Реферат контрабанда в таможенном деле

Курсовая работа

свидетельствуют о том, что первыми контрабандистами на Руси были заморские купцы, начиная с представителей Ганзы в Новгороде в XIII-XIV вв., затем английские купцы в XVI-XVII вв. Не довольствуясь огромными дивидендами, получаемыми в результате скупки товаров в России и их вывоза в свои страны, они, по сути дела, грабили страну. Порядок уплаты таможенных пошлин и система наказаний за уклонение от их уплаты были регламентированы в IX главе Соборного Уложения 1649 г. Изложенные в ст. 2 Уложения положения были направлены на борьбу с попытками незаконного провоза товаров, т.е. с контрабандой. Суровое наказание полагалось тем, что пытался провезти товары без мыта и мостовщины, прикрываясь именем служилых людей: «бить кнутом и имати на Государя пени по пяти рублев с человека».

Запрещалось самовольно, без разрешения Государя, строить заставы и собирать мыто, за это следовало наказание — изъятие всей полученной прибыли в казну. Введение этой стать и объяснялось тем, что на Руси в XVI-XVIII вв. нередко лжетаможенники самочинно устанавливали заставы на путях движения и собирали пошлины. Часто злоупотребляли своим положением и местные феодалы, воеводы и другие должностные лица.

Еще большего размаха достигла контрабанда после отмены льгот на торговлю и установления высоких ставок пошлин с иноземных торговцев в соответствии с Новоторговым уставом 1667 г. Новоторговый Устав включал в себя постановления относительно видов и размеров как внешних, так и внутренних таможенных сборов, порядка устройства таможен и пр. Поэтому этот документ можно рассматривать как первый таможенный устав русского государства. 2

В целом развитие таможенного управления на протяжении ХVII в. отражало основные тенденции эволюции государственного строя. Главной среди них была тенденция централизации, наметившаяся еще в начале века. К этому времени основная масса таможенных сборов поступала в государственную казну, деятельность таможен находилась под строгим контролем государственной власти. Эти задачи продолжали решаться в ходе преобразований Петра I. Новым всплеском контрабандной деятельности был отмечен период после введения протекционистского тарифа 1724 г. Если ранее борьбу с контрабандистами вели лишь таможенники и контрабанда провозилась в основном на торговых судах через пограничные порты, то в связи с развитием мануфактур по производству товаров для внутреннего пользования, ограничением ввоза зарубежных изделий и ужесточением контроля, а также с развитием рыночных отношений контрабанда пошла и вне таможен на западной сухопутной границе. В 1723 г., чтобы препятствовать беспошлинному провозу товаров Петр I издает указ, предписывавший конфискацию всех провозимых тайно товаров. Значительное место в деятельности таможенных органов занимала борьба с контрабандой на море. За незаконный провоз товаров брали двойную пошлину, а если владелец не мог ее выплатить, судно конфисковывалось. Дальнейшее развитие таможенное законодательство получило в Таможенном уставе 1755 г. В дальнейшем в связи с отменой протекционистского тарифа контрабанда сократилась, но не исчезла, а в последней четверти XVIII в. в связи с повышением ставок пошлин и запретом ввоза и вывоза отдельных товаров, наоборот, усилилась. Это вызвало беспокойство в государстве. Высочайшим Указом Екатерины II для охраны западных границ России в экономическом отношении в 1782 г. была создана таможенная пограничная стража.

9 стр., 4328 слов

Таможенные тарифы и пошлины

... ] 2 Инструменты таможенной политики России в основе осуществления таможенного дела: таможенный тариф, таможенные пошлины, таможенный контроль Категория таможенной пошлины тесно связана с понятием таможенно-тарифного регулирования. Этот термин присутствует и в Таможенном кодексе РФ, и в иных ...

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 г. Руководил таможенным делом образованный в 1864 г. в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который в 1917 году находился в довольно плачевном состоянии, поскольку таможенная система в России практически была разрушена: большинство таможен были закрыты, а их служащие эвакуированы. В сентябре 1917 г. на съезде таможенных служащих был образован ЦК профсоюза таможенных работников, который более года фактически руководил таможенным ведомством при поддержке Наркома финансов В. Р. Менжинского.3

Первым нормативным актом советской власти в области таможенных отношений был декрет от 29 октября 1917 года «О разрешении на ввоз и вывоз товаров», который установил государственный контроль за внешнеторговыми операциями посредством лицензирования: для экспорта и импорта товаров требовалось разрешение НКТиП.

В начале 1918 г. возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов. 29 мая 1918 г. СНК издал Декрет «О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти.

В первые месяцы Советской власти, а затем и в период военного коммунизма (1918—1921 гг.) таможенным пошлинам отводилась весьма скромная роль. Объяснялось это тем, что НКВТ в эти годы не продавал, а распределял товары. Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими государствами. С переходом к нэпу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям возникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 г. к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной службы в государственном управлении, практически «реанимировало» таможенные органы.

16 стр., 7613 слов

Деятельность дальневосточного таможенного управления

... века. 7 августа 1990 года приказом Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР № 182 было создано Дальневосточное управление государственного таможенного контроля СССР. Сегодня Дальневосточное таможенное управление остается самым крупным по занимаемой территории ...

На рубеже 20—30-х годов в СССР доминирует командно-бюрократический стиль управления. Внешнеторговая политика опять основывается на принципе государственной монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают выполнять роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается.

В период с 1929 по 1932 г. все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей.

Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932—1934 гг. был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в связи с чем сократилось число таможенных служащих. Например, аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по 800—1000 человек, был сокращен в каждой из них в 6—8 раз.

В период внешнеэкономической реформы (1986—1991 гг.) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима.

Пожалуй, наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов приходится на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как впервые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно. 4

Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 г. нового Таможенного кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы.

Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими структурами, а также непосредственным оперативным руководством таможенным делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР.

В настоящее время в Российской Федерации идет сложный и противоречивый процесс становления таможенной системы, которая создается на базе мировых традиций и с использованием отечественного опыта, поэтому ей присущи одновременно черты, характерные для предшествующей таможенной структуры, а также элементы, отвечающие новым экономическим отношениям, постепенно складывающимся в экономике России переходного периода.

9 стр., 4143 слов

Таможенный кодекс СССР 1964 года

... следующих основных задач: изучение истории развития таможенного дела в СССР до 60х годов; исследование системы Таможенного управления в СССР в связи с принятием Таможенного кодекса 1964 г. При написании курсовой работы я в основном опиралась на ...