Основы транспортных перевозок

Реферат

1. Значение и структура ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»

Определены общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

Установлены права, обязанности ответственность перевозчиков, грузоотправителей, грузополучателей, пассажиров и владельцев объектов транспортной инфраструктуры, а также урегулированы отношения, возникающие между ними в процессе осуществления перевозок автомобильными городским наземным электрическим транспортом. Таким образом, были прекращены правоотношения, возникающие при перевозке грузов, пассажиров, перевозке пассажиров и багажа по заказу, а также при перевозке пассажиров такси.

Кроме того, определен порядок подачи заявлений и жалоб, определены условия и формы подачи документов, подтверждающих заявки. По сравнению с Хартией автомобильного транспорта РСФСР возможности сторон по регулированию правоотношений на основе заключенных договоров были значительно расширены, что соответствует принципам рыночной экономики.

Принятие данного Федерального закона будет способствовать социально-экономическому развитию Российской Федерации, усилению конкуренции между транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями, участвующими на транспортном рынке, а также повышению качества транспортных услуг.

Федеральный закон распространяется на отношения, связанные с использованием услуг автомобильного транспорта и наземного электрического городского транспорта и возникшие после дня его вступления в силу. К отношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется Федеральный закон в отношении прав и обязанностей, возникших после дня его вступления в силу. Положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей распространяются также на отношения, связанные с транспортировкой для личных, семейных, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Федеральный закон вступает в силу через 180 дней после последнего его официального опубликования.

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 14 ноября 2007 г. N 156-157, в «Российской газете» от 17 ноября 2007 г. N 258, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. N 46 ст. 5555

3 стр., 1126 слов

Таможенные органы Российской Федерации

... и др. В курсовой работе для более полного освещения темы будут рассмотрены: понятие, структура, функции государственных таможенных органов, а также специализированные таможенные органы. Глава 1. Таможенные органы Российской Федерации, Таможенные органы Термин «таможенные органы» используется действующими законами. В Конституции ...

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

2. Основания возникновения и способы обеспечения обязательств в транспортной деятельности

В условиях рыночной экономики с обновлением гражданского законодательства причины возникновения транспортных обязательств претерпели существенные изменения. Из их круга изъято одно из них — план перевозки грузов. ГК не применяет термина «план перевозки». По этому же пути пошли и вновь принятые транспортные уставы и кодексы. Однако это не означает полной потери элемента планирования грузовых перевозок общественным транспортом. Дело в том, что основанием возникновения транспортного обязательства является принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя на подачу соответствующих транспортных средств, что и является своеобразной формой планирования перевозок грузов. Кстати, п. 1 ст. 794 ГК относит принятую заявку (заказ) к категории «иных договоров», что с точки зрения приоритетности договорного права объяснимо.

Элементы своеобразного планирования перевозок грузов просматриваются и в содержании договора об организации перевозок грузов (ст. 798 ГК).

Если же отказаться от понятия «план перевозки» как основания возникновения транспортного обязательства, то следует признать такими основаниями принятую заявку (заказ), договор об организации перевозок грузов и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа, грузобагажа).

транспорт перевозка договор груз

Таким образом, в соответствии с новым гражданским законодательством подача транспортных средств отправителю груза осуществляется не в соответствии с планом перевозки грузов, а на договорной основе, т.е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза. Договорная основа возникновения транспортных обязательств в рыночной экономике стала приоритетной. Широкое распространение получило оказание транспортных услуг эксплуатантами, т.е. лицами, владеющими транспортными средствами на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании. Однако это не означает полной потери государственного влияния на работу транспорта, особенно железных дорог, которые находятся в федеральной собственности и относятся к категории монополизированных систем.

Обязательства по перевозке обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозки грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального (неовеществленного) характера, предоставляемых должником кредитору.

Обязательства по перевозке составляют важную часть системы обязательств по оказанию коммунальных услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, — это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.

12 стр., 5748 слов

Организация и технология перевозки грузов

... отправитель груза и перевозчик заключают договор об организации перевозок: устанавливают период выполнения перевозок; выбирают транспортные средства, технические характеристики которых максимально удовлетворяют условиям перевозок; определяют частоту отправок и др. Оплата транспортных услуг ...

Транспортное обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо — перевозчик (эксплуатант) обязуется совершить в пользу другого лица — грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа или грузобагажа — определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо — оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

Не все территориальные перемещения предметов или людей на транспортных средствах приводят к возникновению транспортных обязательств. Последнее характеризуется рядом особенностей. Во-первых, он должен быть коммерческим и строиться на эквивалентной компенсационной основе. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, и др.), не порождают обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся «на» и «в» самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, и т.д.).

Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными перевозчиками, созданными специально для предоставления транспортных услуг для всех. Их функции объясняются местом транспорта в системе разделения труда. Транспорт — одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт).

Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

Обязанность нести можно определить как основную обязанность нести. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.).

Производительность этих облигаций не отменяет их автономного юридического значения. Требования к буксировке ограничены по своей природе, но все же отличаются от транспортных. Поэтому обязательствами по перевозке называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также другие обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с транспортом или направленных на перемещение товаров иным способом.

Понятие обязательства перевозки и иных транспортных обязательств.

Не все территориальные перемещения предметов или людей на транспортных средствах приводят к возникновению транспортных обязательств. Последнее характеризуется рядом особенностей. Во-первых, он должен быть коммерческим и строиться на эквивалентной компенсационной основе. Так называемые технологические перевозки, выполняемые собственным транспортом какого-либо лица (перевозка сырья со склада в цех, и др.), не порождают обязательства перевозки. Во-вторых, необходимо учитывать способ перемещения. Перевозку характеризует пространственное перемещение грузов и лиц, находящихся «на» и «в» самих транспортных средствах (на платформе, на палубе, в вагоне, и т.д.).

5 стр., 2475 слов

Перевозка грузов железнодорожным транспортом

... Снятие пломбы при досмотре груза на таможне, осуществляется таможенными органами, при составлении акта досмотра, который впоследствии прикладывается к перевозочным документам. 2. Организация процесса перевозок железнодорожный транспорт ответственность Организация отправления, ...

Если перемещение объекта осуществляется с помощью тяги и толкания (например, баржи или плота с помощью буксира), то возникают особые отношения буксировки. В-третьих, основная часть перевозок осуществляется так называемыми общественными перевозчиками, созданными специально для предоставления транспортных услуг для всех. Их функции объясняются местом транспорта в системе разделения труда. Транспорт — одна из самых высокомонополизированных отраслей человеческой деятельности, а отдельные его виды вообще обладают естественной монополией (железнодорожный транспорт).

Следовательно, в силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир или иное лицо обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (внести провозную плату).

Обязанность нести можно определить как основную обязанность нести. При его осуществлении могут также возникать иные обязательства, связанные с транспортными услугами (организационно-перевозочные, экспедиционные, арендные и др.).

Производительность этих облигаций не отменяет их автономного юридического значения. Требования к буксировке ограничены по своей природе, но все же отличаются от транспортных. Поэтому обязательствами по перевозке называются обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также другие обязательства по оказанию транспортных услуг, связанных с транспортом или направленных на перемещение товаров иным способом.

траВ транспортную систему России входят железнодорожный, речной (внутренний водный), морской, автомобильный и воздушный транспорт. Кроме того, есть еще особый вид транспорта — трубопровод.

Однако технологические особенности перевозки грузов по газо- и нефтепроводам не дают оснований говорить в данном случае о наличии транспортного обязательства. Поэтому термин «трубопроводный транспорт» имеет условное значение. Природа обязательства, возникающего при перемещении товаров по трубопроводу, имеет смешанный характер: здесь соединяются элементы обязательств по передаче имущества (газа, нефти) и по оказанию услуг (транспортировке, хранению).

К трубопроводному транспорту применяется особое законодательство, включая правила об энергоснабжении (п. 2 ст. 548 ГК РФ).

ГК определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (гл. 40 и 41 ГК РФ).

Данный юридико — технический прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт как отрасль общественной деятельности, связывающая отдельные районы страны, требует единого регулирования. Статья 71 Конституции Российской Федерации предусматривает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь относятся к ведению Российской Федерации. Таким образом, даже в актах частного права, посвященных транспортным обязательствам, доля обязательных правил очень высока. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (ст. 784 ГК).

15 стр., 7152 слов

Транспортный налог (20)

... анализа проблем, возникающих при исчислении транспортного налога, обобщении типичных ошибок, рассмотрении путей их решения, возможности оптимизации налогообложения, дополнения и изменения, которые ... марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), ...

Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Полнота достигается за счет объединения норм частного и публичного права в рамках единого правового акта. В результате устанавливается единая схема управления для соответствующего вида транспорта, способов организации перевозок, условий содержания транспортных средств, дорог, линий связи и, наконец, взаимоотношений сторон с обязанностью по транспортировке. Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Поэтому регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.

Важнейшие текущие проблемы транспортных обязательств воплощены в актах Президента и Правительства Российской Федерации. Помимо кодексов, карточек и других актов, регулирующих деятельность транспорта, большое значение имеют постановления, изданные правительством России, а также соответствующими транспортными ведомствами. Они устанавливают не только правовые нормы, но и технические стандарты транспортной деятельности.

Единообразие судебной и арбитражной практики по разрешению споров, связанных с перевозками, обеспечивается актами толкования, которые содержатся в документах Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Принимая во внимание активное участие России в мировом экономическом сообществе, международные транспортные соглашения и конвенции все чаще соблюдаются. Они используются при осуществлении международных перевозок, а также служат моделью для унификации российского транспортного права.

Организационные предпосылки для заключения договора перевозки грузов.

Транспортировке грузов всегда предшествует согласование основных условий перевозки (сроков и количества транспортных средств, необходимых для перевозки, а также объемов и характера перевозимых грузов).

Основная задача такого согласования — наиболее рациональное и экономичное использование транспортных средств, отвечающее потребностям рынка. В то время, когда в регулировании экономики преобладали административные принципы, подавляющее большинство перевозок планировалось централизованно. Поэтому во все транспортные карты и коды включены разделы по планированию перевозок. В настоящее время транспортное планирование обычно носит технико-экономический, а не административно-правовой характер.

По общему правилу, закрепленному в ст. 784 ГК, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Для заключения договора перевозки грузов необходимы организационные предпосылки. Они воплощаются во встречных действиях сторон обязательства перевозки: перевозчик должен подать под погрузку исправные транспортные средства, а грузоотправитель — предъявить груз к перевозке (ст. 791 ГК).

Предпосылки заключения договора грузовой перевозки сегодня могут приобретать правовые формы: а) заявок (заказов) на железнодорожном, речном, автомобильном и воздушном транспорте; б) договоров об организации перевозок (годовых, навигационных и др.) на любых видах транспорта; в) административно-плановых актов в упоминавшихся особых случаях. Кроме того, иногда все организационные условия для заключения договора перевозки грузов просто содержатся в самом договоре перевозки, который носит консенсуальный характер.

4 стр., 1631 слов

Организация перевозок грузов железнодорожным транспортом

... организации перевозок грузов железнодорожным транспортом и разработка направлений по её совершенствованию. Задачами курсовой работы являются: основы организации перевозок грузов железнодорожным транспортом; технико-экономическая характеристика ОАО «Гомельстройматери-алы»; организация перевозок грузов железнодорожным транспортом на предприятии; оценка перевозок грузов железнодорожным транспортом на ...

Договор об организации перевозок заключается в порядке, установленном ст. 798 ГК. Эта форма взаимоотношений между перевозчиком и грузовладельцем используется при систематических длительных перевозках грузов. Суть этого договора заключается в том, что перевозчик обязуется принять в установленный срок, а владелец груза — предъявить товар к перевозке в указанном объеме. По своей природе это не договор перевозки, он носит согласованный, взаимный характер и направлен на обеспечение систематической отгрузки товаров. Договоры об организации перевозок получили: разное наименование в транспортных уставах и кодексах (годовой договор — на автомобильном транспорте, навигационный — на внутреннем водном и др.).

Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке порядок расчетов сторон и пр.

Выполнение действий, указанных в ст. 791 ГК, происходит в порядке, установленном транспортным законодательством. Перевозчик обязан доставить автомобили в количестве, согласованном с отправителем, в назначенное время и в определенном месте. В установленных случаях и по согласованию с отправителем допускается подача перевозочных средств в большем количестве, чем указано в заявке (в порядке сгущения).

Сроки подачи перевозочных средств (тоннажа) определяются по соглашению сторон или в нормативном порядке. Условия и порядок подачи перевозочных средств (на подъездных путях или причалах, принадлежащих грузоотправителю, или на путях и причалах общего пользования) устанавливаются специальными правилами, которые действуют на отдельных видах транспорта. Поэтому на железнодорожном транспорте порядок подачи вагонов на подъездные пути определяется договором об управлении путями или договором на подачу и очистку вагонов с учетом величины среднесуточной загрузки или выгрузки. Подача вагонов к погрузке отправителем на дороге общего пользования производится по предварительному уведомлению или через определенные промежутки времени. Первоначально установленный срок доставки транспортного средства может быть изменен по соглашению сторон. Место доставки автомобилей зависит от особенностей их эксплуатации и технических возможностей перевозчика и отправителя. На воздушном транспорте, например, им будет место нахождения аэродрома (аэропорта) или специально оборудованной взлетно — посадочной площадки. При перевозках железнодорожным и водным транспортом перевозочные средства подаются на станции (пристани, причалы), в порты как общего пользования, так и принадлежащие отправителям.

В соответствии со ст. 791 ГК перевозчик обязан подать грузоотправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Функциональность и пригодность транспортных средств должны быть техническими и коммерческими и гарантировать сохранность груза во время транспортировки. В этом случае отправитель груза имеет право отказаться от представленных транспортных средств, не пригодных для перевозки данного груза. Напротив, проверка коммерческой пригодности транспортного средства является обязанностью отправителя, который, в отличие от перевозчика, лучше знает свойства данного груза. Для морской перевозки большое значение имеет мореходность судна, также обнимающая и техническую (пригодность судна к плаванию вообще), и коммерческую его характеристику (пригодность для перевозки определенного груза при конкретных условиях).

6 стр., 2592 слов

Договор хранения на транспорте

... транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров и багажа представляют собой договоры, в которых определяются порядок передачи, приема грузов, пассажиров и багажа с одного транспорта на другой, когда перевозка грузов осуществляется разными водами транспорта ... хранение в камерах хранения транспортных организаций (ст.923 ГК); ответственность за вред, причиненный транспортным ...

Обязанность перевозчика доставить товар соответствует обязанности отправителя предъявить товар к транспортировке. Условия доставки груза к перевозке бывают общие, которые необходимо соблюдать во всех случаях, независимо от характеристик груза, и особые, которые используются при транспортировке товаров с особыми свойствами. Общие условия касаются количества и наименования груза, определения его веса, тары (упаковки), маркировки и объявления ценности. Специальные — устанавливаются для грузов, транспортировка которых требует соблюдения специальных мер и условий их транспортировки. Так, при перевозке многих видов грузов необходимо представить сертификат их качества, а при перевозке животных и птиц — карантинные (ветеринарные) документы.

Количество и тип товаров, которые должны быть доставлены для перевозки, определяются спросом, договором транспортной организации или самим договором перевозки. Замена одного груза другим допускается с согласия перевозчика. Предъявляемый к перевозке груз должен быть правильно наименован. Грузы, требующие защиты от потери, порчи или повреждения, должны быть представлены в функциональной таре, соответствующей стандартам или, по крайней мере, гарантирующей их полную сохранность. При несоблюдении этого требования транспортная организация вправе отказать в приеме груза. По усмотрению отправителя товар может быть доставлен в транспорт с объявленной ценностью. Одним из условий, обеспечивающих сохранность и индивидуализацию груза в процессе перевозки, является его маркировка, т.е. нанесение на груз определенных надписей и условных знаков для определения принадлежности груза, его особенностей, соблюдения мер предосторожности (например, «верх», «стекло», «не кантовать») и т.д.

Вес груза может быть определен: а) взвешиванием (воздушный и часто другие виды транспорта); б) по трафарету на каждом грузовом месте; в) по стандарту при перевозке грузов, упакованных в тару стандартной вместимости; г) расчетным способом (например, по обмеру или по осадке судна); д) условно (животных, автомобилей и пр.).

Способ определения веса указывается в транспортных документах. Если иное не предусмотрено законом или договором, вес груза определяется лицом, несущим груз.

Совершая названные действия, стороны вступают в договорные отношения.

Договор перевозки груза и его заключение

Договор заключают транспортная организация и грузоотправитель (грузовладелец).

Если после доставки в пункт назначения товар должен быть доставлен самому отправителю, круг участников обязанности по перевозке ограничивается этим. Чаще всего однако, в качестве грузополучателя указывается третье лицо, которое является контрагентом отправителя по договору (купли-продажи и др.).

Ему и должен быть выдан груз в пункте назначения.

Договор перевозки груза определяется как соглашение, в силу которого перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК).

15 стр., 7431 слов

Таможенный контроль товаров и транспортных средств при осуществлении ...

... всего, это статус товаров и транспортных средств, которые находятся под таможенным контролем (п. 4 ч. 1 ст. 11, ст. 360 ТК РФ). Интересно отметить, что определение товаров, находящихся под таможенным контролем, по ст. 360 ...

Из определения следует, что договор перевозки грузов является взаимным и возмездным. Он считается заключенным только после передачи товара перевозчику и, следовательно, относится к числу реальных договоров. Договор перевозки, называемый чартерным или чартерным, является согласованным только по морю. Договор перевозки груза — строго формальный договор. Он всегда оформляется в письменной форме и часто с обязательными указаниями, установленными законом.

Как правило, договор перевозки груза носит публичный характер (ст. 789,426 ГК, ст. 20 Закона о федеральном железнодорожном транспорте).

Для заключения договора применяется система единого документа предусмотренная п. 2 ст. 785 ГК. Составление и выпуск этого документа имеет большую доказательную ценность. В зависимости от вида документа, служащего оформлению перевозки, выделяются: а) система накладной применяемой практически на всех видах транспорта; б) система коносамента и в) система чартера, применяемые обычно на морском транспорте. В ряде случаев системы могут комбинироваться.

Порядок заключения договора перевозки зависит от его природы.

Заключение реального договора синхронизируется с моментом доставки товара перевозчику вместе с сопроводительными документами. Если перевозка оформляется консенсуальным договором фрахтования, он заключается в общем порядке, предусмотренном для гражданско-правовых договоров.

Договоры грузовой перевозки подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки. По территориальному признаку они делятся на внутригосударственные и международные. В зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в транспортировке груза, выделяются договоры перевозки в местном, прямом и прямом смешанном сообщении. Местной называется перевозка, осуществляемая одной транспортной организацией, в рамках территориальных границ ее деятельности. Перевозка, в которой по единому транспортному документу участвуют несколько транспортных организаций одного вида транспорта, именуется перевозкой в прямом сообщении. Прямой смешанной признается перевозка, в которой участвуют не менее двух видов транспорта, осуществляющих перевозку по единому документу, составленному на весь путь следования.

Порядок осуществления таких перевозок определяется соглашениями между организациями различных видов транспорта, которые должны заключаться на основе специального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК).

Предприятия различных видов транспорта в таком случае заключают между собой договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз и вывоз грузов и пр.) в порядке, установленном транспортным законодательством (ст. 799 ГК).