Обслуживание больных и инвалидов на всех этапах перевозки

Курсовая работа

инвалид транспорт льготный бесплатный

Инвалид — это человек, чьи возможности для личной жизни в обществе ограничены из-за физических, умственных, сенсорных или умственных недостатков.

Инвалидность — это проблема не только для человека, но и для государства и общества в целом. Поэтому необходимо создать для них такую ​​атмосферу, чтобы люди с ограниченными возможностями не подвергались дискриминации ни в чем: ни при покупке товаров в магазине, ни при получении образования, ни при приеме на работу, ни в поездках, ни просто путешествовать по городу по собственному делу. Наряду со многими другими проблемами необходимо обратить внимание на жизнедеятельность самих инвалидов.

Общественный транспорт — метро, ​​автобус, троллейбус, трамвай и маршрутное такси. Кроме того, в городах существует социальное такси для инвалидов (служба инватакси).

При всем этом разнообразии многие люди с ограниченными возможностями, несмотря на льготы по оплате общественного транспорта, не могут пользоваться им в одиночку. Этому мешают ступеньки, отсутствие пандусов и перил, лифты, узкие двери и турникеты, отсутствие шрифтов Брайля, большие и контрастные знаки и многое другое, которые превращают путешествие в опасное приключение.

Поэтому сегодняшняя городская среда практически не приспособлена для беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями. Поэтому эта тема очень актуальна и значима в нашем обществе.

Цель курсовой работы — изучить и распространить сервисную категорию инвалидов в рыночных условиях.

Актуальность данной темы заключается в том, что инвалидность — самая проблемная и значимая тема не только в Российской Федерации, но и в мире в целом. Людям с ограниченными возможностями необходимо сделать свое передвижение максимально комфортным и доступным.

Для выполнения данной темы курсовой работы необходимо рассмотреть такие задачи, как:

  • изучить транспортное обслуживание инвалидов;
  • показать пути улучшения при транспортном обслуживании;

— представить мероприятия по эффективности обслуживания категории инвалидов на транспорте.

ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ КАТЕГОРИИ ИНВАЛИДОВ НА ТРАНСПОРТЕ

1.1 Права при транспортном обслуживании льготной категории инвалидов

Люди с ограниченными возможностями пользуются льготами на проезд на определенных видах транспорта. Бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (за исключением такси) и на автомобильном транспорте общего пользования в сельской местности в пределах административного района по месту жительства предоставляются инвалидам 1 и 2 группы по зрению, не имеющим двух конечностей или с параличом двух конечностей. Данная льгота предоставлена ​​данным категориям инвалидов федеральным законодательством. Сегодня все категории инвалидов имеют право бесплатно передвигаться на всех видах городского транспорта. Это пособие ежегодно утверждается постановлением муниципальной администрации. Однако с 1 января 1997 года данная льгота, а также право проезда на всех видах общественного транспорта пригородного сообщения, за исключением такси, предоставляется на основании федерального законодательства.

15 стр., 7483 слов

Чс аварии на транспорте. Чрезвычайные ситуации на транспорте. ...

... пользования метро на эскалаторах. Основные виды транспорта. Чрезвычайные ситуации на автомобильном транспорте. ДТП. Основные причины ДТП. Чрезвычайные ситуации на авиационном транспорте. Требования безопасности на авиационном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железнодорожном транспорте. Меры безопасности на железной дороге. Чрезвычайные ситуации на наземном транспорте. Жизнь современного ...

Инвалидам предоставляется 50-процентнаяя скидка со стоимости проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалиды 1 и 2 группы имеют право один раз в год бесплатно выезжать к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более благоприятные условия.

К категориям больных и инвалидов относятся пассажиры, чье физическое состояние требует особого внимания при подготовке к перевозке и во время нее. Перевозчик имеет право запросить у такого пассажира медицинское заключение, содержащее разрешение на перевозку данной перевозки и особые требования к его состоянию. Кроме того, пассажир данной категории по запросу компании должен предоставить письменную гарантию, освобождающую перевозчика от ответственности за любые негативные последствия перевозки.

Если пассажир путешествует на костылях или складном инвалидном кресле, которое можно перевозить в салоне самолета, плата не взимается. Если пассажир путешествует на электрической инвалидной коляске, его переводят на сиденье, а электрическую инвалидную коляску снимают.

Посадка в автобус больных, инвалидов и сопровождающих лиц производится в первую очередь, а высадка — в последнюю. При этом должна быть оказана помощь. В случае перевода больного или инвалида с одного рейса на другой первый перевозчик отказывается от обязанности оказывать помощь после того, как пассажир был переведен на другой перевозчик.

Базовая комплектация каждого автобуса для людей с ограниченными физическими возможностями состоит:

  • Ременный крепеж кресел- колясок на быстросъемных кронштейнах;
  • Электрогидравлическое подъемное устройство согласно ГОСТ Р 50844;
  • Раздельные сиденья для сопровождающих лиц;
  • Комплект аппарелей.

Специальные автобусы предназначены для перевозки инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе в инвалидных колясках. Автобусы предназначены для эксплуатации на дорогах общей транспортной сети Российской Федерации и должны быть рассчитаны на работу в регионах с умеренным климатом при воздействии климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150. Требования этого стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей. Автобусы специальные для перевозки инвалидов изготавливаются по ГОСТ Р 50844-95 «Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования».

6 стр., 2902 слов

Осуществление пассажирских перевозок службой такси

... что составит 17,9 % прибыли. Услуги по осуществлению автомобильных перевозок легковым такси предоставляется посредством выделения автомобиля клиенту ... инвалидов. Работа диспетчерской службы организована в круглосуточном режиме. Главный конкурент такси является общественный транспорт. Основными направлениями Такси Танки на 2016 год являются: совершенствование тарификации предоставляемых услуг; ...

Установленное в специальном автобусе транспортное подъемное устройство служит для посадки инвалидов в креслах-колясках в салон транспортного средства с целью осуществления ими необходимых поездок (по установленным маршрутам, к месту работы, лечения, отдыха и др.).

Чтобы транспортное средство стало более удобным для людей с заболеваниями опорно-двигательной системы, американская фирма VehicleProductionGroup создала модель авто, специально для инвалидов-колясочников — MV-1 .К тому же инновационный автомобиль не разрабатывался на базе серийных моделей; тело было создано с нуля Roush.

На данный момент серийное производство автомобиля начато на двух заводах в Мичигане и Индиане. На сегодняшний день выпускается приблизительно 60 автомобилей в неделю. Хотя, по словам одного из руководителей VehicleProductionGroup, в этом году планировалось довести выпуск MV-1 до 9 тысяч единиц в год.

Автомобиль MV-1, по сути, является полноразмерным универсалом с имеющейся рампой по правой стороне (она собирается и скрывается под днищем машины).

Внутри автомобиля полноразмерное водительское сиденье, за которым — откидывающееся сиденье для компаньона. Второй ряд сидений призван удовлетворить потребности пассажиров с ограниченными физическими возможностями, хотя на пассажирских креслах могут с комфортом разместиться обычные люди. Дверь машины, специально предназначенная для входа инвалидной коляски, довольно широкая и высокая. Беря во внимание внушительные размеры машины (длина пять метров и высота примерно два метра), можно с уверенностью утверждать, что внутри автомобиля будет комфортно даже владельцам довольно значительных инвалидных колясок с электрическим приводом.

Попасть в машину можно будет благодаря автоматически складывающейся рампе. Телескопический механизм разрешает без особых трудностей прятать рампу под днище машины, причем она способна выдержать, весьма ощутимый вес — до шестисот кг. Наклон данной площадки равен 4,1:1. Пандус имеет нескользящее покрытие и автономную систему освещения.

В случае перевозки людей с ограниченными возможностями непосредственно в инвалидных колясках в автобусе имеются устройства и приспособления, фиксирующие инвалидную коляску во время движения автобуса. Крепежные элементы унифицированы по типу креплений и позволяют легко изменять шаг установки кресла-коляски, предлагая различные варианты их крепления для обеспечения крепления кресла-коляски с разным проезжей частью.

Работа подъемника снабжена концевыми выключателями, отключающими его в крайних положениях платформы. В специальном автобусе предусмотрено место для хранения подъемного устройства в сложенном состоянии. Подъемное устройство в сложенном состоянии не создает препятствий для передвижения людей с ограниченными возможностями и инвалидных колясок и не влечет за собой риск травмирования пассажиров в случае резкой остановки или маневра автобуса. Сиденья в автобусах 2 и 3 классов оборудованы ремнями безопасности. В местах, предназначенных для размещения людей с ограниченными возможностями, как на сиденьях, так и в инвалидных колясках, предусмотрены специальные кнопки «Запрос на остановку».

15 стр., 7068 слов

Транспорт Приморского края

Общая длина железнодорожных дорог в крае составляет 1628 км. Железнодорожным транспортом перевозится порядка 10 - 15 млн чел. в год. Из них около ... авиакомпании. Сохранение местных авиаперевозок является важной задачей гармоничного развития транспортной системы Приморского края и отдаленных районов края. Несмотря на значительную дотационность, авиатранспорт не требует таких капиталовложений как, ...

1.2 Основные нормативные льготные направления при обслуживании категории инвалидов

Условием перевозки слепого или глухого пассажира является предоставление перевозчику соответствующего документа. Пассажиры этой категории могут перевозиться с попутчиком, без сопровождения или в сопровождении собаки-поводыря. В последних двух случаях оператор бронирования должен внести эту информацию в досье пассажира, чтобы помочь ему с административными формальностями посадки и высадки.

Собака-поводырь перевозится в салоне автобуса и ее перевозка не оплачивается. Пассажир, путешествующий с собакой-поводырем, должен иметь ветеринарное свидетельство и справку, подтверждающую его специальную подготовку. Место для такого пассажира выделяется в задних рядах кресел. Собака привязывается к ножке кресла пассажира. Собака-поводырь обязательно должна быть в наморднике.

Обслуживать глухих и слабослышащих — значит предоставлять им места, оборудованные дополнительной световой информацией и устройствами сигнализации. Этим пассажирам предоставляются специальные пропуска, позволяющие обслуживающему персоналу отличать глухих и слабослышащих людей от других пассажиров и уделять им больше внимания.

Право на бесплатный проезд на городских и пригородных маршрутах транспорта общего пользования следующим категориям граждан:

Ветеранам труда — лицам, имеющим статус ветерана в соответствии с со ст.7 ФЗ 5-ФЗ «О ветеранах», после установления, назначения им трудовой пенсии по старости независимо от прекращения ими трудовой деятельности.

— Ветеранам военной службы — лицам, имеющим статус ветерана военной службы в соответствии с ст.5 ФЗ 5-ФЗ «О ветеранах», по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

— Труженикам тыла — лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941г до 1 мая 1945г не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

  • Люди, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные, инвалиды или вышедшие на пенсию.
  • Пенсионерам.
  • Ветеранам боевых действий, членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий.
  • Людям, награжденным знаком «Почетный донор СССР» или «Почетный донор России».

Льготы сотрудникам полиции:

Сотрудник МВД имеет право на компенсацию стоимости проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом:

1) к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно (в случае направления на лечение либо медицинское освидетельствование врачебной комиссией (военно-врачебной комиссией) медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел);

2) к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно (в случае направления на долечивание (реабилитацию) врачебной комиссией медицинской организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел).

(Основание: статья 3 часть 5 ФЗ РФ от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

13 стр., 6487 слов

Защита прав пассажиров

... доставке. Вышеизложенные соображения определили выбор темы для исследования. Целью работы является исследование сущности защиты прав пассажиров в сфере транспортного обслуживания. Для раскрытия исследуемой темы ... проезд и провоз багажа. В связи с тем, что договор перевозки пассажира является публичным договором и в части защиты прав пассажира к нему применяется законодательство о защите прав ...

Льготы военным:

  • бесплатный личный проезд два раза в год (туда и обратно) определенным в статье видом транспорта;
  • бесплатное личное пользование внутригородским транспортом, поездами пригородного сообщения, а в сельской местности — автобусами внутриобластных линий;
  • внеочередное приобретение билетов на все виды железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта;
  • бесплатное личное и бесплатное сопровождающего лица пользование залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов.

Студентам:

Скидки на проезд в электричках (пригородное сообщение) предоставляются Учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и действуют с 1 января по 15 июня и с 1 сентября по 31 декабря включительно. Для получения дорожных пособий вы должны иметь при себе студенческий билет.

В 2012 — 2013 годах компании пригородного транспорта вводят проездные со скидкой 50%, действительные для студентов средних и высших учебных заведений. Скидка 50% на проезд на верхних полках купейных вагонов всех типов поездов дальнего следования по территории РФ. Срок предоставления льготы: с 1 сентября 2012 г. по 30 июня 2013 г. и с 25 августа 2013 г. по 31 декабря 2013 г. Для оформления льготного билета потребуются: справка учащегося, студенческий билет, паспорт, а также:

  • Иногородним студентам очной формы обучения и аспирантам государственных, муниципальных высших учебных заведений, обучающимся по очной форме обучения, предоставляется право на бесплатный проезд железнодорожным транспортом один раз в год туда и обратно или автобусным транспортом при отсутствии железнодорожного сообщения;
  • студентам и аспирантам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Сибири и на Дальнем Востоке, — авиационным транспортом один раз в год туда и обратно.

Студентам, обучающимся по заочной форме в высших учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, один раз в учебном году организация-работодатель оплачивает проезд к месту нахождения высшего учебного заведения и обратно для выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов, а также для сдачи государственных экзаменов, подготовки и защиты дипломного проекта (работы).

Время, затрачиваемое на дорогу с работы в аспирантуру и обратно, добавляется к ежегодному дополнительному отпуску аспиранта при сохранении средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

Дети в возрасте до 7 лет:

  • могут бесплатно ездить на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства;
  • проживающие в сельской местности, они также могут бесплатно пользоваться «автомобильным транспортом общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства» (исключение: право на проезд на междугородном автомобильном транспорте);
  • имеют право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском пригородном транспорте (кроме такси);
  • на пассажирском междугородном транспорте: право на бесплатный проезд в пассажирских поездах внутри страны и на внутренних линиях автомобильного пассажирского транспорта — для детей до 5 лет (без права на отдельное место).
    12 стр., 5664 слов

    Принципы таможенного права

    ... уголовного, международного права. Как и любая отрасль права таможенное право имеет свои принципы. Объектом исследования в данной курсовой работе являются принципы таможенного права. Под принципами таможенного права понимаются его ... дела, 98 их которых "относятся к категории коррупционных", сообщает пресс-служба Северо-Западного таможенного управления. Наиболее распространенные преступления - это ...

Дети в возрасте от 5 до 10 лет могут ездить в пассажирских поездах, автобусах, маршрутках по льготному тарифу (50%).

А школьники, проживающие в сельской местности, с 1 сентября по 30 июня бесплатно добираются до места учебы и возвращаются на регулярном междугородном автомобильном пассажирском транспорте.

Также предлагаются дополнительные скидки на билеты на пассажирские поезда. С 1 октября по 30 апреля включительно организованные группы учащихся при численности группы от 10 до 24 человек могут рассчитывать на скидку в размере 10%, а при численности группы 25 человек и более — 15%.

1.3 Особенности льготного обслуживания категориям пенсионеров и ветеранов труда

А. Граждане — получатели социальных услуг (федеральные льготники) имеют право на бесплатный проезд в пригородных поездах.

Перечень граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг:

1)Инвалиды войны.

2) Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания.

3) Участники Великой Отечественной войны.

4) Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пунктах 1 статьи 3 федерального закона « О ветеранах».

5) Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.41 г. по 03.09.45 г. не менее 6 месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

6) Лица, награжденные знаком « Жителю блокадного Ленинграда».

7) Лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих флотов, на операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интегрированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

8) Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а так же члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

9) Инвалиды.

10) Дети-инвалиды.

11) Лица, сопровождающие инвалидов 1 группы и детей инвалидов.

12) Лица, подвергавшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и приравненные к ним категории граждан.

13) Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях.

12 стр., 5735 слов

Таможенная система Российской Федерации

... таможенного права. Государственное регулирование ввоза и вывоза товаров путем применения таможенных пошлин и налогов (или предоставления льгот по ним) при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации ... исследование специализации в таможенном деле. Цель курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать существующую практику специлизации таможенного дела, выявить проблемы, ...

14) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы.

15) Герои Социалистического труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы.

Б.Транспортный налог — льготы для пенсионеров — вводится в Российской Федерации на территориях субъектов Российской Федерации. Данное право передано законодательным органом власти субъектов. Они же определяют ставки налога, который вводится в бюджет региона.

При этом Налоговый кодекс РФ устанавливает налоговые льготы, а также сроки и порядок уплаты налогов. В целом по стране имеется общий транспортный налог, льготы пенсионерам предоставляются в следующем порядке:

  • Герои СССР, РФ, социального труда, кавалеры ордена Славы 1-3 степени, их общественные объединения, использующие автотранспортные средства в соответствии с уставной деятельностью и ранее не оформляющие льготы по транспортному налогу пенсионерам;
  • граждане, подвергавшиеся радиации, указанные в Законе РФ « О соцзащите граждан, подвергавшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • лица- инвалиды- собственники мотоциклов, легковых автомобилей с двигателем мощностью до 73,55 кВт (до 100 л.

с) или являющиеся владельцами по доверенности, выданной до 30.07.2002 г.

Транспортный налог для пенсионеров:

Если освобождение от дорожного налога для пенсионеров полагается собственнику нескольких объектов, то он может быть освобожден от налога на один из объектов по своему выбору. При этом по закону пенсионеры не освобождаются от транспортного налога, а также льготы пенсионерам МВД предоставляться не будут. Исключение составляют случаи, когда пенсионер попадает хотя бы в одну из перечисленных ниже льготных категорий. В этом случаи льготы пенсионерам действуют. Чтобы воспользоваться льготным транспортом для пенсионеров, необходимо подать заявление о льготах в Агентство по доходам с указанием марки, регистрационного номера транспортного средства и документов, дающих право на льготу.

Льготы по транспортному налогу предоставляются на основании:

  • книжки- Героя или орденской славы;
  • удостоверения инвалида или участника ликвидации;
  • Для инвалидов с детства и общего заболевания- справки МСЭК.

Если право на льготы по транспортному налогу для пенсионеров возникло в налоговом периоде, то расчет налога делается с коэффициентом, определяющимся отношением количества полных месяцев, когда гражданин имел право на льготные пенсии и оформление транспортной льготы, к количеству календарных месяцев налогового периода.

В. Пособия ветеранам труда, пенсионерам с военной службы устанавливаются за счет средств областного бюджета, поэтому уточнить виды социальной поддержки можно в территориальном отделе социальной защиты.

Как правило, в перечень входят бесплатный проезд в пассажирском транспорте общего пользования, в пригородных поездах — льготы пенсионерам на проезд в электричках оговаривается для отдельных групп ветеранов; компенсация части телефонной абонентской платы; ежемесячные денежные выплаты; бесплатное зубное протезирование; льготная оплата жилищно-коммунальных услуг. Пособия пенсионерам по возрасту на оплату проживания и услуг не предоставляются, если они не являются ветеранами работы или войны и не являются инвалидами. Поэтому нет перечня льгот для ветеранов труда и пенсионеров. Для каждой жизненной ситуации в соответствующем законе указаны некоторые льготы: в Налоговом кодексе — налоговые льготы, в Жилищном кодексе — льготы по оплате ЖКХ и так далее. При этом следует учитывать, что законодательные собрания регионов также принимают свои законы, определяющие условия труда ветеранов.

15 стр., 7060 слов

Источники таможенного права

... различно. Таким образом, всестороннее изучение значения таможенного права, его особенностей, в частности, источников таможенного права в Российской Федерации (РФ), как мне кажется, представляет ... определение роли международных договоров Российской Федерации по вопросам таможенного дела в системе источников таможенного права актуально при изучении таможенного права. Следует отметить, что активное ...

Льготы пенсионерам на проезд в автобусах предусматриваются для таких категорий, как инвалиды ВОВ, ветераны боевых действий из списка, указанного в статье 3 закона о ветеранах, ленинградцы-блокадники, работники объектов ПВО в период ВОВ, члены семей погибших или умерших ветеранов ВОВ, инвалиды и дети-инвалиды, «чернобыльцы» и те, кто приравнен к ним. Субсидируемая пенсия для врачей предусмотрена законом о профессиональных пенсиях и предусматривает медицинскую деятельность не менее 25 лет в сельской местности и 30 лет в городских условиях. Перечень должностей и организаций, работа которых дает право на субсидированную пенсию, утверждается Правительством, а также период работы, дающий право на досрочный выход на пенсию.

ГЛАВА 2. УСТАНОВЛЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЛЬГОТНОГО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

2.1 Нормативные права при бесплатном транспортном обслуживании

Перечень льготных категорий по состоянию на 1 января 2013г приведен ниже:

I. Льготные категории, имеющие право бесплатного проезда на ГПТ без ограничений:

1. Депутаты Верховного Совета СССР, Верховного Совета РСФСР, Верховных Советов автономных республик и местных советов.

2. Инвалиды, в том числе:

1) дети — инвалиды по зрению;

2) инвалиды — слепые;

3) дети — инвалиды и инвалиды, не имеющие двух конечностей или с

параличом двух конечностей;

4) инвалиды I и II групп;

5) инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории (инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, а также ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья,

полученных при исполнении служебных обязанностей).

3. Персональные пенсионеры профсоюзного, республиканского и местного значения с партийным стажем не менее 30 лет, а также бывшие политзаключенные, ссыльные переселенцы и политзаключенные при буржуазных правительствах.

4. Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и лица, награжденные орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», Славы, Трудовой Славы трех степеней.

5. Школьники, проживающие в сельской местности.

II. Льготные категории, имеющие право бесплатного проезда на ГПТ при исполнении служебных обязанностей:

6. Военнослужащие срочной службы, а также курсанты военно-учебных заведений.

7. Следователи органов прокуратуры, в том числе следователи военных

прокуратур.

8. Шоферы и кондукторы автобусов предприятий автомобильного транспорта общего пользования.

9. Работники милиции, в том числе курсанты школ милиции.

10. Работники дорожных органов.

11. Судебные исполнители.

12. Работники контрольно-ревизорской службы Министерства автомобильного транспорта, территориальных объединений автомобильного транспорта, автотранспортных предприятий.

6 стр., 2586 слов

Основные положения Таможенного кодекса Российской Федерации и дополнения к нему

... уплачиваемых при пересечении границы товаров, основан на Таможенном кодексе Российской Федерации. Основные положения Таможенного кодекса Таможенный Кодекс Российской Федерации является основным документом регулирующим работу таможни РФ. Общие положения Таможенного кодекса содержатся в его первом разделе, несущем в ...

13. Дружинники.

14. Почтальоны.

Предоставление права бесплатного проезда не являлось сколько-либо существенной проблемой по нескольким причинам:

1. Удельный вес льготных категорий пассажиров во всех видах городскогообщественного транспорта не превышал 10-15% от общего объема перевозок.

2. Предприятия пассажирского транспорта получали компенсацию из бюджета соответствующего уровня, позволяющую покрывать недостающие доходы от эксплуатационной деятельности. Величина этой компенсации зависела исключительно от размера суммарных убытков предприятия.

В результате принятия после 1992 г. большого количества законодательных

актов по предоставлению права бесплатного проезда многочисленным категориям граждан общее число льготников многократно возросло, при этомправо не оплачивать свой проезд на транспорте получила такая массовая категория граждан, как ветераны, а также значительное количество сотрудников органов власти всех уровней. Как следствие, в настоящее время на территории Российской Федерации действуют нормативно-правовые акты различных уровней государственной власти, предоставляющие право льготного и бесплатного проезда в общественном транспорте более чем 60 категориям граждан, должностных лиц и военнослужащих.

Существующие категории населения, льготы которым установлены федеральным законодательством, условно можно разделить на несколько групп:

— Льготные категории, представители которых получили льготы по оплате проезда за большие заслуги перед страной. К этой категории можно отнести лиц, награжденных орденами, медалями, почетными знаками СССР и Российской Федерации, участников Великой Отечественной войны и боевых действий на территориях других государств и т.д.

— Льготные категории, представители которых получили льготы по оплате проезда в связи со своей профессиональной принадлежностью. Количество категорий, относящихся к этой группе, достаточно велико, в группу входят сотрудники многочисленных федеральных силовых структур, работники транспортных и дорожных организаций, депутаты законодательных органов власти и т.д.

— Льготные категории, представители которых получили право бесплатного проезда на транспорте в качестве меры, позволяющей снизить их социальную незащищенность. К этой группе относятся дети-сироты, инвалиды, учащиеся образовательных учреждений из многодетных семей и т.д.

2.2 Специальное обслуживание отдельных категории граждан

Помимо перечисленных федеральных льготных категорий, несколькими федеральными нормативно-правовыми актами было рекомендовано исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставить льготы, в том числе по оплате проезда на транспорте, следующим категориям граждан:

1) работникам государственной налоговой службы — на основании Указа Президента Российской Федерации от 31.12.91 № 340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации»;

2) работникам государственной службы санитарно-эпидемиологическогонадзора;

3) работникам организаций по добыче (переработке) угля — на основании Федерального закона от 20.06.96 № 81ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Впрочем, законодательные органы субъектов Российской Федерации, атакже органы местного самоуправления достаточно часто пользуются предоставленным правом вводить дополнительно к существующим федеральным категориям льготных пассажиров категории, имеющие право на льготный проезд в пределах, соответственно, субъекта Российской Федерации или города (района).

В большинстве случаев к этим дополнительным категориям относятся депутаты местных представительных органов и областных законодательных собраний, почетные граждане города и субъекта Российской Федерации. Помимо этого, широко распространена практика предоставления льгот по оплате проезда пенсионерам, в частности, этой категории льготников предоставлено право бесплатного проезда в Нижегородской области, Республике Татарстан, Республике Саха (Якутия), городах Хабаровске, Новосибирске, Кемерово и Томске и других, льготы по оплате проезда предоставлены пенсионерам в Ярославле, Саратове и многих других муниципальных образованиях.

Набор льгот по оплате проезда на транспорте, предоставляемых той или иной льготной категории, отнюдь не равноценен. Так, почти все льготные категории, за исключением работников дорожных органов, имеют право бесплатного проезда на внутригородских маршрутах пассажирского транспорта общего пользования. Часть категорий из числа тех, которым предоставлено право бесплатного проезда на внутригородских маршрутах, может воспользоваться им на пригородных маршрутах. Значительно меньшее количество льготных категорий имеет, помимо этого, право бесплатного проезда и на внутриобластных (внутриреспубликанских, внутрикраевых) маршрутах, и лишь несколько категорий, в число которых входят депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, имеют право бесплатного проезда на всех видах транспорта во всех видах сообщения.

Наиболее высок удельный вес граждан, имеющих льготы по оплате транспортных услуг, в общей численности населения таких субъектов Российской Федерации, как:

1) Тверская область — льготы имеет 57,45% населения;

2) Ярославская область — льготы имеет 44,54% населения;

3) Удмуртская Республика — льготы имеет 40,51% населения;

4) Вологодская, Липецкая и Псковская области — льготы имеет от 40 до 42% населения.

Минимальный удельный вес жителей льготников по итогам прошлого года был отмечен в Коми-Пермяцком автономном округе, где право бесплатного проезда или его льготной оплаты имеет всего лишь 5,2% населения.

Наибольшее количество граждан получили право бесплатного проезда на транспорте в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». В целом по Российской Федерации на основании данного законодательного акта льготы по оплате проезда имеют 25,032 млн. человек (62,8%, или почти две трети от численности всех граждан, имеющих льготы по оплате услуг транспорта).

В общей численности населения Российской Федерации к ветеранам относится 17,15% граждан. Вполне естественно, что в целом ряде субъектов Российской Федерации удельный вес данной категории в общей численности населения еще выше, в частности, в Липецкой и Калининградской областях величина данного показателя превышает 30%, а еще в трех областях, Вологодской, Новгородской и Псковской, превышает 25%. В целом доля ветеранов в общей численности населения превышает 20% в 23 субъектах Российской Федерации.

Второй по величине категорией льготников являются инвалиды, имеющие право на бесплатный проезд в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». По итогам численность граждан, относящихся к данной категории, составила 7,70 млн. человек, или 5,27% от общей численности населения Российской Федерации. В трех субъектах Российской Федерации к категории инвалидов относится более 10% населения (Белгородская область — 10,97% населения, Москва — 10,28% населения, Ярославская область — 11,40% населения), а в Калужской области к инвалидам относится 21,06% населения. Помимо этого, достаточно велика численность граждан, имеющих право бесплатного проезда на транспорте в соответствии со своей профессиональной принадлежностью. В целом по Российской Федерации к ним относится 2,98 млн. человек, что составляет 2,19% населения страны. Наиболее велик удельный вес граждан, относящихся к данной категории, в Калужской области — 15,84% населения этого субъекта Российской Федерации не оплачивают свой проезд на транспорте, пользуясь льготами, предоставленными гражданам по профессиональному признаку.

К значительной по численности категории граждан, имеющих право бесплатного проезда на транспорте, относятся лица, пострадавшие от радиации (принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т.д.).

В целом по Российской Федерации к этой категории относится 0,65% населения, однако в Курской области и Москве доля граждан, относящихся к этой категории, более чем в 10 раз превышает среднероссийский показатель и составляет соответственно 8,88 и 6,75%.

Практически каждый субъект Российской Федерации определяет размер расходов по предоставлению льгот по оплате проезда на ГПТ по собственной методике.

В целом по Российской Федерации в соответствии с информацией, ежегодно предоставляемой исполнительными органами субъектов Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации. Те или иные льготы по оплате проезда на ГПТ получали 39,86 млн. человек, что соответствует 27,32% от общей численности населения страны. Фактически почти каждый четвертый житель имеет в настоящее время право не оплачивать свой проезд на транспорте или оплачивать его лишь частично.

С учетом как федеральных, так и субфедеральных льготных категорий право бесплатного проезда на транспорте имеют до 35% городских жителей и до 30% жителей сельских населенных пунктов.

Несмотря на то, что практически ни в одном городе доля граждан, имеющих льготы по оплате проезда на транспорте, не превышает 40%, в общем объеме перевозок транспортных предприятий преобладают перевозки именно льготных категорий пассажиров, что связано с отсутствием ограничений для пассажиров льготников на общее количество совершаемых поездок. В связи с этим частота использования пассажирами, относящимися к льготным категориям, имеющим право на бесплатный проезд на ГПТ, гораздо выше по сравнению с пассажирами, не имеющими каких-либо льгот по оплате проезда.

Высокий удельный вес льготных пассажиров в общем объеме пассажирских перевозок не являлся бы отрицательным фактором, влияющим на эффективность перевозочной деятельности, если бы выпадающие доходы предприятий ГПТ от перевозок льготных категорий пассажиров в соответствии с федеральным законодательством полностью компенсировались за счет федерального и областного бюджета. Однако реально стороннее финансирование предприятий ГПТ осуществляется, как правило, либо исключительно за счет бюджета субъекта Российской Федерации — в том случае, если предприятие государственное, либо преимущественно за счет бюджета муниципального образования — в том случае, если предприятие муниципальное. При этом ни областной, ни муниципальный бюджеты не в состоянии компенсировать выпадающие доходы в полном объеме, причем не только по федеральным льготам, но и даже по льготам, предоставленным на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Несмотря на то, что Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что «в случаях, когда в соответствии с законом илииными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провознойплате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы, возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета», данное требование практически не реализуется. Не учитываются и соответствующие положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющие, что решения вышестоящих органов власти и управления, влекущие дополнительные расходы для нижестоящих бюджетов, должны приниматься с указанием соответствующих источников финансирования данных решений. Как следствие наличия финансовой неопределенности в решении вопроса о компенсации понесенных транспортными предприятиями расходов, их эксплуатационная деятельность является изначально убыточной, что вполне закономерно: вряд ли возможно надеяться на хотя бы минимальную эффективность пассажирских перевозок, если половина пассажиров (а в некоторых городах и того больше) на законных основаниях не оплачивает свой проезд.

Предоставление права бесплатного проезда изначально предполагалось как одна из форм социальной защиты малообеспеченных слоев населения, однако вряд ли можно отнести к категории малообеспеченных сотрудников милиции, военнослужащих, работников прокуратуры, сотрудников таможенных органов и т.д., наравне с инвалидами и детьми сиротами пользующихся правом бесплатного проезда. В то же время многие действительно малообеспеченные граждане, в частности младший медицинский персонал, педагогические работники, безработные не имеют таких привилегий. Как следствие, вместо того, чтобы платить за проезд реальную стоимость, обычные пассажиры, не имеющие льгот по оплате проезда на городском пассажирском транспорте, вынуждены платить в полтора — три раза больше, тем самым частично компенсируя право военнослужащих и сотрудников милиции без ограничений пользоваться возможностью бесплатного проезда. Преобладание в общем объеме перевозок пассажиров, имеющих право неоплачивать свой проезд на ГПТ, приводит к тому, что этим правом пытаются воспользоваться и пассажиры, не имеющие льгот по оплате проезда. На практике эти попытки сводятся к подделке соответствующих удостоверений, которых в настоящее время насчитывается свыше 50 видов, причем подавляющее большинство из них практически не имеет степеней защиты. Как следствие, в Ярославле в среднем за месяц изымается около 100 поддельных удостоверений, в г. Дзержинске Нижегородской области — около 30 удостоверений за неделю, а в Саратове только в течение января было изъято 610 поддельных удостоверений. Ущерб от их использования пассажирами достаточно велик.

При этом, как правило, уголовная ответственность за использование поддельных документов, дающих определенные права и преимущества их предъявителям, не наступает, так как предприятия ГПТ не в состоянии заниматься решением подобных вопросов и не передают соответствующие материалы в уполномоченные органы, пытаясь бороться сданным явлением только путем изъятия поддельных документов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвалидность — состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Инвалид- человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

В Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсий по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.

Принято условно разделять ограничения функций по следующим категориям:

  • нарушения статодинамической функции (двигательной);
  • нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ, энергии;
  • сенсорные (зрение, слуха, обоняния, осязания);
  • психические (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).

По оценкам ВОЗ 2013 года, почти 15% населения во всем мире имеет инвалидность (что превышает сделанные ранее оценки ООН на 10%).

В 2006- 2007 гг. в России 16,4% населения имели ту или иную степень инвалидности, а количество потерянных лет трудоспособности жизни составляло 10 лет на 100 человек в 2006 году. Согласно, официальной статистики, в России проживает около 10 млн. инвалидов, по оценке Агентства социальной информации — не менее 15 миллионов человек. Официальная статистика учитывает численность инвалидов, имеющих непросроченное свидетельство об инвалидности, в то время как к ним можно также отнести людей, попадающих под определение инвалидности, но не знающих об этом или не оформивших соответствующий статус. В 1996 г. в России официально зарегистрированных насчитывалось более 6,2 миллионов человек (4,2% населения).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/perevozka-passajirov-s-ogranichennyimi-vozmojnostyami/

1)Рачинский, А.И. Обеспечение безопасности инвалидов в автобусах / А.И. Рачинский, Вестник МАДИ. — 2011. — № 3(26).

— С. 115-119.

2) Колмогорова, В.Г. Льготы граждан Российской Федерации — 2012 г. С. 446.

3) Акинфиев К.Б., Корякин В.М. Комментарий к Федеральному закону «О ветеранах» // СПС Гарант, 2009.

4) Рощупкина Л.А. Льготы инвалидам. — М.: Эксмо, 2008.- 490с.

5) Дуда И.И., Клейменов А.В. О льготах гражданам Российской Федерации — Гражданин и право.- 2008.- № 9. -С 32.

6) Интернет ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов

Дети — инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за Детьми — инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям — инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида. Детям I инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных внутри региональных маршрутов.

Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети — инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно — двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.

Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Инвалидам, родителям детей — инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств. Инвалидам, имеющим соответствующие медицинские показания для бесплатного получения автотранспортного средства, но не получившим его, а также по их желанию вместо получения автотранспортного средства предоставляется ежегодная денежная компенсация транспортных расходов. Порядок и условия предоставления автотранспортных средств и выплаты компенсации транспортных расходов определяются Правительством Российской Федерации.

Постановление ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 27 марта 1986 г. № 400 «О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства»

Предоставить детям — инвалидам по зрению, детям — инвалидам, не имеющим двух конечностей, или с параличом двух конечностей, а также инвалидам I и II групп вследствие этих причин право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) в сельской местности в пределах административного района по месту жительства.

Ввести для детей — инвалидов с детства и других инвалидов, а также для лиц, сопровождающих в поездках инвалидов I группы (не более одного сопровождающего), 50-процентную скидку со стоимости проезда в осенне-зимний период по железной дороге, на воздушном, водном и междугородном автомобильном транспорте.

Письмо Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20 января 1994 г. №1-162-18.

В связи с поступающими обращениями граждан и запросами территориальных органов социальной защиты населения по некоторым вопросам предоставления льгот ветеранам и инвалидам сообщаем следующее.

Предоставляется право личного бесплатного проезда в пределах территории Российской Федерации один раз в год (туда и обратно) железнодорожным, водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом и право личного бесплатного пользования всеми видами городского пассажирского транспорта, а в сельской местности — автомобильным транспортом внутрирайонных линий (за исключением такси).

Данные законодательные акты направлены на предоставление инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других конституционных прав и свобод. В Основном Законе государства права и свободы инвалидов отдельно не оговариваются, а предоставляются им наряду со всеми гражданами России, подчеркивая тем самым их равноправие. Вместе с тем, правовое закрепление принципа равных прав, запрещение дискриминации человека по причине инвалидности в Российской Федерации отсутствует, что в реальной действительности затрудняет реализацию инвалидами ряда установленных для них законодательством прав. Например, большинство инвалидов из-за отсутствия созданных условий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, отсутствия специальных программ обучения, необорудования учебных мест, несмотря на то, что право на образование гарантировано Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании», не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причинам не могут быть в полной мере реализованы и иные права и возможности инвалидов.