Основные международные режимы экспортного контроля

Курсовая работа

Основные международные режимы экспортного контроля

Прежде чем рассматривать существующие международные режимы экспортного контроля, необходимо рассмотреть общие концептуальные принципы экспортного контроля, чтобы определить, что система экспортного контроля предлагает компаниям-экспортерам.

В 1949 г. по инициативе США был создан первый международный режим экспортного контроля — Координационный ко­митет по контролю над экспортом (КОКОМ), осуществляющий непосредственный политический контроль в сфере международных экономических отношений, в том числе и в области военного экспорта ведущих западных стран. В него первоначально вошли все страны НАТО (кроме Исландии), а несколько позже Япо­ния и Австралия. Этот режим был центральным звеном в широко разветвленной системе, в рамках которой западные страны разрабатывали и осуществляли совместные меры по контролю за экспортом своих промышленных технологий, в основном двойного назначения. Основная задача КОКОМ, которая ставилась при его создании, заключалась в жестко контролируемом сдерживании темпов экономического и научно-технического развития СССР и его союзников путем ограничения, а в ряде случаев и исключения их участия в международном разделении труда и рынков, а также доступа к новейшим высоким технологиям и товарам двойного назначения.

Формально КОКОМ была добровольной организацией, не имеющей правовых оснований, и ее решения носили рекомендательный характер. На практике деятельность COCOM заключалась в разработке и согласовании позиций государств-участников по экспорту товаров и технологий, экспорт которых не должен дублироваться или, по крайней мере, строго контролироваться. Кроме того, были созданы контрольные списки продуктов и технологий, для которых были реализованы согласованные элементы. Было создано три списка: Список военных технологий; Список ядерных технологий и Промыш-ленно-торговый список, известный как «Международный список КОКОМ». В промышленный и коммерческий перечень вошли товары и технологии двойного назначения, которые можно было использовать для создания военного оружия и техники.

В дополнение к указанным международным спискам каждая страна-член COCOM может в соответствии со своими национальными интересами создать свой собственный национальный список товаров или наложить ограничения на экспорт товаров и технологий, включенных в него.

12 стр., 5989 слов

Экспортный контроль в Российской Федерации и за рубежом

... 2003 года №36 "Об утверждении списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль"; Указ Президента Российской Федерации от ...

Еще одним направлением деятельности COCOM было рассмотрение заявок стран-членов на экспорт их компаниями перечисленных товаров и технологий в страны, не являющиеся членами COCOM. Формально тот факт, что продукт или технология были включены в «Международный список COCOM», не означал запрета на экспорт, фактически, странам-участницам не рекомендовалось осуществлять такой экспорт без компенсации со стороны других стран-членов COCOM.

С 1984 г. в системах экспортного контроля стран-участниц КОКОМ действовал принцип всеобъемлющего контроля (catch-all), который предполагал гражданскую или уголовную ответственность экспортера в случае, если знал или имел информацию о том, что экспортируемый товар или технология предназначаются для использования в военных программах страны конечного пользователя и не прошел согласование в комитете.

По мере развития политической ситуации в Европе и прекращения периода холодной войны, возникла необходимость пересмотра отношений между Западом и Востоком, что в свою очередь привело к прекращению действия КОКОМ и созданию новых международных режимов экспортного контроля.

Создание новых международных режимов экспортного контроля имело целью укрепление безопасности и доверия между государствами путем сотрудничества в вопросах нераспространения оружия массового поражения и контроля за распространением товаров и технологий двойного назначения. Это свидетельствует о понимании того, что совместные усилия во многом способствуют достижению не только общих, но и общенациональных целей.

Существенным является то, что действующие международные режимы экспортного контроля функционируют не только на основе принципа запретов на поставки в третьи страны, а на основе обмена информацией между партнерами и принятых единых правил осуществления экспорта, выработанных путем взаимных консультаций.

Это означает, что при соблюдении вышеуказанных стандартов государства-участники торгуют товарами и технологиями двойного назначения в своих собственных национальных интересах.

Существуют около десяти международных режимов экспор­тного контроля.

Основными являются четыре международных режима (таб­лица 1).

Таблица 1

п/п

Наименование режима экспортного контроля

Год созда­ния

Основные направления

Примечание

1

Вассенаарские договоренности

1995

Обеспечивает контроль за экспортом товаров и технологий двойного назначения и обычных вооружений

Создан на замену КОКОМ. Россия принята в 1995 г.

2

Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ)

1987

Обеспечивает ограничение распространению ракетной техники, а также товаров и технологий, использующихся при создании ракетного оружия

Россия принята в 1995 г.

3

Комитет Цангера Группа ядерных поставщиков (ГЯП).

1974 1976

Обеспечивают контроль за экспортом ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий

Россия принята в 1974 и 1976 гг. соответственно

4

Австралийская группа

1995

Обеспечивает контроль за распространением химического и бактериологического (биологического) оружия

Россия не является ее членом

Каждая из схем имеет свой механизм консультаций и обмена информацией между партнерами. Государства предоставляют друг другу информацию об отказах в выдаче лицензий, а также о компаниях и частных лицах, в отношении которых есть доказательства их участия в создании военных программ.

Административная структура международных режимов экспортного контроля ориентирована в первую очередь на поиск консенсуса при принятии решений о коллективных действиях.

Благодаря этому каждая страна имеет определенную свободу действий в отношении экспортных операций и сама обеспечивает их регулирование своим законодательством и с помощью своих собственных административных и контрольных органов.

Международный режим экспортного контроля за товарами

и технологиями двойного назначения

и обычными вооружениями

Режим экспортного контроля за товарами и технологиями двойного назначения и обычными вооружениями — Вассенаарские договоренности создан на замену КОКОМ в декабре 1995 г. в г. Вассенааре (пригороде Гааги).

В эту организацию входят 23 страны, бывшие члены COCOM, а также Россия, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Аргентина и Республика Корея.

Страны-участники договорились о том, что вновь созданный международный режим экспортного контроля не должен иметь каких-либо «черных списков» стран, для которых должны уста­навливаться какие-либо экспортные ограничения (если только такие ограничения не наложены Советом Безопасности ООН).

вместо этого было предложено следить за поведением стран, не подпадающих под этот режим, с целью оперативного принятия против них ограничительных мер по экспорту контролируемой продукции.

Вассенаарские договоренности преследуют четыре основные цели:

1. Обеспечение большей транспарентности (открытости) и ответственности в отношении передачи вооружений и «чувствительных» товаров и технологий.

2. Предотвращение поставок товаров и технологий двойного назначения для военных нужд в страны, политика которых вызывает серьезную озабоченность участников Вассенаарского соглашения и международного сообщества.

3. Обеспечивать на добровольной основе обмен информацией и возможность проведения скоординированной национальной политики в области экспортного контроля товаров и технологий двойного назначения.

В то же время Вассенаарские договоренности не направлены против какого-либо конкретного государства или группы государств, не препятствуют осуществлению добросовестной торговли и не ущемляют прав государств на приобретение законных средств для собственной обороны (статья 51 Устава ООН).

Обязательства, взятые на себя государствами-участниками, содержатся в «Начальных элементах» и включают: цели режима, объем деятельности, процедуры обмена информацией.

Российская делегация на первом же заседании Вассенаарские договоренности настояла на том, чтобы в качестве основы ее деятельности был принят принцип «консенсуса», а не простого большинства, чего добивались США. Он также получил признание верховенства национального законодательства над положениями Вассенаарских соглашений.

В соответствии с принятыми обязательствами государства-участники будут осуществлять контроль за продукцией, вошедшей в согласованные списки: Список товаров и технологий двойного назначения и Список вооружений (Россией, Украиной и Францией принят как справочный).

Список товаров и технологий двойного назначения имеет три раздела:

раздел 1 — базовый список,

раздел 2 — список «чувствительных» товаров и технологий,

раздел 3 — список «весьма чувствительных» товаров и технологий.

В рамках Вассенаарских договоренностей выработаны и согласованы единые подходы относительно порядка:

  • выдачи экспортных лицензий на товары и технологии двойного назначения;
  • корректировки контрольных списков;
  • установления и контроля конечных пользователей в странах импортерах;
  • контроля за реэкспортом и передачей экспортируемой продукции третьим лицам.

В соответствии с Первоначальными элементами определена процедура обмена информацией между государствами-участниками данного режима:

  • государства-участники будут уведомлять обо всех отказах в выдаче лицензий государствам, не являющимся участниками, в отношении номенклатуры, включенной в Список товаров и технологий двойного назначения тогда, когда причины отказов соответствуют целям договоренностей;
  • по разделу 1 Списка товаров и технологий двойного назначения государства-участники должны информировать обо всех отказах в выдаче лицензий государствам, не являющимся участниками, на совокупной основе с периодичностью два раза в год;
  • по разделам 2 и 3 контрольного списка, государства —

участники уведомляют обо всех отказах в выдаче лицензий государствам, не являющимся участниками, на индивидуальной основе. Государства-участники соглашаются в том, что уведомления будут направляться своевременно, предпочтительно в течение 30, но не более 60 дней с момента отказа в выдаче;

  • по разделам 2 и 3 контрольного списка, государства-участники уведомляют на совокупной основе дважды в год обо всех выданных лицензиях или передачах, в соответствии с целями

договоренностей, сторонам, не являющимся участниками договоренностей.

Государства-участники, применяя национальное законодательство и критерии, согласились с особой осторожностью относиться к экспортным операциям с товарами, включенными в «особо чувствительный» раздел Списка двойного назначения.

Следует отметить, что большое внимание будет уделено процедуре обмена информацией по обычным вооружениям.

Следует отметить, что нормативно-правовую базу Вассенаарских договоренностей в Российской Федерации составляют:

  • Указ Президента Российской Федерации от 26 августа 1996 г. № 1268 «О контроле за экспортом из Российской Федерации товаров и технологий двойного назначения»;

— — Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июня 2001 г. № 447 «Об утверждении положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники».

Международный режим экспортного контроля за ракетной технологией

Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ) был создан в 1987 году по инициативе США в рамках политики нераспространения ядерного оружия.

Принципы, выработанные странами-участницами РКРТ — по передаче оборудования и технологий, имеющих отношение к Ракетной технике, не направлены на противодействие национальным космическим программам или международному сотрудничеству в области использования космоса, если реализация таких программ не способствует созданию системы доставки оружия массового поражения.

Заявка о вступлении России в режим РКРТ учитывала специфику взаимоотношений российских предприятий в области ракетных технологий с предприятиями оборонной промышленности стран СНГ. Он отражает то, что Россия, как партнер РКРТ, продолжит существующую практику сотрудничества с другими государствами-участниками СНГ, но в то же время не будет способствовать развитию национальных ракетных программ этих государств. Поставки странам СНГ технических средств (оборудования, технологий и др.) будут осуществляться по разовым лицензиям или иным письменным разрешениям, выдаваемым соответствующим правительственным учреждением до осуществления экспорта, и каждый запрос на их поставку в эти государства будет рассматриваться в индивидуальном порядке в соответствии с Руководящими Принципами РКРТ.

Экспортный контроль товаров и технологий, используемых при разработке ракетного оружия, регулируется Руководящими принципами РКРТ и осуществляется в соответствии с контрольным списком.