлечения к административной ответственности конкретного лица является совершение деяния, содержащего все признаки административного правонарушения.

Административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, выражающуюся в возложении на нарушителя обязанности претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16 лет.

Борьба с административными правонарушениями, в частности – в области таможенного дела (нарушениями таможенных правил), является одним из важнейших направлений в правоохранительной деятельности государства. При совершении таможенных правонарушений ущемляются экономические интересы государства, что недопустимо для нормального развития экономики России.

Для защиты экономической безопасности государства необходимо пресекать совершаемые таможенные правонарушения и готовиться к совершению и привлечению к ответственности лиц, которые их совершили. Количество таможенных нарушений, совершаемых каждый год, довольно велико и уже несколько лет держится примерно на одном уровне.

21 стр., 10363 слов

Правовой статус Федеральной таможенной службы Российской Федерации, ...

... административными правонарушениями. Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями ...

Согласно пункта 5.12 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 “О Федеральной таможенной службе” Федеральная таможенная служба (далее ФТС) “осуществляет производство по делам об административ-ных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;”

В год выявляется более 2000 случаев нарушений таможенных правил юридическими и физическими лицами, что обосновывало существование в Таможенном кодексе целого раздела, посвященного таможенным правонарушениям и производству по делам о них.

Со вступлением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Таможенный кодекс Российской Федерации утратил одну из своих основных составляющих – нормы, устанавливающие ответственность за нарушения таможенных правил и регламентирующие порядок производства по делам о них.

Выведение из Таможенного кодекса Российской Федерации вопросов, связанных с таможенными правонарушениями и производством по делам о НТП, и их появление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях получило разностороннюю оценку как у ученых и практиков, так и в кругу участников внешнеэкономической деятельности. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит большое количество новелл, кардинально меняющих положения об административной ответственности за нарушение таможенных правил, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

Систематизация административного и административно-процессуального законодательства — важный шаг в развитии российского законодательства.

1.2. Понятие административного правонарушения в области таможенного дела

В ст. 10 Кодекса об административных правонарушениях сформулировано официальное определение административного правонарушения: “Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.”

Из статьи следует, что это, во-первых, действие или бездействие (т.е. деяние, хотя самого такого термина в Кодексе нет), во-вторых, оно противоправно, в- третьих, совершенное виновно, в-четвертых, влечет по закону именно административную ответственность. В отличие от преступлений, административные правонарушения в Кодексе о них не квалифицируются как общественно опасные деяния, хотя их вредность декларируется указанием на то, что они наносят вред общественному и государственному порядку, имуществу, правам и свободам граждан, порядку государственной власти.

Отличить преступление от административного правонарушения обычно не так уж и сложно. Есть противоправные деяния, которые заведомо не могут быть отнесены к числу преступлений (например, безбилетный проезд на транспорте).

Есть и такие преступные деяния, которые никак не могут быть отнесены к числу административных правонарушений (измена Родине, убийство и т.д.).

Но в отношении некоторых нежелательных для общества действий нелегко уловить черту, где «вредность» становится общественной опасностью, тем более что точные границы между преступлениями и административными правонарушениями не установлены раз и навсегда.

3 стр., 1028 слов

Должностнгые лица в таможенных органах

... сотрудникам таможенных органов в соответствии с занимаемыми дол­жностями, подразделяются на первое и очередные. Сроки выслуги в специальных званиях. 3. Права и обязанности сотрудников таможенных органов. Права сотрудников таможенных органов ... преступления, административного или дисциплинарного проступка или гражданско-правового де­ликта. 4. Правоограничения сотрудников таможенных органов. ...

Законодатель с учетом достигнутого уровня развития общества, внешней и внутренней обстановки, различных позитивных и негативных процессов вводит новые составы преступлений и административных правонарушений, отменяет некоторые ранее существовавшие, переводит отдельные деяния из разряда преступных в разряд административных правонарушений или наоборот.

Поскольку объекты вторжения в ряде преступлений и административных правонарушений являются общими, вопрос их разграничения в «приграничных районах» иногда бывает достаточно сложным. Чтобы решить эту проблему, нужно сравнить нормы уголовного и административного права. При этом учитывается общее правило о том, что за нарушение обязательных правил виновные несут административную ответственность, “если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности” (ст. 10 Кодекса об административных правонарушениях).

Такие критерии, как наличие или отсутствие серьезных последствий, используются для определения степени общественной опасности преступления и отграничения административных правонарушений от правонарушений. Например, если нарушение правил перевозки повлекло за собой смерть людей или другие тяжкие последствия, это квалифицируется как преступление, а при отсутствии таких последствий — как административное правонарушение.

Часто критерием является размер финансового ущерба, причиненного преступлением. Например, незаконное присвоение государственного или общественного имущества на сумму, превышающую минимальную месячную заработную плату, считается преступлением, а в случае меньшей суммы — административным преступлением.

В законодательстве проводится различие между таможенными правонарушениями в зависимости от степени серьезности правонарушений и правонарушений. По сути, оба являются нарушением таможенных правил, но критерием их разграничения является ущерб, нанесенный защищаемым интересам.

Составов преступлений в сфере таможенного дела (их принято называть таможенными преступлениями) всего пять: контрабанда (ст. 188 УК РФ); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического, археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ), и уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

Под административными правонарушениями в области таможенного дела (нарушениями таможенных правил) понимаются именно проступки.

В Таможенном кодексе РФ под нарушение таможенных правил понималось противоправное действие либо бездействие лица, посягающее на установленный настоящим Кодексом, Законом РФ “О таможенном тарифе”, другими актами законодательства РФ по таможенному делу и международными договорами РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим

3 стр., 1137 слов

Арест товаров,транспортных средств и иных вещей

... блоке таможенной политики нашей страны. Данные обстоятельства и обуславливают важность и необходимость изучения особенностей наложения ареста на товарную продукцию, транспортные средства и прочие вещи на ... временной инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров». Книжные издания: 7. иБекяшев К.А., ...

Кодексом предусмотрена ответственность”.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях введен институт вины юридического лица.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Таким образом, разработчиками КоАП России создана совершенно новая концепция вины, что, не смотря на ее расхождение с устоявшейся точкой зрения (вина юридического лица не является его психической позицией), позволило привести понятие административного правонарушения в соответствие с положениями теории права о составе правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона) и исключить возможность привлечения на основании закона лиц за совершение объективно-противоправных деяний.

1.3. Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного дела

Объектом административного правонарушения является лицо, которое может принять на себя ответственность за совершенное им противоправное действие или бездействие, нарушающее объекты, охраняемые таможенным законодательством.

Как следует из главы 2 КоАП России, субъектами административного правонарушения могут быть физические лица, должностные лица как особая разновидность физического лица и юридические лица, при этом, в соответствии со ст. 2.4 КоАП России, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность отнесены к категории должностных лиц.

В главе 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлен так называемый принцип «двусубъектной» ответственности. Заключается он в том, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за совершенное нарушение виновное физическое (в том числе и должностное) лицо. При этом привлечение лица к административной или уголовной ответственности не освобождает юридическое лицо от административной ответственности за такое правонарушение. При этом возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица исключает возможность возбуждения против него административного производства по факту совершения противоправных действий.

Субъектом таможенного права является тот, кто наделен правами и обязанностями в таможенных делах. Субъектами таможенного права являются:

  • таможенные органы;
  • должностные лица таможенных органов;
  • юридические лица;
  • физические лица;

Эти предметы можно разделить на две группы: общеобразовательные и специальные. В понятие особого субъекта таможенного права входят таможенные органы и должностные лица таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным законодательством компетенцией таможенных органов, которая характеризуется набором возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей должностного лица данного таможенного органа. Понятием общие субъекты таможенного права охватываются: юридические лица — предприятия, учреждения и организации; физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами; международные организации, имеющие отношение к таможенному делу.

9 стр., 4129 слов

Таможенные процедуры переработки товаров

... базу по вопросам применения таможенных процедур; 3) провести сравнительный анализ таможенных процедур переработки товаров; 4) провести анализ практики применения таможенных процедур переработки товаров; - Для решения поставленных задач была проведена работа, связанная с изучением обширного ...

Глава 2. Применение мер административной ответственности к субъектам административных правонарушений в области таможенного дела

2.1. Виды административных правонарушений в области таможенного дела

В ТК РФ дано подробное определение понятия «нарушение таможенных правил».

Согласно кодексу нарушением таможенных правил признается противоправное действие либо бездействие лица, посягающего на установленный ТК РФ, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу и международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, обложения таможенными платежами и их уплаты, предоставления таможенных льгот и пользования ими, за которое настоящим Кодексом предусмотрена ответственность.

В приведенной выше формулировке в общих чертах перечислены законодательные акты, определяющие правовые основы обычаев, а также объекты незаконной узурпации.

Из данного сложного понятия следует, что нарушениями таможенных правил признаются:

1) действие или бездействие лица, посягающего на таможенный контроль, установленный Кодексом, Законом РФ «О таможенном тарифе», другими законодательными актами и международными договорами;

2) действие или бездействие лица, посягающего на порядок перемещения (включая применение таможенных режимов) через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;

3) действие или бездействие лица, посягающего на порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

4) действие или бездействие лица, посягающего на порядок обложения таможенными платежами и уплаты их, предоставления таможенных льгот и пользования ими.

Каждая группа перечисленных таможенных нарушений, индивидуально или в сочетании друг с другом, при наличии других признаков, образует соответствующие композиции нарушений таможенных правил.

Наибольшую группу нарушений таможенных правил составляют нарушения, связанные с порядком перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и процедурой таможенного контроля. К ним относятся :

— нарушение зоны таможенного контроля — создание зон таможенного контроля только с разрешения таможенных органов и под их контролем возможно осуществление производственной и иной коммерческой деятельности, перемещение через границу зон таможенного контроля и в их пределах товаров и транспортных средств, а также лиц, не являющихся сотрудниками таможенных органов (ст. 16.5 КоАП).

15 стр., 7289 слов

Административные правонарушения в области дорожного движения

... движения водителями транспортных средств. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) вступил в силу 1 июля 2002 года. Законом установлены новые виды административных правонарушений, в большинстве случаев изменена мера административной ответственности в области ...

— выдача без разрешения таможенного органа, утрата или не доставление в таможенный орган товаров, транспортных средств и документов на них действия , перечисленные в этой статье, признаются неправомерными в том случае, если они предприняты в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, а также в отношении таможенных и иных документов на такие товары и транспортные средства (ст. 16.9 КоАП).

— нарушение порядка помещения товаров на хранение, их хранения и проведения операций с ними — порядок помещения товаров на хранение определен нормативными актами ГТК РФ. По установленному порядку могут проводиться операции, например, по подготовке товара к продаже. Поэтому, прежде чем принимать решение о возбуждении дела, необходимо установить, какой порядок был установлен для товаров, помещенных на хранение, а какие условия не были соблюдены. Ответственность за нарушение таможенных правил может нести как лицо, поместившее товар на хранение, так и владелец склада (ст. 16.4 КоАП).

— перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля — один из самых опасных видов посягательств в сфере таможенного дела, заключается в перемещении товаров и транспортных средств вне определенных таможенным органом мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, при отсутствии признаков контрабанды (ст. 16.1 КоАП).

  • транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушениями таможенных правил, пользование или распоряжение ими (ст. 16.3 КоАП).

Значительная группа правонарушений препятствует осуществлению таможенного контроля. К таким правонарушениям относится:

  • причаливание к судну и другим плавучим средствам, находящимся под таможенным контролем (ст. 16.8 КоАП).

— сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещенных через таможенную границу РФ — сокрытие от таможенного контроля является одним из способов контрабандного провоза товаров. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в перемещении товаров, сопряженное с использованием тайников которыми являются места, специально изготовленные, оборудованные или приспособленные, использование других способов, затрудняющих обнаружение товаров, придание одним товарам вида других ( существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида).

Субъектом ответственности является лицо фактически перемещающее товары через таможенную границу РФ (ст. 16.2 КоАП).

— перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ с обманным использованием документов или средств идентификации — т.е. представление таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей: поддельных документов, то есть полностью изготовленных фальшивых документов или подлинных документов, но в которые внесены искаженные сведения, либо недействительных документов, т.е. утративших юридическую силу (просроченных лицензий или удостоверений), либо документов, полученных незаконным путем, то есть документов, выданных на основании представленных заведомо ложных сведений или поддельных документов, либо документов, относящихся к другим товарам и транспортным средствам, а также перемещение через таможенную границу РФ таких товаров и транспортных средств с обманным использованием средств таможенной идентификации (ст. 16.11 КоАП).

16 стр., 7613 слов

Особенности применения административной ответственности за правонарушения ...

... административного правонарушения. Административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела можно определить как форму воздействия государства на лицо, совершившее деяние, обладающее всеми признаками состава административного правонарушения, посягающее на установленный законодательством РФ порядок перемещения (включая применение таможенных режимов), таможенного ...

С нарушением порядка таможенного оформления связан ряд правонарушений.

Под нарушением порядка производства таможенного оформления следует понимать несоблюдение требований о начале и завершении таможенного оформления, месте, времени и процедуре его проведения; предъявление неправомерных претензий на применение упрощенного порядка таможенного оформления и т.д. Нарушение таможенных правил — это незаконные операции с товарами и транспортными средствами, таможенное оформление которых не завершено или статус которых меняется.

Для оформления таможенным органом требуется проведение грузовых и других операций, если груз находится под таможенным контролем. В ТК РФ указано, какие именно операции требуют обязательного разрешения таможни: транспортировка, погрузка-выгрузка, исправление повреждений упаковки, взятие проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, вскрытие помещений и других лиц, где могут находиться такие товары и т.д.

Три состава нарушения таможенных правил непосредственно связаны с нарушением порядка декларирования:

  • нарушение порядка декларирования товаров и транспортных средств — нарушение заключается в несоблюдении установленных требований к форме, месту декларирования, процедуре его производства (ст. 16.12 КоАП).

— нарушение сроков предоставления таможенному органу таможенной декларации, документов или дополнительных сведений — срок подачи таможенной декларации не может превышать 15 дней с момента представления товаров и транспортных средств в таможенный орган (ст. 16.22 КоАП).

  • не декларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств — означает не заявление по установленной форме достоверных сведений либо заявление недостоверных сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Этот вид правонарушения является наиболее распространенным среди административных правонарушений в сфере таможенного дела (ст. 16.2 КоАП);
  • Урегулирование нарушения таможенных правил представляет собой незаконную деятельность в качестве таможенного агента или нарушение условий такой деятельности.

К правонарушениям, нарушающим порядок обложения таможенными платежами и их уплаты, относятся :

  • действия, направленные на возврат уплаченных таможенных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований;
  • нарушение сроков уплаты таможенных платежей (ст. 16.16 КоАП);
  • неисполнение банками и иными кредитными учреждениями решений таможенных органов РФ.

2.2. Механизм реализации административной ответственности за нарушение правовых норм в сфере таможенного дела

Административная ответственность есть реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к субъектам административной ответственности, которыми являются физические лица, должностные лица, а также юридические лица.

В соответствии с положениями статьи 28.1 КоАП РФ “Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

17 стр., 8281 слов

Правовой статус должностных лиц таможенных органов России

... должностных лиц таможенных органов, изучение их прав и обязанностей, а также правоограничений; 5) рассмотрение видов юридической ответственности должностных лиц таможенных органов, а также анализ судебной практики, по делам, связанным с нарушением правового статуса должностных лиц таможенных органов. ... единого подхода. В административном праве должностными лицами считаются работники государственных ...

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения…”

В статьях 16.1-16.23 КоАП РФ определен четкий перечень административных правонарушений, по которым таможенный орган вправе и обязан возбудить дело об административном правонарушении (далее – дело об АП), осуществить административное производство и рассмотреть дело об АП.

Статьей 16.1 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за наиболее опасный состав правонарушения в области таможенного дела, граничащий с уголовным преступлением.

Административное расследование — это комплекс трудоемких процессуальных действий указанных лиц, направленных на установление всех обстоятельств совершения административного правонарушения, их устранение, юридическую квалификацию и процессуальную регистрацию. Административное расследование должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимой информации, в том числе путем проведения экспертизы, установления личности потерпевших, свидетелей, допроса людей, проживающих в другом районе.

Административное расследование по делу об АП проводится уполномоченным должностным лицом таможенного органа, возбудившим это дело об АП. По решению начальника таможенного органа, в производстве которого находится дело об АП или его заместителя, административное расследование может быть проведено другим уполномоченным должностным лицом этого таможенного органа (пункт 4 статьи 28.7 КоАП РФ).

Административное расследование должно быть завершено в течение одного месяца. По окончании проведения административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении или вынесено постановление о прекращении дела об АП (пункт 6 статьи 28.7 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении должен быть направлен в течении суток должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 23.8 КоАП РФ, т.е. начальнику таможни или его заместителю, а в случае АП, совершенного физическим лицом – начальнику таможенного поста.

В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ «Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события административного правонарушения;

2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

5) отмена закона, установившего административную ответственность;

6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.»

Дела об административных правонарушениях регистрируются в таможенных органах на уровне не ниже таможенного.

В таможенном органе ведется один журнал учета, в котором регистрируют все дела об АП.

Все заведенные дела об АП подлежат представлению для регистрации в Отделе административных расследований (далее – ОАР) таможни. Дела по ИП, возбужденные уполномоченными должностными лицами таможенных органов, подлежат обязательной регистрации в день их возбуждения. В случае возбуждения дел об АП в выходные или праздничные дни они должны быть зарегистрированы в первый рабочий день, следующий за днем возбуждения таких дел. В случае возбуждения дел вне времени работы ОАР таможни они должны быть зарегистрированы в первый рабочий день, следующий за днем возбуждения таких дел.

2.3. Проблемы и особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела

Глава 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает правила назначения наказаний за совершение административных правонарушений.

Прежде всего – это пределы назначения административного наказания. Применительно к наказаниям, которые могут быть назначены за совершение нарушения таможенных правил к таким видам административных наказаний, как “административный штраф” и “конфискация”.

Согласно ч. 2 ст. 3.7 КоАП России конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вводит институт единого срока давности привлечения к ответственности для всех видов административных наказаний.

Согласно ч. 1 и 2 КоАП России постановление по делу об административном правонарушении в области таможенного дела не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (для оконченных составов), года со дня обнаружения административного правонарушения (для длящихся составов).

Таможенным кодексом РФ срок наложения взысканий устанавливался лишь для трех видов: предупреждение, штраф, отзыв лицензии и квалификационного аттестата и составлял в случае привлечения физического или должностного лица два месяца, а в случае привлечения лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридического лица – шесть месяцев со дня обнаружения правонарушения (ч. 1 ст. 247 ТК РФ).

Такое правило зачастую ухудшало положение физических лиц, совершивших нарушения таможенных правил, если к моменту рассмотрения дела двухмесячный срок наложения взыскания в виде штрафа истек. В этом случае применялось взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являвшихся непосредственными объектами правонарушения, которое, будучи неделимой санкцией, не позволяло применить ст. 239 ТК РФ и назначить взыскание ниже низшего предела, чем установлено Кодексом, либо применялась конфискация товаров.

В массе случаев сумма административного штрафа значительно превышает стоимость предметов правонарушения, что не отвечает принципам соразмерности правонарушения и наказания. То же самое можно сказать и о ч. 1 ст. 16.18 КоАП России – в части невывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ, если такой вывоз является обязательным. Ситуация еще более осложняется, когда лицо, совершившее правонарушение является пенсионером или в силу малообеспеченности не в состоянии оплатить административный штраф в размере, предусмотренном КоАП России. Единственным выходом из такого положения представляется освобождение от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП России), однако встречается большое количество случаев, когда основания считать правонарушение малозначительным отсутствуют.

Следует заметить, что в КоАП России, как и в ТК РФ не установлены критерии малозначительности. Установление таких критериев упорядочило бы применение ст.2.9 КоАП России. Согласно чч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП России при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, при назначении административного наказания юридическому лицу — характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В соответствии со ст. 4.2 КоАП России смягчающими ответственность за совершение административного правонарушения являются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним; совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Данный перечень не является исчерпывающим, должностное лицо, рассматривающее дело вправе признать смягчающими ответственность и иные обстоятельства, не предусмотренные КоАП России.

Перечень же обстоятельств, отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, напротив, носит исчерпывающий характер: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса; вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц; совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП России в случае, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции.

Анализ ст. 4.4. КоАП России позволяет сделать вывод о противоречии части

2 части 1 этой же статьи, согласно которой, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что нормы, регламентирующие ответственность за совершение административных правонарушений в области таможенного дела и правила назначения наказания на сегодняшний день нуждается в доработке, при которой должна быть поставлена точка в решении некоторых проблем.

С введением нового КоАП РФ были устранены многие коллизии в институте административной ответственности. Так, из Таможенного кодекса РФ в КоАП перенесены все таможенные правонарушения, аналогично решены вопросы и по иным нормативным актам.

По-существу, новый КоАП РФ стал единым кодифицированным источником, регулирующим вопросы административной ответственности в РФ. КоАП РФ установил 3-х субъектов, которые привлекаются к административной ответственности: физ. лица, организации и должностные лица, и более двухсот составов правонарушений, в которых субъектами являются юридические лица и должностные лица.

Действовавший ранее КоАП РСФСР не предусматривал наложения административной ответственности на юридических лиц. Данный вид ответственности налагался на юридические лица в порядке, предусмотренном отраслевым законодательством, в частности Таможенным кодексом и Налоговым кодексом , а также иными федеральными законами. Однако, три данных кодекса предполагали совершенно разные подходы как к определению субъекта, так и вины правонарушителя.

В первом случае (ст. 10 КоАП РСФСР) административная ответственность устанавливалась за противоправное виновное деяние физических лиц (в т.ч. и должностных лиц) ; во втором (ст. 230 ТК РФ) за противоправные деяния физических (в т.ч. и должностных лиц) и юридических лиц (ч.5 ст.231 все же устанавливала вину как обязательный признак ответственности для физических лиц); в третьем (ст.ст. 106-108 НК РФ) — за противоправные виновные деяния физических и юридических лиц . Налицо конкуренция законов в области наложения административной ответственности. Все это дает основание говорить о разновидностях административной или даже юридической ответственности. Часто применяется институт двойной административной ответственности, т.е. к ответственности привлекаются и юридические лица и их должностные лица. Представляется уместным рассмотреть вопрос о том, в каких случаях возможно привлечение к ответственности только юридических лиц.

Возможность привлечения юридических лиц к мерам административной ответственности также непосредственным образом связана с установлением виновности в его действиях. Вместе с тем, вина юридического лица существенно отличается от понятия вины физического лица, поскольку по своей природе не может быть связана с психическим отношением к совершенному правонарушению. Поэтому юридическое лицо по закону признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению. Только наличие данных обстоятельств в совокупности свидетельствует о вине рассматриваемой категории лиц и возможности привлечения к ответственности.

Можно сделать вывод, что так будет происходить, если действия должностных лиц внутри юридического лица, не будучи противоправными, вызовут противоправные действия юридического лица. Это, в частности, может быть, если действия ни одного должностного лица организации не будут иметь оконченного состава правонарушения, например, из-за разделения обязанностей внутри юридического лица.

Таким образом, должностные и юридические лица являются различными субъектами как административной ответственности, так и юридической. Однако если учесть, что все правонарушения юр. лица имеют фактический состав, а предусмотренный законодателем принцип презумпции невиновности означает обратное, то юридическому лицу вряд ли удастся избежать ответственности за виновные или даже не виновные действия лиц, входящих в его состав. Привлечение же должностных лиц имеет факультативный характер и является производным от действий юридических лиц.

Заключение

Известно, что контрабанда, экономические преступления и административные правонарушения в области таможенного дела порождены стремлением заинтересованных лиц любыми способами обойти, установленный государством, порядок перемещения товаров через таможенную границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется новыми способами ухода от уплаты таможенных платежей.

Основным резервом эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов в части пресечения и профилактики административных правонарушений в области таможенного дела было и остается освоение и внедрение правильных приемов работы с КоАП РФ, ТК РФ, другими нормативными правовыми актами, регламентирующую работу правоохранительных подразделений таможенных органов по пресечению незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Однако реализация закрепленных за таможенными органами правоохранительного статуса и права на оперативно-розыскную деятельность встречается с проблемами, решение которых потребует времени, активных творческих поисков сотрудников специальных подразделений ФТС России и совместных усилий родственных правоохранительных структур.

Административные правонарушения в сфере таможенного дела – весьма важный и серьезный вопрос, заслуживающий пристального вниманиях. Статистические данные показывают рост различных нарушений в этой области. Подробное рассмотрение особенностей и проблем наказаний за административные правонарушения в сфере таможенного дела выявило ряд недоработок и пробелов законодательства, например спорный моменты в вопросе применения наказания к юридическим лицам. Эти моменты нуждаются во всесторонней доработке.

В итоге можно сказать, что таможенная служба — один из ведущих государственных институтов, одна из немногих экономически эффективных федеральных служб.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/administrativnyie-pravonarusheniya-v-sfere-tamojennogo-dela/

1. Конституция Российской Федерации, “Российская газета”, № 237 от 25.12.1993г.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.08.2004 № 429 “О Федеральной таможенной службе”, “Российская газета”, № 215, 23.08.2004г.

3. Таможенный кодекс Российской Федерации, И. “Тирекс”, 2006г.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, И. “РИОР”, 2006

5. Таможенные ведомости”, № 10, 2002г

6. Основы государства и права: Учебное пособие / И.А. Андреева, С.П.

Бузынова, К.С. Бельский и др.; Под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2003

7. Российское таможенное право: Учебник для вузов / Под ред. Б. Н.

Габричидзе, — М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2006

8. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях: Вводный. – Юрайт-М, 2002

9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях/ под общ. ред. Н.Г. Салищевой. — 6-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2009

10. Административное право. Смоленский М.Б. Ростов на/Д: Феникс, 2005.

11. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005, “Российская газета”, № 80 от 19.04.2005

12. Административное право: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Кикотя. -М., 2003

13. Постатейные комментарии к кодексам: таможенный кодекс / Т.Н. Трошкина ,Гуев А.Н., Ю.Ф. Азаров, Г.В. Баландина. 2004