Договор аренды транспортного средства с экипажем

Курсовая работа

Договор аренды транспортного средства с экипажем

Договор аренды транспортного средства с экипажем

договор аренда транспортный

Транспорт, как отрасль народного хозяйства, является составной частью как производственной сферы, так и социальной инфраструктуры. Автомобильный, водный, железнодорожный, авиатранспорт и пассажиропоток растут с каждым годом. По оценкам исследователей правовая основа данной отрасли в последние годы претерпела существенные изменения. Так,ГК РФ содержит параграф, посвященный аренде транспортных средств, а в Кодекс торгового мореплавания РФ введена глава «Договор фрахтования судна на время».

Изменения коснулись и нормирования прав и обязанностей при аренде транспорта с предоставлением услуги по управлению и эксплуатации.

В настоящее время гражданское право не в полной степени отражает вопросы, которые связаны с установлением правовой природы разновидностей договора аренды транспортных средств с экипажем, не в полной мере изучены и смежные договоры, а также аренда с целью потребительского использования.

Целый блок проблем связан с определением субъектного состава договоров данной категории. Дискуссии связаны и с тем, должны ли стороны быть юридическим лицом или ИП. В законе имеются проблемы в части классификации договора аренды транспортных средств с экипажем в контексте предоставляемых услуг управления и технической эксплуатации. В практической деятельности сложности появляются в процессе приема на работу организацией, которая осуществляет деятельность по сдаче транспортных средств в аренду с экипажем, сотрудника в качестве водителя с личным транспортным средством.

Спорным остается и вопрос, какие нормы должны регулировать эти отношения: гражданского или трудового права.

Актуальность тематики исследования связана с необходимостью совершенствования данного института, формирования теоретических и практических положений.

Впервые данный вопрос в науке исследовался в 1960-е гг. в диссертации Д.С. Левенсона, А.Г. Калпиным.

В 1990-е гг. данные вопросы были изучены Е.В. Вавилиным.

На современном этапе ввиду обновления законодательства сформировалась новая правоприменительная практика, к современным исследованиям можно отнести работы Ю.Н. Игнатовой, Ю.Н. Боярской, В.Г. Янькова, О.С. Юренкова и др.

Теоретическая основа исследования — работы дореволюционных цивилистов — Д.И. Мейера, К. Победоносцева, а также труды отечественных ученых: А.С. Паламарчук, Ю.А. Платонова, Н.Ю. Праскова, Л.И. Рябченко, А.В. Щурилова и других авторов.

32 стр., 15761 слов

Договор аренды транспортных средств

... договора аренды транспортных средств; изучение существенных условий договора; отграничение его от смежных договоров; классификация договоров аренды транспортного средства; анализ особенностей правового регулирования договора аренды транспортного средства с экипажем и без экипажа; изучение и анализ проблемных вопросов ответственности сторон по договору аренды транспортного средства. Объектом ...

В работе изучено использование хозяйствующими субъектами правовых положений, которые регулируют аренду транспортных средств, в сфере коммерции. Выявлены особенности правоотношений в сфере заключения договора аренды транспортного средства с экипажем.

Цель: изучить договора аренды транспортного средства с экипажем.

Задачи:

  • Исследовать понятие и виды договора аренды транспортных средств с экипажем;
  • Изучить основные положения договора аренды транспортного средства с экипажем;
  • Проанализировать правовое регулирование сторон;
  • Определить ответственность сторон по договору аренды транспортного средства;

Выявить особенности аренды отдельных видов транспортных средств.

Методологическую базу составляет комплексный подход к анализу проблематики исследования, анализ ГК РФ и федерального законодательства. Использовались общенаучные методы логического анализа, а также метод сравнительного, системного анализа.

Источниковая база исследования нормативно-правовые акты международного уровня, российского права — Конституция РФ, ГК РФ и др. федеральные законы РФ.

.1 Понятие и виды договора аренды транспортных средств с экипажем

Договор фрахтования впервые был закреплен в торговом праве в средние века. Сегодня данный вид договора широко распространен на морском, наземном, воздушном транспорте и может использоваться для грузовых или пассажирских перевозок.

Данный институт выделен в гл. 34 ГК РФ.

Под договором аренды транспортных средств следует понимать гражданско-правовой договор, согласно которого арендодатель предоставляет арендатору за плату транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания такого рода услуг (абз. 1 ст. 632 ГК РФ).

Это самостоятельный гражданско-правовой договор. Транспортным средством может быть любое средство, способное самостоятельно перемещаться в пространстве. Субъектами соглашения об аренде автомобильных транспортных средств обычно выступают арендатор и арендодатель.

Согласно договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства арендатор за плату предоставляет транспортное средство во временное владение и пользование с оказанием арендодателем услуг по управлению им и его технической эксплуатации или без оказания такого рода услуг (ст. 632, 642 ГК).

ГК РФ содержит различные виды аренды и аренду отдельных видов имущества (ст. 625).

Это отдельный вид договора аренды со специфическими предметами по обязательствам, которые связаны не только с арендуемым имуществом.

Так, согласно предмету, договор может включать 3 объекта:

  • объект первого рода — это действия по передаче имущества;
  • объект второго рода — непосредственно передаваемое имущество;
  • объект третьего рода — это действия сторон по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации.

В гражданском праве имеется и альтернативная точка зрения о правовой природе договоров аренды (фрахтования на время) транспортного средства. Например, договор рассматривают в качестве комплексного, устанавливающего такие обязательства, которые: а) непосредственно связаны с предоставлением транспортного средства в аренду, и б) направлены на оказание услуг по управлению и технической эксплуатацией. То есть договор, которые не предусматривает данных услуг, носит чисто арендный характер…». В этом случае специфичность такого договора связана с тем, что он смешанный, включающий элементы обязательств аренды и оказания услуг. В то время как договор аренды транспортных средств без экипажа дается автору обычной арендой, а специальное регулирование ограничивается учетом особенностей арендуемого имущества.

3 стр., 1242 слов

Виды и средства транспортных перевозок

... вид транспорта, несмотря на относительно высокую стоимость, бесспорным лидером в перевозке туристов на дальние расстояния. В системе транспортного обеспечения в туризме различают: трансфер-предоставление транспортных средств ... включают три основных направления: организация автобусных путешествий; организация путешествий на личном автотранспорте туристов; прокат автомобилей. Организация автобусных ...

К квалифицирующим признакам договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем можно отнести:

Транспортные средства, согласно договора, требуют владения и пользования в надлежащей технической эксплуатации.

То есть этот признак дает возможность сформировать круг транспортных средств, которые могут служить объектом договора аренды (фрахтования на время).

От этого будет зависеть сфера применения спецправил, которые регулируют договор аренды транспортного средства (§ 3 гл. 34 ГК).

А понятие «транспортные средства» весьма широкое, подразумевает разные объекты с целью транспортировку пассажиров, грузов и др.

Объект договора аренды (фрахтования на время) только те, использование которых требует управления и обеспечения технической эксплуатации. То есть квалифицированного управления и эксплуатации с экипажем. Его состав и квалификация должны отвечать обязательным правилам, а при отсутствии — требованиям обычной практики (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

Этот факт характерен для договоров аренды (фрахтования на время) транспортных средств без экипажа, поскольку в данном случае от арендатора требуются квалифицированное управление и техническая эксплуатация, что обеспечивает только профессиональный экипаж. То есть отношения сторон должны регулироваться не нормами об аренде транспортных средств, а общими правилами договора аренда (п. 1 гл. 34) либо нормами о договоре проката (п. 2 гл. 34 ГК), если арендодатель — специализированная прокатная организация.

Спеццелевой характер использования арендованного имущества арендатора: может эксплуатироваться только в определенных целях. А значит, содержание правомочий арендатора по владению и пользованию арендованным транспортным средством включает три возможности:

1. использование для перевозки собственных работников / грузов;

2. заключение (в качестве перевозчика) договоров с третьими лицами;

  • передача транспортных средств в субаренду.

Относительно третьих лиц арендатор выступает

  • как перевозчик пассажиров, грузов, почты, багажа (договорные отношения),
  • как арендодатель транспортного средства (субаренда),
  • как владелец транспортного средства (деликтные обязательства).

При эксплуатации арендатор может быть субъектом и других правоотношений с третьим лицом, в том числе быть заказчиком по договору при капитальном ремонте транспортного средства, в роли страхователя и т.п.; Но эти правоотношения не относятся к существу обязательств, следующих из договора аренды транспортного средства.

На базе которого можно сделать вывод о том, что арендатор получает право временного пользования и право временного владения, это зависит от ситуации, в том числе при аренде транспортных средств с экипажем, если транспортное средство после эксплуатации размещено на территории и под охраной арендатора. Это значит, что экипаж арендодателя будет размещен на базе арендодателя, не выбывая из его владения.

12 стр., 5634 слов

Договор аренды реферат по гражданскому праву

... только к соответствующему виду договора (прокат, аренда транспортных средств, аренда зданий и сооружений, аренда предприятий, финансовая аренда). Указанные отдельные виды договора аренды и договоры аренды отдельных видов имущества ... которые были заложены континентальным гражданским правом. В частности, в праве Франции различаются наем движимого имущества и аренда недвижимости. В Германии же ...

Проблема классификации аренды транспортных средств с экипажем может быть решена при использовании принципа свободы договора (ст.421 ГК РФ), например, прописать возможность сторонами

самостоятельно определить условия о пакете услуг управления и эксплуатации. Данное правило относится ко всем видам транспорта за исключением морского.

Различия договора аренды и фрахтования имеется в судебной практике. Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа прописано, что отличием договора чартера от договора аренды является то, что по договору фрахтования фрахтовщик возмездно предоставляет весь или частично предмет договора для выполнения рейсов по перевозке груза, пассажиров. Если речь идет о предоставлении транспортны средств то это договор аренды.

Данный вид договора имеет определенные преимущества и недостатки. Его использование должно быть оправдано поставленными целями. Поскольку данные договоры отличает специфика эксплуатации, обслуживания, а нормативное регулирование этих положений регламентируется транспортными кодексами или уставами.

Таким образом, в гражданском законодательстве есть 2 вида договора транспорта — с экипажем или без предоставления данных услуг.

Договор аренды с экипажем регламентируется ГК РФ (ст. 632, 642).

Однако положения договора, в частности предмет, требуют более детального изучения. К признакам такого договора можно отнести следующее: арендодатель — собственник/владелец средства, в аренду сдается транспортное средство с экипажем, то есть на условиях оказания услуг по управлению и эксплуатации. Специфика данного вида договора аренды способствовала выделению отдельных параграфов ГК РФ.

Договор фрахтования консесуальный возмездный двусторонне обязывающий. Стороны — фрахтовщик и фрахтователь

В отечественной науке вопрос о том, что договор фрахтования это договор в пользу третьих лиц остается дискуссионными, например ученый С. Морозов считает, что фрахтовщик исполняет обязательства в отношении фрахтователя.

1.2 Основные положения договора аренды транспортного средства с экипажем

Аренда транспортных средств с услугами по его управлению и эксплуатации — это вид договора аренды движимого имущества. Условия такого договора прописаны в п. 3 Гл. 34 2 ч. ГК РФ. Данный договор подразумевает, что сторона передает другой на условиях возмездного временного владения и пользования транспортное средство, и услуги по управлению и эксплуатации.

31 стр., 15322 слов

Договор аренды транспортных средств

... и его руководителя в договоре аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации; е)изучение прав и обязанностей сторон в договоре аренды транспортных средств с экипажем и в договоре аренды транспортных средств без экипажа, их ...

Ст. 632 ГК РФ предписывает необходимость уточнения количества транспортных средств и их критерии. Здесь следует руководствоваться отраслевыми кодексами. Ст. 200 КМТ РФ предписывает указание в договоре грузовместимости и грузоподъемности, районе плавания, скорости, целях, времени, ставке фрахта и др..

В предмете договора нужно прописать цели использования и документы; ограничения прав, повреждения при передаче.

Сроки аренды законом допустимо не устанавливать, при неопределенном сроке необходимо обратиться к ст. 610 ГК РФ, которая фиксирует право в любое время отказаться от договора, предупредив за месяц (или др. срок по договору).

Сравнительная характеристика условий договора аренды автомобиля с экипажем и без представлена на схеме.

Выявить особенности аренды отдельных видов транспортных средств  1

Схема 1.Сравнительная характеристика аренды транспортного средства

Договор должен содержать место передачи и возврата.

Требования к экипажу очень важны (ст. 52 КМТ РФ, ст. 26 КВВТ РФ, ст. 56 ВК РФ) и не должны противоречить обязательным условиями нормативно-правовых актов.

Условия эксплуатации и содержания сформулированы в отраслевых документах (ГОСТ например), что означает право сослаться на данные нормативные акты в тексте договора.

В отношении транспортного средства действуют два вида страхования — имущественное страхование и страхование гражданской ответственности. Ст. 637 ГК РФ предписано, что обязанность по страхованию несет арендодатель, но в случаях, когда страхование является обязательным в силу прямого указания закона. Арендная плата включает в себя форму расчетов, период платы, валюта, возможность изменения порядка и размер, момент исполнения обязательства.

В силу особого статуса объекта аренды как источника повышенной опасности законом установлено, что ответственность за вред третьим лицам остается на арендодателе с правом предъявления регрессного требования к виновному. Заключительное положение относительно расторжения, подсудности, срока действия и др., не отличается от других договоров. Относительно договора аренды транспортных средств, включая услуги управления и эксплуатации — особо нужно обратить внимание на то, что объекты, не предназначенные в целях эксплуатации по перевозки, не могут относиться к категории транспортных средств. Объектом договора аренды транспортного средства с экипажем является транспортное средство. Анализ решений судов свидетельствует, что объекты аренды в этом случае самоходные машины, краны, др. технологические механизмы.

Договор аренды заслуживает особого внимания, поскольку нормы ГК РФ, регламентирующие данные правоотношения, предписывают сторонам самостоятельно устанавливать «правила игры». А объект аренды не только технически сложная дорогостоящая вещь, но и источник повышенной опасности.

То есть законодателем определено два вида договора аренды транспортных средств(с экипажем и без него), на практике постоянно возникают проблемы при заключении договора аренды транспортных средств с предоставлением услуги по управлению и эксплуатации. Как правило, арендатору необходимы услуги по технической эксплуатации или наоборот.

Независимо от вида транспортного средства, сторона обязана предоставить исправный транспорт в установленные сроки. К обязанностям можно отнести и погрузочные работы.

8 стр., 3574 слов

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации ...

... оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должно отвечать требованиям соответствующих стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации. 4. ...

.3 Правовое регулирование сторон

ГК РФ предписывает следующие разновидности договоров аренды транспортного средства:

  • по договору аренды транспортного средства без экипажа предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Исследуя термин договора аренды транспортного средства с экипажем нужно понимать следующее: можно ли отнести договор к смешанным. Специалисты считают, что можно отнести к договорам, которые формируют обязательства. А входящие два и более урегулированных законом типичные договорные отношения, договор согласно которого, обязательства по договору связаны с обязательствами договора о предоставлении услуг.

Но данный нельзя считать смешанными — где имеются элементы различных договоров, согласно закона, поскольку урегулирован ГК РФ.

Цель фрахтования — возможность арендатора осуществлять коммерческую эксплуатацию транспортного средства, а управление и техническое обслуживание производит арендодатель.

Содержание договора аренды меняется в сторону расширения круга обязанностей арендодателя.

На арендодателя возложены такие обязанности как:

обязанность арендодателя передать арендатору транспортное средство в пригодном состоянии для использования, что предполагает техническое состояние транспортных средств, прочность, надежность.

Коммерческая пригодность — наличие топлива (бункера), смазок, обтирки, а также провизии, вместительных помещений, документов.

Детальное содержанием требование зависит от т целей и срока аренды. П. 1 ст.203 КТМ установлено, что судовладельцы обязаны привести судно в мореходное состояние на момент передачи фрахтователю: принять меры по обеспечению годности судна для фрахтования.

А в течение срока действия договора арендодатель должен поддерживать состояние транспортного средства, в том числе текущий и капитальный ремонт с предоставлением принадлежностей (ст. 634 ГК), что следует из договора. Эта обязанность не означает, что арендодатель несет расходы по содержанию арендованного имущества. Он освобождается от расходов, по коммерческой эксплуатации (ст. 636 ГК РФ).

Права и обязанности сторон подробно изучены в работах юристов С. Морозова, В. Гречухи.

Арендодатель обязан предоставить арендатору услуги управления и технической эксплуатации транспортных средств (п.1 ст.635 ГК).

А объем соответствует целям аренды, прописанным в договоре. Цели могут быть разными по предназначению транспортного средства (перевозка пассажиров или грузов), сроки. Договор предусматривает предоставление дополнительных услуг.

Оказание услуг возложено на экипаж. Количественный состав которого ГК РФ не прописывает, это означает, что данные вопросы регламентируются транспортными кодексами и уставами.

По п.1 ст. 56 ВК РФ экипаж судна включает летный экипаж и кабинный (обслуживающий).

Значит, в законодателе сложился разный подход к установлению состава экипажа. Так число членов летного экипажа в полете не менее минимально установленного (п.1 ст. 56 ВК РФ).

А минимальное число членов экипажа прописано в императивной форме, в то время как состав обслуживающего персонала только на локальном уровне.

П. 2 ст. 635 ГК обязывает арендодателей комплектовать экипаж специалистами. Состав и квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора.

13 стр., 6316 слов

Система правового регулирования договора перевозки

... Система правового регулирования договора перевозки В Гражданский кодекс РФ (гл.40) включены лишь основные, принципиальные положения, регулирующие договор перевозки, которые представляют собой правила, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, ...

Лица, управляющие воздушными судами должны соответствовать требованиям, предусмотренным гл.VII («авиационный персонал») и гл.VIII («экипаж воздушного судна») ВК РФ.

Ст. 52 Кодекса содержит норму, что к авиационному персоналу относятся лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов и др. Если сертификат отсутствует -персонал к указанной деятельности не допускается (ст. 55 ВК).

Требования установлены федеральными авиационными правилами. За деятельностью авиационного персонала осуществляется государственный контроль.

Особо уделено внимание правам и обязанностям командира (ст.58 ВК).

Регулированы требования к экипажу морского судна Кодексом торгового мореплавания. Так в ст. 54 КТМ указано, что к занятию должностей членов экипажа допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства.

То есть состав экипажа и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, либо требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.

Абз. 2 п. 2 ст. 635 ГК РФ предписывает — члены экипажа, которые обслуживают транспорт в аренду согласно названных услуг — работники арендодателя. А значит, члены экипажа подчиняются команде арендодателя. Относительно эксплуатации средств экипаж должен выполнять команды арендатора.

Расход по оплате услуг членов экипажа находятся на арендодателе. Арендаторы возмещают в рамках арендного платежа.

Арендодатели должны страховать транспортное средство от ущерба, который может быть причинен им или при эксплуатации, если страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК).

Обязанность страховать появляется, если страхование признано обязательным. Когда законом введены обязательное страхование, договор аренды может освободить арендодателя от обязанности договора страхования. Страхователь здесь будет арендатор.

Ответственность за риск случайной гибели или повреждения арендованного транспортного средства несет арендодатель, а арендатор может отвечать за возмещение убытков.

Арендатор обязан:

своевременно вносить арендную плату.

несет расходы в процессе эксплуатации (топливо, материалы, сборы) (ст. 636 ГК РФ).

Арендатор вправе арендодателя заключать договоры, касающиеся коммерческой эксплуатации транспортного средства (перевозки, буксировки ), если не противоречат целям эксплуатации.

Арендатор без согласования с арендодателем не может передавать свои права и обязанности по договору аренды другим лицам, передавать транспорт в безвозмездное пользование, а арендные права — в залог или как вклад уставного капитала, как паевой взнос и пр..

В ч. 1 ст. 632 ГК РФ прописано основное содержание договора аренды, с 2 два видами обязательств:

  • а) связанные с предоставлением транспортного средства в аренду — во временное владение и пользование за плату;
  • б) связанные с оказанием арендатору услуг по управлению и его технической эксплуатации.

Сочетание обязательств договора влияет как на содержание, так и на другие связанные с исполнением договора обстоятельства. Особенности договора отражаются ст. 633-641 ГК РФ, а ч. 2 ст. 632 ГК РФ исключает применение к договору правил ст. 621 ГК РФ о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и преимущественном праве арендатора о заключении договора на следующий период, что не может лишать повторно взять транспортное средство в аренду, но на базе нового договора.

10 стр., 4941 слов

Договор морской перевозки грузов

... и список используемых источников и литературы. Глава 1. Понятие договора морской перевозки груза, .1 Форма и предмет договора морской перевозки груза Если рассматривать договор морской перевозки груза как транспортный договор, то безусловно можно отметить, что он обладает всеми ...

Причем основные обязанности и ответственность по договору аренды несет арендодатель, которые оказывает услуги управления, эксплуатации, ремонта, это создает благоприятные условия для заключения договора аренды транспорта с экипажем для арендатора. Ст. 606 ГК РФ детально содержание договора аренды. Нужно дополнить ст. 632 ГК РФ указанием, что арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование или во временное пользование и оказывает своими силами услуги по управлению и эксплуатации

Понимание что относить к предмету договора аренды транспортного средства с экипажем остается в науке дискуссионным, так М.И. Брагинский предметом договора называет транспортное средство, отмечая, что нормы ГК РФ не дают ограничения предмета договора видами или типами транспортных средств, то есть распространяются на любой транспорт, не изъятый из оборота. Юрист А.Г. Калпин называет 2 составляющих предмета договора: предоставления транспортного средства и оказания услуг по управлению транспортным средством и технической эксплуатации. Ученый подчеркивает — предоставление — это передача арендатору на время правомочия пользования права коммерческой эксплуатации транспортного средства. Правомочие сохраняется на период аренды. А оказание услуг управления, эксплуатации находится за пределами аренды, что сближает этот договор с договорами оказания услуг. У юриста В.В. Витрянского договорв аренды транспортных средств выступают как самостоятельный вид аренды, имея специфический предмет и 3 объекта: действия по передаче имущества, само имущество, действия сторон по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Исследователь В.С. Ем полагает, что отличия правовой природы договоров аренды транспортных средств и договора проката не случайны.

В аренду транспортное средство может сдавать, либо собственник автомобиля — лицо, которое вписано в паспорт технического транспортного средства, либо лицо, управ омочённое на такие действия, ввиду доверенности (ст. 608 ГК РФ).

Лицами в соглашении могут выступать: физические и юридические, ИП, муниципальные образования и субъекты РФ. Определённые законом обязанности, например: предоставление услуг по управлению специализированной обученной командой, техническое обслуживание автомобиля специалистов на базе арендодателя либо в других организациях, должны обеспечивать безопасную эксплуатации соответствовать

.1 Ответственность сторон по договору аренды транспортного средства

Ответственность сторон по договору аренды касается внутренних и внешних позиций.

Внутренние -ответственности сторон перед контрагентами, внешние — ответственность арендатора и (или) арендодателя перед третьими лицами, с причинением вреда при пользования транспортными средством.

ГК РФ не содержит регулирования ответственности арендатора перед арендодателем за вред, при аренде транспорта без использования услуг арендодателя по управлению и техническому обслуживанию. Не представлены нормы и в транспортных кодексах, то есть существенных особенностей ответственности не имеется.

23 стр., 11397 слов

Основные этапы создания и развития транспортной компании, функционирующей ...

3. Анализ финансового состояния. 4. Разработка бизнес - плана развития транспортной компании. 5. Оценка стоимости бизнеса транспортной компании. 1.2 Исходные данные для выполнения курсовой работы Таблица 1 вид ... 8 Nак8 822500 Учредитеь 9 Nак9 822500 Общее число обыкновенных акций транспортной компании, ед. 7942500 2.3 Расчёт провозной способности судов Расчёт продолжительности оборота судов. ...

Но не всегда арендатор отвечает за возврат транспортного средства -с учетом нормального износа, арендодатель несет ответственность за техническое состояние. А риски по скрытым недостаткам возложены на собственников, а не контрагента. Значит, если арендатор получил транспортное средство со скрытыми дефектами, то он не может вернуть предмет договора в том состоянии, в котором он был ему передан, поскольку транспортное средство, вероятно, будет отремонтировано.

Этот вопрос решается по-другому при аренде транспортного средства с экипажем. Экипаж подчиняется распоряжениям арендодателя по управлению и технической эксплуатации. Законодатель в целях возмещения убытков выбирает лицо, которое имеет больше возможностей их предотвратить. При гибели и повреждении транспортного средства, убытки несет исключительно арендодатель, если не докажет, что вред нанесен вследствие обстоятельств, за которые отвечал арендатор. Случайно возникшие убытки принимает на себя собственник (арендодатель).

ГК РФ возлагает доказывания вины арендатора на арендодателя.

Положения в ГК РФ диспозитивные: участники вправе указать обязанности арендатора о возмещениипри причинении повреждений или гибель арендованных транспортных средств убытков при отсутствии вины экипажа (форс-мажор).

Стороны имеют возможность распределить эти убытки поровну или иначе.

Договор аренды транспортного средства с экипажем предполагает не только принятие арендодателем убытков при повреждении транспортного средства по вине экипажа, но и нести ответственность перед арендатором за ненадлежащее исполнение своих обязанностей экипажем.

В категории «внешних отношений» следует остановиться на том, кто из контрагентов является владельцем арендованного транспортного средства — источника повышенной опасностив течение срока действия договора.

Законодательство придерживается теории профессионального риска, согласно которой убытки при производственной деятельности, в управлении и технической эксплуатации арендованного транспортного средства, «при любом, даже самом неожиданном, самом маловероятном событии или действии» возлагаются на субъект, который осуществляет эту деятельность, в частности, — на арендатора.

Вышеуказанная теория согласно ГК РФ возлагает ответственность за вред, причиненный арендованным транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием) третьим лицам, на арендатора, который осуществляет управление и техническую эксплуатацию своими силами.

В деятельности субъектов есть случаи, когда организации предоставляют на условиях договора аренды транспортные средства работникам. Здесь организация-арендодатель отказывается возмещать вред, поскольку обязанность должна быть возложена на водителя.

В то время какдоговоры аренды фирмы с работником — это форма организации трудовых отношений: водитель — работник организации, действует в ее интересах, используя технику и матбазу, значит,транспорт из владения не выбывает. Ответственность за причиненный вред несет организация, поскольку является собственником транспортного средства.

Объект страхования имущественные интересы, о страховании которого подписан договор, что связано обязанностями последнего в нормативно-установленном порядке о возмещении ущерба при эксплуатации от третьих лиц. На практике арендатору следует при заключении договора страхования указать выгодоприобретателем арендодателя, поскольку данное лицо несет риски по утрате и повреждению имущества. Здесь отпадает необходимость прописывать в договоре аренды ответственность арендатора по обеспечению сохранности и надлежащего состояния транспортного средства.

Транспортное средство при содержании подразумевает ряд работ: техобслуживание, капремонт, и т.п. Обязанность содержания лежит на арендодателе.

Арендатор не имеет право учитывать в расходах расходы на содержание.

Практика свидетельствует, что такая категория как необходимость передачи владения весьма важная в договоре.

Важен реальный характер договора аренды, в котором предусмотрено предоставление транспортного средства, а не обязанность по предоставлению.

ГК РФ не прописывает арендную плату. Суды руководствуются общими нормами в данном вопросе (ст. 614 ГК), когда оплата взимается за факт пользования. Применительно к аренде транспортных средств с экипажем в практике существует иной подход.

Протоколы согласования договорной цены регламентируют цену за аренды как сумма стоимости километража и простоя.

Но данный подход исключен, если транспортное во владении и пользование арендатора, так как простой не может учитываться. То есть подобный подход более характерен для договоров перевозки, а не аренды(ч. 2 ст. 614 ГК).

Важно установить срок и порядок оплаты, поскольку анализ судебной практики показывает, что основной массив дел составляют именно иски о взыскании просроченных платежей.

ГК РФ обязывает арендаторов использовать арендованное имущество по условиям договора, либо согласно назначению имущества. Законодателем предусмотрен порядок пользования предметами аренды при наличии, но не обязал к факту использования.

Независимо от факта пользования арендатор обязан вносить плату.

ГК РФ не устанавливает порядок прием-передача.

Здесь можно выделить следующие подходы:

  • Акт приема-передачи.
  • Путевой лист как подтверждение.

— Отсутствие вышеупомянутых не становится безусловным обстоятельством, которое говорит о не передаче транспортных средств. А составление документов может затруднить заинтересованной стороне доказывание надлежащего исполнения обязанностей и факта использования.

Основные обязанности и ответственность в договоре аренды транспортных средств с экипажем возложены на арендодателя. Именно данная сторона договора предоставляет услуги по управлению и технической эксплуатации транс- портного средства, осуществляет текущий и капитальный ремонт, несет ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием и т.п. Что, в свою очередь, создает благополучные условия заключения договора аренды транспортных средств с экипажем для арендатора.

Специализированный состав экипажа, предусмотренный п.2 ст. 635 Гражданского Кодекса РФ обязан соответствовать определённой квалификации, иметь основные навыки и умения. Эти требования указываются в условиях договора, а если такие условия не были указаны или установлены, то экипаж должен отвечать требованиям, исходя из обычной практики эксплуатации.

2.2 Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

Аренда транспортных средств, бесспорно, весьма распространена, но возникающие правоотношения подлежат регулированию общими положениями договора аренды (п.1 гл. 34 ГК), а в ряде других — специальными правилами фрахтования на время транспортного средства (п. 3 гл. 34 ГК), а при отсутствии таковых — общими положениями договора аренды.

Это зависит от квалификации правоотношений — договор аренды или фрахтования на время, отсюда следует и схема правового регулирования. Признание договора договором аренды значит, что он регулируется нормами п. 3 гл. 34 ГК, также в субсидиарном порядке, и общими положениями об аренде (п. 1 гл. 34 ГК) согласно особенностям аренды других видов транспортных средств, в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Регулирование фрахтования на время транспортного средства, ограничено применением общих положений об аренде (§ 1 гл. 34 ГК); другие законодательные детализируют эти положения об аренде. Так порядок сдачи в аренду вагонов, находящихся в собственности РФ, регулируется Положением о порядке сдачи в аренду вагонов инвентарного парка железных дорог РФ, указание МПС от 25 марта 1997 г. № А-354у. А принятие МПС этого документа основывается на ст. 4 ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» — аренда подвижного состава из федеральной собственности, осуществляется относительно специфики работы данного транспорта федеральным органом исполнительной власти в сфере железнодорожного транспорта или железными дорогами в порядке, согласно указаниям федерального органа.

Сдача вагонов в аренду осуществляется с разрешения МПС. Заявка должна содержать следующие сведения: количество вагонов и их характеристика, вид груза, чертеж на крепление груза, район курсирования и т.п.

После получения разрешения МПС железная дорога заключает с арендатором договор аренды вагонов. Он не может включать условие о праве арендатора на выкуп вагонов. Срок аренды не более1 года, а право продления связано с необходимостью получения согласия МПС. Арендная плата вводится согласно методическим рекомендациям по определению ставок арендной платы на грузовые вагоны, утверждаемых МПС. Положением установлены последствия ненадлежащего исполнения обязательств договора. В том числе ответственность за неочистку, несвоевременный возврат и повреждение вагонов.

В целом, кроме названных специальных правил правоотношения, связанные с арендой вагонов, регулируются общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК).

Общие положения о договоре аренды являются базовыми для регулирования договоров аренды автомобилей, прицепов, автофургонов и любых других транспортных средств, не требующих квалифицированного управления и обеспечения их надлежащей технической эксплуатации силами профессионального экипажа.

Торговое мореплавание имеет два вида договора аренды: договор фрахтования судна на время (тайм — чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут- чартер).

Кодекс торгового мореплавания РФ содержит 2 главы по данному вопросу (X и XI), отмечая значение тайм — чартера и бербоут- чартера как отдельных видов договора аренды транспортного средства, который отличен от договора морской перевозки.

Согласно договору фрахтования судна на время (тайм — чартеру) судовладелец обязан за обусловленную плату (фрахт) предоставлять фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ).

Согласно договору фрахтования судна без экипажа (бербоут- чартеру) судовладелец обязан за плату (фрахт) предоставлять фрахтователю в пользование и во владение на указанный срок не укомплектованное экипажем и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 211 КТМ).

Как притайм- чартере, так и при бербоут- чартере пользование судном имеет целевое назначение: судно фрахтуется для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей (промыслы, буксир, научные исследования, разведка).

Выявить особенности аренды отдельных видов транспортных средств  2

Схема 2. Сравнительные характеристики договоров с экипажем

Существенное значение имеет условие о сроке действия, стандартные проформы устанавливают разные сроки аренды — от 2 месяцев до 10 и более лет. Время нахождения судна в аренде может быть определено и посуточно, декадно, помесячно и т.п.

Срок начинается со дня приема судна фрахтователем. По окончании срока фрахтователь должен возвратить судно его владельцу. Но, исходя из судебной практики, допускается возможность увеличения срока аренды (в разумных пределах).

Сформулированные в КТМ нормы, используются, если соглашением сторон не установлено иное (ст. 199, 212 КТМ).

То есть все нормы КТМ, определяющие особенности аренды (фрахтования на время) морских судов, являются диспозитивными.

Договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства может применяться и на воздушном транспорте. Термин воздушный чартер закреплен в Воздушном кодексе РФ: редакция ст. 104 включает 2 договора, которые относятся к разным типам гражданско-правовых договоров.

Если по договору фрахтовщик обязуется предоставить другой стороне за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов, то это договор аренды (фрахтования на время) транспортного средства (ст. 632 ГК).

Если утверждается, что по договору фрахтования воздушного судна фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю часть воздушного судна то это договор фрахтования (чартер) как отдельный вид договора перевозки (ст. 787 ГК).

Повсеместное использование договора аренды весьма распространено, о чем говорит включение в Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в РФ специальных положений о порядке сертификации.

Заключение

По результатам анализа договора аренды транспортного средства с экипажем, необходимо сделать несколько резюмирующих выводов. В теоретическом аспекте актуальность темы обусловлена тем, что многие вопросы до настоящего времени товаров остаются полемичны в правовой науке.

Вопросы договора аренда транспортных средств регламентируются целым рядом законов, что ведет к неоднозначному трактованию отдельных положений. На сегодняшний день нельзя однозначно говорить о кодификации связи законодательства в данной сфере. Ряд вопросов не затронут правовым регулированием или объектов недостаточно прописан в законе, в связи с этим систематизация законодательства необходима. Бесспорно, аренда транспортных средств с экипажем и правоотношения вокруг данной категории развивались на протяжении длительного периода времени, что связано с желанием человека предусмотреть опасности органов и риски.

Рассматриваемый договор — отдельный вид договора аренды, юридическая природа которого определена предметом. В работе проанализирован договор аренды транспортного средства, его предмет и требования, изучены права и обязанности сторон, ответственность за нарушение условий. Данное правоотношение руководствуясь общими правовыми принципами имеет ряд особенностей, в частности следует обратить особое внимание на урегулирование законом ответственности за вред, причиненный транспортным средством, основания освобождения от такой ответственности. В исследование даны особенности регулирования аренды (фрахтования на время) отдельных видов транспортных средств (морских, речных, воздушных судов и др.).

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2009. — № 4. — С. 445.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — № 5. — С. 410.

3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. -10.03.2001. -№ 11. -С. 1001.

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. — 05.05.1999. — № 18. — С. 2207.
  • Воздушный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 19.03.1997 г.

№ 60-ФЗ (ред. от 04.12.2007) // Собрание законодательства РФ. — 20.03.1997. — № 12. — С. 1383.

  • О государственном регулировании развития авиации: Федеральный закон от 08.01.1998 г. № 10-ФЗ (ред. от29.04.2008) // Собрание законодательства РФ.-1998.-№ 2.-С. 226.

— Об утверждении положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств: Приказ МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ № 192, Минэкономразвития РФ № 134 от 23.06.2005 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2005.- № 32. — С. 21.

— О порядке регистрации транспортных средств» (вместе с «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»): Приказ МВД РФ от 27.01.2003 г. № 59 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.- 2003.- № 18.- С. 32.