Таможенный контроль лесоматериалов, экспортируемых из РФ в автомобильных пунктах пропуска

Курсовая работа

Россия является одной из наиболее лесообеспеченных стран мира. Леса государственного значения занимают около 45% ее территории, что составляет 775 млн. га. Общий запас леса в России превышает 80 млрд. м3, что составляет порядка 20% мировых запасов. Научно обоснованная расчетная лесосека позволяет ежегодно заготавливать до 500 млн. м3 древесины. Продукция лесопромышленного комплекса обеспечивает около 3,5% общего объема отечественного производства.

В настоящее время экспорт составляет значительную долю в общем объеме производства продукции (по некоторым продуктам до 50%), и лесная промышленность выживает в основном благодаря экспортным поставкам. Экспорт российского круглого леса в последнее время стал одним из самых актуальных вопросов для многих представителей лесопромышленного комплекса. Курс на резкое уменьшение вывоза необработанной древесины, взятый Правительством Российской Федерации, затронет бизнес многих компаний, как российских, так и зарубежных.

Актуальность выбранной автором темы состоит в том, что экспорт лесоматериалов имеет важное социально-экономическое значение для большинства субъектов Российской Федерации и для страны в целом. Вопросы, связанные с учетом и поставкой лесоматериалов на экспорт, затрагивают государственные интересы в части распоряжения лесным ресурсом, как объектом федеральной собственности и источником поступления доходов в бюджет Российской Федерации.

В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ее актуальности, целью работы является определение основных особенностей таможенного контроля лесоматериалов при вывозе в автомобильных пунктах пропуска с таможенной территории РФ.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы курсовой работы предполагается решение следующих задач:

1. рассмотреть основные понятия и определения, используемые в данной работе;

2. изучить нормативно-правовую базу регулирования вывоза леса из РФ;

3. определить порядок таможенного контроля и таможенного оформления экспортируемого лесоматериала автомобильным транспортом;

4. исследовать особенности фактического таможенного досмотра лесоматериалов;

5. рассмотреть методы измерений при таможенном досмотре лесоматериалов;

6. рассмотреть особенности взимания таможенных пошлин при экспорте лесоматериалов;

7. определить существующие проблемы поставки круглого леса на экспорт и обозначить пути их решения;

8. провести анализ теневого экспорта леса, на примере щепы технологической;

36 стр., 17639 слов

Экономическая природа и функции таможенной пошлины

... данной курсовой работы является исследование экономической природы и функций таможенной пошлины. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: дать понятие таможенной пошлине как основному инструменту таможенно-тарифной политики; выявить экономическую сущность таможенных пошлин; рассмотреть основные функции таможенных пошлин; выделить ...

9. рассмотреть модель в виде СМО с неограниченной очередью.

Объектом исследования данной курсовой работы являются особенности таможенного контроля лесоматериалов, вывозимых с таможенной территории РФ в автомобильных пунктах пропуска.

Предметом исследования являются лесоматериалы, вывозимые из РФ в автомобильных пунктах пропуска.

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

1.1. Основные понятия и определения

Под лесоматериалами в настоящем Порядке понимаются товары, классифицируемые в товарных позициях 4401, 4403, 4406 и 4407 ТН ВЭД России и помещаемые под таможенный режим экспорта.

Основные термины и определения используются в следующих значениях:

Лесоматериалы — материалы из древесины, сохранившие ее природную физическую структуру и химический состав, получаемые из поваленных деревьев и хлыстов и (или) их частей путем поперечного или продольного сечения (пиления, раскалывания, строгания).

Круглый лесоматериал — срубленное дерево с удаленными сучьями и вершиной, которое подлежит или не подлежит дальнейшему поперечному делению. Синонимами термина «круглые лесоматериалы» являются термины «бревно» и «кряж».

Пиломатериал — часть лесоматериала, полученная путем продольного пиления или фрезерования бревна или древесины больших размеров и, возможно, поперечной распиловки или дальнейшей машинной обработки для получения требуемой точности.

Фактические размеры круглых лесоматериалов — диаметр и длина круглых лесоматериалов на момент измерения. Фактическая длина включает в себя номинальный размер и припуски по длине в соответствии с ГОСТ 9462 и ГОСТ 9463.

Фактические размеры пиломатериалов — толщина, ширина, длина

пиломатериалов на момент измерения. Фактические размеры включают в себя номинальные размеры пиломатериалов при заданной влажности 15 или 20% с учетом предельных отклонений от номинальных размеров и припусков на усушку по ГОСТ 24454, ГОСТ 2695, ГОСТ 8486, ГОСТ 26002, ГОСТ 6782.1, ГОСТ 6782.2.

Однородная партия круглых лесоматериалов — любое количество лесоматериалов одного сортимента, одной породы, сорта или группы сортов, одной номинальной длины и характера обработки, одного диапазона толщин по диаметру в верхнем торце.

Однородная партия пиломатериалов — любое количество лесоматериалов одного сортимента, одной породы, сорта или группы сортов, одной номинальной длины и характера обработки, одной толщины и одной ширины или группы ширин.

К таможенному оформлению и таможенному контролю лесоматериалы предъявляются однородными партиями.

Таможенное оформление и таможенный контроль лесоматериалов осуществляются в порядке, установленном ФТС России, с обязательным использованием нормативных документов (ГОСТов, ОСТов), распространяющихся на лесоматериалы.[1]

Среди основных функций таможенных органов, определенных статьей 403 Таможенного кодекса, я хочу выделить те, которые, на мой взгляд, являются основополагающими, определяющими предназначение таможенной службы, как органа исполнительной власти, призванного обеспечить экономическую безопасность и суверенитет страны. Не хочу сказать, что остальные функции менее важны, но они вытекают из этих, основных и являются как бы второстепенными:

16 стр., 7586 слов

Таможенная процедура экспорта

... таможенной процедуры экспорта; изучить порядок помещения товаров под таможенную процедуру экспорта; изучить требования, применяемые к товарам при их убытии с таможенной территории. сделать выводы по курсовой работе. При написании курсовой работы ... помещения товаров под таможенную процедуру экспорт. Под таможенным оформлением экспорта подразумевается оформление вывозимых за границу товаров и ...

1) Осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) Взимание таможенных пошлин, платежей и налогов;

3) Обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу в рамках установленных запретов и ограничений;

4) Противодействие и борьба с контрабандой, преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела.[2]

Под автомобильным пунктом пропуска (далее — АПП) через Государственную границу понимается территория в пределах автомобильного вокзала, открытого для международного сообщения, а также иное, специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, таможенный, транспортный, другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Устанавливая порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, статья 14 ТК РФ, определяет, что основным его принципом является обязательность таможенного оформления и таможенного контроля всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом. При этом, осуществляя таможенное оформление и контроль, таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства или иными правовыми актами Российской Федерации, а предъявляемые требования не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства. Таким образом, основной задачей таможенных органов при выполнении своих функций является контроль за соблюдением законодательства РФ в области таможенного дела при минимально возможном вмешательстве в деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности.[3]

Статья 11 ТК РФ дает определения основных понятий, используемые в Кодексе, среди которых обозначу лишь те, которые мне будут необходимы исходя из тематики моей работы, а именно:

  • таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
  • выпуск товаров — действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом;
  • свободное обращение — оборот товаров на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации;

— таможенный режим — таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.[4]

3 стр., 1242 слов

Виды и средства транспортных перевозок

... вид транспорта, несмотря на относительно высокую стоимость, бесспорным лидером в перевозке туристов на дальние расстояния. В системе транспортного обеспечения в туризме различают: трансфер-предоставление транспортных средств ... включают три основных направления: организация автобусных путешествий; организация путешествий на личном автотранспорте туристов; прокат автомобилей. Организация автобусных ...

Таким образом, под лесоматериалами подразумеваются — материалы из древесины, сохранившие ее природную физическую структуру и химический состав. Пиломатериал — часть лесоматериала, полученная путем продольного пиления или фрезерования бревна или древесины больших размеров. Однородная партия круглых лесоматериалов — любое количество лесоматериалов одного сортимента, одной породы, сорта или группы сортов, одной номинальной длины и характера обработки, одного диапазона толщин по диаметру в верхнем торце. Однородная партия пиломатериалов — любое количество лесоматериалов одного сортимента, одной породы, сорта или группы сортов, одной номинальной длины и характера обработки, одной толщины и одной ширины или группы ширин.

Устанавливая порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, статья 14 ТК РФ, определяет, что основным его принципом является обязательность таможенного оформления и таможенного контроля всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом.

Статья 11 ТК РФ дает определения основных понятий, таких как таможенный режим, таможенный контроль, выпуск товаров, свободное обращение.

1.2. Нормативно-правовая база регулирования вывоза леса в РФ

К общим нормативным правовым документам, регулирующим отношения, связанные с заготовкой и использованием лесоматериалов, можно отнести:

  • Лесной кодекс Российской Федерации;
  • Постановление Правительства РФ от 15 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении Перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается»;
  • Приказ Министерства природных ресурсов от 16 июля 2007 г. N 184 «Об утверждении правил заготовки древесины».

Специальных федеральных законов, посвященных экспорту леса, не существует.