Формы и принципы проведения таможенного контроля

Курсовая работа

Вопрос таможенного контроля сегодня является одним из самых важных в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, поэтому правовое регулирование этой части таможенного дела является развёрнутым и дифференцируемым и осуществляется Законами РФ, Таможенным кодексом РФ, а также многочисленными правилами проведения таможенного контроля, определяемыми ФТС. В свою очередь Федеральная таможенная служба в своей деятельности

руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и

распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и

распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными

договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами

Центрального банка Российской Федерации.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед Россией, является выработка рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки и развитие сотрудничества в сфере международной торговли. В серьезных трудностях и остро нуждаясь в поддержке национальных экспертов, страна сталкивается с необходимостью защиты национальных интересов, главные из которых — экономические.

Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации, одной из составляющих таможенной деятельности в Российской Федерации является порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, таможенный контроль. В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, который закреплен в статье 14 ТК РФ, все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ. Требования этого принципа являются обязательными и распространяются на всех людей, перемещающих товары и транспортные средства.

Таможенный контроль развивается в связи с увеличением объемов деятельности в таможенной сфере, обменом товарами и пассажирами, расширением внешнеэкономических связей России.

Объектом изучения данной курсовой работы являются формы таможенного контроля, направленные на повышение эффективности таможенного администрирования.

8 стр., 3810 слов

Таможенные органы Российской Федерации в системе валютного контроля

... и сущность валютного контроля Валютный контроль - это контроль над осуществлением валютных операций, который осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного регулирования в соответствии Федеральным законом от 10.12.13г. №173-ФЗ. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивая ...

Целью данной работы является рассмотрение таможенного контроля, его значение, форм и мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства России, рассмотрение изменений положений о таможенном контроле в Таможенном кодексе Таможенного Союза.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

  • систематизировать теоретический материал;
  • определить понятие «таможенный контроль»;
  • изучить формы и порядок проведения таможенного контроля;
  • рассмотреть особенности проведения экспертизы при проведении таможенного контроля.

    ГЛАВА 1.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

1.1. Понятие и принципы таможенного контроля

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ. Согласно ст. 192 ТК РФ при ввозе таможенный контроль на­чинается с момента пересечения товаром и транспортным сред­ством таможенной границы, а при вывозе он начинается с мо­мента принятия таможенной декларации.

Таможенный контроль это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Под комплексом мер, реализуемых таможенными органами, понимаются формы и методы таможенного контроля.

Формы производства таможенного контроля это отдельные разновидности проверочных мероприятий (проверка документов, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение и другие формы).

Способы производства таможенного контроля представляют собой меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного контроля . К способам производства таможенного контроля можно отнести, например, идентификацию товаров и транспортных средств, назначение экспертизы, привлечение специалиста, наложение ареста на товары или изъятие товаров, создание зон таможенного контроля. В качестве средств производства таможенного контроля следует рассматривать:

  • технические средства таможенного контроля;
  • морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;
  • информационные ресурсы таможенных органов;
  • поисковых собак.

Статья 358 устанавливает следующие принципы проведения таможенного контроля:

1) при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются

только формами таможенного контроля, которые достаточны для

обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ;

2) при выборе форм таможенного контроля используется система

управления рисками. При этом под риском понимается вероятность

несоблюдения таможенного законодательства РФ.

3) таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки;

4) Федеральная таможенная служба России определяет стратегию

таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков;

11 стр., 5324 слов

Таможенный контроль товаров при международных автомобильных перевозках

... в области международной купли-продажи товаров, носят императивный характер. Таможенный контроль за автомобильными перевозками можно разделить на два вида: таможенный контроль автотранспортных средств, перевозящих товары, следующих за товарами или после выгрузки товаров, и таможенный контроль товаров. Таможенный контроль осуществляется в пограничных пунктах ...

5) в целях совершенствования таможенного контроля Федеральная таможенная служба России сотрудничает с таможенными органами иностранных государств, заключает с ними соглашения о взаимной помощи;

6) Федеральная таможенная служба России в целях повышения

эффективности таможенного контроля стремится к взаимодействию с

участниками ВЭД, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами,

и их профессиональными объединениями (ассоциациями);

7) таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК РФ.

Принцип выборочности означает, что нет надобности проводить контроль в полном объеме, т.е. проверку всех товаров. Однако выбор формы таможенного контроля является исключительной ответственностью таможенных органов. Данный принцип отвечает международной практике, основанной на положениях Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция в редакции 1999 г.), согласно которой таможенный контроль, как правило, ограничивается минимумом, который необходим для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.

Отбор проб и образцов товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществляется сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа. Должностные лица таможни имеют право присутствовать при отборе и взятии проб товаров сотрудниками других государственных органов. Таможенные органы должны быть проинформированы о результатах исследований проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами.

Окончательное решение о выпуске товаров принимает таможенный орган по результатам таможенного контроля. При этом неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий.

При ввозе на таможенную территорию РФ товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента (абзац 1 пункта 1 ст. 360 ТК РФ):

  • выпуска для свободного обращения;
  • уничтожения;
  • обращения в федеральную собственность (например, в результате конфискации, отказа в пользу государства);
  • реализации как невостребованных (например, в случаях превышения сроков хранения на складе временного хранения или на таможенном складе);
  • реализации, как незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ (в случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций);
  • фактического вывоза с таможенной территории РФ (например, как запрещенных к ввозу в РФ или вывезенных в соответствии с таможенным режимом реэкспорта);

— Российские товары (транспортные средства) считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы (ст. 360 ТК РФ).

3 стр., 1173 слов

Особенности организации таможенного контроля товаров, перевозимых ...

... общие положения таможенного оформления и таможенного контроля; раскрыть понятие организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров; рассмотреть особенности механизма таможенного оформления товаров, перевозимых морским и водным транспортом; выявить проблемы организации таможенного оформления и таможенного регулирования товаров, перевозимых водным транспортом. Для ...

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 ст. 391 ТК РФ при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Товары, указанные для таможенных целей, считаются находящимися под таможенным контролем.

Таможенные органы Российской Федерации вправе принудительно останавливать транспортные средства, возвращать морские, речные и воздушные суда, покинувшие таможенную территорию Российской Федерации без разрешения таможенных органов Российской Федерации, за исключением иностранных судов и судов, находящихся на территориях других государств.

В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. При этом таможенные органы вправе применить такую ​​форму таможенного контроля, как, например, таможенный аудит. ТК РФ позволяет таможенным органам применять данные меры как после утраты товарами статуса, находящихся под таможенным контролем (выпущенных в свободное обращение), так и во всех иных случаях, когда:

  • обнаруживаются товары, ввезенные в РФ с нарушением таможенных правил (без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков, без уплаты таможенных пошлин, налогов или без соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);
  • обнаруживается отсутствие в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либо недостоверность таких сведений, а равно отсутствие коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие сведения;
  • обнаруживаются факты пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Таможенный контроль может сопровождаться временным ограничением права собственности на товар в виде ареста или ареста.

Таможенный контроль завершается только после выпуска товаров и транспортных средств. При этом выпуск в соответствии с ТК РФ означает передачу таможенными органами товаров или транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение лица.

Таким образом, при ввозе таможенный контроль начинается в пунктах пропуска на таможенной границе, определяемых та­моженными органами для пересечения товарами и транспорт­ными средствами, и завершается после окончания таможенного оформления и передачи лицу в полное распоряжение.

Обычно таможенный контроль товаров и транспортных средств заканчивается после того, как таможенное оформление завершено и таможенный служащий проставляет штамп «выпуск» и номерную личную печать на соответствующих документах. В то же время таможенные органы имеют право проверять достоверность информации, предоставленной при таможенном оформлении после выпуска, а также имеют право запрашивать и получать информацию, касающуюся внешнеэкономических операций с товарами. Такая проверка может быть проведена в течение одного года с момента принятия решения по делу .

15 стр., 7431 слов

Таможенный контроль товаров и транспортных средств при осуществлении ...

... Прежде всего, это статус товаров и транспортных средств, которые находятся под таможенным контролем (п. 4 ч. 1 ст. 11, ст. 360 ТК РФ). Интересно отметить, что определение товаров, находящихся под таможенным контролем, по ст. 360 ТК ...

Для осуществления таможенного контроля в виде таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным контролем создаются зоны таможенного контроля.

Зоны таможенного контроля создаются:

  • вдоль таможенной границы РФ;
  • в местах производства таможенного оформления;
  • в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра;
  • в местах временного хранения;
  • в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары;
  • в иных местах, определяемых ТК РФ (например местах нахождения арестованных товаров — пункт 2 статьи 377 ТК РФ, на территории магазина беспошлинной торговли — пункт 4 статьи 260 ТК РФ).

Зоны таможенного контроля бывают двух типов: постоянные и временные. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в случаях регулярного нахождения в них товаров, подлежащих таможенному контролю (места прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию — п. 1, п. 2 ст. 78 ТК РФ, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли).

Временные зоны таможенного контроля могут создаваться на основании письменного решения начальника таможенного органа (лица, его замещающего):

  • при производстве таможенного оформления вне установленных для этого мест (на период времени совершения таможенных операций);
  • при необходимости осуществления осмотра или досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля.

Границы зоны постоянного таможенного контроля обозначены прямоугольными знаками с зеленой надписью «Зона таможенного контроля» на русском и английском языках «Зона таможенного контроля». Границы Временной зоны таможенного контроля могут быть обозначены защитной лентой, знаками, рекламными щитами или другими информационными знаками.

Таким образом, зона таможенного контроля (как постоянная, так и временная) представляет собой четко ограниченную территорию, предназначенную для нахождения товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю. Следовательно, осуществление промышленной и другой коммерческой деятельности, перемещение товаров, транспортных средств, людей за пределы зон таможенного контроля и в их пределах разрешается с разрешения таможенных органов и под их контролем.

Таможенный орган требует необходимые документы и информацию для таможенного контроля, устанавливает срок их подачи в письменной форме, которого для этого должно хватить. По мотивированному запросу лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов. Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться физическими лицами не менее трех календарных лет, начиная с года, в котором товары утратили свое положение под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции.

9 стр., 4173 слов

Таможенное декларирование товаров и транспортных средств

... экономических интересов Российской Федерации; проведение в пределах своей компетенции основного таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации; выявление и принятие мер в пределах ...

Согласно статье 364 ТК таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики, лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (статья 68 ТК), а также лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым ГТК РФ.

Статья 365 Трудового кодекса предусматривает недопустимость причинения неправомерного ущерба при таможенном контроле. Убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Проанализировав таможенный контроль, можно отметить, что основной целью таможенного контроля является выявление посредством различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и стандартам таможенного законодательства.

Поэтому таможенный контроль — важнейшая составляющая таможенной деятельности и, в целом, один из базовых институтов любой экономики. Несмотря на его несовершенство, можно сказать, что его механизм в настоящее время успешно работает и имеет большой потенциал для развития и совершенствования.

1.2. Субъекты, объекты, цели и предметы таможенного контроля

Согласно содержанию п. 2, 10 ст. 10, п. 16 ст. 18, ст. 180 ТК РФ таможенный контроль производится должностными лицами таможенных органов РФ. Таким образом, субъектами таможенного контроля, то есть лицами, правомочными на его производство, являются сотрудники таможенных органов РФ.

При этом, помимо таможенных органов, существуют и другие государственные контролирующие органы, которые выполняют свои функции в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В связи с этим возникает вопрос о возможности расширения круга субъектов таможенного контроля, а также о соотношении их полномочий при проведении проверочных мероприятий. Так, согласно ст. 130 ТК РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, может быть завершено только после осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государствен­ного контроля. Кроме того, в соответствии с ч.3 ст. 194 ТК РФ сроки проверки таможенной декларации, документов и досмотра товаров и транспортных средств не включают время, необходимое для осуществления контроля за товарами и транспортными средствами другими государственными органами.

Эти нормы указывают на обязательность действий по контролю товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Более того, согласно ст. 13 ТК РФ таможенные органы вправе в целях решения задач таможен­ного дела взаимодействовать с иными правоохранительными и дру­гими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, допуская выполнение под своим кон­тролем отдельных действий, относящихся к их компетенции.

9 стр., 4128 слов

Методы контроля за транспортными операциями в товаропроводящей сети

... контроля за транспортными операциями предприятия; 4)Предложить направления совершенствования деятельности предприятия "Квенбергер Логистикс Бел". Курсовая работа ... таможенные услуги, информационная поддержка. В-третьих, это регулирование объемов отгрузки товаров, организация всех разгрузочно-погрузочных операций, включая упаковку, упаковку, хранение. Рассмотрим некоторые функции транспортной ...

Именно здесь, содержится важная фраза, которая позволяет выделить субъектов таможенного контроля, не отождествляя последних с субъектами иных видов государственного контроля (применяемого в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ).

В ТК РФ цели таможенного контроля не раскрываются, а упомянутые в п. 16 ст. 18 ТК РФ цели таможенного контроля довольно растяжимы, чтобы можно было ограничиться лишь таможенным контролем. Например, обеспечение соблюдения таможенного законодательства осуществляется не только посредством таможенного контроля, но и посредством реализации правоохранительных мер. Кроме того, требования таможенного законодательства обязывают предоставлять разрешения соответствующих контролирующих органов на право ввоза в РФ отдельных категорий товаров (растительная продукция, товары животного происхождения и др.).

Данные требо­вания имеют еще название мер нетарифного регулирования. При этом может создаться представление, что все отмеченные выше органы (ветеринарные, фитосанитарные, пограничные и др.) следует рассматривать в качестве дополнительных субъектов таможенного контроля. Однако это не так. Каждый государственный орган, осуществляющий контрольные функции, в пределах своей компетенции выполняет «свои» задачи, руководствуясь соответствующим законодательством. Орган фитосанитарного контроля, например, сделав вывод о том, что ввезенный товар не может быть использо­ван на территории РФ, отказывает в предоставлении необходимо­го разрешительного документа (фитосанитарный сертификат или импортное карантинное разрешение).

В свою очередь таможенные органы не разрешат выпуск товара на территорию РФ, как не про­шедшего таможенное оформление в режиме выпуска для свободного обращения (по причине непредставления необходимых для таможен­ных целей документов).

Таким образом, именно цели контрольных мероприятий позволяют ограничить круг субъектов таможенного контроля. Однако для этого сле­дует более четко обозначить цель таможенного контроля, а именно, как проверку соблюдения законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также соблюдения условий избранного таможенного режима и осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела.

Отсюда следует вывод, что субъектами таможенного контроля являются только и исключительно таможенные органы (должностные лица), поскольку, в конечном итоге, таможенные органы принимают решение о выпуске товаров и транспортных средств, включая условный выпуск либо выдачу лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в области таможенного дела.

В соответствии с обозначенными целями таможенного контроля можно выделить его объект и предметы. Принимая во внимание, что под объектом в праве понимаются конкретные имущественные и неимущественные блага и интересы, отношения по поводу которых регламентированы законом, в качестве объекта таможенного контроля следует выделить государственные интересы , заключающиеся в обеспечении соблюдения физическими лицами и участниками ВЭД положений, регулирующих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также осуществление деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы.

9 стр., 4395 слов

Методы контроля за транспортными операциями в товаропроводящей сети

... создания "зеленого коридора" и предварительного электронного оформления партий товара до прихода транспортных средств в пункт пропуска. Использование программ по контролю за транспортом и систем спутниковой навигации позволят сократить ...

И далее, обращаясь к тому, на что непосредственно направлена проверочная деятельность таможенных органов, уточним предметы таможенного контроля:

  • товары и транспортные средства (перемещаемые либо перемещенные через таможенную границу РФ);
  • документы и сведения, необходимые для таможенных целей;
  • предпринимательская деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

Последний из вышеперечисленных элементов таможенного контроля отражает важную особенность, имея в виду, что речь может идти о случаях, напрямую не связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Поскольку нет перемещения, значит, нет и таможенного оформления (за исключением случаев изменения таможенного ре­жима), а это уже придает самостоятельность таможенному контро­лю, отделяя его от процедуры таможенного оформления. В качестве систематической проверки деятельности этот вид контроля можно обозначить как надзор. В отличие от контроля конкретных предметов (товаров, документов, транспортных средств) таможен­ный надзор — проверка более абстрактная и включает в себя мно­жество предметов (порядок ведения учета хранящихся на таможен­ных складах товаров, работоспособность охранной сигнализации, со­блюдение пропускного режима на территории склада временного хранения, соблюдение порядка проведения операций с хранящимися товарами и др.).

Предметом таможенного контроля становятся следующие действия участников ВЭД:

  • получение права заниматься ВЭД путем регистрации в соответствующих государственных органах;
  • заключение международных контрактов (договоров);
  • получение соответствующих лицензий и разрешений на ввоз/вывоз определенных видов товаров (или определенных количеств) в целях выполнения мер экономической политики;
  • оформление внешнеторговой документации;
  • уплата таможенных платежей;
  • доставка товаров и транспортных средств в установленное место и время;
  • декларирование товаров и транспортных средств;
  • помещение товаров и транспортных средств на склады временного хранения;
  • распоряжения товарами после их помещения под иной таможенный режим.

В качестве объектов таможенного контроля выступают:

  • товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;
  • внешнеторговые документы;
  • физические и юридические лица;
  • соблюдения условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и помещения их под таможенный режим.

Что касается документов, необходимых для таможенного контроля, то они могут считаться объектами контроля как на этапе регистрации товаров и транспортных средств в пути, так и на этапе регистрации изменения таможенной процедуры, и на этапе таможенного контроля. Причем по назначению их возможно разделить на несколько видов:

  • документы, необходимые для таможенного оформления и контроля;
  • документы, необходимые для контроля (надзора).

Таким образом, рассмотрев таможенный контроль как провер­ку, выделив его основные элементы (субъект и предметы), можно дать следующее его определение:

Таможенный контроль есть осуществляемая таможенными органами РФ проверка перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также надзор за предпринимательской деятельностью (рынок таможенных услуг) в сфере таможенного дела.

5 стр., 2275 слов

Таможенные процедуры в отношении транспортных средств международной перевозки

... таможенного органа на основании представленных перевозчиком документов. Также необходимо отметить, что в соответствии ч. 2 п. 2 Инструкции о порядке заполнения удостоверения ввоза транспортного средства международной перевозки, ... ТСМП под таможенный режим или процедуру; снятием с таможенного контроля. Под обстоятельствами, допускающими снятие товаров (в том числе ТСМП) с таможенного контроля, ст. 278 ...

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

2.1. Проверка документов и сведений. Устный опрос. Получение пояснений

Процессуальная составляющая правового регулирования таможенного контроля в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации устанавливается порядком и формами таможенного контроля.

Проверка документов и сведений форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа при проведении таможенного оформления товаров.

В соответствии с пунктом 1 ст. 367 ТК РФ целями применения данной формы таможенного контроля являются:

  • установление подлинности документов (срок действия, наличие и подлинность необходимых реквизитов (печати, подписи, штампы);
  • проверка достоверности сведений, содержащихся в документах (данные об отправителе, получателе товара, декларанте, сведения о перемещаемых товарах (наименование, стоимость, количество, страна происхождения и др.), сведения об уплате таможенных платежей и др.

данные);

  • проверка правильности оформления документов (правильность заполнения соответствующих граф ГТД, отсутствие исправлений).

Проверка документов и сведений проводится в несколько этапов:

  • а) проверка самих документов на предмет их подлинности и правильности оформления (проверка формы документа);
  • б) проверка сведений, необходимых для таможенных целей (проверка содержания документа).

При реализации данной формы таможенного контроля таможенные органы не связаны представленными документами и сведениями, содержащимися в них, а потому самостоятельно вправе пользоваться информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств.

Перечень документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, установлен приказом ФТС России от 25 апреля № 536.

Проверка документов и информации в некоторых случаях допускается до перемещения товаров через таможенную границу. Например, в соответствии с пунктом 1 ст. 130 ТК РФ таможенная декларация может быть подана на иностранные товары до их прибытия на таможенную территорию РФ.

Устный опрос — форма таможенного контроля, применяемая таможенными органами при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, которая заключается в получении необходимых сведений от физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Возможность проведения устного опроса ограничивается производством таможенного оформления, обусловленном перемещением через границу товаров (транспортных средств).

Опросу подлежат физические лица, а также лица, являющиеся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении оформляемых товаров (транспортных средств), например специалист по таможенному оформлению, в случае таможенного декларирования товаров таможенным брокером.

Данная форма таможенного контроля применяется без письменного подтверждения полученной информации.

Получение пояснений — форма таможенного контроля, применяемая должностным лицом таможенного органа для получения сведений (от декларантов, лиц, перемещающих товары, иных лиц) об обстоятельствах перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, имеющих значение для целей проверки соблюдения требований таможенного законодательства.

В отличие от устного допроса, возможность получения объяснений не ограничивается установлением таможенного оформления и допускается везде, где ТК РФ предусматривает таможенный контроль, даже после того, как товары были выпущены в свободное обращение.

Таможенные органы вправе получать пояснения от любых лиц, которые имеют отношение к перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств (декларанты, перевозчики, экспедиторы и др. лица), а также обладают соответствующими сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенного контроля.

Получение пояснений оформляется в письменной форме. Форма пояснения утверждена приказом ГТК от 24.11.03 № 1323.

2.2. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств. Таможенный досмотр. Личный досмотр

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств — форма таможенного контроля, которая заключается во внешнем визуальном осмотре уполномоченными должностными лицами таможенного органа товаров, багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, без вскрытия транспортного средства либо его грузовых помещений и нарушения упаковки товаров.

Особенностью таможенного досмотра товаров и транспортных средств является то, что это всегда внешнее обследование, которое не связано с вскрытием упаковки товара, транспортного средства или его погрузочного пространства.

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств проводится в присутствии декларанта и иных уполномоченных лиц в отношении проверяемых объектов. Исключения составляют случаи применения данной формы таможенного контроля при нахождении товаров и транспортных средств в зоне таможенного контроля (если заинтересованные лица не изъявили желание присутствовать при производстве таможенного осмотра).

Обязательность письменного оформления результатов таможенного осмотра товаров и транспортных средств (в виде акта, составляемого в двух экземплярах) зависит от одного из следующих факторов:

  • дальнейшего использования таможенными органами результатов осмотра, например, в качестве доказательственной информации (ст. 392 ТК РФ);

— требования лица, обладающего полномочиями в отношении осматриваемых товаров и (или) транспортных средств (как альтернатива акту, возможна отметка в транспортном документе о проведении осмотра).

Форма акта таможенного осмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК от 20.10.03 № 1166.

Таможенный осмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, например, при оформлении завершения внутреннего таможенного транзита, так и как производная форма таможенного контроля при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).

— форма таможенного контроля, которая заключается в проведении должностными лицами таможенного органа осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Как правило, таможенный досмотр проводится после принятия таможенной декларации на товары, то есть когда декларация приобретает статус документа, имеющего юридическое значение (пункт 3 ст. 132 ТК РФ).

Исключения составляют случаи:

  • проведения таможенного досмотра до подачи таможенной декларации для целей идентификации товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (например, при оформлении внутреннего таможенного транзита);
  • проведения таможенного досмотра в целях проверки информации о нарушении таможенного законодательства РФ;
  • проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки.

Таможенному досмотру товаров и транспортных средств должно предшествовать обязательное уведомление о проведении таможенного досмотра.

Проведение таможенного досмотра в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей возможно при участии понятых и только в случаях:

  • неявки указанных лиц по истечении срока на подачу таможенной декларации;
  • существования угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей природной среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в том числе если имеются признаки, указывающие на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют зловоние);
  • пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
  • оставления на таможенной территории РФ товаров и транспортных средств в нарушение таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров (транспортных средств).

По результатам таможенного досмотра товаров и транспортных средств составляется акт (в двух экземплярах).

Форма акта таможенного досмотра товаров и транспортных средств утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».

В зависимости от оснований (рисков) проведения таможенного досмотра, последний может быть:

  • основным (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки таможенной декларации);
  • повторным (с целью проверки результатов основного таможенного досмотра, проведенного в процессе таможенного декларирования товаров);
  • направленным (с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений, а также с целью выявления фактов сокрытия от таможенного контроля);

идентификационным.

По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить такие его варианты, как:

  • досмотр с пересчетом грузовых мест и их взвешиванием;
  • досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;
  • досмотр со вскрытием всех грузовых мест;
  • досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах и другие варианты досмотра.

Если часть товаров, указанных в таможенной декларации как одноименные товары, прошла таможенный контроль, результаты этой проверки распространяются на все товары, указанные в таможенной декларации. Декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, вправе потребовать проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, если считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары (пункт 4 ст. 372 ТК РФ).

Таможенный досмотр товаров и транспортных средств может применяться как самостоятельная форма таможенного контроля, так и в качестве производной формы контроля, например, при проведении специальной таможенной ревизии (пункт 4 ст. 376 ТК РФ).

Сроки проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств вне зоны таможенного контроля не должны превышать двух часов (пункт 2 ст. 410 ТК РФ).

Личный досмотр — исключительная форма таможенного контроля, применяемая к физическому лицу, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного Таможенным кодексом Российской Федерации.

Использование личного досмотра возможно при наличии оснований предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и добровольно не выдает товары:

  • запрещенные к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу за ее пределы;
  • перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ.

При этом, физическое лицо должно следовать через Государственную границу Российской Федерации и находиться в зоне таможенного контроля (месте производства таможенного оформления) или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения.

Места производства таможенного оформления могут быть:

  • в международных морских (речных) и воздушных портах;
  • на автомобильных пунктах пропуска через Государственную границу;
  • на транспортных средствах (например, в поездах).

Транзитная зона аэропорта, открытая для международного сообщения, — это территория, предназначенная для размещения пассажиров, следующих через территорию Российской Федерации на международных рейсах, вылетающих в соответствующем российском порту. Поводами для личного досмотра транзитных пассажиров могут быть сведения о фактах передачи предметов с транзитной зоны на остальную часть территории порта (или наоборот) либо оперативные данные о незаконной перевозке определенных предметов (наркотические вещества, фальшивая валюта, оружие), изъятых из свободного обращения, если обязанность выявления и пресечения такого перемещения проистекает из международных договоров с участием РФ.

Руководитель таможенного органа или его заместитель вправе принять решение о необходимости личного досмотра.

Решение о проведении личного досмотра принимается в письменной форме путем:

  • наложения резолюции на рапорте должностного лица таможенного органа;
  • оформления отдельного акта.

Участниками личного досмотра являются следующие лица:

1. Сотруднику таможни поручено провести личный досмотр. Сотрудник таможни должен быть того же пола, что и проверяемое лицо. Перед началом личного досмотра должностное лицо таможенного органа обязано ознакомить досматриваемое лицо с решением о производстве личного досмотра, объявить досматриваемому лицу его права и обязанности, предложить добровольно выдать скрываемые предметы.

2. Разыскиваемое лицо — лицо, в отношении которого принято решение о проведении личного досмотра.

Специальных требований (возраст, дееспособность) к данному участнику личного досмотра не предъявляется. Исключение составляют ограничения на возможность проведения личного обыска в связи с профессиональной принадлежностью человека. Список таких лиц определяется федеральными законами, международными конвенциями и договорами. Например, не могут быть подвергнуты личному досмотру Президент РФ, депутаты Федерального Собрания РФ, Судьи Конституционного Суда РФ, судьи РФ, прокуроры и следователи органов прокуратуры, сотрудники органов федеральной службы безопасности и ряд других лиц.

В обязанности запрашиваемого лица входит выполнение требований и распоряжений таможенника, проводящего личный досмотр.

При проведении личного досмотра, лицо имеет право:

  • знакомиться с решением о проведении личного досмотра;
  • ознакомиться со своими правами и обязанностями;
  • добровольно выдать скрываемые предметы;
  • давать объяснения, заявлять ходатайства;
  • пользоваться понятным ему языком либо услугами переводчика;
  • знакомиться с содержанием акта личного досмотра и делать замечания на него, а также получить второй экземпляр этого акта;
  • обжаловать действия должностных лиц таможенного органа.

3. Понятые. Свидетели должны быть в количестве двух человек одного пола с подозреваемым.

Основные задачи понятых — присутствовать при личном досмотре и удостоверять своей подписью всю информацию о фактах, содержании и результатах действий, совершенных в их присутствии, отраженных в акте личного обыска.

Иные участники личного досмотра привлекаются в зависимости от его особенностей (возможного предмета поиска и предполагаемого места его нахождения, уровня владения языком, на котором проводится личный досмотр и др.).

В качестве таких лиц выступают:

  • медицинский работник;
  • специалист;
  • переводчик;
  • законный представитель (или сопровождающий) несовершеннолетнего либо недееспособного лица.

Личное обследование можно проводить только в отдельном изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ в эту комнату других сторон и возможность наблюдения за их личным досмотром должны быть исключены.

Личный досмотр проводится в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда.

О проведении личного досмотра составляется акт (в двух экземплярах).

Форма акта о проведении личного досмотра утверждена приказом ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1165 «Об утверждении формы акта проведения личного досмотра».

2.3. Таможенное наблюдение. Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. Осмотр помещений и территорий

Таможенное наблюдение представляет собой гласное и целенаправленное визуальное наблюдение должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций.

Таможенное наблюдение может быть:

  • систематическим (например, на территории склада временного хранения) или разовым (при погрузке товаров, оформляемых вне мест нахождения таможенных органов);
  • непосредственным или опосредованным (в случае применения специальных технических средств таможенного контроля).

Таможенное наблюдение может проводиться:

  • в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств;
  • в отношении товаров и транспортных средств, условно выпущенных на таможенной территории РФ (например, хранящихся в режиме таможенного склада или ввезенных для целей переработки).

Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков — форма таможенного контроля, проводимого таможенными органами с целью проверки наличия на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Данная форма таможенного контроля применяется в отношении товаров не находящихся под таможенным контролем. Так, в соответствии с пунктом 3 ст. 361 ТК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены ТК РФ и иными правовыми актами РФ, таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ:

  • путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров таможенными органами в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены ТК РФ;
  • путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию РФ.

Целью проведения проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров является подтверждение легальности их ввоза на таможенную территорию РФ.

Например, алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию РФ и выпускаемые для свободного обращения подлежат маркировке акцизными марками (в целях контроля за их оборотом).

В соответствии с ч. 2 ст. 29 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. На основании ст. 27 ФЗ «О техническом регулировании» продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном данным законом, маркируется знаком обращения на рынке. [7] Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Обнаруженные таможенными органами (в ходе применения рассматриваемой формы контроля) факты отсутствия требуемых марок, идентификационных знаков и других способов обозначения товаров, рассматриваются как подтверждение факта ввоза товаров в РФ без производства таможенного оформления. Бремя опровержения выявленных таможенными органами фактов возлагается на лицо, у которого такие товары обнаружены (пункт 2 ст. 374 ТК РФ).

При обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие товары налагается арест либо товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Товары, указанные для таможенных целей, считаются находящимися под таможенным контролем (пункт 1 ст. 391 ТК РФ).

Осмотр помещений и территорий — форма таможенного контроля, проводимого в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов.

Осмотр помещений и территорий представляет собой визуальное исследование должностными лицами таможенных органов мест, где находятся или могут находиться товары и (или) транспортные средства.

Целями проведения осмотра помещений и территорий являются:

  • проверка наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем (условно выпущенных, хранящихся на складах временного хранения, таможенных складах, хранящихся и (или) выставленных для реализации в магазинах беспошлинной торговли, находящихся у лиц в соответствии с условиями таможенных процедур или иных таможенных режимов, находящихся в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль таможенной границы);
  • обнаружение, у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию РФ с нарушением порядка, предусмотренного ТК РФ.

Поводами для применения данной формы таможенного контроля могут служить:

  • наличие информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ;
  • наличие информации о нахождении в помещениях или на территориях, товаров, ввезенных в РФ с нарушением таможенных правил;
  • выборочная проверка.

Основанием для проведения осмотра помещений и территорий является предписание, подписанное начальником таможенного органа либо лицом его замещающим.

Результаты осмотра помещений и территорий оформляются актом, который составляется в двух экземплярах.

Форма предписания на проведение осмотра помещений и территорий, а также форма акта осмотра помещений и территорий утверждены приказом ГТК от 16.09.03 № 1023.

Перечень должностей должностных лиц таможенных органов РФ, имеющих доступ в помещения и на территории для проведения осмотра утвержден приказом ГТК России от 16 мая 2008 г. N 591.

Предельный срок проведения осмотра составляет один день. Осмотр жилых помещений не допускается.

2.4. Таможенная ревизия

Таможенная ревизия — форма таможенного контроля, которая заключается в проведении таможенными органами (в общей и специальной формах) проверки факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией, имеющейся у проверяемых лиц (декларантов, лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и других проверяемых лиц).

Таможенная ревизия может проводиться в общей и специальной формах.

Проведение общей и специальной таможенной ревизии допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Результаты проведения общей и специальной таможенной ревизии оформляются актом (в двух экземплярах).

Форма акта проведения таможенной ревизии утверждена приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. № 1023 «Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и инструкции по их заполнению».

Общая таможенная ревизия проводится подразделениями таможенной инспекции таможенных органов РФ. Проведение специальной таможенной ревизии предусматривает формирование ревизионной комиссии.

Общая таможенная ревизия проводится у декларантов, а также иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, но не выступающих в качестве декларантов, при перемещении товаров (ст. 16 ТК РФ).

Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего), копия которого вручается проверяемому лицу.

Требованиями проведения общей таможенной ревизии являются:

  • соблюдение сроков проведения общей ревизии (не более трех рабочих дней);
  • непрепятствование осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица;
  • однократность проведения общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров;
  • оформление акта проведения общей таможенной ревизии в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии.

Специальная таможенная ревизия более жесткий вариант таможенной ревизии, имеющий схожие черты с правоохранительными мерами (например, мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении), поскольку допускает арест или изъятие товаров.

ТК РФ предусматривает три категории лиц, у которых может быть проведена специальная таможенная ревизия.

1. Декларанты, а также иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, но не выступающие в качестве декларантов при перемещении товаров (ст. 16 ТК РФ).

Поводами для проведения специальной таможенной ревизии у таких лиц могут быть обнаруженные при проведении общей таможенной ревизии либо иных форм таможенного контроля данные, которые могут свидетельствовать:

  • о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении;
  • о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений (например, сдача в аренду товаров, временно ввезенных в РФ представительством иностранной компании для обеспечения своей деятельности).

2. Лица, осуществляющие деятельность в области таможенного дела (таможенные брокеры, таможенные перевозчики, владельцы таможенных складов и складов временного хранения).

Поводом для проведения специальной таможенной ревизии может послужить обнаружение данных, которые могут свидетельствовать:

  • о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них;
  • о несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности в области таможенного дела.

3. Лица, осуществляющие оптовую или розничную торговлю ввезенными в РФ товарами.

Поводом для проведения специальной таможенной ревизии у лиц, которые ранее не принимали участие в перемещении проверяемых товаров, может быть обнаружение данных, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию РФ с нарушением требований и условий, установленных ТК РФ, что повлекло за собой одно из следующих последствий:

  • нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В отличие от общей таможенной ревизии, специальная ревизия может быть назначена только по решению начальника таможенного органа (лица, его замещающего) с уровня начальника таможни либо начальника вышестоящего таможенного органа. Копия данного решения вручается проверяемому лицу.

Специальная таможенная ревизия должна проводиться в срок, не превышающий двух месяцев (со дня принятия решения о проведении специальной ревизии).

Допускается продление предельного срока, но не более чем на один месяц и только по решению вышестоящего таможенного органа.

Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается.

При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы наделены правом применения таких форм таможенного контроля как осмотр территорий и помещений проверяемого лица, осмотр и досмотр товаров. Кроме того, возможно проведение инвентаризации, в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Таможенные органы также вправе временно ограничивать права собственности, на проверяемые товары, путем наложения на них ареста (запрета на передачу товаров другим лицам, продажу товаров либо распоряжение ими иными способами).

Арест товаров возможен при наличии одного из следующих оснований:

  • обнаружение товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения либо товаров с поддельными марками или знаками;
  • отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений о выпуске товаров таможенными органами, если в соответствии с правовыми актами РФ указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории РФ (например, номер грузовой таможенной декларации в счете-фактуре на товары), а также обнаружение недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;
  • обнаружение фактов пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

При аресте товары остаются у владельца или лица, обладающего полномочиями в отношении товаров. Если имеются основания полагать, что арест не может обеспечить достаточную сохранность товаров или товары являются запрещенными к ввозу в РФ либо обороту на территории РФ, таможенный орган производит их изъятие.

Как правило, изъятые товары помещаются на склад временного хранения.

Решение об аресте или изъятии товаров принимается должностным лицом таможенного органа, проводящим специальную таможенную ревизию, в присутствии лица, у которого обнаружены товары (его представителя), а так же в присутствии не менее двух понятых.

Об изъятии или аресте товаров составляется протокол, с вручением копии лицу, у которого обнаружены товары (его представителю).

ГЛАВА 3. ТАМОЖЕННЫЙЙ КОНТРОЛЬ В ТАМОЖЕННОМ КОДЕКСЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2010 Таможенного Кодекса ТС весьма актуальным является вопрос правового регулирования порядка осуществления таможенного контроля на единой таможенной территории стран-участниц ТС.

Таможенный кодекс ТС является неотъемлемой частью договора о Таможенном кодексе ТС и имеет статус международного договора, что предопределяет возникновение усложнённой процедуры внесения соответствующих изменений.

С начала этого года Россия, Беларусь и Казахстан живут по единому таможенному тарифу. А с 1 июля отменяется таможенный контроль на белорусско-российской границе, еще через год он будет снят и на российско-казахстанской. Таковы некоторые этапные рубежи в реализации подписанного 27 ноября 2009 года в Минске главами трех государств соглашения о Таможенном союзе. Его конечная цель — объединение экономического пространства стран, обладающих огромной территорией, колоссальными природными богатствами и более чем 170-миллионным населением.

Серьезных изменений в процедурах и способах таможенного контроля по сравнению с действующими нет, но все таки небольшие изменения есть, поэтому рассмотрим их подробнее.

В ТК ТС содержится открытый перечень мест, признаваемых зонами таможенного контроля.

В Таможенном кодексе Российской Федерации отсутствуют объекты таможенного контроля, в проекте Таможенного Кодекса Таможенного союза указаны объекты таможенного контроля (ст. 95 «Проведение таможенного контроля»).

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с настоящим Кодексом;

2) таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

3) деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

4) лиц, пересекающих таможенную границу.

В Таможенном кодексе РФ указаны 10 форм таможенного контроля, а в Таможенном кодексе Таможенного союза 12 форм. ТК ТС указывает на появление новых форм таможенного контроля:

  • учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
  • проверка системы учета товаров и отчетности;
  • таможенная проверка (камеральная и выездная) вместо таможенной ревизии.

В новом ТК ТС впервые предусматривается возможность внесения изменений в декларацию после выпуска товаров.

Предусматривается процедура освобождения от таможенного досмотра личного багажа

  • глав государств-членов таможенного союза,
  • министров иностранных дел, посещающих государства-члены с официальным визитом,
  • иных лиц, в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.

Таможня вправе проводить контрольные мероприятия и после выпуска товаров. Сейчас исходя из п. 2 ст. 361 ТК РФ такой контроль может осуществляться в течение года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. А согласно ст. 99 ТК ТС этот срок увеличен до трех лет.

Более того, ТК ТС позволяет государствам — членам Таможенного союза увеличить его до пяти лет. Российские таможенники вряд ли упустят такую возможность. И это станет реальной проблемой, если учитывать изменения, произошедшие с таможенной ревизией (в ТК ТС — таможенная проверка).

Проверять могут не только декларантов и таможенных представителей. Навестить таможенники могут и любых иных лиц, выступивших контрагентами по внутренним договорам в отношении проверяемого товара.

Между тем сейчас таможенная ревизия может проводиться у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами (п. 2 ст. 376 ТК РФ).

То есть необходимо выполнение двух условий:

  • организация занимается торговлей ввозимыми товарами;
  • на момент проверки организация владеет такими товарами.
  • ТК ТС развязал руки таможенникам. С проверкой могут прийти в том числе (п. 2 ст. 122 ТК ТС):
  • к лицам, напрямую или косвенно участвовавшим в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
  • к лицам, в отношении которых имеется информация, что во владении и (или) пользовании находятся (находились) товары, незаконно перемещенные через таможенную границу.

После вступления в силу ТК ТС обычной может стать ситуация, когда организация купила в России товар для собственных нужд, а через два года к ней придет таможня и заявит: товар ввезен с нарушениями, что может существенно подорвать стабильность гражданского оборота.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 134 ТК ТС в ходе проверки таможня получит право требовать у банков и иных кредитных организаций информацию и документы, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций и необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну, а также запрашивать и получать у налоговых и иных государственных органов информацию и документы, в том числе составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законодательством тайну.

Введение института взаимной административной помощи таможенных органов предполагает:

  • обмен информацией между таможенными органами,
  • взаимное признания решений,
  • проведение отдельных форм таможенного контроля по поручению другого государства-члена ТС в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза.

Принятие ТК ТС будет способствовать:

  • усилению взаимной торговли,
  • возрастанию роли рубля в расчётах,
  • тесному сотрудничеству государств-членов ТС в процессе реализации на практике механизма осуществления таможенного контроля на едином экономическим пространстве таможенного союза.

В завершении хотелось бы отметить, что основная цель создания Таможенного союза обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятные условия торговли таможенного союза с третьими странами, а также развитие экономической интеграции Сторон. Главное, за всеми новациями не упустить основное — создаваемые общее таможенное, а затем и единое экономическое пространства должны в конечном счете содействовать укреплению трех государств и улучшению жизни их граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении данной работы хотелось бы сказать о некоторых выводах, сделанных в процессе изучения затронутой темы. Тема таможенного контроля является одной из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов.

Основная цель таможенного контроля – выявление, путём различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства, поэтому правовое регулирование этой части таможенного дела является развёрнутым и дифференцируемым и осуществляется Законами РФ, Таможенным кодексом РФ, а также многочисленными правилами проведения таможенного контроля, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед Россией, является выработка рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки и развитие сотрудничества в сфере международной торговли.

В серьезных трудностях и остро нуждаясь в поддержке национальных экспертов, страна сталкивается с необходимостью защиты национальных интересов, главные из которых — экономические.

Важнейший элемент системы государственного управления внешнеэкономическими связями – таможенная структура, и в первую очередь, система таможенного контроля. Большое значение в связи с общим ростом преступности является борьба с должностными преступлениями работников таможенных органов, коррупцией в сфере таможенного контроля.

Таким образом, таможенный контроль является важным элементом таможенного дела, а в целом это один из базовых институтов любой экономики. Несмотря на его несовершенство, можно сказать, что его механизм в настоящее время функционирует довольно успешно, претерпевает изменения, развивается и совершенствуется, особенно в современных условиях создания Таможенного союза России, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://obzone.ru/kursovaya/tamojennyie-printsipyi/

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г).

2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 августа 2009 года).

3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями)

4. Федеральный закон от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»

5. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изменениями и дополнениями)

6. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 «О Федеральной таможенной службе» (с изменениями и дополнениями)

7. Приказ Федеральной таможенной службы от 12 января 2005 г. N 7 «Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне» (с изменениями и дополнениями)

8. Приказ ФТС от 25 апреля 2007года №536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом» (с изменениями и дополнениями).

9. Приказ ГТК от 24.11.03 № 1323 «Об утверждении формы документа».

10. Приказ ГТК от 20.10.03 № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств»

11. Приказ ГТК России от 20 октября 2003 г. № 1165 «Об утверждении формы акта проведения личного досмотра».

12. Приказ ГТК от 16.09.03 № 1023 «О утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий и Инструкции по их заполнению»

13. Приказ Федеральной таможенной службы от 16 мая 2008 г. N 591 «О внесении изменений в приказ ГТК России от 19 января 2004 г. N 48»

14. Кормаков Г.А. Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств // «Правосудие в Поволжье». – 2005., сентябрь-октябрь. № 3.

15. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г.В. Таможенное право. – М.: Юристъ, 2004. –404с.

16. Бекяшев К.А., Моисеев Е.Г. Таможенное право. – М.: Издательство Проспект, 2005. – 267с.

17. Габричидзе, Б.Н. Таможенное право: учеб. для вузов/ Б.Н.Габричидзе, А.Г.Чернявский. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К°, 2006.

18. Габричидзе Б.Н., Максимцева В.А. Комментарии к Таможенному кодексу Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2008.

19. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. – М.: Экономика, 2006

20. Новиков А.Б. Таможенный контроль в системе административных процедур таможенного дела // «Законодательство и экономика». – 2005.N12

21. Свинухов, В.Г. Таможенное дело: учебник / В.Г.Свинухов. — М.: Экономистъ, 2006.

22. Тимошенко И.В. Таможенное право России: учебник для вузов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

23.Чекмарева, Г.И. Основы таможенного дела: учебн. пособие / Г.И.Чекмарева. — Ростов н/Д: МарТ, 2006.

24. Шамахова В.А. Таможенное право РФ.Учебник/Под общ. ред.– М.:СофтИздат,2007. – 744с.

25. http://www.garant.ru/

26. http://www.customs.ru

27. http://www.tamognia.ru

28. http://www.tsouz.ru

Таможенный Кодекс Российской Федерации ст.361

Таможенный Кодекс Российской Федерации ст.362

Приказ ФТС от 25 апреля 2007года №536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом».(с изменениями и дополнениями)

Приказ ГТК от 24.11.03 № 1323 «Об утверждении формы документа».

Приказ ГТК от 20.10.03 № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств»

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»

Приказ ГТК от 16.09.03 № 1023 «О утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий и Инструкции по их заполнению»

Приказ Федеральной таможенной службы от 16 мая 2008 г. N 591 «О внесении изменений в приказ ГТК России от 19 января 2004 г. N 48»

http://www.tsouz.ru