Таможенная стоимость товара: сущность, функции

Курсовая работа

В современных условиях повышается значение эффективности инструментов защиты национальных интересов на внешнем и внутреннем рынках.

Во всех странах мира внешнеторговая деятельность регулируется государством. Глубина и жесткость этого регулирования, как и набор методов, с помощью которых осуществляется это регулирование, в разных странах различны. Однако общим является одно — государство защищает свою национальную экономику, защищает интересы своих экспортеров за рубежом и экономические интересы отечественных производителей и потребителей товаров и услуг на национальном рынке.

Одним из самых распространенных нарушений таможенного законодательства является заявление участниками ВЭД недостоверных сведений о товаре и его стоимости. При этом зачастую используются фиктивные внешнеторговые документы. Прямыми последствиями такой практики являются недополучение государством значительной суммы таможенных платежей, снижение эффективности тарифного регулирования ВЭД и искажение информации о стоимостном объеме внешней торговли. Косвенными последствиями являются негативное влияние на развитие цивилизованного внутреннего рынка, вызванное недобросовестной ценовой конкуренцией, легализация денежных средств, полученных незаконным путем, нелегальный вывод денежных средств за рубеж.

Таким образом, воздействие государства на ВЭД — это фактор развития страны, благосостояния нации. Бесконтрольная же деятельность организаций, самостоятельно выходящих на внешний рынок, может привести к отрицательным последствиям для всей экономики страны.

На современном этапе российское законодательство подробно регламентирует процесс определения и заявления таможенной стоимости, вместе с тем понятие «таможенная стоимость» разработано недостаточно.

Между тем понятие «таможенная стоимость» имеет глубокое содержание, сложную структуру и двойственную природу: экономическую (стоимостной показатель, величина, используемая в качестве налоговой базы при исчислении таможенных платежей) и правовую (таможенно-правовая категория, характеризующая товар как предмет публично-правовых отношений).

Научный интерес представляют функции таможенной стоимости, ее назначение, цели и принципы определения таможенной стоимости товаров.

Объектом исследования является система отношений, возникающих при определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

Предмет исследования — положения нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемые отношения, научно-правовая литература, посвященная анализируемой проблеме.

15 стр., 7079 слов

Таможенная политика государства

... порядка исчисления и подтверждения таможенной стоимости и страны происхождения ввозимого товара, режима преференций и таможенных режимов возможного помещения товаров, которые в совокупности являются ... государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях). Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных ...

Целью работы является исследование и анализ теоретических и нормативных положений о таможенной стоимости товаров.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • определить понятие и элементы таможенной стоимости товаров;
  • выявить функции таможенной стоимости;
  • раскрыть принципы определения таможенной стоимости товаров;
  • рассмотреть методы определения таможенной стоимости.

При написании работы были использованы научные методы познания действительности: системно-структурный, статистический, анализ и синтез, логический и др.

Информационную базу исследования составили законодательные и иные нормативные правовые акты, научная литература, относящаяся к анализируемой проблеме, статистические данные.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Общая характеристика таможенной стоимости товаров

декларирование таможенный стоимость товар

1.1 Понятие и элементы таможенной стоимости товаров

Категории цены, ценности, стоимости товара имеют для экономики таможенного дела основополагающее значение. Опираясь на эту категорию, таможенные органы определяет рыночную цену декларируемого товара от размера которой, в свою очередь, зависит величина взимаемой пошлины. Любое неверное определение количественной оценки цены и таможенной стоимости товара ведет к экономическим потерям как государства, так и частного бизнеса.

Определение понятия «таможенная стоимость» в российской научной литературе, как правило, ограничивается воспроизведением положений законодательства Российской Федерации, международных норм по таможенной стоимости и таможенной оценке товаров.

Таможенную стоимость можно определить, как цену товара, которую участник внешнеэкономической деятельности предъявляет служащему таможенного органа при пересечении грузом таможенной границы Таможенного союза. Фактически она является налоговой базой Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2011. — С. 205..

Таможенную стоимость определяется в целях:

  • исчисления таможенных платежей (пошлин, таможенных сборов, акцизов, НДС);
  • ведения таможенной и внешнеэкономической статистики;
  • применения других мер по регулированию торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров.

Согласно ст. 75 Таможенного кодекса Таможенного союза Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — N 50. — Ст. 6615. (далее — ТК ТС) объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).

Элементами таможенной стоимости являются Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / А.И. Дралин, С.Г. Михнева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2010. — С. 73.:

18 стр., 8967 слов

Участие в выставках и ярмарках как средство продвижения товара

... чем принять решение об участии в выставке или ярмарке, его следует тщательно обдумать. Если же предприятие твердо уверено в необходимости участия в выставке или ярмарке и четко ... показ, а также продажу выставленных товаров. Довольно широко стали использоваться передвижные выставки образцов товаров в автофургонах, салонах самолетов. Постоянные выставки Эти выставки организуются чаще всего при ...

  • цена товара, согласованная при заключении внешнеторгового контракта;
  • расходы по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию ТС (стоимость транспортировки, погрузки, выгрузки или перегрузки товара, затраты на страхование);
  • расходы, понесенные покупателем при осуществлении внешнеэкономической сделки (комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке и др.);
  • стоимость услуг или товаров, предоставленных покупателем продавцу для производства или продажи ввозимых товаров (сырье, материалы, комплектующие; инструменты, штампы и т.

п. предметы, используемые при изготовлении оцениваемых изделий смазочные материалы, топливо и пр.; стоимость инженерной проработки, чертежей, эскизов и др. работ, выполненных вне территории ТС);

  • лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности;
  • доход продавца от любых последующих перепродаж или использования товара на территории ТС, который должен быть выплачен покупателем продавцу.

Таким образом, таможенная стоимость напрямую влияет на затраты при таможенном оформлении товаров, так как таможенные пошлины, сборы и таможенный НДС уплачиваются исходя из величины таможенной стоимости товара.

Следует отметить, что для материальных товаров, имеющих вещественную форму, определить таможенную стоимость с небольшой погрешностью, чаще всего, проще, чем для нематериальных активов. Например, для таких сырьевых товаров, как нефть, газ, металлы, сахар, зерно достаточно знать соответствующие биржевые котировки на определенный момент времени. Цены, формируемые на крупнейших международных биржевых площадках, считаются мировыми.

Для товаров, не торгуемых на биржах, определение таможенной стоимости осложняется, так как цены контрактов зависят во многом от согласия сторон. Если цены сделок купли-продажи товаров, пересекающих таможенные границы государства, значительно отличаются от цен основной массы экспортеров и импортеров, таможенные органы вмешиваются в данный процесс и при необходимости самостоятельно определяют цены сделок по своей методике.

Помимо собственно стоимости товаров, пересекающих таможенную границу государства, таможенным органам приходиться учитывать стоимость услуг и работ, связанных с транспортировкой, погрузочно-разгрузочными работами, охраной и страхованием грузов. Таким образом формируется общая таможенная стоимость, по результатам исчисления которой взимаются налоги и пошлины, а также исчисляются сборы за таможенное оформление товаров.

Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли.

Государство заинтересовано в получении платежей от введения ввозных, вывозных и транзитных пошлин, которые поступают в доходную часть государственного бюджета. При определении конкретных величин таможенных пошлин учитываются также меры по защите внутреннего рынка от экспансии иностранных товаров, потребности хозяйственного сектора в зарубежном оборудовании и иностранных технологиях, не имеющих отечественных аналогов. Нередко государственные интересы включают в себя помощь развивающимся странам или странам-союзникам.

5 стр., 2022 слов

Контроль исполнения документов в таможенных органах

При постановке документа на контроль в верхнем правом углу документа в подразделении документационного обеспечения (ответственным за ведение делопроизводства) проставляется отметка о контроле. 3. Контроль исполнения документов обеспечивают: начальник (заместители начальника) таможенного органа; подразделение документационного обеспечения (ответственные ...

Кроме того, величина ставки таможенной пошлины оказывает непосредственное воздействие на формирование цены для конечных потребителей — населения и предприятий. Высокая пошлина повышает стоимость иностранных товаров, юридические и физические лица вынуждены платить за них больше, что снижает их благосостояние. Очевидно, что эта категория потребителей заинтересована в невысоких таможенных пошлинах.

Определяя конкретное значение ставки таможенной пошлины, государство учитывает весь комплекс экономических и политических факторов, что находит свое отражение в оптимизации и гармонизации баланса интересов. Тонкие расчеты, связанные с учетом баланса всех экономических интересов могут быть обесценены неправильной оценкой таможенной стоимости и цен товаров, пересекающих таможенную границу страны. И завышение, и занижение пошлин весьма нежелательно.

Внедрение четких норм и правил определения таможенной стоимости ввозимых товаров обеспечивает (со стороны государства в лице его соответствующих структур) организацию эффективной системы контроля за их соблюдением. Это необходимо для обеспечения полноты поступлений доходов от взимания таможенных платежей в государственный бюджет благодаря правильному исчислению базы налогообложения ввозимых товаров.

1.2 Функции таможенной стоимости

Таможенная стоимость реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций, которые выражают ее сущность. Основными функциями таможенной стоимости являются фискальная и регулирующая, а также статистическая и контрольная.

Фискальная функция таможенной стоимости заключается в том, что она является основой для начисления таможенных платежей. Это своего рода налоговая база для исчисления таможенных пошлин по адвалорной ставке, сбора за таможенное оформление товаров, а также основным элементом налоговой базы для исчисления налога на добавленную стоимость и акциза по адвалорной ставке для подакцизных товаров. Таким образом, важность фискальной функции таможенной стоимости обусловлена тем, что посредством нее обеспечиваются налоговые поступления в доход бюджета.

Следует отметить, что в связи с усложнившейся внешнеэкономической и политической ситуацией, связанной с событиями в Украине, санкционной войной произошло значительное снижение сбора таможенных платежей. Несмотря на то, что в 2015 году сумма доходов от внешнеэкономической деятельности, связанной с администрированием таможенных органов, в федеральном бюджете составила 4910,7 млрд руб., что несколько выше планового задания (на 30,3 млрд руб.), повода для гордости нет, так как плановое значение в течение года неоднократно менялось. По сравнению с 2014 годом, когда было собрано 7008,14 млрд руб., объем поступлений сократился на 30 %, что представляется весьма не утешительным. На рис. 1.1 приведены данные ФТС РФ по динамике поступлений в федеральный бюджет http://www.tamognia.ru..

Рисунок 1.1. Динамика фактических и плановых поступлении в федеральный бюджет (млрд руб.)

14 стр., 6705 слов

Корректировка таможенной стоимости товаров

... у покупателя и таможенных органов нет сведений об идентичных товарах, выпущенных производителем оцениваемых товаров. При определении таможенной стоимости оцениваемых товаров по методу 2, при необходимости может производиться корректировка таможенной стоимости идентичных товаров, в случаях нахождения ...

В отдельные месяцы в 2015 г. таможня перечисляла платежи и вовсе вполовину меньше, чем в 2014 г., например, спад в апреле и мае составлял более 45% (см. рис. 1.2).

Рисунок 1.2 Динамика поступлении в федеральный бюджет от таможенных органов в январе-декабре 2014/2015 гг. (млрд руб.)

В 2015 году произошло и сильное сокращение объемов декларирования. По данным ФТС РФ, с января по декабрь 2015 года количество поданных деклараций на товары сократилось с 4,27 млн до 3,9 млн по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, и особенно сильный спад помимо января наметился в ноябре, хотя ещё несколькими годами ранее именно на осенние месяцы приходился рост активности в сфере ВЭД (рис. 1.3).

Рисунок 1.3 Динамика объемов декларирования в апреле 2014 — декабре 2015 гг. (число поданных деклараций).

Безусловно, причиной тому стало сокращение производства многих видов товаров, уход с российского рынка крупнейших автомобильных производителей, ухудшение отношений с Украиной и другими странами, санкции и многое другое.

Следующей функцией таможенной стоимости является регулирующая. Посредством нее осуществляется регулирование торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров. В рыночной экономике (и не только) государство обязано осуществлять регулирование внешнеэкономической деятельности. Это необходимо для обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности подчинены решению стратегических задач государства, как во внешнеэкономических отношениях в целом, так и в области развития национальной экономики. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Во внешнеэкономической политике реализуются два основных ее направления: протекционизм и либерализация внешнеэкономической деятельности. Протекционизм состоит в защите отечественного предпринимательства и внутреннего рынка страны от иностранной конкуренции и (или) поддержке отечественных производителей в их экспансии на рынках зарубежных государств. Либерализация связана со снятием различного рода барьеров, которые препятствуют развитию внешнеэкономических связей. Обычно понятие либерализации ВЭД связывается с понятием открытости национальных экономик.

Статистическая функция таможенной стоимости заключается в:

  • обеспечении полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте государства;
  • анализе основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков государства вместе с анализом ее макроэкономической ситуации;
  • информационном обеспечении высших органов государственной власти и управления при принятии ими решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли;
  • анализе рынка государства;
  • представлении данных таможенной статистики для составления торгового и отдельных статей платежного балансов государства;
  • содействии в осуществлении государствами взаимного обмена информацией с таможенной статистики внешней торговли;
  • решении других задач, обусловленных национальной таможенной политики.

Большое значение имеет контрольная функция таможенной стоимости. Например, с ее помощью проводится контроль за начислением таможенных платежей, валютный контроль внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним в соответствии с законодательными актами государства. Таможенные органы осуществляют контроль таможенной стоимости товаров с целью проверки соблюдения декларантом требований, установленных таможенным законодательством в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

3 стр., 1063 слов

Таможенное сотрудничество стран таможенного союза в области таможенно-тарифного ...

... нормативно-правовую базу таможенно-тарифного регулирования в странах Таможенного союза; проанализировать современную ситуацию, основные проблемы и возможные пути решения в области таможенно-тарифного регулирования; дать оценку таможенному сотрудничеству в странах Таможенного союза в области таможенно-тарифного регулирования. Методологической ...

Контроль таможенной стоимости товаров регулируется ст. ст. 66-69 ТК ТС, Порядком декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров. Кроме того, важные разъяснения о некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию ТС, дал Пленум ВАС в Постановлении от 25.12.2013 N 96 Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» // Вестник ВАС РФ. — 2014. — N 3..

Таможенная стоимость выполняет правоохранительную функцию, так как она является основой для применения санкций за нарушение таможенных правил, в частности за действия, направленные на неправомерное занижение (или освобождение) таможенных платежей.

Из анализа судебной практики по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела вытекает, что наиболее распространенными составами административных правонарушений, за которые таможенные органы привлекают к административной ответственности, на протяжении длительного времени остаются не декларирование (ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 1 (ч. 1).

— Ст. 1.) и недостоверное декларирование товаров, в результате которого возникла неуплата таможенных платежей или занижение их размера (ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ) См.: Особенности судебной практики по делам, вытекающим из таможенных правоотношений. Выпуск II. Сборник материалов межвузовского конкурса научных работ студентов / Под общ. ред. С.Н. Гамидуллаева. — СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2015. — С. 28..

В соответствии с законодательством, заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При выявлении признаков, указывающих на то, что заявленные в декларации на товары сведения о таможенной стоимости товаров должным образом не подтверждены, таможенный орган вправе потребовать представления дополнительную документацию, подтверждающую указанные сведения о таможенной стоимости товаров. В том случае если будет выявлено, что в декларации таможенной стоимости указаны недостоверные сведения, то декларант, либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность по ч. 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в которой указано, что за указание недостоверных сведений, а в данном случае, таможенной стоимости товара, влечет наложение административного штрафа.

21 стр., 10259 слов

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости ...

... также может производить таможенную оценку товара. В-третьих, таможенная оценка применяется к товару. В-четвертых, таможенная оценка производится в целях определения таможенной стоимости товара. Термин «таможенная стоимость» имеет гораздо большее количество определений, нежели термин «таможенная оценка». В международной практике ...

Добросовестные участники внешнеэкономической деятельности при самостоятельном обнаружении недостоверных сведений в декларации на товары зачастую готовы внести коррективы в такую декларацию и уплатить недостающую сумму таможенных платежей.

В случае добровольного представления декларантом и (или) таможенным представителем в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, лицо, совершившее административное правонарушение, установленное ч. 2 ст. 16.2 KoAП РФ, освобождается от административной ответственности за указанное правонарушение, если на дату, предшествующую дате регистрации обращения о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию, соблюдены в совокупности следующие условия (рис. 1.4):

Рисунок 1.4 Условия освобождения от административной ответственности

С помощью таможенной стоимости осуществляется проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках:

  • контроль за эквивалентностью встречных товарных отправлений;
  • валютный контроль при проведении экспортно-импортных операций;
  • контроль за соблюдением установленных стоимостных квот.

В связи с тем, что процедура определения и контроля таможенной стоимости связана с внешнеторговой деятельностью, особое значение приобретает унификация таможенного законодательства торгующих сторон, трансформация национальных законодательств по определению таможенной стоимости и организации его контроля на основе международных принципов. Все это в значительной мере облегчает участникам ВЭД организацию экспортно-импортных операций и упрощает таможенное оформление товаров.

2. Система определения таможенной стоимости товаров

2.1 Принципы определения таможенной стоимости товаров

Основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, базируются на международных нормах, применяемых Всемирной торговой организацией, а именно на Соглашении о применении статьи VII ГАТТ 1994 Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года [рус., англ.] (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // http://www.pravo.gov.ru..

Идея этого Соглашения в том, что в целях таможенной оценки должна использоваться действительная цена товара, т.е. цена товара, складывающаяся в условиях свободной конкуренции в соответствии с обычной торговой практикой при обычном течении торговли.

Вопросы определения таможенной стоимости регулируются Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — N 32. — Ст. 4471. (далее — Соглашение).

5 стр., 2044 слов

Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия

... Теперь можно перейти к основной теме моего реферата «Таможенная политика Петра I. Характер, особенности, противоречия». Рассмотрев Петра I и его политику со всех сторон, я хотел бы более ... были рассчитаны лишь на решение фискальных задач. Сумма таможенных пошлин не превышала 10 % стоимости товаров, т.е. проводилась политика свободной торговли, что не стимулировало развитие промышленности и ...

Оно было разработано ТК ТС, но вступило в действие одновременно с ним. Указанное Соглашение устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения ЕТТ ТС, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования.

Система определения таможенной стоимости распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию и вывозимые с нее.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с Соглашением, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства См.. напр.: Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.11.2015) «О таможенном тарифе» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — N 23. — Ст. 821; Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — N 48. — Ст. 6252. — члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров (п. 1 ст. 64 ТК ТС).

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных ТК ТС. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4 ТК ТС декларант — это лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Таможенный представитель, согласно п. 34 ст. 64 ТК ТС, — это юридическое лицо государства — члена таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Действующее законодательство РФ предусматривает четкий порядок определения таможенной стоимости — в законе указывается исчерпывающий перечень методов и последовательность их применения (по цене сделки с ввозимыми, идентичными, однородными товарами, метод вычитания, сложения стоимости, резервный метод), о чем будет сказано в следующем параграфе.

Общая структура таможенной стоимости включает в себя:

  • цену сделки, уплаченную или подлежащую уплате при пересечении товаром таможенной границы ТС (до порта или иного места ввоза),
  • расходы, понесенные дополнительно в связи с перемещением, производством или продажей ввозимого товара.

Из анализа различных теоретических подходов к категории стоимости следует, что это понятие не имеет однозначно определяемых границ. Эти границы могут довольно широко варьироваться в зависимости от того, какие критерии положены в основу оценки стоимости — труд, полезность, предпринимательские способности. Соответственно, разной оказывается и денежная оценка стоимости. Для тарифно-таможенного регулирования это обстоятельство создает существенные трудности, так как для объективной оценки стоимости необходимо единообразное толкование.

Следует отметить, что проблема точного определения таможенной стоимости является одной из наиболее острых. На практике существует целый комплекс проблем, связанных с неправильным определением таможенной стоимости товаров, например манипуляции с таможенной стоимостью, а также трудности в применении установленных законодательством методов ее исчисления.

10 стр., 4593 слов

Всемирная таможенная организация

... касательно Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы. Объект работы - система реализации Всемирная таможенная организация. Предмет исследования – частные вопросы деятельности системы Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы. Цель работы – изучение темы Всемирная таможенная организация, основные направления ее работы как ...

Наличие общедоступной методики и установленных правил определения таможенной стоимости ставит всех участников ВЭД в равные условия и позволяет существенно повысить степень определенности при организации внешнеторговых операций, заранее просчитать все необходимые экономические параметры заключаемых сделок.

2.2 Методы определения таможенной стоимости товаров

Долгое время методы оценки таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB, в других — с цены CIF. Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции.

В настоящее время для определения таможенной стоимости товаров, ввезенных на таможенную территорию ТС, используется несколько методов, основанных на различных подходах и методиках подсчета. Различия в способах исчисления объясняются тем, что во внешнеэкономических операциях используются разные схемы поставок и способов взаиморасчетов, разные по своим свойствам и назначению товары (в том числе товары рыночной новизны и уникальные товары, не имеющие близких аналогов).Отдельные контрагенты сделок не используют денежных взаиморасчетов, применяя товарообменные (бартерные) операции, другим удобны вексельные расчеты, третьим выгодны контракты ввоза продукции с последующей доработкой и реимпортом готовых изделий. Не исключается также использование давальческих схем, при которых переработка сырья за границей оплачивается не валютой, а частью поставляемого продукта.

Большое влияние на цены товаров, пересекающих таможенную границу, оказывают также отношения между контрагентами внешнеэкономических сделок, которые могут характеризоваться как взаимодействие между независимыми хозяйствующими субъектами, так и аффилированными (взаимозависимыми) лицами. К числу последних относятся родственные связи, лица, выступающие совладельцами бизнеса (имеющими доли и пакеты акций свыше 5% уставного капитала), холдинговые структуры.

Все перечисленные особенности находят свое отражение в дифференциации способов исчисления таможенной стоимости, которые оперируют с теми или иными группами товаров, а также затратами и условиями поставки товаров.

На сегодняшний день существует шесть методов определения таможенной стоимости:

  • по стоимости сделки с ввозимыми товарами,
  • по стоимости сделки с идентичными товарами,
  • по стоимости сделки с однородными товарами,
  • методом вычитания стоимости,
  • методом сложения стоимости,
  • резервным методом.

Рассмотрим их подробнее.

Основным и наиболее часто применяемым методом определения таможенной стоимости является определение по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Это цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары на момент пересечения товаром таможенной границы. На практике данный метод применяют более 90 % промышленных и торговых предприятий, ввозящих на территорию Таможенного союза импортное сырье, материалы, товары. Большинство внешнеэкономических сделок имеют стоимостную основу, а расчеты по контрактам осуществляются посредством денежных средств, соответственно, указанные цены составляют основу для определения таможенной стоимости товаров по данному методу. В таможенную стоимость включаются затраты на транспортировку, страхование, лицензирование и другие, фактически понесенные декларантом к моменту пересечения таможенной границы См.: Особенности судебной практики по делам, вытекающим из таможенных правоотношений. — С. 134..

Условия применения метода оценки по цене сделки в ввозимыми товарами (п. 1 ст. 4 Соглашения):

1) нет ограничений прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений:

  • установленных совместным решением органов таможенного союза;
  • географического региона;
  • существенно не влияющих на цену товара.

2) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей.

3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со ст. 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления.

4) нет условий, количественное влияние которых на цену товара не может быть определено.

Если стоимостные показатели сделки между участниками внешнеэкономической деятельности не зафиксированы в контракте, то для исчисления таможенной стоимости применяются другие методы, опирающиеся на идентичные (очень похожие) или однородные (весьма похожие) по своим техническим, физическим, качественным, имиджевым характеристикам и стране-производителю товаров. В качестве критерия оценки закладывается меновая стоимость товара, лежащая в основе эквивалентности экономических обменов. Данный параметр дополняется уточнением временного фактора, так как ценность товара меняется с течением времени.

По стоимости сделки с идентичными товарами — определение таможенной стоимости по стоимости сделки с идентичными товарами. Метод применяется в том случае, когда нельзя использовать основной метод. Стоимость сделки с идентичными товарами принимается в качестве основы для определения таможенной стоимости, если эти товары:

  • проданы для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза;
  • ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

— ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях. В случае, если идентичные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу её обоснованность.

В случае, если при применении этого метода выявляется более одной цены сделки по идентичным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

По стоимости сделки с однородными товарами — формально его применение не отличается от второго метода, за исключением понятия однородные товары — товары, которые не являются полностью идентичными, но имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять такие же функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются следующие их характеристики:

  • назначение и характеристики;
  • качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;
  • страна происхождения.

На основе вычитания стоимости — базируется на цене, по которой ввозимые (оцениваемые) или идентичные, или однородные товары были проданы наибольшей агрегированной партией на таможенной территории Таможенного союза в неизменном состоянии. Из цены при этом вычитаются затраты, характерные только для внутреннего рынка, которые не должны быть включены в таможенную стоимость (таможенные пошлины, вознаграждение посреднику, обычные расходы в связи с транспортировкой и продажей и пр.).

Сложность в применении метода на основе вычитания стоимости состоит в недостаточной информации. Для определения величины тех расходов, которые необходимо вычесть из внутренней цены товара, нужно владеть статистической информацией о средней величине этих расходов в данном регионе. Чтобы обеспечить возможность применения метода на основе вычитания стоимости, необходимо наладить взаимодействие таможенных статистических органов по сбору и анализу информации.

На основе сложения стоимости — на основе учета издержек производства этих товаров, к которым добавляется сумма прибыли и расходов, характерных для продажи оцениваемых товаров в ТС.

Расчет стоимости получается путем сложения следующих компонентов:

  • себестоимости товара при его производстве в стране экспорта;
  • суммы прибыли при продаже этого товара в ТС;
  • затрат на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, страхование, понесенные до места ввоза товара на территорию ТС.

Данный метод требует особо тщательного таможенного наблюдения, так как получение подобной информации от изготовителя товаров зачастую затруднено, а в случае её предоставления для проверки фактически не все документы и сведения могут быть представлены таможенным органам.

Как правило, необходимую информацию об издержках производства оцениваемых товаров можно получить только за пределами страны ввоза. В этой связи использование метода сложения при определении таможенной стоимости ограничено теми случаями, в которых покупатель и продавец являются взаимозависимыми, и производитель готов представить властям страны ввоза необходимые данные об издержках производства и облегчить дальнейшую их проверку, если возникнет такая необходимость.

Иногда возникают ситуации, когда ни один из вариантов определения таможенной стоимости не может быть использован. Чаще всего это случаи, когда товары ввозятся временно или не перепродаются в стране-импортере, либо в случаях, когда изготовитель неизвестен или отказывается предоставить данные об издержках производства, либо предоставленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом. В таких случаях применяется резервный метод. Он основан на расчетах и экспертных оценках, при этом оценки базируются в максимально возможной степени на стоимости сделки ввезенных товаров; используется стоимость, основанная на фактических оценках, то есть ценах, по которым ввезенные товары продаются в стране при обычном ходе торговли в условиях конкуренции.

Таможенная стоимость товаров не должна быть определена на основе:

  • цены товара на внутреннем рынке товаров, произведённых на территории ТС;
  • системы, предусматривающей принятие более высокой альтернативной стоимости;
  • цены товара на внутреннем рынке страны его вывоза;
  • цены товаров, поставляемых из страны вывоза на территорию третьих стран;
  • минимальной таможенной стоимости;
  • произвольной либо фиктивной стоимости товара.

Для определения таможенной стоимости по данному методу в качестве ценовой базы не может быть использована информация:

  • о ценах товаров на внутреннем рынке ТС без соответствующей корректировки на размер затрат, понесенных в связи с импортом;
  • о ценах товаров, поставляемых из страны вывоза в третьи страны;
  • о ценах на товары ТС;
  • о произвольно установленных и документально не подтвержденных ценах.

Эти методы применяются декларантом в порядке их перечисления (в случае невозможности применения предыдущего метода), за исключением методов 4 и 5, которые могут применяться в обратном порядке.

Следует отметить, что зачастую таможенные органы неоправданно используют неосновные методы оценки товара, нарушая установленную законом очередность. По этому поводу арбитражный апелляционный суд в своем постановлении дал разъяснение о том, что правило последовательного применения методов определения таможенной стоимости при невозможности использования основного метода заключается в том, что каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 N 15АП-15434/2012 по делу N А32-10763/2012 // http://base.consultant.ru (документ опубликован не был)..

Если по результатам проведенного таможенного контроля обнаружено, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость ввозимых товаров, таможенными органами принимается решение о корректировке таможенной стоимости. Нередко результатом такого процесса является доначисление таможенных платежей.

При принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант обязан осуществить корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный ст. 196 ТК ТС. Если декларант указанные действия не осуществил, таможенный орган отказывает в выпуске товаров. Поэтому независимо от того, согласно предприятие с проведенной таможней корректировкой таможенной стоимости или нет, оно должно уплатить налоги и пошлины исходя из скорректированной стоимости, а позднее вправе обжаловать решение таможни в суде.

Заключение

В настоящей работе на основе проведенного теоретического и правового исследования были рассмотрены наиболее важные аспекты сущности таможенной стоимости товара, ее целей и функций. Обобщая результаты, полученные в ходе исследования, сформулируем основные выводы.

Таможенная стоимость — это стоимостная величина, используемая для при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, в этом заключается ее основное функциональное назначение. Посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины. Одновременно с этим таможенная стоимость выполняет также важную регулирующую функцию.

Таким образом, таможенная стоимость используется в рамках тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, а также в «прикладных» целях, в частности, как критерий определения налогонеоблагаемого минимума, для таможенной статистики, иногда — при определении размеров административных штрафов, назначаемых за совершение административных правонарушений в области таможенного дела.

Нормативная правовая база Российской Федерации по таможенной стоимости состоит из двух частей. Первая включает акты Таможенного союза и охватывает такие вопросы, как определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза; декларирование, контроль, корректировка таможенной стоимости. Но вопросы определения таможенной стоимости вывозимых товаров отнесены пока к компетенции национального законодательства и решаются в каждом государстве — члене Таможенного союза самостоятельно.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tamojennaya-stoimost-tovara-suschnost-funktsii/

Нормативные правовые акты

1 Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — N 50. — Ст. 6615.

2 Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от 23.04.2012) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. — 2012. — N 32. — Ст. 4471.

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. — N 1 (ч. 1).

— Ст. 1.

4 Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.11.2015) «О таможенном тарифе» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — N 23. — Ст. 821.

5 Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2010. — N 48. — Ст. 6252.

Специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tamojennaya-stoimost-tovara-suschnost-funktsii/

1 Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / А.И. Дралин, С.Г. Михнева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Пенза: Информационно-издательский центр ПГУ, 2010. — 127 с.

2 Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: учебник. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2011. — 448 с.

3 Особенности судебной практики по делам, вытекающим из таможенных правоотношений. Выпуск II. Сборник материалов межвузовского конкурса научных работ студентов / Под общ. ред. С.Н. Гамидуллаева. — СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА, 2015. — С. 28.

Материалы юридической практики

1 Постановление Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза» // Вестник ВАС РФ. — 2014. — N 3.