Маркетинговые исследования пассажирских перевозок на ‘ГЖД’

Курсовая работа

Необходимость компьютеризации управления пассажирскими перевозками сегодня возникает в основном из-за реализации новой экономической политики для железнодорожного транспорта, основанной на маркетинговой стратегии, ориентированной на коммерческую эффективность транспортных продуктов. При этом должна быть достигнута главная цель: обеспечить стабильную работу железных дорог на рынке услуг пассажирского транспорта. В этих условиях оперативное управление пассажирскими перевозками приобретает важное экономическое значение, так как от его качества и оперативности зависит снижение эксплуатационных затрат на перевозки и получение дополнительных доходов от них.

В клиентоориентированных организациях первой из основных задач является анализ рынка. Это требует глубокого понимания потребителей, а не только их идентификации. Один из способов получить эту информацию — исследование рынка.

Важнейшим элементом является исследование рынка, цель которого не только найти возможность увеличить объем продаж продукции, но и выявить потребности и потребности потребителей, как текущих, так и будущих. Второй ключевой элемент деятельности — изучение конкурентов.

Информация, полученная в результате маркетинговых исследований, помогает руководству предприятия избежать ошибочных управленческих решений, и вследствие этого предотвратить нерациональное использование денежных средств, именно поэтому руководители современных предприятий стали уделять большое внимание исследованию рынка, несмотря на то, что проведение подобных мероприятий требует немалых финансовых вложений.

Целью данной работы является маркетинговый анализ пассажиропотока на ГЖД».

Основными задачами этой курсовой работы являются:

  • рассмотрение предприятия;
  • анализ рынка;
  • выявление слабых и сильных сторон предприятия, конкурентных преимуществ и недостатков;
  • анализ макросреды;
  • выработка маркетинговой стратегии.
  • Описание организации

Курс посвящен маркетинговым исследованиям компании ОАО «РЖД».

Горьковская магистраль — одна из старейших железных дорог России. Она ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги,

15 стр., 7410 слов

Предприятия автосервиса в условиях усиления конкуренции

... конкурентные позиции на рынке или отдельных его сегментах, реализовать поставленные в маркетинговых программах цели и задачи. Таким образом, актуальность темы курсовой работы очевидна. Целью работы является маркетинговое исследование предприятия автосервиса ... предприятия автосервиса обладают необходимым ассортиментом запасных частей, с другой - существует достаточно большая группа потребителей, ...

Железная дорога Москва-Нижний Новгород проходила по территории Московской, Владимирской, Нижегородской губерний. Связывала Центр России с Поволжьем и восточными районами страны; играла важную роль в снабжении Москвы сельскохозяйственными продуктами, а также в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку.

Построены 27 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские (наиболее технически оснащённые в Коврове), жилые дома для служащих и рабочих: работали библиотеки, больницы. Подготовка кадров велась в училищах (в Коврове и Нижнем Новгороде).

Открытие для движения транспорта произошло на всем протяжении дороги 1 августа 1862 года, но еще 2-3 года продолжались работы по укреплению набережных, укреплению искусственных сооружений и развитию станций. Начальником дороги в 1863-68 был И. Ф. Кёниг.

ГЖД обслуживает 15 субъектов Федерации, среди которых 6 республик (Мордовия. Чувашия, Удмуртия, Татарстан, Марий-Эл. Башкортостан), 8 областей (Московская, Владимирская, Нижегородская, Кировская. Свердловская, Вологодская, Рязанская, Ульяновская) и Пермский край.

Дорожными услугами пользуются 205 административно-территориальных районов, в которых проживает более 14 миллионов человек. Проходя по территориям, где сосредоточено наибольшее количество городов России с населением более одного миллиона человек, GR является одной из дорог с наибольшим пассажиропотоком.

Большое значение для транспорта и экономики имеет относительно близкое расположение государственного города ГЖД — Нижнего Новгорода к столице России. Линия Нижний Новгород — Москва — одна из самых используемых в Российской Федерации.

ГЖД — одна из самых технически оснащенных дорог Российской Федерации. Удельный вес электротяги в перевозках составляет около 90 процентов. Ежегодно дорога перевозит более 90 млн. пассажиров и отправляет более 44 млрд. тонн грузов. Сервисный центр автомобильных перевозок может выполнить заказ по доставке грузов в любую страну мира.

Общая развернутая длина дороги составляет 12066,4 км. Протяженность главных железнодорожных путей — 7987 км.

Основными маршрутами трассы являются два параллельных широтных направления: Москва — Нижний Новгород — Киров и Москва — Казань — Екатеринбург, соединенные ракетами.

Горьковская железная дорога (ГЖД, филиал ОАО «РЖД») за восемь месяцев 2013 года сократила перевозку пассажиров на 21,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) до 33 083,1 тыс. человек.

В поездах дальнего следования отправлено 4 678,7 тыс. пассажиров, в поездах пригородного сообщения-28 404,4 человек.

Пассажирооборот в дальнем следовании в январе-августе составил 6 686,7 млн. пасс-км, в пригородном сообщении-1 268,3 млн. пасс-км.

Парк подвижного пассажирского состава

Пассажирские вагоны дальнего следования 24 100 шт

Пассажирские вагоны пригородных поездов 15 600 шт

Магистраль имеет 432 станции, в том числе 7 крупных сортировочных.

Количество остановочных пунктов

337

— с павильонами

220

— с посадочными платформами

117

Отделения дороги

6

Локомотивные депо

19

Вагонные груз.и пас. депо

13+5 и ППС Зелецино

Дистанции пути

29

  • Ситуационное положение предприятия на рынке

2.1 Внутренне-ситуационный анализ

2.1.1 Описание потребителей

Потребителями предлагаемых услуг в основном являются жители поселков, прилегающих к «ГЖД», основная потребность которых — добраться до нужного города в любое удобное время.

1.2 Услуги

Перевозка пассажиров, грузов, в том числе для государственных нужд, железнодорожным транспортом общего пользования, военным и специальным рельсовым транспортом.

Фирменные поезда:

Фирменный поезд «БУРЕВЕСТНИК» (Нижний Новгород — Москва)

Фирменный поезд «ВОЛГА» (Нижний Новгород — Санкт-Петербург)

Фирменный поезд «ВЯТКА» (Киров — Москва)

Фирменный поезд «ИТАЛМАС» (Удмуртия -Москва)

Фирменный поезд «МАРИЙ ЭЛ» (Иошкар-Ола — Москва)

Фирменный поезд «НИЖЕГОРОДЕЦ» (Нижний Новгород — Москва)

Фирменный поезд «ПОВОЛЖЬЕ» (Казань — Санкт-Петербург)

Фирменный поезд «ТАТАРСТАН» (Казань — Москва)

Фирменный поезд «ЧУВАШИЯ» (Чебоксары — Москва)

Скоростной поезд «Сапсан»

 услуги 1

Скоростной поезд «Сапсан»

Количество пассажирских мест в поезде «Сапсан» — 538.

Скоростной поезд «Сапсан» произведен немецкой компанией «Сименс». «Сапсан» развивает скорость до 250 км/ч и полностью адаптирован к особенностям российского климата. Поезд назван в честь самой быстрой птицы семейства ястребиных.

Маршруты курсирования поезда «Сапсан»

Москва — Санкт-Петербург;

  • Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород;
  • Москва — Нижний Новгород.

Характеристика вагонов поезда «Сапсан»

Вагон бизнес-класса:

регулируемая спинка кресла

индивидуальное освещение

откидной или приоконный стол

откидная опора для ног

встроенный аудиовидеомодуль

розетка между креслами для подключения зарядных

Вагон экономического класса:

регулируемая спинка кресла

индивидуальное освещение

откидной или приоконный стол

откидная опора для ног

Услуги, входящие в стоимость проезда свежая пресса

санитарно-гигиенический набор

детские наборы для путешествующих с детьми

рацион горячего питания на выбор согласно меню

свежезаваренный чай, натуральный кофе, прохладительные и алкогольные напитки

заказ такси

Места для пассажиров с ограниченными физическими возможностями

Место снабжено кнопкой вызова проводника. Рядом есть специальный туалет для инвалидов-колясочников, который, как и другие туалеты, оборудован кнопкой экстренного вызова. Стол-сиденье для пассажиров с ограниченными физическими возможностями учитывает особые потребности: он не имеет ножки и может складываться.

Пол во всех помещениях поезда «Сапсан» одинакового уровня, что облегчает передвижение инвалидных колясок.

Вагон-бар

Для удобства пассажиров в вагоне-баре поезда «Сапсан» установлено 2 барных стола и 10 окон.

возможна доставка горячих блюд из вагона-бара на места пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Безалкогольные и алкогольные напитки можно заказать в баре.

Услуги, предоставляемые пассажирам на вокзалах:

  • доставка проездных документов на дом , организацию;
  • заказ мест на поезда по телефону с последующим оформлением в специализированных кассах брони;
  • перекомпостирование билета на ранее отправляющийся поезд или вагон выше оплачиваемой категории;
  • оформление возврата платежей за неиспользованный билет;
  • выдача предупреждения начальнику поезда о предстоящей посадке на впереди лежащих станциях по заявлению пассажира;
  • выдача пассажиру сложной справки;
  • передача объявлений по вокзальному радио индивидуально и по заявке учреждений или организаций;
  • переноска носильщиком ручной клади;
  • предоставление ячейки в автоматических камерах хранения ручной клади и мест в крупногабаритной камере хранения;
  • хранение прибывшего багажа и грузобагажа граждан;
  • предварительный прием багажа и грузобагажа;
  • переадресовка, взвешивание грузобагажа, погрузка и выгрузка на автотранспорт;
  • доставка багажа и грузобагажа из багажного отделения к месту стоянки автотранспорта и обратно, на дом, предприятия, организации и т.д.;
  • предоставление мест в комнатах отдыха, матери и ребенка;
  • бронирование мест в гостиницах города;
  • услуги местной телефонной связи;
  • ксерокопирование;
  • компьютерные услуги;
  • ламинирование;
  • прием/передача факсимальных сообщений
  • круглосуточная работа баров, кафе, буфетов.

Экспресс-доставка документов поездами «Сапсан»

Областная дирекция вокзалов Горького расширяет спектр услуг, оказываемых на вокзалах, и предлагает гостям и жителям города новую услугу — «Экспресс-отправка» корреспонденции с вокзала.

«Экспресс — отправка» включает в себя перевозку только текстовых документов на бумажном носителе.

Стоимость услуги с упаковкой составляет:

весом до 3 кг 370 руб.

весом от 3 кг до 3,5 кг 432 руб.

весом от 3,5 кг до 4 кг 494 руб.

весом от 4 кг до 4,5 кг 556 руб.

весом от 4,5 кг до 5 кг 618 руб.

Время приема и выдачи «Экспресс — отправок»: круглосуточно

В соответствии с «Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», с «Типовой технологией перевозки малогабаритных пассажирских отправок», ЗАПРЕЩАЕТСЯ принимать к перевозке пассажирские отправки содержащие:

  • огнестрельное оружие, взрывчатые, наркотические, психотропные, огнеопасные, легковоспламеняющиеся, отравляющие, зловонные и другие опасные вещества в соответствии с «Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам», запрещенные к перевозке в качестве ручной клади, багажа и грузобагажа, а также вещи (предметы), которые могут повредить или загрязнить вагон и вещи других отправителей;
  • финансовые документы, железнодорожные и авиабилеты, денежные суммы, ценные бумаги, личные документы, ювелирные изделия, и другие ценные для отправителя вещи и документы;
  • бьющиеся и хрупкие предметы (стекло, фарфор);
  • лекарства и продукты.

1.3 Динамика объема продаж билетов

Каждое лето объем туризма на побережье Черного моря, в Крым, на Северном Кавказе будет значительно увеличиваться. Значительное количество отдыхающих ожидается в центральной части России, где условия отдыха значительно улучшились за последние годы.

В связи с этим «ГЖД» увеличивает объем продажи билетов на период отпусков. В июне, июле и августе 2014 года пассажирам будет предложено 1 916 700 мест в поездах дальнего следования, из которых 566 640 мест — в поездах южного направления.

Летнее расписание составлено на основе анализа пассажиропотока, а также на основе информации, полученной от пассажиров, предприятий и администраций муниципальных образований, оно максимально приближено к потребностям пассажиров.

В конце концов, главная задача улицы с точки зрения бизнеса — вернуть покупателя.

1.4 Сегментирование рынка

Рынки состоят из покупателей, и покупатели различаются по многим параметрам. Потребности, ресурсы, географическое положение, покупательские отношения и привычки могут быть разными. И каждую из этих переменных можно использовать в качестве основы для сегментации рынка.

Сегментирование рынка — разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и/или комплексы маркетинга.

К концу 2013 года агентство транзитной рекламы «Трансреклама» по традиции провело социологический опрос пассажиров поездов. Его целью было выявить и проанализировать как количественные показатели с целью корректировки коммерческих предложений на следующий год, так и качественные, чтобы определить общую реакцию потребителей на рекламу на железной дороге и узнаваемость бренда по результатам.

Исходные данные: поезда разных направлений и в вагонах всех типов, в анкетировании приняли участие 1000 человек, погрешность в социологическом опросе — до 3%. было проведено тематическое исследование на российских национальных маршрутах.

Частота пользования железнодорожным транспортом

 сегментирование рынка 1

Данные показатели по сравнению с 2012 годом изменились в сторону (на 5 %) увеличения доли так называемых «стабильных» пассажиров поездов (салатовый и фиолетовый сегменты графика), которые составляют стабильную группу. На наш взгляд причиной этого стало не увеличение доли «стабильных» пассажиров как таковых, а снижение количество случайных пассажиров, которые пользуются услугами железной дороги раз в год (синий сегмент).

В связи с кризисом эти пассажиры вообще отказались от путешествий.

Сегментирование пассажиров по возрастным группам

В этом количественном показателе интересна публика с наиболее активной покупательной способностью. В первую очередь, это зеленый и фиолетовый сегменты (25-35 и 35-45 лет), во вторую — красный сегмент (18-25 лет).

 сегментирование рынка 2

В совокупности количество пассажиров этих возрастных групп составляет 69% пассажиропотока.

Сегментирование пассажиров по социальному статусу и полу

 сегментирование рынка 3

Здесь, к сожалению, увеличилось количество безработных (синий на 4 %), что было нами прогнозируемо еще в начале года, и уменьшилось количество пассажиров, у которых свой бизнес (зеленый сегмент стал меньше на 3 процента).

Также значительно увеличилось количество людей, которые не готовы указать тип своих доходов (голубой сегмент стал больше на 10 %).

Все эти явления, согласно нашей гипотезе, также были вызваны кризисными явлениями в экономике страны.

Согласно полу пассажиры разделились так: 45% — женщины, 55% — мужчины.

2 Внешне-ситуационный анализ

2.2.1 Конкуренты

Основными конкурентами железнодорожного транспорта являются автомобильный и воздушный транспорт.

Где скорость доставки и стоимость проезда значительно выше.

Между тем государство заинтересовано в развитии конкуренции на железных дорогах. Создание независимых от РЖД транспортных компаний может стать эффективным инструментом сокращения бюджетных субсидий на пассажирский транспорт. Однако в этом случае деятельность операторов нового пассажирского подвижного состава должна распространяться и на социальный транспорт. Только тогда федеральное правительство или местные власти смогут выбрать наиболее эффективного пассажирского перевозчика и минимизировать бюджетные расходы.

2.2 Социальные факторы

Этот фактор играет значительную роль для GR, у которой на данный момент достаточно потребителей услуг.

2.2.3 Технологические факторы

Появление новых комфортабельных поездов с улучшенными техническими характеристиками может привлечь дополнительных потребителей.

2.4 Экологические факторы

Эти факторы сейчас влияют практически на все предприятия. Рост загрязнения окружающей среды приводит к ужесточению мер по безопасности (штрафы).

Поезда не наносят большой ущерб окружающей среде.

2.5 Политические факторы

% владельцем акций «РЖД» является государство.

3.1 Постановка целей

Скоростное движение

Главная роль в плане развития инфраструктуры дороги на первом инновационном этапе (2008 — 2015 годы) была отведена реконструкции и модернизации участка скоростного движения Петушки — Нижний Новгород. Для повышения скорости и комфорта пассажирских перевозок Горьковская железная дорога совместно с ДКРС приступила к реализации двухлетнего инвестиционного проекта «Организация высокоскоростного пассажирского сообщения по маршруту Москва — Нижний Новгород». Проект реализован на территории Горьковского и Московского филиалов РЖД. Общий объем инвестиций, предусмотренных проектом в инфраструктуры этих филиалов, составляет 12,910 миллиарда долларов. руб.

В 2018 году состоится Чемпионат Мира по футболу. Подготовка к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 началась в Москве, Нижегородской области и по всей России. Основные города проведения матчей.

 политические факторы 1

В Россию приедут огромное количество иностранцев. А чтобы они могли свободно и быстро путешествовать по России, нужен быстрый и удобный транспорт.

Скоростной поезд «Сапсан» должен запустить в нескольких крупных городах. Например, Казань, Самара, Волгоград, Краснодар, Сочи.

Люди за удивительно короткое время могли переезжать из одного города в другой.

1.

3.2 Анализ финансового состояния

Реализация столь масштабных мероприятий потребует не менее крупных вложений. Объем инвестиций может колебаться от 11447,8 до 13812,4 млрд руб. в зависимости от экономической ситуации в стране. Подход к финансированию основан на современных инвестиционных механизмах и в меньшей степени использует средства федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Реформирование компании, выделение бизнесов и выход холдинга и его дочерних обществ на глобальные рынки капитала, привлечение средств частных инвесторов на отдельные проекты позволит снизить долю прямых государственных затрат на реализацию Стратегии до 24%. 43% оставшихся средств выделит ОАО «РЖД», 33% — частные инвесторы. Современные механизмы привлечения финансирования позволяют отказаться от соответствующего повышения транспортных тарифов.

3 Разработка стратегий ценообразования

Что касается цены, то сейчас стоимость билетов на поезд «Сапсан» составляет от 1,1 тыс. до 6,5 тыс. рублей, а стоимость авиаперелета варьируется от 1,4 тыс. до 6,2 тыс. рублей. И вопрос снижения цен на билеты «Сапсана» в компании пока не обсуждался.

К тому же из-за высоких затрат на развитие скоростного движения монополист вряд ли пойдет на это. Только в 2010 году компания инвестирует 14,3 млрд рублей в высокоскоростную линию Санкт-Петербург — Хельсинки.

Кстати: РЖД потратила 300 миллионов евро на запуск скоростного поезда Москва — Санкт-Петербург. Проведена реконструкция путей и закуплено восемь поездов «Сапсан». Цена поездов — 276 млн евро

4
Оценка рисков

Сложности, с которыми мы сталкиваемся, в основном связаны с порядком пропуска поездов по высокоскоростной линии, которая представляет собой грузовой и общественный транспорт. Скорость которых очень низкая.

В России скоростной поезд «Сапсан» (производство немецкого концерна Siemens) ездит со скоростью 250 км/ч вместо 400 км/ч, как в Европе и Китае.

5 Разработка стратегии

Чтобы запустить «Сапсан» в нескольких крупных городах, необходимо решить проблему пропускной способности поездов.

Институт «Гипротранспут» ОАО «Росжелдорпроект» является лидером в области проектирования комплексных реконструкций и усовершенствованных ревизий пути искусственных сооружений и полотна дороги для организации скоростных пассажирских поездов.

В новых рыночных условиях эксплуатации железных дорог решение об увеличении пропускной способности для размещения растущих объемов перевозок осложняется тем, что неизвестно, насколько устойчива текущая тенденция роста. Это не стимулирует развитие долгосрочных программ, требующих значительных капитальных вложений. Поэтому компании могут потребоваться гарантии от государства, ответственного за предоставление франшизы.

Российские железные дороги должны искать новые направления транспортных услуг, развивать сеть, устранять узкие места и способствовать развитию железных дорог. Государство, в свою очередь, должно активно участвовать в реализации инвестиционных программ.

Простой способ повысить производительность за счет выравнивания скоростей и проведения почти параллельных линий на графике.

Естественно, желательно обеспечить выравнивание скорости движения поездов разных категорий за счет увеличения скорости более медленных. При этом увеличение пропускной способности может быть достигнуто разными способами: уменьшением межпоездных интервалов, сокращением продолжительности окон, улучшением технических характеристик подвижного состава (с большими значениями ускорения и замедления, даже если при этом несколько возрастет потребление энергии на тягу поездов).

Более спорный способ — выборочная отмена остановок. Сведение к минимуму количества остановок на определенных станциях возможно только в нерабочее время. Это выиграет время для увеличения частоты оборота скоростных поездов и грузов, но в то же время связано с возможными протестами. В качестве альтернативы можно организовать параллельное автобусное сообщение.

Можно также учесть и возможность некоторого замедления хода скоростных поездов на ряде направлений за счет разумного назначения дополнительных остановок там, где это коммерчески целесообразно, что позволит уменьшить диапазон различия скоростей самых быстрых и самых медленных поездов. Теоретически это позволило бы большему количеству поездов проходить через перегруженный участок линии. В конце концов, поезду лучше потратить время на посадку и высадку пассажиров, а не простаивать перед закрытыми сигналами.

Однако в ключевых областях требуется высокая скорость маршрута, чтобы конкурировать с воздушным и автомобильным транспортом. также сомнительно, что установление ограничения скорости на перегруженных линиях для увеличения пропускной способности согласуется с толкованием термина «современные железные дороги».

Групповые поезда

Еще одним возможным решением в улучшении организации пассажирских перевозок является использование так называемых групповых поездов, в состав которых включаются группы вагонов, имеющие различные пункты назначения. Головной, общий участок линии эти группы следуют вместе как один поезд, а на узловых станциях отцепляются от состава и направляются по своим маршрутам. На обратном пути происходит постепенное объединение групп в один состав.

Укладка ранее снятых путей

Наиболее эффективным методом увеличения пропускной способности является возврат на основных и вспомогательных направлениях ранее снятых путей на прежнее место, что позволяет улучшить эксплуатационные характеристики линий.

Тем не менее от увеличения числа путей отказываться нельзя. На сети есть двухпутные линии, проходящие по полотну, ранее занимаемому четырьмя путями.

В случае успешного выполнения вышеперечисленных стратегии, предполагается, что большее количество людей, особенно в 2018 году, будут пользоваться услугами железной дороги, чтобы в безопасности и комфорте перемещаться по России. ОАО «РЖД» в таком случае будет получать прибыль.

Необходимо значительное привлечение денежных средств для осуществления этой стратегии.

Заключение

В данной курсовой работе проводился маркетинговый анализ филиала «ГЖД». Были поставлены следующие задачи: рассмотреть предприятие, проанализировать макросреду, выявить слабые и сильные стороны организации, конкурентные преимущества и недостатки, выработать маркетинговую стратегию.

В результате проведенной работы можно сделать выводы, что предприятие, занимающаяся междугородними транспортными перевозками, в настоящее время имеет стабильные позиции на рынке.

Для дальнейшего развития и увеличения своей доли на рынке услуг организация должна сделать акцент на увеличение пропускной способности скоростных поездов, с целью увеличения запуска скоростного поезда Сапсан по различным городам России. Это будет являться одним из основных источников получения прибыли.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/issledovanie-ryinka-passajirskih-perevozok/

1. Иванов И.В. Учебно-методическое пособие по курсу «Маркетинг» (2 изд.), Саров — 2002.

  • Котлер Ф.. Основы маркетинга, СПб. — АО «КОРУНА», 1994.
  • Курчев С.Г.

Курс лекций по курсу «Маркетинг».

  • Интернет