Проблемы и перспективы развития технических средств таможенного контроля как части таможенной инфраструктуры РФ

Дипломная работа

Российская таможенная служба играет важную роль в регулировании внешней торговли страны. Ее основной задачей является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу. Действие современного Таможенного кодекса РФ, значительные изменения во внешней торговле, усложнение задач, возлагаемых Президентом РФ и Правительством РФ на таможенную службу, глобализация экономики, возможность применения современных информационных технологий побуждают российскую таможенную службу изменять свои процедуры и правила проведения таможенного контроля с учетом происходящих перемен и определять стратегию таможенного контроля исходя из системы мер оценки рисков.

Объектом исследования в дипломной работе определены технические средства таможенного контроля, как части таможенной инфраструктуры России.

Предметом изучения стали процессы использования технических средств таможенного контроля при процедурах таможенного контроля и их влияние на качественную организацию таможенного дела.

Для проведения исследования была поставлена цель — определить современное состояние, проблемы использования и направления дальнейшего развития технических средств таможенного контроля.

Поэтому задачами исследования выделены:

  • определение круга проблем, связанных с организацией таможенного контроля и развитием таможенной системы России;
  • анализ используемых современных технических средств таможенного контроля;
  • изучение взаимосвязи развития таможенной инфраструктуры и организации таможенного дела в РФ.

В современных условиях Федеральная таможенная служба, с одной стороны, должна обеспечивать интересы государства в сфере внешней торговли, противодействовать угрозам национальной безопасности, а с другой — создавать благоприятные условия для участников внешнеэкономической деятельности. Данные принципы заложены в Концепции развития таможенных органов РФ до 2010 года. Сейчас завершается первый этап ее реализации, в рамках которого совершенствовалась российская законодательная база в области таможенного дела и, соответственно, таможенное администрирование.

С 2008 года начался новый этап модернизации таможенной системы России, который в основном охватывает вопросы развития таможенной инфраструктуры: строительство, модернизацию, использование новых технических средств таможенного контроля.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. При написании работы использованы современные информационные материалы из официальных источников: сайт ФТС РФ, информационная система «Консультант +», статьи из журнала «Таможня».

4 стр., 1561 слов

История развития таможенного дела в России

... являя собой дополнительный, побочный результат внешней и внутренней торговли. Большое влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло ... с определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов. Картины развития таможенного дела в Киевской Руси и других государствах во многом сходны. Его основная цель ...

Таким образом, в работе отражаются проблемные вопросы и современные требования ко всей таможенной системе России с акцентом на развитие таможенной инфраструктуры, которая позволяет повысить качество таможенных услуг.

1. Таможенная инфраструктура России

1.1 Характеристика таможенной инфраструктуры и подходы к её развитию

Таможенная служба на современном этапе функционирует как многоотраслевая финансово-экономическая система, в то же время, она решает сложную задачу оптимального сочетания мер по обеспечению стратегических интересов государства, а также интересов участников внешнеэкономических связей.

В 2008 году удалось достичь значительных результатов в совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля, развитии передовых информационных технологий, внедрении в практику работы современных технических средств и технологий таможенного контроля. Так, уже 274 таможенных поста имеют необходимое техническое оснащение для электронного декларирования. В 2008 году с помощью данной передовой технологии было оформлено 2,5 тысячи электронных деклараций, что, как заметил глава ФТС России, конечно, «немного, но это направление будет развиваться», в том числе и через Интернет.[31]

Большое внимание уделялось и становлению принципиально нового направления таможенного контроля — созданию системы контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств при помощи инспекционно-досмотровых комплексов. Это направление будет и в 2009 году оставаться объектом пристального внимания руководства ФТС России. Ведь применение ИДК позволяет повысить эффективность таможенного контроля в пунктах пропуска и сократить время прохождения таможенных процедур. По итогам 2008 года в результате применения

ИДК возбуждено более 1,5 тысячи дел об административном правонарушении и 55 уголовных. [31]

Однако несовершенство таможенной инфраструктуры в целом входит в противоречие с возрастающей сложностью и разнообразием задач внешнеэкономической деятельности. Как следствие этого — возникновение серьезных организационных и функциональных разрывов, диспропорций, конфликтов, экономических потерь, неэффективных действий по управлению таможенной службой. Все это отражается на качестве и оперативности таможенного обслуживания участников ВЭД, вызывает проблемы в выполнении заданий по наполнению доходной части

госбюджета, создает предпосылки для нарушения таможенных правил и увеличение числа преступлений.

Российская таможенная инфраструктура не способна сегодня по ряду причин качественно и быстро обслуживать экспортно-импортные потоки грузов, обеспечить должный уровень безопасности страны. И связано это, в первую очередь, с тем, что большинство объектов по своим оперативным и физическим характеристикам не приспособлены к развертыванию на их базе современных информационных и информационно-коммуникационных технологий, что затрудняет применение новых форм и способов таможенного контроля и таможенного оформления товаров.

В настоящее время необходимо кардинально решать проблему взаимоотношений таможни и бизнеса, касающуюся применения и использования объектов таможенной инфраструктуры, особенно на границе.

7 стр., 3236 слов

Понятие таможенной инфраструктуры Российской Федерации: проблемы ...

... или подразделениях отсутствует определение «таможенной инфраструктуры». объекты таможенной инфраструктуры объектами таможенной инфраструктуры таможенная инфраструктура Сторонники другого подхода (который можно назвать комплексным) делят все элементы инфраструктурного обеспечения деятельности таможенной службы на три большие группы. В ...

Сложившаяся ситуация с таможенной инфраструктурой и географией расположения таможенных органов негативно сказывалась и сказывается на качестве таможенного оформления и таможенного контроля, представляющих два процесса, влияющих в итоге на собираемость платежей в бюджет государства. Определение потребного количества объектов таможенной инфраструктуры, требований, предъявляемых к этим объектам, порядка их размещения и эксплуатации невозможно без глубокой научной проработки, экономической оценки планируемых мероприятий. В целях безопасности и упрощения торговли приоритетной задачей становится глубокий анализ и детальная проработка положений концепции обустройства таможенной территории России. В этой связи возникает потребность в разработке новых методических инструментариев оценки состояния, развития и применения объектов таможенной инфраструктуры в целях повышения эффективности внешнеэкономической деятельности. Решение названных проблем имеет важное государственное значение.

В ходе модернизации таможенная служба столкнулась с необходимостью методологической и методической проработки общих проблем совершенствования таможенной службы, а также проблем развития таможенной инфраструктуры.

Принципы развития таможенной инфраструктуры заложены в Концепции развития таможенных органов РФ до 2010 года.

В реализации задач и функций таможенной службы важную роль играет таможенная инфраструктура как подсистема, создающая необходимые условия для осуществления эффективной таможенной деятельности.

Если исходить из семантического значения слова «инфраструктура», то в экономическом значении таможенную инфраструктуру следует понимать как все то, что находиться ниже основной деятельности. Структуру таможенного дела можно представить следующим образом: основная (производственная) и инфраструктурная (обеспечивающая условия основной деятельности) сферы. Таможенная инфраструктура включает в себя международную, государственную, региональную, отраслевую, инфраструктуру частных лиц.

Для эффективного выполнения приказов, распоряжений, инструкций ФТС РФ необходим принципиально иной уровень развития таможенной инфраструктуры. Это относится ко всем основным составляющим элементам инфраструктуры: таможенным объектам, которые должны создавать необходимые условия для функционирования таможенных органов; средствам, которые должны обеспечивать выполнение таможенных процедур и обработку информации о ходе их выполнения, а также к социальной сфере, которая должна обеспечивать приемлемые социальные условия деятельности сотрудников таможенных органов.

Таможенная инфраструктура в качестве деятельности создает и обеспечивает не только жизненно важные условия для основной таможенной деятельности, она создает «свою долю дохода» в экономической деятельности таможенной системы,

во-первых, участвуя в качестве инструмента в системе таможенных сборов и таможенных платежей (технические средства таможенного контроля);

  • во-вторых, в качестве определенного элемента технологического процесса (компьютеризация, связь, транспорт);
  • в-третьих, в качестве необходимого условия (ангары, навесы, досмотровые ямы и т.д.).

Удельный вес таможенной инфраструктуры в объеме таможенных платежей и таможенных сборов, перечисляемых в государственный бюджет, составляет от 30 до 46% по разным таможенным органам. При устойчивых экономических связях и загруженности таможенных постов в пределах 90-100% и при соответствии таможенной инфраструктуры общемировым стандартам этот показатель увеличивается в 1,3-1,5 раза.[37]

4 стр., 1695 слов

ЭТАПЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ. СИСТЕМА ...

... таможенных органов2. Этапы системного анализа деятельности таможенных органовВажно отметить, что система управления в таможенном деле имеет тесные связи с процессом принятия решений по применению мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. При это решения, принимаемые таможенными органами, ...

Концепция развития таможенных органов Российской Федерации (далее — Концепция) определяет основные цели, задачи и направления развития таможенных органов, является основой для разработки программ и планов развития таможенных органов Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Необходимость концептуального подхода к развитию таможенной инфраструктуры, как части таможенного дела РФ, сложилась в связи с рядом нерешенных проблем, среди которых:

Ш Слабо развитые торгово-логистических технологий.

Ш Не развитая система информирования таможенных органов РФ о ценообразовании, торгово-промышленной специализации в зарубежных странах, мировых тенденциях в разделении труда.

Ш Неэффективное осуществление контроля за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории Российской Федерации (контроль на основе методов аудита).

Ш Недостаточное осуществление информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации.[8]

Наличие указанных проблем приводит к снижению эффективности таможенного администрирования, недобросовестной конкуренции, проникновению недоброкачественных импортных товаров на российский рынок и другим негативным явлениям.

Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов Российской Федерации будет осуществляться с учетом положений Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года. Данные технологии позволят улучшить показатели эффективности деятельности таможенных органов Российской Федерации, создать систему комплексного учета и анализа участников внешнеторговой деятельности, уменьшить субъективизм при принятии решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации. С помощью информационных технологий будет также осуществляться информационно-аналитическое обеспечение правоохранительной деятельности в таможенной сфере.[8]

Кроме того, предусматривается внедрение новых информационно-технических средств и средств программного обеспечения, модернизация уже действующих, развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Российской Федерации, совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления и контроля, внедрение единой автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации, повсеместное внедрение электронных способов обмена информацией с другими контролирующими органами и таможенными органами иностранных государств, с участниками внешнеторговой деятельности.

Выбранные ориентиры развития таможенных органов Российской Федерации, основанные на информационных технологиях и в основном совпадающие с принципами деятельности таможенных служб ведущих стран мира, определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов Российской Федерации.

Тем не менее в настоящее время таможенные органы Российской Федерации еще находятся в стадии активного институционального развития, которое происходит с учетом предстоящего присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации, изменения объемов пассажиро- и товаропотоков, повышения интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, роста потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров.

С 2008 года начался II этап (2008-2010 и последующие годы) Концепции, направленный на строительство и обустройство объектов таможенной инфраструктуры. Применение межведомственных информационных ресурсов позволит организовать работу таможенных органов по принципу «одного окна» и «одной остановки». Финансовое обеспечение будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и иных средств.[8]

Развитие современной таможенной инфраструктуры позволит:

  • Ш уменьшить время, затрачиваемое участниками внешнеторговой деятельности на таможенные формальности;
  • Ш увеличить пропускную способность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации за счет ввода в эксплуатацию новых и модернизации существующих пунктов пропуска;
  • Ш обеспечить внедрение единых стандартов и правил таможенного администрирования, повысить качество обеспечения деятельности участников внешнеторговой деятельности, применить унифицированные таможенные документы и декларирование в электронной форме, что в итоге приведет к сокращению административных расходов;
  • Ш содействовать реализации торговой политики с учетом социально-экономических и инвестиционных задач.

1.2 Технические средства таможенного контроля как часть таможенной инфраструктуры

Все элементы инфраструктурного обеспечения деятельности таможенной службы можно разделить на три большие группы [46]:

Таможенные объекты, которые создают условия для функционирования таможенных органов, помещения товаров под таможенные режимы, а также обслуживания пассажиров. Это материально-техническая база таможенных органов:

  • административные здания;
  • пункты пропуска и перехода;
  • терминалы;
  • склады различных типов, в том числе склады временного хранения;
  • магазины беспошлинной торговли;
  • транспортные средства;
  • объекты специального назначения;
  • зоны таможенного контроля на вокзалах, в аэропортах, морских портах и др.

Системы, средства и виды деятельности, обеспечивающие осуществление таможенных процедур, передачу информации о ходе этого процесса и полученных результатов. Это информационно-техническая инфраструктура:

  • технические средства таможенного контроля (ТСТК);
  • технические средства таможенной экспертизы;
  • технические средства таможенной связи;
  • Единая автоматизированная информационная система (ЕАИС) ГТК России;
  • системы контроля за нарушением таможенных режимов;
  • системы контроля за репатриацией валютной выручки и др.

Социальная инфраструктура, предназначенная для создания материальных, бытовых, культурных и других социальных условий воспроизводства жизнедеятельности кадров таможенных органов и организаций. Данная инфраструктура должна способствовать удовлетворению потребностей в различных услугах непроизводственного характера в целях повышения профессиональной подготовки, уровня жизни и всестороннего развития работника таможенных органов. [46]

В целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами, согласно статьи 388 ТК РФ «Использование технических средств при проведении таможенного контроля» могут использоваться технические средства, перечень и порядок применения которых определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, т.е ФТС РФ. Используемые технические средства должны быть безопасны для жизни и здоровья человека.[5]

Высокая результативность контроля достигается комплексным применением технических средств на каждом конкретном участке таможенного контроля, будь-то ручная кладь и багаж пассажиров и транспортных экипажей, контроль средне- и крупногабаритных грузовых отправок и отдельно следующего багажа, контроль международных почтовых отправлений, или всех видов транспортных средств международного сообщения. Причем при таможенном контроле каждого вида перемещаемых объектов в соответствии с технологическими схемами организации таможенного контроля должны применяться те или иные специфические виды ТСТК. Хорошее знание оперативно-технических возможностей ТСТК, современных методик и способов их применения, овладение практическими навыками работы с ними — все это в значительной степени обеспечивает высокий профессиональный уровень таможенного контроля, начиная с обоснованного начисления пошлины и до выявления предметов контрабанды.

Технические средства таможенного контроля — это комплекс специальных технических средств, применяемых таможенными службами непосредственно в процессе оперативного таможенного контроля всех видов перемещаемых через государственную границу объектов с целью выявления среди них предметов, материалов и веществ, запрещенных к ввозу, вывозу, или не соответствующих декларированному содержанию.

Главная задача технических средств — дистанционный контроль с помощью формируемых техническим средством наборов информации, сигналов.

Преимуществами ТСТК являются:

  • Сокращение времени таможенного контроля;
  • Возможность контроля транспортных средств;
  • Возможность выявления закамуфлированных предметов;
  • Возможность не вскрывать объект таможенного контроля и получать полную информацию об объекте.

Целью применения технических средств является установление соответствия содержимого объекта данных декларирующих в документах, а так же выявления среди них материалов, предметов и веществ, запрещенных к ввозу (вывозу) на (с) территории РФ.

Сущность операций, выполняемых таможенными органами

Направления применения технических средств таможенного контроля

устанавливаются достоверность и подлинность документов, представленных на перемещаемые объекты

определяется соответствие описания товаров и транспортных средств данным, приведенным в декларирующих документах («верифицирование»)

проверяется в оперативных условиях правильность классифицирования товаров согласно положениям ТН ВЭД

уточняются сумма начисления таможенных пошлин, взимания налогов, платежей, т.е. подтверждается обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле

уточняются статистические данные, т.е. подтверждается обеспечение соблюдения законодательства и международных рекомендаций статкомитета ООН о формировании данных внешней торговли

уточняются данные валютного контроля, т.е. подтверждается обеспечение соблюдения валютного законодательства

осуществляется поиск тайников и сокрытых вложений в контролируемых объектах

Рис. 1 Основные направления использования технических средств при проводимом должностными лицами таможенных органов таможенном контроле

Классификация ТСТК, представленна на рисунке 2.

Функционально-целевая классификация ТСТК соответствует решению конкретных задач, возникающих при осуществлении разных форм таможенного контроля, и включает семь условно самостоятельных, но взаимосвязанных классов.

В первом классе технических средств таможенного досмотра, поиска и опробования можно выделить два подкласса: технические средства таможенного досмотра и технические средства таможенного поиска тайников и сокрытых вложений. [36] Отличие между этими подклассами состоит в способе обнаружения предметов ТПН.

Технические средства таможенного контроля

1 класс

ТС

таможенного досмотра, поиска и опробования

3 класс

ТС

контроля массы (веса), объёма (количества) товаров

5 класс

ТС

таможенного оформления и таможенного контроля

7 класс

ТС

дистанционной оперативно-технической инспекции

2 класс

ТС оперативного визуального наблюдения

4 класс

ТС контроля информации

6 класс

ТС

оперативно-технологических действий

Рис.2 Классификация ТСТК

К техническим средствам таможенного досмотра относится техника, предназначенная для оптико-механического обследования объектов таможенного контроля и труднодоступных мест транспортных средств с целью выявления в них и их содержимом любых видов предметов ТПН и их признаков. Они нацелены на получение максимально возможной дополнительной информации о внутреннем содержании и. строении объектов.

Технические средства таможенного поиска (локационная, досмотровая рентгеновская техника) используются для проведения непрерывной последовательной проверки объектов таможенного контроля на содержание в них тайников, сокрытых вложений конкретных видов предметов ТПН. Эта техника основана на регистрации исходящего от объекта контроля пассивного или активного сигнала обнаружения, характерного для предмета искомого типа.

Второй класс ТСТК предназначен для выполнения функции оперативного визуального наблюдения за действиями находящихся в таможенных зонах лиц, представляющих оперативный интерес, с целью выявления их противоправного поведения, установления несанкционированных контактов с другими лицами, в том числе и с сотрудниками таможенной службы.

Третий класс технических средств применяется для контроля массы (веса), объема (количества) перемещаемых товаров и главным образом отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров.

Четвертый класс ТСТК призван обеспечивать контроль информации, содержащейся на различных видах носителей, перемещаемых через таможенную границу, с целью выявления в них материалов, запрещенных к такому перемещению,

К пятому классу ТСТК относятся технические средства, необходимые для таможенного оформления и контроля перемещаемых товаров, транспортных средств и таможенных документов, включая наложение на них соответствующих атрибутов таможенного обеспечения (средств идентификации).

Назначение шестого класса ТСТК — это обеспечение оперативно-технологических действий, операций, связанных:

  • Ш с оперативной диагностикой таможенных документов;
  • Ш с оперативной диагностикой товаров и потенциальных предметов ТПН, выявленных в результате таможенного досмотра содержимого объектов таможенного контроля;

Ш с оперативной классификацией товаров с целью их отнесения

к соответствующим классам, группам, позициям ТН ВЭД.

Первый подкласс шестого класса предназначен для оперативной диагностики таможенных документов, представленных для оформления перемещаемых через таможенную границу объектов, с целью выявления в них диагностических признаков полной или частичной материальной подделки — подчистки, химического травления, дописки, допечатки текстов, замены листов многостраничных документов и фотографий, вклейки элементов и фрагментов других документов, подделки оттисков печатей, штампов, реквизитов, подписей и др. К этому подклассу относится также аппаратура для проверки валюты.

Подкласс технических средств классификации товаров предназначен для проверки достоверности оперативной классификации товара. Отсутствие практической возможности инструментальной классификации значительной части товаров, входящих в товарную номенклатуру, непосредственно на участках таможенного контроля вызывает необходимость привлечения для этого аппаратурно-технологических возможностей таможенных лабораторий, для чего при досмотре проводятся отбор проб товаров и назначение таможенных экспертиз.

Седьмой класс ТСТК предназначен для дистанционной оперативно-технической инспекции различного вида объектов таможенного контроля, в процессе которой осуществляются интроскопия объектов (в том числе крупногабаритных, с помощью ИДК), дистанционный контроль объемов (количеств) отдельных видов стратегически важных сырьевых товаров и дистанционное выявление среди них возможных конкретных видов предметов ТПН.

В каждом конкретном случае решаются определенные задачи, требующие особого технологического подхода и технического оснащения.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств в пределах территориального моря и внутренних вод Российской Федерации, а также на территории, прилегающей к таможенной границе, проводится с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов.

Порядок использования морских (речных) и воздушных судов таможенных органов для целей таможенного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с ТК РФ.[5] Так в Южном таможенном управлении используется судно ТС-100 проекта Меркурий-12432. В 1997 году на причале Морского вокзала порта Новороссийск на только что зачисленном в штат Новороссийской таможни судне ТС-100 проекта Меркурий-12432 был торжественно поднят флаг таможенных органов РФ. Это высокоскоростное судно водоизмещением 100 регистровых тонн изготовлено из алюминиево-магниевого сплава, оснащено двумя двигателями в 10 000 лошадиных сил, что дает возможность развивать скорость до 50 узлов в час. «Меркурий» вооружен огневым комплексом «Корд» (12,7 мм).

Таким образом, морские рубежи России получили нового надежного стража.

На борту обычно находятся 20 человек: 14 членов экипажа и 6 инспекторов досмотровой группы, для которых предназначена дежурная шлюпка типа «Зодиак». Судно укомплектовано современной навигационной аппаратурой, спутниковой электронно-картографической системой, УКВ и КВ радиостанциями, а также специальными приборами, способными обнаружить и идентифицировать любую быстроходную маломерную цель в радиусе 40 морских миль. Экипаж «Меркурия» патрулирует Черное море от мыса Железный Рог до реки Псоу.[29]

В своей повседневной деятельности личный состав ТС-100 взаимодействует с пограничными сторожевыми кораблями Черноморско-Азовского погрануправления береговой охраны ФСБ России и Новороссийской военно-морской базы. Помимо борьбы с таможенными правонарушениями и пресечения контрабанды на морскую службу ФТС России возложены функции по охране биоресурсов в исключительной экономической зоне и внутренних водах. В 2001 году на базе Новороссийской таможни прошли первые совместные учения авиации и морской техники Южного таможенного управления и Северо-Кавказского регионального погрануправления по задержанию судна нарушителя таможенного законодательства РФ. Неоднократно экипаж ТС-100 достойно представлял морскую службу ФТС России перед различными иностранными делегациями, а также представителями таможенных ведомств Германии, Франции, Норвегии, США. Высокую выучку и профессиональные действия морские таможенники показали в мероприятиях, проводимых во время заседания Совета руководителей таможенных служб государств-участников ЕврАзЭС и СНГ в июне 2007 года на базе Южного таможенного управления.

И все же основная задача «Меркурия» — охрана морских рубежей России, и с этой задачей экипаж судна успешно справляется на протяжении всех 10 лет своей работы. Вот лишь несколько примеров:

Ш В августе 2003 года совместно с оперативными подразделениями Южного таможенного управления и СОБРа были проведены мероприятия по недопущению ухода за границу теплохода «Анди» (флаг Грузии).

Таким образом была пресечена попытка незаконного вывоза в Турцию 1 319 кубометров древесины стоимостью около миллиона рублей.[29]

Ш В июне 2006 года личным составом ТС-100 совместно с подразделением СОБРа Сочинской таможни был пресечен несанкционированный уход теплохода «Эрке» (флаг Турции).

Через два часа после получения команды от руководства Южного таможенного управления ТС-100 прибыл на внешний рейд порта Сочи. В отношении теплохода были произведены предупредительные маневры, в результате иностранный капитан был вынужден направить судно обратно к причалам Сочинского порта. В ходе досмотра на борту «Эрке» таможенники обнаружили предметы контрабанды на общую сумму более 2,5 миллиона рублей.[29]

Наиболее трудными для таможенного досмотра всегда являлись и являются крупногабаритные объекты: легковые и грузовые автомашины, контейнеры, трейлеры, железнодорожные вагоны и т.п. Физический досмотр содержимого транспортных средств связан с необходимостью выполнения целого комплекса трудоемких и длительных разгрузочно-погрузочных работ, наличия специально выделенных для этого площадок, выделения дополнительной штатной численности персонала таможни и служб портов и т.п., что практически делает возможным только единичный выборочный досмотр этих объектов. Кроме того, по этим же причинам также выборочно досматриваются и сами транспортные средства, их конструкционные узлы, которые потенциально могут использоваться (и практика это подтверждает) в качестве тайников для сокрытия предметов контрабанды.[42]

Для решения этой проблемы в мировой таможенной практике в последние годы разработаны и внедрены в эксплуатацию специальные технические комплексы для таможенного контроля, получившие название инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК).

Их основная оперативно-техническая функция — визуализация содержимого крупногабаритных объектов и отождествления находящихся там материалов, предметов и веществ с материалами, предметами и веществами, зафиксированными в таможенных декларациях и иных товаросопроводительных документах.

Однако для успешной практической реализации такого рода задач необходимо решить ряд достаточно сложных организационных, эксплуатационных и технических проблем.

Как известно, информацию о внутреннем строении предметов, их содержимом можно получить методом интроскопии («просвечивания»).

Техническая реализация интроскопии достаточно толстых и плотных объектов (контейнеров, трейлеров, больших объемов грузов) требует применения мощных источников рентгеновского и гамма-излучения, (энергией до 10 МэВ и более), способных просвечивать до 400 и более миллиметров стали. Такие генераторы уже давно и успешно применялись в других отраслях науки и техники. Однако при таких энергиях излучения традиционные способы обеспечения радиационной безопасности обслуживающего комплекс персонала, применяемые на менее мощных таможенных рентгеновских аппаратах, здесь подойти не могли, так как свинцовая защита при этом теряет свою эффективность. Просвечивание в условиях реально существующих технологий таможенного контроля (на складах, контейнерных площадках и автостоянках, где практически постоянно присутствует обслуживающий и технический персонал) должно осуществляться в специально построенных зданиях, выполненных в так называемых «тяжелых» стенах, обеспечивающих выполнение существующих санитарных норм.[42]

Кроме того, должны быть технически проработаны также конструкции высокочувствительных приемных детекторных систем, эффективно регистрирующих как мощные потоки ионизирующего излучения, так и обладающих одновременно достаточной чувствительностью для получения качественных теневых картин, а также методики и способы компьютерной обработки видеоизображения. Необходимо также обеспечить возможность транспортировки контейнеров и транспортных средств для обеспечения их перемещения в процессе «просвечивания» мимо источников ионизирующего излучения в виде конвейерной ленты или подвижной платформы.

К настоящему времени уже накоплен определенный опыт эксплуатации инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК построены и работают в Англии, Германии, Франции, Израиле, КНР и других странах), намечаются тенденции дальнейшего развития. И, прежде всего, с точки зрения их месторасположения и внедрения новых технологий таможенного контроля.[42]

Использование технических средств при проведении таможенного контроля позволяет обследовать труднодоступные места товаров и транспортных средств, а также приводит к значительным снижениям трудозатрат и времени таможенного контроля.

Для визуального наблюдения за оперативной обстановкой в зонах таможенного контроля используется аппаратура радиолокационного типа, совмещенная с техническими средствами оптического или оптико-телевизионного наблюдения, работающими в условиях любой видимости; оптическая дальномерная аппаратура (моно- и стереотрубы, морские бинокли, инфракрасные наблюдательные приборы, телекамеры и др.).

Что же касается проверки таможенных документов и атрибутов таможенного обеспечения, то таможенные органы могут использовать оптические увеличительные приборы (лупы с подсветкой, микроскопы) ультрафиолетовые и инфракрасные. Таможенные органы могут использовать и различные вспомогательные технические средства — источники питания, зарядные устройства, приборы взвешивания, измерительные приборы и приборы дозиметрического контроля.

Таможенный контроль должен занимать немного времени. Обычно в пунктах пропуска нормативное суммарное время таможенного контроля одного человека, его документов и багажа исчисляется десятками секунд, поэтому необходимо, чтобы используемые ТСТК обладали такими характеристиками, которые обеспечивают выполнение этих нормативов. Условия применения ТСТК обязаны также обеспечивать безопасность здоровья и жизни человека и сохранность товаров. В связи с этим особыми свойствами ТСТК являются оперативность и безопасность. Последняя характеристика подтверждается санитарно-эпидемиологическими заключениями Госсанэпиднадзора России.

Особенность работы сотрудников таможенных органов состоит в том, что таможенный контроль часто производится на открытом воздухе, причем в любую погоду. Работающие в этих условиях ТСТК должны быть надежными и простыми в эксплуатации, что обеспечивается их особой конструкцией.

Таможенные органы могут использовать различные технические средства, использование которых зависит от целей и задач таможенного контроля.

2. Влияние ТСТК на совершенствование таможенных процедур

2.1 Современные требования к процедуре таможенного контроля

Современным общепринятым механизмом организации таможенного контроля является система управления рисками. Еще в 2005 году начал создаваться «зеленый сектор» субъектов ВЭД, в отношении которых возможно проведение таможенного контроля не в полном объеме. Всего сюда включено 120 организаций.[30]

Благодаря СУР с начала 2004 года к 2009 году удалось уменьшить долю партий досматриваемых товаров с 80 до 10 процентов, повысив при этом эффективность досмотра.

В 2006 году ФТС России начата разработка новой автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом ее взаимодействия с NCTS стран Европейского сообщества. Ее внедрение в таможенных органах началось с 2008 года. К перспективным шагам, способствующим ускорению таможенных процедур и развитию внешнеэкономической деятельности является введение с 2007 года ЕАД, внедрение ИДК на пунктах пропуска, применение специальных упрощенных таможенных процедур, введение в будущем института уполномоченного грузополучателя, создание особых экономических зон.

В целях реализации новых подходов в работе таможенных органов Российской Федерации необходимо осуществить следующие мероприятия по совершенствованию таможенного администрирования:

  • Ш обустройство государственной границы Российской Федерации;
  • Ш создание современных складских таможенно-логистических терминалов;
  • Ш размещение таможенных органов Российской Федерации только в помещениях, являющихся федеральной собственностью;
  • Ш развертывание сети стационарных и передвижных инспекционно-досмотровых комплексов;
  • Ш внесение изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты с учетом анализа правоприменительной практики и изменений, вносимых в международные стандарты;
  • Ш внедрение новых информационно-технических средств обеспечения деятельности таможенных органов Российской Федерации;
  • Ш создание единой межведомственной автоматизированной системы сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля, в том числе сопряжение баз данных налоговой службы и таможенных органов Российской Федерации;
  • Ш создание операционного центра для обработки информации и принятия решений;
  • Ш совершенствование технологии формирования и ведения данных таможенной статистики в соответствии с международными стандартами;
  • Ш усиление таможенного контроля после выпуска товаров в обращение на таможенной территории Российской Федерации (осуществление контроля на основе методов аудита).[8]

Реализация функций таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении будет осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартов качества (по типу серии ISO), являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества, путем вовлечения участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в таможенной сфере, создания механизма передачи части неосновных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям.

Для реализации этих подходов планируется в приоритетном порядке использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита и системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы «одного окна» (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и «одной остановки» (интегрированный государственный контроль).

Важным направлением является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационно-статистический ресурс Российской Федерации.

Предполагается создание в структуре таможенных органов Российской Федерации операционного центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будут непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с использованием системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам Российской Федерации для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации.

В рамках указанных направлений развития таможенных органов Российской Федерации предполагается осуществить разделение работы с документооборотом и с товаропотоком исходя из международной практики в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Данное направление предполагает применение электронного (безбумажного) документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности.

Предполагается использование применяемых в ряде развитых стран мира технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе, основанных на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов, что позволит совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации, а также улучшить качество производимого досмотра таких товаров. В результате это позволит создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем товаропотока, содействовать реализации торгово-логистических технологий «от двери к двери», «точно в срок» и «под ключ». Высокий уровень качества указанных таможенных процедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции.[8,26,38]

В 2008 году в приходную часть бюджета было перечислено 4 694,5 миллиарда рублей, то есть более 50 процентов всех доходов администрируется ФТС России. Эта сумма составила 101,79 процента от установленного задания, и по сравнению с 2007 годом она больше на 44,27 процента или на 1 440,6 миллиарда рублей.[31]

Прошедший год был очень важным и с точки зрения того, что в 2008 году таможенные органы приступили к реализации второго и заключительного этапа Концепции своего развития, позволяющего сформировать современную основу для обеспечения экономических интересов страны и создать благоприятные условия для внешней торговли. Подготовлен проект Стратегии развития Федеральной таможенной службы России до 2020 года. Составной частью Стратегии станет Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе. Одним из первых шагов по ее практической реализации стал комплекс мероприятий по реорганизации таможенных органов Московского региона. В дальнейшем будет осуществлен вывод таможенного оформления из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область. Как подчеркнул руководитель ФТС России, несмотря на определенные опасения со стороны некоторой части участников ВЭД, Концепция будет реализовываться по плану.

В 2008 году удалось достичь значительных результатов в совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля, развитии передовых информационных технологий, внедрении в практику работы современных технических средств и технологий таможенного контроля. Так, уже 274 таможенных поста имеют необходимое техническое оснащение для электронного декларирования. В 2008 году с помощью данной передовой технологии было оформлено 2,5 тысячи электронных деклараций, что, как заметил глава ФТС России, конечно, «немного, но это направление будет развиваться», в том числе и через Интернет.[31]

Большое внимание уделялось и становлению принципиально нового направления таможенного контроля — созданию системы контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств при помощи инспекционно-досмотровых комплексов. Это направление будет и в 2009 году оставаться объектом пристального внимания руководства ФТС России. Ведь применение ИДК позволяет повысить эффективность таможенного контроля в пунктах пропуска и сократить время прохождения таможенных процедур. По итогам 2008 года в результате применения

ИДК возбуждено более 1,5 тысячи дел об административном правонарушении и 55 уголовных.[31]

В режиме эксперимента на многостороннем автомобильном пункте пропуска Бурачки была реализована новая технологическая схема пропуска по принципу «одного окна». Новая технология, предусматривающая исключение дублирования функций и действий контрольных органов за счет минимизации времени проведения контроля, значительно увеличила пропускную способность пункта пропуска. По итогам эксперимента Государственная пограничная комиссия приняла решение о его распространении на другие МАПП, и в конце ноября новые правила контроля на границе были утверждены Правительством РФ.

Также в 2008 году использовалась еще одна передовая технология, а именно — предварительное информирование таможенных органов о ввозимых товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы РФ. Большая работа проведена по реализации проекта по предварительному информированию с Комиссией Европейских сообществ (КЕС).

Так были согласованы состав передаваемых данных, технология их приема и использования российскими таможенными органами, технические и организационные аспекты информационного взаимодействия. С начала Правоохранительная деятельность таможенных органов характеризовалась в 2008 году высокими показателями обеспечения экономической безопасности государства, выявления правонарушений в таможенной сфере, блокирования устойчивых каналов контрабанды, уверенным пресечением попыток незаконного перемещения рез таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Приоритетным направлением явилось выявление и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу леса и продуктов переработки древесины, продукции топливно-энергетического комплекса, морских биоресурсов, товаров народного потребления, произведенных в странах Юго-Восточной и Западной Азии, фальсифицированной и контрафактной продукции, объектов, представляющих культурную и историческую ценность.

В 2008 году возбуждено более 4,9 тысячи уголовных дел, что превысило показатель прошлого года на 10,7 процента. Общая стоимость задержанных таможенными органами РФ незаконно перемещенных через таможенную границу товаров и транспортных средств составила 13,5 миллиарда рублей. Размер неуплаченных таможенных платежей — 1,3 миллиарда рублей. Особое внимание уделялось борьбе с контрабандой наркотиков. Из незаконного оборота изъято более 3,4 тонны наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе свыше 777 килограммов героина, более 127 килограммов кокаина, 262 килограмма гашиша, около 107 килограммов опия, более.275 килограммов марихуаны. Пресечены попытки незаконного перемещения через таможенную границу России свыше 9 тонн прекурсоров.[31]

Возбуждено 83,7 тысячи дел об АП. По результатам рассмотрения около 58,3 тысячи дел вынесены постановления о назначении наказаний в виде административного штрафа на сумму 9,96 миллиарда рублей. Конфисковано по решению суда товаров на сумму более одного миллиарда рублей.[31]

В 2008 году по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов возбуждено 746 уголовных дел, из них 492 — по преступлениям коррупционной направленности. При этом особо подчеркивалось, что большая часть преступлений коррупционной направленности, совершающих в таможенной сфере, выявляется именно подразделениями собственной безопасности. На протяжении последних пяти лет этот показатель составлял свыше 80 процентов, в 2008 году — 92 процента (в 2007 году — 84).[31]

За 2008 год была проведена значительная работа по совершенствованию законотворческой деятельности, издано более 800 нормативных правовых актов ФТС России, включая четыре административных регламента по исполнению государственных функций. По-прежнему проблемной остается практика рассмотрения судами дел по требованиям, предъявляемым к таможенным органам. Почти половину указанных дел таможенные органы ежегодно проигрывают. Так, в 2008 году из 9,8 тысячи таких дел проиграно 4,7 тысячи. При этом основными категориями проигранных дел являются дела об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности и дела по спорам, связанным с корректировкой таможенной стоимости товаров. На эти категории приходится почти 75 процентов проигранных дел, и одной из причин, по которым проигрываются такие дела, являются нарушения, допущенные должностными лицами таможенных органов.[31]

В 2008 году на очередной ежегодной сессии Совета WСО по итогам конкурса национальных таможенных администраций по борьбе с контрафактной продукцией таможенная служба Российской Федерации названа лучшей среди таможенных служб 174 государств-членов WСО. И это не случайно, потому что в ушедшем году таможенные органы РФ успешно продолжали работу по защите прав интеллектуальной собственности. По состоянию на первое января 2009 года в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности насчитывалось 1,3 тысячи товарных знаков, при этом 350 из них были внесены в 2008 году. Было выявлено и признано судами контрафактным и 10 миллионов единиц продукции. Особым объектом для таможенных органов станет защита Олимпийской и Паралимпийской символики в рамках специального соглашения с оргкомитетом «Сочи 2014».[31]

Необходимо усилить взаимодействие с Федеральным агентством по обустройству государственной границы РФ (далее — ФА), а для этого синхронизировать работу над новой ФЦП, которая будет определять совместную деятельность ФТС РФ и ФА до 2016 года.

Анализ различных форм таможенного контроля в условиях модернизации таможенных органов, а также характеристики преступлений, расследование которых отнесено к компетенции таможенных органов, позволяют выделить две группы и шесть типов взаимосвязанных оперативных задач, требующих применения технических средств.

Задачи должностных лиц таможенных органов, требующие применения технических средств

контрольно-поисковые группы

аттестационные группы

Охранительные задачи:

Регулятивные задачи:

Досмотрово-поисковые

Оперативная диагностика

Контрольные

Оперативная классификация перемещаемых через таможенную границу товаров

Идентификация товаров и транспортных средств

Таможенное опробование товаров и предметов

Рис.3 Задачи должностных лиц таможенных органов, требующие применения технических средств

1) Охранительные задачи контрольно-поисковой группы.

1.1 Досмотрово-поисковые, включающие поиск, досмотр и обнаружение при досмотре:

  • тайников и сокрытых вложений;
  • предметов контрабанды и нарушений таможенных правил.

1.2 Контрольные, включающие:

  • таможенное наблюдение;
  • контроль массы (веса), объема и количества перемещаемых товаров;
  • контроль носителей аудио- и видеоинформации;
  • контроль атрибутов таможенного обеспечения (средств идентификации).