Ответственность за уклонения от уплаты таможенных платежей

Курсовая работа

На нынешнем этапе развития экономических отношений в мире налоги являются основным источником доходов государств (50-90% поступлений в бюджет), что делает систему налогообложения страны одним из наиболее важнейших механизмов государственного управления.

Общее определение налога дано в части 1 статьи 8 Налогового кодекса РФ, которое звучит следующим образом: «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Также отдельно стоит отметить тот факт, что Конституцией РФ установлена обязанность граждан по уплате налогов: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». преступление таможенный платеж уголовный

В соответствии со ст. 110 Таможенного кодекса РФ таможенными являются платежи, уплачиваемые при перемещении через границу РФ и в иных предусмотренных законом случаях, а именно: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы; сборы за выдачу лицензии; сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста; таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за информирование и консультирование; плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

Уголовная ответственность налогоплательщиков за налоговые правонарушения — это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке. Применение мер ответственности в сфере налогообложения всегда вызывает повышенное внимание налогоплательщиков, так как оно весьма серьезно затрагивает их права и интересы.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что налоговое законодательство Российской Федерации несовершенно и дает возможность гражданам и организациям уклоняться от уплаты налогов и сборов, что приносит немалый ущерб бюджету страны, что, как следствие, может привести к понижению уровня жизни граждан и нестабильности финансовой системы государства.

20 стр., 9736 слов

Таможенные сборы за таможенное сопровождение, применение, ставки

... сборов таможенный сбор не назван. Виды таможенных сборов установлены статьей главой 33.1 статьёй 357.1 Таможенного кодекса Российской Федерации. К таможенным сборам относятся: за таможенное оформление; за таможенное сопровождение. [2] 1. Часть. Понятие таможенного сопровождения Таможенное ... а (внеся необходимую плату) подал заявку на сопровождение его груза силами таможенного наряда. Однако груз ...

Целью данной курсовой работы является исследование темы уклонение от уплаты таможенных платежей.

Исходя из целей работы, можно поставить следующие задачи по исследованию данной темы:

  • дать краткую общую характеристику преступления уклонения от уплаты таможенных платежей
  • рассмотреть понятие преступления
  • определить способы уклонения
  • отдельно исследовать субъект рассматриваемого преступления

Объектом исследования является ответственность за уклонение от уплаты

Предметом механизмы осуществления контроля за уплатой таможенных платежей.

Глава 1. Общая характеристика преступления уклонения от уплаты таможенных платежей

1.1 Общее понятие преступлений по уклонению от уплаты таможенных платежей

Объект преступления в теории уголовного права — это охраняемые уголовным законом общественные отношения, на которые направлено общественно опасное деяние и которым причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда. Объект— неотъемлемый элемент каждого преступного деяния, указывающего на его содержание, характер и степень общественной опасности. Различаются общий, родовой (видовой) и непосредственный объекты. Подобная классификация позволяет установить направленность конкретных преступных посягательств, а значит, конкретизировать, против какого вида общественных отношений направлено данное опасное деяние и каким общественным отношениям оно причиняет ущерб. Говоря об уклонении от уплаты таможенных платежей, необходимо определить, какие же именно общественные отношения составляют их родовой и непосредственный объекты. В соответствии с новым уголовным законодательством рассматриваемое преступление отнесено к категории преступлений в сфере экономической деятельности (глава 22 УК).

Экономическая система — это совокупность общественных процессов, происходящих на основе действующих в обществе имущественных отношений и организационных форм. Основные элементы экономической системы:

  • социально-экономические отношения, базирующиеся на сложившихся в обществе формах собственности на ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;
  • организационные формы хозяйственной деятельности; конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Объект экономических преступлений — это сложный, составной комплекс общественных отношений, защищаемых уголовным законом, имеющих как существенные сходные черты между собой, так и определенные различия. Под преступлениями в сфере экономической деятельности следует понимать общественно опасные деяния, посягающие на основы экономической системы государства. Поэтому родовым объектом уклонения от уплаты таможенных платежей является охраняемая уголовным законом система общественных отношений, возникающих по поводу осуществления нормальной экономической деятельности во ВЭД и поступления установленных законом налогов и иных платежей в федеральный бюджет.

По смыслу Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 10 июня 1998 г. № 92 следует, что законодатель отнес ст. 194 РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» к налоговым преступлениям. Понятие «налоговые преступления» употребляется в литературе в узком и широком смысле слова. В первом случае налоговыми преступлениями признаются деяния, осуществляемые в рамках хозяйственной деятельности субъекта и посягающие на финансовые интересы государства в части формирования бюджета от сбора налогов с физических и юридических лиц.

4 стр., 1978 слов

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации ...

... из которых реально 20-40% составляют таможенные платежи. Общественная опасность уклонения от уплаты таможенных платежей заключается в том, что преступление подрывает экономическую безопасность Российской Федерации, ... прямо предусматривалась ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. Так, в ч. 2 ст. 273 субъект указанного состава преступления именовался «пошлиннокрад». Причем для ...

В более широком смысле под налоговым преступлением понимается всякое преступное деяние, посягающие на правоотношения в сфере налогообложения. Автор книги «Угоовная ответственность за преступление в сфере налогообложения» А.Г. Кот дал следующее определение рассматриваемого понятия: «Налоговые преступления (преступления в сфере налогообложения) — предусмотренные и запрещенные уголовным законом общественно опасные умышленные деяния (действия или бездействия), посягающие на правоотношения в сфере налогообложения». Предпосылкой для выделения налоговых преступлений являются общественные отношения в сфере налогообложения и регулирующее их налоговое законодательство. Налоговые отношения — это отношения государства в лице его уполномоченных органов с неограниченным кругом налогоплательщиков в лице организаций и граждан, на которые возложена обязанность платить налоги и нести ответственность за их неуплату. Непосредственным объектом налоговых преступлений является совокупность конкретных общественных — отношений, возникающих в процессе исчисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также в связи с осуществлением государственными органами контроля за полнотой и своевременностью их уплаты.

Налоговым кодексом установлено, что налоговые преступления являются наиболее опасной частью налоговых правонарушений, нарушающих положения, установленные этим Кодексом или иными издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства, либо посягающих на нормальную деятельность налоговых органов и их должностных лиц.

Налоговые преступления — это не только преступления, посягающие на финансовую систему государства, но и преступления, посягающие на иные родовые объекты, например, на нормальную деятельность налоговых органов и их должностных лиц в связи с осуществлением ими контроля за уплатой налогов (т.е., по существу, на порядок управления), а также на интересы налогоплательщиков. Объединяет эти преступления то, что все они нарушают те или иные постановления налогового законодательства.

По Таможенному кодексу России уклонение от уплаты таможенных платежей посягает на предусмотренный законом порядок уплаты таможенных платежей и посягает на финансовую систему государства и является видом налоговых преступлений. За основу определения непосредственного объекта налоговых преступлений нельзя брать всю совокупность общественных отношений, имеющих место в этой финансовой системе государства. Определений понятия финансов государства в литературе множество. По мнению профессора Л.А. Дробозиной: «Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства».

4 стр., 1620 слов

Таможенное дело / право

... внешнеэкономической деятельности (ВЭД), может самостоятельно написать дипломную работу, купить или заказать дипломную работу по таможенному праву быстро и недорого у профессиональных авторов. Кандидатская, ... тематики дипломных работ по таможенному делу: Союз между Россией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном; Организация контроля на таможенной границе; Размер и порядок взыскания платежей и ...

Финансовая система России включает в себя следующие звенья финансовых отношений:

1) централизованные финансы, используемые для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне: государственная бюджетная система; внебюджетные специальные фонды; государственный кредит;

2) децентрализованные финансы, используемые для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне: фонды страхования; финансы предприятий различных форм собственности.

В составе преступления, предусмотренного ст. 194 УК, непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие интересы государства в финансовой сфере по поводу формирования федерального бюджета, посредством сбора таможенных платежей и налогов с организации или физического лица.

В случае непоступления в федеральный бюджет таможенных платежей в запланированном объеме и времени, объекту данного преступления причиняется вред в виде:

  • упущенной выгоды;
  • невозможности выполнить государством финансовых обязательств расходной части бюджета в связи с полным или частичным отсутствием денежных средств;
  • нанесения ущерба экономической безопасности государства.

Дополнительным объектом преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ, является обеспечение государственного регулирования особой сферы экономической деятельности, связанной с вывозом (экспортом), ввозом (импортом), а в некоторых случаях провозом через таможенную территорию России (транзитом) товаров, полуфабрикатов, сырья. Более подробная характеристика данного объекта раскрыта нами в первой и второй главах.

Предмет преступления, предусмотренный ст. 194 УК РФ, наиболее полно изложил Н.И. Коржанский. «Предмет преступления» — это конкретный материальный объект, в котором проявляются определенные стороны, свойства общественных отношений (объект преступления), путем физического или психического воздействия на который причиняется социально опасный вред в сфере этих общественных отношений».

Предмет уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется качественными и количественными признаками. Качественные признаки состоят в том, что предметом преступления являются таможенные платежи, определяемые в п. 18 ст. 18 ТК РФ как «таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы на выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ». Согласно п. 19 ст. 18 ТК РФ «таможенная пошлина — платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза», а в п. 20 этой статьи говорится: «налоги — налоги, взимание которых возложено на таможенные органы РФ».

Количественный признак предмета выражается в сумме неуплаченных таможенных платежей. Признаком предмета состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 194 УК РФ, является крупный размер. В соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ под крупным размером следует понимать уклонение, при котором сумма неуплаченных таможенных платежей превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Дополнительным количественным признаком является особо крупный размер (ч. 2. ст. 194 УК РФ), определенный в примечании к статье в сумме трех тысяч МРОТ. При отсутствии крупного размера уклонение от уплаты таможенных платежей не образует состава преступления, а квалифицируется как административное правонарушение в зависимости от обстоятельств дела по нормам ТК.

10 стр., 4665 слов

Деятельность отдела таможенных платежей Калужской таможни

... 11.02.2009). 2. Общие положения и основные задачи отдела таможенных платежей Отдел таможенных платежей (далее - Отдел) является структурным подразделением Калужской таможни и подчиняется начальнику таможни и его заместителю по экономике. Структура и ...

В теории уголовного права объективная сторона любого преступления предусматривает в качестве обязательных элементов общественно опасное деяние (действие или бездействие); для преступлений с материальным составом — еще и общественно опасные последствия и причинную связь между деянием и последствиями. В качестве факультативных 2 признаков — время, место, обстановка, способ и средства совершения преступления. Таким образом, в объективной стороне состава преступления выражается его наиболее характерная особенность — преступная деятельность виновного.

Противоправное деяние «уклонение от уплаты таможенных платежей» дано в диспозиции ст. 194 УК РФ без достаточного раскрытия его признаков. Диспозиция данной нормы описывает преступление только термином «уклонение» от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. В связи с этим в правоприменительной практике возникают значительные трудности при квалификации такого рода противоправных действий.

Состав статьи уклонения от уплаты таможенных платежей по своей конструкции относится к бланкетным. Чтобы дать правильную уголовно-правовую оценку общественно-опасным деяниям, совершаемым в сфере таможенного налогообложения, работникам правоохранительных органов приходится обращаться не только к нормам уголовного, но и к другим отраслям права (гражданского, финансового, таможенного, административного).

Эти нормативные акты, как правило, содержат специальную терминологию, используемую и в уголовном законе. Процесс квалификации в значительной степени осложняется и тем, что содержание некоторых понятий, например, «уклонение», не раскрывается ни в одной из отраслей права. Дополнительные трудности связаны с тем, что массив нормативных актов, к которым требуется обращаться при квалификации диспозиции) постоянно изменяется и дополняется. Кроме того, когда уголовный и таможенный законы не содержат юридические омонимы, использование в не уголовном законодательстве терминов, не соответствующих уголовному законодательству, приводит при бланкетности норм уголовного закона к серьезным проблемам в квалификации преступлений.

Для эффективного правоприменения ст. 194 УК РФ необходимо уточнить толкование термина «уклонение» в налоговом, таможенном и уголовном праве. Законодатель не разъяснил, что понимается под уклонением от уплаты таможенных пошлин. Отсутствие в уголовно-правовой норме нормативно определенного понятия уклонения от уплаты таможенных платежей требует от правоприменителя самостоятельно устанавливать, является ли то или иное деяние — уклонением от уплаты таможенных платежей.

Необходимость нормативного определения понятия любого противоправного деяния очевидна и не требует особой аргументации. Основными элементами определения понятия являются:

  • во-первых, понятие противоправного деяния — суть объективной стороны этого деяния;
  • во-вторых, нормативно-правовое определение сути противоправного деяния позволяет правильно оценивать свои действия не только правоприменителем, но и остальными гражданами;

— в-третьих, наличие нормативно-определенного понятия конкретного противоправного деяния дает чёткие правовые ориентиры при отграничении сходных по составу преступлений в процессе квалификации. Отсутствие в уголовно-правовой норме точного определения понятия «уклонение от уплаты таможенных платежей» требует от правоприменителя, использовать имеющиеся в уголовном законодательстве сходные понятийные характеристики.

37 стр., 18049 слов

Таможенный контроль после выпуска товара: проблемы и перспектива развития

... ТК ТС. Таможенный контроль товаров, направлен на определение достоверности сведений, заявленных при декларировании, в частности: подтверждение правильности заявленной таможенной стоимости товаров; проведение мероприятий, направленных на выявление фактов уклонения от таможенных платежей и ...

Толковый словарь русского языка трактует слово «уклониться»: избегая чего-нибудь, устраниться, отказаться от чего-нибудь. В УК России термин «уклонение» используется неоднократно в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» в статьях: «злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности» (ст. 177 УК РФ), «уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» (ст. 194 УК РФ), «уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды» (ст. 198 УК РФ), «уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации» (ст. 199 УК РФ).

По мнению доктора юридических наук Юридического факультета МГУ, Кафедры уголовного права и криминологии, профессора П. Яни, термин «уклонение» может иметь различную трактовку. В законодательстве термин «уклонение» употребляется в ином значении, вовсе не вытекающем из его смыслового, грамматического содержания. С другой стороны, есть обоснованные опасения того, что термин «уклонение» в данном случае может пониматься слишком узко — лишь как собственно неуплата.

В ходе обсуждения проблемы на заседаниях рабочей группы (с участием ученых, профессоров Г. Борзенкова, Б. Волженкина, Н. Кузнецовой и практических работников), на научно-консультативном совете при Верховном Суде России и на Пленуме Верховного Суда России сделано заключение, что широко используемый в уголовном законодательстве термин «уклонение» означает не только само действие (бездействие), но и его результат. Налоговое преступление заключается именно в фактической неуплате налога, при том, правда, что к такому результату привели направленные на его достижение действия (бездействие), перечисленные в диспозиции соответствующих статей УК.

В теории уголовного права определению понятия «уклонение от уплаты таможенных платежей» должно уделяться самое серьезное внимание. Неверные толкования понятия приводят к излишней конкуренции норм права и к искажениям в осуществлении уголовной политики государства в виде необоснованного осуждения или освобождения от уголовной ответственности. Необходимость нормативно-определенного понятия «уклонения от уплаты таможенных платежей» исходит из того, что во-первых, термин «уклонение» употребляется в названии и тексте соответствующих статей УК; во-вторых, определение общего понятия «уклонение от уплаты таможенных платежей» позволяет глубже раскрыть сущность отдельных способов такого действия (уклонения), отличить комментируемые преступные посягательства от смежных составов преступлений. Понятие «уклонение» должно отражать то общее, что присуще его разновидностям (уклонение от уплаты таможенных платежей).

Объективная сторона преступления, предусмотренная ст. 194 УК РФ, раскрывается в ст. 282 ТК РФ. В частности, действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение — это заявление в таможенной декларации и иных необходимых документах недостоверных сведениях о таможенном режиме, стоимости либо стране происхождения товаров и транспортных средств или заявление иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера.

17 стр., 8475 слов

Таможенные преступления

... национальными и международными правовыми актами о таможенном деле порядок перемещения через таможенную границу товаров, их таможенного оформления, уплаты таможенных платежей, предоставления различных льгот или пользования ... и административных правонарушений. На таможенные преступления в юридической литературе обратили внимание с введением в действие Уголовного кодекса Российской Федерации 1996 ...

В п. «г» ч. 2. ст. 194 УК РФ предусмотрен такой квалифицирующий признак, как особо крупный размер, а в примечании к статье разъяснены качественные характеристики данного квалифицирующего признака — три тысячи минимальных размеров оплаты труда. Законодатель, введя вышеназванное отягчающее обстоятельство, на наш взгляд, точнее оценивает повышенную общественную опасность данного деяния. Тем более, что подобные отягчающие обстоятельства предусмотрены в ст. 198 и ст. 199 УК РФ. По данным нашего исследования, более 10% фактов уклонения от уплаты таможенных платежей совершены на сумму превышающую МРОТ в 3000 раз и более. Введение этого квалифицирующего признака существенно повысит эффективность борьбы с указанным преступным посягательством, будет способствовать дифференциации и индивидуализации ответственности виновных.

Так, из уголовного дела № 1/98, возбужденного 02.02.1998 г. Томской таможней по факту уклонения от уплаты таможенных платежей должностными лицами АО «Фанта» следует, что в адрес фирмы поступил из Туркменистана виноматериал «Сахра». При оформлении были представлены фальсифицированные документы, что позволило уклониться от уплаты таможенных платежей в сумме 1.941.928 рублей 44 коп. (1998 г.).

Размер уклонения превысил МРОТ в 23 тыс. 259 раз.

Уголовная политика в отношении уклонения от уплаты таможенных платежей определяет в качестве приоритета пресечение преступления, устранение его негативных последствий, а не лишение свободы или иное наказание, предусмотренное санкциями ст. 194 УК РФ. В частности, экономия репрессии применяется в случае деятельного раскаяния виновного лица. В ст. 75 УК РФ определены условия освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием. По смыслу статьи 194 УК РФ применение ст. 75 УК РФ возможно в отношении лиц, совершивших деяние в объеме ч. 1 ст. 194 УК РФ. Однако в ч. 2 ст. 75 УК РФ предусмотрено применение нормы в случае специального указания в статье Особенной части. Так, в п. 2 примечания к ст. 198 УК РФ прямо указано: «Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 194 или 199 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб».

В ст. 45 УК РФ наказания подразделяются на три категории — основные, дополнительные и наказания, которые могут назначаться и как основные, и как дополнительные. К основным наказаниям, предусмотренным санкцией ст. 194 УК РФ, следует отнести лишение свободы (ч. 1 ст. 194 УК РФ лишение свободы на срок до двух лет, ч. 2 ст. 194 УК РФ лишение свободы на срок до пяти лет).

Новый вид наказания, а именно, обязательные работы предусмотрен в ч. 1 ст. 194 УК РФ. Суть такого вида наказания в принуждении осужденного к общественно полезным работам. Прежде всего это работы, не требующие специальной подготовки или квалификации, например, уборка улиц. При этом осужденный не должен оставлять свое основное место работы или учебы. За выполнение работ осужденный не вознаграждается. Характеристика и условия обязательных работ разъясняется в ст. 4, ст. 49 и ст. 50 УК РФ.

11 стр., 5011 слов

Роль таможенных платежей в Российской Федерации

... а также неналоговые доходы федерального бюджета страны, к которым относится таможенная пошлина и таможенные сборы. Уплата таможенных платежей является основополагающим условием осуществления операций, связанных с внешней торговлей (рис.1.1). Рис.1.1. Таможенные платежи в Российской Федерации Уплата платежей - одно из основных условий ...

Штраф заключается в денежном взыскании, назначаемом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством РФ на момент назначения наказания, либо в размере, соответствующем части заработной платы или иного дохода осужденного (ч. 1 ст. 46 УК РФ).

Пределы части заработной платы или иного дохода осужденного, закон определяет по срокам их получения: от пяти месяцев до одного года (ч. 2 ст. 194 УК РФ).

Под иным доходом следует понимать любой помимо заработной платы подлежащий налогообложению доход, полученный осужденным в денежной (в том числе в виде иностранной валюты) или натуральной форме. Источники его получения должны быть исключительно законны (индивидуальная трудовая деятельность, сдача в наем квартиры и т.п.).

Применение штрафа, если он указан в санкции альтернативно, как основное наказание, целесообразно назначать в случаях, когда достижение целей наказания (исправление осужденного и предупреждение совершения им нового преступления) реально и достаточно именно путем воздействия на имущественные интересы виновного. В законе указаны также нижний и верхний пределы штрафа (в ч. 1 ст. 194 УК РФ от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до семи месяцев, в ч. 2 ст. 194 УК РФ от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года).

Видом дополнительного наказания, предусмотренного в исследуемой норме, является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. 2 ст. 194 УК РФ).

Суть этого вида уголовного наказания в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной деятельностью (ч. 1 ст. 47 УК РФ).

Под профессиональной деятельностью следует понимать постоянное выполнение работы, требующей специальных знаний или подготовки, например, бухгалтер. По смыслу закона данное наказание относится не только к служебной либо профессиональной, но и к любой деятельности, имеющей правовую регламентацию конкретных прав и обязанностей. При этом, если к моменту вынесения приговора виновный не занимает определенной должности или не занимается данной деятельностью, это не лишает суд права применения запрета в качестве наказания.

Законодатель, в санкции ч. 2 ст. 194 УК РФ не дал точного указания «определенной» должности и деятельности, занятие которыми может быть запрещено осужденному:

  • профессия, должность, включающая в себя служебную функцию позволяющую выступить в роли декларанта;
  • деятельность, позволяющая совершение действий пособничества в преступлении, предусмотренном ст.

194 УК РФ (например, частнопредпринимательская деятельность по изготовлению печатей и штампов).

Ограничение на прохождение лицами, привлеченными к уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ, дальнейшей службы в правоохранительных органах регламентируется ведомственными приказами.

12 стр., 5735 слов

Таможенная система Российской Федерации

... при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", Налоговым кодексом Российской Федерации [12] , Таможенным кодексом Российской Федерации[13] , законодательством об особых экономических зонах в Российской Федерации[14] и ...

1.2 Классификация способов уклонения от уплаты таможенных платежей

ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ — налоги, сборы, пошлины и иные платежи, взимаемые таможенными органами при:

1) перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

2) выполнении действий, способствующих (сопутствующих) данному перемещению.

Таможенный кодекс выделяет самостоятельные группы таможенных пошлин ввозные и вывозные. Однако Закон РФ «О таможенном тарифе» подразумевает под понятием «пошлина» не только ввозную и вывозную таможенные пошлины, но и иные виды пошлин, взимаемых таможенными органами: сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные.

В рамках таможенного законодательства, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательства РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли проводится следующая классификация таможенных пошлин:

Классификация таможенных пошлин в зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств.

Классификация таможенных пошлин в зависимости от способа взимания.

Классификация таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров.

В соответствии со ст.3 Закона РФ «О таможенном тарифе» по отношению к товарам, происходящими из стран, с которыми Российская Федерация находится в торгово-политических отношениях в режиме наибольшего благоприятствования нации, применяются базовые ставки таможенных пошлин. В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования нации либо страна происхождения которого не установлена, базовые ставки ввозных таможенных пошлин увеличиваются вдвое, за исключение случаев предоставления Российской Федерацией тарифных льгот (тарифных преференций).

С целью защиты экономических интересов РФ по отношению к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, могут временно применяться особые виды платежей:

1) Специальные пошлины — такие пошлины применяются:

  • В качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих наносить ущерб отечественным товаропроизводителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров;
  • В качестве ответной меры на дискриминационные или иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств или союзов;

2) Антидемпинговые таможенные пошлины — такие пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная рыночная стоимость в стране вывоза в момент ввоза на таможенную территорию РФ, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в РФ.

3) Компенсационная таможенная пошлина — это таможенный платеж, взимаемый в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии. Компенсационные таможенные пошлины взимаются, если такой ввоз наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами к таможенным платежам не относятся. Они взимаются по правилам, предусмотренным ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины. Также они представляют отдельный предмет регулирования Федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и относятся к особым видам пошлин.

Также существует возвратная таможенная пошлина — сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату плательщику при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки или переработки ранее ввезенных и оплаченных пошлиной товаров. Основания и порядок выплаты возвратных таможенных пошлин определяются национальным законодательством.

Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ www.ru. wikipedia.org.

Акциз — косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.).

Включается в цену товаров или тарифов за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. Порядок исчисления налога и его уплаты регулируется главой 22 Налогового кодекса РФ.

Таможенные сборы за таможенное оформление — это дополнительная плата, взимаемая таможней сверх таможенных пошлин, связанная с таможенным оформлением грузов. Таможенный сбор — это плата за таможенное оформление транспортных средств и товаров, взимаемая в национальной валюте.

Следовательно, к таможенным платежам относятся: таможенная пошлина, НДС, акциз, таможенные сборы и другие платежи, предусмотренные таможенным законодательством (законодательством о налогах и сборах, законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательством о валютном регулировании и валютном контроле и т.д.) и взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ в целях осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенные платежи можно классифицировать в зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств, в зависимости от способа взимания, в зависимости от страны происхождения товаров. Также применяются особые виды платежей, взимаемые с целью защиты экономических интересов РФ по отношению к товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ.

Глава 2. Ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей

2.1 Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Объект преступления — установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей.

Товары при перемещении через таможенную границу Российской Федерации подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно ст. 318 Таможенного кодекса РФ к таможенным платежам относятся: ввозная или вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы.

Ввозная или вывозная таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории.

Под таможенными сборами понимаются платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, — это обязательные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет.

Порядок исчисления, а также сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в соответствии с Таможенным кодексом РФ, НК РФ, Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе», Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности», Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» и другими нормативными актами.

Например, по общему правилу при ввозе товаров таможенные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее пятнадцати дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации (ст. 329 Таможенного кодекса РФ).

Объективная сторона преступления выражается в бездействии — уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под уклонением понимается полная или частичная неуплата таможенных платежей, повлекшая их непоступление в бюджетную систему Российской Федерации. Способы уклонения в диспозиции комментируемой статьи не указаны. Они могут быть разнообразными (например, представление подложных документов, подтверждающих факт уплаты таможенных платежей; простая неуплата таможенных платежей).

Деяние является оконченным в момент фактической неуплаты таможенных платежей в крупном размере в срок, установленный действующим законодательством. Состав преступления материальный.

В соответствии с примечанием к данной статье под крупным размером понимается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере — один миллион пятьсот тысяч рублей.

Крупный размер может образовываться в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, которая охватывалась единым умыслом.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления специальный — физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, ответственное за уплату таможенных платежей. В соответствии со ст. 320 ТК РФ этим лицом может являться декларант, таможенный брокер, владелец таможенного склада, перевозчик и т.д.

Квалифицирующий признак — совершение преступления в особо крупном размере и группой лиц по предварительному сговору (см. ч. 2 ст. 35 УК РФ и комментарий к ней).

Завладение таможенными платежами, поступившими в бюджет, путем представления заведомо недостоверных документов, якобы дающих право на возврат этих денежных средств как излишне уплаченных или взысканных (ст. 355 Таможенного кодекса РФ), следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК РФ).

В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 г. N 6 «О судебной практике по делам о контрабанде» не образуют состава контрабанды и подлежат квалификации только по ст. 194 УК РФ действия, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, совершенные после принятия таможенным органом решения о выпуске товаров в свободный оборот (например, в случаях использования ввезенных товаров на таможенной территории Российской Федерации вопреки условиям помещения этих товаров под таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин либо возврат уплаченных сумм, или в случаях, когда способ получения от таможенного органа разрешения на выпуск товара и уклонения тем самым от уплаты таможенных платежей не связан с совершением действий, перечисленных в диспозиции ч. 1 ст. 188 УК РФ).

За нарушение сроков уплаты таможенных платежей, не образующих крупный размер, установлена административная ответственность (ст. 16.22 КоАП РФ).

2.2 Разграничение преступлений, предусмотренных статьями 188 и 194 Уголовного кодекса России

В последнее время в сфере внешнеэкономических связей наблюдается тенденция к увеличению числа правонарушений, одни из которых носят административный характер, а другие — уголовный. Несмотря на то что в Таможенном кодексе Российской Федерации содержатся статьи, непосредственно касающиеся преступлений в таможенной сфере, ответственность за такие правонарушения устанавливается Уголовным кодексом Российской Федерации.

Сфера внешней торговли с начала 90-х годов была демонополизирована, в результате чего предприятия всех форм собственности получили право осуществлять внешнеэкономические операции. Были созданы новые таможенные структуры, система валютного и экспортного контроля, призванные осуществлять регулирование ВЭД, контроль за законностью в этой сфере. По официальным данным Федеральной службы государственной статистики, в 2009 г. (с января по сентябрь) внешнеторговый оборот России составил 321,409 млрд. долларов , в том числе экспорт 304 млрд. долларов импорт 114,833 млрд. долларов, а это 64,9% по отношению к показателям 2008 г. Так, в январе 2010 г. таможенными органами в доход федерального бюджета перечислено 274,77 млрд. рублей.

Вместе с тем такая важная составляющая федерального бюджета, как таможенные платежи, подвергается серьезным рискам и угрозам в результате криминальной деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В целом ряде случаев это связано с уклонением от уплаты таможенных платежей, установленных законом. В качестве факторов преступлений данного вида следует назвать форсированную либерализацию режима ВЭД, различие структуры внутрироссийских и мировых цен, неблагоприятный инвестиционный климат, высокий уровень криминализации экономических отношений как фактор использования внешнеэкономических связей для легализации капиталов, полученных преступным путем, недостаточную эффективность экспортного и валютного контроля, противоречия и пробелы таможенного законодательства в части регулирования таможенных платежей, регламентации режима их уплаты. Последнее обстоятельство стало предметом повышенного внимания в процессе правотворческой деятельности государства.

В последние годы экономическая активность сопровождается интенсивным правотворчеством в сфере таможенного регулирования. На сегодняшний день в России действует Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ, и активизация правотворческой деятельности происходит систематическим внесением изменений. Так, Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 290-ФЗ «О внесении изменений в статью 334 Таможенного кодекса Российской Федерации» была дополнена ст. 334 «Основания для предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов». Теперь предусматривается возможность предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении отдельных видов ввозимых на территорию РФ иностранных воздушных судов и комплектующих к ним, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень.

Обновление таможенного законодательства прямо влияет на уголовный закон в той его части, которая устанавливает основания ответственности за преступления, совершаемые в сфере таможенного дела. Это обусловлено бланкетным характером диспозиций соответствующей группы преступлений (ст. 188 «Контрабанда» и ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» УК РФ).

Итак, описание признаков составов данных преступлений взаимосвязано с положениями таможенного законодательства, а наличие оснований уголовной ответственности прямо зависит от наличия тех конструктивных критериев (предмет преступления, место совершения, способ и т.д.), признаки которых закреплены не в уголовном, а в таможенном законодательстве.

Товары при перемещении через таможенную границу Российской Федерации подлежат обложению таможенными платежами, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством. Согласно ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации к таможенным платежам относятся: ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; таможенные сборы.

Рассмотрим особенности преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. Для того чтобы дать исчерпывающую характеристику рассматриваемого деяния, необходимо обратиться к нормам Таможенного кодекса РФ и определить понятийный аппарат. Согласно ТК РФ таможенный сбор — это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Ввозная или вывозная таможенная пошлина — это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории. Под таможенными сборами понимаются платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.

Налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, — это обязательные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет.

Сумма таможенного платежа имеет непосредственное значение для установления признаков состава ст. 194 УК РФ. Порядок исчисления, а также сроки уплаты таможенных платежей устанавливаются в соответствии с Таможенным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 «О таможенном тарифе», Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 718 «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности», Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» и другими федеральными и региональными нормативными актами. Например, по общему правилу при ввозе товаров таможенные пошлины и налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.

По смыслу и по тексту ст. 194 УК РФ уголовная ответственность наступает за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых как с организаций, так и с физических лиц. Вместе с тем известно, что субъектом преступления по российскому уголовному праву могут быть только физические лица. Анализ признаков субъекта по ст. 194 УК РФ и признаков лиц, ответственных за уплату таможенных пошлин и налогов (ст. 320 ТК РФ), позволяет сделать вывод о том, что с юридической точки зрения уголовное и таможенное законодательство не находятся в противоречии. Лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п. 2 ст. 144 ТК РФ. При неуплате таможенных пошлин, налогов, в том числе при неправильном их исчислении и (или) несвоевременной уплате, ответственность перед таможенными органами несет лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов. Кроме того, ст. 328 ТК РФ в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов признает декларантов и иных лиц, на которых возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. Соответственно на этих же субъектов будет возложена и уголовная ответственность при наличии соответствующих к тому оснований.

С уголовно-правовой точки зрения представляют интерес ситуации, когда субъект получает право не уплачивать таможенные пошлины и налоги. Помимо общих уголовно-правовых обстоятельств, освобождающих субъекта от ответственности, в данной области действуют и особые обстоятельства. Их содержание следует не из уголовного, а из таможенного законодательства. Пункт 2 ст. 319 ТК РФ предлагает исчерпывающий перечень таких обстоятельств: «Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если: в соответствии с законодательством Российской Федерации: товары не облагаются таможенными пошлинами, налогами; в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, — в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение; до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий, установленных ТК РФ, иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения или использования (эксплуатации); товары обращаются в федеральную собственность». Кроме того, ст. ст. 333 — 335 ТК РФ устанавливают основания и пределы предоставления отсрочки или рассрочки таможенных платежей (которые, разумеется, нельзя отождествлять с освобождением от их уплаты).

Несомненно, толкование норм таможенного и уголовного законодательства позволяет прийти к выводу о том, что наличие указанных выше обстоятельств делает сложным применение ст. 194 УК РФ. Представляется, что в такого рода ситуациях речь идет об отсутствии материальных оснований уголовной ответственности, поскольку субъект полностью или на определенное время освобожден от обязанности вносить таможенный платеж в соответствии с законом. В целом анализ положений ст. 194 УК РФ и корреспондирующих положений Таможенного кодекса позволяет сделать вывод о том, что изменения самой диспозиции ст. 194 УК и изменения бланкетной нормативной базы (нормы ТК РФ) существенно сузили формально-юридические основания уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Уголовная ответственность наступает за такое уклонение, которое сопряжено с повышенной степенью общественной опасности (в связи с повышением размера неуплаченных сумм).

Менее опасные деяния, объективная сторона которых также выражается в уклонении от уплаты таможенных платежей, подпадают под действие иных отраслей законодательства. Видимо, следует говорить о том, что произошло разумное смещение юридической ответственности за такое экономическое правонарушение, как уклонение от уплаты таможенных платежей в сферу отраслевого регулирования за пределами уголовного законодательства. При этом сохраняется роль положений Таможенного кодекса как бланкетного источника установления критериев оснований уголовной ответственности за данное деяние.

Объект преступления — установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности и уплаты таможенных платежей. При установлении объективной стороны преступления необходимо прежде всего доказать наличие предусмотренного уголовным законом общественно опасного деяния, которое представляет собой внешнее проявление преступного поведения лица. Такие действия (бездействие), связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей, раскрываются в нормах Таможенного кодекса РФ: ст. ст. 281, 282, 283, 284, ч. 1 ст. 254 ТК РФ.

Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей включает в себя: нарушение порядка пользования и распоряжения условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам; действия, направленные на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение; действия, направленные на возврат уплаченных платежей, получение выплат и иных возмещений либо их невозвращение без надлежащих оснований; нарушение сроков уплаты таможенных платежей; выдача без разрешения таможенного органа Российской Федерации, утрата или недоставление в таможенный орган Российской Федерации товаров, транспортных средств и документов на них; неправомерные операции с товарами и транспортными средствами, помещенными под определенный таможенный режим. Такие противоправные деяния образуют состав преступления при условии, что уклонение от уплаты таможенных платежей совершено в крупном размере (ч. 1 ст. 194 УК РФ).

Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей или нескольких действий по неуплате таможенных платежей, то необходимо учитывать, что неуплата всех платежей охватывалась единым умыслом обвиняемого. Предметом доказывания являются и квалифицирующие признаки объективной стороны рассматриваемого преступления: совершение двух и более фактов уклонения от уплаты таможенных платежей в крупном размере, где каждый из вменяемых эпизодов представляет собой самостоятельное преступление, не охватываемое единым умыслом виновного; уклонение от уплаты таможенных платежей в особо крупном размере (п. «г» ч. 2 ст. 194 УК РФ).

Доказыванию при уклонении от уплаты таможенных платежей, кроме признаков, описанных в диспозиции ст. 194 УК РФ, подлежат и иные имеющие значение для правильного разрешения дела: время, место, способ и другие обстоятельства совершения деяния. Если же они остались невыясненными, если не известны ни время, ни место, ни способ совершения деяния, то и само это деяние нельзя признать установленным. Без определения времени совершения преступления невозможно решить вопросы о действии уголовного закона во времени, применении срока давности, проверить выдвинутое обвиняемым алиби и т.п. Для привлечения к ответственности за нарушение сроков уплаты таможенных платежей следует исходить из того, что под установленными сроками, указанными в диспозиции ст. 284 ТК РФ, следует понимать сроки, устанавливаемые таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством.