Система таможенных органов Российской Федерации

Курсовая работа

Возрастание роли и значения таможенного дела и в целом таможенной деятельности как инструмента внешнеэкономической деятельности тесно связанных с внутренней и внешней политикой Российской Федерации объективно обусловливают повышение активной роли таможенных органов, ее системы в осуществлении задач и функций в сфере таможенного дела.

Совокупность таможенных органов, учреждений и организаций представляет собой сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение различных, иногда разнородных задач, но в конечном итоге объединенных функциональным, общим и целостным сообществом.

Система таможенных органов и ее отдельные компоненты играют ведущую роль и в то же время свою специфическую роль в процессе таможенной деятельности.

Таким образом, вне активной, целеустремленной и эффективной непосредственной деятельности таможенных органов, организаций, учреждений, их должностных лиц немыслимы, во-первых, успешное осуществление внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации См. сборник документов к Международному семинару: “Практика таможенного регулирования внешней торговли Беларуси, Украины, России”, 17-18-19 ноября 1998 г., г. Минск.

Во-вторых, собственно таможенное дело, это задачи, цели и функции -экономические, правоохранительных, фискальные, статистические, в сфере международного сотрудничества в таможенном деле и др.

Сказанное подчеркивает актуальность и жизненную необходимость научного анализа и выработки научно-исследовательских и прикладных рекомендаций как по совершенствованию системы таможенных органов в целом, учитывая множественность, разновидность и разнообразие таможенных органов и структур, составных частей, элементов системы таможенных органов, в связи с чем в настоящее время возрастает внимание к системе и принципам деятельности таможенных органов. Кроме того, эти вопросы стали тем более актуальными, что в новых рыночных условиях, когда российская экономика стала «открытой», а государственные границы «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. Важность таможенных органов в этом отношении трудно переоценить, поскольку их постоянно возрастающая роль в обеспечении надлежащего функционирования торговли и внешнеполитических устремлений всей Российской Федерации становится очевидной. Помимо значения системы таможенных органов с точки зрения обеспечения деятельности РФ как субъекта внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, таможенные органы так же выполняют ряд функций, значимых с точки зрения обеспечения законности и правопорядка внутри РФ, так как они наделены полномочиями и в сфере правоохранительной деятельности. Все вышеизложенное свидетельствует о достаточно значительном значении таможенных органов в системе органов исполнительной власти Российской Федерации и заслуживает более подробного рассмотрения.

4 стр., 1695 слов

ЭТАПЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ. СИСТЕМА ...

... структуризации таможенных органов2. Этапы системного анализа деятельности таможенных органовВажно отметить, что система управления в таможенном деле имеет тесные связи с процессом принятия решений по применению мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. При это решения, принимаемые таможенными органами, ...

ОБЩАЯ ХАРТКРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Таможенные органы России в целом составляют единую систему таможенных органов, в основе которой лежат системообразующие факторы, придающие совокупности таможенных органов Российской Федерации характеристики определенной целостности, единства элементов. Все эти системообразующие факторы в совокупности обуславливают существование взаимных связей между всеми элементами, входящими в состав таможенных органов РФ. При наличии этих факторов система проявляет свою целостность, именно они придают определенному набору органов отличительную особенность — системы органов, хотя их роль и значение для каждого различаются. В числе такого рода системообразующих факторов называют следующие Б.Н. Габричидзе. Российское таможенное право. — М., 2001. — С. 92:

1. Функциональная общность таможенных органов заключается в том, что все они осуществляют таможенную деятельность, реализуют единую таможенную политику. Этот важнейший фактор отражен и юридически закреплен в ст.

8 Таможенного Кодекса (ТК) о том, что таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, а так же в ст. 10 ТК, в которой закреплены основные функции таможенных органов РФ. Тот факт, что все они осуществляют таможенную деятельность, не означает, что объем конкретных функций и компетенций, в частности, характер полномочий всех звеньев таможенной системы одинаков. Между таможенными органами разных уровней существуют существенные различия, что естественно, учитывая характер и место, которое занимает компетентный таможенный орган в единой системе. Однако функциональная общность всех таможенных органов является одним из наиболее характерных элементов всей таможенной системы.

2. Организационное взаимодействие и взаимосвязи таможенных органов означает, что каждый орган взаимосвязан с другими выше- и нижестоящими таможенными органами и звеньями, что ни один из них не функционирует сам по себе; только в тесном взаимодействии с другими звеньями он оказывается способным выполнять свои функции и предоставленные законом полномочия. Этот существенный момент отражен в ст. 8,9,10,13 ТК.

3. Единство системы таможенных органов обеспечивается их задачами и задачами, а также едиными организационными принципами построения их деятельности. Каждый таможенный орган — частичка достаточно централизованной системы, функциональным и организационным центром которой является Таможенный Кодекс РФ.

4. Целостность таможенных органов заключается в том, что каждый из таможенных органов является не автономной единицей, а неотъемлемой частью единого органа, которым является система таможенных органов. Честность в этом смысле означает не что-то искусственное, навязанное, а свойство, обусловленное самой природой таможенной деятельности.

8 стр., 3939 слов

Деятельность Сибирского таможенного управления

... принципиально изменяются место и роль таможенных органов в системе государственного управления Российской Федерации. 25 октября 1991 года была образована таможенная служба России. В Указе Президента Российской Федерации говорилось: "В целях обеспечения ...

При этом важно учитывать, что таможенная деятельность отличается чрезвычайной динамичностью, что немаловажно для формирования и функционирования этой системы и ее компонентов.

Особенно это замечание касается развития нормативно-правовой базы таможенного дела, его отдельных блоков: например, развития функций таможенных органов, порядка перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, государственной службы в таможенных органах, таможенного оформления и контроля, таможенных платежей и других направлений таможенного дела.

Необходимо в полной мере учитывать динамизм нормативно-правового регулирования, чтобы обеспечить мониторинг корректировок таможенного законодательства в процессе формирования и функционирования системы таможенных органов и их структурных подразделений.

В качестве примера можно привести такие нормативно-правовые акты, как Дисциплинарный Устав таможенной службы РФ, утвержденный Указом Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396; Инструкцию по таможенному оформлению и таможенному контролю товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенных для производственной или коммерческой деятельности (утвержденную ГТК РФ 25 января 1999 г. № 38), Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (утвержденную ГТК РФ 16 декабря 1998 г. № 848 — и ряд других нормативно-правовых актов. Только учитывая весь массив нормативно-правовой базы, на основании которой действует в настоящее время система таможенных органов РФ можно представить себе картину, отражающую специфику функционирования системы таможенных органов РФ и ее составных частей.

Прежде всего, в этой связи следует отметить, что все звенья таможенной системы являются федеральными органами власти. Это обусловлено тем, что они предназначены для практической реализации полномочий РФ в области таможенного регулирования и внешнеэкономических отношений (п. «ж», «л» ст. 71 Конституции РФ) и финансируется за счет средств государственного федерального бюджета, а так же иных предусмотренных законодательством РФ источников.

Отношения в таможенной системе основаны на принципе сочетания централизации и децентрализации: каждый нижестоящий таможенный орган подчиняется вышестоящему. Кроме того, структура каждого таможенного органа в целом характерна для исполнительной власти.

1. Функции таможенных органов

Функции таможенных органов являются основными направлениями деятельности таможенных органов. С этой точки зрения важность таможенных органов играет особую роль с точки зрения экономического развития Российской Федерации и роста торговли между Россией и зарубежьем. Роль таможенных органов во внешней политике Российской Федерации определяет особый «набор» функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с реализацией важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не определяет ограничить разнообразие функций органов таможни.

Так, ст. 10 Таможенного Кодекса РФ перечисляет следующие функции таможенных органов:

1) участвуют в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализуют эту политику;

2) обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы Российской Федерации; принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

13 стр., 6436 слов

Основы и организация таможенного дела в Российской Федерации

... таможенной реформы в Российской Федерации. Уход от административного и фискального давления в сторону всемерного содействия участникам ВЭД, отказ от тотального таможенного контроля и переход к работе на основании анализа и ... систему таможенного администрирования. Основная задача таможенных органов - контролировать экспортно-импортные операции в условиях государственной монополии внешней торговли. На ...

3) обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность Российской Федерации, являющуюся экономической основой суверенитета Российской Федерации;

4) защищают экономические интересы Российской Федерации;

5) применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

6) взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

7) участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, реализуют эти меры;

8) обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

9) ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, пресекают незаконный оборот через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;

10) осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации;

11) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику Российской Федерации;

12) ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

13) содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

14) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

15) осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов;

16) осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

17) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров Российской Федерации, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

18) проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

3 стр., 1072 слов

Таможенная статистика внешней торговли товарами

... торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами. Таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза, представляют данные таможенной статистики внешней торговли ...

19) обеспечивают в установленном порядке Верховный Совет Российской Федерации, Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

20) реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

Из приведенного выше списка видно, насколько разнообразна деятельность российских таможенных органов.

При этом следует обратить внимание на один существенный момент. Таможенные органы призваны обеспечить соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, выступая при этом как исполнительно-административные органы, в таможенные органы время как исполнительный характер, действующий в тех или иных областях управления, характерен в целом для административно-правового регулирования Таможенное право./Под ред. Б.Н Габричидзе. — М., 1995. С. 93.. В то же время деятельность таможенных органов также характеризуется полицейской направленностью. Они принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; и в процессе осуществления своих функций таможенные органы действуют именно как правоохранительные органы — в частности, осуществляют борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и таможенного законодательства. При этом следует отметить, что деятельность таможенных органов по раскрытию преступлений в сфере таможенного законодательства предполагает совершение таможенными органами следующих мероприятий, регулируемых ст. 2 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г.):

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, преступлений в сфере таможенного дела, а также выявление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) получение упреждающей оперативной информации об обстановке в зоне таможенной деятельности для принятия правильных решений с целью защиты экономических интересов Российской Федерации;

3) оказание помощи органам расследования, прокуратуры и суда в сборе доказательств по уголовному делу, выполнение их поручений;

4) розыск лиц, скрывающихся от органов расследования и суда и уклоняющихся от уголовного наказания за преступления, а также розыск без вести пропавших;

5) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу экономической или экологической безопасности РФ;

6) участие в совместных оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых ФСБ, МВД, ФПС и другими компетентными органами в интересах обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;

7) оказание помощи международным таможенным организациям, иностранным таможенным органам и полиции в борьбе с контрабандными операциями и по другим вопросам, предусмотренным международными договорами РФ;

7 стр., 3080 слов

Таможенные органы Российской Федерации

... принадлежность к таможенным органам Российской Федерации; формирование ведомственной наградной системы; участие в разработке форменной одежды должностных лиц таможенных органов и ее символики. Общее руководство геральдическим обеспечением таможенных органов Российской Федерации осуществляет руководитель ФТС России через ...

8) обеспечение собственной безопасности объектов таможенной инфраструктуры;

9) обеспечение безопасности сотрудников таможенных органов, членов их семей, их имущества, а также лиц, оказывающих таможенным органам конфиденциальную помощь;

10) выявление, предупреждение и пресечение фактов коррупции и других должностных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов. Данное направление деятельности таможенных органов в последнее время особенно актуально, поскольку преступления, связанные с нарушением режима таможенной границы и в целом таможенного законодательства являются одним из наиболее распространенным видом преступной деятельности.

С переходом от государственной монополии внешнеэкономической деятельности к ее либерализации роль и ответственность таможенных органов в регулировании международной торговли значительно возросли. Их основная цель — защита экономической безопасности государства путем обеспечения передвижения людей, товаров, товаров через границу, сбора таможенных платежей, таможенного оформления и таможенного контроля. Очевидно, что такого рода деятельность самым непосредственным образом связана с соблюдением законности и правопорядка, охраной прав и интересов граждан, организаций, государства и общества, борьбой с контрабандой и применением мер ответственности, иначе говоря, с выполнением функций правоохранительных органов П.Городецкий * Функции таможенных органов и налоговой полиции в правоохранительной сфере //Право и жизнь. 2000 № 29..

По этим причинам таможенные органы России с самого начала своего формирования были включены в государственную правоохранительную систему. Их правоохранительный статус закреплен Указом Президента РФ от 18 сентября 1993 г. “О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации”. В соответствии с Указом от 23 декабря 1993 г. “Об отнесении таможенных органов к государственным военизированным организациям” Правительству РФ было поручено обеспечить вооружение таможенной службы в целях повышения их роли в борьбе с преступностью.

Таможенный кодекс РФ конкретизировал основные направления правозащитной деятельности системы таможенных правоохранительных органов (ст. 8, 10); регламентировал оперативно-розыскную деятельность и дознание (разд. IX), а также особенности производства по делам о нарушении таможенных правил (разд. X).

Все это дополнительно подчеркивает важность правоохранительных функций таможенных органов и функций таможенных органов в области оперативной и исследовательской деятельности, но следует помнить, что сфера деятельности таможенных органов не ограничивается это. В этой связи следует особо отметить деятельность таможенных органов по борьбе с таможенными нарушениями.

В период, предшествовавший принятию Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), таможенные органы при решении вопросов о привлечении к административной ответственности за таможенные правонарушения руководствовались преимущественно общими положениями норм административного законодательства — Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

ТК РФ, используя фундаментальные положения административного права и его принципы, определяет основные правила таможенных процедур, существенно меняет регулирование вопросов о субъектах ответственности (введена ответственность юридического лица, двусубъектность ответственности за совершение одного правонарушения), предусматривает ответственность военнослужащих, порядок наложения взысканий при совершении нескольких нарушений таможенных правил и многие другие положения, что составляет основу данного направления деятельности таможенных органов.

3 стр., 1126 слов

Таможенные органы Российской Федерации

... сотрудничества в таможенном деле и др. В курсовой работе для более полного освещения темы будут рассмотрены: понятие, структура, функции государственных таможенных органов, а также специализированные таможенные органы. Глава 1. Таможенные органы Российской Федерации, Таможенные органы Термин «таможенные органы» используется действующими ...

За совершение нарушений таможенных правил законодатель предусмотрел следующие виды взысканий, перечень которых дается в ст.242 ТК РФ и охарактеризованных в других статьях ТК РФ:

1. Предупреждение.

В качестве меры ответственности за нарушение таможенных правил выносится письменное предупреждение, по которому оформляется постановление по делу. применяется как основная мера и, как правило, за таможенные правонарушения, не имеющие серьезных последствий.

2. Штраф (ст.243 ТК РФ).

Таможенный кодекс РФ за нарушения таможенных правил предусматривает два вида штрафа:

  • исчисляемый применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, под которой понимается установленная законом минимальная месячная оплата труда на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить — на день обнаружения правонарушения;
  • исчисляемый, исходя из стоимости товаров и транспортных средств, в виде их свободной (рыночной) цены на день обнаружения правонарушения.

Среди должностных лиц таможенных органов имеет место ошибочное мнение, что предусмотренное санкциями некоторых статей ТК РФ взыскание в виде штрафа, установленного применительно к размеру минимальной месячной оплаты труда, является якобы указанием на то, что субъектами ответственности по этим статьям могут быть только физические либо должностные лица.

Например, за нарушение сроков представления таможенному органу Российской Федерации таможенной декларации, документов и дополнительных сведений (ст.263 ТК РФ) субъектом ответственности, как правило, может быть именно юридическое лицо. Расчет штрафа по отношению к размеру минимальной месячной заработной платы распространяется только на то, что в таких случаях непосредственным объектом нарушения являются не товары и транспортные средства, а особые требования таможенных органов. Штраф применяется в качестве основного наказания.

3. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата.

Данный вид взыскания имеет специфических субъектов и может применяться к:

  • владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов временного хранения;
  • таможенным брокерам, таможенным перевозчикам;

— специалистам по таможенному оформлению. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата применяется только в качестве дополнительной санкции к лицам, перечисленным выше, и только в том случае, если они совершают нарушение таможенных правил в отношении своей деятельности по лицензии или квалификационному аттестату.

4. Конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Конфискация заключается в свободном и принудительном обращении товаров и транспортных средств с указанными выше характеристиками в федеральной государственной собственности. Конфискация производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет.

15 стр., 7431 слов

Таможенный контроль товаров и транспортных средств при осуществлении ...

... таможенного контроля обладают специфическим статусом. Прежде всего, это статус товаров и транспортных средств, которые находятся под таможенным контролем (п. 4 ч. 1 ст. 11, ст. 360 ТК РФ). Интересно отметить, что определение товаров, находящихся под таможенным контролем, ...

Этот тип коллекции может применяться как в качестве основной, так и в качестве надстройки.

5. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу Российской Федерации с сокрытием предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.

Данный вид взыскания представляет собой принудительное изъятие денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену товаров и транспортных средств, обладающих вышеперечисленными признаками, на день обнаружения правонарушения. Может применяться как основная или дополнительная санкция.

При этом следует учитывать, что взыскание стоимости товаров и транспортных средств является разновидностью самостоятельных административных действий.

Взыскание стоимости товаров и транспортных средств как самостоятельный вид административного воздействия следует отличать от взыскания стоимости товаров и транспортных средств как меры, применяемой при невозможности конфискации товаров и транспортных средств на стадии исполнения постановления таможенного органа в части конфискации (ч.3 ст. 380 ТК РФ).

В последнем случае в качестве вида взыскания применяется конфискация товаров и транспортных средств, однако, если по каким-либо причинам исполнить постановление таможни в этой части не представляется возможным, — оно реализуется через взыскание их стоимости.

6. Изъятие транспортных средств, перевозящих товары, являющиеся прямым объектом нарушения таможенных правил.

Данный вид взыскания предусмотрен лишь в санкции ст.276 ТК. РФ «Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации помимо таможенного контроля».

2. Правовые и организационные особенности составных частей системы таможенных органов РФ

Мы подробно изучили движущие силы таможенной деятельности в России. Давайте теперь рассмотрим характеристики каждой из составных частей этой четырехуровневой системы.

Первый уровень. Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ).

Согласно ТК РФ, это центральный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий таможенную деятельность в Российской Федерации.

Определение, несомненно, правильное и могло бы удовлетворять, если следовать ему, описанию, хотя и общему, но исчерпывающему, правового статуса, компетенции, структуры, организации и других функций Комитета, его рабочих взаимоотношений с другими государственными органами. Но такой характеристики ТК не содержит.

В достаточной мере не восполнило этот пробел и Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации от 25 октября 1994 г. Шаг вперед в тот период, который сейчас кажется в значительной степени декларативным и фрагментарным.

Вывод: во-первых, требуется целостный свод правил, касающихся правового статуса, функций и структуры Государственного таможенного комитета Российской Федерации, а во-вторых, требуется новое положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, если таковые имеются правила будут законодательно закреплены. Такова задача на ближайшую перспективу.

3 стр., 1433 слов

Сущность и практика применения резервного метода определения ...

... не могут быть приняты таможенным органом. Именно в этих исключительных случаях применяется резервный метод, предусматривающий определение таможенной стоимости оцениваемых товаров с учетом мировой практики. Перечень документов, необходимых для определения таможенной стоимости ввозимых товаров указан в приказе ...

Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 1999 г. Государственный таможенный комитет Российской Федерации был определен в числе «других федеральных органов исполнительной власти», которыми являются государственные комитеты, федеральные службы, осуществляющие межотраслевое регулирование. Что касается Государственного таможенного комитета Российской Федерации, то это означает, что на него возложена координация и отчасти контроль всего, что связано с формированием и производством таможни в отраслях народного хозяйства страны. Этот вывод основывается также на ст. 11 ТК — о нормативных актах ГТК РФ, ст. 13 — о взаимодействии таможенных органов с иными государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.

Что касается места Государственного таможенного комитета Российской Федерации в системе таможенных органов, то таможенные органы, как явствует из вышеупомянутого положения, являются функциональным, организационным и методологическим центром этой системы, направляют деятельность всех ее звеньев, способствуя его развитию и укреплению целостности. Рассмотрим этот основополагающий на сегодня правовой акт подробнее.

ГТК РФ возглавляет таможенное дело в России, взаимодействуя с другими органами исполнительной власти (федеральными, субъектов РФ и местными), общественными объединениями; руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также Положением о ГТК РФ. Решает свои задачи, т.е. функционирует, либо с опорой на службы центрального аппарата, либо через непосредственно (напрямую) и оперативно подчиненные объекты: региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, подведомственные лаборатории, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и др.

Финансируется из федерального бюджета, а также из иных предусмотренных законодательством РФ источников (так, все валютные средства, поступающие от внеплановых таможенных доходов и сборов, направляются в валютный фонд ГТК РФ с целью развития материально-технической базы и социального сектора).

ГТК РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, счета (в том числе валютные) в банках и других кредитных учреждениях.

Основные задачи ГТК РФ:

  • участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и реализация этой политики с учетом результатов научно-исследовательских работ по развитию системы, мирового опыта и опыта международного сотрудничества;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности, защиты хозяйственных интересов государства, единства его таможенной территории;
  • внедрение таможенных регуляторов, ориентированных на приоритеты развития экономики и планы интеграции России в мировое хозяйство;
  • контроль за соблюдением законодательства по таможенному делу и иных актов, исполнение которых обязаны отслеживать ГТК РФ и нижестоящие органы.

Основные функции ГТК РФ:

  • подготавливает проекты, программы совершенствования таможенного дела, политики и законодательства в этой сфере, разрабатывает правовой, экономический и организационный механизмы совершенствования;
  • внедряет их на ролях куратора (организатора), координатора и контролера:

использует для вышеназванных целей результаты научно-исследовательских и опытных работ, в частности выводы, касающиеся принятия и апробации решений об эффективности норм ТК и другого законодательства применительно к конкретным хозяйственным операциям и товарам:

участвует в разработке средств развития экономических отношений России с мировым сообществом (международная производственная кооперация, экспорт-импорт, иностранные инвестиции и т.д.), контролирует внедрение этих средств:

участвует в разработке и организует реализацию. Общеэкономической и торговой политики применительно к товарам и транспорту, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации (лицензирование, аттестация, регулирование цен, учет товаров, взимание таможенных платежей, их внесение в федеральный бюджет: упрощенное оформление товаров и в ряде случаев разрешительный порядок их провоза через границу: все виды контроля, включая валютный и экспортный, прежде всего в отношении жизненно важных для страны материалов, культурных ценностей и т.д.: охват таможенными режимами всей коммерческой деятельности на территории РФ):

обеспечивает самостоятельно, через нижестоящие структуры и, при необходимости, совместно с другими правоохранительными органами защиту таможенной зоны и объектов инфраструктуры, охрану общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды, защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров:

организует и координирует борьбу с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела:

обеспечивает выполнение таможенными органами РФ функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность:

организует борьбу с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации наркотических средств и психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения их частей и дериватов, других товаров:

содействует борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в деятельность международной гражданской авиации:

контролирует поступление (восходящий поток) первичных данных о ситуации на таможенной территории, организует их анализ и группировку в качестве исходного материала для научно-исследовательских работ и в качестве базы: для ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, общей и специальной таможенной статистики, представляемой Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ, другим властным органам (федеральным и субъектов РФ): для информирования государственных органов, предприятий, учреждений и граждан, в том числе путем публикации данных как в официальных изданиях, так и в СМИ, включая зарубежные:

принимает и координирует меры правовой защиты физических и юридических лиц от ущемляющих их права и интересы решений (в том числе в нормативных актах), действий и бездействий таможенных органов ГТК РФ и их должностных лиц: устраняет причины обоснованных жалоб:

разрабатывает проекты международных договоров по таможенным вопросам, согласует их с другой стороной и представляет Правительству РФ для заключения, входит в Правительство с инициативами о присоединении Российской Федерации к действующим договорам: участвует в международных организациях, отвечает за участие российской стороны в работе Совета таможенного сотрудничества и за выполнение обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела:

взаимодействует с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств: руководит деятельностью таможенных атташе в представительствах РФ за границей:

обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц и специалистов как для подведомственных объектов, так и для учреждений, предприятий и организаций других отраслей:

создает, финансирует, реорганизует, ликвидирует региональные таможенные управления и таможни, лаборатории, вычислительные центры, базы материально-технического снабжения, полиграфические, строительно-эксплуатационные и иные предприятия и организации, деятельность которых способствует решению задач ГТК РФ: осуществляет правомочия собственника по управлению имуществом этих объектов, а также внебюджетным фондом развития таможенной системы РФ:

издает в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу, действующие на всей территории РФ и обязательные для исполнения всеми государственными органами, физическими и юридическими лицами независимо от форм собственности и подчиненности.

Для выполнения вышеназванных функций ГТК РФ наделяется соответствующими полномочиями, в том числе правом:

определять особенности правового регулирования: таможенных режимов, деятельности таможенных брокеров и специалистов по таможенному оформлению:

ограничивать или запрещать ввоз определенных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо хранение их на свободных складах, устанавливать упрощенный, льготный порядок перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей:

  • запрашивать у государственных органов исполнительной власти всех уровней, у предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, а также у должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на Комитет функций, получать такие документы и сведения;
  • выступать в роли государственного заказчика продукции (работ, услуг):
  • образовать координационные и экспертные советы, временные творческие коллективы и рабочие группы по проблемам таможенного дела;
  • привлекать на договорной основе научные учреждения, ученых и специалистов, включая зарубежных к решению этих проблем;
  • осуществлять иные правомочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Организационная структура ГТК РФ.

Председатель Государственного таможенного комитета Российской Федерации назначается и освобождается от должности председателем СРЮ, действует в соответствии с принципами индивидуального управления и несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на комитет. Осуществляет общее руководство системой и непосредственно курирует инспекцию при председателе ГТК, дежурную службу, работу коллегии ГТК, обеспечивает взаимодействие с правоохранительными и другими государственными органами РФ, распределяет обязанности между своими заместителями и устанавливает степень их ответственности, подписывает (утверждает) нормативные акты (в пределах компетенции ГТК РФ) и организует проверки их исполнения. В порядке общего руководства:

  • курирует организационные, финансовые, кадровые вопросы не только центрального, но и всех подведомственных звеньев системы;;
  • устанавливает их правомочия по самостоятельному решению этих вопросов;
  • применяет в полном объеме установленные законодательством РФ поощрительные (награды, звания) и дисциплинарные меры к работникам всех звеньев системы, руководителям лабораторий и других подведомственных структур.

Председатель ГТК РФ является одновременно председателем Комитета, куда входит он сам, его заместители (по должности) и руководящие работники подведомственных структур. Члены коллегии (кроме входящих в нее по должности) утверждается Правительством РФ по представлению председателя ГТК РФ. Решения коллегии по важнейшим вопросам реализуется приказами председателя; в случае его несогласия с большинством он проводит в жизнь свое решение, о чем докладывает Правительству РФ.

При Государственном таможенном комитете России действует Консультативный совет по таможенной политике. Персональный состав и положение о Совете утверждается председателем ГТК.

Заместители Председателя ГТК по его представлению назначаются на должность и освобождаются от нее Правительством РФ. Заместители курируют работу структурных подразделений Комитета, краткое описание которых приводится ниже.

Управление организации таможенного контроля ведает вопросами проверки документации и досмотра перемещаемых через границу товаров, личной клади и багажа физических лиц, транспортных средств всех видов, грузов и иного имущества, печатных и аудиовизуальных материалов, культурных ценностей; осуществляет методическое руководство этой деятельностью, планирует ее, разрабатывает рекомендации относительно документов и сведений, правил выборочности и технологии контроля, обеспечивает рабочий контакт с погранслужбами, санитарно-карантинными, ветеринарными и другими государственными органами. В состав Управления входят отделы: создания и развития таможенной инфраструктуры; организации таможенного контроля в неторговом обороте; контроля за грузами в торговом обороте.

Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил в качестве основного направления своей деятельности имеет правоохранительную деятельность, в связи с чем в состав данного управления входят отделы: организации борьбы с таможенными правонарушениями в торговом обороте; по борьбе с контрабандой наркотиков и организации кинологической службы; организации борьбы с таможенными правонарушениями в неторговом обороте; контроля за соблюдением законности в производстве по делам о нарушениях таможенных правил; организации дознания (и оперативно-розыскной деятельности по делам о контрабанде).

Этот отдел отвечает за организационную и методологическую направленность этой деятельности, что подразумевает активное участие в создании соответствующей нормативной базы и ее реализации как на ведомственном, так и на национальном уровне.

Правовое управление играет роль головного разработчика нормативных актов ГТК, консультанта и отчасти координатора других разработчиков (основные подразделения Комитета, нижестоящие таможенные органы).

В составе Департамента существует отдел систематизации и кодификации таможенного законодательства. При его непосредственном участии в этой области был разработан ряд основополагающих положений.

Таможенно-тарифное управление имеет в своем составе отдел таможенно-тарифного регулирования, который разрабатывает предложения по системе ставок, опробует их. Участвует в подготовке соответствующих нормативных актов; отдел экономических таможенных режимов, который внедряет меры нетарифного регулирования, участвует в разработке нормативных актов о свободных таможенных законах и складах; отдел номенклатуры (наиболее важный) — внедряет Гармонизированную систему описания и кодирования товаров, подлежащих лицензированию, квотированию и другим видам государственной регуляции экспорта-импорта, а также доводит этот перечень до нижестоящих органов.

Управление федеральных таможенных доходов отвечает за организацию и контроль полной и своевременной уплаты экспортно-импортных пошлин и таможенных сборов, за разработку концепции, технологии и единой политики в этой области, а также осуществляет надзор за декларированием товаров и работой таможенных органов в свободных экономических зонах.

Отдел валютного контроля. В ТК (раздел 1У) определено, что ГТК РФ является органом валютного контроля, а нижестоящие органы — агентами, которые контролируют перемещение через границу (за исключением периметров свободных таможенных зон и складов) российской валюты, ценных бумаг в этой валюте, валютных ценностей, а также валютные операции, связанные с экспортом-импортом.

Раньше за организацию этой работы отвечало Управление федеральных таможенных доходов, но ввиду массовых нарушений валютного законодательства пришлось создать специализированный отдел, укомплектованный профессиональными экономистами, финансистами, юристами; в его составе имеются аналитический и аудиторский секторы; группы подготовки сводных отчетности. Отдел разрабатывает и реализует меры по надзору за внедрением экспортно-импортных операций ( в том числе за содержанием валютных пунктов грузовой таможенной декларации, за правильностью контрактных и платежных документов); взаимодействует с Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, другими учреждениями данного профиля, банками и участниками внешнеэкономических связей; ведет на них картотеку; информирует руководство ГТК РФ о нарушениях законодательства, подготавливает по этим вопросам методические и информационные материалы; курирует аналогичные отделы (группы) на местах.

Департамент статистики и таможенного анализа организует и интегрирует эту деятельность в национальном масштабе. ТК закрепил, в частности, обязанность таможенных органов вести сбор и обработку сведений о перемещении товаров через границу, представлять заинтересованным лицам и публиковать соответствующие статистические данные, вести специальную таможенную статистику в порядке, определенном ГТК РФ.

Шесть вышеназванных подразделений образуют комплекс (подсистему), отвечающий за производство таможенного дела. Ниже перечислены структуры, образующие подсистему обеспечения этого производства разного рода ресурсами:

  • Финансовое управление в составе финансово-экономического и контрольно-ревизионного отделов, отдела бухгалтерского учета и отчетности;
  • Управление материально-технического снабжения, куда входят отделы: комплектации оборудованием объектов капитального строительства;
  • материально-технического снабжения таможен;
  • планирования и реализации материальных ресурсов;
  • строительных материалов;
  • и группы: по организации учета и реализации конфискатов: хозяйственного обслуживания центрального аппарата;
  • Техническое управление, состоящее из отделов: технических средств таможенного контроля;
  • информационных технологий;
  • связи;
  • Управление кадров и учебных заведений со следующей структурой: отдел руководящих кадров и организационно-методической работы;
  • отдел подготовки кадров и учебных заведений;
  • отдел профилактики правонарушений среди личного состава;
  • группа (сектор) делопроизводства, учета, оформления кадров центрального аппарата;
  • Отдел по связям со средствами массовой информации и общественностью (пропаганда и разъяснение таможенного законодательства, политики и т.д., выпуск «Таможенного вестника» и других изданий);
  • Управление делами ГТК РФ (организационно-техническое обеспечение центрального аппарата);
  • Управление внешних связей (международно-правовое сотрудничество);
  • Главный научно-информационный вычислительный центр — ГНИВЦ (внедрение и эксплуатация Единой автоматизированной информационной системы — ЕАИСЮ развитие ее программной базы и электронных средств таможенного контроля);
  • Центральная таможенная лаборатория (ЦТЛ), являющаяся головным экспертно-исследовательским учреждением ГТК РФ со статусом юридического лица (материаловедческие исследования и товароведческие экспертизы в целях классификации, сертификации и стоимостной оценки товаров, перемещаемых через таможенную границу, установления товароведческой природы нарушений при экспортно-импортных операциях и т.п.);
  • Служба охраны таможенных органов Российской Федерации, состоящая из Управления таможенной охраны ГТК, аналогичных отделов в региональных управлениях и таможнях, аналогичных группах таможенных постах;
  • отделов быстрого реагирования, групп оперативно-дежурной службы. Служба защищает объекты таможенной системы во взаимодействии с другими государственными органами. он вооружен огнестрельным оружием и спецсредствами в случаях и порядке, предусмотренных Трудовым кодексом, актами Государственного таможенного комитета России.

Последней (разумеется, не по важности) в подсистеме обеспечения значится Юридическая служба. Основные функции: ведет нормативную базу (в том числе субъектов Российской Федерации) и обобщает практику применения таможенного законодательства; разъясняет нормативные акты; информирует и консультирует граждан и организации; готовит проекты нормативных актов. Юридические отделы региональных управлений Комитета, кроме того, должны контролировать состояние правовой дисциплины в нижестоящих органах, где действуют свыше 50 человек — юридические отделы, при меньшей численности — группы; на таможенных постах со статусом юридического и штатом свыше 50 человек — группы, при меньшей численности — ведущий юрисконсульт и ведущий инспектор; на постах не являющихся юридическими лицами, — ведущий юрисконсульт.

Поскольку работа этой разветвленной сети, обеспечивающей законность, является сутью конкретных таможенных операций, Юридическая служба Государственного таможенного комитета Российской Федерации может рассматриваться как элемент производственной подсистемы. В таможенные органы же время, скажем, Правовое управление (см. выше) можно по тем же мотивам одной стороной причислить к подсистеме обеспечения.

Второй уровень, Региональные таможенные управления (РТУ) — создаются с 1991 г. как промежуточное звено между ГТК РФ и таможнями, что обусловлено резким усложнением управленческих задач Комитета вследствие либерализации внешней торговли.

Положение об РТУ утверждает ГТК РФ на основе Общего положения о региональном таможенном управлении Российской Федерации от 10 января 1996 г. Согласно этим актам управления возглавляют работу в подведомственных им регионах по непосредственным руководством Комитета; последний вправе их создавать, ликвидировать и реорганизовывать. В прямом подчинении каждого РТУ находятся таможни и таможенные посты, в оперативном — лаборатории, учебные заведения и т.п. (в обоих случаях — за исключением объектов, непосредственно подчиненных ГТК).

РТУ вправе создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты без статуса юридического лица, входить в ГТК с аналогичной инициативой относительно таможен и постов со статусом юридического лица, утверждать таможенные склады и склады временного хранения; представлять подчиненные структуры в госорганах, менять в установленном порядке географию их деятельности, вносить в ГТК проекты изменения границ подведомственного региона.

Эти границы, как и территории деятельности нижестоящих органов, могут не соответствовать административному делению РФ, что видно из следующего перечня (неполного) РТУ: Западное, Калининградское, Уральское, Западно-Сибирское, Последнему, например, подчинены таможни: Архангельская, Костомукшская, Петрозаводская, Пулковская, Балтийская, Великолукская, Выборгская, Пыталовская, Себежская, Санкт-Петербургская.

RTU решает свои задачи напрямую и в основном через дочерние предприятия. При этом оно взаимодействует с находящимися в регионе другими, в том числе силовыми, органами исполнительной власти (федеральной и субъектов РФ), местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами Является юридическим лицом. Финансируется из государственного бюджета и других источников.

Функции РТУ. Из положений Государственного таможенного комитета РФ и ГТК следует, что они имеют идентичные функции — с той разницей, что Комитет контролирует всю таможенную территорию страны, а ГТУ действует в пределах своего региона и в этих пределах действует как как соразработчик-соисполнитель, либо как проводник политики Комитета. Чтобы не воспроизводить буквально достаточно обширный набор этих функций, мы приводим их в сжатом виде.

РТУ в качестве соразработчика-соисполнителя:

координирует сбор первичных данных о таможенной ситуации в регионе, организует их обработку для статистических научно-исследовательских, информационных целей, в том числе для подготовки обзоров, оповещения органов исполнительной власти, а также для использования в организуемых РТУ учебных, методических, разъяснительных и подобных мероприятиях и для обновления нормативной базы.

Он участвует и организует участие нижестоящих структур в исследовательской работе, направленной на разработку законодательства и совершенствование таможенной политики, для обеспечения единства таможенной территории и экономической безопасности страны.

Контролирует использование прогрессивных решений при разработке юридических, организационных, технологических и прочих аспектов развития региона, включая инфраструктуру, вносит соответствующие предложения, программы (собственные и нижестоящих органов) в ГТК РФ.

РТУ в качестве проводника политики ГТК РФ организует, контролирует, курирует, координирует и т.д.

соблюдение в регионе таможенных режимов и законодательства, правил валютного, экспортного, экологического и других видов контроля, правил и методов регулирования лицензионных, аттестационных, оформительских, разрешительных процедур при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, методов классификации и оценки этих предметов, начисления, взимания и перечисления в государственный бюджет таможенных пошлин и сборов;

  • реализацию рабочих контактов со сторонними органами, учреждениями, юридическими и физическими лицами на предмет содействия (например, в экспертизе), взаимодействия (например, в пограничном или валютном контроле) и получения на безвозмездной основе документов и сведений для таможенных целей;
  • осуществление надзора за экономической деятельностью экспортов-импортов, таможенных брокеров, в том числе путем финансово-хозяйственных проверок и организации доступа проверяющих в местах, где могут вестись работы либо находиться документы, товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю;
  • проведение в жизнь мер по защите прав и интересов клиентов(пользователей) системы;
  • по кадровому, финансовому, информационному, материально-техническому обеспечению таможен (постов), по выполнению ими оперативно-розыскных и дознавательных функций — в целях борьбы с криминалом, нарушителями таможенных правил, посягательствами на нормальную деятельность таможенных органов, безопасность их должностных лиц и клиентов;
  • выпуск ненормативных правовых актов, обязательных для использования наряду с нормативными.