Таможенная статистика внешней торговли товарами

Курсовая работа

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ

1.1. Обзор законодательства Таможенного союза

Первым нормативным актом на пути становления Таможенной Статистики Внешней Торговли (ТСТВ) в республике явилось решение Совета глав правительств СНГ «О Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств – участников Содружества Независимых Государств», подписанное в декабре 1994 года.

Законодательной основой ведения ТСВТ и специальной статистики является принятый в 1998 году Таможенный кодекс Республики Беларусь, который также определил ведение статистики как одну из основных функций таможенных органов.

На данный момент Республика Беларусь находится в составе Таможенного союза и основным законодательным актом, регулирующим ТСВТ является, Таможенный кодекс Таможенного союза принятый 6 июля 2010 года. [8]

Таможенный кодекс Таможенного союза — основополагающий документ, регламентирующий систему правоотношений в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, осуществляемой на пространстве от Бреста до Находки и от Мурманска до Алматы.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года начали формирование таможенного союза. Высшим органом таможенного союза являются Межгосударственные Советы на уровне глав государств и глав правительств.

Стороны таможенного союза Договором от 6 октября 2007 года учредили Комиссию таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.[10]

Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В 2009 году Высший орган таможенного союза, Комиссия таможенного союза и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза.[10]

13 стр., 6102 слов

Проект Конституционного договора для Европы как попытка реформирования ...

... значению и положению различных статей договора. Также авторы старались сравнить проект Конституционного договора с предыдущими учредительными договорами Европейского союза и выделить схожие и различные ... расширением и подписанием нового учредительного договора, Европейский союз преобразуется. Так подписание Римского договора в 1957 году привело к созданию Европейских сообществ, однако, на данном ...

К отношениям между тремя странами кодекс применяется с 6 июля 2010 года, а к отношениям между Россией и Казахстаном — с 1 июля 2010 года. С 6 июля между тремя странами образована единая таможенная территория. Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза был подписан главами государств Таможенного союза в Минске 27 ноября 2009 года.

В соответствии со вступлением Республики Беларусь в Таможенный союз законодательные акты, регулирующие Таможенную статистику претерпели изменения. Таможенной статистике в Таможенном кодексе Таможенного союза посвящена отдельная глава, которая раскрывает её основные положения.

Можно назвать следующие цели ведения таможенной статистики внешней торговли:

  • контроль за поступлением в бюджет таможенной пошлины, налогов;
  • таможенно-банковский, валютный контроль;

Необходимо отметить, что в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами.

Таможенные органы ведут таможенную статистику внешней торговли товарами в соответствии с методологией, утверждаемой решением Комиссии таможенного союза, представляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами:

правительству, государственным органам и иным организациям государства-члена таможенного союза в порядке, установленном законодательством государства-члена таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные;

международным организациям в порядке, установленном международными договорами государства-члена таможенного союза, таможенным органами которого представляются такие данные.

Комиссия таможенного союза представляет данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза государственным органам государств-членов таможенного союза и международным организациям в соответствии с международными договорами, а также публикует данные таможенной статистики внешней торговли товарами таможенного союза в порядке и сроки, которые определяются решениями Комиссии таможенного союза.

Таможенные органы публикуют данные таможенной статистики внешней торговли государств-членов таможенного союза в порядке и сроки, которые определены законодательством государств-членов таможенного союза.

Таможенная статистика внешней торговли и статистика взаимной торговли призваны обеспечить полный и достоверный учет данных о внешней и взаимной торговле товарами в целях решения следующих задач:

3) разработки и принятия решений в области внешнеторговой политики;

5) разработки платежного баланса и системы национальных счетов;

6) прогнозирования макроэкономических показателей;

Для статистических целей используются документы и сведения, представляемые лицами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.

4 стр., 1821 слов

Методология таможенной статистики

... таможенной статистики являются таможенная статистика внешней торговли и таможенная статистика взаимной торговли. Под внешней торговлей Таможенного союза понимается «торговля государств - членов Таможенного союза с третьими странами. Под взаимной торговлей Таможенного союза - торговля между государствами - членами Таможенного союза» 4 . Важно отметить, что «таможенная статистика внешней торговли ...

Решением Комиссии Таможенного союза 28 января 2011 года (№525) была принята Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза.

Целью Единой методологии таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза (далее – Методология) является определение порядка формирования, ведения и распространения таможенной статистики внешней торговли государств – членов Таможенного союза с третьими странами и статистики взаимной торговли между государствами – членами Таможенного союза, отвечающих потребностям органов законодательной и исполнительной власти, иных пользователей, включая международные экономические организации.

В Методологии изложены основные правила учета данных о внешней и взаимной торговле государств – членов Таможенного союза.

Методология разработана в соответствии с положениями, содержащимися в официальной публикации Статистического Отдела ООН «Статистика международной торговли товарами: концепции и определения» (1998 год), и положениями Таможенного кодекса Таможенного союза. [12]

Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года (№ 389) утверждена Программа статистических работ Центра таможенной статистики Комиссии Таможенного союза на 2011 год. В данной программе определены наименования и сроки печати периодических сборников и бюллетеней, которые необходимо предоставить до конца 2011 года. [8]

Таким образом, можно отметить, что законодательство Таможенного союза дает полную характеристику ведения Таможенной статистики внешней торговли товарами в рамках Таможенного союза. Законодательные акты время от времени претерпевают изменения и корректировку, которые позволяют усовершенствовать правовую основу Таможенного союза.

1.2. Национальное законодательство Республики Беларусь

Исходными данными для статистики внешней торговли товарами являются сведения, содержащиеся в свидетельствах о помещении товаров под таможенную процедуру, статистических декларациях, иных таможенных документах, а также государственной статистической отчетности об экспорте и импорте отдельных товаров.

В итоговые статистические данные по внешней торговле включаются также расчетные данные об объемах экспорта и импорта отдельных товаров, не учитываемых таможенной статистикой, и данные Государственного таможенного комитета Республики Беларусь об объемах импорта транспортных средств физическими лицами.

Разработка данных внешнеторговой статистики осуществляется в соответствии с Методикой по формированию статистических показателей по внешней торговле товарами Республики Беларусь, утвержденной приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 11 декабря 2007 г. № 202, и Инструкцией о порядке формирования данных таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 2008 г. № 112, которые основаны на правилах и процедурах ведения статистики внешней торговли товарами, содержащихся в следующих документах:

14 стр., 6596 слов

Взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с другими ...

... общую характеристику таможенных органам и другим государственным органам; 2. Определить место таможенных органов в системе государственных органах; 3. Проанализировать взаимодействие таможенных органов с другими государственными органами; 4. Выяснить, какие проблемы существуют при взаимодействии с другими государственными органами. В данной ...