Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий

Курсовая работа

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности. Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опьянения. Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом и другим механическим транспортным средством.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило, это — результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГИБДД, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.

За 2011 год статистика ДТП не порадовала. Увы, но все показатели безопасности на дорогах страны стали хуже: количество ДТП увеличилось, число погибших, как и число раненых на дорогах страны серьезно выросло. Как видите, последние реформы, которые предпринимались властями, еще не приносят результата, а значит у нас есть еще один год, чтобы дождаться наконец значительного снижения показателей ДТП на дорогах сраны, чего мы очень ждем.

Общее количество ДТП, число погибших и раненых за 2010 и 2011 года в России

ДТП

Погибло

Ранено

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Российская Федерация

199 431

199 868 ↑

26 567

27 953 ↑

250 635

251 848 ↑

Общее количество ДТП, число погибших и раненых за 2011 и 2012 года в России

ДТП

Погибло

Ранено

2011

2012

2011

2012

2011

2012

Российская Федерация

199 868

203 597 ↑

27 953

27 991 ↑

251 848

258 618 ↑

Прошедший 2012 год статистикой не порадовал — ДТП и погибших в них не стало меньше, и хоть динамика роста замедлилась в сравнении с предыдущим годом, это слабое утешение. Стало меньше ДТП по вине пешеходов (28 518, на 8,6% меньше).

А вот ДТП по вине нетрезвых водителей стало больше, несмотря на заявления правительства о том, что их принятые меры с отменой 0,3 промилле резко снизят эти показатели — 12 843 ДТП, на 4,8% больше, чем в 2011-м.

Общее количество ДТП за 2013год-185764 человек, ранено-235216 человек, погибло-24380 человек.

1. Характеристика ДТП

В России и за рубежом принято считать, что причины и проблемы ДТП в наиболее обобщенном виде определяются элементами системы водитель — автомобиль — дорога — окружающая среда.

Дорожно-транспортное происшествие означает событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства (ТС) и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

В Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. Федеральных законов от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ, от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, от 01 декабря 2007 г. № 309-ФЗ) определены следующие основные термины:

  • дорожное движение — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

  • обеспечение безопасности дорожного движения — деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий;

  • участник дорожного движения — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;

  • организация дорожного движения — комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах;

  • дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии;

Объектом преступления, предусмотренного Ст.264 УК РФ является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средсв,т.е. состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от ДТП и его последствий.

Предмет преступления — автомобиль, трамвай или иное механическое транспортное средство.

Объективная сторона преступления заключается в нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека или смерть.

Главными проблемами, влияющими на безопасность дорожного движения, являются автомобилизация страны; стремительное повышение интенсивности дорожного движения; интенсивный рост плотности дорожного движения; увеличение количества молодых, неопытных водителей; психофизиологические возможности человека как водителя, управляющего техническим средством; экономические причины, такие как рост цен на ТС и запасные части к ним, что приводит к увеличению доли старых и неисправных ТС.

2. Классификация, учет и причины ДТП

Важнейшей характеристикой, отражающей механизм дорожно-транспортного происшествия, является его вид. Различают 9 видов ДТП: столкновение, опрокидывание, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на животное, наезд на гужевой транспорт, наезд на стоящее транспортное средство, прочее происшествие.

встречными, попутными

. К опрокидываниям относятся только те происшествия, при которых движущееся ТС теряет устойчивость и опрокидывается вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий, технической неисправности, неправильного размещения или крепления груза, а также из-за применения неправильных приемов управления. Например, если автомобиль опрокинулся вследствие превышения критической скорости движения на повороте- это опрокидывание. Если же водитель резко изменяет направление движения автомобиля после незначительного касательного столкновения с другими ТС и вследствие этого совершает опрокидывание, то возникшее происшествие квалифицируется как столкновение.

. К наездам на препятствие относятся ДТП, при которых транспортное средство наехало на неподвижный предмет (столб, дерево, опоры моста, ограждения, кучи строительных материалов) или ударилось о него.

. К наездам на пешеходов причисляются случаи наезда на людей, катающихся на самокатах, санках, коньках, лыжах, передвигающихся в инвалидных колясках без двигателя. К данному виду ДТП принято относить наезды на детей, передвигающихся на трехколесных велосипедах, а также происшествия, при которых выступающие за габарит транспортных средств части или грузы нанесли телесные повреждения пешеходам. Наездом на пешехода считаются случаи, когда человек получает травму, натолкнувшись на движущееся ТС.

. К наездам на велосипедиста относятся происшествия, при которых транспортное средство наехало на человека, передвигающегося на велосипеде без двигателя, или когда сам велосипедист наехал на движущееся ТС.

. К наездам на стоящее транспортное средство относятся происшествия, при которых одно ТС наехало на другое стоящее ТС либо на прицеп.

упряжных животных

пострадали люди или причинен материальный ущерб.

. К прочим происшествиям относятся:

) сходы трамваев с рельсов, не вызванные столкновениями или опрокидываниями;

) падения перевозимого груза или отброшенного колесом ТС предмета на человека, животное или другое ТС;

) наезды на лиц, не являющихся участниками дорожного движения;

) наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, дерево, деталь автомобиля);

) падение пассажиров с движущегося ТС или внутри его вследствие резкого торможения, ускорения или изменения направления движения.

Падения пассажиров, возникающие при столкновениях, опрокидываниях или наездах ТС на препятствия, к прочим происшествиям не относятся.

Причины ДТП подразделяют на субъективные и объективные.

К субъективным причинам ДТП относятся:

  • нарушение Правил дорожного движения (ПДД) водителем, пешеходом, пассажиром, иным участником дорожного движения;

  • нарушение правил безопасности движения и эксплуатации ТС.

Объективными причинами ДТП считаются:

  • недостатки в планировании улиц и автомобильных дорог;

  • освещенность проезжей части в темное время суток;

  • состояние дорожного покрытия;

  • различные средства регулирования, в том числе дорожные знаки;

  • тормозные, маневренные и другие свойства ТС.

Статистика показывает, что наиболее распространенными причинами ДТП, зависящими от водителя, являются:

  • превышение установленной скорости движения (17 % ДТП);

  • несоблюдение безопасной дистанции движения ТС, а также необходимого бокового интервала, обеспечивающего безопасность движения;

  • управление ТС в состоянии опьянения (25 % ДТП);

  • нарушение правил обгона (15 % ДТП);

  • несоблюдение очередности проезда;

  • нарушение правил маневрирования (9 % ДТП);

  • другие причины — резкое торможение, отсутствие световых указателей маневра, игнорирование запрещающих знаков, сон за рулем и т. д.

Все ДТП подлежат учету. Учет ДТП осуществляется для изучения причин и условий их возникновения, а также принятия мер по устранению этих причин и условий. На каждое ДТП заполняется карточка учета ДТП.

Карточка учета ДТП включает 76 показателей, характеризующих состояние ТС: состояние дороги, наличие средств регулирования дорожного движения, перечень нарушений ПДД и др.

При учете к регистрации ДТП к числу погибших относятся люда, скончавшиеся не только на месте происшествия, но также от полученных травм в течение 7 суток с момента ДТП. К раненым относят каждого пострадавшего в ДТП, который был госпитализирован или которому назначено амбулаторное лечение.

В государственную статистическую отчетность, осуществляемую МВД России, включаются все ДТП, при которых были погибшие или раненые. Остальные ДТП, регистрируются и анализируются на региональном уровне, а также отдельными министерствами и ведомствами.

3. Экспертиза дорожно-транспортного происшествия

Цель служебного расследования заключается в установлении обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявлении нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также в разработке мероприятий по устранению причин происшествий. Служебное расследование должно выявить организационно-технические и другие недостатки в работе автотранспортного предприятия, послужившие причиной ДТП или оказавшие влияние на него. Должны быть установлены лица, ответственные за нарушение правил, инструкций и приказов по обеспечению безопасности дорожного движения и за выявленные недостатки.

Судебная экспертиза ДТП — это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному и гражданскому делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Целью экспертизы является научно обоснованное восстановление обстоятельств процесса происшествия и установление объективных причин ДТП. Экспертиза позволяет выявить фактические данные, которые могут явиться доказательством для установления истины по гражданскому или уголовному делу. Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Наиболее часто автотехническую экспертизу проводят по делам об автотранспортных происшествиях (преступлениях) и о выпуске в эксплуатацию технических неисправных ТС.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные познания.

Поскольку все ДТП связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то материалы по таким ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу. Параллельно может проводиться служебное расследование, задачи которого обычно несколько шире. В сложившейся практике к крупным относят происшествия, результатом которых были смертельный исход, тяжкие и менее тяжкие телесные повреждения или значительный материальный ущерб. Материальный ущерб определяется как сумма убытков от повреждений транспортных средств, груза, дорожных и других сооружений с учетом накладных расходов, а также от гибели животных. При отсутствии телесных повреждений и смерти людей и при ущербе, не превышающем определенной суммы, проводят только служебное расследование. Материальный ущерб возмещается в административном порядке.

Судебно-медицинский эксперт: устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП — водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень их алкогольного опьянения; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших. Кроме того, судебно-медицинский эксперт исследует в качестве вещественных доказательств кровь, волосы, мозговое вещество, кости, мягкие ткани погибших, определяет их свойства и характерные признаки.

Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза).

По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях или транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку транспортного средства, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех его фазах, определение объективных причин ДТП и поведения отдельных его участников. В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности? Для достижения этой цели эксперт-автотехник должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В зависимости от обстоятельств ДТП эти задачи могут встретиться в различных комбинациях. В общем виде они формулируются следующим образом:

— выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствовавших ДТП. К таким факторам обычно относятся: техническое состояние транспортных средств и дороги; параметры движения транспортных средств и пешеходов; организация дорожного движения и соответствующие технические средства;

отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;

установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствия их действий требованиям Правил дорожного движения и других нормативных актов.

Каждому ДТП сопутствуют «немые свидетели» — вещественные доказательства. Знания и опыт эксперта заставляют их свидетелей «заговорить». Эксперт решает специальные вопросы, возникающие в процессе следствия, и при рассмотрении дела в суде. Он помогает следователю и суду разобраться в механизме ДТП, дать правильную юридическую оценку участникам происшествия, всесторонне и критически квалифицировать его обстоятельства, определить их значение для конкретного уголовного дела.

По составу участников экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные.

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств.

Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнения или разногласия в их толкования. В состав комиссии входят несколько экспертов одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми ее членами. При возникновении разногласий каждый член комиссии может представить письменно свое особое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода и требуются лица разных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии, кроме эксперта-автотехника, могут быть включены медики, криминалисты и т.д. Комиссия исследует одни и те же объекты и решают вопросы пограничные, общие для специалистов различных отраслей знания.

По очередности проведения различают первичную, дополнительную и повторные экспертизы.

Проводя первичную экспертизу, эксперт-автотехник отвечает на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.

Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключения, данные ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

Повторная экспертиза может быть назначена, если имеется сомнение в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения, а также при нарушении требований УПК. Необходимость в повторных экспертизах возникает также при выявлении дополнительных материалов, неизвестных при первичной экспертизе и по-новому освещающих обстоятельства дела. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В состав новой комиссии не могут быть включены эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах.

Судебными доказательствами в нашей стране считают любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы дознания, следователь и суд устанавливают наличие (или отсутствие) общественно опасного деяния, виновность лица, совершившего это деяние и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К таким доказательствам относятся: показания свидетелей, обвиняемого (подозреваемого), потерпевшего, заключение эксперта, вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий.

Заключение эксперта является важнейшим средством доказывания в делах об автотранспортных преступлениях. Оно содержит доказательственную информацию. Ее получают путем проводимых на основе научных данных исследований, а также фактических обстоятельств, зафиксированных в уголовном деле. Исследуя представленные доказательства, эксперт в соответствии с поставленными перед ним задачами устанавливает другие доказательства по делу, используя при этом специальные познания. Таким образом, доказательственная информация, устанавливаемая судебной экспертизой, является результатом обобщающего познавательного процесса и носит характер вывода.

Заключение эксперта-автотехника не является обязательным для следствия и суда, но их несогласие с выводами специалиста должно быть мотивировано и отражено в обвинительном заключении, приговоре или в постановлении (определении) о назначении повторной экспертизы.

Письменное заключение судебного эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и вывода, В вводной части указывают наименование экспертизы, ее номер, наименование органа, назначившего экспертизу. Сообщают сведения об эксперте, даты поступления материалов на экспертизу и подписания заключения, перечисляют обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения. Приводят исходные данные, перечисляют используемые справочно-нормативные документы. В конце вводной части приводят вопросы, поставленные на разрешение. Кроме того, сообщают указанные в постановлении мотивы назначения дополнительной или повторной экспертизы.

Выводы эксперта излагают в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой вопросы приведены в вводной части. На каждый из поставленных вопросов должен быть дан ответ по существу, либо указано на невозможность его решения. Если в процессе исследования экспертом установлены какие-нибудь обстоятельства, способствующие ДТП, по которым ему не были заданы вопросы, то выводы по этим обстоятельствам излагаются в конце заключения.

4. Расследование ДТП

Цель служебного расследования ДТП — установление обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения (БДД), а также разработка мероприятий по устранению причин ДТП,

Служебное расследование должно выявить организационно-технические причины ДТП. Должны быть установлены лица, ответственные за нарушение правил, инструкций и приказов по обеспечению БДД и за выявленные недостатки.

Служебное расследование ДТП возложено на руководителей АТП, которые своим приказом назначают соответствующую комиссию. Срок расследования должен быть не более 3 суток, если ДТП не связано с ранением или гибелью людей, и 5-7 суток — при их наличии. Инженеры по безопасности движения АТП выясняют причины ДТП, оценивают ущерб, разрабатывают мероприятия по их устранению и обеспечивают выполнение этих мероприятий.

При расследовании уголовных дел о ДТП необходимо установить следующие обстоятельства:

) каков характер ДТП — было это преступление, несчастный случай или действие непреодолимой силы;

) где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др;

) кто виноват в случившемся;

) есть ли причинноследственная связь между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями;

) каков механизм ДТП;

) какие именно последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного ущерба);

) какие правила дорожного движения нарушены действиями виновного;

) кто конкретно виноват в совершении преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Следователь должен установить и такие обстоятельства, как квалификация и стаж водителя, состояние его здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом к административной или уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающими. При расследовании встречаются и другие вопросы, решение которых в каждом случае зависит от конкретных особенностей ДТП.

Расследуя дела данной категории, следователь учитывает, что дорожно-транспортные происшествия происходят в результате взаимодействия нескольких причин (например, при столкновении двух транспортных средств, когда один водитель превысил скорость и нарушил правила обгона, а другой — правила маневрирования и перестроения из ряда в ряд).

Поэтому важно исследовать все причины, повлекшие дорожно-транспортное происшествие. В дорожно-транспортном происшествии можно выделить три фазы:

. начальную;

. кульминационную ;

. конечную.

Каждая из них является логическим продолжением предыдущей и, в свою очередь, предопределяет развитие последующей.

Для начальной фазы дорожно-транспортного происшествия характерны условия движения транспортного средства и пешеходов, сложившиеся перед возникновением опасной ситуации, при которой участники движения должны немедленно принять все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения дорожно-транспортного происшествия и снижения тяжести его последствий. Непринятие этих мер или их недостаточная эффективность приводит в процессе сближения транспортных средств и пешеходов к переходу от опасной ситуации в аварийную, когда участники движения не располагают технической возможностью предотвращения дорожно-транспортного происшествия, и оно становится неизбежным.

Кульминационная фаза дорожно-транспортного происшествия характеризуется событиями, вызывающими наиболее тяжелыми последствиями (повреждения автомобилей, травмы пешеходов, пассажиров, водителей).

Это фаза протекает быстро (обычно несколько секунд) развивается на участке дороги небольшой протяженности.

Конечная фаза дорожно-транспортного происшествия следующая за кульминационной, часто совпадает с прекращением движения транспортного средства. Иногда (например, при возникновении пожара на автомашине) конечная фаза продолжается и после остановки.

Знание механизма дорожно-транспортного происшествия позволяет определить круг криминалистически значимых признаках, которые, в свою очередь, способствуют установлению объективной истины. При расследовании дорожно-транспортного происшествия следователь в первую очередь сталкивается с реальной обстановкой, в которой протекало событие, то есть местом происшествия. Именно в его обстановке чаще всего необходимо отыскать следы, по которым можно судить о характере произошедшего события, механизме его развития, а через них и о характере и последовательности преступных и им противостоящих действий при развитии события (следы скольжения, торможения, характер повреждений на транспортных средствах или неподвижных препятствиях и так далее).

Обстановка совершения дорожно-транспортного происшествия включает в себя не только обстановку места происшествия, но и сумму дополнительных факторов, относящихся к водителю, транспортному средству и дорожной среде на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития указанного происшествия.

Такими факторами являются время, место, дорожные, погодно-климатические условия, состояние водителя, состояние транспортного средства и некоторые другие. Исследование личностных свойств участников дорожно-транспорт-ного происшествия, и в первую очередь виновных в произошедшем событии, показывает, что при сборе информации о них следователю необходимо наряду с социально-психологическими, эмоционально-волевыми выявлять профессионально-функциональные и медико-биол-гические особенности личности. Комплексное выявление этих особенностей и их верное осмысление могут во многом повлиять на правильность оценки имеющихся данных о других элементах криминалистической характеристики. Неодушевленные объекты, именуемые средствами преступления, также являются индивидуальными следообразующими объектами, влияющими на другие элементы криминалистической характеристики. Они, как и личность, обладают специфическим своеобразием, выступают в роли информационных источников, обеспечивающих успех расследова-ния. В то же время их материальное отображение может иметь доказательственное значение. В структуре криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия наличие такого средства преступления, как транспорт, является обязательным, без него отпала бы необходимость говорить о преступлении. Как правило, для дорожно-транспортного происшествия характерна быстротечность событий, его неожиданность для очевидцев, а иногда и для участников происшествия, и, как следствие этого, кратковременность его восприятия и ограниченность объема воспринятой информации.

На характер и полноту восприятия обстановки и обстоятельств механизма дорожно-транспортного происшествия влияют неблагоприятные объективные и субъективные факторы (недостаточная освещенность, плохие метеорологические условия, болезненное состояние, трагический исход происшествия, состояние стресса и так далее).

Эти обстоятельства настоятельно диктуют необходимость установление всех очевидцев происшествия и проведения весьма обстоятельного допроса осведомленных лиц. Лица, совершающие дорожно-транспортные происшествия, как правило, действуют по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Известны однако случаи умышленного совершения дорожно-транспортных происшествий с целью сокрытия следов другого ранее совершенного преступления. При расследовании уголовных дел о преступных нарушениях правил безопасности дорожного движения необходимо установить:

. В нарушениях каких правил выразились действия виновного, повлекшие общественно опасные последствия. В законе отмечается, что к этим правилам относятся правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в их числе «Правила дорожного движения», «Правила технической эксплуатации автомототранспорта и городского электротранспорта», «Правила пользования трамваем, троллейбусом и автобусом», «Правила по охране автомобильных дорог и дорожных сооружений» и другие.

. Где, когда и при каких обстоятельствах, каким образом произошло дорожно-транспортное происшествие.

. Какие последствия наступили в результате дорожно-транспорт-ного происшествия.

. Имеется ли причинная связь между нарушениями правил безопас-ности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями.

. Какова форма выражения вины (самонадеянность или небрежность) лица, совершившего преступление. Какие действия (или бездейст-вие) повлекли наступление общественно опасных последствий.

. Кто совершил преступное нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

. Какие обстоятельства способствовали совершению преступления.

Такие обстоятельства необходимо не только выявить, но и принимать меры к их устранению уже в ходе расследования и после него. В начале расследования возникают две типичные ситуации:

водитель известен (он и транспортное средство находятся на месте происшествия; водитель скрылся вместе с автомашиной или без нее, но личность его установлена);

водитель неизвестен (он скрылся с места происшествия вместе с автомашиной или оставил угнанную автомашину).

Наиболее распространенной является первая ситуация. В этих случаях чаще всего наблюдаются легкие или менее тяжкие телесные повреждения пострадавших или причинение существенного материального ущерба. Программа действий следователя состоит в незамедлительном осмотре места происшествия, в том числе и транспортного средства, опросах и последующих допросах всех осведомленных лиц, освидетельствовании водителя и потерпевшего для установления алкогольного или наркотического опьянения, назначение судебно-медицинской экспертизы потерпевшего и других экспертиз.

Для второй ситуации, когда водитель на автомашине скрылся с места происшествия, обычно характерны наиболее серьезные вредные последствия в виде причинения тяжких телесных повреждений или смерти потерпевшего. Чаще всего эта ситуация встречается после угона транспортного средства либо совершения дорожно-транспортного происшествия нетрезвым водителем. В этом случае следователь должен произвести осмотр места дорожно-транспортного происшествия, установить и допросить в качестве свидетелей осведомленных лиц, допросить потерпевшего, назначить судебно-медицинскую экспертизу потерпевшего и дать поручение органам ГАИ, уголовному розыску, службе охраны общественного порядка о производстве оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску скрывшегося водителя и его автомашины.

Исключительно большое значение приобретает розыск скрывшегося водителя и транспортного средства. Прежде всего должно быть обеспечено немедленное информирование подразделений ГАИ и соседних территориальных органов милиции о случившемся, чтобы перекрыть пути движения скрывшегося транспортного средства, должен быть произведен опрос возможных свидетелей в местах по направлению его предполагаемого следования, организовано преследование по «горячим следам». Следует произвести обследование и осмотр автохозяйств, гаражей, автостоянок и других мест с целью обнаружения автомашин в районах, через которые пролегал путь движения скрывшегося транспортного средства. Наряду с этим должен проверятся имеющиеся данные по картотеке учета транспортных средств ГАИ.

Розыск транспортных средств и водителя чаще всего осуществляется по материальным следам, обнаруженным на месте происшествия, — марке и типу автомашины, ее цвету и другим приметам, номеру автомашины или его частей, характеру перевозимого груза, повреждениям на окружающих предметах или на теле потерпевшего, следам транспортного средства на дороге и тому подобное, а также по информации от осведомленных лиц о внешности водителя. Для розыска следует привлекать представителей общественности, использовать местную печать, радио и телевидение.

Обычно сразу же после осмотра места происшествия и проведении других первоначальных следственных действий следователь выдвигает и проверяет версии о причинах дорожно-транспортного происшествия. Типичными из них являются:

. Нарушения правил движения, нахождения водителя за рулем в нетрезвом состоянии, превышение допустимой скорости, неправильный обгон и другие.

. Неисправности дорожного покрытия, мостов, переездов.

. Техническая неисправность автомашины, в частности неисправность тормозов, рулевого управления и других узлов.

. Грубая неосторожность потерпевшего.

. Случайное стечение обстоятельств.

. Инсценировка дорожно-транспортного происшествия с целью сокрытия другого преступления.

.1 Начальный этап расследования

На этом этапе надлежит тщательно продумать, какие предусмотренные планом расследования вопросы нуждаются в первоочередном выяснении исходя из следственной ситуации.

К числу первоначальных следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий относятся следующие: осмотр места происшествия, осмотр транспортного средства на месте происшествия или в месте его обнаружения, осмотр трупа (на месте происшествия или в морге), осмотр документов, изъятых у водителя, медицинское освидетельствование водителя и потерпевшего (потерпевших) для установления состояния алкогольного или наркотического опьянения (на месте происшествия в качестве предварительной пробы используется индикаторная трубка «Контроль трезвости»), изъятие и осмотр одежды потерпевшего, допросы очевидцев и иных свидетелей, водителя. Назначается и проводится судебномедицинская экспертиза трупа и проводится предъявление для опознания личности погибшего (если не опознан труп).

При необходимости в число первоначальных действий могут быть включены и назначение других экспертиз (автотехническая, судебнохимическая и др.), следственный эксперимент, проверка показаний на месте, а также розыск и задержание скрывшегося водителя либо розыск водителя и транспортного средства.

В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность действий может быть различной, но осмотр места происшествия почти всегда предшествует всем остальным.

.2 Осмотр места происшествия

Одним из основных способов собирания доказательственной информации по делам данной категории является осмотр места происшествия. В любую погоду и любое время суток выезд на место происшествия должен быть произведен как можно быстрее, ибо дорожные происшествия чаще бывают на дорогах с интенсивным движением, нередко сопровождаются неблагоприятными метеорологическими условиями (дождь, снег и т.д.), вследствие чего быстро и легко изменяется следовая обстановка. Вместе с тем следует учитывать, что несвоевременным осмотром места происшествия может воспользоваться водитель транспорта, совершивший преступное нарушение правил движения для уничтожения следов происшествия, повреждения некоторых узлов машины с тем, чтобы впоследствии заявить о внезапном выходе из строя одного из них, влияющих на безопасность движения. От качества проведения этого следственного действия во многом зависит успех расследования.

Приступая к осмотру места происшествия, надлежит обеспечить безопасность его проведения (для чего выставляются соответствующие знаки конусы, ограждения и т.д.).

В состав следственно оперативной группы целесообразно включить помимо следователя сотрудников ГИБДД, участкового инспектора, на территории которого произошло ДТП, специалиста криминалиста и автотехника, а при необходимости оперуполномоченного уголовного розыска (если водитель на машине скрылся с места ДТП и не выявлены свидетели), кинолога и судебно медицинского эксперта (если происшествие сопровождалось человеческими жертвами или необходимо изъять следы биологического происхождения).

Если к моменту прибытия на место происшествия работники следственной группы застанут потерпевших, то им должна быть оказана доврачебная и первая медицинская помощь и обеспечен вызов бригады скорой медицинской помощи.

При осмотре места происшествия внимание следователя должно быть уделено выявлению данных, необходимых для точного определения места и границ события, времени следообразования, установлению взаиморасположения следообразующих и следовоспринимающих объектов, извлечению из материальных источников информации о лицах, участниках происшествия, и механизме события преступления в целом. Специфичность места происшествия, характер объектов и следов, обнаруженных на месте происшествия и транспорта требует от следователя знакомства с устройством автомашины и правилами дорожного движения. Осмотр участка (дороги), произведенный квалифицированно и своевременно (с подключением логических приемов мышления), позволяет уже в начале этого следственного действия установить обстановку на месте происшествия, точные координаты события, определить его границы, базовые ориентиры.

Важным обстоятельством, влияющим на развитие ДТП являются конкретные дорожные условия. Следователь должен точно определить качество дорожного покрытия (асфальт, цементобетон и др.) и его эксплуатационное состояние (сухое, заснеженное и т.д.), особенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.).

Границы осмотра иногда составляют несколько метров, а нередко они охватывают территорию протяженностью в несколько сотен метров (например, для обнаружения и раздельного изучения следов протектора передних и задних колес автомашины, что, как известно, можно сделать лишь на повороте).

На проезжей части могут быть, обнаружены следы тормозного пути, капли масла, воды и другие следы, позволяющие определить скорость и направление движения транспорта, следы крови, мозгового вещества, осколки фар, лобового и ветрового стекла, частицы краски, отдельные детали или части машины (ручки от дверей, болты и т.п.).

Очень важно как можно быстрее определить и осмотреть с особой тщательностью центр места происшествия. Именно здесь бывает сосредоточена основная следовая масса. Главная задача следователя — объективно и четко зафиксировать обстановку в целом и ее детали. В целях максимально быстрого запечатления всей обстановки места происшествия, чтобы не нарушить нормальный режим работы транспорта, целесообразно использовать видеомагнитофонную технику для его наглядной фиксации.

Осмотр участка местности или дороги, прилегающих к месту ДТП, производится в случае, если есть основания полагать, что там могут быть обнаружены следы, относящиеся непосредственно к событию (сопутствующие предметы потерпевших, частицы различных веществ).

В ходе осмотра следует убедиться, нет ли каких либо повреждений на окружающих предметах (деревьях, дорожных столбах, заборах и т.п.).

Если есть основания считать, что на скрывшейся автомашине могут остаться микрочастицы какого либо вещества, поврежденных предметов (кирпич, штукатурка и др.), необходимо в ходе осмотра изъять образцы этих веществ и приобщить их к делу. В дальнейшем они могут понадобиться для идентификации автомашины, на которой было совершено преступное деяние.

При осмотре места происшествия помимо традиционной передвижной криминалистической лаборатории используется стереофотограмметрическая установка для измерительной съемки ДТП (оператор в автоматическом режиме вычерчивает масштабный план места происшествия за короткий промежуток времени).

4.3 Осмотр транспортного средства

Осмотр транспортного средства, участвующего в происшествии, имеет не меньшее значение, чем осмотр места происшествия, особенно для выяснения механизма преступления и установления виновного лица. Транспортное средство обычно после аварии сохраняет на себе множество следов, и, как правило, они достаточно хорошо видны. Осмотр транспорта позволяет установить: вид и модель транспортного средства, его внешнее состояние, наличие и характер груза (расположение, способ крепления и т.д.); признаки, позволяющие судить об участии транспортного средства в ДТП (механические повреждения, следы наложения и отслоения); техническое состояние транспорта и его основных узлов (рулевого управления, ходовой и тормозной системы); следы пальцев рук, пригодных для идентификации водителя (в том случае, когда он скрылся, оставив машину, или утверждает, что не он сидел за рулем).

Осмотр транспортного средства производится как часть осмотра места происшествия или как самостоятельное следственное действие, если транспорт находится в другом месте (в гараже).

Предпочтительнее осматривать транспорт на месте аварии, ибо при его перемещении имеющиеся на нем следы могут исчезнуть.

Обязательной фиксации подлежит положение транспортного средства на месте происшествия по отношению к элементам дороги (тротуару, газону), постоянным ориентирам (угол дома и т.д.); другим транспортным средствам. При этом производится фотографирование, вычерчивание плана.

Порядок осмотра транспортного средства определяется следователем с учетом информации об обстоятельствах события. Начинать осмотр транспортного средства следует с тех частей, где находятся или должны быть повреждения, следы и вещественные доказательства. Но, как правило, осмотр обычно производят снизу вверх. Начинать его следует с передней части автомашины. Тщательному осмотру должны быть подвергнуты бампер, фары, подфарники, лобовое стекло, капот, передние крылья и т.д. При осмотре нижней части автомашины внимание обращается на ходовую часть, выступающие части мостов, рессоры, картер двигателя, ось, где можно обнаружить частицы одежды, волосы, кровь, кусочки мозгового вещества, краску и т.д. Следы рук надо искать в таких местах, где они менее подвержены изменениям — колонка рулевого управления, рукоятка переключения передач, на приборной панели и др.; запаховые следы — с сидений, сопутствующих предметов, которых касались водитель и пассажиры. При осмотре автотранспортных средств используют приборы для технического контроля автомобиля, обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств. Для осмотра труднодоступных мест можно применить эндоскоп (медицинский инструмент), снабженный оптическими и осветительными системами. Обнаружение на транспортном средстве следов и повреждений, возникших в процессе ДТП, не представляет, как уже указывалось, сложности. Труднее описать их характер, форму, локализацию. Указанные трудности могут быть преодолены с помощью специалиста.

.4 Осмотр трупа

Осмотр трупа производится по общим правилам. Особое внимание следует уделить обнаружению следов и повреждений, характерных для автотранспортной травмы. Они могут быть на одежде и теле потерпевшего. Большую информационную нагрузку несут следы наложения (частицы лакокрасочного покрытия, смазочные материалы, отпечатки протектора) и различные части транспортного средства. Должное сопоставление повреждений на потерпевшем и транспортном средстве позволяет в большинстве случаев достоверно решить задачу возможности или исключения контактного взаимодействия ТС и тела жертвы, а иногда идентифицировать ТС. Осмотр трупа на месте позволяет получить данные о механизме происшествия в целом, о механизме контактного взаимодействия. По расположению трупа по отношению к другим элементам дорожной обстановки можно сделать вывод о замаскированном убийстве, инсценированном под ДТП. Как правило, повреждения на теле человека от автомобильной травмы являются компрессионными (сдавливание, уплотнение поврежденных частей тела), обширными по размеру и односторонними по локализации.

Кроме осмотра самого трупа необходимо осмотреть одежду, обувь и сопутствующие предметы. При осмотре одежды отмечают ее состояние, имеющиеся повреждения и загрязнения: следы волочения и т.д. Если труп не был опознан, то при осмотре следует зафиксировать признаки внешности, наличие особых примет. Одежда сохраняется в том виде, в каком она была обнаружена. Если позволяет обстановка, труп осматривается на месте происшествия с участием судебного медика. При этом все необходимые следы на теле и одежде измеряются и фотографируются.

.5 Судебномедицинская экспертиза

Сразу же после проведения осмотра места происшествия, если у следователя возникло подозрение относительно физического состояния водителя, немедленно проводится его медицинское освидетельствование. При установлении по результатам предварительной проверки нетрезвого состояния этот водитель направляется на судебномедицинскую экспертизу. В лечебном учреждении проводится исследование объектов биологического происхождения (кровь, моча) для установления факта употребления алкоголя или наркотиков, степени опьянения, давности употребления спиртного и др.

.6 Допрос потерпевших

Допросы потерпевших целесообразно проводить в первую очередь, так как именно они нередко могут сообщить о важных обстоятельствах происшествия. Если потерпевшие получили повреждения, не опасные для жизни, они допрашиваются прямо на месте происшествия. При допросе потерпевших выясняется: как происходило ДТП, с целью уяснения последовательности действий потерпевшего и других участников события; каковы причины происшествия (по мнению потерпевшего); не имеют ли потерпевшие какихлибо физических недостатков, мешающих им правильно ориентироваться в окружающей среде или быстро передвигаться (по этому вопросу дополнительно целесообразно проконсультироваться с лечащим врачом или допросить родственников, знакомых потерпевшего).

Если водитель скрылся с места происшествия, то у потерпевшего следует выяснить вид, марку и другие внешние признаки транспортного средства (ТС), признаки внешности скрывшегося водителя (пол, возраст и проч.), направление, в котором он скрылся. Необходимо получить ответы на вопросы: где находился потерпевший в момент развития события, в каком направлении, каком темпе двигался, видел ли он движущийся транспорт, какие меры предпринимал водитель для предотвращения наезда или столкновения, какие сигналы светофора заметил потерпевший в момент происшествия. При оценке показаний потерпевших следует иметь в виду, что они Могут находиться в состоянии добросовестного заблуждения (травмированная психика вызывает иногда ретроградную амнезию).

.7 Допрос свидетелей

Свидетельские показания иногда являются единственным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями по этим делам могут быть водители ТС, не участвовавших в ДТП, пассажиры городского транспорта, пешеходы, работники ГИБДД и т.д. Из числа свидетелей важно выделить очевидцев, непосредственно воспринимавших динамику и механизм ДТП. Однако при их допросе следует учитывать, что быстротечность и драматизм события, его неожиданность, кратковременность его восприятия могут привести очевидца к неточной, отрывочной и противоречивой информации об обстоятельствах ДТП. Поэтому важно выявить всех свидетелей, совокупность показаний которых поможет максимально полно воспроизвести обстановку, роли ее участников в ДТП. Следователь в ходе допроса свидетеля очевидца должен выяснить, где в момент происшествия находился последний, чем он занимался, что конкретно привлекло его внимание, каково было поведение пострадавшего пешехода непосредственно перед ДТП и в момент его, откуда и куда он начал пересекать улицу, на каком участке проезжей части улицы произошел наезд, какой частью ТС был нанесен ему удар. Вместе с тем следует выяснить, каковы действия водителя до происшествия, характер движения ТС (с какой примерно скоростью ехала автомашина).

При этом нужно выяснить, как свидетели умеют ориентироваться в определении расстояний и скорости движения. Целесообразно с целью более правильного воссоздания происшествия свидетелей очевидцев допросить непосредственно на месте аварии либо дать возможность самому составить схему места происшествия и обозначить на ней свое местонахождение в момент ДТП и других объектов дорожной обстановки. В случаях, когда водитель сам или на ТС скрылся с места происшествия, следователю предстоит выяснить признаки внешности водителя и приметы ТС, которые удалось запомнить свидетелю. При допросе работников медицинских учреждений необходимо выяснить, не сообщил ли пострадавший какой либо информации, относящейся к делу.

.8 Допрос водителя

При допросе водителя следует выяснить, как протекал весь процесс ДТП, какие были его действия и потерпевшего в момент аварии, с какой скоростью двигалось ТС, какие попытки делались водителем для предотвращения опасных последствий (торможение, маневр или то и другое), оказал ли он помощь потерпевшему, по какой причине скрылся с места ДТП, принимал ли меры к сокрытию материальных следов, кто может подтвердить данные водителем показания и т.д. При необходимости осуществляется розыск скрывшегося водителя и автомашины. Для этого проводится комплекс следственных и оперативно розыскных мероприятий, в ходе которых используются данные о следах, оставшихся на проезжей части — ширине колеи передних и задних колес, базе, модели шины, а также сведения об отделившихся от ТС частей и деталей, осыпи перевозимого груза, следах на теле и одежде потерпевшего, на вертикально расположенных предметах окружающей среды. Помощь в поиске могут оказать очевидцы, потерпевшие. Ориентирующие и справочные сведения, полученные в процессе произведенных мероприятий, немедленно сообщаются подразделениям ГИБДД и соседним территориальным органам милиции. При возможности проводится розыск по «горячим следам», не дожидаясь окончания осмотра. При этом осматриваются гаражи, автостоянки и другие места с целью обнаружения проверяемой машины. Для розыска используют печать, радио и телевидение.

4.9 Последующий этап.

Характер последующих следственных действий зависит от той ситуации, которая складывается после проведения первоначальных следственных действий. Она чаще всего определяется характером и объемом собранных доказательств вины правонарушителя и его отношением к ним. На этом этапе часто приходится допрашивать новых свидетелей, назначать различные экспертизы, а в случае необходимости проводить следственный эксперимент и предъявление для опознания.

По делам о ДТП назначаются разнообразные экспертизы. Особое место при расследовании данной категории занимает автотехническая экспертиза, которая является одним из видов инженернотранспортных экспертиз. Автотехническая экспертиза назначается для определения технического состояния машины, исправности ее отдельных агрегатов, механизмов и узлов, установления механизма ДТП, определение технической возможности предотвратить происшествие, технической оценки действий водителя во время аварии, установления причинной связи между техническими неисправностями машины и событием происшествия, решения других вопросов.

Своеобразием автотехнической экспертизы состоит в том, что в ней исходными данными выступают не только материальные объекты, но и фактические обстоятельства, зафиксированные в протоколах осмотра места происшествия и автомобиля, на фотоснимках, видеозаписи, схемах (планах), в протоколах допросов очевидцев, потерпевших и др. Поэтому любая неточность, допущенная следователем, может негативно повлиять на выводы эксперта.

Вместе с постановлением эксперту-автотехнику должны быть направлены: протоколы осмотра места ДТП и его схема, и осмотра транспортного средства, протокол следственного эксперимента, другие материалы: справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП, справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне происшествия, сведения о продолжительности работы фаз светофоров и т.д. .

Наряду с автотехнической может быть назначена и транспортно- трасологическая экспертиза. Она решает два вида задач: идентификационные и диагностические. К первым относится отождествление транспортного средства или установка его групповой принадлежности по следам его ходовой части, по отделившимся деталям и частям. Диагностическая задача: установить направленность движения транспортного средства, точное место кульминационной стадии ДТП, линию и угол столкновения; разграничить следы первичного и повторного соударения (опрокидывания); установить обстоятельства выпадения человека из ТС; изучить прочие следы, обнаруженные на ТС.

В ходе расследования нередко проводят судебно-материаловедческие экспертизы: горючесмазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасочных покрытий, волокон, тканей и др. На разрешение экспертизы ставятся вопросы: каким веществом образованы пятна, не совпадает ли это вещество по источнику своего происхождения с аналогичным веществом, изъятым при осмотре ТС; не совпадают ли волокна, обнаруженные на ТС, с волокнами одежды потерпевшего.

Важное значение при расследовании ДТП имеет значение комплексных экспертиз. В случаях наезда (переезда) на человека чаще всего назначают комплексную судебномедецинскую и судебноавтотехническую экспертизу, при столкновении ТС — судебноавтотехническую и трасологическую.

Поскольку при расследовании ДТП важное значение имеет установление фактических обстоятельств происшествия, иногда возникает необходимость проведения следственного эксперимента. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к тем, при которых имело место, данное событие, по возможности на месте происшествия. При этом не допускается проверка опытным путем обстоятельств, связанных с экстренным торможением, маневрированием для определения технической возможности предотвращения наезда и т.д. Наиболее типичными задачами следственного эксперимента являются проверка: степени видимости с места водителя проезжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному месту; скорости движения автомашины, возможности самопроизвольного движения ТС под уклон без принятия мер предосторожности; наличия у водителя профессиональных навыков для вождения машины и др.

При необходимости на заключительном этапе расследования могут быть проведены предъявление для опознания водителя, ТС, очные ставки и иные следственные действия. После вынесения следователем мотивированного постановления о привлечении водителя, в качестве обвиняемого, производится его допрос.

Следственный эксперимент по рассматриваемой категории дел обычно бывает трех видов:

. По выяснению возможности совершения определенных действий (устанавливаются скорость движения автомобиля, состояние его тормозов и других агрегатов, влияющих на безопасность движения, наличие или отсутствие у водителя профессиональных навыков);

. По установлению возможности восприятия какого либо явления (возможность увидеть возникшее препятствие в конкретной дорожной обстановке, услышать звуки сигнала, шум двигателя и т.д.);

. По определению механизма ДТП (предполагается, по следам на автомобиле, дорожном покрытии и других объектах, выяснить механизм столкновения, опрокидывания или наезда).

На последующем этапе расследования, как правило, проводятся автотехническая, трассологическая, судебнохимическая и другие экспертизы для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым и его защитником.

5. ДТП с участием пешехода. Классификация наездов на пешеходов

В Правилах дорожного движения пешеходом называется лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не выполняющее на ней работу. Пешеходами считаются также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску Согласно этому определению пешеходами не считаются лица, выполняющие на дороге работу, например рабочие, занятые ремонтом или уборкой проезжей части, устанавливающие дорожные знаки или наносящие разметку Такая работа может быть связана ремонтом транспортного средства, строительством здания, расположенного рядом с дорогой (установка временного тротуара, ограждения), и может относиться не только к дороге и расположенным на ней сооружениям (светофоры, столбы), но и к другим объектам.

При экспертном исследовании ДТП лица, занятые работой на дороге или вблизи нее, не выделяются в особую категорию и считаются пешеходами наряду с другими людьми. Причина заключается в том, что человек, находящийся на проезжей части, обязан заботиться о собственной безопасности независимо от того, работает он на дороге в данный момент или передвигается по личным надобностям. Водитель в свою очередь должен быть предупредительным к другим участникам движения, оберегать жизнь и здоровье всех граждан и не подвергать их опасности независимо от причин, вызвавших их появление на проезжей части. Поэтому в дальнейшем пешеходом называется любое лицо, находящееся на дороге вне транспортного средства.

Наездом автомобиля на пешехода считается такое ДТП, в процессе которого пешеход получил телесные повреждения или погиб в результате контакта с движущимся автомобилем. При этом безразлично, ударил ли автомобиль пешехода своей передней торцовой поверхностью или пешеход набежал на боковую сторону автомобиля.

Во время происшествия пешеход может получить травму от удара о детали движущегося автомобиля или о дорожное покрытие в результате отбрасывания. Причиной телесных повреждений и смертельных исходов может быть также переезд человека колесами автомобиля или сдавливания его между автомобилем и неподвижным предметом (например, стеной здания в узком проезде).

Наезд автомобиля на пешехода — один из самых распространенных видов ДТП. В нашей стране наезды на пешехода составляют примерно 35-40%, а в городах и крупных населенных пунктах — до 50-60% всех происшествий. При этом в подавляющем большинстве случаев наезды вызваны недисциплинированностью и невнимательностью пешеходов. Переход проезжей части в запрещенном месте и в непосредственной близости от движущегося автомобиля, игнорирование сигналов светофора и регулировщика, игры на проезжей части детей и подростков являются наиболее частыми причинами наездов. Большинство этих действий совершается внезапно и неожиданно для водителя; и он не всегда успевает принять меры, необходимые для предотвращения наезда, или принимает их с опозданием, которое часто стоит жизни пешеходу.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что по мере увеличения числа автомобилей в стране относительное число наездов обычно уменьшается из-за увеличения числа столкновений автомобилей, их опрокидываний, наездов на неподвижные препятствия. Однако общее число ДТП, связанных с наездами на пешеходов, даже в странах с высокоразвитым автомобильным транспортом все же остается достаточно большим.

Одним из этапов автотехнической экспертизы и анализа ДТП является определение взаимного расположения участников происшествия в момент возникновения опасной обстановки. Решение этой задачи при восстановлении механизма наезда автомобиля на пешехода представляет особые трудности, так как пешеход в отличие от автомобиля может двигаться по самой неопределенной траектории и с резко меняющейся скоростью. Поскольку истинной траектории и фактической скорости пешехода установить, как правило, не удается,обычно предполагают, что пешеход двигался по проезжей части равномерно и прямолинейно.

В зависимости от основных признаков, определяющих механизм наезда, их можно разбить на три группы.

По характеру движения автомобиля: А — наезд при равномерном движении; Б — наезд в процессе торможения.

По величине угла а между векторами скоростей автомобиля υa и пешехода υ п (рис. 5.1, а и в); I -попутный наезд (a==0); II-косой попутный наезд (0<a<:90°);

III- поперечный наезд (a==90°); IV- косой встречный наезд (90°<a< 180°); V- встречный наезд (a== 180°).

При a > 90° обычно используют дополнительный угол b==180-a.

Весьма серьезное значение для безопасности движения имеют зрение водителя и возможность своевременно заметить пешехода. Основной поток информации, получаемой водителем в процессе вождения, доставляют ему именно органы зрения.

Видимостью называют возможность различить особенности окружающей обстановки, обусловленную степенью освещенности предметов и прозрачностью воздушной среды. Характеристиками видимости служат дальность и степень видимости, зависящие от дорожных и метеорологических условий. Под дальностью видимости понимают максимальное расстояние, на котором рассматриваемый объект можно различить на фоне окружающих его предметов. Степенью видимости называют возможность различить характерные особенности наблюдаемого предмета: его цвет, форму и т. д.

Видимость окружающей обстановки может быть ухудшена вследствие плохого освещения дороги (в темное время суток), тумана, снегопада или дождя. При движении автомобиля по грунтовой дороге видимость часто ухудшают облака пыли.

Обзорностью называют возможность для водителя видеть дорожную обстановку на полосе своего движения и по обе стороны от нее, а также пространство на некоторой высоте над автомобилем. Обзорность может быть затруднена особенностями продольного профиля и плана дороги, а также деталями самого автомобиля (например, угловой стойкой кабины).

В зимнее время года обзорность ухудшается вследствие обмерзания или запотевания ветрового стекла, а также из-за налипания на него снега. Площадь, охватываемая стеклоочистителем, может оказаться недостаточной, и водитель не заметит своевременно препятствия.

Обзорность ухудшается при наличии на проезжей части или вблизи нее предметов — движущихся и неподвижных, мешающих водителю выделить опасный объект (пешехода, транспортное средство), определить направление и скорость их движения.

В зависимости от видимости и обзорности наезды на пешехода можно разделить на наезды: при неограниченных видимости и обзорности; при обзорности, ограниченной неподвижным препятствием; при обзорности, ограниченной движущимся препятствием; при ограниченной видимости.

Основные причины возникновения наездов на пешеходов:

действия пешеходов, противоречащие требованиям ПДД, в результате которых водители лишены технической возможности предотвратить наезд (например, переход дорога в местах, где он запрещен);

действия водителя, противоречащие требованиям ПДД, когда пешеходы пользуются преимущественным правок на движение (например, движение ТС при запрещенном сигнале светофора или по нерегулируемому пешеходному переходу при наличии на нем пешеходов);

неправильные приемы управления, применяемые водителями, приводящие к потере управления транспортным средством и произвольному выезду на путь движения пешехода (резкое торможение, резкий поворот, слишком большая скорость движения);

неблагоприятная дорожная обстановка, созданная другими участниками движения, при которой водитель вынужден применить приемы управления, вызывающие потерю контроля за движением ТС и произвольный выезд на путь следования пешехода;

неисправности ТС, приводящие к внезапному отклонению его от направления движения или лишающие водителя возможности своевременно снизить скорость, остановиться или совершить маневр для предотвращения наезда.

В соответствии с целями судебной автотехнической экспертизы наезда на пешеходов разделен на группы по признакам, определяющим механизмы наезда.

. По направлению движения пешехода:

Наезды на пешеходов, движущихся в поперечном направлении (справа или слева);

Наезды на пешеходов, движущихся в продольном направлении (в попутном направлении или навстречу).

Наезды при движении пешеходов с постоянной скоростью.

. По характеру движения пешехода:

Наезды при движении пешеходов, которые меняют темп движения;

Наезды на неподвижных пешеходов.

. По характеру движения ТС:

Наезд с постоянной скоростью до начала торможения;

Наезд в процессе торможения;

Наезд в процессе заноса.

. По месту удара:

Наезд и удар передней торцевой частью ТС;

Наезд и удар другими частями ТС (например, боковой поверхностью).

. По характеру удара:

Наезд с блокирующим ударом;

— Наезд со скользящим ударом;

Переезд через тело пешехода;

Сжатие (сдавливания) тела пешехода между ТС и другим объектом.

. По характеру ограничения обзорности и видимости:

Наезд при неограниченной видимости и обзорности;

Наезд при ограничении обзорности недвижимым предметом;

Наезд при ограничении обзорности подвижным предметом;

В зависимости от разновидности наезда изменяется и методика исследований, связанных с определением механизма ДТП.

6. Технологический расчет ДТП

6.1 Задача 1

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении автотехнической судебной экспертизы

г. Узда 11 мая 2013 г.

Следователь СУ при УВД г. Узда лейтенант юстиции Сидоров К.М. ,

рассмотрев материалы уголовного дела № 100141 по факту ДТП

УСТАНОВИЛ:

.04.1999 года около 23 часов 40 минут по улице Мира в

г. Узда Рыбкин А.И. управляя автомобилем, Мерседес-Бенц-250 г.н.

Е 789 АВ 78 RUS, допустил наезд на Уткина В.Н.

Исходные данные:

1. Марка и модель транспортного средства — Мерседес — Бенц-250

2. Техническое состояние транспортного средства до ДТП — исправно

. Дорожное покрытие — асфальтобетонное

. Состояние дорожного покрытия — сухое

. Продольный и поперечный профиль — горизонтальное

. Загрузка автомобиля — 2 человека

. Условия видимости из салона водителя — не ограничено

. Направление движения пешехода: попутное,по ходу движения автомобиля

. Возраст пешехода — мужчина (30 лет).

На основании выше изложенного и руководствуясь ст. 195 и 199 УПК РФ.

ПОСТАНОВИЛ:

.Назначить автотехническую судебную экспертизу, производство которой поручить студентке: Миметовой. О.И. Группы ОД — 01.

.Поставить перед экспертом вопросы:

2.1.Имел ли водитель техническую возможность предотвратить наезд, применив экстренное торможение в момент появления пешехода?

2.2.Мог ли водитель обеспечить безопасность перехода полосы движения автомобиля пешеходом без применения торможения?

.3 Соответствуют ли действия водителя и пешехода правилам дорожного движения?

.Предоставить в распоряжение эксперта уголовное дело № 100141

.Разъяснить эксперту права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, и предупредить его об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения

Следователь СУ при УВД г. Узда

Лейтенант юстиции Сидоров К.М.

Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены «11 » мая 2013 г. Одновременно я предупреждена об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт __________________ (подпись)

Задача: произвести экспертизу ДТП при следующих исходных данных:

апреля 2013 года около 23 часов 40 минут, в г. Узда автомобилем

Мерседес-Бенц-250 был совершен наезд на пешеходов, двигавшихся в попутном направлении по ходу движения автомобиля. Автомобиль Мерседес-Бенц-250 технически исправен, загрузка — два человека. Покрытие дороги асфальтобетонное, сухое. Профиль дороги горизонтальный. Sa — конкретная видимость, 28,8 м. На схеме к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия зафиксированы следы юза автомобиля 19,4 м. (£юз).

Исследование

. Перемещение автомобиля в заторможенном состоянии после наезда на пешехода

Sпн =

Sпн = 19,4 +4 = 23,4 м.

2. Скорость ТС в момент наезда на пешехода

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 1

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 2

3. Скорость ТС перед торможением

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 3; м/с

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 4; м/с

4. Удаление ТС от места наезда в момент возникновения опасной обстановки

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 5

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 6

5.Длина остановочного пути ТС

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 7

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 8

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 9

6.Проверка условия возможности остановки ТС до линии следования пешехода Sо <S уд .

So >Sуд

При So >Sуд , можно дать заключение о том, что автомобиль при своевременно предпринятом интенсивном торможении не остановился бы до линии следования пешехода. Следовательно, у водителя не имелось технической возможность предотвратить наезд.

. Расстояние, на которое переместился бы затороможженый автомобиль после пересечения линии следования пешехода

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 10.

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 11.

8.Скорость автомобиля в момент пересечения им линии следования при своевременном торможении

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 12

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 13

9.Время движения автомобиля с момента возникновения опасной

обстановки до пересечения линии следования пешехода при

условии своевременного торможения

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 14

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 15

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 16

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 17

. Условие безопасного перехода полосы движения автомобиля

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 18

,69>6,89

Соблюдение данного условия указывает на то, что у водителя была техническая возможность избежать наезд на пешехода. Если бы водитель не запоздал с началом торможения, то пешеход успел бы уйти из опасной зоны к тому моменту, когда автомобиль, двигаясь в заторможенном состоянии, приблизился к линии следования пешехода.

. Для определения, не запоздал ли водитель с торможением, расчет проводят следующим образом.

Время движения пешехода

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 19

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 20

12.Условие своевременного торможения, предпринятого водителем

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 21

,58>1,275

При t п >T можно сделать вывод о том, что водитель не использовал всех имевшихся у него средств для предотвращения ДТП, т. е. действовал неправильно с технической точки зрения.

Выводы:

. В данной дорожно — транспортной ситуации у водителя не было технической возможности избежать наезд, двигаясь в заторможенном состоянии,он все равно приблизился к линии следования пешехода.

. В данной дорожно — транспортной ситуации , при t п >T можно сделать вывод о том, что водитель не использовал всех имевшихся у него средств для предотвращения ДТП, т. е. действовал неправильно с технической точки зрения.

3.Пешеход нарушил п.п. 4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

6.2 Задача 2

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении автотехнической судебной экспертизы

г. Новопавловск 20 апреля 2006 г.

Следователь СУ при УВД г. Узда лейтенант юстиции Кутузов В.П. , рассмотрев материалы уголовного дела № 100141 по факту ДТП

УСТАНОВИЛ:

.04.2006 года около 3 часов 40 минут по улице Новоселова в

г. Новопавловск Богданов И.И. управляя автомобилем, Мерседес-Бенц-420 г.н. А 321 НН 26 RUS, допустил наезд на Сидорова Н.В.

Исходные данные:

.Марка и модель транспортного средства — Мерседес — Бенц-420

.Техническое состояние транспортного средства до ДТП — исправно

.Дорожное покрытие — асфальтобетонное

.Состояние дорожного покрытия — сухое

.Продольный и поперечный профиль дороги имеет уклон в 23 %о.

.Загрузка автомобиля — 3 человека

.Условия видимости из салона водителя — не ограничено

.Направление движения пешехода: попутное,по ходу движения

автомобиля

.Возраст пешехода — мужчина (30 лет).

На основании выше изложенного и руководствуясь ст. 195 и 199 УПК РФ.

ПОСТАНОВИЛ:

.Назначить автотехническую судебную экспертизу, производство которой поручить студентке: Миметовой. О.И. Группы ОД — 01.

.Поставить перед экспертом вопросы:

2.1.Имел ли водитель техническую возможность предотвратить наезд, применив экстренное торможение в момент появления пешехода?

2.2.Мог ли водитель обеспечить безопасность перехода полосы движения автомобиля пешеходом без применения торможения?

.3 Соответствуют ли действия водителя и пешехода правилам дорожного движения?

.Предоставить в распоряжение эксперта уголовное дело № 200101

.Разъяснить эксперту права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, и предупредить его об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения

Следователь СУ при УВД г. Новопавловск

Лейтенант юстиции Печкин Н.М.

Права и обязанности, предусмотренные ст. 57 УПК РФ, мне разъяснены «20 » апреля 2006 г. Одновременно я предупреждена об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт __________________ (подпись)

Задача: произвести экспертизу ДТП при следующих исходных данных:

%о. S a

Исследование:

. Пешеход от границы опасной зоны до наезда прошел

п =(Dy +l y )/sin

S п= (4+1,75)/0,39=14,74м

2.Скорость ТС перед торможением

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 22; м/с

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 23; м/с

3. Время с момента возникновения опасной обстановки до наезда на пешехода в процессе ДТП

l п =(Dy +l y )/(υ п sin).

l п =5,75/2,145=2,68c

4.Проекция пути, пройденного пешеходом через время t, на направление движения автомобиля

S’ п cos α=υ п cos α (T+t ).

S’ п cos α=5,5*0,91(1,15+9)=11,59

5.Если автомобиль, несмотря на торможение, войдет в контакт с пешеходом, то

S’ a =18,8+11,59=30,4м

6. Автомобиль начнет двигаться с замедлением j и в любой момент времени t, отсчитываемый от начала торможения, координаты автомобиля Ха и пешехода Хп

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 24

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 25

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 26

Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий 27

7. В момент наезда Х а = Хп , следовательно,

 в момент наезда х а хп  1

.  в момент наезда х а хп  2

v = v a — vn .

v =14,5

 в момент наезда х а хп  3=-100,6

Подкоренное выражение в последнем уравнении отрицательно, то уравнение имеет два комплексных корня, значит, автомобиль остановится, не догнав пешехода, и водитель мог избежать наезда.

Выводы:

. Автомобиль остановится, не догнав пешехода, и водитель мог бы избежать наезда.

.Таким образом, водитель не использовал всех имеющих у него возможностей, для предотвращения наезда.

. 3.Пешеход нарушил п.п. 4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Заключение

Расследование дорожно-транспортных происшествий требует от лиц, принимающих в нем участие, высокого профессионализма. Необходимы знания в области криминалистики, судебной медицины, юриспруденции, организации дорожного движения, автотехнической экспертизы, а также в других областях науки и техники. Однако практика свидетельствует о том, что дознаватели ГИБДД и следователи не всегда обладают такими знаниями, слабо владеют методикой проведения осмотра места происшествия, следственного эксперимента, допросов участников ДТП и т.д. Результаты следственных действий порой не содержат необходимой информации о событии происшествия.

Главными проблемами, влияющими на безопасность движения, являются: бурная автомобилизация страны; стремительное повышение интенсивности дорожного движения; интенсивный рост плотности дорожного движения; увеличение количества молодых, неопытных водителей; психофизиологические возможности человека как родителя, управляющего техническим средством; экономические причины, такие как стремительный рост цен на автомобили и запасные части к ним, что приводит к увеличению доли старых и неисправных автомобилей.

В законе «О безопасности дорожного движения» дается следующая формулировка основных принципов обеспечения

  • безопасности дорожного движения:

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движения, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

  • приоритет ответственности государства за обеспечением безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

  • соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

  • программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Задача 1: В данной дорожно — транспортной ситуации у водителя не было технической возможности избежать наезд, двигаясь в заторможенном состоянии,он все равно приблизился к линии следования пешехода.

В данной дорожно — транспортной ситуации , при t п >T можно сделать вывод о том, что водитель не использовал всех имевшихся у него средств для предотвращения ДТП, т. е. действовал неправильно с технической точки зрения

Задача 2:Автомобиль остановится, не догнав пешехода, и водитель мог бы избежать наезда.Таким образом, водитель не использовал всех имеющих у него возможностей, для предотвращения наезда. И в обоих случаях, пешеход нарушил п.п. 4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).

При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/ekspertiza-dorojno-transportnyih-proisshestviy/

. Э.Р.Домке Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий Пенза 2011г.

. В.А. Городокин, А.Е. Вязовский ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ, ОСМОТР МЕСТА ДТП, СХЕМА МЕСТА ДТП 2012г.

. С. Н. Дмитриев Дорожно-патрульная служб

Пособие для сотрудников ГИБДД 2013г.

. Иларионов В. А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов.-М.: Транспорт, 2011г

. www.dtp-portal.ru

. Правила дорожного движения.