Претензии и иски по перевозкам грузов

Курсовая работа

ГК РФ

«Перевозка» содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах (всего 17 статей), ориентированных в основном на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст. 784 ГК РФ, осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В настоящее время в области транспортного права действующими являются следующие уставы и кодексы:

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001г. № 24-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.
  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999г.

№ 81-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

  • Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997г. № 60-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.
  • Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003г.

№ 18-ФЗ в редакции от 23.07.2008г.

  • Устав автомобильного и городского наземного транспорта от 08.11.2007г. № 259-ФЗ.

В гл. 40 ГК РФ нет упоминаний о перевозках грузов и пассажиров в сообщениях с другими государствами (международных перевозках).

Такие перевозки осуществляются на основании международных договоров (транспортных конвенций), которые РФ имеет со многими государствами. Нормы таких транспортных конвенций как международные договоры имеют приоритет перед нормами российского законодательства (п. 2 ст. 7 ГК).

Однако, если в транспортных конвенциях есть пробелы, к международным перевозкам можно применять правила Гражданского кодекса Российской Федерации, а также карты и транспортные коды.

Для перевозки грузов и пассажиров между странами СНГ действует особый режим. Для железнодорожного транспорта соглашения между странами СНГ предусматривают временное хранение УЖД и правила перевозки, изданные при его разработке. В отношении перевозок с другими видами транспорта таких соглашений нет; они должны быть признаны международными и выполняться согласно правилам соответствующих международных договоров. На практике, в связи с новизной этого законодательства, некоторые перевозки между странами СНГ по-прежнему осуществляются с их регистрацией с ранее использовавшимися транспортными документами внутреннего сообщения.

Порядок предъявления претензий и исков к перевозчику предусматривается ст. 797 ГК РФ, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

5 стр., 2377 слов

Федеральный закон Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации

... "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) регулирует ... перевозках. Перевозки грузов осуществляются в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия железнодорожного транспорта с водным (морским, речным), воздушным, автомобильным транспортом. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа (транспортной ...

Прежде чем предъявить претензию в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта на тягач, необходимо предъявить претензию перевозчику или тягачу.

Предприятия, учреждения и граждане имеют право в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, обращаться в суд для защиты своих прав и охраняемых законом интересов.

Если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка (ст. 4 АПК РФ).

Претензия — это письменный документ, составляемый в соответствии с требованиями федерального закона, устанавливающего претензионный порядок урегулирования данной категории споров, а в остальных случаях — в произвольной форме в соответствии с условиями договора и (или) юридическими обыкновениями

Жалобы, возникающие в связи с перевозкой пассажиров, багажа, груза или буксировкой буксируемых предметов, предъявляются перевозчикам или буксирующим транспортным средствам по месту их нахождения.

Порядок предъявления претензий к перевозчику предусматривается ст. 797 ГК РФ, согласно которой до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки грузов, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующими транспортными уставами или кодексами.

К заявлению должны быть приложены оригиналы документов или должным образом заверенные копии документов, подтверждающих право заявителя на подачу жалобы.

К претензии об утрате, о недостаче или о повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или о повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Порядок рассмотрения жалоб при разрешении споров зависит от вида транспорта. В частности, отличается перечень документов, которыми заявитель должен обосновать конкретный вид претензий; круг лиц, имеющих право на их предъявление; транспортные организации, к которым претензии предъявляются; сроки предъявления и рассмотрения претензий.

Суть претензионного порядка, действующего при исполнении транспортного обязательства, заключается в том, что стороны должны принять все меры для того, чтобы урегулировать возникшие между ними разногласия (сверить расчеты, рассмотреть обоснованность предъявленных требований и т.д.).

Претензионный порядок по спорам, возникающим из перевозки грузов, должен быть соблюден независимо от того, кем предъявляется претензия — клиентурой перевозчика или смежными органами транспорта, выступающими в роли отправителя или получателя груза, независимо от вида перевозок и т.д.

Жалобы, возникающие в связи с перевозкой товаров в мультимодальных перевозках, должны подаваться против перевозчика, доставившего товар в конечный пункт перевозки.

Жалобы, возникающие в связи с перевозкой товаров в мультимодальных перевозках, должны подаваться против перевозчика, доставившего товар в конечный пункт перевозки.

Например, претензии, возникающие из перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, предъявляются:

4 стр., 1679 слов

Правила приема груза к перевозке железнодорожным транспортом

... вагонов под погрузку, прием груза к перевозке, определение массы груза железнодорожным транспортом, погрузку грузов на грузовом дворе, расчеты за перевозку груза . Подготовка груза к перевозке. Груз к перевозке должен быть подготовлен ... к повреждению или порче груза, в связи с чем приходится решать, кто должен нести ответственность перед грузополучателем. Статья 20 Устава железнодорожного транспорта ...

  • управлению железной дороги назначения, когда конечным пунктом перевозки является железнодорожная станция;
  • пароходству, когда конечным пунктом перевозки является порт (пристань).

Если по заявленной пароходству претензии ответственной является железная дорога, пароходство направляет претензию железной дороге, которой принадлежит станция перевалки груза на воду; если претензия предъявлена железной дороге назначения, а ответственным по ней является пароходство, то железная дорога направляет претензию пароходству перевалки. Во время отправки жалобы железная дорога и судоходная компания обязаны приложить к ним данные о результатах рассмотрения с точки зрения ответственности, связанной с автомобильным транспортом или судоходной компанией, и проинформировать заявителя об отправке жалобы.

Администрации железных дорог и судоходные компании обязаны направить друг другу претензии не позднее, чем за 3 месяца до истечения срока, установленного для рассмотрения жалобы.

Жалобы, возникающие в связи с перевозкой пассажиров, багажа, груза или буксировкой буксируемых предметов, предъявляются перевозчикам или буксирующим транспортным средствам по месту их нахождения.

Транспортные карты и коды не предъявляют никаких требований к форме и содержанию претензии. Однако очевидно, что в претензии должны быть указаны:

  • наименование организации, которой адресована претензия;
  • обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, и доказательства, их подтверждающие;
  • ссылки на соответствующий нормативный акт или условия договора;
  • сумма претензии и ее обоснование;
  • требования заявителя;
  • иные сведения, необходимые для урегулирования спора;
  • документы, подтверждающие данные, содержащиеся в претензии.

Они должны быть представлены в подлинниках или копиях, заверенных в порядке, установленном законом, либо выписки из них (накладные, договоры и т.д.).

К претензии об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза, багажа либо об утрате или повреждении буксируемого объекта должен быть приложен документ, удостоверяющий количество и стоимость отправленного груза, багажа или буксируемого объекта.

Жалоба подписывается ответственным лицом запрашивающей организации или уполномоченным лицом.

Во избежание разногласий по поводу факта и даты поступления претензии и прилагаемых документов целесообразно претензию отправлять заказным или ценным письмом, либо используя средства связи, которые обеспечивают фиксирование ее отправления, либо вручать под расписку.

Претензионный порядок считается соблюденным, если:

  • претензия заявлена надлежащим заявителем;
  • претензия заявлена к надлежащему перевозчику;
  • к претензии приложены документы, подтверждающие право требования клиента;
  • претензия заявлена в установленный срок.

Предъявление претензий по перевозкам грузов детально регламентируется:

  • статьей 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации при перевозках внутренним водным транспортом
  • статьей 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации при перевозках морским транспортом
  • статьей 124 Воздушного кодекса Российской Федерации при перевозках воздушным транспортом
  • статьей 120 Устава железнодорожного транспорта РФ при перевозках железнодорожным транспортом
  • статьей 120 Устава автомобильного и городского наземного транспорта при перевозках автомобильным транспортом

Предусмотрены особенности предъявления претензий применительно к отношениям в сфере торгового мореплавания и в сфере воздушного транспорта.

10 стр., 4612 слов

Терминальная система переработки грузов при международных перевозках

... период наиболее выгодных цен и налогов. [1] 2. Эффективность терминальной перевозки груза Терминальная технология определяет формы организации и управления перевозками, размеры и структуру парка автомобилей, диктует технические требования к ...

торгового мореплавания,

В п. 1 статьи 403 КТМ воспроизведено содержание п. 1 ст. 797 ГК с тем только различием, что КТМ ограничил перевозки, в связи с которыми обязательно предъявляются претензии, перевозками в каботаже. Это ограничение не освобождает от обязанности подавать жалобы на такой транспорт иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства.

По смыслу ст. 403 в претензионном порядке должны предъявляться любые требования к перевозчику, возникающие из морской перевозки груза в каботаже. Этот порядок обязателен не только для требований по фрахту, убыткам от повреждения груза и т.п., но и для требований об уплате диспаши и демереджа.

Соблюдение обязательного претензионного порядка ст. 403 не связывает с тем, в каком юрисдикционном органе надлежит рассматривать дело по спору о требовании, в удовлетворении которого перевозчиком было отказано или по которому не был получен от должника ответ в установленный для рассмотрения претензии срок.

к воздушным перевозкам

Указание на то, что само отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска к перевозчику, не освобождает указанных лиц ни от обязанности представлять доказательства вины перевозчика в неисправной перевозке, ни от соблюдения претензионного порядка урегулирования споров. В статье 125 ВК указано, что такими документами могут быть багажная квитанция или накладная.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ (ст. 4 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации перед подачей претензии к перевозчику, возникшей в связи с перевозкой грузов, необходимо подать претензию к перевозчику в порядке, установленном соответствующей транспортной картой или код.

По общему правилу право на предъявление к перевозчикам, фрахтовщикам претензии и иска имеет клиент (лица, заключившие договоры перевозки, договоры фрахтования, грузополучатели) или лицо, уполномоченное им на предъявление претензии и исков.

Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок пассажиров и багажа, грузов, предоставлением транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю), в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке.

Порядок регистрации, подачи и рассмотрения жалоб грузоотправителей, получателей устанавливается правилами перевозки грузов на основании и с применением соответствующих кодексов и законодательных актов.

на внутреннем водном транспорте

14 стр., 6504 слов

Договор воздушной перевозки груза и пассажира

... категорий населения на авиаперевозки и отменой таможенных пошлин на отдельные типы ... груза на современном этапе; определить особенности ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки груза; охарактеризовать историю правового регулирования договора воздушной перевозки пассажира на ... и рекомендации, направленные на развитие науки гражданского права, совершенствование правоприменительной и ...

  • в случае утраты груза или буксируемого объекта — грузоотправитель, грузополучатель или отправитель буксируемого объекта, получатель буксируемого объекта при условии представления ими квитанции о приеме груза для перевозки или буксируемого объекта для буксировки с отметкой перевозчика или буксировщика о неприбытии груза или буксируемого объекта;
  • в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или повреждения буксируемого объекта — грузополучатель или получатель буксируемого объекта при условии представления ими транспортной накладной, коммерческого акта или перевозочного документа при перевозке груза наливом, а при отсутствии коммерческого акта — документа об обжаловании отказа в составлении коммерческого акта;
  • в случае уплаты провозной платы и иных платежей в размере выше установленного — грузоотправитель, грузополучатель или отправитель буксируемого объекта, получатель буксируемого объекта при условии представления ими транспортной накладной;
  • при утрате багажа — пассажир при предъявлении багажной квитанции;
  • в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа — предъявитель выданного перевозчиком коммерческого акта о недостаче или повреждении (порче) багажа;
  • в случае задержки отправления или прибытия пассажирского судна с опозданием — пассажир при предъявлении билета;
  • в случае несоблюдения сроков доставки груза или буксируемого объекта — грузополучатель или получатель буксируемого объекта при условии представления транспортной накладной.

торгового мореплавания

В отличие от ранее действовавшего КТМ 1968 г. Статья 404 не содержит списка лиц, имеющих право предъявлять претензии и требования. Согласно правилам, регулирующим договор морской перевозки грузов в каботаже, эти лица могут быть отправителями и получателями.

По жалобам, вызванным недоставкой судна в порт отправления или задержкой его доставки, субъектами, имеющими право подавать жалобы и претензии перевозчику, будут отправители груза. Поскольку в некоторых случаях, когда груз перевозится на чартерной основе, суда фрахтует получатель, получатели также имеют право подавать жалобы и претензии подобного характера.

По поводу недостачи доставленного товара или его повреждения при транспортировке, а также задержки доставки или задержки доставки товара получатели имеют право подавать жалобы и претензии.

И отправитель, и получатель имеют право предъявить претензии и претензии к перевозчику в отношении полной потери товара и возврата излишних транспортных расходов. Кто из этих людей имеет это право, определяется тем, что именно это лицо оплачивает стоимость груза и транспортные расходы.

В отличие от общих положений гражданского законодательства, допускающего уступку требования любому лицу (ст. 382 — 390 ГК), передача прав на предъявление перевозчику претензий и исков, вытекающих из перевозки, разрешается только ограниченному кругу лиц, точно обозначенных в ст. 404, а именно: отправителем — получателю, экспедитору либо страховщику; получателем — отправителю, экспедитору либо страховщику.

17 стр., 8201 слов

Организация перевозок грузов

... тяжеловесных грузов осуществить выбор вагона, размещение грузов на вагоне, выполнить расчет сил действующих на груз, креплений, проверить соблюдение габаритности погрузки: вычертить эскиз погрузки груза 1.1 Классификация, характеристика и организация перевозок массового груза Исходные данные: Груз ...

Устанавливая право передачи права на предъявление претензий и исков экспедитору, статья 404 имеет в виду не вообще экспедитора, а только того, который принимал участие в этом качестве в осуществлении перевозки, из которой возникло соответствующее требование, реализуемое получателем или отправителем путем предъявления претензии или иска.

От передачи права на предъявление претензии и иска страховщику следует отличать так называемую суброгацию, предусмотренную ст. 281. В соответствии с этой статьей страховщик, выплативший страховое возмещение, передает в пределах уплаченной суммы все права страхователя на требования о возмещении убытков, возмещенных по договору страхования. Эти права основаны на законе и на факте выплаты страхового возмещения, а не на уступке права требования. При этом страховщик, основываясь на положениях ст. 281, вправе требовать возмещения только тех убытков, которые были объектом страхования, и только в размере, не превышающем уплаченной страховщиком суммы страхового возмещения. При передаче страховщику права на предъявление претензии и иска в порядке, предусмотренном ст. 404, страховщик не связан вышеназванными условиями.

Передача права на предъявление претензии и иска отправителем получателю груза (или наоборот) не требуется, когда претензия и иск могут быть предъявлены как отправителем, так и получателем.

Передача права на предъявление претензий и претензий может быть осуществлена ​​только в отношении претензий и претензий и одновременно с претензиями и претензиями. Согласно п. 2 ст. 404 передача права на предъявление претензий и исков удостоверяется переуступочной надписью на перевозочном документе. Передаточная запись о том, что «право подавать жалобы и претензии передано» лицу, указанному в этой записи, подписывается руководителем организации, делающей такую ​​запись, и заверяется его печатью.

В соответствии с п. 2 ст. 1 КТМ РФ к передаче права на предъявление претензий и исков во всем, что не предусмотрено этим законом, в частности ст. 404, применяются правила гражданского законодательства. Из этого следует ряд практически важных выводов.

Первый: поскольку закон (ст. 404) не связывает передачу права на предъявление претензий и исков с согласием должника, такая передача не требует одобрения перевозчика (п. 2 ст. 382 ГК).

Второй: до предъявления претензии или иска лицом, которому было передано на это право, или до получения иного уведомления о такой передаче перевозчик вправе произвести выплату причитающейся с него суммы лицу, передавшему право на предъявление претензий и исков (п. 3 ст. 382 ГК).

Третий: перевозчик может выдвигать против претензии и иска, предъявленных лицом, которому право на их предъявление было передано, все возражения, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о передаче права требования (ст. 386 ГК).

Четвертый: передача права на предъявление претензий и исков не влечет изменения срока исковой давности и способа его исчисления (ст. 201 ГК).

воздушных перевозках

Документы, необходимые для подачи жалобы или претензии на неисправный почтовый транспорт организацией почтовой службы страны назначения, статьей 124 ВК РФ не предусмотрены. Однако в п. 2 ст. 124 ВК предусмотрено, что в таких случаях перевозчик и организация почтовой связи составляют коммерческий акт.

железнодорожном транспорте

4 стр., 1982 слов

Международная перевозка пассажиров и грузов

... заявлены Исковая давность определяется одним годом, а при наличии умысла перевозчика, по спорам о возмещении за реализованный груз и в некоторых других случаях - два года. 3.Международные автомобильные перевозки ...

грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) — в случае утраты груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены грузовая квитанция, грузобагажная квитанция о приеме груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа или справки перевозчика об отправке груза, грузобагажа с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость отправленных груза, грузобагажа без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;

  • грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) — в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная, или грузобагажная квитанция и выданный перевозчиком коммерческий акт, или транспортная железнодорожная накладная с отметкой перевозчика о составлении коммерческого акта в случае его утраты, или транспортная железнодорожная накладная и документы об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта, а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба и удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих, поврежденных (испорченных) груза, грузобагажа, деталей, запасных частей без включения неполученных доходов и неосуществленных затрат;
  • грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) — в случае просрочки доставки груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная, грузобагажная квитанция;
  • грузополучатель (получатель) или грузоотправитель (отправитель) — в случае задержки выдачи груза, грузобагажа. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная, грузобагажная квитанция и акт общей формы;
  • грузополучатель, грузоотправитель, обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования — в случае уплаты штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.

К претензии должны быть приложены ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, касающаяся подачи и уборки вагонов, а также уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь, выписка из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, акт общей формы;

  • грузополучатель или грузоотправитель — в случае возврата платы за время нахождения цистерн, бункерных полувагонов под очисткой на промывочно-пропарочных станциях. К претензии должны быть приложены акт установленной формы об обнаруженном в пункте налива недосливе цистерн, бункерных полувагонов, оплаченные счета за простой вагонов по акту о недосливе цистерн, бункерных полувагонов;
  • грузополучатель или грузоотправитель — в случае возврата провозной платы. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная или грузовая квитанция о приеме груза для перевозки, а также, если по отправке производилось довзыскание суммы провозных платежей на железнодорожной станции назначения, справка главного бухгалтера грузополучателя. В случае несостоявшейся перевозки груза к претензии должны быть приложены квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции отправления о возврате груза (факт возврата груза железнодорожной станцией отправления подтверждается подписью грузоотправителя в получении груза в дорожной ведомости);
  • грузополучатель или грузоотправитель, обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования — в случае возврата платы за пользование вагонами, принадлежащими иным юридическим или физическим лицам, сборов за подачу и уборку вагонов и за маневровую работу. К претензии должны быть приложены ведомость подачи и уборки вагонов, документы об оплате, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать ведомость подачи и уборки вагонов;
  • грузополучатель или грузоотправитель, обслуживающий грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования — в случае возврата платы за пользование принадлежащими иным юридическим или физическим лицам контейнерами, размещенными на контейнерных площадках необщего пользования. К претензии должны быть приложены ведомость учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителя и грузополучателя на местах необщего пользования, документы, подтверждающие оплату за пользование контейнерами, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать ведомость подачи и уборки вагонов;
  • грузополучатель или грузоотправитель, обслуживающий грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования — в случае возврата платы за пользование принадлежащими иным юридическим или физическим лицам контейнерами, при вывозе контейнеров с мест общего пользования средствами грузоотправителя, грузополучателя, а также организациями, осуществляющими транспортно-экспедиционное обслуживание. К претензии должны быть приложены наряды установленной формы, ведомости учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителя и грузополучателя в местах общего пользования, а также документы, подтверждающие оплату за пользование контейнерами;
  • грузоотправитель — в случае возврата штрафа за невыполнение принятой заявки или за неподачу вагонов, контейнеров для выполнения заявки. К претензии должны быть приложены учетная карточка выполнения заявки, документы, подтверждающие внесение платежей по учетной карточке, а также акт общей формы, составленный в случае отказа одной из сторон подписать учетную карточку;
  • грузополучатель или грузоотправитель — в случае взыскания штрафа или возмещения затрат, возникших в связи с подачей под погрузку неочищенных вагонов, контейнеров. К претензии должны быть приложены акт общей формы и документы, подтверждающие затраты на очистку вагонов, контейнеров;
  • грузополучатель или грузоотправитель — в случае взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев. К претензии должны быть приложены транспортная железнодорожная накладная или квитанция о приеме груза, акт общей формы, заявление о розыске грузов и другие подтверждающие факт использования вагонов, контейнеров без согласия владельца документы, расчет суммы штрафа в случае отказа перевозчика от составления акта общей формы, документы об обжаловании этого отказа;
  • грузополучатель или грузоотправитель — в случае взыскания штрафа и возмещения убытков, понесенных вследствие повреждения перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим или физическим лицам либо арендованных ими. К претензии должны быть приложены акт общей формы и другие документы, подтверждающие факт и размер повреждения перевозчиком указанных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей, а также расчет убытков, понесенных владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения, в части, не покрытой штрафом;
  • грузополучатель или грузоотправитель — в случае утраты перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, иным юридическим или физическим лицам либо арендованных ими. К претензии должны быть приложены квитанция о приеме груза с отметкой железнодорожной станции назначения о неприбытии вагонов, контейнеров, документы, подтверждающие принадлежность вагонов, контейнеров и их остаточную стоимость, а также технические паспорта, копии разрешений на курсирование вагонов, контейнеров по железнодорожным путям общего пользования с указанием наличия трафарета на вагонах, контейнерах, их отличительной краски;
  • грузополучатель или грузоотправитель — в случае возврата штрафа за использование вагонов, контейнеров без согласия их владельцев грузоотправителем, грузополучателем, обслуживающим грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцем железнодорожных путей необщего пользования. К претензии должны быть приложены акт общей формы, а также документы, подтверждающие оплату штрафа;

— грузополучатель (получатель), грузоотправитель (отправитель), обслуживающий грузоотправителей, грузополучателей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования — в иных предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом случаях.

12 стр., 5883 слов

«ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО, ...

... Железнодорожного Транспорта, ст. 2 Устава Автомобильного Транспорта). Именно с отправителем перевозчик заключает договор перевозки груза, между отправителем и перевозчиком возникает соответствующее обязательство по перевозке ... сроков выполнения работ (ст. 708 ГК РФ), признавая за конечным сроком существенное значение. В определении самого договора перевозки грузов указание на срок отсутствует ...

18 стр., 8771 слов

Особенности перевозки пассажиров и их багажа железнодорожным транспортом

... и на подачу и уборку вагонов, договоры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя); Вторую группу составляют договоры, направленные на обеспечение перевозки грузов, пассажиров и багажа и ... договора перевозки пассажиров. В ходе работ изучен институт договора железнодорожной перевозки пассажиров и их багажа. 1. Договор перевозки пассажиров и багажа 1.1. Договор перевозки. Виды ...

Право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, предоставляется также страховщику, который выплатил страховое возмещение грузоотправителю (отправителю), грузополучателю (получателю), в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке. Порядок предъявления претензии страховщиком аналогичен порядку, установленному в отношении предъявления претензии грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем).

автомобильного транспорта

Сроки рассмотрения претензии

для транспортной компании установлен специальный срок рассмотрения жалобы на нее. Статья 797 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что претензии к перевозчику могут быть предъявлены отправителем или получателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить жалобу либо в случае непредставления перевозчиком ответа в течение 30 дней.

Перевозчик или тягач должен рассмотреть полученную жалобу и уведомить заявителя о результатах в письменной форме в течение 30 дней с даты получения жалобы.

Уведомление об удовлетворении или отклонении претензии подписывается руководителем транспортной компании.

В случае частичного удовлетворения или отклонения претензии заявителя в сообщении перевозчика должно быть указано основание принятого решения со ссылкой на соответствующие нормативные акты. В этом случае документы, представленные при подаче заявления, возвращаются заявителю.

Если жалоба полностью удовлетворена, представленные заявителем документы не возвращаются.

В ответе на претензию необходимо указать признанную сумму, срок и способ удовлетворения претензии (номер и дата платежного поручения на перечисление денежных средств, наименование продукции, время отгрузки, реквизиты сопроводительных документов).

Способы отправки ответа на жалобу аналогичны направлению самой жалобы, поскольку ответ — это документ, который создает определенные права и обязанности для сторон экономического спора.

Согласно ст. 111 АПК РФ в случае, если спор возник вследствие нарушения лицом, участвующим в деле, претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, предусмотренного федеральным законом или договором, в том числе нарушения срока представления ответа на претензию, оставления претензии без ответа, арбитражный суд относит на это лицо судебные расходы независимо от результатов рассмотрения дела.

внутренним водным транспортом

морским транспортом

При этом, установленный п. 1 ст. 407 КТМ РФ тридцатидневный срок для рассмотрения претензии перевозчиком исчисляется со дня ее получения последним, т.е. дня, когда текст претензии был вручен перевозчику, доставившему эту претензию нарочным или по почте.

В п. 2 ст. 407, который формально не входит в § 2 «Исковая давность» главы XXV КТМ, приведено правило о приостановлении течения срока исковой давности по требованиям из договора морской перевозки груза. Необходимость помещения такого правила в ст. 407 объясняется тем, что в силу ст. 406 претензия предъявляется в течение срока исковой давности и время, предоставленное законом для рассмотрения претензии перевозчиком и уведомления заявителя претензии о результатах такого рассмотрения (п. 1 ст. 407), не должно использоваться во вред заявителю претензии за счет сокращения срока, предоставленного для заявления иска.

Приостановление истечения срока давности означает прекращение его истечения на период, на который действие этого срока было приостановлено. По истечении срока исковой давности истечение срока исковой давности возобновляется, и часть срока исковой давности, не истекшая на момент приостановления, начинает отсчитываться с момента истечения этого срока.

Поскольку приостановление течения срока исковой давности производится на период со дня предъявления перевозчику претензии и до получения ответа на претензию или истечения установленного для ответа срока, при определении длительности этого периода в каждом отдельном случае необходимо принимать во внимание время, затрачиваемое для доставки претензии перевозчику и ответа перевозчика на претензию. При исчислении сроков, установленных для предъявления и рассмотрения претензий, подлежат применению общие правила гражданского законодательства, определяющие порядок исчисления сроков (глава XI ГК).

Специальное правило о приостановлении срока исковой давности для требований к перевозчику, вытекающих из договора морской перевозки, сформулированное в отношении урегулирования претензий по спорам, не является единственным правилом в прокомментированном правиле. Приостановление течения срока исковой давности в КТМ предусмотрено также для требований, зависящих от расчетов по общей аварии (ст. 412).

Оба указанных основания для приостановления течения срока исковой давности не исключают, однако, приостановления течения этих сроков по основаниям, предусмотренным нормами гражданского законодательства, например таких, как непреодолимая сила, мораторий на исполнение обязательств, приостановление действия правовых норм, регулирующих соответствующие отношения, и пр.

Включение в КТМ специальных правил о приостановлении течения срока исковой давности (п. 2 ст. 407 и ст. 412) лишь дополняет общие правила гражданского законодательства, но не дает оснований применять к этим срокам положения п. п. 2 и 3 ст. 202 ГК, связывающих приостановление течения сроков исковой давности с возникновением перечисленных в п. 1 ст. 202 ГК обязательств в последние шесть месяцев срока давности, что дает основание для удлинения этих сроков.

при воздушных перевозках

железнодорожного транспорта

автомобильного транспорта

Сроки исковой давности

Исковая давность — это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (ст. 195 ГК РФ).

Статья 199 ГК РФ гласит, что необходимость защиты нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока давности.

Общий срок исковой давности — три года.

Для определенных типов требований законом могут быть предусмотрены особые, более короткие или более длительные сроки исковой давности, чем общий срок.

В соответствии со ст. 797 ГК РФ срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Этот срок является единым для всех видов транспорта.

Иски к перевозчику или буксировщику, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, багажа или буксировки буксируемых объектов, могут быть предъявлены в случае полного или частичного отказа перевозчика или буксировщика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика или буксировщика на предъявленную претензию в 30-дневный срок.

К исковой давности, связанной с перевозкой грузов, как и к другим срокам давности, применяются общие правила о давности, установленные ГК РФ (гл. 12).

внутренним водным транспортом

В силу п. 2 статьи 164 течение срока исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.

Срок исковой давности устанавливается:

  • по требованиям к перевозчику или буксировщику, возникающим в связи с осуществлением перевозок грузов или буксировки буксируемых объектов, — один год;
  • по требованиям к перевозчику, возникающим в связи с осуществлением перевозок пассажиров и их багажа, — три года.

Следовательно, расчет начального момента истечения срока исковой давности совпадает с начальным моментом исчисления срока исковой давности.

Иски по требованиям, возникающим в связи со столкновением судов (гл. VII КВВТ РФ) и с осуществлением спасательной операции (гл. XVI КВВТ РФ), могут быть предъявлены в течение двух лет.

морской перевозки груза

В силу правила, приведенного в статье 406, а также п. 2 ст. 407, предусмотревшего приостановление течения срока исковой давности до рассмотрения претензии другой стороной или истечения срока, установленного для ответа на претензию (п. 1 ст. 407), у заявителя последней, даже в случае ее направления в предшествующий окончанию течения срока исковой давности день, остается некоторое время для передачи соответствующего иска на рассмотрение юрисдикционного органа.

Установленный ст. 406 срок для предъявления претензий к перевозчику независимо от совпадения его продолжительности со сроком исковой давности является пресекательным сроком, т.е. сроком существования самого права. Этот срок, в отличие от срока давности, не может быть продлен ни при каких обстоятельствах.

в области воздушных перевозок

В соответствии со ст. 191 ГК течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало. Течение шестимесячного срока, установленного для предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках (п.1 ст.126 ВК РФ) на предъявление претензии перевозчику начинается:

1) со дня, следующего после даты составления коммерческого акта;

2) с одиннадцатого дня после даты, указанной в договоре воздушной перевозки груза;

3) со дня, следующего за датой доставки почты, указанной в договоре воздушной перевозки почты;

4) со дня, следующего за наступлением события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Неподача заявления в установленные законом сроки не лишает потерпевшую сторону права на возмещение причиненного ущерба. Перевозчик, жалоба которого получена после истечения срока, установленного комментируемой статьей, обязан вернуть ее без рассмотрения или принять к рассмотрению, если он признает уважительную причину несоблюдения срока подачи претензии.

Статья 127 ВК РФ устанавливает следующие сроки для предъявления претензий к перевозчику при международных перевозках грузов:

1. В случае повреждения (порчи) багажа или груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза. В случае задержки доставки багажа или товаров жалоба должна быть подана в течение двадцати одного дня с даты доставки багажа или товаров, доступных уполномоченному лицу. Это уведомление является основанием для составления коммерческого акта.

2. В случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Норма п. 1 статьи 127 « » отражает положения ст. 26 Варшавской конвенции 1929 г.: «2. В случае причинения вреда лицо, имеющее право на получение груза, должно направить перевозчику возражение немедленно по обнаружении вреда и самое позднее в течение семи дней со дня получения багажа и четырнадцати дней со дня получения товаров. В случае задержки протест должен быть подан не позднее 21 дня со дня, когда багаж или товары были ему предоставлены».

Следует обратить внимание на иные положения названной статьи Варшавской конвенции 1929 г., устанавливающие порядок урегулирования споров при международной перевозке, поскольку в силу ст. 3 ВК правила международных договоров Российской Федерации имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства. В частности, п. 1 определяет, что получение багажа и товаров (грузов) получателем без возражений составит предположение, впредь до доказательства противного, что товары были доставлены в надлежащем состоянии и согласно перевозочному документу. Пункт 4 устанавливает, что при отсутствии возражения в установленные сроки претензии к перевозчику не принимаются, за исключением случая обмана со стороны последнего.

В пункте 1 ст. 18 Варшавской конвенции 1929 г. предусмотрено, что «перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или товара, если происшествие, причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки». Однако прямого указания на то, в какой срок должна быть предъявлена претензия при утрате (уничтожении) багажа, груза или почты, нет. Следовательно, установление такого срока в комментируемой статье не противоречит положениям указанной Конвенции и ст. 3 ВК.

Обязанность перевозчика рассмотреть претензию в тридцатидневный срок не означает его обязанности принимать претензию к рассмотрению, если срок для предъявления претензий, установленный в соответствии с правилами ст. 126, 127 ВК, предъявителем претензии пропущен. Однако оставление претензии без рассмотрения, в том числе в случае предъявления ее с нарушением установленного для этого срока, не препятствует предъявлению иска, поскольку оставление претензии без рассмотрения фактически означает отказ в ее удовлетворении и в соответствии с правилами п. 2 статьи 128 течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об оставлении претензии без рассмотрения.

В соответствии с п. 3 ст. 797 ГК срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами. Его ход начинается на следующий день после получения ответа от перевозчика об отказе или частичном удовлетворении рекламации, а также об оставлении рекламации без рассмотрения. В случае частичного выполнения перевозчиком реквизитов, указанных в претензии, в установленный срок может быть подана претензия о возмещении ущерба в части, не признанной перевозчиком.

Пункт 2 статьи 128 также предусматривает право в случае отсутствия ответа со стороны перевозчика. В этом случае срок давности начинается с 46-го дня после получения рекламации перевозчиком.

При международной перевозке, как гласит п. 1 ст. 29 Варшавской конвенции 1929 г., «иск об ответственности должен быть возбужден под страхом утраты права на иск, в течение двух лет с момента прибытия по назначению, или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть, или с момента остановки перевозки». При этом в п. 2 указанной статьи Конвенции установлено, что «порядок исчисления срока определяется законом суда, в котором вчинен иск», т.е. при рассмотрении дела российскими судами — по правилам ст. 128 ВК. Статьей 28 Варшавской конвенции 1929 г. подсудность по спорам из неисправных международных воздушных перевозок определяется «по выбору истца, в пределах территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, либо в суде по месту жительства перевозчика, по месту нахождения главного управления его предприятия или по месту, где он имеет контору, посредством которой был заключен договор, либо перед судом места назначения», а процедура его рассмотрения «определяется законом суда, в котором вчинен иск».

Норма о начале срока течения исковой давности, установленная ст. 128 ВК, является диспозитивной, и у сторон договора воздушной перевозки есть выбор: руководствоваться содержащимися в названной статье нормами или предусмотреть в договорах воздушной перевозки иные сроки.

В соответствии со ст.123 Устава железнодорожного транспорта РФ

Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отношении:

  • возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа или грузобагажа;
  • возмещения за утрату груза по истечении тридцати дней со дня окончания срока его доставки;
  • возмещения за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении по истечении четырех месяцев со дня приема груза для перевозки;
  • возмещения за утрату багажа, грузобагажа по истечении тридцати дней после окончания срока доставки багажа, грузобагажа физических лиц и по истечении десяти дней после окончания срока доставки грузобагажа юридических лиц;
  • просрочки доставки груза, багажа, грузобагажа со дня выдачи груза, багажа, грузобагажа;
  • возврата платы за пользование вагонами, контейнерами, штрафа за задержку вагонов, контейнеров со дня получения заявителем претензии копии инкассового поручения (счета) перевозчика о начислении таких платы, штрафа;
  • взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки по истечении пяти дней с момента взыскания штрафа;
  • взыскания штрафа за использование перевозчиком вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам либо арендованных ими без согласия их владельца, по истечении срока доставки таких вагонов, контейнеров после выгрузки грузов или возврата их в пункт приписки;
  • иных возникших в связи с осуществлением перевозки случаев со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий.

Перевозчик вправе принять претензию к рассмотрению по истечении сроков, установленных настоящей статьей, если признает правильную причину несоблюдения срока подачи претензии.

области перевозок автомобильным транспортом

1) возмещения ущерба, причиненного недостачей, повреждением (порчей) багажа, груза, со дня выдачи багажа, груза;

2) возмещения ущерба, причиненного утратой багажа, со дня признания багажа утраченным;

3) возмещения ущерба, причиненного утратой груза, со дня признания груза утраченным;

4) просрочки доставки багажа, груза со дня выдачи багажа, груза.

Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия (ст. 30 ГПК РФ).

Обращение в арбитражный суд оформляется в виде жалобы — по хозяйственным спорам и другим делам, возникающим из гражданско-правовых отношений.

В соответствии со ст. 125 АПК РФ исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем.

В исковом заявлении должны быть указаны:

  • наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
  • наименование истца, его место нахождения;
  • если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;
  • требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
  • обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
  • цена иска, если иск подлежит оценке;
  • расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
  • сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
  • сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
  • перечень прилагаемых документов.

В заявлении могут быть указаны и иные сведения, в том числе номера телефонов, факсов, адреса электронной почты, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела, могут содержаться ходатайства, в том числе ходатайства об истребовании доказательств от ответчика или других лиц.

Истец обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копию запроса и приложенных к нему документов, которых у него нет, заказным письмом с уведомлением о вручении.

К исковому заявлению прилагаются:

  • уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;
  • документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;
  • копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;
  • копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;
  • документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором.

Арбитражный суд, установив при рассмотрении вопроса о принятии искового заявления к производству, что оно подано с нарушением указанных требований (ст. 125 и ст. 126 АПК РФ), выносит определение об оставлении заявления без движения (ст. 128 АПК РФ).

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает принципы имущественной ответственности перевозчика: он несет ответственность в случае вины и в стоимости перевозимого груза и багажа. Аналогичные начала ответственности приняты в зарубежном праве и в международных транспортных конвенциях. Сверх стоимости груза и багажа перевозчик возвращает клиенту соответствующую провозную плату.

В п. 1 статьи 797 ГК РФ сохранено ранее предусмотренное транспортным правом РФ обязательное предъявление претензии перевозчику до заявления к нему иска, вытекающего из перевозки груза.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком в случае:

  • утраты либо недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного либо недостающего груза или багажа;
  • повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза или багажа, при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере стоимости груза или багажа;
  • утраты груза или багажа, сданных для перевозки с объявлением их ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) груза или багажа, возмещается взысканная за перевозку груза или багажа провозная плата, если такая плата не входит в стоимость груза или багажа.

Общие принципы предъявления претензий и исков к перевозчику указываются в Гражданском Кодексе и детально прописываются в соответствующих главах транспортных уставов и кодексов:

  • Глава XVIII «Акты, претензии и иски» Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001г. № 24-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.
  • Глава XXV «Претензии и иски.

Исковая давность» Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999г. № 81-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

  • Глава XVII «Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя» Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997г. № 60-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.
  • Глава VIII «Акты, претензии, иски» Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003г.

№ 18-ФЗ в редакции от 23.07.2008г.

  • Глава 7 «Акты, претензии, иски» Устав автомобильного и городского наземного транспорта от 08.11.2007г. № 259-ФЗ.

Срок рассмотрения перевозчиком претензий по грузам составляет 30 дней, независимо от содержания претензии (о несохранности груза, расчетах, штрафах и т.д.) и вида перевозки (местное, прямое, смешанное сообщение).

Ранее действовавшие транспортные уставы и кодексы предусматривали более длительный срок для ответа на претензии грузовладельцев. Начальный момент исчисления давности по искам грузовладельцев транспортные уставы и кодексы связывают со сроками заявления и рассмотрения претензии перевозчиком.

К исковой давности по перевозкам грузов, как и к другим давностным срокам, применяются общие правила о давности, установленные гл. 12 ГК РФ.

1. Гражданский кодекс РФ. Часть вторая

2. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001г. № 24-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

3. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999г. № 81-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

4. Воздушный Кодекс Российской Федерации от 19.03.1997г. № 60-ФЗ в редакции от 30.12.2008г.

5. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003г. № 18-ФЗ в редакции от 23.07.2008г.

6. Устав автомобильного и городского наземного транспорта от 08.11.2007г. № 259-ФЗ.

7. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: достоинства и недостатки правового регулирования. И.А.Стрельникова

8. Устав автомобильного транспорта принят в первом чтении // Автомобильный транспорт. 2007. N 1. Криницкий Е.

9. Правовое регулирование обязательств по перевозке грузов железнодорожным транспортом: Дис. … канд. юрид. наук. Моргунова Г.А. М., 2004. С. 97.

10. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта РФ (постатейный).

В.А. Егизаров, В.Б. Ляндрес

11. Комментарий к кодексу внутреннего водного транспорта РФ по состоянию на 15.07.2008г. О.В. Куликова. А.С.Алихаджтиева. И.В.Свечникова.

12. Комментарий к кодексу торгового мореплавания РФ под редакцией д.ю.н. Г.Г.Иванова

13. Комментарий к Воздушному кодексу РФ под редакцией А.И.Травникова

14. Исковые заявления и претензии. Под ред. М.Ю. Тихомирова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во М.Ю. Тихомирова, 2006