Основные производственные фонды гражданской авиации

Курсовая работа
Содержание скрыть

Основными производственными фондами предприятий называется совокупность средств труда, неоднократно участвующих в производственных циклах, сохраняющих при этом свою вещественную форму и постепенно утрачивающих стоимость, которая частями, по мере снашивания средств труда переносится на изготавливаемый продукт, образуя часть его стоимости. К основным фондам относится не всякая вещь, которая является средством труда по своей натуральной форме.

Например, станок или самолет для завода-изготовителя является готовым изделием, т. е. входит в состав фондов обращения данного предприятия. Недостроенное здание относится к незавершенному производству, являясь составной частью оборотных производственных фондов предприятия. Следовательно, только участвуя в процессе производства, средства труда могут проявлять свои функции основных фондов.

Производственные фонды

Основные фонды

(средства труда)

Используются

в производстве

неоднократно

Целиком потребляются в каждом производственном цикле

Оборотные фонды

(предметы труда)

Стоимость переносится на готовую продукцию

пропорционально износу

Стоимость полностью переносится на стоимость производимого продукта

Основные производственные фонды

Состав основных производственных фондов на авиапредприятии: Всего — 100%

Пассивная часть

Здание производства — 9,6%

Сооружения и передаточные — 16,5%

Активная часть

Машины и оборудование — 14,9%

Транспортные средства — 58%

Самолето-вертолетный парк — 52,7 %

Инструменты и прочие ОФ — 1%

2. Структура основных производственных фондов ГА

В состав основных фондов гражданской авиации входит огромное число различных средств труда, различающихся между собой характером выполняемых функций, сроками службы, особенностями ремонта и другими признаками. Для правильной организации учета и планирования основных фондов, начисления амортизации, определения себестоимости выпускаемой продукции основные фонды в зависимости от их целевого назначения группируются определенным образом.

В соответствии с принятой классификацией основные производственные фонды гражданской авиации по характеру выполняемых функций делятся на следующие группы:

1. Здания — строительные объекты, которые создают необходимые условия для протекания производственного процесса, обеспечивают сохранность оборудования, защиту его от внешних атмосферных воздействий (аэровокзалы, ангары, здания цехов и мастерских, лабораторий и складов, доки для технического обслуживания летательных аппаратов, гаражи, гостиницы для пассажиров и др.).

2 . Сооружения — инженерно-строительные объекты, выполняющие те или иные технические функции по обеспечению производственного процесса, не связанные при этом с изменением предметов труда (взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, места стоянок самолетов, гидроаэропорты, эстакады, резервуары горюче смазочных материалов, мосты, подъездные железнодорожные пути авиапредприятий, водонапорные башни и др.).

Передаточные устройства, Машины и оборудование

а) силовые машины и оборудование — машины-генераторы, производящие тепловую и электрическую энергию, а также все виды двигателей, превращающих энергию разного вида в механическую (двигатели внутреннего сгорания, паровые и электрические двигатели, генераторы, паровые и газовые турбины, котлы, трансформаторы, передвижные электростанции, распределительные устройства и др.);

  • б) рабочие машины и оборудование, предназначенные для непосредственного воздействия на предмет труда либо перемещения предметов труда в процессе производства (металлообрабатывающее оборудование и станки технических мастерских и цехов АТБ, оборудование и приборы для диагностики технического состояния самолетов и их агрегатов, подъемно-транспортное оборудование и погрузочно-разгрузочные механизмы, моечные машины, грейдеры для очистки ВПП от снега и др.);
  • в) измерительные и регулирующие приборы и устройства и лабораторное оборудование (амперметры, манометры, вольтметры, барометры, компасы, гальванометры, авиационные тренажеры, радиомаяки, светооборудование взлетно-посадочных полос, приборы и аппаратура самолетовождения, связи и навигации как установленные на самолетах, так и в виде наземного оборудования, лабораторное оборудование и пр.);
  • г) прочие машины и оборудование (пожарные машины, механические пожарные лестницы, киносъемочные камеры, магнитофоны, телевизоры и радиоприемники обыкновенные, музыкальные инструменты, холодильники бытовые и т. д.).

Кроме того, из группы “Машины и оборудование” выделяются все виды автоматических машин и оборудования, т. е. выполняющих операции производственного процесса в определенной технической последовательности и заданном ритме без непосредственного участия работника (машины-автоматы цехов и мастерских, телефоны-автоматы, билетные автоматы).

Транспортные средства, Инструменты и приспособления, Производственный инвентарь и принадлежности летательных аппаратов, Хозяйственный инвентарь

Для наилучшего использования основных фондов различные их виды должны находиться между собой в определенных соотношениях. Процентное отношение стоимости отдельных групп основных фондов от общей стоимости носит название технологической структуры основных фондов.

Структура основных фондов зависит от ряда факторов, что предопределяет ее специфику по отдельным отраслям народного хозяйства.

На нее влияют:

1. технико-экономические особенности данной отрасли

2. темпы научно-технического прогресса

4. формы организации производства

5. структура капитальных вложений.

Влияние перечисленных факторов приводит к тому, например, что в промышленности в общей стоимости основных фондов преобладает доля машин и оборудования, зданий и сооружений. На транспорте высокий удельный вес занимают транспортные средства. В сельском хозяйстве значительный удельный вес приходится на долю такой группы основных фондов, как рабочий и продуктивный скот.

Анализ технологической структуры основных фондов имеет большое практическое значение, так как соблюдение определенных пропорций в стоимости отдельных групп основных фондов позволяет произвести необходимую продукцию с наименьшими затратами. Наиболее эффективной является такая структура основных фондов, при которой в процессе все возрастающего объема производства фондоотдача максимальна. В активную часть входят те средства труда, которые непосредственно воздействуют на предмет труда и определяют производственную мощность предприятия. В гражданской авиации активная часть основных фондов включает в себя Самолето-вертолетный парк, сооружения, машины и оборудование. Остальные виды средств труда, обеспечивающие нормальное функционирование, активной части основных фондов отражают пассивную часть.

Эти виды основных фондов оказывают наиболее активное влияние на объем и качество продукции.

Наряду с эксплуатационными предприятиями гражданская авиация располагает также промышленными предприятиями. В их состав входят авиаремонтные предприятия, а также опытно-экспериментальные заводы, изготавливающие средства наземной механизации и автоматизации.

Особенностью структуры основных производственных фондов авиаремонтных предприятий ГА является высокий удельный вес зданий, что объясняется наличием на авиаремонтном производстве больших помещений ангарного типа, а также машин и оборудования. Вместе с тем, доля машин и оборудования в стоимости основных фондов авиаремонтных предприятий является более низкой по сравнению с ее значением в машиностроении, чем в определенной мере и объясняется недостаточно высокий уровень механизации и автоматизации производственных процессов на авиаремонтном производстве.

3.Учет и оценка основных фондов

Основные фонды на предприятиях гражданской авиации планируются и учитываются в соответствии с их классификацией в натуральном и стоимостном (денежном) выражении. Оба вида учёта ведутся параллельно, дополняя друг друга. Для обеспечения нормальной хозяйственной деятельности предприятиям выделяют необходимые основные фонды в их натуральной форме. Учет основных фондов в натуральном выражении позволяет установить потребность в отдельных видах основных фондов, осуществлять планирование и учет их использования, рассчитать производственную мощность предприятия, выявлять резервы производственных площадей и т. д.

Планирование и учет основных фондов в натуральных показателях осуществляются на основании материалов инвентаризации основных фондов, проводимой на предприятиях не менее 1 раза в год, паспортов предприятий и их подразделений, технических паспортов (ведутся по самолетам, вертолетам, авиадвигателям), а также данных по объектам учета.

Учет основных фондов в денежном выражении необходим для определения стоимости основных фондов, динамики и структуры их как в целом, так и по группам, начисления амортизации и характеристики процесса воспроизводства основных фондов, расчета ряда показателей производственно-хозяйственной деятельности авиапредприятий (фондоотдачи, рентабельности и т. д.).

Для учета и планирования воспроизводства основных фондов важное значение имеет правильная их оценка. Различают несколько видов оценки основных фондов:

  • по полной первоначальной (балансовой) стоимости
  • по полной первоначальной стоимости с учетом износа
  • по восстановительной стоимости
  • по восстановительной стоимости с учетом износа.

Первоначальная стоимость основных фондов, Первоначальная стоимость основных фондов с учетом износа

Учитывая степень износа основных фондов, остаточная стоимость показывает в смешанных ценах ту часть их стоимости, которая на данный момент сохранилась в основных фондах и которая будет перенесена на изготавливаемую продукцию в будущих периодах.

Восстановительная стоимость основных фондов, Восстановительная стоимость основных фондов с учетом износа

Экономическое значение этого метода оценки состоит в том, что он позволяет уточнить фактическую стоимость существующих основных фондов и темпы их роста, позволяет сравнивать объем основных фондов отдельных предприятий и отрасли, дает представление об отраслевом строении основных фондов и размещении их по территории страны.

Среднегодовая стоимость основных фондов

С НГ — стоимость основных фондов на начало года;

С ВВ — стоимость введенных основных фондов в течении года;

С СП — стоимость списанных основных фондов в течении года;

Т ВВ — количество месяцев оставшихся до конца года после ввода новых основных фондов;

Т СП — количество месяцев оставшихся до конца года после списания основных фондов.

4. Износ; виды износа основных фондов

В ходе производительного использования производственные основные фонды предприятий совершают кругооборот, состоящий в последовательной смене следующих стадий: производительное использование (материальный износ)— денежный резерв (амортизация) — воплощение ранее перенесенной стоимости основных фондов в новых средствах труда. На стадии производительного использования средства труда подвергаются материальному (физическому) износу, который наступает в результате механического снашивания отдельных частей машин и оборудования, конструктивных элементов зданий и сооружений. Вследствие этого происходит утрата средствами труда потребительной стоимости, что соответствует понятию их физического износа. Последний зависит от времени их работы и интенсивности загрузки, качества и технического состояния, своевременности проведения их обслуживания и ремонта, квалификации работников.

Наряду с износом основных фондов в процессе эксплуатации утрата средствами труда их потребительной стоимости может иметь место и в период их бездействия (естественный износ), поскольку они постоянно подвергаются воздействию сил природы. Кроме того, в них самих идут внутренние процессы, непрерывно разрушающие материал. В том случае, если физический износ средств труда является результатом, прежде всего их использования в производственном процессе, он сопровождается перенесением части стоимости основных фондов (по мере утраты потребительной стоимости) на готовый продукт. При этом отделившаяся от средств труда стоимость полностью возмещается в производимой продукции. Потеря средствами труда их стоимости в результате производительного использования получила название экономического (стоимостного) износа основных фондов. Таким образом, наступление естественного износа средств труда в период их бездействия приводит к тому, что стоимость основных фондов, не перенесенная на изготавливаемую продукцию, не возмещается вновь и утрачивается, отчего в народном хозяйстве образуются невосполнимые потери. Чтобы уменьшить их, необходимо стремиться к максимальному использованию средств труда на предприятиях.

Кроме физического износа, основные фонды подвергаются так называемому моральному износу. В соответствии с причинами, их вызывающими, различают две формы. Первая форма морального износа имеет место вследствие удешевления воспроизводства основных фондов в современных условиях и возможна благодаря росту производительности труда в отраслях, производящих средства труда. В этом случае уменьшение стоимости производимых машин и оборудования не связано с изменением их потребительной стоимости, поэтому такие морально изношенные средства труда не нуждаются в досрочном выводе из процесса производства и замене их новыми. Вторая форма морального износа основных фондов выражает обесценивание их в результате уменьшения или полной утраты их потребительной стоимости. Такого рода моральный износ наступает вследствие создания и внедрения новых средств труда, более совершенных и в то же время более экономичных. Поэтому средства труда, подвергшиеся моральному износу второй формы, требуют замены их новой техникой до окончания срока службы.

Значение учета морального износа основных фондов гражданской авиации, являющейся одной из наиболее прогрессивных и быстро развивающихся отраслей народного хозяйства, особенно велико. Появление новых типов летательных аппаратов, более скоростных и производительных знаменует новую ступень технического развития этой отрасли. Вместе с тем ускорение научно-технического прогресса увеличивает вероятность наступления морального и физического износа авиационной техники, а, следовательно, и списания летательных аппаратов до отработки установленного ресурса.

Моральный износ основных фондов должен учитываться при установлении их сроков службы, которые должны быть наиболее оптимальными с точки зрения требований научно-технического прогресса, обеспечивать максимальное совпадение сроков физического износа средств труда с моральным их устареванием. Важной мерой, направленной на сближение этих видов износа авиационной техники, является ее модернизация, осуществляемая на авиаремонтных предприятиях. Большинство эксплуатируемых летательных аппаратов на протяжении всего срока их службы подвергается модернизации, что позволяет значительно улучшить их технико-экономические показатели.

5. Амортизация основных фондов; расчет амортизационных отчислений; ускоренная амортизация основных фондов

В процессе производства продукции часть стоимости основных производственных фондов, предназначенная для возобновления их на новой технической основе, переносится на вновь созданный продукт. Процесс перехода стоимости основных фондов из производительной формы в денежную, в результате чего обеспечиваются возмещение их стоимости и накопление денежных средств для последующего воспроизводства средств труда, носит название амортизации.

Перенесенная часть стоимости, отделившись от потребительной стоимости средств труда, совершает самостоятельное движение и после реализации произведенной продукции аккумулируется в амортизационном фонде. При этом одновременно осуществляется накопление средств, предназначенных как для частичного воспроизводства основных фондов в течение всего периода их эксплуатации, так и для полной замены средств труда после выбытия их из процесса производства. Амортизация основных фондов, таким образом, представляет собой важную народнохозяйственную проблему, от правильного решения которой во многом зависит создание необходимых источников воспроизводства и обеспечение сохранности средств труда в течение срока их службы.

Величина амортизационных отчислений определяется по нормам амортизации от первоначальной (балансовой) стоимости основных фондов с учетом срока их службы.

В соответствии с этим норма амортизации рассчитывается по формуле:

Н А = [(Фп (б) — Фл )/ Фп (б) * tсл ] * 100%,

где Н А — годовая норма амортизации основных фондов (в %);

Ф п (б) — первоначальная (балансовая) стоимость основных фондов;

Ф л — ликвидационная стоимость;

t сл — срок службы основных фондов.

Поскольку размер амортизационных отчислений за год зависит от первоначальной стоимости основных фондов в момент их приобретения, срока предполагаемой службы, затрат на капитальные ремонты за весь амортизационный период, а также от остаточной (ликвидационной) стоимости данных основных фондов, то годовая норма амортизации может быть определена по формуле:

  • где Рм — затраты на капитальные ремонты (включая модернизацию) в течение срока службы основных фондов;
  • Л — ликвидационная стоимость основных фондов, вышедших из употребления;
  • А — амортизационный период (срок службы) основных фондов.

Перенесенная часть стоимости может быть определена по упрощенной формуле (без учета ликвидационной стоимости):

Ф п = [НА* Фп (б) ]/100%,

где Ф п — перенесенная часть стоимости (руб.).

Амортизационный фонд, в первую очередь, должен служить источником средств для возмещения выбывающих средств труда, изношенных физически и устаревших морально.

Обслуживая простое воспроизводство, амортизационные отчисления в то же время представляют собой дополнительный источник расширенного воспроизводства основных фондов, поскольку накапливаются эти средства постепенно, а расходуются лишь по истечении сроков службы основных фондов.

Ускорение научно-технического прогресса увеличивает возможность использования амортизационных отчислений для финансирования расширенного воспроизводства основных фондов, так как непрерывное качественное совершенствование средств труда сокращает их число, обособляющееся в фонде возмещения.

Система амортизации включает в себя разработку научно обоснованных норм амортизации, а также определение порядка планирования, начисления и использования амортизационных отчислений. Под нормой амортизации следует понимать установленный размер амортизационных отчислений на образование амортизационного фонда. Важное требование, предъявляемое к нормам амортизации, заключается в том, чтобы их значение не только отражало долговечность средств труда в конкретных условиях их эксплуатации, но и учитывало моральный износ основных фондов, а также экономическую целесообразность их замены, обеспеченную имеющимися для этого в народном хозяйстве ресурсами.

Нормы амортизации установлены раздельно по каждому виду средств труда или отдельным объектам на полное их восстановление (реновацию) и капитальный ремонт, включая и модернизацию. Нормы амортизации на капитальный ремонт основных фондов определяются, кроме того, с учетом затрат на проведение среднего ремонта, осуществляемого с периодичностью свыше одного года. Корректирование одной нормы за счет другой не допускается. Общая норма амортизации равна сумме норм амортизации на полное восстановление и капитальный ремонт основных фондов.

В случае особого режима эксплуатации основных фондов, когда происходит повышенный или пониженный износ средств труда, к нормам амортизационных отчислений применяются соответствующие поправочные коэффициенты. К действующим ныне нормам амортизации установлено 350 таких коэффициентов. Они учитывают сменность работы машин и оборудования, естественные условия, влияние агрессивной среды и другие факторы.

Для норм амортизации на капитальный ремонт предусмотрено применение поправочных коэффициентов, поскольку эти расходы зависят от степени износа средств труда в процессе их эксплуатации. Для отдельных видов основных фондов, эксплуатируемых на предприятиях ГА, применяется различная методика определения норм амортизации.

По наземным основным фондам (зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, машинам и оборудованию, инструментам и инвентарю) нормы амортизации установлены в процентах к полной первоначальной стоимости. В этом случае нормы амортизации зависят от стоимости основных фондов и срока их службы, затрат и капитальный ремонт и модернизацию средств труда в течение всего периода их функционирования.

По самолетам, вертолетам и авиадвигателям до 1980 г. нормы амортизации устанавливались в рублях на 1 ч налета. Указанная система начисления амортизации не стимулировала предприятия воздушного транспорта в увеличении времени использования самолетов и вертолетов. Кроме того, начисление норм амортизации на полное восстановление самолето-вертолетного парка в рублях на один летный час в основном учитывало физический износ авиатехники, связанной со степенью ее использования. В период же нахождения авиатехники в ремонте, на техническом обслуживании, простоя самолета амортизация вообще не начислялась. Недостаточное возмещение морального износа самолетов, вертолетов авиадвигателей, в свою очередь, влекло за собой замедление темпов замены устаревшей техники.

Министерством гражданской авиации утверждены следующие нормы амортизационных отчислений на полное восстановление авиационной техники: по планерам всех типов самолетов и вертолетов—8% в год от их балансовой (первоначальной) стоимости; по авиадвигателям всех типов—10% в год от их балансовой стоимости. Это соответствует наиболее оптимальным с позиций научно-технического прогресса срокам службы авиационной техники — 12,5 лет по планерам самолетов и вертолетов всех типов и 10 лет — по двигателям всех типов. В этих условиях первоначальная стоимость планеров с оборудованием и авиадвигателей должна восстанавливаться в заранее определенные сроки независимо от степени фактического использования самолето-вертолетного парка. Ликвидационная стоимость для планера с оборудованием составляет 2%, а для двигателей 7% их первоначальной стоимости.

При определении общей суммы затрат на проведение капитальных ремонтов учитывается то обстоятельство, что последний ремонт планера с оборудованием (и двигателей) не производится ввиду совпадения выработки общего (амортизационного) и межремонтного ресурсов. Исследования, проведенные в ГосНИИ ГА, показали, что при существующей системе капитальных ремонтов и действующих межремонтных ресурсах самолеты (планер с оборудованием) в течение установленного амортизационного срока их службы, проходят в среднем пять ремонтов, тогда как двигатели — два ремонта.

В целях создания финансовых условий для ускорения, внедрения в производство (НПД) и повышения заинтересованных предприятий в ускорении обновления основных фондов и развития активной части основных фондов предприятия России имеют право применять метод ускоренной амортизации (введен в действие 1.01.91г.)

При введении ускоренной амортизации предприятия применяют равномерный метод ее начисления, при этом норма N ам основных фондов увеличивается, но не более чем в 2 раза.

Метод ускоренной амортизации не распространяется на СВАД.

Практика работы российских авиакомпаний, (в данный момент это конкурентная борьба между авиакомпаниями) вынуждает многие авиакомпании снижать величину амортизационных отчислений по сравнению с нормой — это позволяет иметь им конкурентно способные цены на рынке авиаперевозок сегодня, но не имеет средств на приобретение новой техники завтра.

От значений норм амортизации, их прогрессивности зависит создание финансовых ресурсов для своевременной замены изношенных физически и устаревших морально средств труда новыми. Поэтому в условиях ускорения научно-технического прогресса, непрерывного совершенствования применяемой техники и технологии производства, а также в связи с систематическим пересмотром изменением цен на промышленную продукцию действующие нормы амортизации периодически уточняются. Экономической базой этого является переоценка основных фондов.

6. Использование основных производственных фондов и показатели их эффективности

Одним из важнейших условий повышения эффективности производства и качества работы гражданской авиации является улучшение использования основных производственных фондов. Решение этой проблемы имеет важное народнохозяйственное значение, поскольку более эффективное использование основных фондов не только ведет к снижению затрат живого и овеществленного труда на единицу выпускаемой продукции, но и экономии всех ресурсов.

Совершенствование основных фондов воздушного транспорта и степень их использования в значительной мере определяют фондовооруженность труда работников и его производительность. Фондовооруженность — показатель, показывающий сколько стоимости основных фондов приходится на единицу списочного работника предприятия.

(руб/чел)

Система показателей эффективности использования основных производственных фондов гражданской авиации включает две группы: обобщающие и частные.

1.Обобщающие

Обобщающие показатели позволяют судить об уровне использования всей совокупности основных фондов отрасли в целом или отдельного предприятия (управления, объединения).

Наиболее обобщающим показателем этой группы является фондоотдача, которая характеризует выпуск продукции за год (квартал, месяц) на 1 р. основных производственных фондов. В гражданской авиации объем работы исчисляется в условно-приведенных тонно-километрах путем суммирования объема транспортных работ с объемом работы на других видах использования авиации.

Фондоотдача может быть определена также и по доходам. Уровень доходности определяется путем отнесения суммы доходов, полученных от выполнения авиаперевозок и работ по ПАНХ, к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоотдача авиаремонтных и опытно-экспериментальных предприятий гражданской авиации может быть рассчитана делением объема валовой (товарной) продукции в неизменных ценах на среднегодовую стоимость основных фондов.

ткм/руб)

В условиях совершенствования хозяйственного механизма, осуществляемого в нашей стране, важная роль в планировании деятельности промышленных предприятий гражданской авиации отводится показателю нормативной чистой продукции (НЧП).

Поскольку в нормативную чистую продукцию не входит стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, ее использование при расчете фондоотдачи промышленных предприятий ГА позволит более точно определить эффективность основных фондов.

Величина, обратная фондоотдаче, называется фондоемкостью. Выражаемая отношением среднегодовой стоимости основных производственных фондов к объему продукции или сумме доходов, она показывает, какое количество основных фондов приходится на единицу выпускаемой продукции или на 1 р. доходов.

(руб/ткм)

К группе общих показателей эффективности использования основных фондов относится рентабельность. Показатель рентабельности определяется путем деления балансовой (общей) прибыли на среднегодовую стоимость основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Таким образом, рентабельность характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля стоимости фондов.

П БАЛ — балансовая прибыль

2.Частные

К частным показателям эффективности использования основных производственных фондов относятся: объем продукции с 1 м 2 площади, выпуск продукции с единицы оборудования или транспортного средства и др. Частные показатели эффективности использования основных производственных фондов имеют большое значение в практике планирования и учета. Ими пользуются при составлении баланса оборудования и транспортных средств, планировании их загрузки, определении производственной мощности предприятия. Поэтому при оценке экономической эффективности основных производственных фондов частные показатели должны применяться наряду с общими, дополняя их и вскрывая новые резервы увеличения выпуска продукции с имеющихся основных производственных фондов.

Важнейшей, наиболее активной частью основных фондов гражданской авиации является самолето-вертолетный парк, оказывающий решающее влияние на количество и качество авиатранспортной продукции. Поэтому в системе интенсивных качественных факторов экономического роста отрасли улучшению использования самолето-вертолетного парка принадлежит особое место.

Показатели использования самолето-вертолетного парка

Различают экстенсивное и интенсивное использование СВП. Повышение экстенсивного использования самолетов и вертолетов означает увеличение времени их работы, т. е. налета, часов на один среднесписочный самолет, а интенсивного — повышение степени использования СВП в единицу времени. К первой группе показателей относятся: налёт часов на один списочный самолет (вертолет) и коэффициент экстенсивного использования авиатехники в календарном периоде времени (год, месяц, сутки).

Налет часов на один списочный самолет определяется отношением общего производственного налета по самолетам данного типа к списочному числу самолетов.

При определении экстенсивного использования самолетов необходимо учитывать простои их на капитальном ремонте и техническом обслуживании, а также заправке ГСМ, погрузочно-разгрузочных работах, по метеоусловиям и в резерве. Для этого важно знать по каждому типу самолета нормативный налет часов, который меньше календарного фонда времени на нормативную продолжительность указанных простоев. Нормативы простоев самолетов на техническом обслуживании, капитальном ремонте, внутрирейсовые простои на заправке ГСМ, погрузке и разгрузке, прочие простои (по метеоусловиям и в резерве) определяются отдельно по типам летательных аппаратов исходя из прогрессивных форм и методов организации технического и коммерческого обслуживания, особенностей проведения ремонтов, конкретных условий эксплуатации самолетов. Коэффициент экстенсивного использования СВП, рассчитанный как отношения фактического налета часов к нормативному, дает возможность более полно выявить резервы улучшения использования самолетов по времени.

Степень интенсивного использования средств труда оценивается как отношение выпущенной с их помощью в единицу времени продукции к максимально возможной производительности средств труда.

Показателями интенсивного использования самолетов являются:

  • коммерческая загрузка самолетов;
  • производительность полетов;
  • процент коммерческой загрузки;
  • процент использования пассажирских кресел.

Виды коммерческой загрузки

Предельная коммерческая загрузка ограничена взлетной и посадочной массой самолета и вместимостью конструкции. Они определяются на основе технико-экономических данных при заданной дальности беспосадочного полета. Порядок расчета предельной коммерческой загрузки в аэропортах (службах движения и организации перевозок) и записи в загрузочной (сопроводительной) ведомости строго соблюдается в целях недопущения перегрузки самолетов и максимального использования грузоподъемности каждого самолета.

Экономическая (нормативная) коммерческая загрузка, Плановая коммерческая загрузка, Фактическая коммерческая загрузка

Основным показателем интенсивного использования самолето-вертолетного парка является производительность полетов.

Производительность полетов может быть также определена путем деления налета тонно-километров на налет часов. Она используется в качестве одного из основных показателей при планировании коммерческой загрузки по аэропортам, установлении частоты движения самолетов, определении налета часов по типам авиационной техники.

Министерство гражданской авиации в плановых расчетах по управлениям ГА определяет производительность полетов по типам самолетов. При этом различают производительность полетов: экономическую плановую, фактическую (нормативную).

Для установления определенного порядка использования тоннажа самолетов для всех эксплуатационных предприятий ГА установлены постоянные, нормативные показатели по типам самолетов и вертолетов — экономическая производительность и загрузка самолетов. При этом под экономической производительностью самолетов понимается произведение экономической загрузки на часовую скорость полета данного типа самолета.

Установлены следующие нормативы экономической загрузки и производительности полетов (вертолетов) для всех предприятий гражданской авиации, эксплуатирующих самолеты и вертолеты на авиатранспортной работе.

Экономический тоннокилометраж на собственном СВП определяется исходя из производственного налета по типам самолетов и вертолетов и приведенных выше нормативов по экономической производительности. Процент коммерческой загрузки на собственном СВП рассчитывается делением фактического тоннокилометража на экономический.

Процент выполнения плана по коммерческой загрузке определяется делением общего фактического тоннажа отправок на плановый пересчитанный на число фактически выполненных рейсов.

Пассажировместимость самолета характеризуется процентом использования пассажирских кресел , который рассчитывается делением фактического пассажирооборота на предельный (фактические самолето-километры, умноженные на предельное количество кресел данного самолета по конкретному рейсу).

Коммерческая загрузка самолетов гражданской авиации РОССИИ значительно выше, чем во многих транспортных авиакомпаниях зарубежных стран и в целом по ИКАО.

Обобщающим показателем эффективности использования СВП, отражающим одновременно экстенсивные и интенсивные факторы, является налет тонно-километров на один списочный самолет за год (квартал, месяц).

Применение этого показателя в качестве нормативного способствует увеличению производительности полетов и налету часов на один самолет.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что степень использования самолетов основных типов по налету тонно-километров из года в год повышается.

7.Пути улучшения использования основных производственных фондов

Одной из наиболее важных задач развития авиационной промышленности является обеспечение производства, прежде всего за счет повышения его эффективности и более полного использования внутрихозяйственных резервов.

Для определения уровня использования основных фондов применяются показатели, выраженные в натуральных и стоимостных (денежных) единицах выпускаемой продукции, а также в единицах времени . Чтобы вычислить использование производственной мощности, применяются только показатели выпуска продукции в натуральном выражении. Натуральные единицы использования основных фондов применяются главным образом на предприятиях тех отраслей промышленности, где выпускается относительно однородная продукция.

К системе взаимосвязанных показателей (коэффициентов), непосредственно характеризующих уровень использования основных фондов и производственных мощностей, а также раскрывающих резервы дальнейшего улучшения их использования, относятся:

  • использование во времени (коэффициент экстенсивной нагрузки);
  • использование в единицу времени (коэффициент интенсивной нагрузки);
  • общее использование (коэффициент интегральной нагрузки).

Первый показатель (Кэкст) определяется путем деления времени фактического использования на максимально возможное время использования основных фондов. Второй показатель (Кинт) получается в результате деления фактического количества продукции, произведенного в единицу времени работы оборудования, на максимальный выпуск этой продукции, который можно произвести с участием данных основных фондов в ту же единицу времени. Третий показатель (Кинтегр ) рассчитывается путем перемножения первых двух показателей.

коэффициент сменности

К см = МС/Кол. оборуд.,

основной производственный фонд износ

где К см — коэффициент сменности использования оборудования;

  • МС — сумма фактически отработанных машино-смен за сутки;
  • Кол.

оборуд. — общее количество установленного оборудования.

В настоящее время в условиях быстрого роста стоимости основных производственных фондов и ускорения темпов научно-технического прогресса выдвигаются задачи повышения эффективности использования основных производственных фондов.

В первую очередь это:

  • Рост фондоотдачи,
  • Увеличение налета часов за счет сокращения простоев авиатехники на капитальном ремонте,
  • Ускорение освоения новой техники,
  • Техническое совершенствование основных производственных фондов авиапредприятия за счет внедрения новой авиатехники и модернизации эксплуатации воздушных судов.

показатель выпуска продукции на единицу производственной площади.

Улучшение использования действующих основных фондов

повышению интенсивности использования производственных мощностей и основных фондов

повышению экстенсивности их нагрузки — т.е. рост налета часов на одну списочную машину.

Улучшение экстенсивного использования основных фондов предполагает:

  • увеличение времени работы действующего оборудования в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года);
  • увеличение количества и удельного веса действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося на авиапредприятии и в его производственном звене.

Увеличение времени работы оборудования достигается за счет:

постоянного поддержания пропорциональности между производственными мощностями отдельных групп оборудования на каждом производственном участке:

  • улучшения ухода за основными фондами, соблюдения предусмотренной технологии производства, совершенствования организации производства и труда, что способствует правильной эксплуатации оборудования, недопущению простоев и аварий, осуществлению своевременного и качественного ремонта, сокращающего простои оборудования в ремонте и увеличивающего межремонтный период;
  • проведения мероприятий, повышающих удельный вес основных производственных операций в затратах рабочего времени, сокращения сезонности в работе предприятий ряда отраслей промышленности, повышения сменности работы предприятий.

Итоги работы предприятий показывают, что многие из них, используя средства фонда развития производства (среди которых амортизационные отчисления весьма значительны), заменяют устаревшее оборудование, внедряют новую технику, совершенствуют организацию производства и труда, добиваясь значительных успехов в повышении производительности труда, снижении себестоимости и улучшении качества продукции и рентабельности производства.

Важный резерв повышения эффективности использования основных фондов и производственных мощностей действующих предприятий заключен в сокращении времени внутрисменных простоев оборудования, которые на ряде промышленных предприятий достигают 15—20% всего рабочего времени.

Известно, что от совершенства системы морального и материального стимулирования в значительной степени зависит уровень использования производственных мощностей и основных фондов.

Анализ технико-экономических показателей промышленных предприятий, работающих в новых условиях планирования и экономического стимулирования, свидетельствует, что новый экономический механизм, в том числе введение платы за производственные фонды, пересмотр оптовых цен, применение нового показателя для определения уровня рентабельности, создание на предприятиях поощрительных фондов, способствуют улучшению использования основных производственных фондов.

Необходимо ввести централизованный контроль над использованием амортизационных отчислений и фондов накопления на предприятиях, контролируемых государством, для предотвращения их не целевого использования, стимулирования импортозамещения и размещения заказов среди производителей отечественного оборудования.

Любой комплекс мероприятий по улучшению использования производственных мощностей и основных фондов, разрабатываемый во всех звеньях управления промышленностью, должен предусматривать обеспечение роста объемов производства продукции, прежде всего за счет более полного и эффективного использования внутрихозяйственных резервов и путем более полного использования машин и оборудования, повышения коэффициента сменности, ликвидации простоев, сокращения сроков освоения вновь вводимых в действие мощностей, дальнейшей интенсификации производственных процессов.

Заключение

Основные производственные фонды — важнейшая часть средств производства народного хозяйства. Несмотря на то, что соотношение между основными и оборотными производственными фондами в различных отраслях неодинаково, в каждой из них удельный вес основных фондов в общей стоимости производственных фондов преобладает. Рост основных фондов гражданской авиации сопровождается постоянным обновлением и совершенствованием их. Развитие материально-технической базы гражданской авиации тесно связано с ростом масштабов экономики и должно обеспечивать удовлетворение потребностей народного хозяйства во всевозрастающих скоростных перевозках и других авиационных работах. Решение этих задач во многом зависит от объема, технического совершенства, и рационального использования основных фондов гражданской авиации, являющихся главной составной частью экономического потенциала отрасли.

Для улучшения использования основных производственных фондов необходимо выработать прогрессивную амортизационную политику в целях быстрейшего восстановления конкурентоспособности реального сектора и активизации инвестиционной деятельности. Чтобы амортизационные отчисления могли использоваться для обновления основных фондов, они должны накапливаться на отдельных счетах предприятия. Средства на этих счетах (амортизационных, инвестиционных) надлежит индексировать в течение всего периода их накопления (в соответствии с индексом цен на инвестиционные товары и услуги) и использовать исключительно на инвестиционные цели. Без изъятия амортизации из денежного оборота ни одно предприятие не в состоянии самостоятельно скопить средства на значительное техническое обновление основных производственных фондов.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/osnovnyie-fondyi-predpriyatiy-vozdushnogo-transporta/

1. Экономика промышленности. — М. Знание, 1992.

2. Конспект лекций по учебной дисциплине «Экономика Отрасли»

3. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. проф. О. И. Волкова. — М. ИНФРА-М, 1998.

4. Колтунов В.М. Основы рыночной экономики. Часть 1. Изд. Второе, доработанное и дополненное. — Н. Новгород, Издательство ВВАГС, 1996.

5. Экономика промышленного производства. — М. Мысль, 1991.

6. Основные фонды гражданской авиации и их использование. — Ульяновск 1999

7. Учёт амортизации основных средств и их восстановление в современных условиях: учебное пособие — Нальчик, 2004