Таможенный кодекс СССР 1964 года

Курсовая работа

Выбор темы моей диссертации «Таможенный кодекс 1964 года» был обусловлен высоким значением таможни в современной экономической жизни России. Конечно, для успешного построения таможенной политики в настоящем необходимо учитывать ошибки прошлого. Отсюда важнейшее значение имеет опыт становления таможенного управления в СССР. Таможенная служба не избежала многочисленных реорганизаций. Долгое время таможенное дело в целом регулировалось многочисленными указами и не имело единой системы и структуры. Так, утвержденный в мае 1964 г., Таможенный кодекс СССР сыграл позитивную роль в кодификации нормативно-правовой базы осуществления таможенного дела.

Целью курсовой работы является рассмотрение Таможенного кодекса СССР 1964 г.

Для достижения указанной цели предполагается постановка и решение следующих основных задач:

  • изучение истории развития таможенного дела в СССР до 60х годов;
  • исследование системы Таможенного управления в СССР в связи с принятием Таможенного кодекса 1964 г.

При написании курсовой работы я в основном опиралась на монографии Кисловского Ю.Г. и Храбскова В.Г. Кроме того, я использовал серию статей из журнала «Социалистический таможенный контроль», в которых современники комментируют развитие таможни в связи с принятием Таможенного кодекса 1964 года.

Работа состоит из 2-х разделов, введения, заключения и списка использованной литературы из 10 наименований. Общий объем курсовой работы составляет 22 страницы.

таможенный кодекс груз контрабанда

Глава 1. История развития таможенного дела в СССР до 60-х годов

1.1 Период становления таможенного дела после Октябрьской революции

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 г. находился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система в России практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а их служащие эвакуированы.

Новая государственная власть, которая пришла к власти в стране после Октябрьской революции в России, ликвидировала систему таможенных органов, существовавшую в России. Таможенный контроль стал вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно предлагалось закрыть таможни. Эти предложения явились логическим следствием идеи внешнеторговой монополии и привели к негативному отношению к таможенной службе и таможенной деятельности в целом.

9 стр., 4462 слов

Таможенное дело России в ХХ веке

... контрабандных товаров в пределах пограничной территории изъятия. События первой мировой войны, не лучшим образом отразились на таможенном деле России. Осенью 1917 года таможенная система России находилась на ... и сельского хозяйства. В декабре 1928 года, постановлением ЦИК и СНК СССР, был утвержден Таможенный кодекс СССР. Кодекс включал в себя цели деятельности таможенных учреждений. Так контроль ...

Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений был декрет от 29 октября 1917 г. «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», который установил государственный контроль над внешнеторговыми операциями посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось разрешение Наркомата торговли и промышленности.

Департамент таможенных сборов вновь возобновил свою деятельность с зимы 1918 г. 29 мая 1918 г. был издан Декрет «О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Введение таможенных пошлин и других сборов на товары, перемещаемые через границу, было передано в исключительную компетенцию центрального правительства.

Таможни были признаны органами центральной советской власти и находились в ведении Народного комиссариата по финансовым вопросам. Никакие гражданские и военные власти, профессиональные организации не могли вмешиваться в таможенную деятельность. Местные советы имели право контролировать деятельность таможенных учреждений, не вмешиваясь в административную и административную часть работы. В целом этот указ был первым крупным актом по созданию советских таможенных учреждений.

Декретом СНК от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в подчинение Наркомата торговли и промышленности, преобразованного в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ) в соответствии с Декретом СНК от 11 июня 1920 г. Утвержденное постановлением ЦИК СССР от 12 ноября 1923 г. Постановление НКВТ рассматривало таможню как неотъемлемую часть внешнеэкономической деятельности.

12 ноября 1920 г. СНК РСФСР издал Декрет «О порядке приема, хранения и отпуска импортных и экспортных товаров», который впоследствии послужил основой для Таможенного устава СССР 1924 г.

В первые месяцы Советской власти, а затем в период военного коммунизма таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. С переходом к нэпу, предоставлением права выхода на мировой рынок автономно, возникла необходимость в восстановлении таможенно-тарифной деятельности. Первые советские таможенные тарифы были приняты в 1922 году: в феврале — для европейского импорта, в июле — для европейского экспорта. В их основу был положен довоенный русский таможенный тариф.

23 февраля 1922 г. был утвержден Таможенно — тарифный комитет (ТТК), который являлся совещательно — координационным органом. В его функции входили:

1) создание новых и изменение старых списков запрещенных товаров;

2) решение вносимых Таможенным управлением вопросов по применению тарифа;

3) рассмотрение жалоб на решения Таможенного управления по вопросам применения тарифа;

4) подготовка заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений, касающихся таможенно — тарифного дела.

Особенность ТТК заключалась в том, что он координировал деятельность не только центральных органов управления, так или иначе связанных с внешней торговлей, но и органов управления других союзных республик, которые, имея в Комитете своих представителей, могли влиять на выработку тарифной политики. Таможенно — тарифный комитет в пределах своей компетенции принимал постановления, которые приобретали юридическую силу только после утверждения СНК. При рассмотрении споров, связанных с таможенно-тарифным делом, ТТК представил свои решения на утверждение НКВТ. ТТК сыграл важную роль в разработке таможенной политики и управлении таможенными делами. Многие положения и инструкции по таможенному регулированию содержат ссылки на его решения. С переходом в начале 1930-х годов к административным методам регулирования внешней торговли и реорганизацией внешнеэкономических органов роль ТТК значительно снизилась.

10 стр., 4665 слов

Деятельность отдела таможенных платежей Калужской таможни

... таможни Соколовым Виктором Алексеевичем. Приказом ГУГТК СССР №131 от 30 апреля 1991 года Калужская таможня преобразована в Приокскую региональную таможню. В нее вошли: Смоленский, Брянский, Тульский, Орловский таможенные ... пределах своей компетенции в применении системы управления рисками; 9) осуществляет ведомственный контроль в порядке ст.412 Таможенного кодекса Российской Федерации; 10) по факту ...

В марте 1922 г. Совет Народных Комиссаров утвердил временное положение о местных таможенных органах. В соответствии с ним был определен состав таможенных округов и все таможенные учреждения были разделены на таможни первой, второй, третьей категории и таможенные посты. В 1922 г. было сформировано восемь таможенных округов (Петрозаводский, Западный, Сибирский, Туркестанский, Семипалатинский, Южный, Украинский, Закавказский) и два таможенных участка (Петрозаводский и Крымский).

В их состав вошли 134 таможни и 149 таможенных постов.

12 декабря 1924 г. был утвержден Таможенный устав СССР, ставший первым кодифицированным союзным актом по таможенному делу, включавший 283 статьи в составе шести разделов. Он юридически закрепил систему таможенного администрирования, сложившуюся в середине 1920-х годов. Согласно статье 1 таможенным делом на всей территории СССР управлял НКВТ, который осуществлял свои задачи, как в центре, так и на местах через входящее в его состав Главное таможенное управление, состоящий при НКВТ Таможенно — тарифный комитет и через иные учреждения. В целом Таможенный устав 1924 г. предусматривал четырехзвенную структуру таможенных органов:

  • Наркомат внешней торговли, Главное таможенное управление;
  • уполномоченные НКВТ при Совнаркомах союзных республиках;
  • районные таможенные инспекторские управления;
  • таможни и таможенные посты.

В 1925 г. были образованы отделения ГТУ в Средней Азии, Закавказье, Белоруссии и на Украине. На территории СССР создано 11 региональных отделений таможенного контроля: Северо-Западное, Карельское, Белорусское, Читинское, Зайсанское, Благовещенское, Узбекское, Алма-Атинское, Туркменское, Северо-Кавказское.

Непосредственная работа по досмотру товаров, перемещаемых через границу, документации, таможенному сбору, предотвращению таможенных нарушений и контрабанды, проводилась таможней по трем категориям. Таможни первого разряда учреждались при железнодорожных станциях и в портах с большим грузооборотом; второго разряда — в небольших портах на реках и озерах, а также на шоссейных дорогах; третьего разряда — на грунтовых дорогах.

В феврале 1927 г. в интересах развития отечественных промышленности и сельского хозяйства был принят третий советский таможенный тариф, еще более либеральный, чем тариф 1924 г.

10 стр., 4813 слов

История таможенного дела и таможенной политики России

... Начальный этап развития таможенного дела в СССР. Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году нахо-дился ...

1.2 Развитие таможенного управления после принятия Таможенного кодекса 1928 года

Принятый в 1928 г. Таможенный кодекс СССР не внес значительных изменений в организацию таможенного управления, но более подробно, чем Устав, определял компетенцию ГТУ. В развитии таможни в СССР в это время просматривается тенденция к постепенному упрощению системы таможенных органов. В частности, Таможенный кодекс 1928 г. не предусматривал на территории СССР районных таможенных инспекторских управлений. Таким образом, переход к нэпу в начале 1920-х годов возродил утраченные функции таможенных органов и привел к интенсивному структурному развитию таможенной системы. Была сформирована сложная многоступенчатая система таможенного управления, адаптированная к различным задачам и функциям, которые выполнялись таможенными учреждениями того времени.

На рубеже 1920-1930-х гг. В СССР доминировал командирско-бюрократический стиль управления. В таможенном деле это проявилось в принятии нового советского таможенного тарифа 1930 г. По сравнению с таможенным тарифом 1927 г. число статей уменьшилось вдвое. Кроме того, пошлина стала взиматься в виде определенного процента от фиксированной государством цены товаров.

Внешнеторговая политика снова основана на принципе государственной монополии, и таможенные органы постепенно теряют свои важнейшие функции и перестают играть роль фискальных институтов. Система управления таможенным делом постепенно упрощается. В 1932 — 1934 гг. был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в связи с чем, сократилось число таможенных служащих.

Приказом Народного комиссариата внешней торговли СССР от 8 мая 1934 г. были утверждены правила ношения унифицированной формы одежды и знаки различия. Знаки различия носились на левом рукаве форменного обмундирования.

К началу Великой Отечественной войны почти 90% таможенников были мобилизованы в армию и флот, зачислены в народное ополчение и вступили в партизанские отряды. На 1 сентября 1941 г. действовали 37 таможен и таможенных постов, личный состав которых насчитывал 318 человек, в управлении числилось всего 37 человек.

Во время Великой Отечественной войны таможенные посты действовали вдоль сухопутной границы от Тихого океана до Черного моря, а также Мурманская и Архангельская таможни. Работа большинства таможен была прекращена. Поступавшие в СССР благотворительные грузы пропускались беспошлинно с 1943 г. На первый план выдвинулись задачи таможенного оформления и пропуска грузов, поставляемых союзниками по антигитлеровской коалиции (вооружение, боевая техника, транспортные средства, медикаменты, продовольствие и другие товары).

Грузы перевозились на судах советского торгового флота, а также на морском транспорте из США, Англии, Канады и других стран. Они следовали в составе конвоев (специальных соединений караванов торговых и транспортных судов, идущих под охраной военных кораблей).

После Великой Отечественной войны работа советской таможни была подчинена главной задаче — восстановлению народного хозяйства. Огромную роль в развитии советской таможенной системы в последние годы сыграли демобилизованные офицеры и фронтовики, пришедшие на работу в таможенные органы из армии. Практически все они постепенно заканчивали вузы, возглавляли местные таможни, работали в аппарате Главного таможенного управления.

15 стр., 7053 слов

Принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу

... Правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений основных принципов перемещения товаров и транспортных средств. К таким принципам относятся: равное право ...

Глава 2. Таможенный Кодекс СССР 1964 года

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс СССР. Он юридически закрепил существующую структуру таможенных органов и был важнейшим законодательным актом всего Союза, специально направленным на регулирование отношений в таможенной сфере.

Данный Кодекс включал в себя 120 статей, сгруппированных в три раздела:

1) Организация таможенного управления;

2) Таможенные операции;

3) Ответственность за нарушения таможенных правил и за контрабанду.

В новом Таможенном кодексе СССР есть приложение, в котором описывается флаг таможенных учреждений СССР и находящиеся в их распоряжении суда.

Данный Таможенный Кодекс был изменен и дополнен Указами Президиума ВС СССР:

  • от 30.07.1971 — Ведомости ВС СССР, 1971, N 31, ст. 321;
  • от 30.11.1976 — Ведомости ВС СССР, 1976, N 49, ст.

712;

  • от 30.11.1976 — Ведомости ВС СССР, 1976, N 49, ст. 713;
  • от 22.02.1978 — Ведомости ВС СССР, 1978, N 9, ст.

126;

  • от 17.05.1982 — Ведомости ВС СССР, 1982, N 21, ст. 357.

2.1 Функции таможенных учреждений СССР

Развивая и конкретизируя идеи, заложенные в первых советских правовых актах по таможенным вопросам, Таможенный кодекс СССР 1964 г. четко определил сферу деятельности таможенных учреждений:

1) контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли;

2) совершение таможенных операций;

3) борьба с нарушением таможенных правил и контрабандой.

Перечисленные задачи являются взаимосвязанными. Если в первом абзаце названа одна из функций таможенного учреждения, то во втором и третьем абзацах мы говорим о формах деятельности. Однако отделение таможенных операций от контроля за соблюдением монополии на внешнюю торговлю невозможно, так как они также осуществляются с целью такого контроля. Борьба с нарушениями таможенных правил и контрабандой также ведется с целью защиты монополии внешней торговли.

Таким образом, статья 2 Таможенного кодекса СССР публично формулирует наиболее характерные черты деятельности таможенных учреждений.

В соответствии со статьей 8 Таможенного кодекса товары перемещаются через государственную границу СССР в соответствии с законодательством о государственной монополии внешней торговли и положениями настоящего кодекса. Перемещение товаров через государственную границу осуществляется через таможенные учреждения. Контроль за соблюдением государственной монополии на внешнюю торговлю — основная функция советских таможенных учреждений. Он выражается в проверке следующих через государственную границу СССР транспортных средств и грузов, законности провоза или пересылки предметов ручной клади, багажа и международных почтовых отправлений, наличии разрешений, выдаваемых Минвнешторгом СССР или торговыми представительствами СССР за границей, на ввоз или вывоз грузов, а также в соответствии перевозимого груза номенклатуре внешнеторговой организации. При необходимости таможенные органы осматривают товары, чтобы проверить, соответствуют ли данные, указанные в сопроводительных документах, фактическим вложениям.

10 стр., 4823 слов

Статистическое изучение внешнеэкономической деятельности. Таможенная ...

... Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв ...

Кроме того, осуществляется прямой контроль за соблюдением государственной монополии во внешней торговле. Таможенные учреждения предотвращают незаконный провоз или пересылку грузов и предметов, задерживают или конфискуют товары, провозимые с нарушением установленного порядка или контрабандным путем, привлекают к административной ответственности лиц, совершивших нарушения, а также подготавливают и передают в следственные органы материалы о лицах, совершивших нарушения, наказуемые в уголовном порядке.

В непосредственной связи с монополией внешней торговли в СССР действует валютная монополия, которая заключается в исключительном праве Советского государства в лице уполномоченных им органов на совершение всех международных расчетов СССР в золоте и иностранной валюте, а также операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями внутри страны. Основными принципами валютного законодательства являются: запрет на использование иностранной валюты в качестве платежного средства на территории СССР и запрет на вывоз и перевод за границу, а также ввоз и перевод из-за границы валюты СССР .

Так статья 56 Таможенного кодекса 1964 г. уполномочивает таможенные учреждения СССР на контроль провоза и пересылки через государственную границу валюты, валютных ценностей, ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и камней и с целью охраны валютной монополии СССР.

В ряде других стран таможенные кодексы не содержат подробных характеристик функций таможенных учреждений, но практика показывает, что именно эти области являются решающими в их деятельности.

2.2 Организация таможенного управления СССР

Специфика деятельности таможенных учреждений накладывает отпечаток на их организационную структуру, на порядок взаимоотношений между ними и другими государственными органами.

В соответствии с Таможенным кодексом СССР 1964 г. устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) и ГТУ (рис.1).

Исходя из статьи 1 Таможенного кодекса 1964 г., Управление таможенным делом на территории СССР относится к ведению Министерства внешней торговли, а осуществляется оно через входящее в состав МВТ Главное таможенное управление.

Рис. 1 Система управления таможенным делом

В статье 4 выделяется ряд функций ГТУ:

  • управление местными таможенными учреждениями, дача им руководящих указаний и контроль за выполнением местными таможенными учреждениями законодательства и правил по таможенному делу;
  • разработка вопросов таможенной политики;
  • участие в разработке проектов международных договоров в части, касающейся таможенного дела;
  • подготовка проектов таможенных тарифов и решение вопросов, связанных с применением таможенных тарифов;
  • разработка и осуществление мероприятий по борьбе с нарушениями таможенных правил и контрабандой;
  • рассмотрение жалоб на решения таможен и действия должностных лиц таможенных учреждений, а также проверка в порядке надзора решений местных таможенных учреждений.

Решение столь сложных задач требует адекватной структурной организации ГТУ, гарантирующей его повседневную практическую реализацию.

22 стр., 10934 слов

Государственная служба в таможенных органах

... таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Большое значение имеют Федеральные законы «О службе в таможенных органах ... прекращения службы; Установление специального обеспечения (денежного содержания, социальных льгот, знаков различия, форменной одежды и т.д.), а также некоторые другие особенности. Таможенная служба ...

Нынешняя структура Главного таможенного управления основана на функциональном принципе. Следует иметь в виду, что сфера деятельности его отделов сложна и что полномочия одного отдела тесно переплетаются с компетенцией других. Таким образом, Департамент права и международных отношений для основной цели своей деятельности в большей степени, чем другие департаменты, отвечает за подготовку международных соглашений, касающихся, в частности, таможни. Департамент по борьбе с контрабандой и другими нарушениями таможенных операций занимается разработкой и реализацией мер по борьбе с нарушениями таможенных правил и контрабандой. В то же время при разработке международных соглашений, связанных с борьбой с контрабандой, этот отдел может существенно повлиять на определение конкретных направлений международного сотрудничества в этой сфере. Такая взаимосвязь отделов способствует достижению оптимальных результатов в работе.

Наряду с функциональным существует также и территориальный принцип структуры ГТУ. Исходя из этого, происходит распределение обязанностей между сотрудниками оперативно-инструкторского отдела, каждый из которых отвечает за состояние дел в таможнях, расположенных на определенном участке государственной границы СССР.

В соответствии со статьей 5 Таможенного Кодекса 1964 г. а местными таможенными учреждениями являются таможни и подчиненные им таможенные посты. Таможня является юридическим лицом, а таможня является частью соседней таможни.

Таким образом, в состав Шереметьевской таможни входит Внуковская таможня, сотрудники которой непосредственно осуществляют таможенный контроль в международном аэропорту Внуково, где также принимаются самолеты. Прибывающих из-за границы, и выпуск судов, вылетающих за границу.

Создание, реорганизация и ликвидация таможни и таможенных постов производились Министерством внешней торговли СССР.

Глава 3. Формы деятельности таможенных учреждений СССР

Всю многоплановую деятельность таможенных учреждений СССР можно разделить на:

  • таможенные операции, связанные с морскими, речными, воздушными, железнодорожными, автомобильными перевозками;
  • определение стадии процесса таможенной процедуры;
  • контроль за грузами, транспортными средствами и багажом.

Таможенный кодекс СССР 1964 г. подробно регламентировал порядок осуществления таможенных операций при водных, железнодорожных и автомобильных, воздушных перевозках. Кроме того, Кодекс также регулирует систему таможенного контроля международных почтовых отправлений и отправлений лиц, пересекающих границу.

3.1 Правовое регулирование таможенных операций по пропуску через государственную границу грузов и транспортных средств

Таможенный Кодекс 1964 г. устанавливает принципы пропуска грузов через государственную границу, содержит определение понятия груза и дает указание на существующие виды грузов, за которыми осуществляется таможенный контроль.

Таким образом, статья 8 раскрывает понятие груза как любого типа объекта, перемещаемого через государственную границу СССР. Перемещение товаров через государственную границу СССР осуществляется через таможенные органы. Но в данном документе разрешается пропуск грузов и транспортных средств вне мест расположения таможенных учреждений в отдельных случаях, предусмотренных ГТУ (ст. 18).

3 стр., 1488 слов

Таможенный представитель

... соответствии с названием темы курсовой работы и приведенным выше обоснованием ее актуальности, автор стремится изучить: рассмотреть, проанализировать и показать процесс, цели и инструменты таможенных брокеров при производстве таможенных процедур. Для ...

Советское таможенное законодательство требует, чтобы таможенные органы проверяли и выпускали товары. Согласно статье 56 досмотр грузов проводится для установления соответствия трансграничного перемещения товаров положениям о государственной монополии внешней торговли, а также для выявления компонентов, необходимых для решения вопроса исчисления таможенных пошлин. Грузы, ввезенные с нарушением постановлений о государственной монополии внешней торговли, но не скрытые от таможенного контроля, могут быть вывезены обратно за границу в течении месячного срока. В ином случае эти грузы поступают безвозмездно в собственность государства.

Грузы до выпуска их таможенными учреждениями хранятся в таможенных, приписных, принадлежащих государственным транспортным организациям складах. Выпуск груза производится после уплаты полностью пошлины и прочих числящихся на грузе сборов или по получении отсрочки уплаты пошлины и сборов.

В условиях государственной монополии внешней торговли таможенные пошлины имеют вспомогательное значение. Однако это не означает, что их роль незначительна. Пошлина увеличивает цену импортного товара, что дает возможность государству развивать отечественное производство. Таможенное законодательство не устанавливает вывозных пошлин. Исключение является взимание таможенной пошлины за вывозимые за границу предметы старины и произведения искусства.

В Таможенном кодексе 1964 г. определялся порядок установления цены товара для исчисления таможенной пошлины (ст. 85), а также величины и срока уплаты таможенных пошлин и сборов в соответствие со спецификой товара, процедурой хранения и иных обстоятельств.

Статьей 89 установлен перечень грузов, освобождаемых от таможенной пошлины. Так устанавливается, что от оплаты таможенной пошлиной освобождаются предметы иностранного происхождения, разрешенные к условно-беспошлинному ввозу в пределы СССР с целью их переработки в изделия или окончательной отделки их для обратного вывоза в виде изделий за границу; привозимые обратно из-за границы произведения почвы и промышленности СССР; привозимые обратно из-за границы предметы иностранного происхождения, оплаченные пошлиной при первоначальном ввозе и вывезенные временно за границу. Причина такого регулирования заключается в том, что отсутствует необходимость в создании разницы в цене, поскольку товары, разрешенные к условно-беспошлинному ввозу, будут потом вывезены из страны. Привозимые обратно из-за границы товары, которые однажды были оплачены пошлинной, оплате не подлежат, потому что дважды пошлина не взыскивается.

В качестве основного принципа при пропуске грузов действует статья 72, в соответствии с которой предметы, подлежащие рассмотрению органами Главлита, исследованию в пробирных учреждениях или проверке в органах, ведающих стандартами, мерами и измерительными приборами, а также предметы, на которые распространяется действие специальных постановлений, выпускаются таможенными учреждениями с соблюдением правил, утверждаемых Министерством внешней торговли СССР.

Специального рассмотрения требуют вопросы, касающиеся таможенного режима транзитных грузов. В статье 64 говорится о том, что правила транзитной перевозки иностранных грузов утверждаются Министерством внешней торговли СССР по согласованию с Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР, Министерством гражданской авиации СССР и органами управления автомобильным и речным транспортом союзных республик.

22 стр., 10503 слов

Структура и содержание таможенного дела, таможенная политика в РФ

... Целью курсовой работы являются изучения структуры и содержания таможенного дела и таможенной политики в Российской Федерации. В связи с этим основными задачами, предопределившими структуру работы, ... товарообмена, стимулирование развития национальной экономики России. Очевидно, что это выводит таможенную политику за рамки таможенного дела. Из самого словосочетания «таможенное дело» следует, что оно ...

Что же касается международных почтовых отправлений, то, исходя из положений Таможенного кодекса СССР, в международных почтовых отправлениях, возимых в СССР, допускается пересылка предметов личного потребления, указанных в соответствующем списке. Кроме того, такие предметы подлежат таможенному обложению. На основании статьи 48 за превышение нормы взимается пошлина в двукратном размере, если нарушение нормы не более чем в два раза. Обнаруженные в почтовых отправлениях при таможенном досмотре предметы, пересылаемые с сокрытием от таможенного контроля, в соответствие со статьей 100 Таможенного кодекса подлежат конфискации как предметы контрабанды.

3.2 Правовое регулирование таможенных операций по пропуску ручной клади и багажа лиц, следующих через государственную границу СССР

Таможенный Кодекс 1964 г. содержит ряд правил, определяющих правовое регулирование таможенных операций по пропуску ручной клади и багажа лиц, следующих через государственную границу. Данные принципы сформулированы в основном в шестой главе раздела II Кодекса.

Различаются несколько категорий лиц, следующих через границу, сгруппированных с учетом их целей следования и выполнения функций. Так, статья 58 Кодекса гласит: «Порядок пропуска через государственную границу СССР вещей лиц, следующих с дипломатическими паспортами СССР, дипломатической почты СССР и личных вещей советских дипломатических курьеров определяется законодательством СССР, а также правилами, утверждаемыми Министерством внешней торговли СССР по согласованию с Министерством иностранных дел СССР».

Таможенный кодекс также регулирует порядок пропуска через границу предметов, принадлежащих постоянным жителям пограничной полосы (ст. 55).

Что касается транспортных служащих и других, близких к ним по правовому положению категорий лиц, то их вещи пропускаются беспошлинно по правилам, утверждаемым МВТ.

3.3 Ответственность за нарушение таможенных правил и за контрабанду

В Таможенном кодексе 1964 г. выделяют 3 вида таможенных правонарушений:

1) нарушение таможенных правил;

2) контрабанда, наказуемая в административном порядке;

3) контрабанда как преступление, наказуемая в уголовном порядке.

Именно третий раздел Кодекса посвящен ответственности за нарушение таможенных правил и контрабанду. О нарушения таможенных правил говорится в статье 97 Таможенного кодекса СССР. Однако сущность указанных в ней нарушений дают основание говорить о том, что это административные нарушения, размер штрафов за которые не может превышать для граждан 10 рублей, а для должностных лиц 50 рублей (ст.101).

Наряду с контрабандой, представляющей административное правонарушение, в статье 102 признается наказуемая в уголовном порядке контрабанда, выразившаяся в перемещении через границу:

1) товаров и иных ценностей — только при наличии отягчающих признаков;

2) взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения — во всех случаях.

Вопросы, связанные с наложением штрафов, конфискацией предметов контрабанды, перевозочных и других средств, предназначенных для перемещения предметов контрабанды через государственную границу СССР или их сокрытия, решались начальником таможни или его заместителем. Суммы взысканных штрафов вносились в союзный бюджет.

Заключение

Заканчивая исследование таможенного законодательства СССР после принятия Таможенного кодекса 1964 г. и анализируя возможность применения предшествующего опыта развития таможенной системы в СССР, можно отметить некоторые недостатки принятого законодательного акта:

  • идея государственной монополии внешней торговли сделала систему таможенного контроля чисто формальным инструментом регулирования внешней торговли;
  • данному законодательному акту присущи административно-силовой дух и изоляционистская направленность.

Но в то же время, Таможенный кодекс 1964 года сыграл положительную роль в формировании и развитии таможенного законодательства:

  • структура таможенных органов, сложившаяся фактически во второй половине 30-х годов, получила непосредственное юридическое закрепление именно в Таможенном кодексе 1964 г.;
  • многие правовые категории такие, как понятие и содержание таможенного дела, классификация таможенных пошлин, понятие таможенного режима, система таможенных органов, специфика таможенного контроля были впервые кодифицированы.

Таким образом, учитывая предшествующий опыт создания таможенного законодательства и функционирования в соответствии с ним таможенной службы, можно избежать непоследовательности и противоречивости в последующем развитии таможенного дела Российской Федерации.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tamojennyiy-kodeks-goda-4/

1. Михайлов Б.В. Таможенная система в первые годы советской власти. Уч. Записки МГИМО. — М.: 1958.

2. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. — М.: Автор, 1995.

3. Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. — М.: 1995

4. Таможенный кодекс Союза ССР. Офиц. текст. — М.: Юрид. лит., 1973.

5. Храбсков В.Г. Таможня и закон. — М., 1979.

6. Дмитриев С.С. Возникновение и развитие советской таможенной системы // Социалистический таможенный контроль. 1967. №3-4.

7. Коновалов С. Новый таможенный кодекс СССР //Социалистический таможенный контроль. 1964. №3.

8. Чмель К.Н. Таможенные будни // Социалистический таможенный контроль. 1971. №4.

9. Угаров Б.М. У таможенного барьера. — М., 1975.

10. Калантаров В. Советское законодательство о контрабанде // Социалистический таможенный контроль. 1966. №4.ф