Таможенная пошлина как основной таможенный платёж

Курсовая работа

Внешнеэкономическая деятельность — совокупность производственно-экономических, организационно-хозяйственных и производственно-коммерческих функций экспортно-ориентированных предприятий с учетом выбранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Следовательно, именно эти обстоятельства определили такую ​​специфику взаимоотношений национальной и мировой экономик в каждом конкретном случае. Но, несмотря на наличие характерных таких черт, существует общее направление международных экономических отношений, которое не обошло нас на сегодняшний день стороной, вероятнее всего, ни одно государство во всем мире, международная торговля товарами, а также и услугами. Неотъемлемой частью этого направления является импорт, то есть ввоз определенных товаров и услуг на внутреннюю территорию страны.

Государственная таможенная политика играет основополагающую роль в развитии экономических отношений между Россией и другими государствами. Правильно и верно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, и цели налоговой политики оказывают очень большое влияние на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность, также на юридических и на физических лиц. И вот, сегодня налогообложение — одна из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Таможенная политика — это очень мощный рычаг, при помощи которого то или иное государство может и должно стимулировать рост отечественного производства, а в особенности в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров с других стран, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе. Эта тема особенно интересна в свете вступления России во Всемирную торговую организацию. Такое присоединение потребует существенных изменений в таможенной политике государства, в том числе снижения импортных платежей, а также выравнивания условий работы отечественных и зарубежных производителей на российском рынке.

Таможенные платежи составляют доходную часть федерального бюджета до 40%, что определяет пристальное внимание законодателя к правовому регулированию этих отношений. Считаю, что выбор темы «Таможенная пошлина как основной таможенный платеж» актуален на данный момент, поскольку экономическое развитие сегодня характеризуется выраженной тенденцией к интеграции национальных экономик в международные. Национальные экономики во всех странах становятся более-менее открытыми, они включаются в мировое разделение труда, а также в международную конкуренцию. Внешнеэкономические связи стали объективно обусловленными и стали важнейшим фактором экономического роста. Сейчас во многих странах именно эти страны определяют состояние национальной экономики, и в будущем эта тенденция усиливается. Особая роль отводится таможенной службе в системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью, как наиболее динамично развивающейся, своевременно и более качественно обслуживающей участников ВЭД. Это обуславливается ростом масштабов внешнеэкономических связей.

10 стр., 4823 слов

Статистическое изучение внешнеэкономической деятельности. Таможенная ...

... экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, ... таможенного налогообложения, дать общее описание таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товаров. Цель курсовой работы - на основе изучения теоретических основ таможенной статистики, ... наибольшее и наименьшее значение отношения экспорта к импорту ...

Деятельность такой таможенной системы очень значительна и связана с тем, что наиболее стабильным и значительным источником доходов федерального бюджета России являются таможенные пошлины и налоги. Являясь неотъемлемым компонентом правоохранительной системы, таможенная служба вносит значительный вклад в решение проблем в борьбе с контрабандой, а также с другими преступлениями, входящими в ее компетенцию, и в таможенные правила. Однако на данном этапе перед таможенными органами стоят гораздо более масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части российского бюджета, а также по защите экономического суверенитета страны и обеспечению ее экономической безопасности. Такое успешное функционирование таможенной системы предполагает её реструктуризацию, а именно, внедрение в практику деятельности прогрессивных на сегодняшний день таможенных технологий, реализацию кадровой политики, направленной на обеспечение таможенной службы высококвалифицированными кадрами с губленным знанием экономических и правовых основ таможенного дела, этики и психологии взаимоотношений, а также знание не только своего но и иностранных языков. Итак, госбюджет любой страны, в том числе и России, как правило, строится на двух основах — системе налогов и таможенных платежей.

Цель курсовой работы:

Изучить таможенную пошлину как основной таможенный платеж.

Задачи курсовой работы:

  • изучить функции и сущность таможенных пошлин;
  • изучить виды ставок таможенных пошлин;
  • рассмотреть отличие таможенных пошлин от таможенных сборов;
  • изучить обеспечение уплаты таможенных пошлин.

Предмет исследования — таможенная пошлина как основной таможенный платеж.

Предметом исследования является таможенная пошлина.

1. Сущность и виды таможенных пошлин

1.1 Сущность и функции таможенных пошлин

таможенный пошлина налог беспошлинный

Пошлины — одна из разновидностей таможенных, платежей взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу (импорт, экспорт и транзит товаров, имущества, пропускаемых через таможенную границу страны под контролем таможенных служб, а также проведение различных таможенных почтовых операций).

По своему экономическому содержанию таможенные пошлины являются косвенным налогом, одним из видов доходов государства. Таможенные пошлины взимаются как для целей налогообложения, так и как инструмент государственной таможенной политики. Выделяется ряд экономических функций таможенной пошлины:

13 стр., 6237 слов

Возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. ...

... им выполнять различные функции. Таможенные платежи - это инструмент регулирования перемещения товаров через таможенную границу. 1. Возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов. Случаи неуплаты таможенных пошлин, налогов Обязательства по уплате пошлин, налогов возникают при ввозе товаров с момента пересечения ...

Протекционистская — для защиты национального производства от притока в страну иностранных товаров;

Преференциальная — для стимулирования импорта товаров из определенных стран и районов;

Статистическая — для более точного учета внешнеторгового оборота;

Выравнивание — выравнивание цен на импортные товары и товары местного производства.

Субъектом обложения таможенные пошлины (декларантом) может быть лицо, непосредственно перемещающее товары, также таможенный брокер. Один из элементов таможенной пошлины — ставка. Функция сбора таможенных пошлин в России возложена на уполномоченный государственный орган в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу.

Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ «О таможенном тарифе» Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. 1 июля 2010 года вступил в силу новый закон о «Таможенном тарифе» таможенного союза трех государств: России, Беларуси и Казахстана.

К таможенным платежам относятся:

ввозная таможенная пошлина;

вывозная таможенная пошлина;

налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

таможенные сборы.

Особые, компенсационные и антидемпинговые пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами той или иной страны также членами таможенного союза и (или) законодательством страны — которая является членом таможенного союза и взимаются в порядке, предусмотренном кодексом, предназначенный для взимания ввозной таможенной пошлины, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В отношении товаров для личного пользования этот раздел применяется с учетом специфики, установленной главой No. 49 настоящего Кодекса и международного договора государств-членов таможенного союза.

С появлением обмена товарами между государствами возникла проблема, это факторы, которые предопределяют экономическую целесообразность экспорта и импорта определенных товаров. Изначально теория международной торговли исходила из того, что внешняя торговля должна была вестись с целью накопления золота в стране, но теоретически было непонятно, почему и почему это золото было выгодно накапливать.

Экспорт трудоемкой продукции, концентрирующей в себе высококвалифицированный труд, позволяет получать определенные социально-экономические преимущества и в результате этого можно сделать обмен на такую продукцию немного дешевле и импортировать топливно-сырьевые товары, которые потом будут преобразовываться в продукцию с более высокой добавленной стоимостью. В отличие от сырьевых ресурсов источники высококвалифицированного труда возобновляемы, а избыточные по сырью страны для того что бы повысить эффективность своей экономики вынуждены ввозить высокотехнологичную продукцию, и они становятся технологически зависимыми от стран с более высоким уровнем развития. Исходя из этого, в современном мире все страны должны стремиться экспортировать на мировые рынки товары, которые в максимальной степени в расчете на затраченные материальные и энергетические ресурсы компенсируют затраты высококвалифицированного труда и ввозить топливно-сырьевые и другие товары как можно с минимальными затратами. Это говорит о том, что таможенно-тарифное регулирование должно способствовать формированию эффективной структуры производства с постоянно увеличивающейся долей продукции отраслей, в которых используется высококвалифицированная рабочая сила. В России есть все предпосылки для развития и восстановления производства современной высокотехнологичной продукции. Но сегодня мировая торговля в большей степени трансформируется таким образом, что более развитые страны стремятся обмениваться между собой товарами, концентрирующими высококвалифицированный труд, а в торговле с развивающими и менее развитыми странами обменивать товары, концентрирующие в максимальной степени высококвалифицированный труд, на товары, произведенные с минимальными затратами высококвалифицированного труда. Таким образом, из теории внешней торговли вытекают определенные требования к системе таможенных пошлин, которые могут быть реализованы только лишь в том случае, если последние будут разрабатываться из научно-обоснованных положений, что обусловливает необходимость понимания экономической сущности таможенной пошлины. Таможенная пошлина как экономическая категория появилась на этапе возникновения обмена результатами труда между отдельными государственными образованиями, т.е. несколько позже, чем сформировались категории цены и налога.

13 стр., 6368 слов

Таможенные платежи в РФ и перспективы их совершенствования

... эффективности их расчета и уплаты. Целью дипломного исследования является изучение системы начисления и уплаты таможенных платежей, определение их роли в формировании бюджета страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по совершенствованию начисления и уплаты таможенных платежей. ...

Возникновение государственных образований привело к возникновению у них права на часть вновь созданной стоимости, необходимую для покрытия затрат на выполнение государственных функций. Эти расходы покрывались за счет изъятия части вновь созданной стоимости за счет налогов и таможенных пошлин.

Таким образом, первоначально таможенные пошлины служили только фискальным инструментом государства для пополнения своих ходов, хотя они и оказывали более глубокое воздействие на экономический процесс внутри государства, что обусловливалось их непосредственной связью с ценами. По мере увеличения объема внешней торговли и усиления ее влияния на экономическое развитие возрастает и роль таможенных пошлин как регулятора экономики.

Таможенная пошлина отражает различия мировых и национальных ценностей. По своей форме он действует в виде платежа, налога и может отклоняться, как и цена, от своей базовой.

Таможенная пошлина является разницей в уровнях мировых цен и экономически обоснованных внутренних цен, при наличии отечественного производства товаров ее величина определяется сложившимися различиями в уровнях мировых и национальных издержек производства, задачей при обосновании таможенных пошлин является объективное отражение в таможенных пошлинах этой разницы.

28 стр., 13633 слов

Таможенная политика России и ее совершенствование в связи с подготовкой ...

... Размер ставок и пошлин на импортируемые товары - это не единственное изменение, принятое при вступлении России в ВТО, но также изменились ставки на экспортируемые товары и налоги на таможенные операции. Вступил в силу обновленный Единый таможенный тариф Таможенного ...

Вывод: отмена таможенных пошлин напрямую влияет на экономические интересы импортеров и экспортеров, самодостаточную эффективность импорта и экспорта определенных групп товаров.

Таможенные пошлины участвуют в формировании уровня затрат на импорт и экспорт товаров, которые, в свою очередь, могут проявляться на уровне цен на импортируемую и экспортируемую продукцию. Влияние уровня ставок таможенных пошлин на объемы импорта и экспорта зависит от степени влияния уровня рыночных цен, что, в свою очередь, влияет на объемы платежеспособного спроса и предложения на конкретных товарных рынках первичного спроса.

1.2 Виды ставок таможенных пошлин

Ставки таможенных пошлин представляют собой денежные суммы в российской или иностранной валюте, установленные в определенной зависимости от таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории России.

В России применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:

Адвалорная ставка таможенной пошлины — пошлина, ставка которой устанавливается в процентах от таможенной стоимости товаров. Например: 2% от таможенной стоимости.

Формула исчисления таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по адвалорным ставкам:

Тп = Тс х Ст

где,

Тп — таможенная пошлина;

Тс — таможенная стоимость товара (в рублях);

Ст — ставка таможенной пошлины, установленная в процентах к таможенной стоимости товара (Адвалорная ставка).

Адвалорные ставки используются при взимании таможенных пошлин как при ввозе товаров, так и при экспорте.

Специфическая ставка таможенной пошлины — взимается за единицу (с веса, объема, штуки и др.) товара. Размер таможенной пошлины, исчисляемый по определенной ставке, не зависит от цены товара. Использование конкретных ставок таможенных пошлин позволяет бороться с уклонением от уплаты таможенных платежей за счет занижения договорных цен импортных и экспортных товаров. В России размер специфических ставок устанавливается в евро. (Например: 0,9 евро за килограмм).

Формула исчисления таможенной пошлины в отношении товаров, облагаемых по специфическим ставкам:

Тп = Кт х Ст х К

где,

Тп — таможенная пошлина;

Кт — физическая и количественная величина товара (вес, объем, штука);

10 стр., 4759 слов

Таможенные пошлины

... регулирования перемещения товаров через таможенную границу. Предмет исследования - государственное регулирование внешней торговли. Предмет исследования - функционирование таможенных пошлин как основного инструмента таможенно-тарифного регулирования в таможенном союзе. Целью курсовой работы является ...

Ст — ставка таможенной пошлины в евро за единицу товара;

К — курс евро, установленный ЦБ РФ на день принятия таможенной декларации.

Комбинированная ставка таможенной пошлины определяется путем сравнения адвалорной и конкретной ставок таможенных пошлин.

В таможенном тарифе в соответствии с конкретными инструкциями, содержащимися при расчете пошлины по комбинированной ставке, адвалорная ставка и конкретная ставка могут быть сложены вместе. Эта ставка будет называться «Совокупная комбинированная ставка» или, если взимается более высокая плата, именоваться «Альтернативной комбинированной ставкой».

Если при расчете сумм таможенных пошлин, взимаемых по определенным ставкам, определенных за килограмм массы товаров или взимаемых по ставкам, объединенным с конкретным компонентом, они будут взиматься в евро за килограмм массы товаров. В основном они используют массу первичной упаковки товара, то есть неотделимую упаковку от определенного продукта до его потребления и в которой продукт представлен для розничной продажи.

В России также действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара:

Базовые ставки применяются к товарам, которые происходят из торгово-политических стран, отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100% от указанных в Таможенном тарифе;

Если торгово-политические отношения не предусматривают такого режима, применяются максимально возможные ставки таможенных пошлин, составляющие 200% от указанных в Таможенном тарифе;

Для товаров, страна происхождения которых не установлена ​​и не известна, применяются ставки импортных таможенных пошлин, которые применяются к товарам из стран, коммерческих и политических отношений, с которыми предоставляется режим наибольшего благоприятствования. Исключением являются случаи, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации или предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам;

2. Таможенные пошлины в системе таможенных платежей, .1 Отличие таможенных сборов от таможенных пошлин

Таможенными сборами являются обязательные уплаты, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение других действий, установленных Кодексом и (или) законодательством стран, членов таможенного союза.

Ставки и виды таможенных пошлин устанавливаются законодательством стран-участниц таможенного союза.

Размер таможенных сборов не может превышать примерную стоимость затрат таможенных органов на совершение действий, в отношении которых установлен таможенный налог.

13 стр., 6339 слов

Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза ...

... относится к незаконным перемещениям. Например, неточная информация в таможенной декларации, которая в дальнейшем повлекла за собой уплату таможенных пошлин не в полном объеме, это касается и незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Очень ...

Сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, оплаты, возврата и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат оплате, устанавливается ТК ТС и (или) законодательством стран — членов таможенного объединения.

Таможенная пошлина — это платеж, который взимается в обязательном порядке, взимается таможенными органами за товары, перемещаемые через границу, и является бесплатным.

Таможенная пошлина — это разновидность косвенного налога, поэтому ставка или ставка налогообложения является одним из основных элементов таможенной пошлины.

Под ставкой таможенной пошлины понимается сумма налога на единицу налогообложения.

Ввозные и вывозные таможенные пошлины взимаются при пересечении границы или, в некоторых случаях, при смене режима. Обязанность по уплате наступает: при экспорте — с подачей ГТД или совершением других действий по декларированию; при импорте — в момент пересечения границы. Плательщиком является декларант, а также иные ответственные лица.

Акциз устанавливается Налоговым кодексом. Место происхождения значения не имеет.

НДС — устанавливается Налоговым кодексом. Страна происхождения значения не имеет. Ставка НДС 18% или 10% (культурная продукция, печатная, продовольственные товары, медицинские товары, товары для детей).

Таможенные пошлины отличаются от нефискальных таможенных пошлин. В разнице от таможенной пошлины, таможенные сборы (за хранение товаров, за таможенное оформление, за таможенное сопровождение товаров) представляют собою оплату за предоставление или оказание таможенными органами различного рода услуг (хранение, транспортировка, и т.д.), выполнение различных мероприятий в процессе таможенного оформления и, следовательно, не обладают всеми основными признаками налога.

2.2 Авансовые платежи

Система «авансовых» отношений с таможней изначально направлена на удобство для участников ВЭД. Так, если вы ввозите несколько партий товаров, то есть планируете на протяжении некоторого периода времени часто оформлять ввозимый товар, то проще сразу внести на счет таможни авансовый платеж, и далее при подаче таможенной декларации таможня сама будет списывать необходимую сумму из этих средств.

Авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет платы ожидающих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм экспортных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если оплата таких платежей предусмотрена законодательством страны, членов таможенного союза. Кроме того, авансовые платежи уплачиваются в валюте государства — члена таможенного союза, на территории которого такие платежи должны использоваться для уплаты таможенных платежей.

Средства, выплачиваемые в качестве предоплаты, принадлежат лицу, внесшему предоплату. И такой платеж не как не может рассматриваться в качестве таможенных платежей, либо денежных средств внесенных в качестве обеспечения оплаты таможенных пошлин и налогов, до тех пор, пока лицо не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи.

10 стр., 4599 слов

Таможенные платежи в различных таможенных процедурах

... с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных в Таможенном Кодексе Таможенного Союза. Виды и ставки таможенных пошлин определяются законодательством государств-членов таможенного союза. 1.2 Порядок и сроки уплаты таможенных платежей Крайний срок уплаты таможенных пошлин - ...

Лицо в качестве уплатившего авансовые платежи, рассматриваются представление им или от его лица таможенной декларации, заявления на возвращение авансовых платежей либо совершение других действий, удостоверяющих о намерении этого лица использовать личные денежные средства в качестве таможенных плат либо обеспечения оплаты таможенных пошлин.

Плательщик вправе запросить у таможенного органа отчет о расходовании денежных средств, уплаченных в качестве аванса, но не позднее срока, установленного законодательством стран-членов таможенного союза для погашения авансовых платежей. Данный отчет оформляется в письменной форме в порядке и в сроки, определенные законодательством страны.

Распоряжение невостребованными авансами осуществляется в соответствии с законодательством стран.

Формы предоплаты устанавливаются законодательством страны.

2.3 Льготы по уплате таможенных пошлин

Таможенно-тарифные льготы являются одним из институтов таможенного права и являются частью довольно сложной системы таможенных льгот. Законодательное определение таможенных льгот отсутствует. Многие специалисты по таможенному и финансовому праву приписывают преимущества или исключения из правил таможенным льготам, они установлены таможенным законодательством, особенно в области таможенных платежей, таможенного оформления, а также для контроля товаров.

Под льготами по оплате таможенных платежей понимаются:

тарифные преференции;

тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин);

льготы по уплате налогов;

льготы по уплате таможенных сборов.

Виды тарифных льгот также порядок, а также их случаи предоставления, определяются в соответствии с международными договорами стран между собой, членов таможенного союза.

Льготы по уплате налогов и таможенных сборов, определяются законодательством страны.

После определения преимуществ, предоставляемых при уплате импортной и экспортной пошлин, применяются такие понятия как: «тарифная льгота», и «тарифная преференция».

В настоящее время участниками внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товаров на Единую таможенную территорию Таможенного союза, широко используются различные преимущества, связанные с уплатой ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей.

Во-первых, можно отметить то, что предоставление тарифных льгот и преференции осуществляется в различных формах. Во-вторых, предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения данного товара. Для решения вопроса о возможности или невозможности использовать тарифные льготы, необходимо определить другие критерии, такие как, временно ли и под каким режимом импортируется данный товар, в каких целях импортируется товар и т.д. То есть тарифные льготы и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления.

26 стр., 12956 слов

Таможенные процедуры

... термина «таможенная процедура» и заменил его понятием «таможенная процедура". Под ней понимается совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ...

Тарифные льготы (освобождения от уплаты таможенных пошлин) применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Случаи применения тарифных льгот при ввозе товаров установлены международными договорами Российской Федерации либо решениями международной организации.

Тарифные преференции применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Помимо тарифных льгот и преференций участниками внешнеэкономической деятельности широко используются таможенные процедуры, установленные таможенным кодексом Таможенного союза, в частности, таможенная процедура временного ввоза или допуска — это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Уплата таможенной пошлины представляет собой тарифный метод регулирования внешнеторговой деятельности. Формально их уплата не связана с таможенно-тарифным регулированием внешнеторговой деятельности, но на деле оказывает на нее существенное влияние. Следовательно, можно сделать вывод об особой роли таможенной пошлины во внешнеторговом регулировании и, следовательно, об особой роли льгот по ее уплате, как абсолютно самостоятельном инструменте регулирования.

Классифицировать льготы по уплате таможенных платежей также можно по объекту предоставления, субъектам, форме и юридическим основаниям предоставления, по моменту уплаты.

Как правило, предоставление льгот основано на условиях взаимности, так как преобладание одностороннего порядка экономически невыгодно для государства. Поэтому в практике зарубежных государств односторонний порядок применяется только в отношении развивающихся государств. Товары и транспортные средства, в отношении которых представлены льготы, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены льготы. Использование их в иных целях влечет за собой отмену соответствующей льготы и выполнение требований таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и выполнение иных процедур.

Основным документом, регулирующим вопросы перемещения товаров для личного пользования, является Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, разработанное в рамках реализации положений главы 49 Таможенного кодекса таможенного союза.

В отношении норм беспошлинного ввоза за основу приняты самые льготные условия законодательства трех сторон: Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

3. Обеспечение уплаты таможенных пошлин

Такой механизм как, обеспечения оплаты таможенных налогов и пошлин имеет достаточно широкое применение в мировой практике таможенного регулирования, направленное для защиты экономических интересов той или иной страны. Требование таможенных органов по предоставлению обеспечения уплаты таможенных пошлин сосредоточено на снижения случаев подпольного вовлечения товаров в экономический оборот без уплаты таможенных пошлин. Уплата таможенных пошлин является некой гарантией надлежащего исполнения лицами, исполняющими внешнеэкономическую деятельность, взятых на себя обязательств, установленных ТК ТС.

Таможенные органы взаимно признают выданный таможенным органом, принявшим обеспечение оплаты таможенных пошлин, документ, подтверждающий принятие подобного обеспечения. Последовательность предоставления и форма документа, а также срок его действия определяются международным договором стран.

Возвращение или зачет обеспечения оплаты таможенных пошлины, исполняется при определенных условиях, первое — таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, второе — когда обеспеченное обязательство не возникло.

Исполнение плательщиком обязанности по оплате таможенных налогов, а также таможенных пошлин, необходимо непрерывно в течение всего периода действия обязательства. Вследствие этого срок действия предоставляемого обеспечения для оплаты таможенных пошлин, налогов, должен быть достаточным для того чтобы, своевременно направить таможенный орган на требования выполнении обязательств, принятого перед этим таможенным органом.

Уплата таможенных пошлин обеспечивается следующими способами:

денежными средствами (деньгами);

банковской гарантией;

поручительством;

залогом имущества.

Законодательством того или иного из государств, которые являются членами таможенного союза, могут быть предусмотрены иные способы обеспечения оплаты таможенных налогов и пошлин.

Выполнение обязанности по оплате таможенной пошлины обеспечивается в следующих случаях:

перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;

изменения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, если это предусмотрено международными договорами и (или) законодательством государств — членов таможенного союза;

помещения товаров под таможенную процедуру переработки товаров вне таможенной территории;

выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта;

иных случаях, предусмотренных ТК ТС, международными договорами и (или) законодательством государств — членов таможенного союза.

Если одним и тем же лицом на территории одного из государств — членов таможенного союза совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенному органу такого государства — члена таможенного союза может быть предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение).

Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, для совершения на территории одного из государств — членов таможенного союза таможенных операций в нескольких таможенных органах этого государства, если такое обеспечение может быть использовано любым из этих таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных этим генеральным обеспечением. Порядок применения генерального обеспечения определяется законодательством государств — членов таможенного союза.

Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, определяется исходя из сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, в государстве — члене таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, установленных ТК ТС.

В ТК ТС сохранена уже существующая норма, касающаяся расчета сумм обеспечения. Так, если при установлении суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений; порядок их использования устанавливается законодательством государств — членов таможенного союза.

В ТК ТС отсутствует случай, при котором не требуется предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, если размер налогового обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под указанную процедуру, составляет утвержденную фиксированную величину.

При выпуске товаров в соответствии со статьями 198 и 199 ТК ТС сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 статьи 88 ТК ТС.

Заключение

Одной из характерных черт современной ситуации в сфере мировой торговли является ее глобализация, в связи с чем становится все более актуальной необходимость тесного взаимодействия таможенных служб различных государств. Уже сейчас национальные таможенные службы ориентируются на международные стандарты и нормативы, рекомендуемые Всемирной таможенной организацией.

В связи с развитием экономических отношений, укреплении международных экономических связей, увеличивается движение товаров между странами (экспорт, импорт товаров).

Правовая основа по начислению и уплате таможенных платежей закреплена в Таможенном кодексе Таможенного Союза. Им же определены виды таможенных платежей. К ним относятся: ввозная таможенная пошлина, вывозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, таможенные сборы. Наиболее значимым видом таможенных платежей является таможенная пошлина, представляющая собой платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. При взимании таможенных пошлин обычно применяются три способа. Основной из них — процент от стоимости товара. Такие пошлины называются адвалорными. Другой способ предполагает, что таможенный тариф устанавливается в стоимостном выражении за определенную количественную единицу товара, чаще всего за единицу веса, объема или количества. Эти пошлины называются специфическими.

Можно сделать вывод о том, что таможенная пошлина является основным таможенным платежом. Таможенная пошлина представляет собой разновидность косвенного налога, которым облагается трансграничный оборот (ввоз, вывоз, в редких случаях — транзит) товаров.

Таможенная пошлина обладает всеми необходимыми основными налоговыми характеристиками:

уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно — властным принуждением;

таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).

Таможенную пошлину следует так же отличать от таможенных сборов, представляющих собой плату за услуги таможни и потому имеющих пошлинный характер. От налогов таможенную пошлину отличают возмездный характер, нерегулярность, возможность делегирования права ее уплаты любым заинтересованным лицам. По сравнению со сборами названный платеж не носит эквивалентного характера.

Ставка таможенной пошлины представляет собой величину начислений на единицу товара и (или) его таможенную стоимость.

При всех национальных различиях таможенные тарифы имеют ряд общих черт, характеризующих их экономическое значение и применение.

Во-первых, существует обратно пропорциональная зависимость между уровнем развития экономики страны и уровнем таможенного обложения пошлинами импорта. Чем более развита экономика, тем, как правило, ниже ставки тарифов. Это связано с тем, что конкурентоспособность продукции страны достаточно высока и нет необходимости, за редким исключением, защищать внутренний рынок от аналогичной иностранной продукции высокими таможенными пошлинами.

Во-вторых, структура таможенного тарифа у основного большинства стран построена по принципу эскалации, т.е. увеличения пошлин по мере роста степени обработки товара. Сырье, обычно ввозится без пошлин либо облагается минимальными ставками, на полуфабрикаты устанавливаются средние по уровню пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие.

В-третьих, таможенные тарифы обычно имеют не одну, а несколько колонок с различными ставками пошлин, предназначенных для взимания с одного и того же товара, но поступающего из разных стран. Чаще всего встречаются тарифы с двумя колонками пошлин: одна — с более низкими пошлинами, предназначенными для обложения товаров, ввозимых из стран, с которыми имеется договоренность о снижении таможенных тарифов, другая — со значительно более высокими пошлинами. В международной торговой практике существуют таможенные тарифы с тремя, четырьмя и большим числом колонок пошлин.

Главная работа в части совершенствования таможенно-тарифной политики России должна быть направлена на оптимизацию таможенного тарифа, имея в виду снижение налоговой нагрузки по широкой номенклатуре товаров, не чувствительных к импорту, при одновременной селективной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем относительно высоких ставок тарифа.

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tamojennaya-poshlina-kak-osnovnoy-tamojennyiy-platej/

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. 1993.25 декабря.

2.Таможенный Кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 г. (в ред. от 16.04.2010) — с учетом изменений, внесенных на 11.03.2012 г.

.Агапов, А.Б. Административное право: учеб. — Изд. 5-е, перераб. и доп. / А.Б. Агапов. — М.: Эксмо, 2012.

.Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. — М.: Феникс, 2011.

.Бекяшев К.А. Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учебное пособие. — М.: Проспект, 2010.

.Берков Е.А., Галанжи Е.Ф. Учебное пособие в помощь слушателям, изучающим таможенное дело. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

.Богомолова А.А. Таможенное право. Лекции. М.: Приор, 2008.

.Буглай В.Б., Международные экономические отношения.-

М.: Финансы и статистика, 2011.

.Вишняков В.Ю. Нарушение таможенных правил. — М.: Элит, — 2010. — №5.

10.Демин А.В. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность. — М.: Гелиос АРС, 2010.

.Драганов В.Г. Основы таможенного дела: Учебник. М.: Проспект, 2010.

.Карпов В. Все пошлины, сборы, платежи и налоги на таможне. — М.: Феникс, 2012.

.Килясханов И.Ш. Таможенное право: Учеб. пособие для студентов вузов. − 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

.Козырин А.Н., Шепенко Р.А. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование. М.: Спарк, 2009.

.Кучерявенко Н.П. Правовая природа налога // Финансовое право. — М.: Приор, 2012.

.Миляков Н.В. Таможенная пошлина. — М.: Финансы и статистика, 2010.

.Рубинштейн Т.Б. ВТО: Практический аспект. — М.: Гелиос АРС. — 2012.

.Сорокина М.Н. Таможенная пошлина как основной таможенный платеж: основы правового регулирования. — М.: Спарк, 2009

.Тимошенко И.В. Таможенное регулирование ВЭД. − М.: Бератор Пресс, 2009.

.Толкушкин А.В. Таможенное дело. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Феникс, 2009.

.Трошкина Т.Н. Правовое регулирование таможенных платежей. М.: Зерцало, 2012.

.Халипов С.В. Таможенное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Зерцало, 2011.

.Хропанюк В.Н. Теория государства и права. — М.: Приор, 2011.

.Шамахов В.А. Таможенный контроль: Учебник. — М.: Софт, 2009.

.Шапошников Н.Н. Таможенная политика России. — М.: Юркнига, 2010.