Контрольная работа: Договор страхования на транспорте

Курсовая работа

Тема моей курсовой работы: «договор страхования на транспорте». Объектом является страхование.

Страхование — важнейший элемент рыночной инфраструктуры, неотъемлемая часть экономической и социальной сферы. Он напрямую затрагивает интересы бизнеса и граждан, обеспечивая защиту их имущественных интересов за счет компенсации ущерба. Они возникают в результате действия различных неблагоприятных факторов и некоторых других обстоятельств.

Таким образом, страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) путём возмещения убытков за счёт денежных фондов, формируемых из оплачиваемых ими страховых взносов (страховых прений).

Отношения в сфере страхования регулируются правовыми актами различной юридической силы. Прежде всего, это гл. 48 ГК (ст. 927–970).

Принципиальное значение имеет Закон Российской Федерации «Об организации страховой деятельности в Российской Федерации».

Цели и задачи моей курсовой работы:

  • Рассмотреть общие положения договора:
  • а) понятия и значение договора;
  • б) содержание и форма договора;
  • в) классификацию договоров.
  • Рассмотреть особенности договора страхования на транспорте:
  • а) личное страхование на транспорте;
  • б) имущественное страхование на транспорте.

    1.

Общие положения о договоре

1.1 Понятие и значение договора

Договор — важнейшее средство регулирования гражданско-правовых отношений. Заключение договора приводит к созданию правовой среды между сторонами. Издание законодательных актов, определяющих общие правила поведения, само по себе не порождает взаимоотношений между субъектами, которым они адресованы. Заключение договора между определенными людьми определяет возникновение между ними определенных отношений. Контракт выполняет функцию формирования юридических связей между определенными лицами.

Он не только создает взаимодействие между субъектами, но и определяет требования к порядку и последовательности всех действий, выполняемых сторонами договорных отношений. Таким образом, соглашение выполняет регулирующую функцию: оно обеспечивает правовой режим поведения лиц в контексте установленных отношений.

Следует иметь в виду, что сам термин «договор» многозначен. Договор – это, прежде всего юридический акт, относящийся к правомерным действиям, направленным на достижение определённого правового результата (установление, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей).

4 стр., 1595 слов

Правовые отношения на транспорте

... отношениях, регулирующих железнодорожный транспорт. Аналогичное развитие получило законодательство о воздушном, морском и речном транспорте. Уставы и кодексы, регулирующие эти перевозки, были приняты значительно позже, чем первые уставы железных дорог, и, ... железной дорогой в соответствии с заключенным договором. При этом основные положения, касающиеся договора перевозки грузов и пассажиров, ...

Договором является также обязательственные правоотношение, возникшее из соглашения сторон (например, договор купли-продажи).

Наконец, под договором понимается сам документ, т.е. письменный текст соглашения.

Договор – это наиболее распространенный вид сделки. К контрактам применяются общие правила для всех транзакций, в частности, в отношении условий действительности транзакций, в отношении их формы.

Как и любая сделка, договор представляет собой волевой акт. Однако этому умышленному действию присущи свои специфические особенности. Это не изолированные действия одного, двух или более лиц, а единое выражение воли двух или более лиц, выражающее их общую волю. Для того чтобы эта общая воля могла быть надлежащим образом сформирована и закреплена в договоре, ст. 421 ГК формирует принцип свободы договора.

В соответствии с этим принципом граждане и юридические лица вправе заключать договор. Это означает, что они могут заключать или не заключать договор по своему усмотрению. Принуждение кого-либо к заключению договора возможно только в исключительных случаях и только в случаях, прямо предусмотренных гражданским кодексом, другим законом или добровольно взятым на себя обязательством. Таким образом, примером добровольного обязательства заключить договор является предварительный договор. Что касается актов, то в качестве примера можно привести Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» , по которому поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определённого товара, могут быть понуждены к заключению договора на поставку продукции для федеральных государственных нужд.

Принцип свободы договора также заключается в том, что стороны имеют право заключать любой договор — предусмотренный или не предусмотренный законом или другими правовыми актами, но не противоречащий общим принципам и принципам гражданского права. При этом стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

Правила договоров, элементы которых содержатся в настоящем договоре, применяются к отношениям сторон смешанного договора в соответствующих частях, если иное не зависит от соглашения сторон или сути смешанного договора.

Наконец, свобода договора подразумевает свободу действий сторон в определении его условий. Как следует из п. 4 Ст. 421 ГК, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписанного законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено диспозитивной нормой (применяемой постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное), стороны могут своим соглашением исключить её применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. Так, п. 1 Ст. 616 ГК установил правило, согласно которому арендодатель обязан за свой счёт производить капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором. Поэтому при заключении договорного соглашения стороны могут договориться, что капитальный ремонт будет проводить сам арендатор. Если такого соглашения нет, соответствующее условие будет определяться правилом устройства. В условиях, когда это не предусмотрено ни соглашением сторон, ни диспозитивным правилом, это определяется обычаями оборота, применимыми к отношениям сторон.

16 стр., 7758 слов

Договор международных перевозок

... договоров международных перевозок грузов, пассажиров и багажа. Под международной перевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями. Особенность международных ... и излишних ограничений со стороны правительств, затрагивающих международное торговое судоходство, с ...

1.2 Содержание и форма договора

Любое соглашение состоит из определенного набора условий, которые устанавливают права и обязанности сторон. Совокупность этих условий и называется содержанием договора. Условия договора делятся на 3 группы: существенные, обычные и случайные.

Существенными являются условия, необходимые для того, чтобы договор считался заключенным. Существенные условия также можно квалифицировать на 3 группы:

1. Условие о предмете договора;

2. Условия, которые названы в законе или правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;

3. Однако условия, при которых по требованию одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Предметом договора обычно являются какие-то вещи или определенные действия, которые должна выполнить другая сторона. Эти действия могут быть как юридическими, так и фактическими.

Условия, указанные в законе или других правовых актах как существенные или необходимые, включают, например, страховой риск по договору страхования.

Обычные — это условия, которые на практике включаются в содержание настоящего соглашения, но их отсутствие не влияет на его влияние на конфискацию имущества из-за нарушения соглашения. Как правило. Обычные условия предусмотрены диспозитивными нормами.

Случайно: это условия, которые не характерны для данного контракта, но если стороны включают их в контракт, они становятся юридически значимыми.

В договоре может быть предусмотрено, что его отдельное условие определяется примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего типа и опубликованными в печати (Ст. 427 ГК).

Как видно из текста данной статьи, стандартные условия не являются обязательными для сторон, они применяются ими добровольно, однако могут быть приняты во внимание судьей как коммерческая практика.

Поскольку контракт является разновидностью транзакции, к ее форме применяются все правила, установленные для формы транзакции. В частности, договор может быть заключен устно, в простой письменной или нотариальной форме. Государственная регистрация также требуется для некоторых видов договоров.

Следует иметь в виду, что письменная форма имеет ряд разновидностей. Следовательно, его наиболее распространенным видом считается документ, подписанный обеими сторонами. Письменной формой заключения договора считается так же направление в письменной форме предложение заключить договор и его принятие путём совершения фактических действий по выполнению предложенных условий договора (отгрузка товара, предоставление услуг, выполнение работ).

Письменное соглашение также может быть заключено посредством обмена письмами, телеграммами, факсами и другими средствами связи. В этом случае необходимо достоверно установить, что договор исходит от договаривающейся стороны.

В отношениях между гражданами и юридическими лицами при составлении письменных договоров часто используются стандартные формы для ускорения процесса заключения договоров. Однако наличие таких бланков не означает, что в них нельзя вносить изменения (добавлять какие-то пункты или наоборот вычеркивать).

4 стр., 1512 слов

Страхование пассажиров на транспорте

... автомобильного транспорта на городских маршрутах. Обязательное личное страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) осуществляется путём заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, договоров между соответствующими транспортными, транспортно-экспедиторскими предприятиями ...

Если все существенные условия договора согласованы, это признается действительным.

От типовых бланков следует отличать типовые формы договоров, утверждаемые Правительством РФ. Их условия являются обязательными для сторон, и внесение в них любых изменений и дополнений влечет за собой недействительность этих соглашений.

1.3 Классификация договоров

Договоры могут классифицироваться по различным основаниям. На момент возникновения прав и обязанностей они делятся на реальные и консенсуальные. В случаях, когда договор признается заключенным в момент совершения действия по передаче предмета договора, на основании ранее достигнутого соглашения, он называется реальным (договор займа).

В тех же случаях, когда для признания договора заключенным достаточно только соглашения сторон по всем существенным условиям (Ст. 432 ГК), договор называется консенсуальным. Таких договоров большинство (купля-продажа и др.).

Договоры могут быть возмездными и безвозмездными (Ст. 423 ГК).

Подавляющее большинство гражданско-правовых договоров платные, что связано с использованием товарно-денежной формы в гражданском обороте. Возмездность договора означает, что имущественному предоставлению со стороны одного контракта соответствует встречное имущественное предоставление другого контракта (по договору имущественного найма, например, наймодатель обязан передать нанимателю во временное пользование индивидуально определённую вещь, за что наниматель обязан уплатить вознаграждение – наёмную плату).

Когда каждая сторона предоставляет эквивалентное имущество, возмещение принимает характер эквивалентности .

Свободными являются контракты, по которым одна сторона принимает меры в пользу другой, не получая встречных уступок.

Некоторые контракты в силу закона могут быть как возмездными, так и бесплатными. Разделение договоров на возмездные и безвозмездные важно, в частности, для решения вопроса о финансовой ответственности сторон. Ответственность лица, которое не извлекает материальную выгоду из контракта, в некоторых случаях менее строгая, чем ответственность стороны, заключившей контракт в его собственных интересах. Лицо, действующее бесплатно, не может нести расходы по принятию специальных мер предосторожности по защите активов. Таким образом, хранитель в силу заключенного между гражданами договора о бесплатном хранении обязан держать переданные ему активы на хранении не больше, чем он заботился бы о своих собственных.

В зависимости от баланса ответственности контракты могут быть обязательными в одностороннем и двустороннем порядке. В первом случае одна сторона имеет только право, а другая — только обязательства.

В двусторонних договорах, имеющих обязательную силу, каждая сторона имеет конкурирующие права и обязанности.

Как правило, существует договор, требующий выполнения договора, однако возможны ситуации, когда такое право возникает у лица, которое не участвовало в заключении договора. Подобные договоры называются договорами в пользу третьего лица (Ст. 430 ГК).

Договоры классифицируются также на основные и предварительные.

6 стр., 2869 слов

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств

... «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и с 1 июля 2003 г. закон вступил в действие. В связи с ведением в действие Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», как в практическом, ...

Суть предварительного договора, который должен обязательно предшествовать основному, состоит в том, что стороны обязуются в будущем заключить соглашение о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на обусловленных предварительным договором условиях (Ст. 429 ГК).

Обязательства, предусмотренные предварительным договором, прекращаются, если до окончания срока, в который стороны должны заключить основной договор, он не будет заключен, либо одна из сторон не направит другой стороне предложение заключить этот договор, а также по общим основаниям прекращения обязательств.

Если одна из сторон уклоняется от заключения основного договора, другая сторона имеет право обратиться в суд с просьбой о принудительном заключении договора. Кроме того, сторона, которая необоснованно уклоняется от заключения основного договора, должна возместить другой стороне причиненный им ущерб. Размер убытков доказывается потерпевшей стороной.

Так называемые соглашения о присоединении имеют определенную специфику. Это договоры, условия которых определяются одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путём присоединения к предложенному договору в целом (Ст. 428 ГК).

Особое значение имеют так называемые публичные договоры. Публичным согласно ст. 426 ГК, является договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающей её обязанности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.

Поэтому для заключения договора необходимо соблюдение всех существенных условий для заключения договора. При соблюдении всех условий договор будет считаться заключенным.

2. Особенности договора страхования на транспорте

2.1 Общие положения договора страхования на транспорте

Страхование имущества или личных интересов, связанных с транспортной деятельностью, осуществляется в соответствии с действующим страховым законодательством Российской Федерации.

Основным правовым актом в этой сфере является закон Российской Федерации от 31 декабря 1997 года, регулирующий соответствующие отношения между страховыми организациями и гражданами, предпринимателями, учреждениями, организациями и отношения между страховыми организациями. Этот закон устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности (кроме государственного Социального страхования) и даёт в ст. 2 следующие определения понятия страхования:

«Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.

Общие положения, определяющие отношения по договорам страхования, установлены Гражданским Кодексом РФ (гл. 48).

Некоторые правила, регулирующие принципы обязательного страхования на транспорте, содержатся в соответствующих указах Президента РФ, в Законе РФ «О железнодорожном транспорте в РФ», в кодексах и положениях каждого вида транспорта и в других нормативных актах.

Объектами страхования на транспорте являются связанные с договорами перевозками виды ответственности (риски): личной – за жизнь и здоровье пассажиров, членов экипажа и иных лиц и имущественной – за судно или иное транспортное средство, плот, грузы, багаж, а также финансовые интересы сторон – провозная плата (фрахт), доходы, расходы, зарплата, прибыль, убытки.

14 стр., 6617 слов

Страхование внешнеторговых грузов

... стоимость груза в месте его нахождения в момент заключения договора страхования, которая подтверждается инвойсами, оформленными в соответствии с требованиями внешнеторгового контракта. Конкретный порядок исчисления размера страховой стоимости имеет свои особенности ...

Страхование, осуществление которого представлено определенным нормативным актом, является обязательным, в остальных случаях страхование осуществляется добровольно — по заявлению заинтересованной стороны на основании договора между страхователем и страховщиком.

2.2 Личное страхование

« По договору личного страхования одна сторона – страховщик – обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной – страхователем, выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определённого возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор» (Ст. 934 ГК РФ).

Страхование личного транспорта в большинстве случаев является обязательным. Страхование жизни и здоровья пассажиров (туристов, экскурсантов) основано на указах Президента РФ, осуществляется на всех видах транспорта, но с исключением перевозок во внутригородском, пригородном и международном сообщениях.

В ст. 98 КВВТ РФ исключены из обязательного страхования также перевозки пассажиров на экскурсионно-прогулочных маршрутах и на переправах.

Согласно ч. 2 ст. 936 ГК РФ обязательное страхование пассажиров осуществляется за их счёт, включается в стоимость перевозки, в отличие от других видов обязательного страхования, которое должно осуществляться за счёт страхователя, т.е. юридического лица, на которого возложена обязанность такого страхования.

Пассажиры (туристы, экскурсанты), пользующиеся правом бесплатного проезда подлежат обязательному страхованию без уплаты ими страхового взноса.

Страхование пассажиров (туристов, экскурсантов) осуществляется путём заключения в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ, договоров между соответствующими транспортными организациями (перевозчиками) и страховщиками.

Перевозчик обязан составить акт о каждом несчастном случае с пассажиром (туристом, экскурсантом), первый экземпляр которого вручить застрахованному лицу, его представителю или наследнику, а по письменному запросу страховщика направить ему копию указанного акта в 10-дневный срок.

Что касается страхования жизни и здоровья пассажиров (экскурсантов) внутригородского и пригородного сообщения, то оно не является обязательным, но пострадавшие в таких перевозках люди могут руководствоваться положениями главы 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда.

Кроме того, для лучшего обеспечения возможности выплаты компенсации пассажирам (экскурсантам), пострадавшим при этих перевозках (в сумме до 120 МРОТ), соответствующие органы во многих случаях вводят свою систему страхования пассажиров. Например, Управление автовокзалов и автовокзалов Москвы имеет договоры страхования пассажиров во всех 36 округах Московской области. Транспортные предприятия г. Москва перечисляет на эти цели 1% от стоимости проезда автобусами в качестве страховой премии.

12 стр., 5779 слов

Особенности транспортного страхования

... страховые общества, занимавшиеся операциями транспортного страхования (судов, грузов и т. п.). Таким образом, во второй половине 17 в. В период свободной конкуренции в страховой отрасли появились монопольные ... застрахованного - выделить определенные средства для создания фонда, из которого он имеет право получать компенсацию в случае определенных вредных событий. Со временем создание страхового ...

На международных перевозках страхование пассажиров может осуществляться в обязательном или добровольном порядке за их счет через организации, осуществляющие такие перевозки.

В новом Кодексе внутреннего водного транспорта РФ (часть 4 ст. 28) установлена обязанность судовладельца или иного лица, осуществляющего приём на работу членов экипажа судна, за свой счёт застраховать принимаемых на работу членов экипажа судна на случай возможного причинения вреда их жизни и здоровью при исполнении ими служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных законодательством РФ.

В случае гибели или причинения вреда жизни и здоровью члена экипажа судна при исполнении им служебных обязанностей, судовладелец обязан возместить причинённый такому члену экипажа судна вред в соответствии с законодательством РФ.

При передаче судна в аренду установлена обязанность арендатора (принявшего судно без экипажа) производить за свой счёт страхование своей ответственности за риск причинения вреда третьим лицам (ч. 2 ст. 54 КВВТ РФ).

Если судно сдано в аренду с экипажем, эти обязанности несёт арендодатель (судовладелец).

Условия добровольного страхования имущества, в том числе судов, строящихся судов, грузов, багажа, перевозимых морским транспортом, в том числе судов смешанного типа «река – море» плавания, регламентированы Кодексом торгового мореплавания РФ (глава XV).

2.3 Имущественное страхование

Согласованно ст. 929 ГК РФ, «по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, пользу которого заключенного (выгодоприобретателя), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в среде с иными имущественными интересами страхователями (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы)».

Это могут быть, в частности, следующие имущественные интересы:

1. Риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества;

2. Риск ответственности по обязательствам, возникшим в следствии причинения вреда жизни, здоровья или имущества третьих лиц (ответственности как самого страхователя, так и иного лица, на который оно может быть, возможно) или ответственности за нарушения договора;

3. Риск потерь в хозяйственной деятельности и нарушения обязательств по счету предпринимателя, в том числе риск неполучения ожидаемого дохода.

Правила страхования грузов на транспорте, как правило, носят аппаратный характер. Исключения возможны только в отношении тех положений, которые прямо указаны в соответствующих правилах.

При заключении договора страхования юридическим и физическим лицом по поводу предмета, связанного с транспортной деятельностью (подвижного состава и иных транспортных средств, груза, провозной платы (фрахта), арендная плата, иного финансового интереса, зарплаты) страхователь обязан сообщить страховщику обо всех обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения степени риска, которых известны и должны быть известны страхователю и сведения, запрошенные страховщиком (кроме общеизвестных сведений).

5 стр., 2116 слов

Страхование средств воздушного транспорта

... страхования в выбранной валюте с учётом следующих условий: Страховая сумма по воздушному судну не может превышать его действительной (страховой) стоимости. Устанавливается исходя из балансовой стоимости воздушного судна, ... время выполнения полета необходимые и целесообразные расходы по спасению воздушного судна (груза), произведенные при наступлении страхового случая. Страховые риски: убытки от ...

Страхователь также обязан немедленно сообщать страховщику обо всех существенных изменениях ранее раскрытой информации.

В случае непредоставления или непредоставления первой информации страховщик имеет право отказать в возмещении ущерба, понесенного из-за отсутствия адекватной информации.

При страховании риска в пользу третьего лица (выгодоприобретателя) страхователь пользуется всеми правами по договору страхования без доверенности выгодоприобретателя.

Подтверждением заключения договора транспортного страхования является выданный страховщиком документ: страховой полис, страховое свидетельство или другой страховой документ.

В случаях, когда страхователь застраховывает у страховщика все предметы, являющиеся объектом транспортировки (все отправляемые или получаемые в течении определенного срока груза, плоты или всех перевозимых пассажиров, туристов, экскурсантов), выдается генеральный полис. Расчеты по генеральному полюсу ведутся на основе страховых сертификатов составляемых на каждое отправление (ст. 941 ГК РФ).

При выплате страхового возмещения страховщик должен предъявить общий полис и справку.

Страховым полисом может быть лицо, застрахованное другому лицу посредством передаточной надписи на нем, удостоверенной в установленном порядке.

Страховые тарифы (страховые выплаты) при осуществлении обязательного устанавливаются теми же правовыми нормами, которыми вводится обязательное страхование. При добровольном страховании сумма страховой премии (страховой тариф) определяется сторонами по соглашению в форме страхования. При заключении договора страхователь обязан заявить сумму, на которую он страхует соответствующие проценты — сумму страхования, на основании которой определяется размер страховой премии.

Страховая сумма не может превышать действительной стоимости страхуемого имущества – судна, груза, плота и др. (страховой стоимости).

В случае отчуждения застрахованного груза или плота договор страхования сохраняет силу, а все права и обязанности по договору переходят на покупателя (приобретателя).

При отчуждении застрахованного судна, договор страхования прекращается с момента отчуждения, исключая отчуждение во время рейса, при котором по требованию страхователя договор страхования сохраняет силу до окончания рейса, с условием перехода прав и обязанностей страхователя к приобретателю.

Если объект застрахован у нескольких страховщиков на сумму, которая в итоге превышает его страховую стоимость (двойное страхование), все страховщики отвечают, лишь в пределах реальной страховой стоимости, причем каждый из них отвечает в размере, в каком страховании сумма по заключенному договору относится к сумме по всем договорам, заключенным в отношении этого объекта.

Страховщик не отвечает за убытки, возникшие не вследствие:

  • a) Умысла или грубой неосторожности, или нарушения правил перевозок страхователя или пассажирам, отправителем, получателем груза, плота или их представителем;
  • b) Военных действий, народных волнений, забастовок, пиратских нападений, конфискаций, ареста или уничтожения имущества по первотребованию властей.

c) Особых свойств или в качестве имущества. При личном страховании и имущественном страховании других видов могут использоваться разовые полисы груза или иного имущества, в том числе опасного груза;

31 стр., 15050 слов

Транспортное страхование

... рассмотреть основные виды страхования транспортных средств; исследовать страховые риски, субъекты и объекты страхования транспортных средств; рассмотреть объем страховой ответственности страховщика, страховую сумму и срок страхования; исследовать порядок действий страхователя и страховщика при ...

  • d) Несоответствие или повреждение упаковки или тары груза, его недостачи при целостности наружной упаковки.

При страховании судна страховщик не отвечает также за убытки, возникшие вследствие:

  • Несудоходного состояния судна, исключая случаи когда несудоходное состояние вызвано скрытыми недостатками судна;
  • Ветхости или изношенности судна и принадлежности;
  • Погрузки на судно с ведома страхователя, но без ведома страховщика взрывоопасных, самовоспламеняющихся веществ или предметов.

При наступлении страхового случая страхователь или его представитель обязан принять все возможные меры к спасению и сохранению подвергшегося бедствию имущества, а также выявления причины происшествия, и виновных лиц, немедленно известив об этом страховщику. При этом все расходы по спасению имущественных убытков несет страхователь с условием их возмещения, в той части, за которую отвечает страховщик согласно договору страхования, даже если меры, принятые страхователем или выгодоприобретателем для предотвращения или уменьшения убытков оказались безуспешными.

В указанных случаях страховщик помимо возмещения убытков, обязан также возместить страхователю или выгодоприобретателю расходы, обязанные со спасением, выяснением и установлением размера убытка, подлежащего возмещению страховщиком и оформленным документом по общей аварии. При этом общая сумма, подлежащая возмещению страховщиком может превысить страховую сумму по договору страхования. Подобное превышение суммы возмещения над страховой суммой по договору возможно также, если убытки, предусмотренные договором возникают вследствие нескольких следующих друг за другом страховых случаев.

О наступлении страхового случая страхователь или выгодоприобретатель обязан незамедлительно уведомить страховщика или его представителя, составить с ним страховой акт. Размеры убытка на транспорте принято определять совместно с представителями страховщика и страхователя. При разногласии убыток может быть определён экспертизой.

Страховая выплата по обязательному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) и иных физических лиц производится застрахованному лицу или его наследнику на основании выданного страховщиком, составленного перевозчиком акта о несчастном случае, произошедшем на транспорте, с медицинским заключением на застрахованное лицо и других необходимых документов, предусмотренных правилами личного страхования.

Для доказательства убытка при страховании груза требуется представление накладной и других перевозочных документов, сертификатов, фактуры, счета и других документов, подтверждающих характер и размер убытка.

Страховой случай по судну доказывается выпиской из судового журнала, протестом капитана, страховым актом, аварийным сертификатом и другими документами, а в случае пропажи судна без вести – свидетельством о времени выхода из пункта отправления и неприбытием его в пункт назначения и др.

Право на предъявление требований о выплате страхового возмещения страховщику переходит в пределах уплаченной суммы все права страхователя или выгодоприобретателя на претензии к третьим лицам, для чего страховщику должны быть переданы соответствующие документы.

Если имущество застраховано от гибели, то страхователь или выгодоприобретатель может в течение 6 месяцев с момента наступления соответствующих оснований заявить страховщику об отказе от своих прав на все застрахованное имущество (отказ называется «абандон») и получить полную страховую сумму в случаях:

  • Пропажа судна без вести;
  • Уничтожение судна или груза (полная фактическая гибель);
  • Экономической целесообразности восстановления или ремонта застрахованного судна (полная конструктивная гибель судна) или устранение повреждения, или доставки получателю застрахованного груза (полная конструктивная гибель груза);
  • Захвата судна или груза застрахованных от такой опасности, если захват длится более 6 месяцев.

Заявление об абандоне не может быть условным и не может быть взято обратно. Исключением состав имеют случаи, когда при их получении страхового возмещения судно окажется не погибшим, то страховщик может требовать, чтобы страхователь или выгодопробретатель, оставив за собой это имущество, возвращает страховое возмещение страховщику за вычетом той части, которая соответствует реальному убытку.

Споры между страховщиком и страхователем разрешаются в суде или в арбитражном суде.

Заключение

Рассмотрев тему моей курсовой работы можно сделать следующие выводы:

  • Страхование является неотъемлемой частью РФ;

— Страховые компании, действующие на отечественном страховом рынке предлагаются весьма многообразные разновидности имущественного и личного страхования, в том числе страхование средств транспорта, имущества граждан, страхования при отсутствии страхования космической деятельности, страхование банковских рисков, страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, экономическое страхование владельцев источников повышенной опасности, страхование жизни и т.д. в этих случаях условия и порядок заключения договоров, а также объем компенсаций при наступлении страхового случая в соответствии с требованием действующего законодательства разрабатываются страховщиками, побуждая их в условиях конкуренции наиболее полно учитывать запросы и интересы страхователей.

Иски по вопросам и спорам, вытекающим из страховых отношений, рассматриваются судами общей юрисдикции (с участием граждан) или арбитражным судом (с участием юридических лиц).

Причем, на требования по договорам имущественного страхования сокращенный срок исковой давности, которая составляет 2 года (ст. 966 ГК).

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/na-temu-dogovor-strahovaniya-na-transporte/

1. Гришаев С.П. Гражданское право М. 2004

2. Емазаров О.В. Транспортное право М. 2001

3. Емазаров О.В. Транспортное право М. 1999

4. Емазаров О.В. Транспортное право М. 2007

5. Ермолаев В.Г. Транспортное право М. 2002

6. Толстой Ю.К., Сергеев А.П. Гражданское право М. 2003

СЗ РФ 1994 №34 Ст. 3540; 1997 №12 Ст. 1381; 1999 №19 Ст. 2302 (далее – Закон о поставках продукции для федеральных государственных нужд)

гражданское право в 2-Х т. учебник 2-е изд. Е.А. Суханов М 1998

См. подробнее: комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный)/ под редакцией О.Н, Садикова М. 1996 с. 373 (автор главы О.Н. Садиков).

ГК не содержит общего определения договора страхования. Имеются толь определения договоров имущественного и личного страхования. Этот дефект законодательной техники не позволил последовательно изложить общие правила о страховании. В результате нормы об имущественном и личном страховании перемешались.

Брагинский М.И. Договор страхования М. 2002 с. 122

Согласно ст.133 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан страховать ответственность за вред, причинённый жизни.

генеральный полис может применятся только при страховании