Чс аварии на транспорте. Чрезвычайные ситуации на транспорте. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте

Курсовая работа
Содержание скрыть

Общая характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловлена ​​наличием в экономике страны большого количества радиационных, химических, биологических, противопожарных и взрывоопасных производств и технологий. Таких производств в России насчитывается около 45 тысяч. Возможность аварий здесь усугубляется высокой степенью износа основных производственных товаров, снижением производственной и технологической дисциплины.

Количество техногенных чрезвычайных ситуаций растет с каждым годом, последствия и масштабы их воздействия усугубляются, сохраняется высокая степень опасности аварий и катастроф, которых насчитывается более 40 видов.

Антропогенные чрезвычайные ситуации очень различаются как по причинам их возникновения, так и по своим масштабам. При этом следует учитывать, что все они являются прямым результатом деятельности человека.

По характеру явлений их подразделяют на шесть групп:

  • аварии на химически опасных объектах;
  • аварии на радиационно опасных объектах;
  • аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах;
  • аварии на гидродинамических объектах;
  • аварии на транспорте;
  • аварии на коммунально-энергетических сетях.

Техногенная авария

По характеру явлений, определяющих особенности воздействия поражающих факторов на людей и окружающую среду, аварии могут быть:

  • с выбросом (угрозой выброса) опасных веществ (химических, радиоактивных, биологических и др.);
  • на системах жизнеобеспечения (коммунально-энергетических, очистных и др.);
  • на гидродинамических объектах;
  • на транспорте.

техногенными катастрофами

Чрезвычайные ситуации на транспорте.

Все люди, независимо от возраста и местонахождения, используют разные типы транспортных средств. Но не все думают, что современный транспорт — это зона наибольшей опасности. Особенностью современного транспорта является его высокая энергоемкость. Наиболее энергоемкими видами транспорта являются трамваи, троллейбусы, метро и железные дороги.

Автомобильный транспорт прочно вошёл в категорию самых опасных. За последние несколько десятилетий не проходила и недели без сообщения из любой точки мира об ужасной аварии с участием пассажирского автобуса, а иногда и об аварии сразу нескольких автомобилей. Большинство этих инцидентов произошло в зонах риска, которые традиционно включают Китай, Индию, Латинскую Америку. Однако, увы, Великобритания, Франция, Испания, Италия, США, Россия не стали исключением.

51 стр., 25097 слов

Реферат тушение пожаров на железнодорожном транспорте

... железнодорожного транспорта; исследовать организацию тушения пожара на железнодорожном транспорте; рассмотреть тактику применения специальных пожарных средств на железнодорожном транспорте; - изучить требования техники безопасности при тушении пожара на объектах железнодорожного транспорта. ... наряду с тушением пожаров выполнять широкий спектр работ по перекачке и обезвреживанию опасных грузов. В ...

Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий:

  • наезды на людей и другие подвижные объекты, находившиеся в полосе движения автомобиля;
  • наезды на неподвижные объекты (в том числе и на стоящие на дороге транспортные средства);
  • столкновения автомобилей друг с другом и другими средствами – встречные, боковые при попутном движении и перекрестные, происходящие под различными углами;
  • опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применения водителем резких или неправильных приёмов управления.

некоторые предосторожности,

  • в случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела – сидя в кресле, наклонитесь вперёд и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперёд, но не просовывайте под кресло, т.к. сломанное кресло может повредить ноги;
  • при падении группируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, взявшись за поручень или что-нибудь еще. Это приводит к вывихам и переломам;
  • не засыпайте во время движения: опасно не только проспать свою остановку, сколько получить травму при маневре или резком торможении;
  • если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю;
  • при ДТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если этого не удаётся, разбейте боковые окна;
  • по возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;
  • выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим.

о личной безопасности при пользовании транспортом:

  • в тёмное время суток избегайте пустынных остановок. Ожидая транспорт, необходимо стоять на хорошо освещенном месте рядом с другими людьми;
  • вещи держите на виду.

Не засматривайтесь в окно, если на полу стоит сумка или чемодан. Лучше всего держать вещи на коленях. Если не удалось сесть, сумку или портфель прислоните к стене;

— избегайте пустых автобусов, трамваев, троллейбусов, вагонов метро. Если все же придется ехать поздно, лучше сесть рядом с водителем, а не у окна, а поближе к проходу, чтобы было неудобно сидеть рядом с вами. Если подозрительный незнакомец хочет сесть рядом с ним, позвольте ему подойти к окну или поменяться местами.

Экстремальные ситуации в метро могут возникнуть:

  • на эскалаторе;
  • на платформе;
  • в вагоне поезда.

Самое опасное — нарушить правила пользования метро на эскалаторах.

Основные виды транспорта. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте. ДТП. Основные причины ДТП. Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте. Требования безопасности на авиационном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте. Меры безопасности на железной дороге. Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте.

8 стр., 3632 слов

Транспорт Китая. ТРАНСПОРТ. по общему курсу транспорта Современные ...

... потери были существенно выше, чем потери доходов транспорта. Неэффективность предложения и ненадежность услуг транспортной инфраструктуры могут являться результатом дефектов организационной и институциональной структур, что ... и, во- вторых, в политическом давлении и в нерыночных мотивациях. Транспортная инфраструктура в Китае – это сфера, где доминирует государственное управление и решения были ...

Жизнь современного общества невозможна без транспорта. Современные автомобили гарантируют скорость, комфорт и безопасность передвижения. Наряду с этим они вызывают чрезвычайные ситуации, в результате которых люди получают травмы и гибнут, автомобили и перевозимые товары повреждаются или уничтожаются, а окружающей среде наносится ущерб.

К основным видам транспорта относятся: автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный (рис 14.).

Рис. 14. Виды транспорта

Для того, чтобы сократить число ЧС на транспорте и их последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте.

Автотранспорт занимает лидирующие позиции по количеству аварийных ситуаций и человеческим жертвам. По данным ООН, в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) ежегодно в мире погибает около 1,3 миллиона человек, становятся инвалидами 8 миллионов человек, экономические потери составляют в среднем 500 миллиардов долларов. Дорожно-транспортные происшествия — третья по значимости причина смерти в мире.

Несчастный случай — это событие, которое происходит с участием хотя бы одного движущегося транспортного средства, в результате которого наступают смерть или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, конструкций, товаров или иной материальный ущерб.

Участник ДТП — лицо, имеющее непосредственное отношение к нему: водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД, велосипедист, дорожный рабочий.

Источником повышенной опасности на дорогах является совокупность факторов, среди которых автомобили занимают одно из первых мест. Это связано с их огромным количеством, большой скоростью и массой, ограниченной маневренностью, наличием «человеческого фактора», невозможностью мгновенной остановки в случае возникновения опасной ситуации. Если автомобиль движется со скоростью 60 км/час, то после начала торможения он проходит путь в 15 метров, при скорости 100 км/час тормозной путь увеличивается в четыре раза и составляет 60 метров. Чаще всего в результате ДТП транспортные средства резко останавливаются после удара или опрокидывания; деформируются, происходит заклинивание дверей, нередки пожары, взрывы, выбросы опасных веществ. Транспортное средство с людьми может оказаться в воде, в лавине, селевом потоке и т.д.

Основные причины ДТП

1. Незнание или нарушение Правил дорожного движения.

2. Превышение скорости движения.

3. Неисправность транспортного средства.

4. Плохое состояние дороги.

5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте.

6. Наезд на пешехода.

7. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке.

8. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Если вы попали в аварию:

  • Сохраняйте самообладание в любой ситуации;
  • Пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или на сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;
  • Покиньте автомобиль только после полной его остановки;
  • Определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;
  • Покиньте автомобиль через двери, окна, люки;
  • Отойдите на безопасное расстояние от места аварии;
  • Вызовите сотрудников ГАИ, спасателей, пожарных, медиков.

Окажите помощь пострадавшим;

9 стр., 4067 слов

Безопасность человека в общественном транспорте

... поездок! 3. Безопасность в общественном транспорте Общественный транспорт - городской транспорт, предназначенный для перевозки пассажиров по определённым маршрутам К общественному транспорту относятся: трамваи, троллейбусы; автобусы; метрополитен; железнодорожный транспорт; водный транспорт и др. самолет на ...

  • При возникновении пожара постарайтесь погасить огонь подручными средствами или вызвать специалистов;
  • Сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГАИ;
  • При падении автомобиля в воду постарайтесь его покинуть, двери можно открыть после полного погружения автомобиля под воду;

Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте.

Основными факторами травм и гибели в аварийной ситуации на воздушном транспорте являются силы, возникающие в результате удара самолета при падении, пожаре, взрыве, отравляющем газе, декомпрессии.

Авиационная авария может возникнуть на любом этапе: взлет, полет, посадка. Поэтому очень важно знать специфику авиационных происшествий, уметь вести себя в случае их возникновения, умело пользоваться спасательным оборудованием, находящимся на борту самолета.

В случае возникновения аварийной ситуации в самолете нужно быстро занять безопасное положение: сгруппироваться, зажать руки под коленями, положить голову на колени. Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом. В момент удара они могут быть травмированы. Оставайтесь на своем месте, пока самолет не остановится полностью, не паникуйте, действуйте быстро и умело.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

  • Нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки;
  • Категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, самовозгорающиеся предметы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества;
  • Запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие;
  • Запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью;
  • запрещается вставать с сидений, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлетать и приземляться.

В случае аварии на борту самолета основная задача спасения людей — быстрая эвакуация. Осуществлять его следует через основные, аварийные, служебные выходы, форточки в кабине, грузовые люки, пробоины спасателей, прорывы в фюзеляже.

Конструкция замков всех дверей самолета обеспечивает их быстрое открывание как изнутри салона, так и снаружи. Для выполнения этой операции не требуется больших физических усилий. Места аварийных выходов обозначены трафаретами, ручки замков окрашены в яркие цвета.

Аварийной эвакуацией руководят члены экипажа или спасатели. Спасатели должны специальными средствами эвакуировать пострадавших. Выйдя из автомобиля, вы должны оставить его на безопасном расстоянии. Безопасным считается расстояние не менее 100 метров.

Каждый самолет оборудован собственной аварийно-спасательной машиной для эвакуации людей, в том числе: надувными трапами, тканевыми желобами, спасательными тросами.

Их положение, порядок включения и способы работы указаны на трафаретах. Подробную информацию об аварийно-спасательном оборудовании бортпроводник предоставляет во время полета.

3 стр., 1080 слов

Транспорт и его опасности. Экстремальные ситуации в природных ...

... полной безопасности транспорта, но на самом деле это далеко не так. Современный транспорт – зона повышенной опасности. Основными причинами являются незнание и несоблюдение ряда простых правил, применяемых в любой транспортной ситуации. ...

Необходимость оперативной эвакуации с самолета в случае аварии связана с возможностью взрыва или пожара.

Одна из основных причин травм людей внутри салона при пожаре — быстрое отравление продуктами сгорания, в основном углекислым газом. Через несколько минут после начала возгорания его концентрация достигает смертельного уровня. Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара нельзя снимать верхнюю одежду и обувь; они защитят от ожогов и битого стекла.

Аварийная посадка может быть осуществлена на водную поверхность. В этой ситуации для спасения людей используются надувные лодки с аварийным запасом еды, питьевой воды, медикаментов и сигнализацией.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте.

Железнодорожный транспорт представляет опасность не только для пассажиров, железнодорожников, но и для населения, проживающего в непосредственной близости от путей, станций, вокзалов, депо. Это связано с перевозкой по железной дороге большого количества легковоспламеняющихся, взрывчатых, химических и радиоактивных материалов. Большое количество опасных грузов скапливается на станциях.

Основные причины ЧС на железнодорожном транспорте:

  • Сход подвижного состава с рельсов (крушение) в результате столкновений, нарушения целостности путей, обрушения мостов;
  • Пожары, взрывы, утечки ядовитых грузов;
  • Наезд поездов на автомобили и т.д;
  • Воздействие неблагоприятных погодных условий и стихийных бедствий.

Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте связаны с травмами и гибелью людей, повреждением и уничтожением материальных ценностей, нанесением ущерба окружающей среде.

Зона повышенного риска — это железнодорожные пути, особенно на пересечении железной дороги с дорогой или дорогой. Такое пересечение устраивается в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 метров.

Переход должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом, также недавно были установлены лифты.

необходимо только переходить железнодорожные пути в обозначенных местах. Перед тем, как переходить пути, необходимо убедиться в отсутствии движущихся поездов. Стоящие вагоны и локомотивы обходить на расстоянии не менее пяти метров от них.

Меры безопасности на железной дороге:

  • Нельзя ходить по железнодорожному пути;
  • Во время движения поезда нельзя находиться на насыпи железной дороги;
  • Нельзя переходить железнодорожный путь перед близко идущим составом;
  • Нельзя передвигаться в зоне расположения стрелочных переводов (стрелок).

    В случае автоматического перевода стрелок нога может быть зажата между ними;

  • Нельзя подниматься на опоры контактных электрических сетей, прикасаться к металлическим шинам (спускам), идущим от опоры к рельсам;
  • В пассажирском составе наиболее безопасными являются вагоны, которые находятся в середине состава;
  • На перроне нельзя находиться на краю платформы, прыгать с платформы на железнодорожные пути;
  • Заходить в вагон и выходить из него можно только на станциях, со стороны перрона или посадочной платформы, после полной остановки поезда;
  • Нельзя высовываться из окон или дверей при движении поезда;
  • Контактная подвеска над вагонами (электровозы) находится под напряжением 27,5 тысячи вольт.

Натяжение контактного провода настолько велико, что на расстоянии двух метров образуется электрическая дуга, поражающая человека.

10 стр., 4768 слов

Транспорт на магнитной подушке

... созданию транспорта на магнитной подушке; дать описание технических характеристик и перспектив эксплуатации поездов на магнитной подушке; дать ... люди так увлечены исследованиями, что порой тратят собственные деньги на ... На вопрос, нельзя ли на основе данного эффекта построить какое-либо левитирующее транспортное средство, Кушелев ответил, что как раз над этим он и размышляет. Кроме того, магнитную ...

Если контактный провод порвался и упал на тележку или землю, вы должны оставаться в тележке. Вы можете спрыгнуть на землю двумя ногами одновременно и уйти от машины на безопасное расстояние небольшими шагами или прыжками. нельзя приближаться к лежащему на земле тросу на расстоянии менее 10 метров.

Пожар представляет собой чрезвычайную опасность на железнодорожном транспорте. Наибольшая опасность связана с пожарами в пассажирских вагонах. Причиной возгорания очень часто является неосторожное обращение с огнем со стороны пассажиров, неисправность электрооборудования, нарушение требований пожарной безопасности. Скорость распространения огня в коридоре вагона составляет 5 м/мин, в купе — 2,5 м/мин. В течение 15 — 20 минут после начала пожара весь вагон охватывает пламя. Температура горения достигает 950°С. Вредными факторами при пожаре в пассажирском поезде являются: дым, открытый огонь, высокая температура, токсичные вещества, образующиеся в процессе горения.

В случае пожара необходимо сообщить об этом кондуктору или руководителю поезда. До приезда специалистов необходимо организовать тушение пожара с помощью огнетушителей. При невозможности тушения пожара необходимо остановить поезд останавливающим краном, предупредить всех о возгорании и немедленно покинуть вагон через двери, люки, окна или перейти в соседний вагон. Нельзя останавливать поезд стоп-краном на мосту, в тоннеле, на акведуке. В этих местах эвакуация пассажиров и тушение пожара будут затруднены.

Если вам нужно выйти из поезда, пока он движется, сойдите на самой нижней ступеньке, убедитесь, что нет препятствий, и прыгайте в направлении поезда.

Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте.

Основные требования безопасности на наземном транспорте:

  • Ожидайте общественный транспорт только на остановках, при отсутствии специальных площадок на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки;
  • Входите или выходите из транспортного средства только после его полной остановки;
  • Не носите с собой легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные предметы, сверлильный и режущий инструмент.

ЧС на наземном транспорте имеют свои специфические особенности, которые связаны со скоплением большого количества людей в замкнутом пространстве салона или вагона, высокой скоростью движения транспортного средства, возникновением неожиданных ситуаций на дорогах, резким торможением, ДТП.

В случае возникновения ЧС необходимо:

  • Соблюдать спокойствие, не паниковать;
  • Быстро покинуть транспортное средство через двери, люки, оконные проемы и отойти на безопасное расстояние;
  • Выполнить команды водителя;
  • В случае пожара незамедлительно сообщить об этом водителю, попытаться погасить огонь с помощью огнетушителя;

— Быстро покинуть горящее транспортное средство и отойти на безопасное расстояние.

Литература:, Контрольные вопросы:

  1. Какова динамика смертельных несчастных случаев на транспорте?
  2. Что называется ДТП?
  3. Кто является участником ДТП?
  4. Назовите основные причины ДТП.
  5. Какие действия следует предпринимать человеку, если он попали в аварию?
  6. Какие требования безопасности следует соблюдать на авиационном транспорте?
  7. Каковы причины аварий на железнодорожном транспорте.
  8. Какие меры безопасности следует предпринимать на железной дороге?
  9. Какие требования безопасности следует соблюдать на наземном транспорте?

5. Уровни (дозы) облучения населения при радиационных авариях или обнаружении радиоактивного загрязнения, требующие вмешательства (осуществления защитных мероприятий), установленные «Нормами радиационной безопасности (НРБ-99)» (табл. 6.1-6.3).

При выполнении условий: измеренная мощность дозы гамма-излучения от переносных, передвижных, стационарных аппаратов с радиационными источниками — более 20 мкГр/ч на расстоянии 1 м; измеренная мощность дозы гамма — излучения у поверхности блока радиоизотопного прибора — более 10 мкГр/ч, а на расстоянии 1 м от поверхности блока более 3 мкГр/ч — решение об отнесении аварии к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС с учетом местных условий.

Критерии не использовать при отнесении ДТП к ЧС.

За исключением мест, где правила допускают высокую концентрацию загрязняющих веществ (например, в местах выпуска сточных вод).

Исключая пожары при ДТП.

Учет пожаров и последствий от них осуществляется в соответствии с приказом МВД РФ от 30.06.1994 № 332 «Об утверждении документов по государственному учету пожаров и последствий от них в Российской Федера¬ции», применяемым в системе МЧС России от 25.12.2002 № 608.

За исключением мест, где правила допускают высокую концентрацию загрязняющих веществ.

Общественный транспорт стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Но, к сожалению, он несет в себе потенциальную опасность как для пассажиров, так и для водителя, а также других участников дорожного движения. Автобусы, трамваи, троллейбусы могут попасть в ДТП. Автобус, проезжающий по опасному участку маршрута, может упасть в реку или врезаться в обрыв, если водитель потеряет управление.

Возможны и аварии внутри самого транспорта, в первую очередь — пожар. Также вполне реальна угроза удара током в троллейбусе или трамвае.

И, наконец, общественный транспорт, как и любой другой, представляет для вас опасность, если вы отдельный участник дорожного движения: пешеход, велосипедист, водитель автомобиля итд.

Основные правила безопасности

В ожидании общественного транспорта старайтесь избегать безлюдных и неосвещенных остановок. Стойте в месте, которое хорошо освещено, рядом с другими людьми. Однако будьте осторожны: переполненные автобусные остановки — это занятие карманными ворами.

Если вы едете поздно вечером или ночью, постарайтесь сесть рядом с водителем, чтобы постороннему человеку было неудобно сидеть рядом с вами. Все же, если незнакомец(ка) пытается подсесть к вам, пропустите его к окну или пересядьте. В случае повторного навязывания вашей компании попросите оставить вас в покое, настолько громко, что вас может услышать даже водитель. Важно не оставлять свои вещи без внимания. Если возбужденный пьяный человек едет в общественном транспорте, постарайтесь не скосить ему глаза.

Путешествуя поездом или поездом, постарайтесь занять место в вагоне с наибольшим количеством пассажиров. Встаньте как можно ближе к пульту вызова полиции, при необходимости убедитесь, что на вашем пути ничего не стоит. Не стойте в тамбуре и держитесь подальше от выпивающих компаний.

Пожар в общественном транспорте

Если из салона начал движение общественного транспорта, немедленно сообщите об этом водителю. Затем обеспечьте эвакуацию: откройте двери аварийной кнопкой и, если это невозможно, разбейте боковые окна или откройте аварийные люки. Попробуйте потушить пожар огнетушителем — он должен быть у водителя. Если до водителя трудно добраться, приобретите огнетушитель.

Не паникуйте и не давайте паниковать остальным.

В первую очередь спасайте детей и наиболее беспомощных людей. Старайтесь избегать давок, спасайте из них беспомощных людей. Выбивайте окна, если давки образовываются.

Постарайтесь не дышать, пока не выйдете из машины, и помогите другим пассажирам, как только выйдете из машины. Обратите внимание на металлические части транспорта: не прикасайтесь к себе и не позволяйте прикоснуться к себе другим, так как это может быть металл .

Правила безопасности в метро

Эскалатор. Пока вы движетесь на эскалаторе, держитесь за поручень и не касайтесь неподвижных предметов. Придерживайте свой багаж, поставленный на ступеньки. Обязательно держите за руку или на руках детей, не давайте им баловаться. Не рекомендуется сидеть на ступеньках. Если эскалатор разогнался, но тормоза не сработали — остается лишь перескочить через балюстраду на соседнюю лестницу. Не ходите по неработающему эскалатору без крайней на то необходимости, так как тот может начать движение.

Перрон. За ограничительную линию на платформе не заступайте. Следует немедленно подать знак машинисту круговыми движениями руки, если вы увидели, как кто-то упал между вагонами стоящего поезда. Потом вызовите любого служащего метро. Если вдруг вы сами оказались на путях, не вздумайте подниматься на платформу, подтягиваясь за ее край: под ней проложен 800 V контактный рельс. Если поезда не видно и не слышно, бегите к часам, к «голове» платформы. А если поезд уже показался, ложитесь между рельсами. Закройте глаза, кричите, пойте — это поможет не сойти с ума. Главное — не шевелитесь. Затем во весь голос зовите на помощь.

Если вы забыли или по иной причине не смогли забрать свои вещи в вагоне, сообщите дежурному метро номер поезда и в каком вагоне вещи были оставлены. Номер поезда написан на лобовом стекле последнего вагона. Если вы заметили бесхозный багаж, чемодан, сумку или коробку — сообщите об этом работнику метро, а сами отойдите подальше от находки и постарайтесь увести других: находка может быть .

В случае, если поезд задержался в тоннеле и пассажиры начинают и падать в обморок — откройте или разбейте окна тяжелым твердым предметом.

На сегодняшний день в связи с огромными потребностями населения транспортная сеть развивается семимильными шагами, но одновременно с комфортом и скоростью передвижения возрастает число аварий и катастроф. Так что же такое транспорт, без которого в наше время не обойтись. Транспорт-совокупность средств, предназначенных для перемещения людей и грузов из одного места в другое. Транспортные коммуникации объединяют все районы нашей страны, что является необходимым условием её территориальной целостности.

Главный критерий в различии аварий и катастроф заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв. Рассмотрим их по отдельности.

Авария — это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения.

Катастрофа — это крупная авария с большими человеческими жертвами, событие с весьма трагическими последствиями.

В данной работе мы рассмотрим наиболее характерные аварии и катастрофы на автомобильном, железнодорожном, авиационном и водном видах транспорта.

1. Аварии на автомобильном транспорте (ДТП)

В наше время автомобиль является не роскошью, а средством передвижения, а в отдаленных городах и селах, незаменимым средством передвижения. Автомобиль может позволить себе практически любой человек, достигший 18 лет в работоспособном возрасте. В связи с ростом числа автотранспорта, растет и количество аварий и катастроф на дороге.

Основные причины дорожно-транспортных происшествий это, прежде всего нарушение правил дорожного движения, техническая неисправность автотранспорта, недостаточная подготовка лиц, управляющих транспортом и горе водители в нетрезвом состоянии.

Другой причиной дорожных аварий является плохое состояние дорог в нашей стране. Порой на дороге можно увидеть открытые люки канализаций, неогороженные участки ремонтных работ, неосвещенные перекрестки, пешеходные переходы и дворы, отсутствие предупреждающих об опасности знаков.

Все эти причины в совокупности приводят к очень печальной статистике смертей на дороге. Только в Москве за 2010 год погибло 763человека, ранено 13592 человека, а по всей России эти цифры просто ошеломляющие 26576 погибших и 250635 человек получили ранения разной степени тяжести.

При дорожно-транспортных происшествиях повлекших ранения людей самое главное своевременно оказать первую медицинскую помощь и это должно быть произведено не позднее 20-30 минут. По статистике 80% раненых погибает в первые 3 часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает настолько велика, что даже блестяще проведенная операция не спасает человеку жизнь. Поэтому очень важна доврачебная помощь, но, к сожалению, в нашей стране, уровень медицинской подготовки участников дорожного движения и сотрудников ГИБДД крайне низок.

ДТП подразделяют на:

  • Столкновение
  • Опрокидывание
  • Наезд на стоящее ТС
  • Наезд на пешехода
  • Наезд на препятствие
  • Наезд на велосипедиста
  • Наезд на гужевой транспорт
  • Наезд на животных

2. Аварии на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт — вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям с помощью локомотивной тяги. Среди всех видов транспорта этот транспорт занимает ведущее место, что объясняется его универсальностью. Основные преимущества: высокая провозная способность, эффективность перевозок габаритных грузов на дальние расстояния, сравнительно большие скорости.

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности путей подвижного состава, средств сигнализации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, едкие, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары цистерн и других вагонов.

Особенности ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте:

1. Большая масса подвижного состава

2. Высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров

3. Наличие на пути следования опасных участков дорог (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки)

4. Наличие электрического тока высокого напряжения (до 30 кВ)

5. Влияние человеческого фактора на причины аварии (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание)

6. Многообразие поражающих факторов и возможность их комбинированных сочетаний

Но, несмотря на все вышеперечисленное, ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле.

3. Аварии на авиационном транспорте

Авиационный транспорт, он же воздушный один из видов транспорта осуществляет перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты с помощью авиационной техники.

Основными причинами авиакатастроф являются: отказ техники, человеческий фактор (ошибки в управлении авиатранспортными средствами, а также ошибки диспетчеров и прочего персонала), боевые действия и терроризм, неблагоприятные погодные условия, ошибка военных ПВО.

К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров. На сегодня, пожалуй, наиболее опасной и часто встречающейся трагедией на борту самолета являются пожар и взрыв.

Спасательные и аварийные работы можно разделить на два вида: первые — проводимые членами экипажа, вторые — организуемые наземными службами. Экипажу для принятия мер, как правило, не хватает времени. Все происходит крайне быстротечно. Экипаж подает сигнал бедствия и приземляется в ближайшем аэропорту. Перед самой посадкой открываются все входные двери и люки, освобождаются проходы к ним. Как только самолет остановился, организуется немедленная эвакуация людей на безопасное расстояние.

За последний год в России сильно увеличилось количество авиакатастроф, большинство из них случилось по вине отказа технике и ошибки пилотов. Совсем недавно Самолет Як-42 с хоккейной командой «Локомотив» на борту потерпел крушение под Ярославлем. Известно, что на борту находились 37 членов команды и клуба, 36 человек погибли. Основной причиной крушения считается отказ техники.

4. Аварии на водном транспорте

авария транспорт дорожный происшествие

Водный транспорт — транспорт, использующий естественные и искусственные водоёмы. Основным транспортным средством является судно.

Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок; кроме того, он позволяет перевозить почти любые крупногабаритные грузы. Далее, водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами. Важной разновидностью водного транспорта являются паромы.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей: капитанов, лоцманов и членов экипажа. Многие аварии происходят из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывание судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

Как пример катастрофы на водном транспорте можно привести крушение теплохода «Булгария». Двухпалубный теплоход «Булгария» затонул в Волге в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. По окончательным данным, из 201 человека, находившегося на борту, спаслось 79. Гибель остальных 122 человек подтверждена. Крушение произошло из-за нарушения правил безопасности движения водного транспорта.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда-спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

5. Самый безопасный вид транспорта

Статистические данные и общественное мнение по этому вопросу очень различаются. Одно можно сказать точно: абсолютно безопасных видов транспорта не существует. Тем не менее многие опасения пассажиров перед использованием того или иного вида транспорта необоснованны. Согласно опросу, который в 2006 году провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), самолеты по уровню безопасности разместились на последнем месте, а железнодорожный транспорт попал на первое место. Положительную оценку ему дают 70% опрошенных, а «безусловно опасным» считают лишь 15%. Негативные отзывы получила авиация. 84% опрошенных считают, что такие путешествия опасны, а 33% — что очень опасны. Подобные оценки были и у водного транспорта: 44% воспринимают его как опасный способ передвижения и лишь 39% — как безопасный. А самый популярный вид транспорт — автомобильный — оценивается неоднозначно: 48% считают его безопасным, 50% — опасным. Статистика утверждает обратное. Самым безопасным считается самолет, после него идет водный и железнодорожный транспорт. А вот автомобили считаются самым опасным средством передвижения. Данные рассчитываются, исходя из количества пострадавших при использовании того или иного вида транспорта. В наибольшей безопасности мы ощущаем себя в железнодорожном транспорте. Но по статистике количество аварий намного выше, чем в авиации. Обычно они не такие массовые и получают меньший общественный резонанс. По подсчетам ICAO (Международная организация гражданской авиации — учреждение ООН, которое устанавливает международные нормы гражданской авиации), на миллион вылетов приходится одна катастрофа, чего не скажешь об автомобильных и других авариях. Но любая авиакатастрофа, даже самого маленького летательного аппарата, сразу же привлекает внимание СМИ. Это способствует формированию негативного мнения об авиации, как об очень опасном виде передвижения. Однако расследование авиакатастроф говорят о том, что они происходят из-за стечения редчайших обстоятельств, возможность возникновения которых минимальна. Вероятность того, что пассажир, севший в самолет, погибнет в авиакатастрофе, составляет примерно 1/8 000 000. Если пассажир будет садиться каждый день на случайный рейс, ему понадобится 21 000 лет чтобы погибнуть. Также ошибочным считается мнение о том, что в случае авиакатастрофы шансы выжить минимальны. Согласно результатам анализа 568 авиационных происшествий, произошедших в США с 1983 по 2000 годы, погибшие составляют лишь 5% от общего числа пассажиров, находящихся на борту. Согласно этой статистике, из 53 487 человек, попавших в авиакатастрофы, 51 207 остались в живых. В результате более подробного изучения 26 серьезных аварий, сопровождавшихся сильными ударами лайнеров о землю, их разламыванием на части и пожарами, выяснилось, что спаслось в этих катастрофах примерно 50% людей, находившихся на борту. Вероятность выживания команды пассажиров и пилотов увеличивается, если самолет совершает аварийное приводнение, даже если и не рассчитан на подобные меры. Специалисты утверждают, что приводнение увеличивает шансы выживания людей на 50%. В 2012 году в российских авиакатастрофах погибло всего 57 человек. На фоне статистики авиакатстоф, не очень радужной выглядит статистика аварийности на дорогах. Только в Российской Федерации за 2012 год произошло 203 597 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибли 27 991 человека, а 258 618 получили ранения (официальная статистика ГИБДД).

Конечно, если брать за основу количество пройденных километров, то самым безопасным видом транспорта можно смело считать космический. За всю историю развития только 3 космических корабля не долетело до земли (2 у американцев и 1 у нас).

Кстати, космический туризм, не смотря на свою стоимость, приобретает всю большую популярность, а число желающих посетить космос постоянно растет.

Заключение

Транспорт, какой бы он не был, это источник повышенной опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиоактивных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей.

В связи с последними крупными авариями и катастрофами на транспорте государство ужесточает наказание за нарушение правил использования транспортных средств, но этого не достаточно. Главные меры государства по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение.

43. Природные ЧС

Вид природной чрезвычайной ситуации

Опасные явления

Космогенная

Падение на Землю астероидов, столкновение Земли с кометами, кометные ливни, столкновение Земли с метеоритами и болидными потоками, магнитные бури

Геофизическая

Землетрясения, извержения вулканов

Геологическая (экзогенная геологическая)

Оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склоновый смыв, просадка лессовых пород, просадка (обвалы) земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, курумы, пыльные бури

Метеорологическая

Бури (9–11 баллов), ураганы (12–15 баллов), смерчи (торнадо), шквалы, вертикальные вихри (потоки)

Гидрометеорологическая

Крупный град, сильный дождь (ливень), сильный снегопад, сильный гололед, сильный мороз, сильная метель, сильная жара, сильный туман, засуха, суховей, заморозки

Морская гидрологическая

Тропические циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (5 баллов и более), сильное колебание уровня моря, сильный тягун в портах, ранний ледяной покров или припай, напор льдов, интенсивный дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый лед), обледенение судов, отрыв прибрежных льдов

Гидрологическая

Высокие уровни воды, половодье, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, низкие уровни воды, ранний ледостав и преждевременное появление льда на судоходных водоемах и реках, повышение уровня грунтовых вод (подтопление)

Природные пожары

Лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых

Под стихийными бедствиями понимают природные явления (землетрясения, наводнения, оползни, снежные лавины, сели, ураганы, пожары и др.), носящие чрезвычайный характер и приводящие к нарушению нормаль­ной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимодействии: одно из них может повлечь за собой другое. Неко­торые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека (например, лесные и торфяные пожары).

За последние 20 лет XX века от стихийных бедствий в мире пострадало в общей сложности более 800 млн. человек (свыше 40 млн. человек в год), погибло более 140 тыс. человек, а ежегодный материальный ущерб составил более 100 млрд. долларов.

Наглядными примерами могут служить три стихийных бедствия в 1995 г.

Разрушительная сила стихийных бедствий огромна, но не безгранич­на. При соответствующих мерах по их прогнозированию, предотвращению, своевременном оповещении населения об их приближении, своевременном принятии мер защиты и решительной борьбе с ними губительных последст­вий вполне можно избежать или свести их к минимуму.

В Федеральном законе РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жерт­вы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери или нарушения условий жизнедеятельности людей».

Определение ЧС служит базовым при решении вопросов классифика­ции ЧС природного и техногенного характера. В общем определении источ­ника ЧС понимается опасное природное явление, авария и опасное техноген­ное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современ­ных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти ЧС.

Рассматривая причины возникновения ЧС в природной сфере, их источниками являются:

Опасное природное явление, Стихийное бедствие

Для практических нужд общую классификацию ЧС лучше всего построить по типам и видам лежащих в основе чрезвычайных событий. Она будет наиболее обобщающей, т.к. раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях. Важной является также классификация, построенная по масштабу распространения чрезвычайных событий.

Классификация неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов может быть представлена следующим образом:

Геофизические опасные явления:, Геологические опасные явления (экзогенные геологические явления):

  • обвалы, осыпи;

  • склоновый смыв;

    • просадка лессовых пород;
    • просадка (провал) земной поверхности в результате карста;
    • абразия, эрозия;
  • пыльные бури.

Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

  • бури (9-11 баллов);

    • ураганы (12-15 баллов);
    • смерчи, торнадо;
  • вертикальные вихри;

    • крупный град;
    • сильный дождь (ливень);
    • сильный снегопад;
    • сильный гололед;
    • сильный мороз;
    • сильная метель;
    • сильная жара;
    • сильный туман;
  • заморозки.

Морские гидрологические опасные явления:

  • тропические циклоны (тайфуны);

  • сильное волнение (5 баллов и более);

    • сильное колебание уровня моря;
    • сильный тягун в портах;
    • ранний ледяной покров и припай;
    • напор льдов, интенсивный дрейф льдов;
    • непроходимый (труднопроходимый) лед;
    • обледенение судов и портовых сооружений;

    — отрыв прибрежных льдов.

Гидрологические опасные явления:, Гидрогеологические опасные явления:, Природные пожары:, Инфекционная заболеваемость людей:, Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:, Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями:

Стихийные бедствия, опасные природные явления весьма частые явления в нашей стране. Каждый год в том или ином регионе происходят сильные разливы рек, прорывы дамб и плотин, землетрясения, бури и ураганы, лесные и торфяные пожары.

Каждому стихийному бедствию, опасному природному явлению присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих потерь. Каждое по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.

Знание причин возникновения и характера стихийных бедствий позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь. Одна из главных проблем, которая сегодня выходит на первый план — правильное прогнозирование возникновения и развития стихийных бедствий, заблаговременное предупреждение как органов власти, так и населения о приближающейся опасности. Очень важны и крайне необходимы работы по всемерной локализации стихийных бедствий с целью сужения зоны разрушений, оказания своевременной помощи пострадавшим. Там, где им противостоят высокая организованность, четкие и продуманные мероприятия федеральных и местных органов власти, подразделений и частей МЧС, специализированных сил и средств других министерств и ведомств в сочетании с умелыми действиями населения, более эффективно осуществляются мероприятие по ликвидации их последствий.

Часто при анализе причин возникновения стихийных бедствий не учитывают социально-экономические причины. Но не редко природные явления оказываются опасными тогда, когда человек «подставляет» себя, свои средства производства и природные ресурсы. Стихийные бедствия было бы точнее назвать бедствиями природопользования, вызываемых как природными опасностями, так и малой управляемостью процессами экономического развития.

Возможные причины стихийных бедствий:

Современная научно-техническая революция потребовала ресурсного освоения регионов с неблагоприятными природными условиями, вызвала бурное развитие и усложнение сети всевозможных коммуникаций, пересекающих опасные участки. Созданы такие энергетические, химические и биотехнические предприятия, повреждение которых оползнем, лавиной или землетрясением грозит ущербом, несравнимым даже от самых крупных стихийных бедствий доиндустриального прошлого. В течении всей истории человечества технологическое и пространственное развитие производства ведет к усилению риска стихийных бедствий.

Снижение подверженности населения и объектов экономики риску стихийных бедствий можно достичь путем размещения населенных пунктов и промышленных объектов вне опасных зон, а в дальнейшем — путем ограничений в деле освоения опасных регионов и создания потенциально опасных производств. Известно, что стоимость градостроительства в горных районах, наиболее подверженных стихийным бедствиям, в среднем в 3-4 раза выше, чем в равнинных регионах. Региональные различия в стоимости мер защиты от природных опасностей еще выше.

Изменения естественных причин стихийных бедствий можно достигнуть путем активного подавления источников природных опасностей или ограничения зон их проявления.

ПРИ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ, Если первые толчки застали вас дома

Те, кто оказался на 2-м и последующих этажах, встать в дверных и балконных проемах, распахнув двери и прижав к себе ребенка. Или чтобы не пораниться кусками штукатурки, стекла, посуды, картин, светильников, спрятаться под стол, кровать, в платяной шкаф, закрыв лицо руками. Можно воспользоваться углами, образованными капитальными стенами, узкими коридорами внутри здания, встать возле опорных колонн, т.к. эти места наиболее прочны. Здесь больше шансов остаться невредимыми. Ни в коем случае не прыгать из окон и балконов.

Как только толчки прекратятся,, Если первые толчки застали вас на улице

Нельзя прятаться в нижних этажах и подвальных помещениях зданий.

Нужно точно выполнять распоряжения администрации.

Запрещается пользоваться лифтом, прыгать с верхних этажей, зажигать спички, свечи.

Не приближайтесь к предприятиям, имеющим воспламеняющиеся, ядовитые и взрывоопасные вещества. Не стойте на мостах и путепроводах. Не прикасайтесь к проводам.

ПОМНИТЕ , после первого могут последовать повторные толчки. Будьте готовы к этому и предупредите других. Это может произойти через несколько часов, а иногда и суток.

В момент разрушения опасность представляют также разлетающиеся кирпичи, стекла, карнизы, осветительная аппаратура, вывески, дорожные знаки, столбы. Почти всегда землетрясения сопровождаются пожарами, вызванными утечкой газа или замыканием электрических проводов.

Надо заранее продумать и знать свои правила поведения и поступки., Каждый обязан незамедлительно принять участие в спасательных работах., Вулканические извержения, Извержение вулкана

Перед извержением из вулкана обычно выделяется множество разнообразных удушающих газов и паров, а также выбросы пепла и кусков горных пород. Этот пепел и куски горных пород напоминают град и способны покрыть землю слоем в несколько сантиметров. Только спустя некоторое время после этого происходит сильнейший взрыв и из вулкана вниз устремляются потоки раскаленной лавы. Эта лава сметает все на своем пути, превращая огромные города в груды пепла.

Скорость ее движения равносильна скорости течения реки, и убежать от нее просто невозможно. Укрыться где-то от лавы также нельзя, так как деревья она просто сжигает, да и огненная вода, как ее еще называют, содержит множество газов, которые, испаряясь, отравляют воздух и губят все живое.

Спастись от этой огненной реки можно только единственным способом – взобраться на возвышенность или гору выше той, откуда извергается пламя. В этом случае потоки лавы не смогут добраться до вас. Сделать это, конечно, не так-то просто, особенно если учесть, что скорость лавы во много раз превышает скорость движения человека.

В первую очередь необходимо определить, в каком направлении движется лава, а также возможное изменение ее направления, и после этого устремиться в ту сторону, в которую лава, на ваш взгляд, двигаться не должна. Чтобы избежать встречи с раскаленной магмой, необходимо взобраться на самое высокое место. А так как в воздухе непременно будут витать различные газообразные испарения, вредные для человека, необходимо использовать противогаз, а на крайний случай изготовить марлевую повязку, которая позволит предотвратить ожоги дыхательных путей.

Так как в воздухе обязательно будут витать осколки древесины, пепел, мелкий камень, необходимо защитить голову и лицо. Для этого следует использовать строительные каски или какие-либо другие маски или головные уборы. Поднимаясь на возвышенности, необходимо пригибаться. Чем выше в гору вы поднимаетесь, тем ниже следует приклоняться, так как газовые пары, витающие в воздухе, действуют на человека отравляюще.

Есть мнение, что от лавы лучше всего спасаться в водоеме: реке, озере или же море. Ни в коем случае. Попав в реку, лава просто превратит ее в кипящее месиво. Быть заживо сваренным – перспектива не из лучших. Спастись в море на корабле, конечно, можно, но только в том случае, если он успеет отойти от берега на очень большое расстояние и поднявшиеся под воздействием лавы волны не вернут корабль к берегу.

Спастись в воздухе также маловероятно, особенно если пытаться взлететь где-то поблизости от объекта извержения. Парящие и вздымающиеся в воздух куски огненного метала и других предметов легко сделают из летательного аппарата решето. К тому же облако дыма настолько густое, что через него практически ничего не видно. Если же летательный аппарат находится далеко от места извержения, то в этом случае он является самым оптимальным решением для спасения.

Извержение вулкана – это настоящая катастрофа, способная превратить в руины самые огромные города и унести жизни тысячи людей. Но даже в такой ситуации, при правильной организации и мерах спасения, можно не только остаться в живых, но и спасти других людей. Самое главное – не паниковать и действовать быстро и решительно. Выигранное время – это уже половина успеха, а в данной ситуации именно оно является самым главным.