Сущность таможенной экспертизы

Курсовая работа

В рыночной системе купля-продажа товара или обмен его на деньги связаны с его главными свойствами – способностью удовлетворять потребности того, кто им овладевает, то есть с его потребительскими свойствами.

Поэтому товар – это вещь или продукт труда (услуга), обладающая комплексом полезных свойств и элементов, необходимых для удовлетворения нужд потребителя.

В связи со значительным увеличением экспортно-импортных операций на рынках России появилось огромное количество товаров со всех концов света. Зачастую эти товары далеко не лучшего качества, либо их цена не соответствует действительности.

Необходимость в проведении экспертизы может вытекать из, требований государства или из договорных отношении. Требования государства связаны с проведением таможенного оформления и контроля товаров (идентификационная, технологическая, оценочная экспертизы, экспертиза страны происхождения и пр.), а также с нетарифными мерами ограничения внешнеэкономической деятельности.

Всегда первым этапом таможенной экспертизы является проверка сопроводительной документации. Если обратить внимание на различные товары, то можно увидеть не только тщательное товароведение, которое позволяет рассчитать таможенные пошлины, но и сверку реквизитов и сертификаты. Сертификаты, на первый взгляд, содержат всю необходимую информацию о качестве товара, но практика доказывает, что это далеко не так. Подделки постоянно поступают на российский рынок, причем они могут похвастаться наличием всех необходимых сертификатов качества. Соответственно, на таможне документация проверяется только для выявления нарушения действующих российских стандартов качества. Это позволяет значительно сэкономить время проверки, ведь при несовпадении товар не пропускается на территорию страны.

Одной из главных задач таможенных органов является осуществление таможенного контроля, а одним из методов таможенного контроля является проведение таможенной экспертизы.

Темой данной работы является проведение таможенной экспертизы. Актуальность темы очевидна, так как применение экспертизы обусловлено укреплением законности и правопорядка в демократическом государстве.

Основной целью курсовой работы является выявление конкретных мер по совершенствованию деятельности таможенных органов в отношении проведения таможенной экспертизы.

Исходя из поставленной цели, задачами данной работы являются:

  • определения понятия «таможенная экспертиза», рассмотрение ее классификации;
  • изучение правил проведения таможенной экспертизы в таможенных органах;
  • проведения таможенной экспертизы в стране
  • проведения таможенной экспертизы в городе
  • пути внедрение современных технологий и методов исследования в деятельности экспертных служб таможенных органов

Теоретическую и методологическую основу исследования составляю труды зарубежных и отечественных ученых по теории проведения экспертизы в таможенных органах, законодательные, нормативно-правовые акты и постановления в стране.

25 стр., 12361 слов

Совершенствование таможенно-логистической деятельности в зоне ...

... логистических систем таможенно-логистических комплексов; внести рекомендации по совершенствованию логистической системы таможенно-логистического комплекса и обосновать эффективность предлагаемых мероприятий. 1. Теоретические основы управления таможенно-логистическими комплексами 1.1 Основные принципы управления деятельностью таможенно-логистических комплексов таможенный ... таможенных органов ... работы ...

Информационную базу работы составляют статистические и фактические материалы таможни нашего города.

Глава 1. Сущность таможенной экспертизы

1.1. Экспертиза её сущность и виды

В таможенном законодательстве встречается такое понятие, как «специальные познания», которое используется должностным лицом таможенного органа в ходе осуществления таможенного оформления или таможенного контроля, а также в ходе проведения расследования по делам о нарушении таможенных правил или контрабанде.

Познания эти приобретаются в процессе обучения и практической деятельности по той или иной специальности, причем они включают в себя не только соответствующие знания, но и определенные навыки и умения по применению этих знаний. Люди, которые обладают такими знаниями и опытом, являются в судебном производстве сведущими лицами.

Использовать специальные познания сведущих лиц в соответствии с административным, уголовным, таможенным законодательствами можно в двух формах.

  1. Путем их участия в проведении конкретных процессуальных действий, консультировании, дачи различных справок. В этом случае данное лицо выступает в качестве специалиста.
  2. Путем проведения экспертиз, когда лицо выступает в качестве эксперта. От процессуального положения сведущего лица зависит и порядок его участия в производстве, например, по делу об административном правонарушении в области таможенного дела, его права и обязанности, характер получаемых им результатов в процессе деятельности.

Экспертиза — это исследование каких-либо вопросов, предмета экспертизы, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

Таможенная экспертиза — специальное научно-практическое исследование, проводимое экспертами в целях решения задач таможенного дела фискального, контрольного, экономического, правоохранительного, статистического и защитного характера, требующих выполнения самых различных экспертиз.

Таможенная экспертиза является одним из видов экспертиз, назначаемых в соответствии с требованиями следующих кодексов России: Таможенным (ТК), Уголовно-процессуальным (УПК), Гражданско-процессуальным (ГПК), Арбитражно-процессуальным (АПК), об административных правонарушениях (КоАП).

Таможенную экспертизу можно отнести к особому классу экспертиз, поскольку она имеет свои характерные признаки: предмет, задачи, объекты и методы исследования.

Проведение экспертизы поручается экспертам. Экспертами могут быть опытные специалисты, учёные, которые владеют специальными профессиональными знаниями, необходимыми для решения вопросов, связанных с идентификацией и фальсификацией товаров. Эксперты должны хорошо знать исследуемые группы товаров, иметь опыт работы по оценке их качества.

42 стр., 20726 слов

Идентификационная экспертиза продовольственных товаров в таможенных целях

... и вывоза товаров и транспортных средств, увеличить размер начисляемых и взимаемых таможенных платежей. Цель идентификационной экспертизы - получить ответ на вопросы, возникшие при осуществление таможенного контроля. Целью дипломной работы является ...

Экспертиза товаров, транспортных средств и документов имеет важнейшее значение и позволяет выявить необходимые для таможенного оформления сведения.

Должностное лицо таможни производит взятие проб или образцов товаров, назначенных при осуществлении таможенного контроля. Взятие образцов или проб также проводятся для определения их принадлежности к товарам, к которым применяются ограничения и запреты. При осуществлении таможенной экспертизы решается комплекс общих задач фискального контроля экономического, правоохранительного, статистического и защитного характера, требующий выполнения различных исследований.

Таможенную экспертизу можно отнести к особому классу экспертиз, поскольку она имеет свои собственные характерные признаки, предмет, задачи, объекты и методы исследования.

Объектами таможенной экспертизы являются:

  • материализованные источники информации;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/sistema-tamojennyih-laboratoriy/

  • товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу, а также их пробы, отобранные для исследования;
  • объекты контрабанды и нарушения, таможенных правил;
  • различного рода сопроводительные товарные документы, используемые при таможенном оформлении и таможенном контроле.

Предмет таможенной экспертизы: как общие проблемы таможенного дела, так и конкретные факты и обстоятельства процедуры таможенного контроля. Виды таможенных экспертиз:

1. По цели:

  • судебные (носящие процессуальный характер)
  • несудебные (ведомственные)

2. По отраслям науки и общественной практики:

  • военные
  • политические
  • социологические
  • технические
  • экономические
  • медицинские
  • искусствоведческие
  • товароведческие
  • экологические

3. По очерёдности проведения:

  • первичные
  • повторные

4. По масштабности решаемых задач:

  • основные
  • дополнительные

5. По количеству исследуемых объектов:

  • малообъектные
  • многообъектные

6. По количеству экспертов и способу их работы:

  • единоличные
  • коллективные

Методы экспертизы — это совокупность методических приёмов, которые применяются при экспертном исследовании потребительских свойств товаров, отображённых в документах экспертизы. Для проведения таможенной экспертизы, в том числе и экспертизы по безопасности, могут быть использованы следующие методы:

  • А. Измерительный – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений и контроля. С его помощью определяют массу изделия, силу тока, скорость автомобиля, мощность двигателя и др.;

— Б. Органолептический – метод определения качества продукции на основе анализа восприятия органами чувств внешнего вида (цвет, форма, консистенция), запаха, вкуса, звука, восприятия на ощупь, наличия дефектов. Органолептический метод не исключает возможности использования технических средств (лупа, линейка, весы, микроскоп, микрофон, слуховая трубка и прочее), повышающих восприимчивость и разрешающие способности органов чувств.

В. Инструментальный -основан на показаниях технических средств, с помощью которых определяются функционально-химические свойства и различные признаки (диагностические, идентификационные) материалов.

3 стр., 1240 слов

Таможенная экспертиза

... способами в федеральную собственность товаров. Группировка видов таможенных экспертиз в зависимости от направления деятельности таможенных органов включает три класса: критериальные (товароведческие); судебные ( ... регулировании внешнеторговой деятельности. В предмет таможенной экспертизы входит исследование таких свойств объектов, по которым таможенные органы могут принять решение: о факте ...

Субъектами экспертизы являются должностные лица таможенных и иных правоохранительных органов, наделенные правом назначать экспертизу, и физические или юридические лица, имеющие право проводить экспертизу.

Физические лица — это самостоятельные эксперты, получившие образование в определенной области знаний, имеющие опыт и навыки в применении этих знаний на практике и проводящие экспертизы вне экспертного учреждения. Эти лица должны пройти аттестацию в соответствующей системе или экспертном учреждении и получить документ, подтверждающий их компетентность. Такие специалисты могут являться внештатными экспертами экспертных учреждений.

Юридическими лицами, как субъектами экспертизы, являются экспертные организации, в уставных документах которых указано их право на производство экспертиз и исследований. Экспертные организации имеют штат высококвалифицированных аттестованных экспертов, могут иметь определенный парк исследовательского аттестованного оборудования и приборов, должны быть аттестованы соответствующими органами, например, Госстандартом России, и удовлетворять определенным требованиям.

Остановимся более подробно на требованиях, предъявляемых к экспертам и экспертным организациям.

Эксперт должен соответствовать следующим требованиям: независимость, компетентность, опыт работы, личные качества.

Независимость эксперта означает отсутствие какой-либо его зависимости от органа или лица, назначившего экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Условия работы эксперта должны исключать возможность финансового, административного и иного воздействия на результаты экспертной оценки.

Все средства, применяемые экспертами при проведении экспертизы, в зависимости от назначения подразделяются на две группы: средства информации о товарах и материально-технические средства.

Средства информации в зависимости от носителя средства информации подразделяются на следующие виды: документы, маркировки, литература.

При проведении экспертизы эксперт может использовать как отдельные ТСД, так и их совокупность: сертификаты соответствия, товарно-транспортные накладные, удостоверения о качестве, сертификаты страны происхождения для импортных товаров, справки к грузовой таможенной декларации.

Маркировка — это текст, условные обозначения или рисунки, нанесенные на упаковку и товар, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения информации до потребителя об изготовителе, количественных и качественных характеристик их товара. При этом информация на маркировке должна дублировать тот же вид информации в ТСД. Несовпадение этих данных может являться следствием фальсификации товаров.

Любая экспертиза, объектом которой является товар, начинается с изучения и анализа документов, содержащих общую и компетентную информацию о товарах, а при документальной экспертизе этот вид средств информации одновременно выступает и в качестве объекта.

1.2. Порядок проведения экспертизы в таможенном деле. Экспертное заключение

Экспертизы проводятся на основании постановлений, определений по решениям таможенных или иных правоохранительных органов, при разрешении споров в арбитражных судах, по делам об административных правонарушениях.

18 стр., 8575 слов

Экспертиза товаров в таможенном деле

... в таможенном деле Экспертная деятельность Исходя из Гражданского кодекса РФ, экспертиза - это процессу­альное действие, назначаемое должностным лицом, имеющим на это полномочия, и выполняемое назначенным экспертом ... Выбранная тема работы является весьма актуальной в современных условиях, так как значение результатов проведенной таможенной экспертизы очень велико. От заключения экспертов во ...

Производство таможенной экспертизы поручается, как правило, экспертно-криминалистической службе РТУ. Если ЭКС не может провести экспертизу по какой-либо причине, проведение ее можно поручить другой экспертной организации или другим экспертам.

ЭКС РТУ проводят экспертизы для таможенных органов бесплатно за счет федерального бюджета.

Постановление о назначении экспертизы направляется руководителю экспертного подразделения. Правильная организация проведения таможенной экспертизы играет важную роль в получении достоверных и объективных ее результатов. Вопросы, требующие специальных знаний, могут возникать на всех стадиях операций таможенных процедур. Во всех этих случаях должностное лицо, в обязанности которого входит принимать решение по тем или иным фактам и событиям, обращаясь к эксперту, преследует цель получить дополнительную информацию, ему недоступную, чтобы уменьшить неопределенность и риск при выборе своих действий.

Производство экспертизы может быть поручено экспертам ЭКС РТУ, имеющим право на самостоятельное производство экспертиз, а также в любую другую экспертную организацию или же конкретному эксперту. При проведении экспертиз в иных экспертных организациях или другими экспертами оформляется договором.

Немногим более 10 лет назад таможенная служба не имела своих экспертных учреждений и пользовалась услугами государственных экспертных учреждений других министерств и ведомств. С момента создания сети таможенных лабораторий значительная часть потребности таможенных органов в проведении экспертиз решалась с помощью таможенных лабораторий. Так, в Дальневосточном регионе таможенная лаборатория выполняет порядка 50 % от общего числа экспертиз, назначаемых таможнями Дальнего Востока, другие 50 % экспертиз выполняются иными экспертными учреждениями, имеющими статус как государственных, так и негосударственных учреждений. Действующее таможенное законодательство не запрещает таможенному органу обращаться к их услугам.

Самая большая и разветвленная сеть экспертных учреждений находится в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Возглавляет ее экспертно-криминалистический центр МВД, а на местах действуют экспертно-криминалистические управления, отделы, лаборатории в органах внутренних дел. Они выполняют экспертизы преимущественно для органов следствия и милиции, но могут проводить экспертные исследования и для органов других ведомств.

Обширная система экспертных учреждений имеется в Министерстве юстиции. Во главе ее стоит Федеральный центр судебных экспертиз Министерства юстиции страны, а на местах выполняют экспертизы специализированные лаборатории судебных экспертиз в краях и областях. Обслуживают эти учреждения главным образом следователей прокуратуры и суды.

Судебно-медицинские экспертизы проводятся экспертными учреждениями Министерства здравоохранения страны — бюро судебных экспертиз.

Большое количество лабораторий имеет Государственный санитарно-эпидемиологический надзор страны, ветеринарная и карантинная службы, хлебная инспекция.

Экспертизы назначаются при наличии оснований. Основанием является необходимость использования специальных познаний эксперта в области науки, техники, искусства или ремесла при решении вопросов, возникающих при осуществлении таможенных процедур.

7 стр., 3039 слов

Особенности проведения экспертиз, связанных с принятием классификационных ...

... и результаты становления экспертного обеспечения таможенной деятельности, сущность и виды таможенных экспертиз, права и обязанности таможенного эксперта. Во второй главе рассматривается порядок и критерии определения кода товаров при его таможенном декларировании, особенности ...

При проведении таможенного контроля экспертизу назначает должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенный контроль, оформляя свое решение в виде постановления, которое должно быть, согласовано начальником этого органа.

При производстве по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) экспертизу назначает должностное лицо таможенного органа, в производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил, оформляя свое решение в виде определения о назначении экспертизы, в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ.

При производстве дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, экспертизы назначает должностное лицо таможенного органа, производящее дознание, оформляя свое решение в виде постановления о назначении судебной экспертизы, в соответствии с приложениями 117-120 к Федеральному закону от 04.07.2003 г. № 92-ФЗ. Постановление о назначении судебной экспертизы утверждает начальник таможенного органа — органа дознания.

В бланках вышеперечисленных документов о назначении экспертизы указывается:

  • дата и место составления документа;
  • должность, ФИО лица, назначавшего экспертизу;
  • наименование таможенного органа;
  • основание для назначения экспертизы, т.е. краткое изложение обстоятельств, в связи с которыми возникла необходимость в специальных познаниях;
  • номер дела об административном правонарушении или уголовного дела (для определения или постановления о назначении экспертиз); наименование экспертизы (товароведческая, химическая, криминалистическая и т.д.);
  • тип экспертизы (дополнительная, повторная, комплексная и т.д.);
  • наименование экспертного учреждения, которому поручается производство экспертизы;
  • срок проведения экспертизы (только в постановлении о назначении экспертизы при осуществлении таможенного контроля;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • материалы, представленные на экспертизу, в том числе объекты экспертизы (пробы, образцы), образцы для сравнительного исследования, копии товаросопроводительных документов (ГТД, коносамент, инвойс, контракт, сертификат и т.п.), иные материалы, содержащие информацию, относящуюся к предмету экспертизы или исследования, копии предыдущих экспертных заключений и т.п.

Но существуют готовые бланки для заполнения о проведении экспертизы, например такой как направление на экспертизу товаров в центральную таможенную лабораторию (Приложение 1), или журнал учета направлений на экспертизу (приложение 2).

Следует особо подчеркнуть, что вопросы, поставленные перед экспертом, должны быть обоснованными, конкретными, грамотно сформулированными, иметь непосредственное отношение к существу проблемы, не допускать различного толкования и не выходить за пределы компетенции эксперта.

Если должностное лицо таможенного органа, назначившего экспертизу, не согласно с выводами эксперта, или они являются неполными при проведении первичной экспертизы, то это может служить основанием для назначения повторной или дополнительной экспертизы.

13 стр., 6165 слов

Институт таможенной экспертизы

... положения, регулирующие экспертную деятельность, порядок назначения и проведения экспертиз, характеристика отдельных таможенных экспертиз. Целью ВКР является раскрытие содержания института таможенной экспертизы на основе анализа ее составных частей и определение роли экспертизы в таможенном деле. Для ...

Эксперт в праве требовать от администрации лаборатории обеспечения необходимых условий для работы. Для проведения экспертизы отбор образцов (проб) осуществляется непосредственно экспертом. Объем выборки, способы упаковки и хранения отобранных образцов должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации.

Пробы и образцы отбираются в минимальных количествах, обеспечивающих возможность их исследования согласно нормативно – технической документации, предусматривающей нормы отбора проб и образцов, с учетом их разделения на три равные части: аналитическую, контрольную и арбитражную.

Проба оптимально необходимая часть товара, характеризующая состав и свойства всего объема исследуемого товара; образец – единица продукции полностью описывающая структуру, состав и свойства всей партии (серии) продукции.

О взятии проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, составляется акт по форме, устанавливаемой центральным таможенным органом. Указанный акт составляется в трех экземплярах: первый экземпляр – остается в таможенном органе и хранится вместе с ГДТ; второй – вместе с пробами направляется в таможенную лабораторию; третий – выдается лицу, обладающему полномочиями в отношении товара или его представителю.

Пробы и образцы товаров, направляемые на экспертизу, должны быть упакованы в соответствии со свойствами товаров и опечатаны ярлыками сохранности упаковки. В ярлыке должно быть указано: наименование продукции, предприятие – изготовитель продукции, предприятие (организация) перевозящий продукцию; марка (сорт) продукции; количество продукции в партии, от которой отобрана проба; обозначение и наименование нормативно – технической документации на товар; дата отбора проб; фамилия и инициалы должностного лица, отобравшего пробу. Отобранные образцы эксперт должен сопроводить оформленной этикеткой с указанием наименования товара, даты отбора образцов, номера партии и других данных, указывающих на принадлежность отобранных образцов к предъявленной на экспертизу партии. Образец должен быть опломбирован или опечатан личным штампом эксперта.

В обязательном порядке оформляется акт отбора образцов, который вместе с отобранным образцом эксперт передаёт заказчику экспертизы для отправки на испытание или хранение в качестве арбитражного образца.

Первоначально эксперт проверяет соответствие маркировки нанесенной на продукцию установленным ГОСТом требованиям, а затем если не выявлено нарушений по нанесению маркировки преступает к органолептическим, физико-химическим испытаниям.

Эксперт осуществляет проверку качества предъявленного товара, делая в рабочей тетради записи о наличии, характере, размерах и месторасположении обнаруженных дефектов и, когда это возможно, причине их возникновения, определяет потерю качества в процентах, за исключением случаев, когда задача экспертизы предусматривает иной порядок. На проверенных забракованных экспертом изделиях, имеющих дефекты и не отвечающих требования нормативно-технической документации и (или) условиям контракта (договора), экспертом ставится: на потребительские товары (при согласовании с заказчиком, если это возможно, не ухудшая товарного вида изделия) личный штамп; на оборудование и изделия из металла – личное клеймо.

Если были нарушены условия транспортировки и (или) хранения товара, приведшие к образованию дефектов, эксперт может проводить экспертизу качества только после приведения заказчиком товара в состояние, при котором возможно объективно определить качество. Отказ заказчика от выполнения вышеуказанного условия является основанием для аннулирования заявки.

7 стр., 3063 слов

Таможенный эксперт, его права и обязанности

... превышающий срок временного хранения товаров, если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. . Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается: в случае наличия ходатайства таможенного эксперта (эксперта) перед таможенным органом, назначившим таможенную экспертизу, о предоставлении ему ...

Срок проведения экспертизы устанавливается:

  • в процессе таможенного контроля должностным лицом таможенного органа, назначившим экспертизу, по согласованию с руководителем ЭКС;
  • при дознании по уголовному делу или производстве по делу об административном правонарушении руководителем экспертно-криминалистического учреждения (службы), но не более 20 дней.

Эксперт проводит исследования представленных ему объектов и материалов, руководствуясь данными соответствующей области знания (познания), объективно и всесторонне, в строгом соответствии с требованиями закона.

Проводя исследования, эксперт должен принимать меры к сохранению представленных на экспертизу объектов, не допускать их порчи и повреждения, если это не вызывается характером исследования.

По результатам проведенной экспертизы эксперт дает заключение либо отказ от дачи заключения, который должен быть заявлен экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа. Оставшиеся пробы или образцы товаров возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему экспертизу, либо уничтожаются установленным порядком.

На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его.

Заключение эксперта — письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом. Заключение эксперта — представленное в письменном виде содержание исследований и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом лицом, ведущим производство по уголовному делу, или сторонами.

Заключение эксперта состоит из трех частей: вводной, исследовательской и выводов.

Вводная часть заключения включает: наименование экспертизы, ее номер, является ли она дополнительной, повторной, комиссионной или комплексной; наименование органа, назначившего экспертизу; сведения о предупреждении эксперта об ответственности: экспертом дается подписка о том, что он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, а также за отказ и уклонение от дачи заключения и об ответственности за использование конфиденциальной информации сведения об эксперте (экспертах): должность, фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая и специальная), ученая степень; дата поступления материалов на экспертизу в ЭКС и дата подписания заключения, юридические основания для проведения экспертизы (постановление или определение, когда и кем оно назначено или вынесено); наименование поступивших на экспертизу материалов (с указанием реквизитов сопроводительных документов) и представленных объектов исследования, способ их доставки в ЭКС и вид упаковки, а также наличие или отсутствие на упаковке ярлыка обеспечения, сохранность упаковки объектов исследования и их реквизиты; обстоятельства дела и исходные данные, имеющие значение для дачи заключения, с обязательным указанием источника их получения; ходатайства о предоставлении дополнительных материалов, заявленных экспертом, результаты их рассмотрения; сведения о лицах, присутствовавших при производстве экспертизы (фамилия, инициалы, процессуальное положение); дата, время и место производства экспертизы; вопросы, поставленные на разрешение эксперта.

7 стр., 3383 слов

Порядок проведения таможенной экспертизы как этапа таможенного контроля

... отношении товаров, о назначении таможенной экспертизы. 8. Расходы на проведение таможенной экспертизы возмещаются за счет бюджета государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого назначена таможенная экспертиза. Порядок и срок проведения таможенной экспертизы 1. Порядок проведения таможенной экспертизы определяется решением Комиссии таможенного союза. ...

Вопросы экспертом приводятся в той формулировке, в какой они даны в постановлении (определении) о назначении экспертизы; изменения формулировок не допускается. Если эксперт считает некоторые из вопросов выходящими (полностью или частично) за пределы его специальных познаний, он отмечает это в заключении, либо согласует изменение формулировок с должностным лицом, назначившим экспертизу. Это изменение допустимо только в письменном виде, как дополнение к постановлению (определению) о назначении экспертизы. Эксперт может сгруппировать вопросы, изложить их в той последовательности, которая обеспечивает наиболее целесообразный порядок исследования. Если вопрос ставится по инициативе эксперта, он излагается также во вводной части.

При производстве повторной или дополнительной экспертизы во вводной части излагаются также сведения о первичных (предшествующих) экспертизах: кем и где они проведены; номер и дата заключения; выводы первичной экспертизы по вопросам, которые поставлены перед экспертом на повторное рассмотрение, а также мотивы назначения повторной и дополнительной экспертизы, указанные в постановлении (определении) о ее назначении. Выводы излагаются четким и ясным языком, не допускающим различных толкований. В исключительных случаях, если вывод не может быть сформулирован без подробного описания результатов исследования, изложенных в исследовательской части, допускается ссылка на исследовательскую часть заключения.

Заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим (проводившими) экспертизу, заверяется печатью экспертного учреждения и направляется органу (лицу), назначившему экспертизу.

Если к заключению дается приложение в виде таблиц, графиков и т.п., они также подписываются экспертом (экспертами) и заверяются печатью. На них проставляется номер и дата заключения, к которому они составлены.

Заключение и приложение к нему составляются в двух экземплярах, первый из которых направляется органу, назначившему экспертизу, а второй остается в экспертном учреждении.

Глава 2. Совершенствование экспертной деятельности таможенных органов

2.1. Повышения эффективности таможенной экспертизы и внедрение современных технологий и методов исследования в деятельности экспертных служб

Повышение эффективности деятельности экспертных служб таможенных органов, в первую очередь, видится в комплексном решении проблем.

Существуют проблемы в техническом оснащении таможенных лабораторий, повышении уровня профессионализма работников, развитие коллегиального подхода в системе управления; совершенствование системы контроля таможенных органов за счет проведения экспертиз и исследований перемещаемых через границу объектов таможенной экспертизы.

Итоги работы таможенных органов показывают довольно высокое качество работы таможенных служб. Высокие результаты работы таможенных органов основаны на улучшении администрирования, эффективных посттаможенных проверок, огромных работ с валютным контролем, усиленной борьбы с контрабандой, административными правонарушениями и с нелегальным оборотом наркотиков.

Таможенные лаборатории совместно с таможенными органами вносят достойный вклад в проведение таможенной политики и обеспечение экономической безопасности РФ.

Как уже отмечалось, в таможенных органах необходимо расширять практику всеобщего решения проблем и обмена информацией и опытом. Подобные вопросы уже рассматриваются на консультационных советах, но есть необходимость внедрения специализированных советов, на базе которых проводились бы семинары об обмене опытом и обсуждение существующих проблем.

Считается целесообразным, проведение подобных семинаров и совещаний как минимум каждые полгода; организовывать встречи работников экспертных служб, с целью совершенствования системы контроля за исполнением своей деятельности отделов и служб таможенных экспертиз и исследований таможенных управлений. При этом, руководители экспертных служб каждой области, должны организовывать семинары-совещания по итогам работы первого и второго полугодия. При исполнении такого рода мероприятий, эффективность работы экспертных служб повысится.

Проведение семинара предполагает обсуждение таких вопросов как эффективность применяемых методов исследования, технических средств экспертиз, количественные и качественные показатели деятельности экспертных служб за полугодие, профессиональный уровень знаний таможенных экспертов и т.д. Анализируя, представленные вопросы в конце семинара, принимаются соответствующие пути решения и мероприятия.

Усиленный контроль экспертных служб поможет:

  • во-первых, выявить факты уклонения от уплаты таможенных платежей и налогов;
  • во-вторых, контроль за качеством товара ввозимого в РФ;
  • в-третьих, дает возможность определить легальность перемещаемых через границу товаров, соответствие сертификатам качества и происхождения и так далее.

Изучение деятельности таможенных лабораторий в европейском сообществе показало, что система таможенных лабораторий необходима, так как она имеет качественные преимущества перед другими формами организации экспертизы товаров: направлена на защиту государственных интересов; на защиту прав потребителя; является многоплановой по спектру задач – охватывает все группы товаров, все операции с ними; экспертизы проводятся в целях борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, что не обеспечивает другие системы экспертиз (Госстандарт, СЭС и т.д.).

Высокий профессионализм и широкий кругозор специалистов-экспертов, кадровая преемственность и стабильность позволяют сформировать из таможенных лабораторий авторитетное экспертно-исследовательское учреждение КТК РК, способное во взаимодействии с таможенными и другими правоохранительными органами эффективно решать самые сложные задачи защиты экономической безопасности государства.

Государство должно стимулировать повышение творческой квалификации и качества работы специалистов-экспертов. Создавать условия охраны их труда и социальной защиты, так как, экспертная работа – специфическая, творческая, сопряженная с большой ответственностью и профессиональным риском, поддерживать на самом передовом уровне экспертно-исследовательские учреждения таможенных органов хотя бы потому, что цена услуг альтернативной экспертизы может превышать их стоимость во много раз.

Профессиональный уровень наших экспертов нужно усовершенствовать. В таможенных лабораториях и служба таможенных экспертиз и исследований должны работать чуткие и высокоспециализированные специалисты. Профессиональный уровень кадров экспертных служб должен быть всегда на высоком уровне.

Большое внимание следует действующей системе подготовки и переподготовки кадров, учитывающей реальную таможенную политику республики. На сегодняшний момент существует проблема в организационно-методическом производстве экспертными службами таможенных органов.

Путем выхода из этой проблемы может быть итоги семинара-совещания на областном уровне. Результаты семинара направляются в Центральную таможенную лабораторию, это будет той нитью, которая поможет решению многих проблем в области таможенной экспертизы и исследований товаров, а также будет источником для анализа и внедрения новых методов исследования.

Предлагается повысить роль региональных центров повышения квалификации для таможенных экспертов. В выше предложенном семинаре, при получении исполнительной силы, предполагается обсуждение такой проблемы как уровень знаний кадров. При необходимости обмениваться кадрами, опытом работ с другими странами организовывать совместные международные совещания поднимать проблемы затронутые на областном семинаре, на уровне республиканских и международных семинаров. Затронутые проблемы должны найти должное решение, приниматься конструктивные рекомендации по улучшении знании наших специалистов.

Роль таможенной экспертизы очень велика в процессе таможенного оформления и таможенного контроля. Такой вывод обусловлен тем, что в нашей стране недостаточно учебно-методических, научных материалов, литературы по таможенной экспертизе, это очевидно. Из этого следует такое решение, что необходимо публикация специализированного журнала по таможенной экспертизе.

Результаты работы таможенной лаборатории оцениваются такими показателями, как прямой, косвенный и условный экономический эффект.

Прямой экономический эффект работы таможенной работы заключается в выполняемых ею бесплатно для таможенных органов экспертизах без привлечения сторонних лабораторий.

Косвенный экономический эффект заключается в использовании результатов экспертизы для правильного начисления таможенных платежей, акцизов, контроля за качеством товаров и т. д.

Мероприятия по совершенствованию экспертного анализа внесут свою лепту в развитие таможенной службы, а также будут способствовать росту авторитета таможенных органов и развитию внешней экономической деятельности.

Вполне возможно силами экспертных учреждений взять задачу определение таможенной стоимости на себя. Окончательное решение должны принимать сами таможенные органы. Кроме того, необходимо пересмотреть создание системы экспертных учреждений по вертикали, с обеспечением независимости эксперта и/или специалиста. Представляются, что экспертные учреждения работают только в рамах отведенных видов экспертиз, а некоторые остаются вне поля внимания.

Важным является своевременное обобщение результатов использования таможенной экспертизы. В нормативно-правовых актах необходимо предусмотреть положения, связанные с использованием заключения эксперта таможенной лаборатории правовым положением эксперта таможенной лаборатории. Такой подход продуктивен и отвечает интересам практики производства таможенных экспертиз органами таможенного контроля в ходе выявления таможенными органами правонарушений в сфере таможенного дела.

У таможенных органов хорошие возможности контролировать партии товаров в тот момент, когда товары еще находятся в одном месте и в полном объеме. Такая организация контроля предотвращает поступление на прилавки магазинов и рынков партий товаров, не отвечающих стандартам. Единственная преграда, мешающая осуществлению в полном объеме такого рода контроля – это еще не достаточный уровень таможенных лабораторий, как в отношении оснащения средствами и приборами экспертного контроля, так и в отношении численности специалистов-экспертов высшего уровня.

С целью развития таможенной экспертизы необходимо создание непрерывного процесса обновления и усовершенствования технических средств экспертных подразделений таможенной службы.

В первую очередь, необходимо развитие региональных таможенных лабораторий, отделов и служб таможенных экспертиз и исследований, расширение сферы их деятельности.

Другим важным направлением является углубление международного сотрудничества таможенных лабораторий, выход на качественно новый уровень во взаимоотношениях со странами ближнего и дальнего зарубежья по таможенным вопросам, развитие взаимодействия и обмен информацией с экспертными служками сопредельных государств.

Следует развивать эффективные контакты с другими странами, обмениваясь опытом работы.

Основываясь на сегодняшней ситуации, в целях улучшения работы экспертных служб необходимо решить следующие вопросы:

1) целенаправленное финансирование ремонта имеющихся в экспертных службах таможенных органов приборов;

2) приобретение приборов экспресс анализа, химических реагентов, расходных материалов, лабораторной посуды и учебно-методической документации;

3) на таможенных постах таможенных управлений каждой области ввести единицу специалиста таможенной экспертизы с обеспечением необходимыми техническими средствами таможенного контроля.

При таможенном оформлении следует не ограничиваться получением акта для дозиметрического контроля, а непосредственно присутствовать таможенному эксперту при проведении сотрудниками органов СЭС замеров уровня радиационного фона, причем каждого вагона в отдельности. Проводить контрольные мероприятия по замеру уровня радиационного фона. В случае несоответствия — не принимать к оформлению.

2.2. Порядок назначения экспертизы

Экспертиза может быть назначена при осуществлении таможенного контроля, если для разъяснения некоторых вопросов возникает необходимость в специальных познаниях или если это прямо следует из профиля риска. В соответствии с ТК РФ должностное лицо таможенного органа выносит постановление о назначении экспертизы, в котором указываются:

  • основания для проведения экспертизы;
  • фамилия, имя и отчество эксперта;
  • наименование экспертной организации;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • перечень материалов и документов, предоставляемых в распоряжение эксперта;
  • срок проведения экспертизы и представления заключения в таможенный орган;
  • Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Типовые вопросы, задаваемые эксперту при назначении экспертиз и исследований, распределяются по группам товаров.

При исследовании пищевых продуктов решаются следующие вопросы:

  • определяется наименование товара, соответствие качества продукта сертификату, возможная фальсификация;
  • устанавливается применимость товара для детского или диетического питания;
  • идентифицируются такие товары, как пищевые добавки, сахар белый и сахар-сырец;
  • определяется компонентный состав продукта, наличие в нем запрещенных пищевых добавок, молочного жира, какао, масла какао, кофеина в готовых продуктах из кофе;
  • определяются потребительские качества и оптовая рыночная стоимость товара.

При исследовании алкогольных напитков решаются вопросы:

  • определяется наименование продукта, соответствие качества сертификату;
  • идентифицируются игристые и шипучие, натуральные и специальные вина, спирт-сырец, коньячный спирт, виноматериалы и способ их получения;
  • определяется содержание этилового спирта в напитке, содержание ароматизирующих или растительных добавок;
  • для вина, водки, коньяка проверяется соответствие наименованию, указанному на этикетке, требованиям стандарта по физико-химическим и органолептическим показателям;
  • определяются потребительские качества и оптовая рыночная стоимость товара.

При исследовании табака и табачных изделий решаются следующие вопросы:

  • товар идентифицируется как табачный отход или курительный табак;
  • определяется массовая доля фракций табака, примесей и пыли, содержание никотина и смолы;
  • проверяют, соответствует ли табачное изделие требованиям качества по стандарту и сертификату;
  • определяются потребительские качества и оптовая рыночная стоимость товара.

При исследовании спиртосодержащих жидкостей определяют наименование товара, содержание в нем спирта, денатурирующих, антиобледенительных добавок, душистых веществ, ароматизаторов.

Руководитель таможенной лаборатории вправе возвратить без исполнения постановление о назначении экспертизы с указанием мотива, если:

  • образцы, представленные на экспертизу, имеют недостаточную массу или объем;
  • постановление оформлено неправильно или упаковка проб

не соответствует требованиям;

  • в учреждении отсутствует эксперт требуемой специальности, необходимая материально техническая база либо специальные условия для проведения экспертиз.

Срок проведения экспертизы

Срок проведения экспертизы в соответствии с ТК РФ не должен превышать:

  • срока временного хранения, если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы;
  • шести месяцев, если экспертиза проводится в отношении транспортных средств;
  • одного года в иных случаях.

Срок проведения экспертизы определяется с учетом трудоемкости исследования. Для целей идентификации и определения рыночной стоимости экспертиза может быть проведена в следующие сроки6:

  • продукты пищевой промышленности групп 02-24 ТН ВЭД России — 3–16 дней;
  • сахар группы 17 ТН ВЭД России — 2–10 дней;
  • наркотические вещества — 2 дня.

Сроки исполнения экспертиз установлены исходя из фактических трудозатрат.

Эксперт

Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий, а также иными экспертами, назначаемыми таможенными органами. В качестве эксперта может быть назначено любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями. Заинтересованное лицо, если экспертиза проводится по его инициативе, вправе представить таможенным органам предложения по кандидатуре эксперта.

В таможенной лаборатории выделяются три области специализации экспертов:

  • по исследуемым объектам, например, наркотики, продукты питания, алкогольная продукция, табачная продукция, одежда, обувь, товары химических производств,

руды, концентраты, металлы, сплавы, драгоценные металлы и камни, продукция электронной, электротехнической и машиностроительной продукции, объекты информатики и интеллектуальной собственности и финансовой деятельности;

  • по используемым методам и средствам, например, оптические (лупа, микроскоп, различные виды подсветок, сканирование, оптические измерительные устройства);
  • механические (растяжение, сжатие, шлифовка, резка, взвешивание и т. п.);
  • электрические, электронные, акустические, электромагнитные, другие виды излучения, химические, микробиологические, радиологические и т. п. методы;

-по виду вопросов, т. е. предмету исследования, например, при определении места происхождения, нормы выхода при переработке, естественной убыли, стоимости, фальсификации, сокрытия, недостоверного декларирования, таможенного режима, качества, количества, сорта, фирменного знака и т. п.

Эксперт имеет право:

1) знакомиться с материалами, относящимися к предмету

экспертизы;

2) привлекать к производству экспертизы других экспертов;

3) запрашивать дополнительные материалы;

4) отказаться от дачи заключения по объективным причинам;

5) участвовать в проведении таможенного контроля.

Эксперт не имеет права разглашать конфиденциальную информацию.

Отбор проб и образцов товаров

Образец обособляемая единица исследуемого объекта.

Проба- количество нештучного товара или часть образца, отобранное из контролируемой партии, тождественное по составу и свойствам партии.

Точечная проба- проба, взятая единовременно, характеризующая качество в одном объекте или тарном месте, в резервуаре или транспортном средстве.

Объединенная проба — проба, полученная объединением нескольких точечных проб путем перемешивания в определенном соотношении, имеющая среднее значение искомых характеристик

Объединенная проба делится на три части:

Аналитический образец используется для исследования.

Арбитражный образец хранится (в течение срока годности товара) в опечатанном виде на случай арбитражных исследований.

Контрольный образец может быть использован (в течение срока годности товара), если первичное исследование было проведено неудачно.

Отбор проб — важнейший этап экспертизы товара. Целью отбора проб является доставка для лабораторного испытания минимальной части данного товара, которая достоверно отражает его качественные характеристики, в том виде, в каком товар поступает на таможенную территорию. Для отбора проб и образцов товаров требуются определенные знания и умения, приспособления и транспортная тара. При этих операциях должна соблюдаться техника безопасности. Пробы и образцы товаров могут отбирать должностное лицо таможенного органа или:

  • сотрудники других государственных органов;
  • декларанты и их представители;
  • лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и их представители;
  • правообладатели и их представители с письменного разрешения начальника таможенного органа.

При отборе проб в необходимых случаях может присутствовать эксперт или специалист, привлекаемый на договорной основе. При отборе проб должен присутствовать декларант. Его отсутствие допускается только в определенных, установленных Таможенным кодексом, случаях:

  • при неявке в течение 15 дней после представления товара таможенному органу;
  • в обстоятельствах, не терпящих отлагательства (товар создает угрозу);
  • при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;
  • товары, заявленные к вывозу, оставлены на таможенной территории.

Если пробы и образцы отбираются в отсутствие декларанта или его представителя, приглашается не менее двух понятых.

Отбор проб включает три этапа:

  • общий осмотр партии;
  • отбор выборок или точечных проб;
  • составление объединенной пробы из исходного образца.

В процессе отбора проб выполняются следующие действия:

  • сверяется номер транспортного средства с номером, указанным в транспортных документах;
  • проверяются средства идентификации (оттиски пломб и т. п.);
  • проверяется температурный режим и другие условия хранения товара, если это необходимо;
  • образцы отбираются только из неповрежденной тары.

Пробы (образцы) товаров и вещественные доказательства должны быть упакованы и опечатаны ярлыком обеспечения сохранности упаковки. Процедура оформляется актом взятия проб (образцов) товаров специальной формы. Если невозможно отобрать пробы и доставить их в таможенную лабораторию, осмотр и исследование товаров экспертом осуществляется по месту их нахождения.

Если экспертизой не выявлено несоответствия сведений о товаре, то контрольная и арбитражная пробы возвращаются должностному лицу таможенного органа, назначившему экспертизу, либо уничтожаются. Если по результатам исследования товара заводится дело об административном правонарушении или уголовное дело, контрольная и арбитражная пробы хранятся в таможенной лаборатории в течение сроков производства по делу и сроков, необходимых для обжалования, но не более года. Если это возможно, по окончании исследования пробы или образцы товаров возвращаются их владельцу.

Не существует общих правил отбора проб. Для многих веществ выработаны специальные правила отбора проб, отраженные в национальных и международных стандартах, ведомственных инструкциях. Одним из главных условий является достаточное количество образца для выполнения необходимых анализов. Пробы или образцы берутся в минимальных количествах, обеспечивающих возможность исследования.

При отборе проб скоропортящихся товаров уполномоченное должностное лицо доставляет пробы товара в таможенную лабораторию в течение двух часов после отбора, а если доставка в указанный срок невозможна, обеспечиваются необходимые условия хранения.

Заключение

В данной работе удалось глубоко и довольно детально рассмотреть деятельность таможенных органов в проведении экспертиз.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты экспертизы в системе таможенных органов, выделены понятие объекта и предмета экспертизы, технические средства и методы таможенной экспертизы, а также раскрыты права и обязанности эксперта.

Во второй главе проведен анализ показателей работы экспертных служб города Тюмени и Екатеринбурга, проведения независимой экспертизы соответствия таможенной экспертизы соответствия таможенной стоимости товаров.

Третья глава посвящена изучению проблем развития и совершенствования экспертной деятельности таможенных органов.

Профессиональный уровень наших экспертов нужно усовершенствовать. В таможенных лабораториях и служба таможенных экспертиз и исследований должны работать чуткие и высокоспециализированные специалисты. Профессиональный уровень кадров экспертных служб должен быть всегда на высоком уровне.

Предлагается повысить роль региональных центров повышения квалификации для таможенных экспертов. В выше предложенном семинаре, при получении исполнительной силы, предполагается обсуждение такой проблемы как уровень знаний кадров. При необходимости обмениваться кадрами, опытом работ с другими странами организовывать совместные международные совещания поднимать проблемы затронутые на областном семинаре, на уровне республиканских и международных семинаров. Затронутые проблемы должны найти должное решение, приниматься конструктивные рекомендации по улучшении знании наших специалистов.

При назначении экспертизы, должностным лицом таможни производится взятие образцов или проб товаров, назначенных при таможенном контроле. При осуществлении таможенной экспертизы решается комплекс общих задач фискального контроля экономического, правоохранительного, статистического и защитного характера, требующий выполнения различных исследований.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/sistema-tamojennyih-laboratoriy/

1. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. — Изд-во «Экономика» — Москва, 1998г.-687с.

2. Абсеметов М. Таможенная экспертиза: проблемы и совершенствование// Кеден.-2002. -№ 8-9.

3. Додонкин Ю.В., Жебелева И.А. Таможенная экспертиза товаров.- М.: Издательский центр Академия, 2003.- 272с.

4. Жиряева Е.В. Экспертиза в таможенном деле и международной торговле.- СПб.:Питер, 2003.-557с.:ил.

5. Соложенцев В.А., Нестеров А.В. Экспертиза в таможенном деле.- Новосибирск: Наука, 1988.