Организация процесса перевозок

Курсовая работа
Содержание скрыть

С развитием рыночной экономики в России автомобильный транспорт становится одной из наиболее быстро меняющихся и растущих отраслей транспорта. Социально-экономические реформы предъявили к автотранспортной отрасли новые требования по эффективности, гибкости и качеству работы.

В условиях изменения системы хозяйственных связей внутри страны и интеграции Российской экономики в мировой рынок перевозка грузов должны осуществляться с минимальными транспортными издержками при одновременном обеспечении высококачественных транспортных услуг.

Автомобильный транспорт, предоставляя услуги по перевозке грузов как промышленным гигантам, так и отдельным физическим лицам по современным магистралям в международном сообщении и в экстремальных условиях бездорожья, по мере своего развития будет становиться все более надежным, удобным и безопасным средством доставки сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Целью курсовой работы является организация процесса перевозок таким образом, чтобы при минимальных затратах был перевезен весь груз, при этом коэффициент использования пробега подвижного состава должен иметь наибольшую в заданных условиях величину.

Для реализации этой цели необходимо решить

осуществить выбор автотранспортных средств (АТС) для перевозки

соответствующего вида груза;

  • определить кратчайшие расстояния между пунктами транспортной сети;
  • выполнить оптимизацию грузопотоков;
  • разработать план рациональных маршрутов перевозок;
  • рассчитать время на выполнение погрузочно-разгрузочных работ;
  • составить маршрутную карту перевозок груза;
  • произвести расчет технико-эксплуатационных показателей работы подвижного состава (ПС) по каждому маршруту.

1. ВЫБОР АВТОТРАНСПОРНОГО СРЕДСТВА

1 Условия упаковки и транспортирования груза

В соответствии с ГОСТ 20767-75, ГОСТ 11354-93, ГОСТ 10131-93 и условиями задания (табл.1), данные виды овощей упакованы в ящики из древесины и уложены на плоские поддоны П4, ГОСТ 9078-84 (рис. 1.1).

 выбор автотранспорного средства 1

Рис. 1.1 Поддон П4 — однонастильный четырехзаходный

Транспортирование и хранение овощей производится в соответствии с ГОСТ 13799-81.

Овощи могут транспортироваться всеми видами транспорта в крытых средствах, в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на каждом виде транспорта.

13 стр., 6245 слов

Проблемы уголовной ответственности за нарушение правил, обеспечивающих ...

... ответственности за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании норм об уголовной ответственности за нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, а ... защищенности безопасных условий жизни людей, функционирования общества и государства. Безопасность же движения и эксплуатации транспорта является ...

2 Выбор автотранспортного средства для перевозки грузов

При организации грузовых автомобильных перевозок существенное значение имеет выбор такого подвижного состава (ПС), использование которого обеспечивало бы максимальную эффективность перевозок. В данных условиях выполнения перевозок на выбор типа подвижного состава (ПС) оказывают влияние свойства груза и требования, предъявляемые к его защите от воздействия внешних факторов, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ (ПРР), дорожные условия и т. п. После выбора типа ПС при наличии у перевозчика нескольких моделей АТС данного типа необходимо выполнить расчет затрат. Наименьшие затраты будут соответствовать лучшей модели АТС для выполнения данных перевозок.

Схема влияния внешних условий на выбор типа ПС для перевозки грузов представлена на рис. 1.2

 выбор автотранспортного средства для перевозки грузов 1

Рис. 1.2 Схема выбора типа подвижного состава для перевозки грузов

Исходя из задания на перевозку груза, условий упаковки и транспортирования предъявляемого к перевозке груза и характеристики транспортных пакетов, можно произвести выбор автотранспортных средств, которые позволят обеспечить выполнение заявки на перевозку груза.

3 Ранжирование показателей

Исходные данные, которые определяют выбор ПС представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Исходные данные для выбора подвижного состава

Показатели

КамАЗ 5321

Isuzu NQR85

Hyundai HD-82

МАЗ 6317

Стоимость

1140000

1523000

1925000

104000

Средний расход топлива л/100 км

27

27

32

32

Мощность

210 л.с.

200 л.с.

180 л.с.

170л.с.

Ресурс, тыс. км.

500

1000

1000

500

Грузоподъемность

9 т.

8,5 т.

8 т.

8,2 т.

Для каждого показателя выбирается наилучшее из всех вариантов значение и оно принимается за единицу. Остальные значения представляются относительными величинами, которые будут отображать степень ухудшения значения для данного показателя по сравнению с наилучшим, в табл. 1.2.

Рассматриваемые показатели имеют различное влияние (вес) при выборе обобщенного критерия для выбора ПС. Учесть степень влияния различных показателей можно с помощью их ранжирования. Для этого вводится дополнительный столбец «Ранг» и расставляются показатели по значимости с 1-го по n-е место. Каждое относительное значение показателей делится на его ранг и складывается по столбцам. Полученное значение составит величину суммарного коэффициента, которую и принимаем за обобщающий показатель. Наибольшее значение суммарного показателя соответствует лучшему варианту.

Таблица 1.2

Расчетные данные для выбора типа ПС

Показатели

КамаЗ 53212

Isuzu NQR85

Hyundai HD-82

МАЗ 6317

Ранг

Стоимость

0,9

0,6

0,5

1,0

1

Средний расход топлива, л/100 км

1,0

1,0

0,8

0,8

2

Мощность

1,0

0,8

0,7

0,8

5

Ресурс,тыс. км.

0,5

1,0

1,0

0,5

4

Грузоподъемность

1,0

0,9

0,9

0,9

3

Суммарный коэффициент

4,4

4,3

3,9

4,0

Для обеспечения выполнения задания на перевозку груза, условий упаковки и транспортирования предъявляемого к перевозке груза и характеристике транспортных пакетов выбран грузовой автомобиль модели КамАЗ-53212 — бортовой, с колесной формулой 6х4 и номинальной грузоподъемностью 9000 кг, рис. 1.3.

 ранжирование показателей 1

Рис. 1.3. КамАЗ-53212 бортовой

Бортовой автомобиль КамАЗ — 53212 предназначен для перевозки различных народнохозяйственных грузов и товаров народного потребления. Технические характеристики представлены в табл. 1.3.

Таблица 1.3

Технические характеристики автомобиля КамАЗ-53212

Показатель

Значение

Модель грузового автомобиля

Камаз-53212

Тип фургона

бортовой

Колесная формула

6х4

Снаряженная масса автомобиля, кг

8200

Грузоподъемность автомобиля, кг

9000

Полная масса грузовика, кг

20000

Размер шин

9.00R20 (260R508)

Максимальная скорость, км/час

80

Колесная база, мм

6х4

Высота грузовика, мм

2790

Высота с тентом,

3330

Длина автомобиля, мм

8610

Ширина автомашины, мм Передний свес, мм

2500 1320

Внутренние размеры фургона

6090х2420х1975

Двигатель (модель, мощность)

КАМАЗ 740 210 л.с.

Расход топлива а/м КАМАЗ, л/100 км.

27

Вместимость топливного бака, л.

250

Размеры пакета — длина 1200 мм, ширина 1000 мм.

Масса, брутто транспортного пакета — 850 кг.

Масса поддона 25 кг.

: 850 = 10,59 ≈ 10

На автомобиле КамАЗ — 53212, можно перевезти не превышая номинальной грузоподъемности, 10 транспортных пакетов (рис.1.4).

Транспортные пакеты Весом 850 кг

Рис. 1.4 Схема размещения транспортных пакетов в кузове автомобиля КамАЗ-53212: а) вид АТС сверху; б) вид АТС сзади

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАТЧАЙШИХ РАССТОЯНИЙ МЕЖДУ ПУНКТАМИ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ

Одной из наиболее часто решаемых перевозочных задач является задача о кратчайшем пути. Выбор кратчайшего маршрута движения между двумя пунктами при разветвленной сети дорог — задача не простая и весьма трудоемкая, связанная с решением оптимизационной задачи. Здесь можно использовать алгоритм метода потенциалов.

1 Решение задачи с помощью метода потенциалов

Используя данные сети составляют специальную таблицу, заносят расстояния lij от каждого пункта Ai, Бj до всех соседних с ним пунктов Aj, Бj и приступают к определению индексов ui и vj. Индекс ui принимают равным нулю (ui = 0).

Затем по порядку, начиная с первой строки таблицы рассматривают клетки с заполненными lij. Если для некоторой заполненной клетки (i, j) индекс ui уже известен, а vj — еще нет, то определяют vj по формуле

= ui + lij.(1)

Если при определении очередного vj в j-м столбце имеется более одной клетки с записанными lij и известными ui, то принимают

=min (ui + vj).

(2)

Найденное значение vj записывают в соответствующие клетки вспомогательной строки, а также в клетки вспомогательного столбца, исходя из правила: u1 = v1,…, um= vm. После определения всех индексов ui и vj проверяют оптимальность данного решения, сравнивая все lij с их разностями (vj — ui).

Если для всех заполненных клеток соблюдается условие

≥ vj — ui, (3)

то решение оптимально и каждое найденное число vj дает кратчайшее расстояния от пункта Ai до соответствующего пункта Aj (j = 1, 2,…m).

При наличии хотя бы одной клетки с величиной lij < vj — ui, решение неоптимально и вычисления необходимо продолжить.

Определим кратчайшее расстояние от пункта А1 до всех остальных по сети, данной в задании и представленной в приложении. Используя данные сети составим табл. 2.1.

Таблица 2.1

Пункты

Вспомогаельные

Пункты

А 1

А 2

А 3

Б 1

Б 2

Б 3

Б 4

Б 5

АТП

Строка/столбец

0

7

6

6

6

2

2

5

3

А 1

0

6

2

2

3

А 2

7

8

5

8

6

А 3

6

6

7

5

4

4

Б 1

6

7

9

4

8

Б 2

6

8

9

7

3

Б 3

2

2

5

4

7

Б 4

2

2

5

4

3

4

Б 5

5

8

4

3

АТП

3

3

6

8

3

4

Индекс u1 принимаем равным нулю. Далее в соответствии с правилом (1) находим через клетки А1А3, А1Б3, А1Б4, А1АТП индексы v3, v6, v7, v9:

v3 = u1 + l13 = 0 + 6 = 6, u3 = v3 = 6,= u1 + l16 = 0 + 2 = 2, u6 = v6 = 2,= u1 + l17 = 0 + 2 = 2, u7= v7 = 2,= u1 + l19= 0 + 3 = 3, u9 = v9 = 3.

Найденные индексы записываем в таблицу (см. табл. 2.1), после чего вычисляю индекс v8, через заполненные клетки А3Б5 , Б4Б5:

  • v8 = min (u3 + l38 = 6+4 = 10;
  • u7 + l78 = 2 + 3 = 5) = 5,= v8 = 5.= min (u7 + l72 = 2+5 = 7;
  • u7 + l82 = 5 + 8= 13;
  • u9 + l92 = 3 + 6 = 9)=7,

u2 = v2 = 7.

v4 = min (u3+l34 = 6+7 = 13; u6 + l64 = 2 + 4= 6; u9 + l94 = 3 + 8= 11)=6,= v4 = 6.= min (u2 + l25 = 7 + 8 = 15; u4 + l45 = 6 + 9= 15; u6 + l65 = 2 + 7= 9;

  • u9 + l95 = 3 + 3= 6) = 6,= v5= 6.

Все индексы найдены, проверяем каждую заполненную клетку таблицы, сравнивая ее lij с (vj — ui).Здесь соблюдается условие оптимальности, т. е. все расстояния меньше разности соответствующих им индексов, решение является оптимальным и, следовательно, кратчайшее расстояние от А1 до всех остальных пунктов задано числами v1, v2, v3, v4, v5, v6, v7, v8, v9, т. е. от А1 до А2 — 7 км, до А3 — 6 км, до Б1, Б2 — 6 км, до Б3, Б4 — 2 км, до Б5 — 5 км, до АТП — 3 км.

Проделав такие вычисления последовательно для каждого пункта А2, А3, Б1, АТП, принимая последовательно u2 = 0, затем u3 = 0 и т. д. получим матрицу lij кратчайших расстояний (табл. 2.2) по сети между двумя пунктами.

Таблица 2.2

Пункты

Пункты

А 1

А 2

А 3

Б 1

Б 2

Б 3

Б 4

Б 5

АТП

А 1

7

6

6

6

2

2

5

3

А 2

7

9

13

8

9

5

8

6

А 3

6

9

7

11

5

4

4

8

Б 1

6

13

7

9

4

8

11

8

Б 2

6

8

11

9

7

7

9

3

Б 3

2

9

5

4

7

4

7

5

Б 4

2

5

4

8

4

3

4

Б 5

5

8

4

11

9

9

3

7

АТП

3

6

8

8

3

5

4

7

3. ОПТИМИЗАЦИЯ ГРУЗОПОТОКОВ

Нахождение оптимальных грузопотоков может быть выполнено с помощью транспортной задачи. Решить транспортную задачу — значит построить план перевозок таким образом, чтобы потребность в грузе всех пунктов потребления была удовлетворена, весь груз из пунктов производства был вывезен и при этом был обеспечен минимум транспортной работы в тонно-километрах.

Решение транспортной задачи начинается с прикрепления потребителей груза к поставщикам.

1 Построение оптимального плана организации транспортного процесса

Оптимизации подлежит транспортная работа, поэтому в качестве затрат в матрицу вводится расстояние между всеми пунктами. По каждому виду груза составляется оптимальный план перевозок.

Таблица 3.1

Исходный допустимый план перевозки картофеля

ГОП

ГПП

Итого по вывозу, тонн

Б 1

Б 2

Б 3

Б 4

Б 5

V1=1

V2=5

V3=2

V4 =2

V5=-2

А 1

U1 =0

6

6

30 2

30 2

5

60

А 2

U2=3

13

20 8

9

60 5

8

80

А 3

U3=6

45 7

35 11

205

4

20 4

120

Итого по ввозу, тонн

45

55

50

90

20

260

Вычисляем транспортную работу, которая будет равна

Р = 45·7 + 35·11 + 30·2 + 30·2 + 20·8 + 20·5+20·4+60·5 = 1460 тонно-км.

Проверяем заполненность матрицы по критерию m + n — 1,

где m — число грузоотправителей (ГОП);

  • число грузополучателей (ГПП).

Данное условие выполняется.

Проверка разработанного плана на оптимальность состоит из двух этапов: на первом этапе вычисляются вспомогательные индексы ui и vj, а на втором этапе исследуются незанятые клетки на потенциальность с целью определения суммы индексов — ui + vj ≥ lij. Рассчитываем на матрице специальные индексы u и v и заносим их в строку и столбец матрицы.

Для определения индексов используются следующие правила:

вспомогательный индекс u1 всегда равен нулю,

для каждой занятой клетки матрицы сумма, соответствующих ей индексов u и v равна расстоянию в данной клетке, т. е.

+ vj = lij, (4)

где lij — расстояние в клетке.

Это дает возможность при известном одном индексе определить значение другого.

= lij — vj;= lij — ui. (5)

Исследуем допустимый исходный план на оптимальность, для чего сравниваем во всех незанятых клетках расстояние lij с суммой соответствующих ей индексов по критерию

+ vj ≤ lij,

т.е. расстояния должны быть больше или равны сумме индексов.

Запишем в матрицу (табл. 3.1) u1 = 0, тогда в соответствии с формулами (5):

  • u1=0;=l13-u1=2-0=2;=l14-u1=2-0=2;=l35-u3=4-6=-2;=l24-v4=5-2=3;=l31-u3=7-6=1;=l22-u=8-3=5;=l32-V2=11-6=5.

Проверяем незанятые клетки на оптимальность, т. е. выполняется ли условие ui + vj ≤ lij.

А1Б1(0+1) = 1 < 6;

  • А2Б1(3+1) = 4 <
  • 13;
  • А1Б2(0+5) = 5 <
  • 6;
  • А1Б5((-2)+0) =-2 <
  • 5;
  • А2Б5(3+(-2)) = 1 <
  • 8;
  • А2Б3(3+2) = 5 <
  • 9;
  • А3Б4(6+2) = 8 > 4.

У незанятой клетки А3Б4 расстояние меньше суммы индексов, т.е. допустимый план не оптимальный. Выявленные клетки являются резервом улучшения плана, поэтому они называются потенциальными. Полученные потенциалы обозначим в кружочек (цифра превышения индекса над расстоянием).

Строим цепочку для клетки, с наибольшим потенциалом из горизонтальных и вертикальных линий (одна вершина в потенциальной клетке, а остальные вершины в занятых клетках).

Помечаю знаком (+) ее нечетные вершины, знаком (-) — четные. Наименьшая из четных загрузок определяет величину перемещаемой загрузки — 20т. Переместив эту загрузку из клетки со знаком (-), в клетку со знаком (+), получим новый вариант плана с меньшей транспортной работой (табл. 3.2).

Таблица 3.2

ГОП

ГПП

Итого по вывозу, тонн

Б 1

Б 2

Б 3

Б 4

Б 5

V1=5

V2=5

V3=2

V4 =2

V5=2

А 1

U1 =0

6

6

30 2

30 2

5

60

А 2

U2=3

13

40 8

9

40 5

8

80

А 3

U3=2

45 7

15 11

205

20 4

20 4

120

Итого по ввозу, тонн

45

55

50

90

20

260

Вычисляем транспортную работу, которая будет равна

Р = 45·7 + 15·11 + 40·8 + 30·2 + 40·5 + 20·4+20·4+30·2+20·5 = 1380

тонно-км

Проверяем заполненность матрицы по критерию m + n — 1,

где m — число грузоотправителей (ГОП);

  • число грузополучателей (ГПП).

Данное условие выполняется.

u1=0;=l13-u1=2-0=2;=l14-u1=2-0=2;=l35-u3=4-2=2;=l24-v4=5-2=3;=l22-u2=8-3=5;=l34-V2=4-2=2;=l31-u3=7-2=5.

Запишем в матрицу (табл. 3.1) u1 = 0, тогда в соответствии с формулами (5):

Проверяем незанятые клетки на оптимальность, т. е. выполняется ли условие ui + vj ≤ lij. Данное условие выполняется, и транспортная работа уменьшилась, план является оптимальным.

Таблица 3.3

Исходный допустимый план перевозки свеклы

ГОП

ГПП

Итого по вывозу, тонн

Б 1

Б 2

Б 3

Б 4

Б 5

V1=0

V2=5

V3=2

V4 =2

V5=5

А 1

U1=0

6

6

30 2

30 2

5

60

А 2

U2=3

35 3

65 8

9

30 5

20 8

150

Итого по ввозу, тонн

35

65

30

60

20

210

Вычисляем транспортную работу, которая будет равна

Р = 35·3 + 65·8 + 30·2 + 30·2 +30·5 +20·8 = 1065 тонно-км.

Проверяем заполненность матрицы по критерию m + n — 1,

где m — число грузоотправителей (ГОП);

  • число грузополучателей (ГПП).

Данное условие выполняется.

Запишем в матрицу (табл. 3.3) u1 = 0, тогда в соответствии с формулами (5):

  • u1=0;=l22-u2=8-3=5;=l13-u1=2-0=2;=l14-u1=2-0=2;1=l21-u2=3-3=0;
  • u2=l24-v4=5-2=3;=l25-u2=8-3=5.

Проверяем незанятые клетки на оптимальность, т. е. выполняется ли условие ui + vj ≤ lij, по описанному выше принципу. Данное условие выполняется, план является оптимальным.

Таблица 3.4

Исходный допустимый план перевозки моркови

ГОП

ГПП

Итого по вывозу, тонн

Б 1

Б 2

Б 3

Б 4

Б 5

V1=5

V2=6

V3=2

V4 =2

V5=2

А 1

U1 =0

6

10 6

10 2

10 2

5

30

А 3

U2=2

10 7

11

105

20 4

10 4

50

Итого по ввозу, тонн

10

10

20

30

10

80

Вычисляем транспортную работу, которая будет равна

Р = 10·7 + 10·6 + 10·2 + 10·5 + 10·2 +20·4+10·4 = 340 тонно-км.

Проверяем заполненность матрицы по критерию m + n — 1,

где m — число грузоотправителей (ГОП);

  • число грузополучателей (ГПП).

Данное условие выполняется.

Запишем в матрицу (табл. 3.4) u1 = 0, тогда в соответствии с формулами (5):

  • u1=0;=l12-u1=6-0=6;=l13-u1=2-0=2;=l14-u1=2-0=2;2=l24-v5=4-2=2;=l21-u2=7-2=5;=l25-u2=4-2=2.

Проверяем незанятые клетки на оптимальность, т. е. выполняется ли условие ui + vj ≤ lij, по описанному выше принципу. Данное условие выполняется, план является оптимальным.

4. МАРШРУТИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК

Маршрутизация перевозок — это составление маршрутов движения подвижного состава или его порядка следования между корреспондирующими точками. При перевозке массовых грузов помашинными отправками, задача маршрутизации перевозок может быть решена с помощью метода совмещенных планов (совмещенных матриц).

Суть этого метода заключается в том, что сводный план перевозки грузов и оптимальный план подачи порожнего подвижного состава заносят в единую матрицу. Раздел маршрутизации перевозок с использованием метода совмещенных планов включает в себя четыре подраздела:

Составление матрицы совмещенных планов перевозки грузов и подачи порожнего подвижного состава под погрузку.

Составление маятниковых маршрутов.

Составление кольцевых маршрутов.

Выбор начальных пунктов маршрутов.

1 Составление матрицы совмещенных планов перевозки грузов и подачи порожнего подвижного состава под погрузку

Из полученных рациональных вариантов закрепления потребителей за поставщиками составляется сводный план (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Сводный план грузопотоков овощей

ГОП

ГПП

Итого по вывозу, тонн

Б 1

Б 2

Б 3

Б 4

Б 5

А 1

6

10 6

70 2

70 2

5

150

А 2

35 13

105 8

9

70 5

20 8

230

А 3

55 7

15 11

305

40 4

30 4

170

Итого по ввозу, тонн

90

130

100

180

50

550

Методом потенциалов определяем рациональный план движения автомобилей из пунктов выгрузки грузов в пункты погрузки (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Рациональный план движения автомобилей из пунктов выгрузки в пункты погрузки груза

ГОП

ГПП

Итого по вывозу, тонн

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

А1

6

10 6

70 2

70 2

5

150

А2

13

120 8

9

90 5

20 8

230

А3

90 7

11

305

20 4

30 4

170

Итого по ввозу, тонн

90

130

100

180

50

550

Для составления маршрутов используем метод «совмещенной матрицы». Сущность его состоит в том, что в одну матрицу записываются данные о ездках с грузом и холостых ездках. Ездки с грузом подчеркнуты (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Совмещенная матрица груженых и холостых ездок

ГОП

ГПП

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

А1

10 10

70 70

70 70

А2

35

105 120

90 70

20 20

55 90

15

30 30

20 40

30 30

Две записи в клетке указывает на наличие маятникового маршрута, величина грузопотока которого определяется меньшей цифрой.

После того как будут выявлены маятниковые маршруты, в клетках таблицы останется по одной цифре (табл. 4.4)

автотранспортный перевозка маршрутизация

Таблица 4.4

Совмещенная матрица груженых и холостых ездок (вторая интерация)

ГОП

ГПП

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

А1

А2

35

15

20

А3

45

15

20

Для каждой клетки (табл. 4.4) загруженной ездкой с грузом, строится контур (маршрут движения), вершины которого попеременно находятся в клетках, загруженных гружеными и холостыми ездками.

Величина грузопотока каждого маршрута определяется наименьшей величиной груженых ездок (табл. 4.5 — 4.6).

Таблица 4.5

ГОП

ГПП

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

А1

А2

35

15

20

А3

45

15

20

Таблица 4.6

ГОП

ГПП

Б1

Б2

Б3

Б4

Б5

А1

А2

35

15

20

А3

45

15

20

В (табл. 4.8) приведены рациональные маршруты движения подвижного состава, определенные из условий задачи.

Таблица 4.8

Номер маршрута

Вид маршрута

Пункты маршрута

Величина грузопотока на маршруте, ездки

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Маятниковый Маятниковый Маятниковый Маятниковый Маятниковый Маятниковый Маятниковый Маятниковый Маятниковый Маятниковый Кольцевой Кольцевой

А1Б2 — Б2А1 А1Б3 — Б3А1 А1Б4 — Б4А1 А2Б2 — Б2А2 А2Б4 — Б4А2 А2Б5 — Б5А2 А3Б1 — Б1А3 АЗБ3 — Б3А3 А3Б4 — Б4А3 АЗБ5 — Б5А3 А3Б4 — Б4А2 — А2Б1 — Б1А3 А3Б2 — Б2А2 — А2Б1 — Б1А3

10 70 70 105 70 20 55 30 40 30 20 15

2 Выбор начального пункта маршрутов перевозок

Порожний пробег подвижного состава при перевозке грузов по рациональным маршрутам зависит от выбора начального пункта маршрута и расположения автотранспортного предприятия относительно начального пункта маршрута.

На маятниковых маршрутах начало маршрута определено однозначно и соответствует пункту погрузки.

На кольцевых маршрутах число возможных вариантов начала маршрута соответствует числу пунктов погрузки и разгрузки.

Выбор начального пункта кольцевого маршрута начинается с определения порядка прохождения пунктов погрузки и разгрузки на кольцевом маршруте. Затем составляется схема кольцевого маршрута — двухзвенного или трехзвенного.

В общем случае начальную точку кольцевого маршрута выбираем таким образом, чтобы при возврате подвижного состава в АТП на последнем обороте исключался самый длинный участок порожнего пробега по маршруту.

Нулевой пробег подвижного состава будет минимальным при рациональном выборе начального пункта маршрута. Критерием при этом является минимальный прирост порожнего пробега подвижного состава Для маятниковых маршрутов этот прирост равен нулевому пробегу. Для кольцевых маршрутов прирост порожнего пробега определяется следующим образом.

 выбор начального пункта маршрутов перевозок 1 (6)

где выбор начального пункта маршрутов перевозок 2 -прирост нулевого пробега, км;, l02 — первый и второй нулевые пробеги соответственно, км;х — длина участка порожнего пробега по маршруту, который исключается на последнем обороте при возвращении подвижного состава в АТП, км

Варианты сочетания пунктов первой погрузки и последней разгрузки и соответствующий им прирост порожнего пробега на последнем обороте кольцевого маршрута заносим в таблицу (см. табл. 4.9).

Выбор начального пункта кольцевого маршрута №11

Рис. 4.1 Схема кольцевого маршрута №11

Таблица 4.9

Определение прироста порожних пробегов на кольцевом маршруте № 11

Вариант

Начало маршрута

Конец маршрута

Нулевой пробег в первый ГОП, км (l01)

Нулевой пробег из последнего ГПП, км, (l02)

Холостой пробег, км, (lx)

Прирост порожнего пробега, км

1

А3

Б1

8

8

7

9

2

А2

Б4

6

4

5

5

За начальный пункт кольцевого маршрута рационально принять вариант 1 так как прирост порожнего пробега будет наименьшим. Следовательно, порядок прохождения пунктов на маршруте № 11 будет выглядеть так:

А3Б4 — Б4А2 — А2Б1 — Б1А3.

Выбор начального пункта кольцевого маршрута №12

Рис. 4.2 Схема кольцевого маршрута №12

Таблица 4.10

Определение прироста порожних пробегов на кольцевом маршруте №12

Вариант

Начало маршрута

Конец маршрута

Нулевой пробег в первый ГОП, км (l01)

Нулевой пробег из последнего ГПП, км (l02)

Холостой пробег, км (lx)

Прирост порожнего пробега, км

1

А3

Б1

8

8

7

9

2

А2

Б2

6

3

8

1

За начальный пункт кольцевого маршрута рационально принять вариант 1 так как прирост порожнего пробега будет наименьшим. Следовательно, порядок прохождения пунктов на маршруте № 12 будет выглядеть так:

А3Б2 — Б2А2 — А2Б1 — Б1А3

3 Характеристика составленных маршрутов

В завершении процесса маршрутизации и выбора начального пункта маршрутов перевозок для составленных маятниковых и кольцевых маршрутов указываем характеристики (схема маршрута, объем перевозок на маршруте, коэффициент использования пробега) (см. табл. 4.12).

Коэффициент использования пробега определяем по формуле:

 характеристика составленных маршрутов 1 , (7)

где β -коэффициент использования пробега;г — пробег автомобиля с грузом, км;м — общий пробег автомобиля на маршруте, км.

Таблица 4.12

Характеристика маятниковых и кольцевых маршрутов

Номер маршрута

Схема маршрута (порядок прохождения ГОП и ГПП на маршруте)

Объем перевозок на маршруте, т

Коэффициент использования пробега на маршруте

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

А1Б2 — Б2А1 А1Б3 — Б3А1 А1Б4 — Б4А1 А2Б2 — Б2А2 А2Б4 — Б4А2 А2Б5 — Б5А2 А3Б1 — Б1А3 АЗБ3 — Б3А3 А3Б4 — Б4А3 АЗБ5 — Б5А3 А3Б4 — Б4А2 — А2Б1 — Б1А3 А3Б2 — Б2А2 — А2Б1 — Б1А3

10 70 70 105 70 20 55 30 40 30 20 15

0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5  характеристика составленных маршрутов 2 характеристика составленных маршрутов 3

Коэффициенты использования пробега на маршрутах достаточно эффективны с точки зрения кольцевых маршрутов.

5. РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Расчет времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ находим по следующей формуле:

пр = tож+tго+tпз , (8)

где tОЖ — время ожидания, мин;ГО — время грузовой операции, мин;ПЗ — время подготовительно-заключительное, мин.

Время ожидания, для планирования принимаем среднее значение, tож=12 мин.

Время грузовой операции определяем по формуле:

го = t1т qф , (9)

где t1т — время погрузки 1 тонны, мин;ф — фактическая грузоподъемность, т.

Время погрузки 1 тонны t1Т=5,2 мин, (УМК, табл. 3.5.9, стр. 108)

Фактическая грузоподъемность qф= 9 т (10 транспортных пакетов, каждый весит (брутто) 850 кг).

го=5,2×9=46,8 мин. = 0,78 час.

Подготовительно-заключительное время tпз=8 мин. Подставляем значения в формулу получаем,

пр = 46,8+12+8 = 66,8 = 1,11 часа

6. МАРШРУТНАЯ КАРТА ПЕРЕВОЗОК ГРУЗА

Для составления маршрутной карты необходимо произвести расчет потребного количества подвижного состава по каждому маршруту, для чего предварительно определяем коэффициент использования грузоподъемности ПС.

1 Определение коэффициента использования грузоподъемности подвижного состава

Коэффициент использования грузоподъемности γ определяется как отношение количества фактически перевезенного груза к количеству груза, которое могло быть перевезено:

γ = qф / q, (10)

где qф — количества фактически перевезенного груза, т;

  • номинальная грузоподъемность ПС, т.

Для определения фактически перевезенного груза необходимо количество пакетов, которые могут быть размещены в кузове автомобиля умножить на их вес брутто.

У грузового автомобиля КамАЗ-53212 номинальной грузоподъемностью 9000 кг, внутренние размеры кузова: длина 6090 мм, ширина 2420 мм, высота 1975. В фургоне КамАЗ-53212 можно разместить десять транспортных пакетов длиной 1200 мм, шириной 1000 мм и весом 850 кг. Таким образом, коэффициент использования грузоподъемности ПС будет равен:

γ = 850·10 / 9000 = 0,94

6.2 Расчет потребного количества подвижного состава по маршрутам

При сменно-суточном планировании перевозок помашинными отправками производим расчет потребного количества подвижного состава по каждому маршруту.

Расчет показателей представлен в табличной форме (табл. 6.1).

Символы, приведенные в таблице, обозначают:об — общая длина маршрута, км;пр — простой под погрузкой-разгрузкой за одну ездку;

  • количество ездок по маршруту за оборот;т — средняя техническая скорость движения, км/ч;об — время одного оборота, ч;

Тп — среднее планируемое время пребывания подвижного состава на маршруте, ч:

Тп = Тн — (t01 + t02 + tх), (11)

Тн — время пребывания подвижного состава в наряде, ч;, t02 — время движения АТС соответственно из АТП в пункт первой погрузки (t01) и из пункта последней разгрузки в АТП (t02), ч;х — время холостого пробега, ч;- целое числу оборотов подвижного состава на маршруте,

= Tп/tоб

При этом N — находится в пределах 1 NQм/q

  • γ;

Тф — фактическое время пребывания подвижного состава на маршруте, ч:

  • Тф = tоб ·N, (12)м — мощность грузопотока на маршруте, т;
  • γ — средний коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава;
  • средняя грузоподъемность единицы подвижного состава, т;

М — потребное количество единиц подвижного состава,

М = Qм/q·γ·N;

‘ — число оборотов последней единицы подвижного состава,

’ = N·a,

где а — дробная часть количества единиц подвижного состава (0< а < 1);

Тф’ — фактическое время пребывания последней единицы подвижного состава на маршруте, ч:

Тф’= tоб ·N’, (13)

Рассмотрим маятниковый маршрут №1:об — 12 км;пр — 1.11, ч ;е — 1;т — 20 км/ч;об — время одного оборота рассчитывается по формуле:

 расчет потребного количества подвижного состава по маршрутам 1 , (14)

 расчет потребного количества подвижного состава по маршрутам 2 ,

Тп — среднее планируемое время пребывания подвижного состава на маршруте, ч:

Тп = Тн — (t01 + t02 + tх),

где Тн — время пребывания подвижного состава в наряде, ч;, t02 — время движения АТС соответственно из АТП в пункт первой погрузки (t01) и из пункта последней разгрузки в АТП (t02), ч:

  • =l01/Vт, (15)=3/20=0,15 час.;=l02/Vт, (16)=3/20=0,15 час.;
  • х — время холостого пробега, ч;
  • х=lх/Vт, (17)х =6/20=0,3 час.

Тп = 8 — (0,15+0,15+0,3) =7,4 час.;= Tп/tоб, (18)=7,4/1.71=4 оборота;

  • находится в пределах 1 33,8

Тф — 6,84 час;м — 10 т;

  • γ — 0,94;- 9,0 т;

М = Qм/q·γ·N, (19)

М =10/9,0·0,94·4= 0,3‘ = 4·0,3=1,2

где а — дробная часть количества единиц подвижного состава

(0 < а < 1);

Тф’ = tоб ·N’, (20)

Тф’=1.71·1,2 =2,05

Таблица 6.1

Потребное количество ПС на маятниковых и кольцевых маршрутах

Номер маршрута

За один оборот

tоб

N об

Т п

Т ф

q

γ

М

Последний автомобиль

P

lоб

tпр

ntпр

n

N ‘

Тф’

1

12

1.11

1.11

20

1

1.71

10

4

7.4

6.84

9

0,94

0,3

1,2

2,05

6

60

1.6

2

4

1.11

1.11

20

1

1.31

70

5

7.35

6.55

9

0,94

1.5

7.5

9.8

2

140

0.5

3

4

1.11

1.11

20

1

1.31

70

5

7.35

6.55

9

0,94

1.5

7.5

9.8

2

140

0.5

4

16

1.11

1.11

20

1

1.91

105

3

7.6

5.7

9

0,94

4.2

12.6

24

8

840

2.1

5

10

1.11

1.11

20

1

1.61

70

4

7.3

6.4

9

0,94

2.1

8.3

13.3

5

350

1.4

6

16

1.11

1.11

20

1

1.91

20

4

7.6

7.6

9

0,94

0.6

2.4

4.6

8

160

2.1

14

1.11

1.11

20

1

1.81

55

3

6.9

5.4

9

0,94

2.2

6.6

11.9

7

385

2.0

8

10

1.11

1.11

20

1

1.61

30

4

7.3

6.4

9

0,94

0.9

3.6

5.8

5

150

1.4

9

8

1.11

1.11

20

1

1.51

40

4

7.2

6.0

9

0,94

1.2

4.8

7.3

4

160

1.1

10

8

1.11

1.11

20

1

1.51

30

4

7.0

6.0

9

0,94

0.9

3.6

5.4

4

120

1.1

11

29

2.22

2.22

20

2

3.67

20

1

6.7

3.7

9

0,94

2.3

2.3

8.7

17

340

4.3

12

39

2.22

2.22

20

2

4.17

15

1

6.45

4.2

9

0,94

1.8

1.8

7.5

24

360

6.0

7. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

При сменно-суточном планировании перевозок помашинными отправками производим расчет технико-экономических показателей работы подвижного состава по каждому маршруту.

Расчет показателей представлен в табличной форме (табл. 6.1).

Символы, приведенные в таблице, обозначают:г — пробег с грузом на маршруте, км;х — холостой пробег на маршруте, км;м — общий пробег ПС на маршруте, км. Определяем по формуле:

м= lг+ lх

э — эксплуатационная скорость ПС, км/ч, определяем по формуле:

э= Lм/Tн ,

Р — грузооборот на маршруте, т*км. Находим по формуле:

Р=Qм

  • lг ,

uрд — производительность ПС на маршруте за смену, т, вычисляем по формуле:

uрд= qн·γ·N,

рд — производительность ПС за смену, т*км.рд= uрд·lг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для обеспечения выполнения заявки на перевозку груза были решены следующие задачи:

— Исходя из условий упаковки, транспортирования, характеристик транспортного средства для перевозки крупы был выбран грузовой автомобиль промтоварный фургон на шасси КАМАЗ-53212, с колесной формулой 6*4 и номинальной грузоподъемностью 9000 кг, разработана схема расположения транспортных пакетов в фургоне автомобиля согласно которой, в фургоне автомобиля можно разместить 8 транспортных пакетов длинной 1200 мм, шириной 1000 мм и общим весом 8500 кг, при этом коэффициент использования грузоподъемности будет равен γ=0,94.

2. Определены кратчайшие расстояния между пунктами транспортной сети.

  • Разработан план рациональных маршрутов, т.е выполнена маршрутизация перевозок. Было выявлено, что помашинная транспортировка груза будет осуществляться по 10 маятниковым и 2 кольцевым маршрутам, коэффициент использования пробега на маятниковых маршрутах равен 0,5, на кольцевых маршрутах: 0,59;
  • 0,62;
  • .

Для снижения затрат, на кольцевых маршрутах выбраны начальные пункты погрузки.

  • Произведен расчет времени на погрузочно-разгрузочные операции. При использовании автопогрузчика простой подвижного состава под погрузкой и разгрузкой за одну ездку составит 0,94 часа.

— Определено потребное количество подвижного состава для каждого маршрута, с помощью маршрутной карты и с учетом фактического значения времени работы на маршруте рассчитано минимальное необходимое количество единиц транспортных средств. Для перевозки необходимого количества груза потребуется 26 автомобилей КамАЗ-53212.

  • Выполнен расчет основных технико-экономических показателей работы транспортных средств на всех маршрутах.

— В графической части курсового проекта выполнены схема транспортной сети района перевозок, схема размещения транспортных пакетов в кузове автомобиля, схемы маятниковых и кольцевых маршрутов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/upravlenie-protsessami-perevozok/

1. Грузовые перевозки: учебно-методический комплекс (задание на курсовую работу и методические указания к ее выполнению) — СПб.: Изд-во СЗТУ, 2008 г.

— Горев, А.Э. Грузовые автомобильные перевозки: учеб. пособие для вузов / А.Э. Горев. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2004. — 288 с.

— Ширяев С.А., Гудков В.А., Миротин Л. Б.

Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства: учебник для вузов. Под ред. С.А. Ширяева. — М.: Горячая линия — Телеком, 2007. — 848 с.

4. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Куликов. — 2-е издание, стереотип. — М.: Горяча линия — Телеком, 2007 — 560 с.: ил.