Роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности

Курсовая работа

Введение

В связи с расширением и усложнением экономики и внешней политики нашей страны, словосочетание «внешнеэкономическая деятельность» всё больше входит в словарный запас граждан РФ и со временем приобретает всё большую актуальность.

В наши дни ВЭД перестает быть просто разновидностью хозяйственной деятельности и превращается в неотъемлемую часть самого экономического существования и производственного процесса, как отдельных субъектов хозяйствования, так и целых национальных экономик и их составляющих частей — регионов.

Одними из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, являются максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышение ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику .

В связи с необходимостью осуществления вышеперечисленных задач к настоящему времени существенно обогатилось научное знание о важных сторонах и аспектах государственного регулирования ВЭД: о формах, о целях регулирования ВЭД, о его современных инструментах на федеральном и региональном уровнях, о влиянии глобализации мировой экономики на ВЭД нашего государства и т.д.

Мне, по совместительству автору данной курсовой работы стало интересно разобрать эти вопросы более подробно, т.к. если до конца не разобраться не только в теоретико-методологических основах государственного регулирования ВЭД, но в специфике организации и управления ВЭД на региональном уровне, невозможно будет понять механизм государственного воздействия на эффективность ВЭД в целом. Этим и обусловлен мой выбор темы данной работы.

Цель курсового исследования — дать анализ понятия, признаков ВЭД, выявить общие тенденций изучения государственного регулирования ВЭД РФ.

Задачи, поставленные перед автором при исследовании механизма регулирования ВЭД, состоят в следующем:

  • раскрыть понятие и сущность ВЭД, а также ее правовые основы;
  • рассмотреть систему государственных органов, осуществляющих государственное регулирование ВЭД;
  • определить особенности методов государственного регулирования ВЭД;
  • выявить место таможенной системы в механизме регулирования ВЭД на примере Благовещенской таможни;
  • проанализировать результаты работы Благовещенской таможни в механизме регулирования ВЭД РФ.
  • увидеть, какие изменения произошли в результате вступления России в ВТО.

Объект курсового исследования — теория и практика государственного регулирования ВЭД; деятельность РФ, направленная на содействие развития ВЭД субъектов РФ, данные Благовещенской таможни за 9 месяцев 2014 года. Предметом являются приоритетные направления и методы государственного воздействия на внешнеэкономическую составляющую, повышающую эффективность экономики страны и ее регионов.

11 стр., 5113 слов

Проблемы государственного регулирования отечественной экономики

... планирования; дать характеристику основным подходам к трактовке проблем, существующих в государственном регулировании экономики. В первой главе работы рассмотрены основные вопросы, затрагивающих тему государственного регулирования экономики, выделена несостоятельность рынка и роль государства в ...

Для проведения исследований данной изучаемой темы используются следующие методы: сравнительный; изучение нормативно-правовой базы; аналитический; логический; изучение монографических публикаций, статей и научных работ; обобщения.

1. Теоретико-методологические основы регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

1.1 Понятие, сущность и значение внешнеэкономической деятельности

Внешнеэкономическая деятельность — это обособленная сфера деятельности предприятий, основой которой выступает экспортное производство в рамках единого технологического процесса создания и реализации продукции.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий, объединений) с полной самостоятельностью в выборе внешнего рынка и иностранного партнера, номенклатуры и ассортиментных позиций товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами.

Внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности и структурной связи с производством, отличается правовой автономностью, экономической, а также юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств.

Сущность ВЭД в том, что она строится на принципе коммерческого расчета на основе хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей.

Особое значение имеет принцип валютной самоокупаемости, которая обеспечивается за счет валютных поступлений от экспортных продаж на внешнем рынке. Сосредоточенные на текущем валютном счете, они образуют валютный фонд участника ВЭД.

Участник ВЭД может открыть валютный счет в любой иностранной валюте или сразу в нескольких валютах, так называемый мультивалютный счет и конверсионный. Открытие валютного счета в нескольких видах позволяет избежать конверсии валюты из одной в другую и дополнительных расходов, которые сопровождают процесс обменных операций. Курсовые разницы, связанные с пересчетом валют (в случае конверсии) относятся на валютный счет предприятия.

Валютные средства могут храниться и на депозитных счетах. По вкладам на депозитных счетах начисляются проценты в счет увеличения размеров валютных средств, и имеются преимущества на пользование банковским кредитом и инновационным финансированием. Размер начисленных процентов принимается либо на основе договора между уполномоченным банком и его клиентом, либо базируется на ставках соответствующего периода, действующих на дату принятия валютных средств на международном межбанковском рынке по типам валют.

В момент открытия валютного счета участнику ВЭД открывается сразу два вида счета: транзитный и текущий, которые ведутся параллельно. Валютная выручка, поступающая от экспорта товаров (работ, услуг), зачисляется сначала на транзитный счет, а затем, после обязательной продажи на внутреннем валютном рынке, её остаток перечисляется на текущий валютный счет участника ВЭД. Валюта же, полученная от операций на внутреннем валютном рынке, зачисляется непосредственно на текущий валютный счет.

3 стр., 1327 слов

Административно-правовой режим защиты государственной тайны в таможенных органах

... (Издат. группа "НОРМА-ИНФРА-М"), 2007. С. 183. 15. Трунов И., Трунова Л. Правовое регулирование государственной тайны // Юрист. 2008. N 8. С. 175. Лопатин В.Н. Правовые проблемы защиты единого ... государства // Вопросы защиты информации. 2006. N 3. С. 5. Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. М., Спарк. 2006. С. 23. Бернар И., Колли Ж.К. ...

Источниками валютных поступлений на внутреннем валютном рынке России являются валютная выручка, полученная от продажи товаров (работ, услуг) по безналичному расчету или за наличную валюту, а также по чекам, кредитным и дебитным карточкам; валюта, купленная на валютной бирже и в банке; валютные пожертвования и др.

На текущие валютные счета участников ВЭД в уполномоченных банках без ограничения могут зачисляться поступления в наличной валюте в виде неиспользованного остатка ранее полученной ими наличной валюты.

На валютные средства, имеющиеся на транзитном счете, проценты не начисляются. На валютные средства, хранящиеся на текущих валютных счетах, банки начисляют и выплачивают проценты только по тем валютам, по которым они имеют доходы от их размещения на международном валютном рынке.

1.2 Органы государственной деятельности, осуществляющие регулирование внешнеэкономической деятельностью.

На государственное управление внешнеэкономической деятельностью все более глубокое влияние оказывает неизбежная глобализация экономических процессов, вследствие которой внешнеэкономические факторы перерастают для страны из внешних во внутренние.

Многочисленные задачи государственного управления внешнеэкономической деятельностью требуют выполнения соответствующих им функций со стороны государственных органов управления на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Регулирование внешнеэкономической деятельности входит в компетенцию высших органов законодательной и исполнительной власти страны, которые призваны управлять внешнеэкономической политикой, принимать стратегические решения в области внешнеэкономической деятельности, сотрудничать с высшими органами государственной власти других стран по вопросам внешней торговли и экономического сотрудничества. Законодательные органы страны принимают, дополняют, изменяют законы, правовые нормы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность. Регулированием внешнеэкономической деятельности России занимаются следующие органы:

1) Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации,

2) Федеральная таможенная служба, Министерство финансов,

3) Министерство промышленности и энергетики,

4) Центральный банк России,

5) Министерство иностранных дел.

По мере развития федеративных отношений, повышения прав и полномочий субъектов Российской Федерации многие вопросы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, переходя с федерального уровня на региональный, решаются администрацией региона, в составе которой образованы департаменты (управления) внешнеэкономических связей.

1.3 Меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Классификация мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

1) В зависимости от направленности действия на экономические процессы разделяют протекционистские меры и меры либерализма

4 стр., 1731 слов

Таможенная территория Российской Федерации

... режима таможенной территории Российской Федерации, включая свободные экономические зоны и Таможенный союз. Целью данной работы является рассмотрение сущности таможенной территории, свободной экономической зоны и таможенного союза. Задачи: Изучения понятий таможенная территория, свободная экономическая зона и таможенный союз; Рассмотреть ...

Протекционистские меры направлены на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции.

Меры либерализации в противоположность этому направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний. В современной мировой экономике и в политике любого государства постоянно присутствуют эти две противоречивые тенденции: протекционизм и либерализация.

2) В зависимости от характера воздействия на экономические процессы разделяют административные и экономические меры.

К административным мерам могут быть отнесены меры прямого ограничения экспорта и/или импорта, в частности, установление квот, лицензий, эмбарго и др.

К экономическим могут быть отнесены меры, которые воздействуют на экономические процессы через экономические интересы их участников.

3) В зависимости от характера и разновидности применяемых приемов регулирования внешнеэкономической деятельности и согласно Закону РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» все меры могут быть разделены на таможенно-тарифные и нетарифные.

4) В зависимости от установленной цели выделяют стимулирующие и защитные меры

Нетарифные меры включают в себя: количественные ограничения экспорта и импорта (путем квотирования и лицензирования); экспортный контроль; введение государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров; введение защитных мер в отношении импорта товаров; установление запретов и ограничений экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов; установление технических, санитарных, ветеринарных, экологических и иных стандартов в отношении ввозимых товаров, контроль за качеством таких товаров; участие Российской Федерации в международных экономических санкциях, валютное регулирование.

Тарифные меры содержат установление импортного и экспортного таможенных тарифов

1.4 Роль таможенных органов в регулировании внешнеэкономической деятельности

Чтобы понять, какое место занимают таможенные органы в регулировании внешнеэкономической деятельности, предлагаю рассмотреть, какие экономические задачи стоят у таможенных органов, и какие они имеют внешние функции.

Основные экономические задачи таможенных органов.

Экономическими задачами, стоящими перед таможенной службой Российской Федерации являются:

  • участие в разработке таможенной политики Российской Федерации и ее реализация;
  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
  • защита экономических интересов РФ;
  • взимание таможенных пошлин и иных таможенных платежей;
  • участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ и реализация этих мер;
  • ведение борьбы с контрабандой и НТП;
  • ведение таможенной статистики и статистики внешней торговли РФ;
  • ведение ТНВЭД;
  • содействие развитию внешнеэкономических связей;
  • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции.

Это далеко не полный перечень задач, выполняемых таможенными органами России. Круг экономических задач таможенного дела широк и многообразен.

Для более полного ознакомления с ролью таможенных органов в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности я предлагаю рассмотреть внешние функции

3 стр., 1126 слов

Таможенные органы Российской Федерации

... сотрудничества в таможенном деле и др. В курсовой работе для более полного освещения темы будут рассмотрены: понятие, структура, функции государственных таможенных органов, а также специализированные таможенные органы. Глава 1. Таможенные органы Российской Федерации, Таможенные органы Термин «таможенные органы» используется действующими ...

Внешние функции.

Перечень внешних функций более широк. В первую очередь нужно отметить, что таможня претворяет в жизнь в подведомственном регионе правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Российской Федерации. Подготавливает предложения о совершенствовании механизмов реализации таможенной политики Российской Федерации, в том числе с учетом особенностей подведомственного региона. Выявляет наличие в подведомственном регионе проблем в обеспечении единства таможенной территории Российской Федерации и экономической безопасности Российской Федерации и участвует в реализации мер, направленных на урегулирование таких проблем. Участвует в разработке и реализует программы развития таможенного дела на территории подведомственного региона. Таможня применяет, обеспечивает, координирует и контролирует применение нижестоящими таможенными постами средств таможенного регулирования экономической деятельности; обобщает и анализирует практику применения таких средств и подготавливает предложения об их совершенствовании. Принимает меры, направленные на создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Российской Федерации. Обеспечивает правильное применение в подведомственном регионе таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и при ведении экономической деятельности на таможенной территории Российской Федерации. В части, касающейся компетенции таможенных органов Российской Федерации, применяет меры экономической политики в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, включая лицензирование и другие нетарифные меры, а также меры, обеспечивающие соблюдение разрешительного порядка перемещения отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; координирует и контролирует применение таких мер нижестоящими таможенными постами. Осуществляет в подведомственном регионе контроль за соблюдением всеми юридическими и физическими лицами правил, порядка и условий таможенного дела; обобщает и анализирует складывающуюся практику.

К внешним функциям относится также таможенное оформление товаров и транспортных средств и таможенный контроль, в том числе за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации; организация и контроль над производством таможенного оформления и проведение таможенного контроля нижестоящими таможенными постами; подготовка предложения о совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля.

Таможня реализует в пределах своей компетенции меры, направленные на совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля. Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о грузовых и пассажирских потоках в части, имеющей отношение к таможенному делу, а также контроль за доставкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, и документов на них в места, определяемые таможенными органами Российской Федерации.

Таможня контролирует деятельность в подведомственном регионе таможенных брокеров, таможенных перевозчиков и иных лиц, контроль за деятельностью которых возложен на таможенные органы Российской Федерации. Выполняет сбор, обобщение и анализ сведений о деятельности этих лиц в части, имеющей отношение к таможенному делу. Контролирует создание и функционирование в подведомственном регионе предусмотренных законодательством Российской Федерации о таможенном деле складов и иных объектов, контроль за функционированием которых возложен на таможенные органы.

13 стр., 6439 слов

Основы и организация таможенного дела в Российской Федерации

... таможенного дела в Российской Федерации. Уход от административного и фискального давления в сторону всемерного содействия участникам ВЭД, отказ от тотального таможенного контроля и переход к работе на основании анализа и ... связей, таможенный контроль становится чисто вспомогательным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенным кодексом 1964 года таможня подчиняется ...

Осуществляет в пределах своих полномочий и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по осуществлению валютного контроля. Выполняет функции агента валютного контроля.

Взаимодействует с банками и иными агентами валютного контроля. Осуществляет экспортный контроль, в частности, контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран (культурных ценностей).

Важной функцией таможни является борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела. В соответствии с законодательством Российской Федерации таможня осуществляет дознание по делам о контрабанде и иным преступлениям в сфере таможенного дела, а также оперативно-розыскную деятельность.

Обеспечивает выполнение нижестоящими таможенными постами в пределах их компетенции функций органов дознания. Передает материалы по делам о преступлениях органам предварительного следствия либо прокурору. Таможня осуществляет в подведомственном регионе борьбу с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации; организует и контролирует деятельность нижестоящих таможенных постов по борьбе с такими нарушениями. Ведет производство по делам о нарушении таможенных правил и осуществляет их рассмотрение.

Осуществляет контроль за соблюдением законности должностными лицами таможни и нижестоящих таможенных постов при осуществлении дознания по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации. Взаимодействует с другими правоохранительными и контролирующими органами Российской Федерации, находящимися в подведомственном регионе, по вопросам выявления, предупреждения, пресечения и расследования преступлений и иных правонарушений в сфере таможенного дела.

Таможня участвует и обеспечивает участие нижестоящих таможенных постов в реализации системы мер, направленных на пресечение незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (культурных ценностей), объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров; вносит предложения в вышестоящий таможенный орган о совершенствовании такой системы.

Осуществляет сбор и обработку первичных данных для формирования таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики; представляет такие данные вышестоящему таможенному органу и обеспечивает их достоверность. Рассматривает поступающие из органов государственной власти субъектов Российской Федерации и правоохранительных органов, находящихся в подведомственном регионе, нерегламентированные запросы по различным аспектам внешней торговли. Осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о состоянии внутреннего рынка на территории подведомственного региона.

Таможня защищает права, имущественные и иные свои интересы в судах, арбитражных судах и других организациях при рассмотрении исковых споров, жалоб по делам, возникающим из административно-правовых отношений; обеспечивает участие в судопроизводстве своих сотрудников в качестве представителей таможни и нижестоящих таможенных постов. Рассматривает жалобы на решения, действия или бездействие должностных лиц таможни, нижестоящих таможенных постов и их должностных лиц, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение жалоб; выявляет причины и условия, способствующие нарушению прав, свобод и законных интересов организаций и граждан, и принимает меры по устранению таких причин и условий. Рассматривает обращения организаций и граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений организаций и граждан нижестоящими таможенными постами.

Подводя итог всей теоретической главе, я узнал, что роль таможенных органов в регулировании государственной внешнеэкономической деятельности огромна, так как через них государство может вести свою политику по защите своих национальных интересов по отношению к другим странам. Через таможенные органы государство имеет возможности влиять на экономику других государств (например путём установления ограничений импорта и экспорта).

Таможенное дело является важным инструментом в выполнении экономических задач, стоящих перед Россией и по моему мнению, регулировать внешнеэкономическую деятельность без участия таможенных органов попросту невозможно.

таможенный благовещенский экономический орган

2. Место Благовещенской таможни в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

2.1 Общая характеристика Благовещенской таможни

Таможенная служба, бесспорно, оказывает огромное влияние на развитие экономики России. Хронический бюджетный дефицит и растущие потребности государства в финансовых ресурсах сделали таможенную службу одним из основных источников пополнения доходной части государственного бюджета России. Наряду с выполнением фискальной функции, таможенная служба оказывает влияние на развитие внешнеэкономических связей, контролирует качество ввозимой продукции, участвует в обеспечении защиты экономических интересов России, в конечном счете — национальной безопасности страны. Этим занимается не только высший орган таможенной системы РФ — ФТС, — но и таможни субъектов РФ.

В нашей стране как федеративном государстве права регионов (субъектов РФ) в области ВЭД представляют собой неотъемлемую и составную часть общих прав регионов в экономической сфере, формирующих экономические основы нашей страны.

На территории Амурской области и Республики Якутия, например, функции проведения таможенной политики РФ и обеспечения защиты экономических интересов РФ возложены на Благовещенскую таможню и таможенные посты. Я предлагаю подробнее рассмотреть Благовещенскую таможню и ее место в системе регулирования ВЭД РФ ниже.

30 апреля 1902 года Сенатом было опубликовано распоряжение Министра финансов об открытии таможенных застав в Благовещенске, реки Сунгари. Началось создание таможенных учреждений по сухопутной границе России на станции Пограничная Китайской восточной железной дороги и в Лахaсусу, при устье рек с Китаем и Кореей. Первыми государевыми служащими Благовещенской заставой был управляющий Владимир Андреевич Бржозовский и бухгалтер Александр Петрович Цытoвич.

В 1909 году с образованием таможенного округа «Приамурский» (в который вошли Приморская, Амурская и Забайкальская области с созданием Приамурского таможенного округа изменился и статус Благовещенской таможенной заставы).

С 26 мая 1909 года распоряжением Министра финансов Благовещенской заставе присвоен статус Благовещенской таможни второго класса.

Благовещенская таможенная застава за всю историю развития неоднократно реорганизовывалась. Так, приказом Государственного таможенного комитета СССР от 27.01.1989 № 19 на базе Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни была создана Благовещенская таможня.

Приказом Главного управления ГТК при Совете Министров СССР от 20.11.1989 № 192 и по согласованию с Советом Министров ЯАССР была создана Якутская таможня. В 1991 году на юге Якутии в связи с увеличением объемов экспорта каменного угля был создана Нерюнгринская таможня. Одновременно был создан таможенный пост «Тикси» на северном побережье Якутии вблизи устья р. Лена. В 1993 году были дополнительно созданы таможенные посты в городе Мирный, называемом «столицей алмазного края», и в поселке Усть-Нера Оймяконского района — центре золотодобычи республики. В 2003 году Нерюнгринская таможня была преобразована в таможенный пост в составе Якутской таможни.

В соответствии с приказом ФТС России от 26.09.2012 № 1922 «О совершенствовании структуры и таможенных органов, расположенных в Дальневосточном федеральном округе» с 26 декабря 2012 года произошла реорганизация Благовещенской и Якутской таможен путем присоединения Якутской таможни к Благовещенской.

В настоящее время Благовещенская таможня является структурным подразделением Дальневосточного таможенного управления. Её деятельность охватывает территорию Амурской области и Республики Саха (Якутия), которая является самым крупным административным субъектом Российской Федерации.

На территории Амурской области расположено 9 городов: Белогорск, Благовещенск, Завитинск, Зея, Райчихинск, Свободный, Сковородино, Тында и Шимановск. На территории Республики Саха (Якутия) расположено 12 городов: Алдан, Верхоянск, Вилюйск, Ленск, Мирный,Нерюнгри, Нюрба, Олёкминск, Покровск, Среднеколымск, Томмoт, Удачный, Якутск.

Амурская область имеет речную границу с КНР. Границей является фарватер реки Амур. Протяженность границы Амурской области с Китайской Народной Республикой и зоны ответственности Благовещенской таможни составляет 1255 км.

В регионе деятельности Благовещенской таможни функционируют следующие пункты пропуска:

  • воздушный пункт пропуска «Аэропорт Благовещенск»;
  • воздушный пункт пропуска «Аэропорт Якутск»;
  • грузопассажирский с возможностью пропуска автомобильного и речного транспорта пункт пропуска «Благовещенск — Хэйхэ»
  • грузопассажирский с возможностью пропуска автомобильного и речного транспорта пункт пропуска «Поярково — Сюнькэ»;
  • функционирует ЛЭП ВЛ — 220 «Благовещенск — Сириус», как пункт пропуска для таможенного контроля за перемещением электроэнергии;
  • функционирует ЛЭП ВЛ — 110 «Благовещенск — Хэйхэ», как пункт пропуска для таможенного контроля за перемещением электроэнергии;
  • функционирует ЛЭП ВЛ — 110 «Сиваки — Шипачжань», как пункт пропуска для таможенного контроля за перемещением электроэнергии.

В настоящий момент в состав Благовещенской таможни входят 26 структурных подразделения аппарата таможни и пять таможенных постов: Благовещенский; Нерюнгринский; Поярковский; Тындинский; Якутский.

2.2 Специфика работы Благовещенской таможни

И специфика работы разных таможен РФ на границе и внутри страны очень отличается.

В структуре валового регионального продукта за первое полугодие 2014 года сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство составляет 5%, добыча полезных ископаемых — 17%, обрабатывающие производства — 4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 7%, строительство — 15%, оптовая и розничная торговля — 12%, транспорт и связь 19%, прочие — 21%.

Рисунок Структура валового регионального продукта за первое полугодие 2014 года

Опираясь на данную диаграмму можно заявить о том, что наиболее весомой отраслью в структуре валового регионального продукта за первое полугодие 2014, является транспорт и связь(19%) и добыча полезных ископаемых(17%).

Немного отстают от них такие отрасли, как строительство(15%) и оптовая и розничная торговля(12%).

Другие отрасли получили меньшую долю, так производство и распределение электроэнергии, газа и воды (7%), сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство составляет (5%), а обрабатывающие производства (4%).

Также велико присутствие прочих отраслей(21%).

Все эти данные свидетельствуют, что в Амурской области развивается инфраструктура, доказательством этого является наибольшая доля транспорта и связи в структуре валового регионального продукта. Ещё по представленной информации видно, какое большое значение по-прежнему имеет добыча полезных ископаемых, занимающая второе место. Ещё нельзя забывать о строительстве, без которого невозможно представить положительное развитие на должном уровне и поэтому занимает третье место. Низкая долю сельского хозяйства, охоты и лесное хозяйства, а также обрабатывающего производства объясняется тем, что эти направления постепенно уходят во второстепенные роли в связи с развитием сферы услуг и транспорта, к которому стремятся все развивающиеся страны, в том числе и Россия. Хотя в связи с нынешней политической ситуацией в мире, возможно более усиленное развитие этих отраслей, причём не только в Амурской области, но и по всей нашей стране. Но чтобы более конкретно говорить об этом, необходимо выждать определённый промежуток времени и уже затем делать какие-либо выводы.

За первое полугодие объём внешнеторгового оборота области составил 534 миллиона долларов США. Согласно отчёту Амурстата за 2014 год, экспорт по сравнению с прошлым годом вырос в 1,7 раза и достиг 172 миллиона долларов, а его основными статьями остаются минеральные ресурсы и древесина -по 23 от общей структуры. Импорт увеличился в 1,6 раза: за первые 6 месяцев в регион ввезли товаров на общую сумму 362,7 миллиона долларов, причём 73 % -это машины и оборудование. Второе место занимают изделия из текстиля , которых ввезено на общую сумму 37 миллионов долларов, это примерно 10 % от импорта. Почётная «бронза» у изделий и металлов с показателем 4,6 %. Эксперты говорят -такая структура импорта отражает позитивные тенденции в амурской экономики. Активный импорт машин и изделий из металла, говорит о том, что идёт наращивание инструментально базы.

Продажа сырья -основа для зарождения промышленности, потому что для начала производства нужны деньги.

Среди стран, с которыми взаимодействует Амурская область, лидером по товарообороту является Китай: за перовое полугодие число купленных и проданных товаров в Поднебесную увеличилось почти в 2 раза, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а общий объём товарооборота составил 483 миллиона доллоров. Второе и третье место занимают Финляндия и Монголия с показателями 21,3 и 9 миллионов долларов.

В объёме от всего внешнеторгового оборота Дальнего Востока Амурская область занимает 3,3 %, лидирует Сахалин с показателем 44,3 %, Приморье 24 % и Якутия 15,7 %.

Учитывая всю представленную выше информацию, деятельность различных подразделений направлена на борьбу с контрабандой, незаконным перемещением через таможенную границу Российской Федерации наркотиков, оружия, валютных и культурных ценностей, сырьевых ресурсов, товаров и транспортных средств, а также на охрану объектов таможенной инфраструктуры и обеспечение безопасной работы сотрудников таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей. За годы работы сотрудники службы множество раз показывали свой высокий уровень квалификации и мастерства при проведении специальных операций и мероприятий по пресечению контрабанды и иных преступлений и правонарушений в сфере таможенного дела.

2.3 Результаты работы Благовещенской таможни в системе регулирования внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

За 11 месяцев этого года внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) в регионе деятельности таможни осуществляли 640 участников ВЭД. Таможней оформлено 2 млн 280 тыс. тонн грузов, общая стоимость грузовых отправок составила более 697 млн долл. США. Через международные пункты пропуска «Благовещенск-Хэйхэ», «Поярково-Сюнькэ», воздушные пункты пропуска «Аэропорт Благовещенск» и «Аэропорт Якутск» пропущено 944 тысячи физических лиц. Таможенными постами оформлено 66,7 тыс. транспортных средств. Благовещенской таможней перечислено в федеральный бюджет 4 млрд 235 млн рублей, что составляет более 100% планового задания.

В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий возбуждено 10 уголовных дел: 5 дел по фактам незаконного перемещения через таможенную границу наркотических средств, 4 уголовных дела по фактам уклонения от уплаты таможенных платежей и 1 дело по факту представления поддельных документов.

Благовещенской таможней за отчётный период возбуждено 655 дел об административных правонарушениях. Основными предметами административных правонарушений являлись: товары народного потребления, обувь, транспортные средства и запасные части к ним, оборудование, электрошоковые устройства, кастеты, средства для негласного получения информации, алкогольная продукция, рыболовные сети.

В Благовещенской таможне продолжает развиваться электронное декларирование, которое является одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов на современном этапе.

Итоги работы отдела таможенного контроля после выпуска товаров (ОТКПВТ)Благовещенской таможни за 1 полугодие 2014 года

ОТКПВТ Благовещенской таможни за 1 полугодие 2014 года завершено 20 таможенных проверок (8 выездных, 3 встречных выездных, 9 камеральных таможенных проверок).

По результатам проверок принято 11 решений о корректировке таможенной стоимости товаров, 5 решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, 1 решение о применении ставки вывозной таможенной пошлины 80% (при экспорте лесоматериалов), 1 решение об отмене льготы при ввозе товара в качестве вклада в уставный капитал.

По результатам таможенных проверок ОТКПВТ за 1 полугодие 2014 года до начислено таможенных платежей, пеней и наложено штрафов на сумму 68 784,79 тыс. руб. Фактическое значение показателя превышает установленное значение на 437,40%.

По результатам таможенных проверок возбуждено 6 дел об административных правонарушениях, возбуждено 5 уголовных дел — по признакам преступления, предусмотренного ч. 1, ч. 2 ст. 194 УК РФ — по факту уклонения от уплаты таможенных платежей при ввозе грузовых автомобилей, аккумуляторов для мотоциклов и экспорте лесоматериалов.

Средняя эффективность одной таможенной проверки по суммам до начисленных таможенных платежей, пеней, наложенных штрафных санкций в 1 полугодии 2014 года составила 3 430 000 тыс. руб.

Таблица Сведения об исполнении контрольных показателей перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет

Вид платежа

Сентябрь 2014 года

9 месяцев 2014 года

план

факт

выполнение

план

факт

выполнение

Всего в бюджет

297000,00

376947,80

126,92

3628700,00

3450496,36

95,09

В т.ч:

Вывозная пошлина

22000,00

18 462,78

83,92

288 360,00

281 758,96

97,71

Ввозная пошлина

80000,00

115391,90

144,24

946 300,00

965 831,96

102,06

НДС

168000,00

218161,62

129,86

2141890,00

1901213,32

88,76

Акциз при импорте

0,00

102,08

Сборы и иные платежи

27000,00

24 931,50

92,34

252150,0

301 590,04

119,61

Анализируя сведения об исполнении контрольных показателей перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет за 9 месяцев 2014 года, мы можем наблюдать, что за это время всего в бюджет перечислено немного меньше, чем было по плану (95,09%), я думаю, что такое отклонение от графика небольшое и не должно вызывать опасений в дальнейшем. Рассматривая средства более подробно, нам становится ясно, что условно их можно разделить на две группы. Первую группу составляют недовыполненные показатели, такие как вывозная пошлина(97,71%) и НДС(88,76%), а вторую, показатели, планы по которым удалось перевыполнить, сюда входят ввозная пошлина(102,06%) и сборы и иные платежи(119,61%).

Оценивая деятельность таможни за 9 месяцев 2014 года, я хочу высказать своё мнение, о том, что Благовещенская таможня качественно и добросовестно выполняет свою работу, единственно, что хотелось бы видеть более высокий процент выполняемости плана по показателю НДС(88,76%), но как мне кажется, работники Благовещенской таможни и сами хотят этого, поэтому будут продолжать трудиться, для того, чтобы, как по общему уровню, так и по отдельным показателям проценты выполнения только росли.

3. Изменения в механизме регулирования внешнеэкономической деятельности, в связи с вступлением России в ВТО

3.1 Россия и ВТО

Не так давно, наша страна вступила во Всемирную торговую организацию, безусловно это очень большое событие , которое имеет множество самых разных последствий, поэтому я решил разузнать, что же произошло с экономикой РФ после вступления в ВТО и какие изменения произошли в регулировании ВЭД.

Российская Федерация — занимает первое место в мире по территории и девятое по численности населения. Определяя индивидуальный путь экономического и политического развития, наша страна, тем не менее, не может оставаться в стороне от происходящих вокруг процессов. Но в современном мире существуют свои условия и рамки, поэтому каждое государство должно само определять подстраиваться под них или же выбирать другой путь. И если принимать, то безоговорочно или с поправками на особенности своего развития.

Вступление России в ВТО, к которому страна шла ни много ни мало 18 лет, является именно таким шагом — учитывая основные положения мировых экономических процессов, она не могла принять их всецело, что обусловлено рядом национальных особенностей. На пути к этому у нас стояло множество преград — как политического, так и экономического, а также социального характера. Далеко не все желали видеть Россию в ВТО. Состоялась даже попытка провести референдум против вступления России в ВТО, впрочем, не увенчавшаяся успехом.

Итак, 22 августа 2012 года можно считать отправной точкой нового этапа развития Российской Федерации — она стала официальным членом ВТО, 156-м. На льготных условиях. Кстати, сделала она это последней из «большой двадцатки». Однако споры по данному вопросу не утихают.

Сейчас попробуем рассмотреть, какие преимущества получит наша страна в результате этого шага, а также уточним, существуют ли минусы присоединения России к Всемирной торговой организации и проведём общий анализ для получения какого либо вывода.

Для начала рассмотрим преимущества, которые Россия получила для себя в качестве полноценного члена ВТО.

3.2 Плюсы присоединения России к ВТО

1) Улучшение имиджа страны в качестве равноправного участника мировой торговли.

2) Снижение барьеров на пути к международному торговому рынку.

3) Свободный доступ к сложившимся международным схемам разрешения споров в области торговли.

4) Более широкие возможности участия в экономиках стран — членов ВТО для российских инвесторов.

5) Увеличение конкуренции в финансовой сфере. Результатом может стать снижение кредитных ставок для населения, а также предприятий малого и среднего бизнеса.

6) Модернизация отечественной экономики в соответствии с требованиями современного этапа развития торгово-экономических отношений. Многие российские производители для выхода на мировой рынок будут вынуждены особое внимание обратить на качество своей продукции, дабы обеспечить ей высокую конкурентоспособность.

7) Снижение импортных пошлин на ряд товаров (лекарства, продукты, одежда, IT-продукция и пр.).

От этого выиграют потребители, но могут проиграть производители.

8) Снижение экспортных пошлин. Здесь четко видны плюсы для предприятий, работающих в сырьевом сегменте .

9) Прозрачность торгового законодательства участников ВТО. Выстраивать торгово-экономические отношения, безусловно, всегда проще при четком понимании позиции сторон, отсутствии подводных камней.

10) Поддержка торгово-экономических интересов страны в процессе принятия новых законодательных актов в области международной торговли.

3.3 Минусы присоединения России к ВТО

1) Угроза роста безработицы в случае, если российские предприятия не выдержат конкуренции с иностранными производителями. Особенно может обостриться ситуация в моногородах с единственным градообразующим предприятием.

2) Снижение импортных пошлин может привести к тому, что целый ряд товаров станет невыгодно производить в России. Наибольший риск существует для аграрного сектора экономики (как растениеводства, так и животноводства).

3) Снижение пошлин на импорт негативно может отразиться и на отечественном автопроме — наплыв подержанных импортных автомобилей является прямой угрозой для российских автопроизводителей. (Пример: таможенная пошлина за ввоз автомобилей б/у до недавнего времени составляла более 40 тыс. евро. После присоединения России к ВТО она упадет более чем в 4 раза.)

4) Снижение экспортных пошлин. От этого процесса в убытке окажется бюджет страны, что может привести к увеличению государственного долга.

Проведя анализ данной информации, мы можем увидеть, что преимуществ гораздо больше, чем недостатков (В данном случае 4 против 10).

Более детально разбирая минусы, становится отчётливо видно, что почти все они связаны со снижением пошлин. В связи с этим поднимается главная проблема российского производства, которая особенно остра встала после вступления в ВТО -неспособность конкурировать с иностранными товарами из чего вытекает вывод о необходимости повышения качества изготовляемых товаров, для повышения их конкурентоспособности.

Если товарное качество в России повысится, то всем это пойдёт на плюс. Мы сможем более выгодно продавать свои товары за границей и соответственно получать больше прибыли в государственную казну и я думаю, что ни один житель нашей страны не будет против, если отечественные товары повысятся в качестве и будут более благоприятны для внутреннего потребления, главное чтобы цены оставались в рамках разумного. Что касается плюсов, особенно значимыми, по моему мнению, являются повышение авторитета России на международной арене, более широкий доступ к решениям проблем и споров в международной торговли и увеличение возможностей участия в экономиках стран — членов ВТО для российских инвесторов. Также, я бы выделил модернизацию экономики России, по требованиям современного этапа развития торгово-экономических отношений. Всё это является серьёзным шагов для улучшения экономического, политического и социального состояния нашей страны, благоприятно влияет на неё.

Составляя вывод, я опирался на вышеупомянутые данные, и, давая оценку вступления России в ВТО, считаю, что правительство поступило правильно, несмотря на многие препятствия, всё таки добившись вступления во Всемирную Торговую организацию, которое дало нам множество привилегий и плюсов, необходимых для установления положительной динамики развития нашего государства. Я надеюсь, что все недостатки, связанные этим событием, носят лишь временный характер и в ближайшее десятилетие будут устранены.

Заключение

Данная курсовая работа состоит из введения, трёх основных глав (теоретической, аналитической и прикладной), заключения, списка использованных источников и 2 рисунков, 1 таблицы, 1 диаграммы и написана на тридцати трёх страницах.

Таким образом, из данного курсового исследования мы поняли, что внешнеэкономическая деятельность — сложный процесс внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Выводы по данной работе:

  • o внешнеэкономический фактор относится к числу важнейших источников повышения эффективности общественного производства, с помощью которого создаются условия для рационального использования капитала, внедрения в экономику достижений научно-технического прогресса, выхода страны на передовые рубежи мировой экономики и науки;
  • o рыночные преобразования обозначили важную роль государственного регулирования деятельности субъектов внешнеэкономических отношений, как на федеральном, так и на региональном уровне;
  • o основными методами государственного регулирования ВЭД в России выступают таможенно-тарифное регулирование, меры, направленные на стимулирование экспорта и привлечение иностранных инвестиций, административные меры, включая таможенное администрирование;

— o усложнение процессов экономического взаимодействия и взаимоотношений отдельных стран и их группировок (экономических союзов различного типа) привели к созданию сложных механизмов их координации и регулирования не только на международном уровне, но и в отношении отдельных стран и субъектов.

o вступление России в ВТО является серьёзным шагом по направлению к изменению развития её экономики и теперь нашей стране ещё предстоит подстраиваться, чтобы соответствовать её высоким требованиям.

Такая тема, как место таможенной системы в механизме регулирования ВЭД, будет актуальной ещё долгое время, в связи с расширением и усложнением процесса внешней экономики, будет существовать необходимость государственного воздействия на внешнеторговую деятельность в условиях последовательного присоединения России к международным многосторонним соглашениям в рамках Внешней торговой организации (ВТО), пополнения государственной казны за счет деятельности таможен государства и т.д.

Безусловно, по данной теме существует множество спорных вопросов, часть из них были описаны в курсовой работе. Это такие, как значение государственного регулирования ВЭД на мировом уровне и уровне регионов РФ, каково место таможенной системы в механизме регулирования международного внешнеторгового сотрудничества.